Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок государственных долговых обязательств

Тема 3. Облигации. Государственные долговые обязательства

3.3. Общая характеристика государственных долговых обязательств

Рынок правительственных заимствований имеет разные названия, в их числе:

— рынок государственных облигаций;

— рынок государственного или национального долга;

— рынок правительственных займов;

— рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой.

Государственные долговые обязательства могут обозначаться различными терминами: облигация, казначейское обязательство, казначейский вексель, сертификат задолженности, займ.

Функции государственных долговых обязательств:

1) финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

2) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения;

3) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, направления инвестирования.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по различным критериям. (табл. 5):

Размещение государственных долговых обязательств:

— через центральные банки или министерства финансов (казначейства). Основными инвесторами являются население, пенсионные фонды, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды;

— в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной) формах. Безбумажная технология выпуска ведет к экономии эмиссионных издержек, в этом случае ценные бумаги существуют в виде записей на электронных счетах в уполномоченных депозитариях;

— разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа по установленным ценам, закрытое распространение среди ограниченного круга инвесторов.

В практике заимствования правительств зарубежных государств используются, как правило, разнообразные долговые инструменты. Так, в США наиболее распространенными долговыми инструментами являются:

— векселя казначейства — выпускаются сроком на 52 недели, являются дисконтными;

— билеты казначейства — выпускаются на срок от одного года до десяти лет с выплатой процентов по полугодиям;

— облигации казначейства — выпускаются на срок более десяти лет, приносят купонный доход;

— сберегательные облигации имеют длительные сроки обращения (18-20 лет), могут быть дисконтными и купонными;

— бескупонные расписки казначейства выпускаются в результате трастового соглашения с банком о передаче облигаций казначейства на хранение. Являются обязательством по купонным выплатам или погашению на определенную дату;

— ценные бумаги федеральных агентств (облигации с различной степенью государственного обеспечения);

— облигации учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Рынок государственных долговых обязательств в России имеет специфическую историю и современную практику.

Международный рынок долговых обязательств

ТЕМА 44. МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

К основным компонентам (сегментам) мирового финансового рынка относят:

— рынок долговых обязательств,

— рынок титулов (прав) собственности,

— рынок производных финансовых инструментов (деривативов)

Международный финансовый рынок (МФР) – это система рыночных отношений, которая обеспечивает аккумуляцию и перераспределение международных финансовых потоков, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности государствами, юридическими и физическими лицами.

Международный рынок долговых обязательств

На международном кредитном рынке обращаются долговые обязательства, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника. По методологии Мирового банка, по сроку погашения долговые обязательства бывают долгосрочными (со сроками погашения более одного года), краткосрочными (со сроком погашения до одного года) и кредитами МВФ, которые, хотя и носят краткосрочный характер, не классифицируются по сроку погашения; по типу заемщика — государственными, гарантированными государством и частными; по типу кредитора они делятся на официальный долг и частный долг. Официальные долговые обязательства подразделяются на обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства. Частные долговые обязательства делятся на долг коммерческим банкам, облигации и прочий долг.

Долгосрочные долговые обязательства разделяются на:

1. Государственный долг (public debt) — это:

— долг, который приобретают центральное или местное правительство и автономные правительственные учреждения;

— совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумулированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты им за счет бюджета в будущем.

Государственный долг возникает в результате получения двусторонних кредитов от других правительств, центральных банков, правительственных учреждений и государственных экспортно-импортных банков. Государственным также считается долг, возникший в результате получения кредитов от международных организаций и региональных банков развития.

2. Гарантированный государством долг (publicly guranteed debt) — долг частных предприятий, платежи по которому гарантируются государством.

3. Частный негарантированный долг (private nonguranteed debt) — долг частных предприятий, платежи по которому не гарантируются государством. Частный долг возникает преимущественно в результате получения предприятиями банковских кредитов, размещения ими корпоративных облигаций на финансовом рынке и получения других кредитов.

Краткосрочный долг не разделяется на государственный и частный. В числе прочих сегментов мирового кредитного долга, которые обычно показываются отдельно в статистике, — уровень концессионного долга, в котором кредиты, полученные под процент более низкий, чем рыночный, составляют более 25%; относительный размер кредитов, полученных под плавающий процент; объем задолженности государственного и частного сектора.

В целом долговые источники международного финансирования делятся на:

Ноты и коммерческие бумаги (notes and commercial paper, CP) — средне-и краткосрочные негарантированные расписки на предъявителя, выпущенные на свободный рынок со скидкой от объявленной стоимости. Расписки используются небольшими фирмами как субститут банковских займов. Такие расписки выпускаются относительно небольшим числом фирм.

Банковские займы (bank loans) — займы, выдаваемые банками частному бизнесу как внешний источник финансирования. Если заем выдается компании группой банков, то он называется синдикатным займом (syndicated loan). Чтобы распределить риск, большая часть займов выдается на мировом рынке в синдикативном виде. Процентная ставка по синдикатным кредитам устанавливается плавающей в привязке к какому-либо международному агрегату, такому как, например, ЛИБОР или процентная ставка по государственным облигациям американского казначейства с таким же сроком погашения.

Облигации (bonds) — способ заемного корпоративного и межгосударственного финансирования путем продажи ценных бумаг со средним сроком погашения 3-10 лет, выпускаемых под залог корпоративного или личного имущества. Облигации могут либо просто погашаться по наступлению срока платежа, либо конвертироваться в долг или акции компании. Облигации бывают купонными (coupon bonds) и бескупонными (zero-coupon bonds).

Механизм первичного размещения частных долговых обязательств, который называется традиционным синдицированием, весьма сложен: между правительством или компанией, размещающей облигации, и конечным инвестором находятся как минимум три посредника. Первый — синдикат фирм во главе с одной, являющейся управляющей. Второй — банк-андеррайтер (underwriter), согласившийся приобрести облигации по фиксированной цене в случае, если управляющим не удастся разместить их по более высокой цене на открытом рынке. Третий — группа фирм-продавцов, ответственная за маркетинг облигаций в различных странах и регионах. Другим механизмом размещения долговых обязательств является аукцион, на котором на принципах голландского аукциона правительство или фирма, размещающая облигации, объявляет свои условия, а другие фирмы и банки, заинтересованные в их приобретении, представляют свои заявки. Аукцион позволяет устранить издержки на найм посредников, но сужает рыночные возможности. Примерно 65% еврооблигаций выпускаются в Лондоне. Они могут выпускаться в любой валюте, но подавляющее большинство выпускается в долларах, иенах, марках и швейцарских франках. Наблюдение и регулирование рынка еврооблигаций осуществляется Ассоциацией международного рынка ценных бумаг (Internattional Securuties Market Association — ISMA)

Общее понятие о рынке государственных долговых обязательств, его характеристика и функции

Государственные заимствования осуществляются на финан­совом рынке. Последний представляет собой особую форму орга­низации движения денежных средств от их владельцев к пользо­вателям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капита­ла. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Оба этих компонента предоставляют средства для государствен­ных заимствований.

Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рын­ки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг. Становление рынка государственных ценных бумаг в Рос­сии началось заново в 1991 г. Основными факторами, определяв­шими его развитие в период до августа 1998 г., явились развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг; реструктуризация внутреннего валютного долга на основе вы­пуска облигаций валютного займа; появление специфических финансовых инструментов — казначейских обязательств, налого­вых освобождений и векселей для решения кризиса неплатежей; постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иност­ранным инвесторам на российский рынок. Под воздействием этих факторов сформировались правовые, экономические и организа­ционные основы для дальнейшего развития отечественного рынка государственных ценных бумаг.

Читать еще:  Оптовый и розничный рынок это

В истекшие годы становления и развития рынка государствен­ного долга власти опробовали функционирование различных видов ценных бумаг. Среди них — облигации, казначейские вексе­ля, казначейские обязательства, векселя Минфина РФ, золотые сертификаты, жилищные сертификаты, целевые долговые обяза­тельства.

Облигация государственного займа это эмиссионная цен­ная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок е номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного иму­щественного эквивалента.

Для покрытия текущей бюджетной задолженности перед предприятиями и организациями в 1994 г. Правительство РФ выпустило казначейские векселя и казначейские обязательства. Оба вида новых государственных финансовых инструментов удов­летворяли всем признакам эмиссионной ценной бумаги. Одна­ко если казначейские векселя сразу могли поступать во вторичный оборот, то казначейские обязательства могли попасть во вторичное обращение только после прохождения установлен­ного числа индоссаментов (обязательных расчетов с поставщи­ками).

Золотые сертификаты 1993 г. выпускались в виде ценных бумаг государства, замещавших собой операции по продаже золота. Они отвечали требованиям эмиссионной ценной бумаги, но являлись именными и не подлежали вторичному обращению на финансо­вом рынке.

Жилищные сертификаты — государственные ценные бумаги, замещающие собой операции по продаже общей жилой площа­ди в домах-новостройках по частям. По накоплении определен­ного количества жилищные сертификаты обмениваются на со­ответствующую квартиру или погашаются деньгами. Сертифика­ты представляют собой специфический вид облигаций с индек­сируемой номинальной стоимостью, номинал которых выража­ется в единицах общей площади жилья и в его денежном эквива­ленте.

Целевые долговые обязательства Российской Федерации вы­пускаются для перевода в них гарантированных сбережений граждан.

На финансовом рынке государство выступает и как гарант по заимствованиям, привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования предприятиями и организа­циями государственных гарантий они (гарантии) предоставля­ются на конкурсной основе. Получение государственной гаран­тии по ценным бумагам или привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств инвесторов для развития инвестиционных проектов.

Таким образом, рынок государственного долга охватывает от­ношения по поводу государственных заимствований в форме займов, кредитов и государственных гарантий, предоставляемых по займам и кредитам других заемщиков. В общем плане рынок государственного долга можно определить как совокупность от­ношений между государством как эмитентом и гарантом, дру­гими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами публичной власти и предоставления государ­ственных гарантий по заимствованиям, привлекаемым другими лицами.

Рынок государственного долга выполняет следующие основ­ные функции:

— индикатор стоимости безрисковых заимствований и дли­ны размещаемых долговых инструментов;

— перераспределение временно свободных средств в допол­нительный фонд финансовых ресурсов государства;

— предоставление хозяйствующим субъектам надежных и высоколиквидных финансовых инструментов;

— изъятие из обращения излишней денежной массы;

— обеспечение возможности или облегчение привлечения заимствований органами власти и хозяйствующими субъектами посредством гарантирования их заимствований.

Рынок государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. На внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства являются мно­гочисленные российские предприятия и организации, финансо­во-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторами государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические лица, международные финансовые организации.

Внутренний рынок государственных долговых обязательств включает в себя рынок федеральных долговых инструментов и региональные рынки. На основе институционального и техноло­гического развития региональных рынков идет формирование единого российского рынка государственного долга.

Государственное долговое обязательство

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие. Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров. Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.
Читать еще:  Рынок совершенной конкуренции число фирм

Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат. Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Развитие рынка государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит 62 страницы, 3 таблицы, 7 рисунков, 41 использованный источник.
Цель работы – провести анализ особенностей формирования развития рынка государственных долговых обязательств в РФ, рассмотреть существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.
Полученные результаты – изучены теоретические аспекты функционирования рынка государственных долговых обязательств в РФ, проведен анализ особенностей развития и формирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также рассмотрены существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в будущем.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования развития рынка государственных долговых обязательств в России
1.1 Рынок государственных ценных бумаг в системе рыночных отношений: его сущность и экономическая природа
1.2 Значение и роль государственных долговых обязательств
1.3 Особенности ценообразования государственных ценных бумаг
2. Анализ особенностей формирования и развития рынка государственных долговых обязательств в России
2.1 Этапы формирования рынка государственных долговых обязательств в РФ
2.2 Анализ российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения
2.3 Анализ состояния первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в России
3.1 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

особенности формирования развития рынка гос долг обязательств РФ (Автосохраненный).docx

Курсовая работа содержит 62 страницы, 3 таблицы, 7 рисунков, 41 использованный источник.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬТВ, ЭМИССИЯ, ОБРАЩЕНИЕ, ОБЛИГАЦИИ.

Объект исследования — рынок государственных долговых обязательств в России.

Предмет исследования — процесс формирования и развития рынка государственных ценных бумаг.

Цель работы – провести анализ особенностей формирования развития рынка государственных долговых обязательств в РФ, рассмотреть существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.

Полученные результаты – изучены теоретические аспекты функционирования рынка государственных долговых обязательств в РФ, проведен анализ особенностей развития и формирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также рассмотрены существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в будущем.

Методы исследования – анализ, сравнение.

Область применения – в учебном процессе.

Эффективность – повышения качества знаний по данной тематике.

Развитие российской экономики требует повышения результативности функционирования рынка государственных ценных бумаг, который оказывает непосредственное воздействие на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики.

Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.

Ценные бумаги занимают важное место в экономической системе. В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов — потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги

Читать еще:  Рынок труда характеристика

В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.

Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций — непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.

Поэтому выбранная тема курсовой работы крайне важна и значима на современном этапе развития экономики.

Объектом исследования курсовой работы является рынок государственных долговых обязательств в России.

Предметом исследования выступает процесс формирования и развития рынка государственных ценных бумаг.

Цель работы – провести анализ особенностей формирования развития рынка государственных долговых обязательств в РФ, рассмотреть существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.

В соответствие с целью работы, задачами курсового исследования являются:

— рассмотрение понятие и сущности государственных ценных бумаг;

— обоснование роль и значимости государственных долговых обязательств на рынке ценных бумаг;

— рассмотрение особенностей ценообразования на рынке государственных долговых обязательств;

— проведение анализа исторического развития и становления рынка государственных долговых обязательств, выявление особенностей обращения и эмиссии бумаг;

— исследовать состояние первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг;

— анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг;

— рассмотрение имеющихся проблем и возможных перспектив развития рынка государственных долговых обязательств.

Нормативной и методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов, статьи и публикации периодических изданий печати, научные обзоры по данной тематике, нормативные и законодательные акты РФ.

1. Теоретические аспекты развития рынка государственных долговых обязательств в России

1.1 Рынок государственных ценных бумаг в системе рыночных отношений: его сущность и экономическая природа

Существует множество определений рынка. Ф. Котлер определил рынок как «сферу потенциальных обменов», К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считали, что рынок — это «институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. В системе рыночных отношений рынок ценных бумаг отличается от всех других рынков прежде всего товаром, который на нем обращается — ценными бумагами. Поэтому рынком ценных бумаг обычно признается система общественных отношений, содержанием которых является «взвешивание» спроса и предложения на особый товар — ценные бумаги. Некоторые авторы дают более широкое определение рынка ценных бумаг. Так, по мнению В.И. Тарасова: «Рынок ценных бумаг — это часть денежно-финансового рынка, включающего в себя все операции по купле-продаже ценных бумаг». В данном определении подчеркивается место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства и более четко указывается его содержание. В то же время рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, определяется спросом, предложением и уравновешивающей их ценой.

Чистыми заемщиками на рынке ценных бумаг выступают государство и предприятия, которым недостает собственных доходов для финансирования инвестиций, а чистыми кредиторами — население, сберегающее по разным причинам часть своего дохода. Основная задача рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить возможно более полный и быстрый перелив сбережений на условиях, удовлетворяющих все стороны.

Рынок ценных бумаг является наряду с рынком капиталов и валютным рынком сегментом финансового рынка. Он обладает несколькими характерными социально-правовыми признаками:

во-первых, как было сказано выше, данный рынок представляет собой систему общественных отношений, содержание которых означает «взвешивание» спроса и предложения на особый товар в виде ценных бумаг;

во-вторых, рынок ценных бумаг выступает в качестве одной из специфических сфер гражданско-правового оборота;

в-третьих, ценные бумаги как потребительные стоимости и товар являются элементами такого оборота и объектом правовых отношений, складывающихся в процессе выпуска и обращения ценных бумаг.

Рынку ценных бумаг присущ строго определенный круг его участников, наделяемых по отношению друг к другу специальными субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

— эмитенты или организации, выпускающие ценные бумаги;

— инвесторы или собственники, вкладывающие капитал в ценные бумаги;

— посредники, осуществляющие продвижение ценных бумаг от эмитентов к инвесторам (брокерские конторы, фондовые биржи, инвестиционные фонды).

Одни и те же юридические и физические лица могут выступать в роли эмитента, инвестора и посредника. При этом целью любого из участников рынка ценных бумаг является приумножение капитала.

Рынок ценных бумаг имеет свои инструменты, которые, исходя из их экономической природы, можно классифицировать на ценные бумаги, выражающие отношения совладения (акции); ценные бумаги, опосредующие кредитные отношения (облигации, казначейские векселя и т.д.); производные фондовые ценности (обратимые облигации, обратимые привилегированные акции, специальные ценные бумаги банков).

Среди инструментов рынка ценных бумаг важное место занимают государственные долговые обязательства. Их эмитентами являются центральные правительства, органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. В международной практике к этой категории ценных бумаг часто относят также бумаги, эмитируемые органами, находящимися в совместной собственности государства и иных структур, либо органами, спонсируемыми или гарантируемыми государством.

Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:

— финансирования текущего бюджетного дефицита;

— погашения ранее размещенных займов;

— обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

— сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

— обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

— финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

— поддержки социально значимых учреждений и организаций.

С точки зрения перечисленных функций развитие рынка государственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономических задач, которые актуальны для всех стран и прежде всего для стран СНГ. Опыт экономически развитых стран показал, что, выпуская ценные бумаги правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, при чем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безинфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и, в какой-то степени, повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ к международным (частным) инвесторам на более позднем этапе.

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Это связано с тем, что использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно, связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени. Поэтому государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector