Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессиональное образование и рынок труда

О журнале

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА» – научно-практический журнал, посвященный проблемам профессионального образования и кадрового обеспечения предприятий разных форм собственности и отраслевой принадлежности, вопросам взаимодействия образовательных учреждений и предприятий в процессе подготовки кадров, обладающих востребованными на рынке труда квалификациями, входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук (специальность 13.00.08 –Теория и методика профессионального образования (педагогические науки ), зарегистрирован в Научной электронной библиотеке (НЭБ) и включен в национальную информационно-аналитическую систему Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) .

Основная цель журнала: выработка единых, с точки зрения целеполагания, и вариативных, с точки зрения функционирования и содержания, моделей взаимодействия образовательных учреждений, работодателей и государства.

Учредители журнала: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский техникум «Рифей» (ГБПОУ СО «УрТ «Рифей»); Ассоциация учреждений по содействию в развитии начального и среднего профессионального образования Свердловской области.

Журнал выходит с 2013 года. Периодичность – не менее четырех выпусков в год. Выпускается при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Издание зарегистрировано в региональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Свердловской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ66-01095 от 27 декабря 2012 г., ISSN: 2307-4264.

Подписной индекс издания в «Объединенном каталоге Пресса России» Роспечати — 80983. Подписной индекс журнала «Профессиональное образование и рынок труда» в Каталоге «Урал Пресс» – ВН005901.

Аудитория: руководители и специалисты образовательных учреждений профессионального образования, вузов, корпоративных университетов, центров подготовки персонала; директора по персоналу; руководители кадровых подразделений; руководители и специалисты профильных министерств и ведомств, общественных профессиональных объединений.

ТЕМАТИКА ЖУРНАЛА:
Теория и практика профессионального образования.
Образование и бизнес: модели взаимодействия.
Дуальное образование: отраслевая специфика. Модели наставничества.
Стандарты WorldSkills в системе профессионального образования.
Современные форматы оценки квалификаций. Демонстрационный экзамен.
Опережающее образование.
Дополнительное профессиональное образование. Образование взрослых.
Региональные системы профессионального образования.
Профессиональная образовательная организация: модели управления.
Корпоративное обучение.
Профессиональные и образовательные стандарты: разработка, внедрение, интеграция.
Новые профессиональные компетенции. Транспрофессиональность.
Современные образовательные технологии. Дистанционное образование.
Инклюзивное профессиональное образование.
Цифровизация профессионального образования.
Техника и технологии. Учебное оборудование нового поколения.
Профессиональное образование за рубежом.
Психология профессионального образования и профессионального развития.
Профориентация, профессиональное самоопределение.
Образовательный маркетинг.

Новости

К 100-летию профессионально-педагогического образования

Статьи по профессионально-педагогическому образованию и не только в новом номере журнала

ПЕРЕНОС СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ SMART EXPO-URAL

В связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы Образовательная выставка-форум SMART EXPO-URAL переносится с на более поздний срок

SMART EXPO-URAL 2020

Меньше месяца остаётся до выставки-форума SMART EXPO-URAL в Екатеринбурге, которая пройдет 20-22 марта 2020г. в Уральском центре развития дизайна (ул. Горького, 4а).

Научно-практическая конференция «Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики»

Дата и место проведения: 12 марта 2020 года, Первоуральск. Прием статей до 01 марта 2020 г.

Новые статьи и новые подходы в новом номере журнала: читайте, обсуждайте, пишите

функциональная грамотность студентов СПО; цифровизация; профессиональное образование в Финляндии; подготовка управленческих кадров; непрерывное пед. образование; трансфессиональные компетенции; игровые технологии; выпускник на рынке труда и многое другое

Международный профессиональный педагогический конкурс «Лучшие практики среднего профессионального образования»

К участию в конкурсе приглашаются коллективы, проектные группы, преподаватели средних профессиональных организаций, аспиранты, магистранты. Сроки проведения: с 1 ноября 2019 по 20 мая 2020 года

Президиум РАО с глубоким прискорбием сообщает о кончине Светланы Николаевны Чистяковой

10 августа 2019 года на 81 году жизни скончалась Светлана Николаевна Чистякова, выдающийся российский ученый, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук, член редакционной коллегии нашего журнала.

«Психология образования и профессионального развития» — тема следующего номера.

Материалы в тематический номер принимаются до 10 мая 2019 года. Материалы в третий (нетематический) номер принимаются до 1 июня 2019 года.

Вышел первый номер журнала за 2019 год.

Пока журнал доступен в электронном виде, печатная версия будет готова в начале апреля.

РГППУ приглашает на международную научно-практическую конференцию

Конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» состоится 23-24 апреля 2019 г. в г..Екатеринбург

В Волгограде состоится выставка «Образование-2019»

20-22 марта 2019 года, г. Волгоград, комплекс «Волгоград Арена»

Образовательная выставка-форум SMART EXPO-URAL начнется уже через 2 дня

Образовательная выставка-форум SMART EXPO-URAL будет проходить в Екатеринбурге в течение трех дней с 22 по 24 марта 2019 года на площадке Уральского центра развития дизайна (улица Горького, 4а).

Приглашаем посетить выставку-форум SMART EXPO-URAL

Ведущая образовательная выставка в Екатеринбурге состоится 22-24 марта в Уральском центре развития дизайна (ул. Горького, 4а).

Первый номер журнала в этом году выйдет из печати в конце марта.

Принимаются материалы в весенний номер, который выйдет из печати в конце марта этого года. Материалы принимаются до 18 февраля 2019 года.

Вышел из печати декабрьский номер журнала (№4 2018)

Поздравляем всех читателй и авторов с Новым годом! Будем рады, если вы поделитесь новостью с коллегами.

SMART EXPO-URAL-2019: анонс выставки

Одна из крупнейших уральских выставок в сфере образования состоится 22-24 марта 2019 г.

Продолжается прием статей в №4 2018

Материалы в номер принимаются до 1 декабря 2018 года. Центральная тема номера: «Профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ: диагностика, обучение, сопровождение, трудоустройство. Инклюзивное образование».

Вышел из печати осенний номер журнала (№3 2018)

Основными темами для обсуждения на страницах журнала стали: совершенствование института наставничества, обмен опытом по организации чемпионатов WorldSkills, вопросы развития механизма дуального образования

Статьи в осений номер журнала принимаются до 15 сентября 2018 года

Основные темы: Дуальное образование. Институт наставничества. Современные форматы оценки квалификаций. Демонстрационный экзамен. WorldSkills Russia: национальная специфика, проблемы, решения. Дополнительное профессиональное образование 50+.

Инновации в профессиональном образовании — тема июньского номера журнала

Традиционно июньский выпуск приурочен к крупнейшей в России промышленной международной выставке ИННОПРОМ. Материалы в номер принимаются до 21 мая 2018 года.

ИННОПРОМ-2018 открыл регистрацию посетителей

С 15 мая открыта регистрация участников и посетителей 9-й Международной промышленной выставки ИННОПРОМ (9-12 июля 2018 Екатеринбург). Зарегистрироваться можно на сайте по ссылке: http://www.innoprom.com/registration/.

Выставка-форум SMART EXPO-URAL-2018 — уникальный формат взаимовыгодного сотрудничества

Успешно завершилась образовательная выставка-форум SMART EXPO-URAL в Екатеринбурге.

Ушел из жизни Евгений Викторович Ткаченко – выдающийся ученый и организатор образования России

1 апреля 2018 года на 84 году ушел из жизни Евгений Викторович Ткаченко – выдающийся ученый и организатор образования России

Читать еще:  Неконкурентный рынок труда

Приглашаем на выставку SMART EXPO-URAL

Чуть меньше месяца остаётся до выставки-форума SMART EXPO-URAL в Екатеринбурге, которая пройдет 23-25 марта в Уральском центре развития дизайна (ул. Горького, 4а).

Тема номера – профессиональные и образовательные стандарты: практики взаимодействия образовательных организаций с работодателями

Статьи в номер принимаются до 19 февраля.

Администрация Екатеринбурга простимулирует экспонентов выставки SMART EXPO-URAL

Екатеринбургские компании-участники выставки SMART EXPO-URAL (23-25 марта 2018 года), проходящей при официальной поддержке Администрации Екатеринбурга, могут рассчитывать на частичное возмещение затрат на участие.

Стартовал Всероссийский конкурс лучших практик наставничества

Заявки на участие в конкурсе принимаются на онлайн-площадке института развития лидеров (Leader ID) до 1 февраля 2018 г .

Тема декабрьского номера — Подготовка кадров по ТОП-50.

Материалы в номер принимаются до 30 ноября

Открыт прием статей в октябрьский номер

Статьи в номер принимаются до 22 сентября 2017 года. Центральная тема номера – «Приемная кампания-2017 в СПО. Итоги и перспективы».

Прием статей в первый номер продолжается

Статьи в номер принимаются до 1 мая 2017 года

Дистанционный учебный курс «Как написать и опубликовать научную статью»

24 марта 2017 года редакция запускает дистанционную образовательную программу «Как написать и опубликовать научную статью».

Бесплатная онлайн-конференция по дистанционному обучению

2-3 марта состоится 5-я юбилейная онлайн-конференция «Смарт Платформа: LIVE» — крупнейшее отраслевое мероприятие в сфере онлайн-обучения. Участники — лучшие эксперты русскоязычного рынка elearning.

Готовится к печати декабрьский номер журнала

Материалы в номер принимаются до 6 декабря 2016 года.

ИННОПРОМ-2016 объединит разработчиков учебного оборудования с техническими образовательными учреждениями страны.

Цель специализированного проекта «ПРОФИ. Образовательные решения в промышленности» — демонстрация образовательных технологий и развитие диалога между разработчиками обучающего оборудования и техническими образовательными учреждениями России.

Разработчики и производители образовательных решений представят свою продукцию в рамках ИННОПРОМ–2016.

Одной из основных специализированных выставок на ИННОПРОМ–2016 станет экспозиция образовательных решений для промышленных кадров.

Статья «Актуальные вопросы взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социальных задач развития регионов. Привязанность учреждения образования к отдельной территории обусловлена функциональной, территориальной, организационной приближенностью системы профессионального образования, составляющих ее учебных заведений к потребителям их услуг, востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйствующих субъектов. Данные обстоятельства формируют высокую зависимость задач системы от существующего и развивающегося регионального рынка труда, определяют возможность целенаправленного и эффективного формирования образовательных программ с учетом конкретных запросов работодателей, базирующихся на системах обратной связи.

Важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей является компетентностный подход. В настоящее время ведущие организации и компании, государственные ведомства формулируют свои требования к выпускникам на языке компетенций.

Преобразования в системе профессионального образования происходят в сложных социально-экономических и демографических условиях, что усиливает значение повышения качества и эффективности образования. При этом объективные требования современной экономики таковы, что наиболее значимыми и эффективными для последующей деятельности специалиста являются профессиональные компетенции.

При этом следует сказать, что важнейшей тенденцией остается укрепление связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Это приводит к пониманию необходимости формирования новых организационных моделей образовательных учреждений.

В настоящее время в регионах внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования. Например, открываются образовательные учреждения (лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях. В учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов. Формируются варианты совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов, а также реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования [2].

На рынке труда происходит пересечение потребностей отраслей экономики в специалистах с возможностями предоставления системой образования требуемого количества квалифицированных кадров. Система профессионального образования призвана покрывать ежегодную потребность экономики региона в обновляемых кадрах, и, следовательно, обеспечивать баланс на рынке труда. Инструментом реализации данного управленческого решения остается, в том числе, государственное задание на контрольные цифры приема в учебные заведения профессионального образования, а также опора на планируемые в программах развития региональных экономик показатели роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций.

В условиях рыночной экономики профессиональное образование, ориентируясь на удовлетворение потребностей рынка труда, является инструментом решения экономических проблем общества. Состояние профессионального образования находится под воздействием экономических и социальных факторов. При этом становится актуальной система отношений между образовательными учреждениями, работодателями, объединениями трудящихся, службами занятости, которые не только потребители «продукции» образовательного учреждения, но и источники его финансового благополучия.

Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, направленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса [3].

Важна роль государства на рынке образовательных услуг. Профессиональное образование включено в систему базовых приоритетов социально-экономического развития страны. Политика государства нацелена на создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство — регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступающий одновременно и заказчиком и контролером качества образовательного продукта. Нормативно-правовая база также должна способствовать удовлетворению основных интересов образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов на взаимовыгодной основе. Необходимо широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

Необходимо усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений проводят работу по созданию перечня профессий, требующихся на местном рынке труда; корректировке содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей; формированию муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Прогнозирование потребности экономики в кадрах выступает основным элементом механизма управления трудовым потенциалом региона. Прогнозирование целесообразно осуществлять на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Долгосрочный прогноз необходим при планировании мероприятий профориентационной работы, корректировки объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования, обоснования открытия новых направлений и специальностей подготовки. Среднесрочный и краткосрочный прогнозы помогают выявить приоритетные профессии (специальности) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования [1].

Читать еще:  Рынок научно технической продукции

Прогнозирование должно быть достоверным, так как в дальнейшем, развитие перспективных направлений экономики и социальной сферы региона и страны в целом зависит от обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

Основой обеспечения эффективного функционирования рынка труда является реализация системы государственных мер, направленных на регулирование предложения труда и повышение качества рабочей силы. В рамках этой системы мер требуется создание надежной информационно-аналитической основы для принятия решений о путях и методах обеспечения кадровых потребностей региона, а также адаптация профессионального образования к потребностям рынка труда.

В дополнение к вышеуказанным мерам необходимо создание условий для улучшения демографической ситуации региона и использование возможностей международной и межрегиональной трудовой миграции для сохранения и развития квалифицированного кадрового потенциала региона. Повышение мобильности трудовых ресурсов на региональном рынке труда, является необходимым условием для сокращения территориального дисбаланса спроса и предложения, достигается путем перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости, с учетом структурных сдвигов в реальном секторе экономики региона.

Важным аспектом эффективного функционирования рынка труда следует отметить совершенствование региональной системы управления качеством рабочей силы. Система управления включает:

— систему профессиональной ориентации, повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, повышение статуса в обществе человека труда;

— непрерывное и дополнительное профессиональное образование для постоянного опережающего повышения и поддержания уровня квалификации кадров и быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда;

— развитие региональной системы внутрипроизводственного обучения персонала.

Выполнению перечисленных мероприятий будет способствовать совершенствование системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики региона в кадрах необходимой квалификации с учетом отраслевых и региональных приоритетов развития.

1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007. 680 с.

2. Михайлова В.Е. Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. — № 8. – С. 124 – 127.

3. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: моногр. / А. Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с.

Профессиональное образование и рынок труда

Школы профессионального образования имеют общее назначение и частное. Общее назначение профессионального образования изучает общие для всех профессиональные предметы для получения взаимовыгодных условий квалифицированных профессионалов, которые могут легко переквалифицироваться и иметь взаимодополняющие знания. Личные индивидуальные назначения профессионального образования на базе общего добавляют такие знания, которые естественным путем даются каждому природой в его развитии. Индивидуальное раскрытие тех талантов, возможностей и способностей, которые могут иметься только у данных профессионалов также, как врожденные и приобретенные знания.

Школа профессионального образования может иметь статус социальный либо государственный в зависимости от того, какие профессии востребованы. В любом случае, выпускники школ-профессионалов в обязательном порядке должны иметь знания таких уровней, чтобы работать честно с ответственностью, с любовью для выполнения своей функции, чтобы на любом должностном месте за время работы профессионала увеличивался авторитет школы, которая выпускает профессионалов, увеличивался авторитет места работы профессионала его предприятия и Государства. Такой профессионал с нравственным применением знаний всегда принесет на своем рабочем месте успех, удачу, богатство, уважение данной организации, где он работает. У такого профессионала нет соперничества и конкуренции, а завистники тоже захотят учиться в школе, которую он окончил, чтобы стать лучшими профессионалами в своей работе.

Школа для выпускников-профессионалов должна иметь нравственную основу для восстановления основных знаний, чтобы ученики свободно могли учиться нравственным навыкам и применить их в своей профессиональной работе. Эти знания должны содержать разъяснения любых жизненно важных позиций, чтобы профессионал мог ориентироваться в науке и во всем, что касается его профессии не только, как в знании таблицы умножения, но и мудро оперировать профессиональными знаниями, чтобы увеличить рост благополучия, совершенствования данной профессии. Примерно, как обучается в обычной школе, начиная с букв слогов для обучения чтению родного языка, так же и в профессиональных знаниях, должна быть такая мудрость в обучении, чтобы обучающийся профессиональным знаниям мог самостоятельно свободно легко развивать эти знания не только в своей профессии, но и уметь их применить в других профессиях и науках, т.е. эти знания должны быть целостными для связи одного предмета с другим, одной науки с другой. Все вышеописанное может показаться нереальной фантастикой для тех, кто не любит свою профессию, кто считает нравственность своим врагом или не реальной иллюзией.

Нравственная профессиональная деятельность всегда имеет успех в трудоустройстве выпускников школы. Каждый работодатель хочет иметь себе профессионального работника верного, надежного, способного, преданного своей работе, который будет всегда заинтересован, чтобы его предприятие процветало, увеличивало авторитет нравственного общения с другими предприятиями заказчиками и исполнителями заказов. Честность, порядочность профессионалов всегда будет пользоваться доверием со стороны окружающих. Профессионал, за какую бы работу ни взялся, куда бы ни пошел – везде будет иметь высокий авторитет, удачу с лучшими результатами и лучшими доходами увеличивая доходы не только предприятия, но и страны.

Биржа труда для профессионалов является основным помощником в трудоустройстве. Всем предприятиям необходимо подать заявление для получения качественных работников с определенным направлением профессионализма. С одной стороны, биржа труда может работать, как имеющая список данных определенных профессий, для востребования профессионалов по месту работы. С другой стороны, в идеале биржа труда не только имеет список работников, но и ведет учет качества работы направленных на предприятия профессионалов. Это не обходимо для того, чтобы учесть все ошибки, которые получаются при приеме на работу работодателями, при распределении биржей труда профессионалов а главное, чтобы учитывалось возможность избежать получения этих ошибок в образовании выпускников-профессионалов.

В норме биржа труда восстанавливает правильную ориентацию специалистов при получении работы. Чем качественнее будет работа биржи труда, тем быстрее работодатель найдет нужного специалиста для улучшения работы своего предприятия.

Статья «Актуальные вопросы взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социальных задач развития регионов. Привязанность учреждения образования к отдельной территории обусловлена функциональной, территориальной, организационной приближенностью системы профессионального образования, составляющих ее учебных заведений к потребителям их услуг, востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйствующих субъектов. Данные обстоятельства формируют высокую зависимость задач системы от существующего и развивающегося регионального рынка труда, определяют возможность целенаправленного и эффективного формирования образовательных программ с учетом конкретных запросов работодателей, базирующихся на системах обратной связи.

Читать еще:  Базовый рынок это

Важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей является компетентностный подход. В настоящее время ведущие организации и компании, государственные ведомства формулируют свои требования к выпускникам на языке компетенций.

Преобразования в системе профессионального образования происходят в сложных социально-экономических и демографических условиях, что усиливает значение повышения качества и эффективности образования. При этом объективные требования современной экономики таковы, что наиболее значимыми и эффективными для последующей деятельности специалиста являются профессиональные компетенции.

При этом следует сказать, что важнейшей тенденцией остается укрепление связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Это приводит к пониманию необходимости формирования новых организационных моделей образовательных учреждений.

В настоящее время в регионах внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования. Например, открываются образовательные учреждения (лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях. В учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов. Формируются варианты совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов, а также реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования [2].

На рынке труда происходит пересечение потребностей отраслей экономики в специалистах с возможностями предоставления системой образования требуемого количества квалифицированных кадров. Система профессионального образования призвана покрывать ежегодную потребность экономики региона в обновляемых кадрах, и, следовательно, обеспечивать баланс на рынке труда. Инструментом реализации данного управленческого решения остается, в том числе, государственное задание на контрольные цифры приема в учебные заведения профессионального образования, а также опора на планируемые в программах развития региональных экономик показатели роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций.

В условиях рыночной экономики профессиональное образование, ориентируясь на удовлетворение потребностей рынка труда, является инструментом решения экономических проблем общества. Состояние профессионального образования находится под воздействием экономических и социальных факторов. При этом становится актуальной система отношений между образовательными учреждениями, работодателями, объединениями трудящихся, службами занятости, которые не только потребители «продукции» образовательного учреждения, но и источники его финансового благополучия.

Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, направленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса [3].

Важна роль государства на рынке образовательных услуг. Профессиональное образование включено в систему базовых приоритетов социально-экономического развития страны. Политика государства нацелена на создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство — регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступающий одновременно и заказчиком и контролером качества образовательного продукта. Нормативно-правовая база также должна способствовать удовлетворению основных интересов образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов на взаимовыгодной основе. Необходимо широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

Необходимо усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений проводят работу по созданию перечня профессий, требующихся на местном рынке труда; корректировке содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей; формированию муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Прогнозирование потребности экономики в кадрах выступает основным элементом механизма управления трудовым потенциалом региона. Прогнозирование целесообразно осуществлять на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Долгосрочный прогноз необходим при планировании мероприятий профориентационной работы, корректировки объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования, обоснования открытия новых направлений и специальностей подготовки. Среднесрочный и краткосрочный прогнозы помогают выявить приоритетные профессии (специальности) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования [1].

Прогнозирование должно быть достоверным, так как в дальнейшем, развитие перспективных направлений экономики и социальной сферы региона и страны в целом зависит от обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

Основой обеспечения эффективного функционирования рынка труда является реализация системы государственных мер, направленных на регулирование предложения труда и повышение качества рабочей силы. В рамках этой системы мер требуется создание надежной информационно-аналитической основы для принятия решений о путях и методах обеспечения кадровых потребностей региона, а также адаптация профессионального образования к потребностям рынка труда.

В дополнение к вышеуказанным мерам необходимо создание условий для улучшения демографической ситуации региона и использование возможностей международной и межрегиональной трудовой миграции для сохранения и развития квалифицированного кадрового потенциала региона. Повышение мобильности трудовых ресурсов на региональном рынке труда, является необходимым условием для сокращения территориального дисбаланса спроса и предложения, достигается путем перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости, с учетом структурных сдвигов в реальном секторе экономики региона.

Важным аспектом эффективного функционирования рынка труда следует отметить совершенствование региональной системы управления качеством рабочей силы. Система управления включает:

— систему профессиональной ориентации, повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, повышение статуса в обществе человека труда;

— непрерывное и дополнительное профессиональное образование для постоянного опережающего повышения и поддержания уровня квалификации кадров и быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда;

— развитие региональной системы внутрипроизводственного обучения персонала.

Выполнению перечисленных мероприятий будет способствовать совершенствование системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики региона в кадрах необходимой квалификации с учетом отраслевых и региональных приоритетов развития.

1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007. 680 с.

2. Михайлова В.Е. Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. — № 8. – С. 124 – 127.

3. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: моногр. / А. Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector