Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок на сутки вперед это

Системный оператор единой энергетической системы

Деятельность

  • ЕЭС России
  • Обеспечение надежного функционирования ЕЭС России
  • Обеспечение перспективного развития
  • Обеспечение работы рынков
    • Рынок системных услуг
    • Нормативно-правовая база
    • Регламентирующие документы
    • Цена на услуги (тариф) по ОДУ
    • Типовые договоры
    • О технологии ценозависимого потребления
  • Международная деятельность
  • Раскрытие информации субъектом рынка
  • Технологические основы деятельности
  • Нормативно-правовая база
  • Глоссарий
  • Мероприятия

Технологическое обеспечение работы оптовых рынков

СО является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие оптовых рынков электроэнергии и мощности.

Совместно с Ассоциацией НП «Совет рынка» и АО «АТС» выполняет полный комплекс работ, необходимых для функционирования рыночных механизмов и обеспечения надежной работы энергосистемы в соответствии с Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности).

Рынки электроэнергии

Рынок на сутки вперед

Рынок на сутки вперед (РСВ) – конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.

На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, – конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.

Балансирующий рынок

Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках балансирующего рынка.

В течение суток Системный оператор многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.

Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.

На балансирующем рынке при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды Системного оператора.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в оптовых рынках электроэнергии — обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии — осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:

  • рынка на сутки вперед: дифференциация цен рынка в зависимости от часов суток/дня/ периода года дает участнику прямую экономическую заинтересованность использовать все имеющиеся технологические возможности для выравнивания графика потребления;
  • балансирующего рынка: участники рынка заинтересованы в точном исполнении графика, заданного АО «СО ЕЭС». Самостоятельное отклонение от заданного режима работы оплачивается участнику по наименее выгодной в данный час цене. Кроме того, поставщики электроэнергии дополнительно заинтересованы и в изменении графика генерации по команде АО «СО ЕЭС» — данные отклонения квалифицируются как внешняя инициатива и оплачиваются по наиболее выгодной в данный час цене.
  • обеспечение функционирования системы расчетов выбора состава включенного генерирующего оборудования на неделю вперед;
  • формирование актуализированной расчетной модели для проведения Коммерческим оператором конкурентного отбора в рынке на сутки вперед;
  • обеспечение функционирования балансирующего рынка – расчет и доведение графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке мощности — обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

  • в требуемом объеме;
  • с требуемыми технологическими параметрами;
  • в требуемые сроки;
  • с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

Основная функция АО «СО ЕЭС» — организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.

Рынок системных услуг

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности. Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг — обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:

  • способность участия в нормированном первичном регулировании частоты;
  • способность участвовать в автоматическом вторичном регулировании частоты на ТЭС;
  • регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, не участвующего в производстве активной мощности;
  • эксплуатация элементов систем противоаварийного управления в ЕЭС России, создаваемых в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети.

АО «СО ЕЭС» определяет технические требования, проводит отбор поставщиков услуг и заключает долгосрочные договоры на их оплату.

Рынки неценовых зон

В неценовых зонах АО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.

Новости раздела

Опубликована новая редакция Порядка установления соответствия генерирующего оборудования участников оптового рынка

вступившая в силу 01 апреля 2020 года

Информация о сроках подачи (приема) ценовых заявок в КОММод на 2026 год

В соответствии с изменениями в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности

На второй квартал 2020 года отобрано 43 агрегатора управления спросом на розничном рынке, представляющих 155 потребителей электроэнергии

Системный оператор подвел итоги четвертого отбора исполнителей услуг по управлению спросом на электрическую энергию на розничном рынке в рамках пилотного проекта, проводимого на основании постановления Правительства РФ № 287 от 20.03.2019

О сроках подачи ценовых заявок в КОММод на 2026 год

В связи со вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», устанавливающего с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни

Системный оператор завершил отбор тепловых электростанций для участия в автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности

Заявки на участие в отборе исполнителей услуг по АВРЧМ подали четыре генерирующие компании – ПАО «ОГК-2», АО «Татэнерго», АО «Интер РАО — Электрогенерация», ООО «БГК» – в отношении 26 энергоблоков

Рынок на сутки вперед

Рынок на сутки вперед (РСВ) — конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток (см. рис. 3.1).

На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки — конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.

Заявки тех поставщиков и покупателей, которые указали более высокие (низкие) цены, считаются не отобранными. Поставщики в таком случае могут предложить свои объёмы на балансирующем рынке (БР), а покупатели — либо отказаться от потребления указанных объёмов, либо купить нужный объём на БР. Такой аукцион проводится на каждый час суток и учитывает существующие на каждый час ограничения на выдачу и переток мощности. При этом, большинство покупателей в ценовых зонах подают ценопринимающие заявки (заявки с указанием планового объема потребления, который покупатель намерен купить по сложившейся цене конкурентного отбора), поскольку в случае указания слишком низкой цены покупатель рискует не пройти конкурентный отбор РСВ и следовательно будет обязан приобрести весь объем потребления на БР, что гарантировано повлечет значительное увеличение затрат на энергоснабжение.

Балансирующий рынок

Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках БР.

Читать еще:  Рынок коротких денег

В течение суток СО многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.

Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.

На БР при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды СО.

Участие покупателей электрической энергии на БР обязательно и необходимо в целях покупки/продажи объёмов электрической энергии в размере отклонений фактического почасового потребления от планового почасового потребления. Основной механизм БР — конкурентный отбор заявок поставщиков электрической энергии и покупателей с регулируемой нагрузкой в режиме близком к реальному времени, исходя из минимизации стоимости удовлетворения возникшего спроса на электрическую энергию для актуальных системных условий.

Стоит отметить, что цена покупки электроэнергии на БР значительно выше чем цена покупки на РСВ, а цена продажи — значительно ниже. Т.е. планировать свое почасовое потребление необходимо таким образом, чтобы добиться минимального отклонения факта от плана, т.к. значительное отклонение приведет к значительному увеличению затрат на электроэнергию. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки СО (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Рынок мощности

Мощность — особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Продажа мощности призвана компенсировать производителю постоянные издержки, связанные с обеспечением работоспособности электрической станции. В то время как продажа электрической энергии призвана компенсировать производителю его переменные издержки. Тем самым должна достигаться надёжность электроснабжения: даже если мощность определённой станции не востребована в течение длительного времени, производитель за счёт продажи мощности содержит такую станцию и в случае роста потребления готов оперативно запустить производство электрической энергии. Кроме того, специфика такого товара, как мощность, позволяет при помощи него обеспечивать возврат инвестированных средств в строительство и модернизацию генерирующих мощностей, тем самым, осуществляя опережающее перспективное развитие ЕЭС с учётом длительности сроков возведения генерирующих мощностей.

Основная задача ОАО «СО ЕЭС» на рынке мощности — обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

­ в требуемом объеме;

­ с требуемыми технологическими параметрами;

­ в требуемые сроки;

­ с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

Основная функция ОАО «СО ЕЭС» — организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.

Рынок мощности имеет следующие сектора:

1. Сектор торговли мощностью по договорам о предоставлении мощности — подразумевает заключение поставщиками и покупателями агентских договоров с центром финансовых расчетов.

2. Сектор торговли мощностью по договорам купли-продажи мощности новых атомных электростанций и гидроэлектростанций — введены на рынок мощности с целью «справедливого» распределения бремени оплаты самой дорогостоящей мощности АЭС и ГЭС всеми участниками ОРЭМ расположенными в пределах одной ценовой зоны оптового рынка. Специфика атомных электростанций и гидроэлектростанций заключается в том, что электрическая энергия, вырабатываемая с использованием генерирующих объектов этих электростанций, является наиболее «дешёвой», то есть имеет минимальную себестоимость. В случае с атомными электростанциями — вследствие того, что одной загрузки ядерного топлива хватает для нескольких месяцев выработки огромного количества электрической энергии, а в случае с гидроэлектростанциями — вследствие неисчерпаемости возобновляемой энергии потока воды.

3. Сектор торговли мощностью по результатам конкурса инвестиционных проектов — оплата мощности генерирующих объектов построенных по итогам проведения отбора инвестиционных проектов в случае планируемого роста потребления в результате проведения конкурентного отбора мощности.

4. Сектор торговли мощностью, производимой с использованием объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме — мощность не прошедшая по своим техническим параметрам конкурентный отбор мощности, но необходимая для нормальной работы энергосистемы и теплоснабжения населения.

5. Сектор торговли мощностью по регулируемым договорам — заключаются субъектами ОРЭМ к числу покупателей которых относиться население или приравненные к ним категории. Цена, установленная ФСТ, в них фиксируется на 1 год по установленной ФСТ.

6. Сектор торговли мощностью по свободным договорам купли-продажи мощности — сторонами выступают генераторы и потребитель. Цены договорные, заключаются на бирже. Для того чтобы объем мощности, купленный по свободному договору, был зачтен покупателю в счет исполнения его обязательств по покупке мощности на оптовом рынке, такой договор должен быть зарегистрирован коммерческим оператором.

7. Сектор торговли мощностью по результатам долгосрочного конкурентного отбора мощности — объем мощности рассчитывается по остаточному принципу как часть фактически поставленного/купленного на ОРЭМ объема мощности, не проданного по иным механизмам. Стоимость мощности, продаваемой и покупаемой по итогам конкурентного отбора, устанавливается исходя из цен, определенных по итогам конкурентного отбора.

Что такое оптовый рынок электроэнергии

По состоянию на сегодняшний момент в России отношения по купле-продаже электроэнергии можно условно разделить на две основные части:

  • купля-продажа на оптовом рынке электроэнергии (оптовый рынок электроэнергии и мощности);
  • купли-продажа электроэнергии на розничном рынке электроэнергии;

Основы розничного рынка электроэнергии рассматривались в других статьях сайта, поэтому в этой статье остановимся более подробно на понятии оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ.

Итак, что такое оптовый рынок электроэнергии и мощности, какие правила оптового рынка электроэнергии существуют, а также какие субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности имеют право на нем работать об этом и пойдет речь в настоящей статье.
На оптовом рынке продавцами и покупателями могут выступать:

  • генерирующие компании оптового рынка электроэнергии;
  • операторы экспорта/импорта электроэнергии;
  • энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики;
  • сетевые компании (территориальные сетевые компании и ОАО «ФСК ЕЭС» ) — в части покупки потерь;
  • крупные потребители.

Указанные выше субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ могут быть как продавцами на оптовом рынке электроэнергии и мощности, так и покупателями. Для того, чтобы получить статус оптового рынка электроэнергии и мощности и право торговать на нем организация, желающая стать участником оптового рынка электроэнергии и мощнсоти, должна удовлетворять требованиям, которые изложены в «Правилах оптового рынка электроэнергии», утвержденном в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172, а также в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка (его можно скачать на сайте НП «Совет рынка»).

В России оптовый рынок электроэнергии и мощности пока действует только на территории ценовых зон. Ценовая зона – это часть территории РФ, где возможна конкуренция между участниками оптового рынка электроэнергии и мощности. Существует две ценовые зоны:

  • первая ценовая зона (территория Европейской части России и Урала);
  • вторая ценовая зона (Сибитрь).

Кроме того, есть так называемые неценовые зоны (регионы Дальнего Востока, Архангельская область, Калининградская область и Республика Коми). На этих территориях конкуренция пока по различным техническим причинам невозможна. В неценовых зонах реализация электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и мощности производится по регулируемым ценам. О ценовых и неценовых зонах оптового рынка электроэнергии более подробно рассмотрено ниже.

Основные принципы работы оптового рынка электроэнергии и мощности

Как следует из названия, на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществлятеся торговля двумя товарами – электроэнергией и мощностью.
Мощность – это особый товар, при покупке которого у покупателя возникает право требования к генерирующим компаниям оптового рынка поддерживать оборудование, предназначенное для выработки электроэнергии в постоянной готовности.

В настоящем виде оптовый рынок электроэнергии и мощности работает с 2006г.

Рынок электроэнергии

На оптовом рынке электроэнергии и мощности работают несколько секторов рынка:

  • сектор регулируемых договоров;
  • рынок на сутки вперед;
  • сектор свободных договоров;
  • балансирующий рынок.
Читать еще:  Термины по теме рынок

По регулируемым договорам сектора регулируемых договоров тарифы на электроэнергию определяется ФСТ РФ. При этом в этом секторе приобретается электроэнергия только для поставки населению, а также для потребителей в зоне работы МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, которые не приобретаются по регулируемым договороам, покупаются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Основной смысл свободных договоров это то, что участники оптового рынка электроэнергии и мощности самостоятельно определяют с кем они будут заключать договоры, а также цены и объемы поставки электроэнергии.

Рынок на сутки вперед (РСВ) оптового рынка электроэнергии и мощности это проводимый ОАО «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для подачи заявки на покупку электроэнергии на рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка направляют эти заявки в соответствии с установленными сроками в адрес ОАО «АТС». Таким образом, все крупные потребители, которые работают на оптовом рынке электроэнергии и мощности должны подавать заявки с плановым почасовым потреблением электроэнергии для приобретения электроэнергии на рынке на сутки вперед.
Для исключения рисков манипуляции ценами на рынке на сутки вперед в первую очередь должны удовлетворяться заявки на приобретение электроэнергии с наименьшей ценой.

Вместе с тем, фактическое потребление электроэнергии всегда отличается от планового потребления электроэнергии. В связи с этим у потребителя, который подал заявку на приобретение электроэнергии на рынке на сутки вперед будет либо недостаток электроэнергии (в случае если факт больше плана), либо избыток приобретённой на рынке на сутки вперед электроэнергии (план больше факта). В связи с этим торговля этими отклонениями производится в режиме реального времени на балансирующем рынке. Стоит отметить, что цена покупки электроэнергии на балансирующим рынке значительно выше чем цена покупки на рынке на сутки вперед, а цена продажи – значительно ниже. Т.е. планировать свое почасовое потребление необходимо таким образом, чтобы добиться минимального отклонения факта от плана, т.к. значительное отклонение приведет к значительному увеличению затрат на электроэнергию. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Кроме того, отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.
Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ). Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.

Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:

  • В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей;
  • Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности;
  • В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности.
  • В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.

Территории, отмеченные 3 и 4 это неценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности.

На некоторых территориях, которые на карте заштрихованы установлены особенности работы оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности.

Хотите узнать как выйти на оптовый рынок электроэнергии, чтобы потом не сожалеть об этом? Читайте эту статью

Субъекты России, входящие в первую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Рынок электроэнергии

Торговля электрической энергии на оптовом рынке осуществляется с использованием следующих основных рыночных механизмов:

  • РСВ – рынок на сутки вперед
  • БР – балансирующий рынок
  • РД – рынок регулируемых договоров
  • СДД – свободные договора купли-продажи э.э.

Рынок на сутки вперёд (РСВ) – это маржинальный аукцион ценовых заявок на продажу и покупку электрической энергии, производимый на каждый час суток за сутки до момента реальной поставки (потребления) электрической энергии.
В рамках торговли на РСВ поставщики и покупатели подают ценовые заявки, в которых указывают, какой объём электрической энергии, в какой час и по какой цене они готовы поставить и купить соответственно. Эти заявки упорядочиваются для поставщиков — по возрастанию цены, а для покупателей — по убыванию цены. Таким образом, формируется «кривая предложения» и «кривая спроса» — строго по канонам классической экономической теории. На пересечении этих кривых определяется маржинальная цена, по которой все поставщики, подавшие ценовые заявки с указанием такой же или более низкой цены, а также все покупатели, подавшие заявку с указанием такой же или более высокой цены, продают и покупают электрическую энергию.

Графически формирование маржинальной цены выглядит следующим образом:


Заявки тех поставщиков и покупателей, которые указали более высокие (низкие) ценами, считаются не отобранными. Поставщики в таком случае могут предложить свои объёмы на балансирующем рынке (БР), а покупатели — либо отказаться от потребления указанных объёмов, либо купить нужный объём на балансирующем рынке. Такой аукцион проводится на каждый час суток и учитывает существующие на каждый час ограничения на выдачу и переток мощности.
При этом, большинство покупателей в ценовых зонах подают ценопринимающие заявки (заявки с указанием планового объема потребления, который покупатель намерен купить по сложившейся цене конкурентного отбора), поскольку в случае указания слишком низкой цены покупатель рискует не пройти конкурентный отбор РСВ и следовательно будет обязан приобрести весь объем потребления на балансирующем рынке, что гарантировано повлечет значительное увеличение затрат на энергоснабжение.
Балансирующий рынок (БР) — рынок отклонений в реальном времени. На балансирующем рынке происходит купля-продажа объёмов электрической энергии, которые потреблены (произведены) сверх плановых объёмов или не потреблённых (не произведённых) объёмов относительно плановых.
Участие покупателей электрической энергии на БР обязательно и необходимо в целях покупки/продажи объёмов электрической энергии в размере отклонений фактического почасового потребления от планового почасового потребления.
Основной механизм балансирующего рынка – конкурентный отбор заявок поставщиков электрической энергии и покупателей с регулируемой нагрузкой в режиме близком к реальному времени, исходя из минимизации стоимости удовлетворения возникшего спроса на электрическую энергию для актуальных системных условий.

Читать еще:  Что такое рынок ссудных капиталов

Конкурентный отбор для балансирования системы производится в форме расчета:

  1. на каждый час поставки:
    • объемов производства электрической энергии на генерирующем оборудовании,
    • и объемов потребления на энергопринимающих устройствах покупателей с регулируемым потреблением
  2. и цен продажи (покупки) отклонений в час поставки.

БР реализуется путем:

  1. подачи поставщиками в торговые сутки (сутки «Х-1») ценовых заявок на продажу электрической энергии на каждый час следующих – операционных суток (суток «Х»).
  2. подачи покупателями с регулируемой нагрузкой в торговые сутки (сутки «Х-1») ценовых заявок на планирование объема отрицательного потребления в отношении ГТП потребления с регулируемой нагрузкой по объекту управления на каждый час следующих – операционных суток (суток «Х»).
  3. подачи поставщиками и покупателями с регулируемой нагрузкой в торговые сутки (сутки «Х-1»)и в операционные сутки (сутки «Х») за 360 минут до наступления часа, в отношении которого осуществляется конкурентный отбор для балансирования системы, оперативных ценопринимающих заявок на изменение объемов производства.

Таким образом, в конкурентном отборе для балансирования системы участвуют только заявки поставщиков и заявки покупателей с регулируемым потреблением.
Обычные покупатели электрической энергии являются пассивными участниками БР, что означает, что они никак не участвуют в конкурентном отборе для балансирования системы и купят или продадут электрическую энергию на БР по той цене балансирования которая, сложится по факту в результате конкурентного отбора ценовых заявок поставщиков и заявок покупателей с регулируемым потреблением.

Рынок Регулируемых договоров (РД) – состоит из договоров, заключаемых субъектами ОРЭМ к числу покупателей которых относиться население или приравненные к ним категории. Цена в них фиксируется на 1 год. Цену устанавливает ФСТ.

Рынок Свободных двусторонних договоров купли — продажи электрической энергии (СДД) — сторонами в СДД выступают генератор и потребитель. Договорной ценой является цена, согласованная между контрагентами.
Они заключаются как на внебиржевом рынке, так и при заключении сделок на бирже.

ОРЭМ и РРЭ: субъекты, принципы функционирования.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый — оптовый и розничный — рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, коммерческие и технологические организации, крупные потребители. На розничном рынке реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Субъекты оптового рынка электроэнергии могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности:

На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

Сегодня на оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки:

— сектор регулируемых договоров,

— сектор свободных договоров,

— рынок на сутки вперед,

Регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки.

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Что касается розничного рынка электроэнергии, то здесь субъектами являются:

— потребители электрической энергии;

— производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке, осуществляющие продажу электрической энергии на розничном рынке;

— исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг

— сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства

— системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Сбыт электроэнергии конечным потребителям осуществляют сбытовые компании: гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации.

Гарантирующий поставщик (ГП) – сбытовая компания, обязанная заключить с любым обратившимся к ней клиентом в зоне ее деятельности договор энергоснабжения (купли – продажи). Договоры, заключаемые ГП с потребителями, носят публичный характер, их условия, включая порядок ценообразования, регламентируется Правительством РФ.

ГП действует в рамках определенной зоны деятельности. За пределами своей зоны деятельности он может выступать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

В отличие от ГП, энергосбытовые организации свободны в выборе покупателя, с которым они готовы заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергией.

На розничном рынке электроэнергии действуют производители, установленная генерирующая мощность которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт, но при этом на них не распространяется требование законодательства РФ об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, продают электроэнергию на розничных рынках.

Гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании могут заключать два вида договоров с потребителем:

— Договор купли-продажи, при этом потребитель должен самостоятельно урегулировать отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией.

— Договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия договоров оказания услуг по передаче электроэнергии.

В соответствии с Основными положениями с 1 января 2011 года продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется для снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей.

А) Ценовые зоны:

Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам.

Б) Неценовые зоны:

Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в неценовые зоны оптового рынка, осуществляется по регулируемым ценам.

Тарифы на электроэнергию на РРЭ. Одноставочный тариф.

Тарифы на ЭЭ являются составной частью общей системы цен и поэтому должны подчиняться закону ценообразования, однако цены на энергетическую продукцию в отличии от продукции других отраслей значительно меньше подвержены рыночной конъюнктуре, т.к.:

1) Спрос на ЭЭ практически постоянен, “не эластичен”.

2) Некоторые предприятия энергетики являются естественными монополиями.

Тарифы на электроэнергию на розничном рынке:

· многоставочный, дифференцированный по времени суток.

Одноставочный тарифсостоит из оплаты по определенной ставке bw за фактически потребленную электроэнергию. Тогда плата за электроэнергию:

Одноставочный тариф используется в расчетах с промышленными потребителями до 750 кВА, сбытовыми и непромышленными потребителями, режим работы которых не зависит от них и носит достаточно определенный характер (электрифицированный транспорт, с/х и т.п.).

При использовании данного тарифа отсутствует заинтересованность потребителей в выравнивании графиков нагрузки.

Расчеты за ЭЭ производятся по электросчетчикам, установленным на границе раздела электрических сетей – энергоснабжающей организацией и потребителем. Если счетчики устанавливаются не на границе раздела, то необходимо определить потери в сети на участке от места установки счетчика до границы раздела, они относятся к потребителю или снабжающей организации в зависимости о того, на чьем участке баланс находится этот участок.

Величина этого тарифа существенно отличается для разных регионов страны в зависимости от местных условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector