Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок и проблемы социальной справедливости

Презентация на тему «Рынок и проблема социальной справедливости»

  • Скачать презентацию (0.08 Мб)
  • 10 загрузок
  • 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Рынок и проблема социальной справедливости» по экономике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Рынок и проблема социальной справедливости

Рынок —

это система экономических отношений, возникающая на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения, сфера товарно-денежных отношений, в которой взаимодействуют спрос и предложение опосредованные ценной.

Классификация рынка

По экономическому назначению объектов купли-продажи рынки делятся на: Рынки товаров и услуг Средств производства, труда и инвестиций Финансов рынок Рынок ценных бумаг Географическое положение определяет деление на: Местный Региональный Национальный Мировой По характеру продаж рынки делятся на: Оптовый Розничный

По степени ограничения конкуренции: Монополистический Олигополистический Свободны Смешанный Рынки делятся по отраслям: Автомобильный Нефтяной и т.д. Организационные формы рынков: Базар Ярмарка Магазин Аукцион Биржа

Функции рынка

Информационная Ценообразующая Санирующая Посредническая Регулирующая

Преимущества рынка

Эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг. Возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно органическую информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы. Высокая степень гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства. Быстрое условие достижений науки и техники. Свобода выбора действий предпринимателей и потребителей. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышенное качество продукции.

Недостатки рынка

Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения. Отсутствие механизма защиты окружающей.среды от производственной и иных деятельностей. Неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов. Отсутствие гарантий на труд. Не способность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке. Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессом.

Социальная справедливость —

одна из фундаментальных, предметных проблем экономической теории, поскольку она является ценностным ориентиром для развития общества, отражает основные противоречия, возникающие в процессе этого развития и способствует нахождению выходов для разрешения этих противоречий.

Основным законом рыночной экономики является эффективные распределение и использование имеющихся ресурсов, которые приводят к дифференциации доходов. Максимизируемая в равновесии степень удовлетворенности потребностей каждого члена общества зависит от изначального распределения собственности на факторы производства. Рыночная экономика сама по себе является социально нейтральной.

Сочетание рыночных и нерыночных факторов экономического развития должно быть таким, чтобы оно: Способствовало экономическому росту, без которого позитивное экономическое развитие невозможно Обеспечивало бы нормальное удовлетворение естественных, интеллектуальных и социальных потребностей всех членов общества Не ограничивало бы экономическую мотивацию деятельности субъектов рыночной экономики.

два способа обеспечить социальную защищенность большинству:

Государство само перераспределяет общенародное богатство, финансируя социальные программы Государство обеспечивает человека возможностью самому заработать себе на старость, на случай болезни или пожара, обеспечивая заодно и право выбора той или иной социальной услуги на рынке

Социальная справедливость: понятие, сущность

Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов. Его конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. Является одной из основных категорий левой идеологии.

Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает:

— равенство всех граждан перед законом

— обеспечение гарантий жизнедеятельности человека

— высокий уровень социальной защищённости.

В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:

— обеспечение работой каждого трудоспособного

— социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот

— свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. д.

Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.

В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он верно улавливает требования рынка. Это создаёт сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества.

В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает её экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие — как наёмные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, ав-томатически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.

Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определённом этапе её развития определяются фактическим состоянием экономики.

Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.

Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения — необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.

Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.

Социальное равенство — это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счёт этого социальные вложения в каждого человека.

Читать еще:  Что такое рынок продавца

Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует её расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне — социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).

Рыночная экономика деформирует принципы социальной справедливости и социального равенства.

10.6.Рыночная экономика и социальная справедливость

Проявлением тенденции к определенному социальному выравниванию в наиболее развитых странах следует считать формирование во второй половине ХХ века так называемого среднего класса. К данному социальному слою относят ту часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий доход. В США средний класс составляет примерно 70% населения.

В развитых странах к середине ХХ века сложился не только средний класс, но решен земельный вопрос, обеспечен рост жизненного уровня лиц наёмного труда.

Можно сказать, что рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальной выравнивание. Этому может быть даны два объяснения:

1) Рынок по своей природе есть форма компромисса между его участниками. Они — самостоятельны, противостоят друг другу, так имеют разные экономические интересы, но в то же время зависят друг от друга. Их интересы могут реализовываться только в результате обоюдного, встречного удовлетворения потребностей.

2) На продвинутой ступени развития, при насыщенности рынка и жёсткой конкуренции участники сбыта заинтересованы в высоких доходах потребителей. На начальном этапе, в условиях относительного товарного дефицита такого интереса у продавцов не было. Конкуренция была на стороне спроса, а не предложения.

В то же самое время следует учитывать, что рынок никогда не даёт полного равенства. Это обусловлено следующими моментами:

— персональные участники рынка всегда различаются между собой (по знаниям, умениям или способностям);

— на продвинутой фазе своего развития рынок, как мы отметили, достигает условий определенного социального равенства, однако в рамках этого положения продолжается естественное стремление каждого участника к своему личному выигрышу.

Итак, рынок обеспечивает предпосылки для определенного социального равенства, но лишь в определенных пределах.

Пробелам рынка в его социальной роли важно противопоставлять целенаправленные действия, которые заключаются в выработке определенных принципов, или методов социальной коррекции рынка.

Первый принцип связан с необходимостью формирования в обществе правильного понимания фактора свободы, что является элементом цивилизованного мировоззрения.

Второй принцип, связанный с правильным решением социальных проблем, заключается в умелом определении государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой стоит задача найти наиболее достойные компромиссы между социальными интересами.

Стремление общества к выработке обстоятельных социальных программ не проходило гладко. В целом сложились два варианта данного подхода: радикальный (социализм в его национальном и интернациональном вариантах) и эволюционный (социальное маневрирование и социализация экономической жизни). В ходе исторического развития показал свою эффективность именно эволюционный путь.

Социальное равенство определяется прежде всего системой доходов, представляющих собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни.

Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни. Его использование возможно как в более узком, так и в более широком смысле. В первом случае понимается потребление материальных благ: продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего на душу населения).

Более широкое понимание названной категории предполагает выход на такой термин, как “качество жизни”. Данный показатель имеет обобщенный характер. Введение его в научный оборот связано с процессом более зрелого понимания обществом смысла человеческого существования.

1) уровень потребления материальных благ;

2) социальные условия, окружающие человека в жизни (уровень потребления социальных

• в сфере образования;

• в сфере культуры;

• в сфере здравоохранения;

• в сфере отдыха и развлечения;

• степень свободы личности и её самореализация.

Итак, уровень жизни — это степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Это интегральная характеристика, включающая многообразные показатели: фонд потребления на душу населения, реальные доходы, размеры натурального потребления важнейших продуктов, обеспеченность жильём, коммунальными и социальными услугами, транспортом и связью, развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения. По международным норма учитываются: занятость и условия труда, действующие социальные гарантии прав личности, общественные условия её безопасности, показатели здоровья, демографии, экологии, продовольственной обеспеченности и питательной ценности, домашнего имущества,

распространения негативных социально-экономических явлений — инфляции, безработицы, бедности, преступности, дискриминации по любым признакам.

Уровень жизни можно оценивать как в целом по стране, так и по отдельным территориям с учетом национально-исторических особенностей и по отдельным социальным группам — исходя из специфики их положения.

В любом обществе доходы всегда дифференцированы. Существует множество факторов, определяющих расхождение в уровнях жизни. К ним относятся многоотраслевой характер экономики (при котором развитие разных отраслей идет, как правило, неодинаково), персональные различия в образовании, опыте, знаниях, способностях, везении, в обладании имуществом и капиталом.

С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночного развития дифференциация неизбежно увеличивается, на зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.

Для измерения степени дифференциации в доходах, как мы уже отметили, используют: графический показатель, получивший название кривой Лоренца; коэффициент Джини; децильный коэффициент.

Читать еще:  Рынок средств производства составляют

Если говорить о России, то данные свидетельствуют о существенно усилившейся дифференциации населения по доходам и материальной обеспеченности до таких масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. По официальным данным, соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных составило на конец 90-х годов от 13:1 до 15:1 (что примерно соответствует подобным показателям США и Великобритании). Однако, по подсчетам некоторых независимых авторитетных аналитиков, это соотношение колеблется в пределах от 25: 1 в целом по стране до 60:1 в Москве [6. С. 604].

Общие доходы населения за годы реформ упали в 2,0 — 2,5 раза, а по уровню и параметрам потребления общество отброшено на 20 лет назад. К концу 90-х годов, по данным Мирового банка, Россия и большинство стран бывшего СССР относятся к странам с доходами ниже среднего уровня (до 3 тыс. долл. на душу населения в год) [6. Там же].

Необходимость социального баланса. В условиях неравенства доходов перед государством стоит задача: проводить политику определенного сглаживания этого неравенства между слоями общества. В подобной направленности заложен социально-экономический смысл, который имеет два аспекта: один связан с чисто моральными соображениями (нравственные, духовные, религиозные основы), другой — с прикладной, прагматической стороной жизни. Государству, как институциональному органу управления, хорошо видно, что успех экономического развития во многом определяется атмосферой социальной удовлетворенности в обществе.

Направления социальной политики. Сложившаяся практика социальной политики в развитых странах выработала несколько типичных направлений: это социальное страхование; социальная защита работников; политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика государства.

Определенные факторы предопределяют сложность проведения социальной политики в России. Какие же это факторы?

1. Нельзя забывать о том, что Россия как государство, даже если считать его либеральным, имеет недавнее социалистическое прошлое, когда резкий разрыв между богатыми и бедными не допускался.

Среди российского населения сохраняется выработанная за годы социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограниченной. Шансы существенного улучшения индивидуальных условий жизни всегда оставались скромными. Уровень, качество жизни определялись часто не самим трудом, а, скорее, местом работы (отрасль, ведомство), системой связей, социально-политическим положением.

В настоящее время у российского населения ещё только начинает вырабатываться понимание возможностей принятия самостоятельных решений по улучшению своего социального статуса.

Примером реализации идеи о самопомощи в рамках экономики России могло бы быть предоставление государством возможностей для получения в вузе двух альтернативных специальностей. В условиях изменяющейся конъюнктуры выпускник мог бы самостоятельно искать варианты более выгодного использования полученного образования. Именно такая практика распространена в ФРГ, где студенты не только могут, но и обязаны получить альтернативную специальность.

2. Слабость современного финансового положения России объективно затрудняет решение многих социальных проблем. Кризисное состояние привело к тому, что российское общество условно разделилось на две противоположные группы. Значительная часть социально недовольного населения (недовольство вызвано итогами приватизации, ухудшением материального положения большого числа людей, упадком экономики, проникновением во власть криминальных элементов, разрушением эффективных в прошлом структур в области науки, здравоохранения, производственной демократии и др.) требует от правительства больше средств для социальной поддержки малоимущих. В то время как другая часть общества настойчиво предлагает сократить налоговое давление и поддержать слабое мелкое предпринимательство. К сожалению, обе эти стороны пока не стремятся учитывать взаимные требования, радикализм мышления — традиционная черта российского общества.

3. Социальная политика в России усложняется неотработанностью

политической структуры. Страна потеряла свою относительную социальную общность. Противоборство между политическими течениями, партиями происходит в такой форме, которая нисколько не помогает, сколько мешает решению социальных вопросов.

Парламентская демократия в социально-экономической жизни России проявила себя однобоко: законы и действия исполнительной власти способствовали непомерному обогащению узкой группы олигархической буржуазии за счёт всего народа. Это вызвало недоверие населения к демократически избранной государственной власти, которая к тому поражена вирусом коррупции и злоупотреблений [См.: М.В. Баглай, член-корр. РАН, председатель Конституционного суда РФ. Социальная природа и некоторые проблемы современного российского государства // Вестник РАН. Том.70. №9. 2000. С.771-773].

Одним словом, по разным причинам государственное регулирование экономики в России не помогает превращению её в социально ориентированную. Смысл социального государства пока видится только в назначении и выплате пенсий и пособий, но это примитивное понимание. В других странах, где подобная деятельность осуществляется государством в больших масштабах, обходятся без формулировки “социальное государство”.

Какие напрашиваются выводы?

Первый вывод связан с объективным аспектом: социальные блага можно распределять только тогда, когда они имеются в относительном достатке.

Второй вывод исходит из того, что идеальных путей в экономике не бывает — не только в объективном, но и в субъективном смысле. Любые хозяйственные и социальные решения, а также их результаты имеют свою цену, и, кроме того, различны варианты их восприятия людьми. Проводя социальную политику, государство должно видеть соотношение того, как основная часть населения оценивает, что получено ею (в качестве затраченных ресурсов и труда), и как она воспринимает уплаченную за это цену.

Читать еще:  Рынок рабочей силы это

Социальная несправедливость остается ключевой проблемой

Граждане недовольны пенсионным, медицинским и образовательным неравенством

Фото pixabay.com

Самые частые претензии россиян к Владимиру Путину, по данным социологов, – это несправедливое распределение доходов в стране. Такие опросы публиковал Левада-Центр год назад. С тех пор ситуация практически не изменилась. Почти три четверти россиян считают нынешние социальные различия несправедливыми. Такие результаты опросов опубликовали в понедельник эксперты президентской Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Уверенность в несправедливости ведет к разложению общественных отношений, нарушению трудовой этики, оправданию уклонения от налогов и других преступлений.

Большая часть опрошенных считает существующие социальные различия несправедливыми, сообщают авторы исследования – директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида и научный сотрудник центра Наталья Зыбуновская. На текущий момент о несправедливости социальных различий говорят более 74% респондентов. Проблема не теряет своей актуальности на протяжении уже довольно длительного времени. В социологических опросах 2003 и 2007 годов аналогичного взгляда придерживались 77,9 и 79,4% опрошенных соответственно.

Такой уровень оценки общественной несправедливости в РФ превышает оценки других социологов. По данным фонда «Общественное мнение», устройство современного российского общества считают несправедливым от 65 до 68% граждан (данные за 2018 и 2007 год соответственно). При этом более четверти россиян (27%) утверждают, что за последние три-четыре года российское общество стало менее справедливым. Еще 53% утверждают, что уровень несправедливости мало изменился. Эти последние цифры практически совпадают с данными опросов и провластного ВЦИОМа.

Эксперты РАНХиГС прямо связывают несправедливость жизни в РФ с одобрением или прямым участием в теневой экономике. «Низкая оценка справедливости социальных различий существенно влияет на экономическое поведение граждан, на социальную напряженность в современном обществе. В частности, прослеживается такая тенденция: чем острее люди ощущают социальную несправедливость, тем чаще они вступают в теневые отношения, соответственно более положительно относятся к различным проявлениям некриминальной теневой деятельности, в том числе уклонению от уплаты налогов, работе без официального оформления», – говорит Андрей Покида.

При этом общественное мнение явно противоречит попыткам политиков связать уплату налогов с объемом государственных услуг, и в частности – с качеством медицинской помощи. «Регионы не должны платить соцвзносы за неработающих граждан, а те, кто не платит налоги, не должны получать такие же медицинские услуги, как и работающие граждане», – говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко (см. «НГ» от 07.09.16). Однако уверенные в несправедливом устройстве жизни в РФ граждане думают совершенно иначе. «Общественное мнение склоняется к тому, что хорошее бесплатное медицинское обслуживание должны получать все люди независимо от того, выплачивают они налоги в полном объеме или нет. Данную позицию разделяют 67,2% опрошенных. Другой точки зрения придерживаются 23,9%. Они считают, что хорошее бесплатное медицинское обслуживание должны получать прежде всего законопослушные налогоплательщики», – отмечают эксперты РАНХиГС.

Несправедливость жизни в РФ стимулирует не только уклонение от уплаты налогов. «Ощущение несправедливости заставляет граждан совершать экономические преступления: воровать, не платить налоги. Оно же является одной из причин низкой производительности труда, так как люди не торопятся выкладываться на работе, если это не влияет на справедливое распределение дохода. Растет социальное недовольство, вражда к более преуспевающим по неправомерным, по мнению населения, причинам», – отмечает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

«Тезис о том, что социальные неравенства создают условия для оправдания уклонения от налогов, воровства и других криминальных проявлений, не вполне оправдан. Скорее наоборот – сами криминальные проявления порождают рост социальных неравенств», – возражает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. Он напоминает, что Россия не является лидером по уровню социального неравенства. Есть страны, где разрыв между богатыми и бедными гораздо больше.

«Смена поколений вполне может привести к примирению населения с социальными различиями. Молодежь часто не имеет представлений об альтернативных конфигурациях владения и распределения общественных благ, поэтому считает сложившееся положение вещей нормальным. Впрочем, эта ситуация может быстро меняться. Скажем, пенсионную реформу резко негативно оценило подавляющее большинство даже молодых людей», – рассуждает Мария Литинецкая.

«Высокая степень расслоения порождает острое восприятие социальной несправедливости. В условиях расширения платности базовых социальных услуг (таких как образование, здравоохранение) для низкодоходных групп населения перестают работать социальные лифты, снижается мотивация к экономической активности», – отмечает ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселева.

«Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в Европейском союзе составляет около 8,5, а в США, как и в России, около 15. Считается, что если этот показатель выше 10, то в стране возникают условия для социальных беспорядков», – напоминает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Максим Соколов.

«Социальная справедливость является сильнейшим фактором мотивации экономической деятельности и напрямую связана с ее эффективностью. Уверенные в несправедливом к ним отношении сотрудники зачастую ищут компенсацию своего положения и легко ее находят, оправдывая воровство, прогулы, грубость. При этом молодое поколение, изначально выросшее в условиях повышенной несправедливости, может воспринимать происходящее как само собой разумеющееся положение дел», – считает партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector