Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образование и рынок труда

О журнале

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА» – научно-практический журнал, посвященный проблемам профессионального образования и кадрового обеспечения предприятий разных форм собственности и отраслевой принадлежности, вопросам взаимодействия образовательных учреждений и предприятий в процессе подготовки кадров, обладающих востребованными на рынке труда квалификациями, входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук (специальность 13.00.08 –Теория и методика профессионального образования (педагогические науки ), зарегистрирован в Научной электронной библиотеке (НЭБ) и включен в национальную информационно-аналитическую систему Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) .

Основная цель журнала: выработка единых, с точки зрения целеполагания, и вариативных, с точки зрения функционирования и содержания, моделей взаимодействия образовательных учреждений, работодателей и государства.

Учредители журнала: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский техникум «Рифей» (ГБПОУ СО «УрТ «Рифей»); Ассоциация учреждений по содействию в развитии начального и среднего профессионального образования Свердловской области.

Журнал выходит с 2013 года. Периодичность – не менее четырех выпусков в год. Выпускается при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Издание зарегистрировано в региональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Свердловской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ66-01095 от 27 декабря 2012 г., ISSN: 2307-4264.

Подписной индекс издания в «Объединенном каталоге Пресса России» Роспечати — 80983. Подписной индекс журнала «Профессиональное образование и рынок труда» в Каталоге «Урал Пресс» – ВН005901.

Аудитория: руководители и специалисты образовательных учреждений профессионального образования, вузов, корпоративных университетов, центров подготовки персонала; директора по персоналу; руководители кадровых подразделений; руководители и специалисты профильных министерств и ведомств, общественных профессиональных объединений.

ТЕМАТИКА ЖУРНАЛА:
Теория и практика профессионального образования.
Образование и бизнес: модели взаимодействия.
Дуальное образование: отраслевая специфика. Модели наставничества.
Стандарты WorldSkills в системе профессионального образования.
Современные форматы оценки квалификаций. Демонстрационный экзамен.
Опережающее образование.
Дополнительное профессиональное образование. Образование взрослых.
Региональные системы профессионального образования.
Профессиональная образовательная организация: модели управления.
Корпоративное обучение.
Профессиональные и образовательные стандарты: разработка, внедрение, интеграция.
Новые профессиональные компетенции. Транспрофессиональность.
Современные образовательные технологии. Дистанционное образование.
Инклюзивное профессиональное образование.
Цифровизация профессионального образования.
Техника и технологии. Учебное оборудование нового поколения.
Профессиональное образование за рубежом.
Психология профессионального образования и профессионального развития.
Профориентация, профессиональное самоопределение.
Образовательный маркетинг.

Образование и рынок труда

Решение проблемы сбалансированности рынка труда является одним из условий успешного функционирования и прогрессивного развития любой национальной экономики. Несоответствие структуры спроса на рабочую силу структуре её предложения порождает многочисленные негативные последствия: безработицу среди трудоспособного населения, снижение уровня и качества жизни, чрезмерное расслоение общества, ухудшение морального климата в социуме, рост преступности и увеличение масштабов теневой экономики. Одновременно наблюдается дефицит работников по отдельным специальностям, что не может не отражаться на результатах производственной деятельности предприятий.

Анализ рынка труда в целом по России и по отдельным регионам позволяет утверждать о наличии существенного несоответствия количества и качества предлагаемой рабочей силы реальным потребностям экономики. Низкий уровень официальной безработицы, публикуемый в статистических изданиях, не является показателем благоприятной ситуации на российском рынке труда. Меры, предпринятые правительством по регулированию данного рынка, создают лишь внешнюю картину благополучия: работодатели поставлены в условия, когда выгоднее становится сохранять избыточную рабочую силу, способствуя тем самым распространению неэффективной занятости.

В действительности предприятия испытывают определённый дефицит в работниках, имеющих рабочие специальности, в то время как среди безработных доля таковых ничтожна мала. Безработные, имеющие высшее образование, как правило, редко соглашаются трудоустраиваться на рабочие места, не требующей высокой квалификации. Но тенденция тотального и повсеместного получения высшего образования привела к резкому увеличению таких работников. В результате можно наблюдать существенный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в аспекте уровня профессионального образования. Другим моментом в рассматриваемой проблеме является несоответствие вакансий предлагаемым услугам труда в разрезе специальностей и направлений подготовки. В то время как экономика испытывает острую потребность в работниках инженерно-технического профиля, значительная часть безработных имеет гуманитарную подготовку. Согласно статистическим данным, на рынке труда молодых специалистов в 2013 г. заметно сократилось число вакансий в сфере продаж и банковского сектора на фоне роста вакансий от промышленных предприятий [1]. Наибольший коэффициент напряжённости (отношение числа безработных соискателей к числу вакансий) в июле 2013 г. наблюдался в секторе «Банковское дело» и «Юриспруденция». Исследование контингента студентов, обучающихся в техническом вузе, позволяет утверждать, что подавляющее большинство будущих специалистов предпочитают получать профессиональное образование отнюдь не по техническому профилю, а по экономическому и юридическому.

Сокращение количества квалифицированных инженеров объясняется не только низким уровнем заработной платы, особенно для молодых специалистов, но и существенным снижением престижа данной профессии, а также сложностью профессиональной подготовки специалистов данного направления. Ситуация усугубляется тем, что на фоне сокращения общего числа абитуриентов, ухудшения качества общеобразовательной подготовки выпускников школ по дисциплинам физико-математического цикла, постоянного усложнения содержания профессионального обучения инженеров (по объективным причинам), уменьшается число молодых людей, желающих поступать и учиться на инженерные специальности. Отчасти помогают исправить ситуацию меры государственного регулирования, в числе которых следует указать выделение большего количества бюджетных мест для студентов инженерных специальностей, стипендиальную поддержку этих студентов, выделение дополнительных денежных средств на профессиональную подготовку и переподготовку инженерных кадров.

Вместе с тем, это не решает в полной мере проблему дефицита востребованных специалистов. Очевидно, что определённую роль в данном процессе играет рынок образовательных услуг и учебные заведения как субъекты этого рынка. Специфика упомянутого рынка определяется особенностями реализуемого на нём товара – образовательные услуги. В последнее время образовательные услуги рассматриваются в качестве общественного и частного блага одновременно, что позволяет утверждать о целесообразности сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования реализации образовательных услуг на соответствующем рынке. С одной стороны, государство может владеть более полной и оперативной информацией о ситуации на рынке труда и своевременно предпринимать соответствующие меры для решения актуальных проблем. В частности, государство может влиять на структуру подготовки молодых специалистов, располагая необходимыми для этого финансовыми инструментами, идеологическими, социальными и пр. С другой стороны, мы наблюдаем недостаточную оперативность и эффективность государственного урегулирования рассматриваемой нами проблемы. Государство не осуществляет должного прогнозирования потребностей в специалистах и соответствующее ему планирование подготовки квалифицированных кадров в том количестве и того уровня, которые действительно востребованы экономикой.

Рыночный механизм регулирования процесса реализации образовательных услуг является более гибким и оперативным. Рынок в силу своей природы должен быстро реагировать на изменение потребностей покупателей, предлагая им тот товар, который востребован в данный момент времени. Но как и всякий товар, любой рынок имеет свои особенности, что отражается на механизме его функционирования. Первоначально покупателями образовательных услуг являются абитуриенты (их родители), оплачивающие обучение. Неправильная ориентация молодёжи на будущую профессию, востребованную рынком труда, во многом обусловлена недостатком информации, неспособностью предвидеть ситуацию на рынке труда на дальнюю перспективу (чем выше уровень получаемой квалификации, тем длительнее процесс обучения), искажёнными представлениями о престижности тех или иных профессий. Зачастую профессиональный выбор абитуриента обусловлен размером зарплаты, которую получают высококвалифицированные специалисты, имеющий солидный стаж работы, на момент начала профессионального обучения. Изменение ситуации на рынке труда за время обучения, низкий уровень оплаты труда для молодых специалистов объясняет отказ выпускников вузов работать по полученной специальности, что в ещё большей степени может усугублять дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Складывается ситуация, когда спрос на образовательные услуги (профессиональные компетенции) не детерминирован потребностями производства, а предложение трудовых услуг в значительной мере определяется запросами и амбициями молодых людей – получателей услуг профессионального образования. Таким образом, отсутствует эффективный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, в котором последний выступает прямым «заказчиком» профессиональных образовательных услуг.

Необходимость прогнозирования потребности в специалистах определённого уровня подготовки и по соответствующим направлениям на уровне государства/регионов является действительно актуальной задачей, за которой следует задача реализации соответствующих мер. Несмотря на то, что «конечным» потребителем «продукта» образовательного процесса выступает производитель (работодатель), отдельный работодатель не имеет достаточных ресурсов для самостоятельной профессиональной подготовки необходимых ему специалистов. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, безусловно, должно регулироваться на государственном уровне.

В настоящее время активизировалось взаимодействие работодателей с профессиональными учебными заведениями. Существует определённое многообразие форм и инструментов этого взаимодействия: проведение совместных научно-практических конференций и семинаров, работодателей в профессиональной аккредитации образовательных программ, привлечение работодателей к проведению лекционных и семинарских занятий, создание совместных инновационных центров и базовых кафедр и многое другое. Но всё это не снижает остроты проблемы несоответствия структуры спроса на труд структуре предложения труда. Актуальными остаются претензии работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов (недостаточность практической компоненты в подготовке студентов; излишняя академичность системы образования; недостаточность проектно-исследовательской работы студентов и пр.). К этому можно добавить несоответствие разработанных программ учебных дисциплин реальным требованиям современного производства, отсутствие полноценной внешней оценки качества учебных программ и образовательных учреждений, недостаток ресурсов для повышения качества профессиональной подготовки (финансовых, образовательных).

Читать еще:  Рынок товаров примеры

Условием получения молодыми людьми профессионального образования, действительно востребованного на рынке труда, и как следствие повышения уровня эффективной занятости трудоспособного населения, является формирование механизма государственного регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг как важных составляющих социальной среды. На взаимодействие указанных рынков оказывает воздействие ряд факторов: миграционные процессы, демографическая ситуация, государственное и общественное регулирование, структура экономики, государственная политика занятости и пр. Осуществляя регулирование механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, государство должно соблюдать баланс частного и общественного интересов всех субъектов этих рынков, придерживаясь разумной децентрализации управления процессами взаимодействия работодателей и учреждений профессионального образования.

Вопрос 43: Взаимосвязь рынка труда и системы образования в России с позиции ЭЗ.

Образование, особенно высшее имеет огромное значение для развития человеческого капитала. Характерной чертой экономики знаний является наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения.

Кроме того, важным аспектом изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке является короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий. Многие знания, имеют ценность в определенный период либо до наступления определенного события, после чего могут полностью обесцениться (например, конфиденциальная информация об условиях проведения какого — либо конкурса ценна лишь, пока конкурс не состоялся). Темпы морального износа знания гораздо выше, чем других видов ресурсов. Поэтому становится очевидным, что именно «жизненный цикл» знания диктует необходимость непрерывного образования и регулярного обновления индивидуальных способностей, повышения квалификации.

Одна из основных тенденций современного рынка труда — несоответствие структуры имеющегося объема и качества образовательного потенциала структуре спроса, предъявляемого работодателями, существенное отставание уровня развития образовательной сферы от реальных потребностей рынка труда.

Рынки труда и образовательных услуг, отвечающие за процесс воспроизводства трудового потенциала, а именно за подготовку, формирование и распределение работников по видам экономической деятельности, находятся в непрерывном взаимодействии. Однако в настоящее время процесс скоординированного развития данных рынков серьёзно нарушен. Изменения, происходящие на российском рынке труда, проявляются в форме активизации трудовой миграции, унификации квалификационных систем и др. В этой связи рынок труда предъявляет совершенно новые запросы к отечественному рынку образовательных услуг, в которых отражаются происходящие в экономике изменения. Вместе с тем на практике существует определенный разрыв в несоответствии предложения подготовленных в образовательных учреждениях профессиональных специалистов спросу на них со стороны работодателей.

С начала 90-х годов наблюдается резкий рост подготовки специалистов гуманитарного профиля, преимущественно, экономического и юридического направлений (на 20% за период 2005-2010 гг.), в то время как темп прироста инженерно-технических специалистов за этот же период был в два раза меньше гуманитариев, при том, что на рынке труда существует значительный дефицит инженерно-технических кадров.Указанные проблемы являются следствием ослабления связей между системой образования и предпринимательским сектором, которое приводит к несоответствию требуемых со стороны производства компетенций к специалистам по уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Основные причины возникшей ситуации заключаются в отсутствии координации во взаимосвязи рынков труда и образования в рамках экономической системы, а также изолированности их друг от друга. Так, анализ современного состояния российского рынка труда показывает, что он характеризуется нестабильным развитием, слабо адаптирован к достижениям научно-технического прогресса, обладает нарушенной равновесной конъюнктурой.

В силу названных причин развивается противоречивая тенденция — увеличивается число незанятых лиц с высшим образованием, которые призваны управлять сложными технологическими процессами и привносить новые технические и технологические элементы в трудовой процесс.

В то же время рынок образовательных услуг переживает период коррекции в связи с проводимыми преобразованиями: переходом на двухуровневую систему подготовки в ВУЗах (бакалавр и магистр), принятием новых образовательных стандартов, направленных на снижение фундаментальности отечественного образования, введением нового Федерального закона «Об образовании», усиливающего коммерциализацию российского образования и т.д.

В результате, рынок образовательных услуг ещё окончательно не сформирован, слабо увязан с требованиями современной экономики, а переход на рыночные рычаги связан, преимущественно, с развитием платных образовательных услуг. Рассогласованность взаимосвязи образовательного рынка и рынка труда в значительной степени проявляется в отставании предлагаемых образовательных услуг от реальных потребностей рынка труда, несоответствии развития направлений образования, классификации профессий и специальностей имеющимся вакансиям на рынке труда.

Для обеспечения перестройки российского профессионального образования требуются специальные механизмы, система инструментов реализации взаимовыгодного сотрудничества государства, предпринимательского сектора и образовательных учреждений, которые могут способствовать достижению соответствия качества подготовки и специалистов и их количественных параметров требованиям производства. Основным интеграционным механизмом в современных условиях является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое создает условия для эффективного взаимодействия образовательных учреждений с предпринимательскими структурами. Понятие государственно-частного партнерства в образовании впервые было определено в документе Экономической комиссии ООН по Европе. Целью внедрения механизма ГЧП в сферу профессионального образования является повышение интеллектуального потенциала профессионального образования и науки как условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики страны.

• В рамках ГЧП образовательные учреждения усиливают свое взаимодействие с субъектами рынка труда и корректируют содержание и направления образовательных программ в соответствии с задачами потребителей подготавливаемых специалистов.

• Государственно- частное партнёрство является результативной формой финансирования развития образования в рамках требуемых для бизнеса направлений, тем самым, усиливая позиции подготовки специалистов, в которых в большей степени заинтересован рынок труда.

Каждый из участников механизма ГЧП при вступлении в партнерство руководствуется своими целями и задачами. Для образовательных учреждений это привлечение внебюджетных источников финансирования для расширения финансовой базы профессионального образования; рост конкурентоспособности образовательных учреждений; повышение качества образовательных программ; стимулирование создания инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях; формирование уровня подготовки специалистов в соответствии с динамично изменяющимся спросом на рынке труда; усиление инновационной составляющей образования. Участие в ГЧП частных компаний открывает для них новые возможности развития инновационного бизнеса. В то же время частные компании могут также присоединиться к государственно-частному партнерству и с более конкретными целями, в частности, возможность использования результатов научных исследований и разработок вузов; получение доступа к вузовской инфраструктуре, а также к высокотехнологичному оборудованию. Мотивация участия в партнерстве государственного сектора определяется стимулированием инновационной активности бизнес-структур, производящих высокотехнологичную продукцию; подготовкой специалистов требуемого профиля и специализации, адаптированных к конкретному предприятию; созданием новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; вовлечением в экономический оборот результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; наращивание и развитие инновационной инфраструктуры.

Статья «Актуальные вопросы взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социальных задач развития регионов. Привязанность учреждения образования к отдельной территории обусловлена функциональной, территориальной, организационной приближенностью системы профессионального образования, составляющих ее учебных заведений к потребителям их услуг, востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйствующих субъектов. Данные обстоятельства формируют высокую зависимость задач системы от существующего и развивающегося регионального рынка труда, определяют возможность целенаправленного и эффективного формирования образовательных программ с учетом конкретных запросов работодателей, базирующихся на системах обратной связи.

Важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей является компетентностный подход. В настоящее время ведущие организации и компании, государственные ведомства формулируют свои требования к выпускникам на языке компетенций.

Преобразования в системе профессионального образования происходят в сложных социально-экономических и демографических условиях, что усиливает значение повышения качества и эффективности образования. При этом объективные требования современной экономики таковы, что наиболее значимыми и эффективными для последующей деятельности специалиста являются профессиональные компетенции.

При этом следует сказать, что важнейшей тенденцией остается укрепление связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Это приводит к пониманию необходимости формирования новых организационных моделей образовательных учреждений.

В настоящее время в регионах внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования. Например, открываются образовательные учреждения (лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях. В учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов. Формируются варианты совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов, а также реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования [2].

На рынке труда происходит пересечение потребностей отраслей экономики в специалистах с возможностями предоставления системой образования требуемого количества квалифицированных кадров. Система профессионального образования призвана покрывать ежегодную потребность экономики региона в обновляемых кадрах, и, следовательно, обеспечивать баланс на рынке труда. Инструментом реализации данного управленческого решения остается, в том числе, государственное задание на контрольные цифры приема в учебные заведения профессионального образования, а также опора на планируемые в программах развития региональных экономик показатели роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций.

Читать еще:  Рынок производителя и рынок потребителя

В условиях рыночной экономики профессиональное образование, ориентируясь на удовлетворение потребностей рынка труда, является инструментом решения экономических проблем общества. Состояние профессионального образования находится под воздействием экономических и социальных факторов. При этом становится актуальной система отношений между образовательными учреждениями, работодателями, объединениями трудящихся, службами занятости, которые не только потребители «продукции» образовательного учреждения, но и источники его финансового благополучия.

Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, направленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса [3].

Важна роль государства на рынке образовательных услуг. Профессиональное образование включено в систему базовых приоритетов социально-экономического развития страны. Политика государства нацелена на создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство — регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступающий одновременно и заказчиком и контролером качества образовательного продукта. Нормативно-правовая база также должна способствовать удовлетворению основных интересов образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов на взаимовыгодной основе. Необходимо широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

Необходимо усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений проводят работу по созданию перечня профессий, требующихся на местном рынке труда; корректировке содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей; формированию муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Прогнозирование потребности экономики в кадрах выступает основным элементом механизма управления трудовым потенциалом региона. Прогнозирование целесообразно осуществлять на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Долгосрочный прогноз необходим при планировании мероприятий профориентационной работы, корректировки объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования, обоснования открытия новых направлений и специальностей подготовки. Среднесрочный и краткосрочный прогнозы помогают выявить приоритетные профессии (специальности) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования [1].

Прогнозирование должно быть достоверным, так как в дальнейшем, развитие перспективных направлений экономики и социальной сферы региона и страны в целом зависит от обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

Основой обеспечения эффективного функционирования рынка труда является реализация системы государственных мер, направленных на регулирование предложения труда и повышение качества рабочей силы. В рамках этой системы мер требуется создание надежной информационно-аналитической основы для принятия решений о путях и методах обеспечения кадровых потребностей региона, а также адаптация профессионального образования к потребностям рынка труда.

В дополнение к вышеуказанным мерам необходимо создание условий для улучшения демографической ситуации региона и использование возможностей международной и межрегиональной трудовой миграции для сохранения и развития квалифицированного кадрового потенциала региона. Повышение мобильности трудовых ресурсов на региональном рынке труда, является необходимым условием для сокращения территориального дисбаланса спроса и предложения, достигается путем перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости, с учетом структурных сдвигов в реальном секторе экономики региона.

Важным аспектом эффективного функционирования рынка труда следует отметить совершенствование региональной системы управления качеством рабочей силы. Система управления включает:

— систему профессиональной ориентации, повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, повышение статуса в обществе человека труда;

— непрерывное и дополнительное профессиональное образование для постоянного опережающего повышения и поддержания уровня квалификации кадров и быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда;

— развитие региональной системы внутрипроизводственного обучения персонала.

Выполнению перечисленных мероприятий будет способствовать совершенствование системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики региона в кадрах необходимой квалификации с учетом отраслевых и региональных приоритетов развития.

1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007. 680 с.

2. Михайлова В.Е. Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. — № 8. – С. 124 – 127.

3. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: моногр. / А. Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с.

Что рынок труда предлагает молодым специалистам

Статья была впервые опубликована в приложении к газете «Ведомости» – «Справочнике карьериста 2019/2020», вышедшем в сентябре 2019 г.

В I квартале 2019 г. молодые специалисты разместили на портале поиска работы HeadHunter 750 882 резюме, но компании предложили им всего 140 228 вакансий, показало исследование HeadHunter. На одно рабочее место претендовало 9,6 молодого человека – конкуренция за рабочие места среди молодежи была значительно выше, чем среди остальных соискателей (6,9 человека на место). Безработица среди молодежи до 25 лет, по данным Росстата, тоже превысила общие показатели по рынку: в мае в России было 18,6% безработных молодых людей против 5% среди работников постарше с опытом работы.

Работодатели по-прежнему неохотно нанимают молодых людей на работу – не хотят инвестировать в дополнительное обучение и опасаются, что молодой работник выучится и покинет компанию, так как молодежь чаще меняет место работы, чем сотрудники старшего возраста, говорит руководитель проекта YounGo хедхантинговой компании «Контакт» Анастасия Стасева. Еще реже, по ее наблюдениям, работодатели стали нанимать молодых специалистов с неоконченным высшим образованием: их надо доучивать больше, чем выпускников.

И все же постепенно ситуация на рынке труда молодых специалистов улучшается, уверен Иван Сафронов, управляющий партнер портала трудоустройства молодежи FutureToday. По его наблюдениям, в 2019 г. в компаниях выросло число проектов, ориентированных на молодежь, работодатели стали предлагать больше стажировок и создавать рабочие места именно для молодых специалистов. По данным HeadHunter, в I квартале 2019 г. работодатели разместили на 47% больше вакансий для молодых специалистов, чем в I квартале 2018 г., а молодые прислали лишь на 20% больше резюме, чем за год до этого. Для сравнения: рост количества вакансий для других групп работников составил в этот же период 18%.

Начать с продаж

Исследование показало, что самый большой спрос на молодежь остается в сфере продаж: на долю вакансий для молодых приходится 42% от общего числа вакансий в этой сфере. На 2-м месте – сфера консультирования (12% общего числа вакансий), работодатели ищут в основном стажеров-консультантов или продавцов-консультантов.

На 3-м месте – административная работа (10% общего числа вакансий). Спрос на молодежь есть также в финансах и банках (8%), в сфере туризма и гостеприимства (8%) и в информационных технологиях (8%).

Молодых специалистов охотно берут в отделы продаж, подразделения телемаркетинга и call-центры, потому что механизм работы сотрудников на начальных позициях подробно описан в должностных инструкциях и молодым людям не нужен большой профессиональный опыт, говорит Мария Дегтярева, руководитель группы консультантов по подбору персонала компании Ancor Consumer Goods. По ее словам, если после года – полутора работы на стартовой позиции молодой специалист хорошо себя зарекомендует, он сможет продолжить карьеру в других подразделениях компании. Например, в рознице можно за три года пройти путь от продавца до директора магазина, говорит Стасева.

В 2019 г. отмечается также спрос на молодых специалистов на производстве, в технической эксплуатации и технической поддержке, говорит Екатерина Токарева, региональный директор Kelly Services. Кадров остро не хватает, и работодатели пытаются всеми способами привлечь молодежь. Они разрабатывают программы стажировок и укрепляют отношения с вузами, рассказывает Дегтярева.

Тем не менее на производство до сих пор приходится только 3% вакансий для молодых от общего числа вакансий в этой сфере, по данным HeadHunter. Молодые мало востребованы и в управлении персоналом (3%), а также на транспорте и в ло- гистике (6%).

Техническое образование и английский язык

Исследование показало, что в I квартале 2019 г. в описаниях вакансий для молодежи чаще всего упоминалось требование высшего технического образования (31% от общего количества вакансий для молодых специалистов). Еще в 30% вакансий работодатели указывали необходимость экономического образования, в 13% – юридического, а в 10% – медицинского.

Молодые люди с техническим образованием очень востребованы в IT: благодаря курсу на цифровизацию экономики спрос на этих специалистов значительно превышает предложение, рассказывает Дегтярева. Профильное образование также ценится в строительстве, инженерных профессиях, проектировании и фармацевтике, говорит Стасева.

Читать еще:  Рынок земли и его особенности презентация

Большое внимание работодатели уделяют и знанию английского языка – больше всего пользуются спросом инженеры, которые свободно читают техническую документацию на английском, отмечает Сафронов. По данным HeadHunter, в начале этого года среди стартовых вакансий, где требовалось знание иностранного языка, преобладали именно вакансии со знанием английского (90,6%).

Грамотность и ответственность

Однако в подавляющем большинстве профессиональных сфер знания молодых интересуют работодателей значительно меньше, чем их личные качества и навыки. Когда компания нанимает молодого специалиста, она чаще всего покупает не его экспертизу, а его потенциал, поясняет Михаэль Гермерсхаузен, гендиректор рекрутинговой компании Antal Russia.

Работодатели обращают большое внимание на личные качества молодых еще и потому, что знания сейчас быстро устаревают и компании постоянно обучают сотрудников, говорит Дегтярева. Изменить личные качества крайне трудно – проще сразу нанять более подходящего человека, поясняет она.

Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2019 г. стали грамотная письменная и устная речь (25,8% вакансий от общего количества вакансий на портале), владение персональным компьютером (10%), навык продаж (7,3%), умение вести переговоры (2,5%) и презентационные навыки (2,4%). Среди личных качеств, как показало исследование, высоко ценятся ответственность (22% от количества вакансий), целеустремленность (10%), стрессоустойчивость (10%), исполнительность (7%), амбициозность (5%), коммуникабельность (5%).

Зарплата и карьера в Москве

В этом году впервые сократился разрыв между зарплатами, которые предлагают выпускникам работодатели, и зарплатными ожиданиями выпускников, рассказывает Стасева. По ее словам, раньше московские работодатели предлагали молодым специалистам на стартовой позиции 15 000–30 000 руб. в месяц, а те хотели 80 000 руб. Теперь компании предлагают 30 000–40 000 руб. в месяц, а молодые просят 40 000–60 000 руб.

Аналитики HeadHunter изучили зарплаты молодых специалистов в 15 профессиональных областях. На старте самые низкие зарплаты предлагают бухгалтерам (37 000 руб. в месяц в Москве), а больше всего получают начинающие разработчики и специалисты по эксплуатации информационных систем (65 000 руб. в месяц в Москве). Стартовая зарплата в Москве специалиста по внутреннему аудиту – 44 000 руб., менеджера по продажам – 46 000 руб., финансиста и юриста – 52 000 руб.

Но зарплаты молодых быстро растут. По данным HeadHunter, больше 100 000 руб. в месяц через три года работы в Москве зарабатывают представители 12 профессий: менеджеры по развитию бизнеса, специалисты по персоналу, маркетологи, аудиторы, специалисты по транспортной логистике и закупщики, менеджеры по продажам, финансисты, юристы, агенты по недвижимости, проектировщики, специалисты по эксплуатации информационных систем и разработчики.

В Москве менеджер по продажам получает через три года работы 116 000 руб., а через пять лет – уже 170 000 руб.

Еще быстрее вырастают зарплаты работников интеллектуальной сферы: маркетолог после вуза зарабатывает 44 000 руб., через три года – 109 000 руб., а через пять лет – 167 000 руб. Проектировщик на старте получает 56 000 руб., через три года – 112 000 руб., а через пять лет – 162 000 руб. Самые высокие зарплаты через пять лет работы у агентов по аренде недвижимости (254 000 руб.) и разработчиков (213 000 руб.).

На быстрый карьерный рост могут рассчитывать молодые IT‐специалисты, у которых переход на следующую позицию занимает меньше года, рассказывает Дегтярева. Медленнее поднимаются по карьерной лестнице молодые люди, работающие в госучреждениях, науке и образовании, говорит она.

Однако в этом году рекрутеры заметили новый тренд: на собеседованиях молодые специалисты стали больше говорить о желании расти профессионально, нежели о стремлении быстро сделать карьеру, рассказывает Стасева. Все чаще молодые люди предпочитают проектную деятельность обычной штатной работе: участие в проектах позволяет все время учиться новому и решать разнообразные задачи, объясняет эксперт.

Зарплаты в регионах

В регионах зарплаты начинающих специалистов в I квартале 2019 г., по данным HeadHunter, были ниже, чем в Москве: в Петербурге – на 17,2%, в Приморском крае – на 29,7%, в Краснодарском крае – на 37,1%, в Свердловской области – на 37,9%, в Новосибирской области – на 39,5%.

Молодежь стремится работать в городах-миллиониках, для них в крупных городах больше возможностей, рассказывает Токарева из Kelly Services.

И число вакансий в миллионниках и областных центрах растет опережающими темпами. По данным HeadHunter, в I квартале 2019 г. прирост вакансий для молодежи по отношению к I кварталу предыдущего года составил: в Хабаровске – 85% (при общем приросте вакансий по рынку Хабаровска в 22%), в Екатеринбурге – 59% (общий прирост по рынку – 43%), в Краснодаре – 54% (по рынку – 38%), в Новосибирске – 35% (в среднем по рынку – 24%).

Согласно исследованию, выпускник в регионе в начале этого года мог рассчитывать на зарплату в 25 000–30 000 руб. Специалисты по управлению и организации производства получали 26 000 руб., финансисты – 27 000 руб., юристы – 28 000 руб., проектировщики – 32 000 руб. в месяц.

Но многие молодые люди могут рассчитывать на быстрый рост зарплаты уже через три года работы: специалист по управлению и организации производства получит 54 000 руб., специалист по техобслуживанию – 67 000 руб., транспортный логист и закупщик – 70 000 руб., разработчик – 97 000 руб.

Карьера в регионах

Как и в Москве, конкуренция между молодыми за рабочие места в регионах значительно выше, чем среди работников постарше и с опытом работы. По данным HeadHunter, в начале 2019 г. в Краснодаре на каждую вакансию претендовало 17,1 молодого специалиста, в Новосибирске – 13,7, в Екатеринбурге – 10, в Хабаровске – 8.

На Дальнем Востоке молодых специалистов чаще всего берут в нефтегазовую отрасль, нефтехимию, сельское хозяйство, судостроение, горное дело, рассказывает Дегтярева. Тем не менее многие молодые люди стремятся уехать в центральные регионы России, так как не видят возможностей карьерного и профессионального роста на Дальнем Востоке.

Мечтают переехать множество молодых специалистов и из Екатеринбурга – такое желание высказывает каждый пятый выпускник вуза, продолжает Дегтярева. По ее словам, уральская молодежь чаще всего переезжает в Санкт-Петербург, но после переезда нередко понимает, что рабочих мест в Северной столице не так немного. Многие возвращаются обратно.

Самые привлекательные для молодежи работодатели Урала – крупные производственные компании, они организуют регулярные стажировки для местных студентов и потом берут их на работу, говорит Дегтярева. Например, компания «Сибур» запустила в апреле этого года программу развития «Первый элемент» для студентов и выпускников химического и физико-математического профилей, а также для инженерных, технических и естественно-научных специальностей. Компания провела карьерные марафоны в Москве, Екатеринбурге, Уфе, Томске, Новосибирске и еще нескольких городах, рассказывает Ольга Улесова, директор по управлению талантами компании. Кандидаты проходили оценку в формате деловой игры и сдавали профильные тесты.

Наиболее благоприятная ситуация с трудоустройством выпускников в Новосибирске, полагает Дегтярева. Молодых специалистов активно нанимают международные FMCG-компании и российские агропромышленные комплексы. В поисках работы в Новосибирск нередко приезжают также выпускники из Омской области и Алтайского края, замечает Дегтярева.

Искусственный интеллект и большие данные

Работодатели готовы брать молодежь на новые специальности, которые вырастают из уже существующих профессий. Молодые люди востребованы везде, где разрабатывается и внедряется искусственный интеллект, говорят рекрутеры.

Специалистов в этой сфере мало, их выпускает всего несколько вузов в стране, и кадров остро не хватает. Согласно исследованию HeadHunter, с января 2017 г. по март 2019 г. количество вакансий в сфере разработки систем по машинному обучению выросло в 2,5 раза, а в сфере больших данных – в 2 раза.

Работодатели часто нанимают на новые специальности именно молодых людей, потому что те выросли в эпоху новых технологий и хорошо в них разбираются – компании ждут от них свежих идей и неординарных подходов, говорит Сафронов. Он знает примеры, когда молодые люди с техническим образованием, а иногда и с экономическим быстро устраивались на позицию специалиста по анализу больших данных (data scientist) и получали стартовую зарплату от 70 000 до 130 000 руб. в месяц, а через год – два – еще больше.

По данным банка зарплат HeadHunter, в 2018 г. средняя зарплата data scientist составляла в России 130 000 руб. в месяц, заработок разработчика систем машинного обучения – 145 000 руб., а жалованье архитектора блокчейна – 150 000 руб. в месяц.

Однако рассчитывать на высокие заработки могут хорошо подготовленные выпускники – кто начал развивать профессиональные навыки и получать опыт на стажировках еще во время учебы, замечает Дегтярева.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector