Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единый общий рынок

Общий рынок

Общий рынок ( Common market ) –тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства –капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз .

Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий рынок) требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Соответствующая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

Примеры группировок стран, создавших общий рынок:

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива –странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;

Андский общий рынок –существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;

Латиноамериканская ассоциация интеграции –создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Карибское сообщество –образовано в 1973 г. следующими странами:Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.

Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) –объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г. Руководство осуществляется Советом общего рынка (в составе министров иностранных дел);Группой общего рынка —исполнительным органом, функционирующим постоянно и имеющим административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео. Кроме того, организованы десять технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривается отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле;свободное движение капиталов и рабочей силы;введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза;координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, в валютно-финансовой сфере;унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон;единый порядок определения происхождения товаров. Договор МЕРКОСУР предписывает взаимную отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли оружием, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального и культурного достояния. На внешних границах блока с 1995 г. стали действовать общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран.

Следующим этапом интеграции экономики может стать создание экономического союза стран.

Единый рынок и экономический союз;

Таможенный союз

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма.

В рамах ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифов, различные внешнеторговые преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к перемонтировке ресурсов, в потреблении и производстве.

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в ЕС, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере развития других подобных интеграционных структур, появятся новые моменты, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обуславливается как чисто экономическими факторами, так и политическими.

Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Но для создания ЕР этого недостаточно.

Следующая задача – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача – создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственно перемещение товаров.

Необходимо обозначить и следующие задачи, решаемые при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обуславливают и согласование мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушению норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных механизмов управления и контроля. В ЕС – это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

В принципе строительство ЕР должно завершиться созданием единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки и качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). Пока теоретических разработок по сути, механизмам и инструментам ЭС немного, практически отсутствует опыт для обобщения и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. И сразу же была поставлена задача создания экономического и валютного союза. Создан Европейский банк. Определен уставной капитал в 4 млрд. Евро. Доли распределены между 15 странами: Бундесбанк – 24,4%, Банк де Франс – 16,9, Банко ди Италия – 15, Бэнк оф Инглэнд – 14,7, и т.д., в том числе Люксембург – 0,15%.

2.3. Ведущие интеграционные объединения.

1. Европейский Союз. Образован 9 мая 1950 г. на основе Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали следующие страны: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Вступил в силу с 1953 г. В 1957 г. было образовано ЕЭС. Этапы развития ЕС:

1957 – 1966 – формирование ЗСТ

1987 – 1992 – Общий рынок

1993 – 1998 – Экономический Союз

1999 – … –Экономический и валютный Союз

Современное название ЕС получил на основе Маастрихтского договора 1992 г., когда был взят курс на формирование Экономического Союза.

Основные принципы ЕС:

— Свободный торговый обмен.

— Свободное передвижение граждан стран – членов.

— Свобода выбора места жительства.

— Свобода предоставления услуг.

— Свободный оборот капиталов.

— Европейский Совет – высший орган

— Европейский Парламент (732 депутата)

— Совет Министров – законодательный орган

— Комиссия ЕС – исполнительный орган

Для расчётов между странами ЕС в 1971 году была введена ЭКЮ. С 1999г. – Евро.

Страны – члены ЕС:

1950г.: 1.Бельгия, 2.Италия, 3.Нидерланды, 4.Люксембург, 5.Франция, 6.ФРГ.

1973г.: 7.Великобритания, 8.Дания, 9.Ирландия.

1986г.: 11.Испания, 12.Португалия.

1995г.: 13.Австрия, 14.Финляндия, 15.Швеция.

2004г.: 16.Кипр, 17.Мальта, 18.Венгрия, 19.Польша, 20.Словакия , 21.Чехия,

22.Словения, 23.Латвия, 24.Литва, 25.Эстония.

2007г.: 26.Болгария, 27.Румыния.

1999г.: 1.Бельгия, 2.Нидерланды, 3.ФРГ, 4.Испания, 5.Франция, 6.Ирландия, 7.Италия, 8.Люксембург, 9.Австрия, 10.Португалия,11.Финляндия.

2007г.: 13. Словения.

2008г.: 14.Кипр, 15.Мальта.

2009г.: 16. Словакия.

2011г.: 17. Эстония.

Критерии вступления в еврозону разработаны Маастрихтским договором:

— дефицит бюджета не более 3% ВВП

— государственный долг не более 60% ВВП.

2. ЕАСТ. Европейская ассоциация свободной торговли. Образована в 1960г. 11 государствами, 7 из которых вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн.

Читать еще:  Рынок экономических ресурсов

— содействие финансовому росту и финансовой стабильности;

— создание благоприятных условий для торговли посредством ликвидации торговых барьеров.

Договор распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим беспошлинного оборота между странами ЕАСТ.

В 1991г. между ЕС и ЕАСТ было подписано соглашение об Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает решение следующих задач:

— свободное движение товаров, услуг, капиталов и р/с;

— проведение согласованной политики в области экономики, научных исследований, экологии, образования, социальной социальной сферы.

В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП – высший политический орган и Объединённый комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность.

3. НАФТА. Образована в 1994 г. США, Канада, Мексика.

Цель создания: отмена таможенных барьеров, свобода перемещения через границы товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов. У Нафта отсутствуют межгосударственные органы управления, единая экономическая и валютная политика. 80% мексиканского экспорта и 40% американского освобождено от таможенных пошлин.

4. МЕРКОСУР. Mercado Comun del sur. Общий рынок стран Южного конуса. Образован в 1991г.: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай. С 2007г. вошла Венесуэла.В качестве ассоциированных членоа участвуют Чили, Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, с/х, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере.

В 2001г. В Квебеке по инициативе США было принято решение о создании Американской зоны свободной торговли, которое одобрили 34 страны. Ключевым элементом формирование АЗСТ является взаимодействие между НАФТА и МЕРКОСУР.

5. АСЕАН.Была образована в 1967г. В настоящее время объединяет 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филлипины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999).

Основные направления деятельности АСЕАН:

— развитие сотрудничества в экономической, социальной, культурной областях;

— создание зоны свободной торговли;

— экономическое сотрудничество в сферах финансов, с/х, транспорта, туризма, телекоммуникаций, экологии;

С 2000г. взят курс на формирование ТС.

6.АТЭС.Организация Тихоокеанского экономического сотрудничества была создана в 1989г., на постоянной основе осуществляет деятельность с 1993г. Функционирует в формате форума. Эта региональная структура, объединенная чисто географическим принципом — общим выходом к Тихому океану, не имеет устава и формально не может называться международной организацией. Вся деятельность строится на основе консенсуса и добровольности, что служит гарантией против ущемления интересов участников.

В АТЭС входит 21 страна, в том числе промышленно развитые: Япония Австралия, Новая Зеландия, США, Канада; развивающиеся страны Азии: Гонконг, Тайвань, Филлипины, Индонезия, КНР, Республика Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам (1997г.); страны Центральной и Южной Америки: Мексика, Чили, Перу (1997г.); страны с переходной экономикой: РФ (1997г.). Страны АТЭС создают более 55% мирового ВВП.

Специфика функционирования АТЭС определяется его консультативным статусом, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных отраслях.

7. СНГ. Основой создания является Соглашение, подписанное в Минске 8 декабря 1991г. РФ, Белоруссией, Украиной. 21 декабря 1991г. 11 государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргистан, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина подписали Соглашение о создании СНГ. 6 января 1993г. был принят Устав СНГ. В 1993г. к СНГ присоединилась Грузия.

Этапы формирования СНГ.

1 этап. 1991-1992г.г. Преобладали разъединительные тенденции, обусловленные политическими и экономическими процессами.

2 этап. 14 мая 1993г. принята декларация о поэтапном движении к экономическому союзу. 24 сентября 1993г. был подписан Договор о создании Экономического союза. Был создан Межгосударственный Экономический Комитет – постоянно действующий орган, хотя без точно определённых полномочий.

В течение 1992 -1993 гг. РФ заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством государств СНГ. В этот период сформировалась организационная структура сотрудничества – Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993г. с Минске действует Исполнительный секретариат – своего рода штаб-квартира. Созданы Совет министров иностранных дел. Совет министров обороны государств СНГ.

3 этап. В апреле 1994г. подписание соглашения «О создании зоны свободной торговли», которое сразу же вступило в силу. Происходило упрощение и унификация таможенных процедур в рамках подписанного 8 июля 1994г Соглашения об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах. На первых 3 этапах было принято 880 решений, реализовано только 130.

4 этап. Характеризуется созданием субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ:

— союз четырёх (1996г.), куда вошли РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия;

— союз РФ и Белоруссии (1997г.)

В январе 1995г. подписано соглашение о тройственном Таможенном союзе между РФ, Казахстаном, Белоруссией. В марте 1996г. присоединился Киргизия, в феврале 1999г. Таджикистан. 25 февраля 1999г. был подписан Договор о Таможенном союзе и ЕЭП.

Создание таможенного союза планировалось в два этапа:

1. Отмена тарифных и количественных ограничений в торговле.

2. Формирование единого таможенного пространства с переносом таможенного контроля с внутренних границ на внешние.

Принятие Киргизии в октябре 1998г. в ВТО сделало проблематичным её участие в Таможенном союзе.

В октябре 2000г. Таможенный союз пяти был преобразован в Европейско – Азиатское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) в составе РФ, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана (2006г.)

Основные цели ЕврАзЭС:

— выработка общей политики по проведению структурной перестройки экономики;

— формирование режима свободной торговли;

— формирование единого таможенного тарифа;

— образование общего рынка транспортных услуг.

В 2001г. была образована ШОС.

В 2008 г. Грузия приостановила членство, а в 2009 г. вышла из СНГ.

В июне 2009г. было принято решение о создании ТС между РФ, Казахстаном, Белоруссией с 1 января 2010г.

Удельный вес ведущих интеграционных объединений в Мировом хозяйстве

Общий рынок: определение, специфика, преимущества и недостатки, примеры

Интеграция государств и создание региональных объединений – это основополагающая тенденция современности. В процессе взаимосближения экономик можно выделить несколько этапов. Среди них зона свободной торговли, таможенный союз и, наконец, общий рынок. На сегодняшней день на высшем этапе интеграции находится ЕС. Он является экономическим и валютным союзом.

Общий рынок: определение

Данное понятие обозначает торговый блок, в торговле между странами которого отсутствует большинство барьеров в движении товаров, а также частично внедрена общая политика относительно перемещения между его членами других факторов производства. Завершающим этапом является создание так называемого единого рынка. В нем физические, технические и фискальные барьеры между странами практически отсутствуют, что способствует свободному движению факторов производства между членами торгового блока. Общий рынок в экономике обычно рассматривается как первая ступень к созданию единого. Его формирование происходит на основе зоны свободной торговли в результате углубления хозяйственных связей между странами.

Специфика

Общий рынок – это торговый блок, который предполагает свободное движение капитала и услуг, однако большое количество торговых барьеров остаются в силе. В нем снимаются квоты и тарифы на импорт товаров. Однако другие барьеры в торговле между странами по-прежнему остаются. И это нетарифные ограничения. Среди них фитосанитарные требования, национальные административные процедуры и многое другое, что разнится в странах, которые создали общий рынок. Это создает барьеры в торговле между ними. Не все зарубежные производители готовы приспосабливаться к требованиям других стран, входящих в объединение. Однако постепенно нетарифные барьеры между интегрирующимися государствами начинают сниматься. В конечном счете происходит формирование единого рынка. На данном этапе интеграции товары, услуги, трудовые ресурсы и капитал перемещаются между странами объединения так же свободно, как и в пределах одного государства.

Страны, входящие в общий рынок, сохраняют различия в системах налогообложения, требованиях к электронной коммерции, в некоторых секторах сферы услуг, в частности, в финансах и транспорте. Также в объединении на данном этапе интеграции могут быть не полностью гармонизированы требования относительно профессиональных квалификаций.

Читать еще:  Термины по теме рынок

Преимущества и недостатки

Общий рынок обычно рассматривается, как и другие этапы интеграции, исключительно в позитивном ключе. Однако на самом деле данный этап интеграции имеет для объединившихся стран как преимущества, так и недостатки. Полная свобода перемещения факторов производства позволяет использовать их более эффективно, что ведет к увеличению продуктивности. Общий рынок создает более конкурентную среду, что затрудняет создание монополий. Также это означает, что неэффективные компании будут нести убытки и будут вынуждены уйти из бизнеса. Альтернативой этому неблагоприятному исходу может стать только увеличение их конкурентоспособности за счет реорганизации производства. Что касается потребителей, то они также выигрывают от создания общего рынка. Они получают более дешевые продукты и огромный выбор товаров и услуг.

Однако переходной период может оказывать негативное влияние на национальные экономики стран объединения. Это связано с увеличением конкуренции. Национальные производители, раньше получавшие субсидии, могут оказаться не готовы к изменениям. Следствием может стать их банкротство. Еще одним недостатком создания общего рынка является трудовая миграция из менее развитых стран объединения в успешные в экономическом плане государства.

Примеры

Следует сразу отметить, что все экономические союзы являются общими рынками, поэтому включать их в данный список нецелесообразно. На этапе общего рынка находятся многие интеграционные объединения. Среди них:

Общий рынок

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Западной Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).

Примеры общего рынка:

  • Андская группа (англ.The Andean Community или исп.Comunidad Andina, CAN );
  • Европейская экономическая зона (англ.European Economic Area, EEA ), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн;
  • Общий рынок Карибского сообщества (англ.Caribbean Community single market, CARICOM );
  • Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки;
  • Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки.
  • Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана, России.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Общий рынок» в других словарях:

Общий рынок — (European Economic Community; EEC; Common Market) Европейский общий рынок, созданный в 1957 г. шестью государствами членами Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Одновременно с ним было образовано Европейское сообщество по атомной энергии … Финансовый словарь

Общий рынок — (common market) форма экономической интеграции стран, главной особенностью которой является свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства капитала,трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего… … Экономико-математический словарь

общий рынок — Форма экономической интеграции стран, главной особенностью которой является свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства капитала,трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего рынка. Общий рынок… … Справочник технического переводчика

ОБЩИЙ РЫНОК — (European Economic Community, EEC; Common Market) Европейский общий рынок, созданный в 1957 г. шестью государствами – членами Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community). Одновременно с ним было образовано… … Словарь бизнес-терминов

ОБЩИЙ РЫНОК — (common market) Полностью интегрированная рыночная зона. Общий рынок предполагает не только полную свободу внутренней торговли, как таможенный союз (customs union), но и свободное перемещение рабочей силы (mobility of labour) и капитала.… … Экономический словарь

ОБЩИЙ РЫНОК — ОБЩИЙ РЫНОК, смотри Европейское экономическое сообщество … Современная энциклопедия

ОБЩИЙ РЫНОК — см. Европейское экономическое сообщество … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩИЙ РЫНОК — «ОБЩИЙ РЫНОК», см. Европейское экономическое сообщество (см. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО) … Энциклопедический словарь

«ОБЩИЙ РЫНОК» — одно из названий Европейского сообщества. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ОБЩИЙ РЫНОК — (Сommon Market) См.: Европейское Сообщество (European Community); Европейское экономическое сообщество (European Economic Community). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др.… … Словарь бизнес-терминов

Единый рынок и экономический союз;

Таможенный союз

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма.

В рамах ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифов, различные внешнеторговые преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к перемонтировке ресурсов, в потреблении и производстве.

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в ЕС, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере развития других подобных интеграционных структур, появятся новые моменты, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обуславливается как чисто экономическими факторами, так и политическими.

Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Но для создания ЕР этого недостаточно.

Следующая задача – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача – создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственно перемещение товаров.

Необходимо обозначить и следующие задачи, решаемые при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обуславливают и согласование мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушению норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных механизмов управления и контроля. В ЕС – это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

В принципе строительство ЕР должно завершиться созданием единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки и качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). Пока теоретических разработок по сути, механизмам и инструментам ЭС немного, практически отсутствует опыт для обобщения и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. И сразу же была поставлена задача создания экономического и валютного союза. Создан Европейский банк. Определен уставной капитал в 4 млрд. Евро. Доли распределены между 15 странами: Бундесбанк – 24,4%, Банк де Франс – 16,9, Банко ди Италия – 15, Бэнк оф Инглэнд – 14,7, и т.д., в том числе Люксембург – 0,15%.

Читать еще:  Стратегия денежный рынок

2.3. Ведущие интеграционные объединения.

1. Европейский Союз. Образован 9 мая 1950 г. на основе Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали следующие страны: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Вступил в силу с 1953 г. В 1957 г. было образовано ЕЭС. Этапы развития ЕС:

1957 – 1966 – формирование ЗСТ

1987 – 1992 – Общий рынок

1993 – 1998 – Экономический Союз

1999 – … –Экономический и валютный Союз

Современное название ЕС получил на основе Маастрихтского договора 1992 г., когда был взят курс на формирование Экономического Союза.

Основные принципы ЕС:

— Свободный торговый обмен.

— Свободное передвижение граждан стран – членов.

— Свобода выбора места жительства.

— Свобода предоставления услуг.

— Свободный оборот капиталов.

— Европейский Совет – высший орган

— Европейский Парламент (732 депутата)

— Совет Министров – законодательный орган

— Комиссия ЕС – исполнительный орган

Для расчётов между странами ЕС в 1971 году была введена ЭКЮ. С 1999г. – Евро.

Страны – члены ЕС:

1950г.: 1.Бельгия, 2.Италия, 3.Нидерланды, 4.Люксембург, 5.Франция, 6.ФРГ.

1973г.: 7.Великобритания, 8.Дания, 9.Ирландия.

1986г.: 11.Испания, 12.Португалия.

1995г.: 13.Австрия, 14.Финляндия, 15.Швеция.

2004г.: 16.Кипр, 17.Мальта, 18.Венгрия, 19.Польша, 20.Словакия , 21.Чехия,

22.Словения, 23.Латвия, 24.Литва, 25.Эстония.

2007г.: 26.Болгария, 27.Румыния.

1999г.: 1.Бельгия, 2.Нидерланды, 3.ФРГ, 4.Испания, 5.Франция, 6.Ирландия, 7.Италия, 8.Люксембург, 9.Австрия, 10.Португалия,11.Финляндия.

2007г.: 13. Словения.

2008г.: 14.Кипр, 15.Мальта.

2009г.: 16. Словакия.

2011г.: 17. Эстония.

Критерии вступления в еврозону разработаны Маастрихтским договором:

— дефицит бюджета не более 3% ВВП

— государственный долг не более 60% ВВП.

2. ЕАСТ. Европейская ассоциация свободной торговли. Образована в 1960г. 11 государствами, 7 из которых вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн.

— содействие финансовому росту и финансовой стабильности;

— создание благоприятных условий для торговли посредством ликвидации торговых барьеров.

Договор распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим беспошлинного оборота между странами ЕАСТ.

В 1991г. между ЕС и ЕАСТ было подписано соглашение об Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает решение следующих задач:

— свободное движение товаров, услуг, капиталов и р/с;

— проведение согласованной политики в области экономики, научных исследований, экологии, образования, социальной социальной сферы.

В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП – высший политический орган и Объединённый комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность.

3. НАФТА. Образована в 1994 г. США, Канада, Мексика.

Цель создания: отмена таможенных барьеров, свобода перемещения через границы товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов. У Нафта отсутствуют межгосударственные органы управления, единая экономическая и валютная политика. 80% мексиканского экспорта и 40% американского освобождено от таможенных пошлин.

4. МЕРКОСУР. Mercado Comun del sur. Общий рынок стран Южного конуса. Образован в 1991г.: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай. С 2007г. вошла Венесуэла.В качестве ассоциированных членоа участвуют Чили, Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, с/х, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере.

В 2001г. В Квебеке по инициативе США было принято решение о создании Американской зоны свободной торговли, которое одобрили 34 страны. Ключевым элементом формирование АЗСТ является взаимодействие между НАФТА и МЕРКОСУР.

5. АСЕАН.Была образована в 1967г. В настоящее время объединяет 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филлипины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999).

Основные направления деятельности АСЕАН:

— развитие сотрудничества в экономической, социальной, культурной областях;

— создание зоны свободной торговли;

— экономическое сотрудничество в сферах финансов, с/х, транспорта, туризма, телекоммуникаций, экологии;

С 2000г. взят курс на формирование ТС.

6.АТЭС.Организация Тихоокеанского экономического сотрудничества была создана в 1989г., на постоянной основе осуществляет деятельность с 1993г. Функционирует в формате форума. Эта региональная структура, объединенная чисто географическим принципом — общим выходом к Тихому океану, не имеет устава и формально не может называться международной организацией. Вся деятельность строится на основе консенсуса и добровольности, что служит гарантией против ущемления интересов участников.

В АТЭС входит 21 страна, в том числе промышленно развитые: Япония Австралия, Новая Зеландия, США, Канада; развивающиеся страны Азии: Гонконг, Тайвань, Филлипины, Индонезия, КНР, Республика Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам (1997г.); страны Центральной и Южной Америки: Мексика, Чили, Перу (1997г.); страны с переходной экономикой: РФ (1997г.). Страны АТЭС создают более 55% мирового ВВП.

Специфика функционирования АТЭС определяется его консультативным статусом, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных отраслях.

7. СНГ. Основой создания является Соглашение, подписанное в Минске 8 декабря 1991г. РФ, Белоруссией, Украиной. 21 декабря 1991г. 11 государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргистан, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина подписали Соглашение о создании СНГ. 6 января 1993г. был принят Устав СНГ. В 1993г. к СНГ присоединилась Грузия.

Этапы формирования СНГ.

1 этап. 1991-1992г.г. Преобладали разъединительные тенденции, обусловленные политическими и экономическими процессами.

2 этап. 14 мая 1993г. принята декларация о поэтапном движении к экономическому союзу. 24 сентября 1993г. был подписан Договор о создании Экономического союза. Был создан Межгосударственный Экономический Комитет – постоянно действующий орган, хотя без точно определённых полномочий.

В течение 1992 -1993 гг. РФ заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством государств СНГ. В этот период сформировалась организационная структура сотрудничества – Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993г. с Минске действует Исполнительный секретариат – своего рода штаб-квартира. Созданы Совет министров иностранных дел. Совет министров обороны государств СНГ.

3 этап. В апреле 1994г. подписание соглашения «О создании зоны свободной торговли», которое сразу же вступило в силу. Происходило упрощение и унификация таможенных процедур в рамках подписанного 8 июля 1994г Соглашения об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах. На первых 3 этапах было принято 880 решений, реализовано только 130.

4 этап. Характеризуется созданием субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ:

— союз четырёх (1996г.), куда вошли РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия;

— союз РФ и Белоруссии (1997г.)

В январе 1995г. подписано соглашение о тройственном Таможенном союзе между РФ, Казахстаном, Белоруссией. В марте 1996г. присоединился Киргизия, в феврале 1999г. Таджикистан. 25 февраля 1999г. был подписан Договор о Таможенном союзе и ЕЭП.

Создание таможенного союза планировалось в два этапа:

1. Отмена тарифных и количественных ограничений в торговле.

2. Формирование единого таможенного пространства с переносом таможенного контроля с внутренних границ на внешние.

Принятие Киргизии в октябре 1998г. в ВТО сделало проблематичным её участие в Таможенном союзе.

В октябре 2000г. Таможенный союз пяти был преобразован в Европейско – Азиатское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) в составе РФ, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана (2006г.)

Основные цели ЕврАзЭС:

— выработка общей политики по проведению структурной перестройки экономики;

— формирование режима свободной торговли;

— формирование единого таможенного тарифа;

— образование общего рынка транспортных услуг.

В 2001г. была образована ШОС.

В 2008 г. Грузия приостановила членство, а в 2009 г. вышла из СНГ.

В июне 2009г. было принято решение о создании ТС между РФ, Казахстаном, Белоруссией с 1 января 2010г.

Удельный вес ведущих интеграционных объединений в Мировом хозяйстве

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector