Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок сбыта нефтепродуктов

Основные рынки сбыта российской нефти

Экспорт нефти играет важнейшую роль в развитии экономики России. Экспорт топлива способствует формированию единого энергетического пространства на европейском континенте. Проблема энергообеспечения приобрела глобальный характер, и эффективное ее решение невозможно без широкого международного сотрудничества, без усиления интеграционных процессов в Европе и мировом сообществе в целом. Общеевропейское сотрудничество в энергетике позволит радикально ускорить переход всей российской экономики к рынку.

До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля — западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 % всей мировой добычи и 61 % мирового экспорта нефти. Добыча России состовляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ.

Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос будет расти на 1,5 процента в год, а предложение существенно не возрастет. Однако сейчас из стран — членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Габон). Тем более существенной становиться роль России, иначе ряд экспертов не исключают возможность скорого возникновения очередного энергетического кризиса.

Итак, российская нефтяная промышленность имеет важнейшее значение для нашей страны и всего мира в целом.

Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%)[2], Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.[3]

Девяносто пять процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно[4].

Своеобразие географического и геополитического положения обусловило исключительную важность для России транзита нефти и нефтепродуктов. Нынешняя неурегулированность вопросов транзита чревата нарушением стабильности поставок энергоресурсов на рынки сбыта, удорожанием и снижением их конкурентоспособности. А это реально угрожает подрывом основ экономической и энергетической безопасности России.

Рынок сбыта нефтепродуктов

Нефть — самое продаваемое сырье в мире. А контракт на поставку нефтепродуктов — один из самых популярных торговых инструментов. Но чтобы успешно торговать этим активом, нужно понимать, как устроен нефтяной рынок: знать его структуру, факторы, влияющие на формирование цен, и многое другое.

Покупатели и продавцы нефти

Нефть имеет ценность, потому что рынку необходимо то, что из нее производится — топливо и нефтепродукты. Основной спрос на нефть создают покупатели топлива — промышленность, электростанции, транспорт. Если растут перевозки, производство, то повышается спрос на нефть — и это приводит к росту цен. При промышленном спаде, снижении перевозок, теплых зимах, когда электростанциям не нужно сжигать много топлива, цены на нефть снижаются.

Цены на нефть определяет соотношение между спросом и предложением. На спрос и предложение влияет множество факторов — от ситуации в мировой экономике до войн и аварий на нефтяных объектах. Кроме того, цены могут упасть или снизиться по причинам, влияющим на психологию инвесторов. К примеру, из-за прогнозов аналитиков.

Основные продавцы на рынке нефти — нефтедобывающие компании. При этом добыча ведется в определенных нефтеносных регионах некоторых стран — на Ближнем Востоке, в России, Венесуэле, США, Канаде, Нигерии, на шельфе Северного моря.

Трейдеры, торгующие на бирже, основное внимание обращают на следующие факторы:

  • политическая обстановка в нефтедобывающих странах. Нестабильность в стране может привести к сокращению поставок, а порой и вовсе к угрозе срыва. Иногда трейдеры начинают реагировать на одну только возможность падения поставок, что ведет с росту цен. Чаще всего политика влияет на добычу в Венесуэле, Нигерии и странах Ближнего Востока;
  • природные катастрофы, стихийные бедствия. К примеру, в 2005 году один из самых разрушительных ураганов в мире «Катрина» парализовал работу добывающих платформ в Мексиканском заливе. Добыча в регионе упала на 92%. Вследствие этого цена нефти WTI впервые в истории превысила $70 за баррель;
  • сезонные явления. В летний автомобильный сезон в США растет спрос на бензин, а значит, и на нефть. Вверх цены на нефть может подтолкнуть также зимний отопительный сезон, так как в холодную погоду растет спрос на котельное топливо. Но больше всего на рынок влияет сезон ураганов в США. Сезон ураганов в Атлантике длится с 1 июня по 30 ноября и ведет к значительному сокращению добычи нефти в стране;
  • изменения запасов нефти в хранилищах того или иного государства. Сильнее всего на цены влияют данные по США. Их публикует Управление энергетической информации США (EIA) каждую среду в 17:30 мск. Повлиять на цены также могут данные по запасам от Американского института нефти (API), которые выходят каждый вторник в 23:30 мск. Если запасы растут, нефть дешевеет, и наоборот;
  • динамика добычи нефти и изменение числа активных буровых в США. Рост добычи и числа буровых увеличивает предложение на рынке нефти. И наоборот. О добыче каждую среду сообщает EIA. Буровые отслеживает нефтесервисная компания Baker Hughes и публикует собранные данные каждую пятницу;
  • изменение темпов роста глобальной экономики. Чем активнее развивается экономика, тем больше спроса на нефть. В то же время увеличиваются доходы населения, которое покупает больше автомобилей и расходует больше бензина;
  • политика ОПЕК в отношении объемов нефтедобычи. Например, эта организация может сократить квоту на добычу, что приведет к уменьшению предложения на рынке и росту цены на нефть. Подробнее об ОПЕК мы расскажем в других материалах.

Для промышленности и электростанций подходят нефтепродукты из тяжелых фракций нефти, для транспортного топлива, особенно авиационного, нужны только легкие фракции, которые можно получить из некоторых сортов нефти. В мире существуют десятки сортов нефти из разных месторождений и регионов. Они различаются по плотности, содержанию серы и других примесей.

Читать еще:  Система образования и рынок труда

Сорта Brent, WTI, Oman Crude — считаются эталонными, или маркерными. Цены на них складываются в ходе торгов на международных биржах. На базе их стоимости рассчитываются цены на другие сорта.

Brent — легкая малосернистая нефть. Она служит стандартом цен для Европы и стран ОПЕК. 70% мировых поставок нефти оцениваются в привязке к Brent.

До сих пор Brent представляла собой смесь нефти, добытой на нескольких месторождениях Северного моря — Brent, Forties, Oseberg и Ekofisk. Интересно, что запасы месторождения, которое дало название Brent, уже истощены.

WTI, или Light Sweet Crude Oil, добывается в штате Техас. Это легкая малосернистая нефть, которая хорошо подходит для производства бензина и других дистиллятов. В последние несколько лет котировки WTI ниже, чем у Brent, хотя по качеству эти сорта похожи. Так происходит из-за высоких затрат на поставку, загруженности хранилищ и трубопроводов в США.

Dubai Crude — среднесернистая нефть, добываемая в эмирате Дубай (ОАЭ). Длительное время Dubai Crude была единственной нефтью, свободно торгуемой на Ближнем Востоке. Но в 2007 году развился биржевой рынок на оманскую нефть Oman crude, и этот сорт также стал эталонным.

Как и где торгуется нефть

Долгое время нефтяные сделки заключались в виде прямых долгосрочных контрактов. Долгосрочность позволяла избегать скачков цен, неизбежную при цикличности спроса. В 1970-е годы, в разгар нефтяного кризиса, появились контракты с поставкой нефти в течение двух дней.

На бирже нефть начала торговаться в 1980-х годах. Сейчас, когда говорят о торговле нефтью, зачастую речь идет именно о фьючерсах, то есть контрактах, заключаемых на покупку или продажу нефти с расчетами в будущем. Цены на фьючерсы меняются в зависимости от спроса и предложения и позволяют страховаться производителям нефти, а инвесторам — просто зарабатывать на изменениях котировок.

Ключевой продукт нефтяного рынка ICE Futures Europe — фьючерсы сорта Brent. Также на ICE Futures Europe торгуют расчетными контрактами сорта WTI (марки Texas light sweet). Эта торговая площадка входит в состав глобальной группы Intercontinental Exchange (ICE). На нее приходится около 50% мирового оборота фьючерсами на нефть и нефтепродукты.

Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.

Как устроен рынок оптовой торговли топливом? (ликбез поставщика)

Продажа топлива оптом – это, фактически, финишная черта достаточно долгого и технологически сложного пути с внушительным списком участников, который проходят нефтепродукты. И именно он способен дать полное представление о современном оптовом рынке.

Свое мнение о том, как устроен рынок оптовой торговли топливом, из каких элементов он состоит и как функционирует решил рассказать один из заметных игроков данного рынка – компания “Газпромнефть-Региональные продажи”.

Добыча

С каждым годом площадь неразведанных территорий, где потенциально могут располагаться месторождения нефти, непрерывно сокращается. В то же время развитие всей отрасли в целом позволяет совершенствовать технологии разведки и нефтедобычи.

Во-первых, совершенствуется оборудование и средства, позволяющие с высокой точностью обнаруживать месторождения газа и нефти. Во-вторых, ведутся постоянные работы по увеличению КИН – коэффициента извлечения нефти из каждого месторождения. Достигнуть 100% КИН в настоящий момент невозможно, но российские компании уже пересекли показатели в 40%, которые являются практически самыми высокими в мире.

Сейчас процесс нефтедобычи (разработки месторождения) производится с помощью серии скважин. Часть из них используется непосредственно для извлечения нефти из-под подземных пластов, оставшиеся скважины носят сервисный характер – через них под пласт закачивается газ или жидкость, постепенно выталкивающая нефть.

Транспортировка

Полученная нефть – это далеко не топливо, а лишь неочищенное сырье, которое лишь после переработки превратится в бензин, ДТ и другие нефтепродукты, готовые к оптовой продаже. Но, прежде чем приступить к производству продукции, нефть необходимо доставить на НПЗ.

Первичную очистку от газа и воды она проходит сразу после добычи, а затем отгружается в транспорт (водный, железнодорожный или автомобильный) или, что гораздо чаще, отправляется напрямую на нефтеперерабатывающий завод по трубопроводу.

Переработка

Именно на НПЗ из исходного сырья получается топливо, оптом купить которое в дальнейшем смогут сети автозаправочных станций, реализующих его конечным розничным покупателям, и крупные предприятия, использующие бензин, дизельное топливо и керосин в собственных целях.

Эти продукты называются светлыми и имеют наибольший спрос, поэтому нефтеперерабатывающие компании больше всего заинтересованы именно в их производстве – оно составляет едва ли не 90% от всего объема выпускаемой продукции.

На оставшиеся 10% приходятся так называемые темные нефтепродукты – мазуты, дистиллятные масла, битумы, гудроны и прочая продукция, содержащая тяжелые нефтяные фракции, оставшиеся после первичной и вторичной переработки сырья.

Хранение и доставка

Готовая продукция поступает на хранение на специально оборудованные базы нефтепродуктов. Они необходимы для:

  • качественного хранения,
  • перегрузки с одного транспорта на другой для дальнейшей доставки,
  • оптового отпуска.

По мнению нашего сегодняшнего эксперта, поставляющего топливо оптом, любой клиент, пожелавший купить данный товар и обратившийся в офис продаж представителя определенной нефтяной компании или посредника, получит необходимый объем продукции именно с базы, расположенной на значительном удалении от самого офиса и даже НПЗ.

Заказанное топливо чаще всего доставляется клиенту на специализированном транспорте, принадлежащему самой крупной компании или ее партнеру, отвечающему исключительно за транспортировку.

Общая схема оптового рынка топлива

В заключение укажем полный список участников современного рынка:

  • нефтедобывающие компании – поставщики сырья;
  • транспортировочные компании – перевозчики нефти и готовой продукции посредством специализированного транспорта или владельцы нефтепроводов, соединяющих месторождения, НПЗ и базы нефтепродуктов;
  • покупатели – сети АЗС или крупные предприятия, приобретающие топливо оптом для дальнейшей продажи или использования;
  • посредники – продавцы топлива, работающие мелким оптом.

Роль каждого вышеуказанного участника могут играть отдельные мелкие организации (к примеру, частная АЗС может пользоваться транспортными услугами посредника, доставляющего топливо с крупной нефтебазы) или обширные группы компаний, охватывающие всю цепочку движения нефти и нефтепродуктов. К таким крупным представителям рынка, например, относится “Газпром Нефть”.

Стоит отметить, что закупать топливо оптом в последнем случае ввиду отсутствия посредников и наценок гораздо удобнее и выгоднее.

Продажи на внутреннем рынке принесли нефтяникам 55 млрд рублей убытков с начала года

Продажи на внутренний рынок с начала года принесли нефтяникам 55 млрд руб. убытков подсчитали эксперты Vygon Consulting. На совещании 7 марта с куратором отрасли вице-премьером Дмитрием Козаком нефтяные компании попросят исправить ситуацию, чтобы уменьшить потери, рассказали «Ведомостям» два чиновника и сотрудник нефтяной компании: изменить способ, которым рассчитывается компенсация из бюджета поставок топлива на внутренний рынок.

Формула компенсации написана в правительстве в 2018 г.: бюджет возвращает 60% разницы между экспортными ценами на топливо и ценой отсечения – определена в 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. Предполагалось, что это покроет часть недостачи от продажи топлива на внутреннем рынке: в 2019 г. бюджет уплатит нефтяникам 124 млрд руб.

Читать еще:  Рынок газа в мире

Но предложенная формула компенсации оказалась неэффективной: в январе 2019 г. внутренние цены на бензин были ниже цены отсечения и – по формуле – производителям бензина пришлось уплатить в бюджет 10 млрд руб., подсчитала Vygon. Нефтяники доплачивают бюджету за поставки бензина на российский рынок, признавал и представитель Минэнерго, но не называл цифру. Февраль ничего не изменил: нефтяники заплатят бюджету 4,7 млрд руб., подсчитал аналитик Vygon Евгений Тыртов.

Бизнес попросил у правительства стабильности в ТЭКе

За продажу дизтоплива на внутреннем рынке в январе нефтяники компенсацию получили – 10,5 млрд руб. – и еще 15,3 млрд руб. получат за февраль. Всего компенсация позволила нефтяникам снизить убыток на 20% (или 11,1 млрд руб.) – он составил 43,9 млрд руб. «А предполагалась компенсация 60%», – напоминает Тыртов.

Фиксированную цену отсечения при расчете компенсации за поставку на внутренний рынок надо заменить плавающей, это компенсирует убытки нефтяникам, говорят чиновник и собеседник «Ведомостей» в топливной компании. Нефтяники предлагают учитывать курс доллара, цену нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, знает собеседник, близкий к одному из будущих участников встречи у Козака. Как эти идеи воплотить и сколько придется компенсировать нефтяникам из бюджета, собеседники «Ведомостей» не говорят.

«Новая система налогообложения нефтепереработки стала настолько сложной, что понять, как она работает, можно только ретроспективно», – считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: до реформы в отрасли не было единого понимания, как налоговый маневр повлияет на рентабельность нефтепереработки.

Привязка компенсации к фиксированным ценам, продолжает он, действительно может приводить к недополучению прибыли. В теории переход к плавающей цене может решить эту проблему, но все будет зависеть от методики расчета и макроэкономических параметров, уверен Маринченко.

«В марте в правительстве начинается серия обсуждений первых результатов действия налогового маневра», – подтвердил представитель Козака: нефтяные компании смогут поговорить о донастройке инструментов, предусмотренных налоговым маневром, предложить варианты их совершенствования. Обсуждать подробности он отказался. Собеседники «Ведомостей» знают, что Минфин против введения плавающей ставки. Представители Минфина, Минэнерго, «Роснефти», «Татнефти», «Сургутнефтегаза», «Лукойла» и «Газпром нефти» не ответили «Ведомостям».

«Ключевая проблема – компенсация никак не зависит от цены топлива на внутреннем рынке», – говорит Тыртов. Цены сильно снизились вслед за ценами на нефть в январе – феврале. «Компании вынуждены сами платить в бюджет, вместо того чтобы получать компенсации, – удивляется Тыртов. – Но демпфер напрямую не влияет на внутренние цены. Поэтому целесообразно заменить его на плавающий акциз, при расчете которого учитывались бы внутренние цены», – заключает он.

Основные рынки сбыта российской нефти и газа

2.2.3. Основные рынки сбыта российской нефти и газа.

Европа не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками ОАО «Газпром». Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн. куб. м., имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами. В целом около 40% потребностей Западной Европы покрывается за счет импорта. Доля России (ОАО «Газпром») в западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29 %[14]. Самый серьезный потенциальный конкурент России в торговле газом на континенте – Норвегия. Крупнейшим на сегодняшний момент проектом «Газпрома» по увеличению поставок газа за рубеж является строительство трубопроводной системы «Ямал-Европа». Страны Восточной и Центральной Европы являются для России также важными рынками сбыта энергоносителей и источниками получения свободно конвертируемой валюты. На долю топливно-энергетических ресурсов приходиться 78% российского экспорта в этот регион, здесь потребляется около 35% экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа.[15] В наибольшей степени от ввоза энергоносителей зависят Словакия, Болгария, Венгрия. По объему экспорта газа в страны ЦВЕ Россия превысила максимальный уровень докризисных лет. Более 30% общего объема газа экспортируется из России в счет участия стран ЦВЕ в освоении и обустройстве газовых месторождений на территории бывшего Советского Союза, а так же для оплаты транзита по их территории в Западную Европу, Грецию, Турцию, государства бывшей Югославии. Поставки российского газа по существу являлись безальтернативными для всех стран ЦВЕ.

Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%)[16], Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.[17]

Девяносто пять процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно[18].

Страны ЦВЕ и Западной Европы принимают меры по уменьшению доли России в импорте энергоносителей. Стремление этих стран диверсифицировать импорт топлива по политическим соображениям продиктовано и желанием усилить надежность своего энергообеспечения, дистанцироваться от политически и экономически нестабильных партнеров в лице России и Украины. Практикуемые последней «заимствования» нефти и газа из трубопроводов, проходящих по ее территории, неоднократно приводили к перебоям российских поставок нефтегазового сырья. Перспектива разработки и расширения рынков сбыта российской нефти и газа рассмотрена в главе 3.

2.3. Последствия кризиса на мировом рынке энергоносителей для России.

Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился и на положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в 1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года. Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96% от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т. по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В четвертом квартале 1998 года компаниям было разрешено вывести в дальнее зарубежье 26,4 млн. т. нефти. Таким образом, экспорт во втором полугодии составил около 55 млн. т., что на 3 млн. т. меньше, чем в первом. ОПЕКу же Россия обещала снизить экспорт на Запад во втором полугодии по сравнению с первым на 2 млн. т.[19]

Читать еще:  Что такое целевой рынок

До критически низкого уровня сократились объемы геологоразведочных работ. Прирост разведанных запасов нефти лишь наполовину компенсирует ее добычу. Из-за отсутствия средств продолжают снижаться объемы эксплуатационного бурения (в I квартале 1998 г. к соответствующему периоду прошлого года — на 16,5%). Количество простаивающих скважин на 1 апреля 1998 г. составило 27,5% от всего эксплуатационного фонда ввиду тяжелого финансового положения нефтедобывающей отрасли, прежде всего из-за неплатежей потребителей нефти.

Качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым стандартам и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке. Особенно после 1 октября 1996 г., когда вступила в силу директива ЕС о снижении предельно допустимой нормы содержания серы в импортном моторном дизельном топливе с 0,2% до 0,05%.

Низкая платежеспособность потребителей нефтепродуктов лишает нефтеперерабатывающие заводы средств, необходимых для реконструкции и модернизации. В результате продукция большинства российских НПЗ и по цене, и по качеству становится неконкурентоспособной даже внутри страны. Объем переработки нефти в России может снизиться по итогам 1998 г. на 9%.

В случае, если стабилизации цен на сырую нефть не произойдет, последствия для России могут быть довольно серьезными. Российский ТЭК экспортирует треть от общего объема добываемой нефти (в прошлом году было получено 305,6 млн т нефти, на экспорт пошло 108,6 млн т; причем у некоторых компаний это соотношение на порядок выше)[20] и естественно, что снижение цен выводит многие предприятия за рамки рентабельности.

Сокращение реальных валютных поступлений от экспорта нефти (по усредненным оценкам, нефтяные компании теряют ежемесячно более $ 400 млн) приводит к резкому ухудшению счета текущих операций платежного баланса — важного индикатора для иностранных инвесторов; уменьшаются доходы государства, в результате чего возрастает дефицит государственного бюджета. Попытка «отыграться» на внутреннем потребителе неизбежно вызовет инфляционный всплеск*.

Пострадают и бюджеты всех уровней, поскольку на налоги у нефтяников уходит более половины всей выручки. Причем налоги в федеральный бюджет с 1998 года следует платить исключительно живыми деньгами, априносит их только экспорт.

В этих условиях правительство вынуждено или ужесточать кредитно-денежную политику, или проводить девальвацию рубля, в которой объективно заинтересованы экспортеры, или в очередной раз сокращать расходные статьи бюджета. Кроме того, по сравнению с зарубежными нефтяными компаниями у российских основным неблагоприятным фактором является высокая себестоимость добычи нефти ($35, тогда как в государствах Ближнего Востока она составляет порядка 15-20%)[21], что изначально снижает конкурентноспособность отечественных компаний. Поэтому девальвация может быть воспринята ими как подарок судьбы.

Еще одна причина, по которой России невыгодно идти на снижении нефти сейчас, состоит в том, что она не сможет компенсировать потери за счет последующего увеличения поставок. Дело в том, что, несмотря на огромные объемы добычи нефти в СССР, на экспорт в советские времена поставлялось столько же нефти, сколько и сейчас – 100-110 млн. тонн в год. Именно на такой объем поставок была рассчитана советская система экспортных трубопроводов и морских портов. В неизменном виде она сохранилась и до наших дней.

Таким образом, если меры ОПЕК и приведут в недалеком будущем к повышению цен, то выиграют от этого прежде всего страны ОПЕК, которые в отличие от Росси, могут легко увеличить объемы поставок на мировой рынок. Наконец. Россия связана обязательствами с МФ/ВФ не принимать на себя никаких добровольных обязательств по сокращению экспорта.

Нельзя исключать и такой вариант, как централизация экспортных поставок в руках государства, позволяющая уменьшить конкуренцию между отечественными нефтяными компаниями на внешних рынках. В большинстве стран-экспортеров нефти экспорт жестко контролируется государством. До недавнего времени в России существовало более 150 экспортеров нефти, сбивавших цену на рынке, при том, что добывающих компаний на порядок меньше.

Ответные меры нефтяных компаний могут включать:

— увеличение объемов переработки сырья внутри страны и повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;

— резкое усиление конкурентной борьбы, наиболее явным следствием которого стала отчетливая тенденция к созданию межкорпоративных союзов — часто с подключением крупнейших иностранных компаний или российских партнеров из смежных отраслей (ЛУКОЙЛ — ГАЗПРОМ – ШЕЛЛ);

— консолидация руководства компаний для давления давления на правительство. Вряд ли правительство, озабоченное перманентным бюджетным кризисом, пойдет навстречу пожеланиям нефтяных гигантов по поводу снижения акцизов и налогообложения в целом.

На фондовом рынке, несмотря на сильную зависимость от общерыночных тенденций, поведение бумаг предприятий нефтяного сектора имело свои специфические особенности.

* Бюджет 1998 г. рассчитывался исходя из цены $115 за тонну, а при нынешней ситуации ее падения до $ 102 налоговая нагрузка на нефтяной комплекс уже на 20% превысила средства, остающиеся у предприятий, и дефицит составил 16,8 млрд руб. Годовая же сумма налоговых начислений на предприятия составила 100,5 млрд руб., или 78% от их доходов. При этом бюджетом предусмотрено повышение внутренних цен на нефтепродукты на 10-20%, что уже выше среднего роста цен в промышленности, следовательно, дополнительное удорожание топлива, на которое вынуждены будут пойти компании, даст новый толчок инфляции[22].

Во-первых, прирост их курсовой стоимости был заметно ниже, чем остальных бумаг. Во-вторых, рассматриваемые акции демонстрировали значительные ценовые колебания, что, по мнению экспертов, было вызвано как раз нестабильностью мировой конъюнктуры рынка нефти. Причем последняя причина была во многом определяющей не только для российских бумаг: цены акций зарубежных компаний, таких как, например, Mobil corp, Texaco Inc., также испытывали ощутимые колебания. Резко снизилась эффективность экспорта, наличие которого во многом определяет инвестиционную привлекательность предприятий. Результатом стала убыточность продажи нефти за рубеж для многих компаний отрасли. Однако, несмотря на высокую значимость рассматриваемого фактора в формировании динамики котировок бумаг нефтегазодобывающих компаний, преувеличивать его влияние все же не следует — доля экспорта в суммарном объеме добычи различных предприятий показана в таблице 4[23].

Политические события в России и ее отношения с другими странами, в том числе ранее входившими в состав Советского Союза, нельзя рассматривать без увязки с проблемами топливно-энергетического комплекса.

Добыча нефти и газового конденсата предприятиями России в январе 1998 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector