Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок социально культурных услуг

Рынок социально-культурных услуг. Модели рынка, механизмы функционирования. Субъекты и объекты рынка.

Рынок социально-культурных услуг — воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности. Прежде всего необходимо уточнить понятия, вынесенные в название главы: рынок, и услуги. В какой мере они применимы к сфере культурно-досуговой деятельности? Рынок является объектом научного управления. Целью управленческой деятельности здесь является достижение пропорциональности между спросом и предложением и поддержание этой пропорциональности на оптимальном, т. е. наиболее желательном в данных условиях, уровне.

Сущность рынка. Его признаки. Во-первых, непременным условием функционирования внутреннего рынка является наличие товарно-денежного обмена, т. е. обмена потребляемой части общественного продукта на деньги. Во-вторых, рынок выступает в качестве средства согласования интересов производителя и интересов потребителей. В-третьих, рынок исполняет роль связующего звена между производством и распределением. Принято вычленять функции рынка, поскольку именно через них, и раскрывается его роль: а) реализация части совокупного продукта, посредством которой возмещаются затраты общественного труда на его производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства; б) доведение товаров до конечных потребителей; обменивая денежные доходы на товары, население удовлетворяет свои потребности в материальных благах; в) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. Под емкостью рынка принято понимать объем платежеспособного спроса населения.
Услуга культуры— культурное благо, целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере культуры. Особенностями услуг культуры являются: нематериальный характер производимого эффекта; активное участие потребителя в производстве услуг; воздействие эффекта от услуги на личность потребителя; пространственно-временная локализация услуг.

В РФ функционирует система организации отдыха населения: практически во всех регионах имеются дома отдыха, санатории, туристические базы, кемпинги, профилактории; организацией свободного времени и отдыха населения занимаются сотни тысяч культурно-досуговых учреждений и учреждений искусства — клубы, библиотеки, парки культуры и отдыха, музеи, театры и кинотеатры, концертные залы, а в последние годы — дискотеки и видеотеки, центры общественного досуга, многочисленные физкультурно-спортивные сооружения и т. д.

Эти и другие учреждения досуга ведут полифункциональную по своим задачам и содержанию работу: информируют население о важнейших событиях общественно-политической жизни, приобщают детей и взрослых к миру прекрасного, воспитывают культуру досуга, ведут борьбу за здоровый образ жизни, организуют разумный отдых и культурные развлечения, способствуют развитию трудовой и общественной активности, вовлекают людей в художественное и научно-техническое творчество — словом, в значительной мере компенсируют физические и моральные потери личности, проистекающие от несовершенства нашей общественной жизни, и в то же время способствуют активному вовлечению людей в созидательную деятельность, направленную на совершенствование общественного бытия.

В маркетинге различают два вида услуг:

а) Услуги, сопутствующие сбыту товаров: транспортировка приобретаемых товаров (вещей) на дом, установка, настройка, отладка, профилактический осмотр, регулирование, ремонт и т. п. Такие услуги носят подчиненный, вторичный характер.

б) Услуги в виде самостоятельной, чаще специализированной помощи населению

(консультация врача, занятия на теннисном корте, уроки музыки, пения и т.п.).
В условиях культурно-досуговой деятельности оказываются услуги преимущественно Модели рынка культурной продукции. Субъекты и объекты рынка продукции культуры.
Исследование видов продуктов организаций социально-культурной сферы может осуществляться в перспективном направлении: разделении продукта на основной и вторичный. К основному относится продукт деятельности организаций СКС, соответствующий профилю их социально-культурной деятельности. Каждая организация этой сферы выпускает конкретные продукты или услуги, являющиеся для нее основными.

Для театров основным продуктом является создание спектаклей, для музеев — экспозиций, для киностудий — кинокартин, для шоу-бизнеса — концертов, для издательств — книг, и т.д. Основной продукт может иметь вещественную форму, являться коммерческим и некоммерческим. В то же время, производя основной продукт, организации могут заниматься изготовлением вторичных продуктов. Под изготовлением вторичных продуктов понимается процесс видоизменения основного продукта, при котором не происходит разрушение его целостности или социально-культурной значимости. Данное уточнение очень важно: некоторые виды услуг (организация буфетов, кафе, ресторанов, платных автостоянок и т.п.) не имеют, строго говоря, отношения ни к основному, ни к вторичному продукту, ибо не обладают социально-культурной значимостью и являются непрофильными видами деятельности (дополнительными услугами).

Вторичный продукт не является основной целью деятельности организации, а призван решать следующие задачи:

· увеличение доходов организаций;

· расширение каналов реализации основного продукта;

· повышение значимости, имиджа предприятия.

· выполнение функции «промоушн», т.е. продвижения основного продукта на рынке.

В коммерческих предприятиях вторичные продукты и рынки используются достаточно широко. Так, в кинематографе вторичным продуктом является показ фильма на телевидении, запись на видеокассете. В то же время вторичным продуктом могут быть футболки, кепки, пластиковые мешки и т.д. с символикой фильма. Но не только коммерческие предприятия имеют возможность использовать вторичный продукт и вторичные рынки для увеличения доходности и рекламы основного продукта. Такими возможностями обладают и некоммерческие организации.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «по­ток» купли-продажи.

Читать еще:  Рынок промежуточных продавцов в маркетинге

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.Рынок, как самостоятельное образование включает три основ­ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи­тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздейст­вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его

Рынок социально-культурных услуг, воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности

Главная организационно-экономическая особенность социально-куль­турной сферы состоит в неразрывности единого акта исполнения — по­требления услуги. Эта особенность вызывает необходимость воспроиз­водства ресурсов учреждений культуры не только по стоимости, но и в определенной структуре (номенклатуре). А это, в свою очередь, связано с анализом воспроизводства ресурсов на разных уровнях:

♦ народнохозяйственном (уровень национальной экономики),

♦ региональном (уровень субъекта федерации, муниципального уп­
равления),

♦ отдельных социально-культурных учреждений и предприятий.

Воспроизводство условий социально-культурной деятельности вклю­чает прежде всего пополнение основных фондов предприятий и органи­заций, зданий учреждений культуры иискусств, книжных фондов биб­лиотек, воспроизводство индивидуальных фондов и ресурсов творцов духовных ценностей в зависимости от их специфики.

Рынок социально-культурной сферы как форма отношений между собственником результатов интеллектуального труда и покупателем пра­ва на эту продукцию нуждается в посреднике, функции которого разно-

образны — от оценщика и рекламного агента до продюсера и социально­го педагога.

Характерной чертой жизнедеятельности культуры становится реали­зация обезличенного товара, существующего отдельно от творца, по пра­вилам оптовой торговли. Коммерциализация товара проявляется чаще всего не сиюминутно, а спустя определенное время, иногда — через деся­тилетия. Цена на некоторые материализованные духовные ценности об­наруживает тенденцию к самовозрастанию по мере удаления от момента создания. По этой причине размещение инвестиций в сферу культуры может принести большие дивиденды, чем приобретение, скажем, цен­ных бумаг.

Рынок культурных услуг, отражая специфику взаимодействия органи­заций исполнительского искусства и публики, использует ряд принципов несовершенной конкуренции, среди которых:

♦ обособленность и качественная уникальность продукта, создавае­
мого каждым производителем;

♦ физическое существование продукта только здесь и теперь;

♦ однородность единичного товара и различие в свойствах даже пре­
дельно аналогичного товара, но созданного различными производителя­
ми (одна и та же пьеса, поставленная на разных театральных сценах, сыг­
ранная разными актерскими ансамблями, является непохожим художе­
ственным продуктом, как и одно и то же произведение, исполненное од­
ним и тем же творческим коллективом, но в разное время);

♦ каждый производитель, любая организация исполнительского ис­
кусства располагает монополией на собственную творческую продук­
цию;

♦ объединение рынком социально-культурных услуг, с одной сторо­
ны, достаточно естественной совокупности потребителей, с другой — до­
статочно большого числа производителей, и эффективная конкуренция
между ними.

Неодинаковая структура потребностей у потребителей определяет ин­дивидуализацию и дифференциацию создаваемого художественного про­дукта, взаимозаменяемость услуг организаций культуры, конкуренцию между ними и соответствующие этой конкуренции цены равновесия.

Продукт творческого труда становится конечным продуктом и, со­единяясь с условиями потребления, трансформируется в культурную услугу, имеющую в условиях рынка самостоятельное значение. Так, спек­такль для публики — конечный продукт после репетиций, лабораторных и студийных работ. Живописное полотно как продукт творческого труда является одновременно конечным, если поступает на рынок и получает денежную оценку в виде розничной цены, и промежуточным, подлежа­щим дальнейшей переработке (хранению, реставрации, изучению), если это произведение по закупочной цене приобретает музей или картинная галерея. На следующей стадии художественного цикла полотно приоб-

ретает свойства конечного продукта, но в иной модификации, в форме культурной услуги, предоставляемой посетителям музея.

Бурно развивающуюся отрасль социально-культурной сферы пред­ставляет туризм. По действующему законодательству, туристский про­дукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристс­кий продукт включает:

♦ туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оз­
доровительные и т.п.);

♦ туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение,
питание, транспортные и др.);

♦ товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, суве­
ниры, книги, туристское снаряжение и т.п.).

Потребление духовных ценностей пробуждает творческие силы чело­века; потребление здесь чаще всего переходит в производство: человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует самого себя.

Ясно, что рынок и культура — не антиподы. Наиболее эффективное использование рыночных отношений и возможностей рынка может при­вести к цивилизованным формам развития культуры в интересах искус­ства, науки, образования и других составляющих социально-культурной сферы.

Развитию культуры в указанном направлении содействует закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (12; 71 — 128), определивший термин автор (физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение) и перечень

произведений науки, литературы и искусства, как обнародованных, так и необнародованных, существующих в письменной или устной фор­ме, звуко — или видеозаписи, в качестве изображения, в объемно-простран­ственном виде и других формах, являющихся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства.

К объектам авторского права отнесены:

♦ литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

♦ драматические и музыкально-драматические произведения, сценар­
ные произведения;

♦ хореографические произведения и пантомимы;

Читать еще:  Рынок жилья это

♦ музыкальные произведения с текстом или без текста;

♦ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графичес­
кие рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искус­
ства;

♦ произведения декоративно-прикладного и сценографического ис­
кусства;

4- произведения архитектуры, градостроительства и садово-парково­го искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные спо­
собами, аналогичными фотографии;

♦ производные произведения (переводы, обработки, аннотации, ре­
фераты, инсценировки, аранжировки и др.);

♦ сборники (энциклопедии, антологии, базы данных).
Авторское право на произведение возникает в силу самого факта его

создания. Для возникновения и осуществления этого права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблю­дения каких-либо формальностей, кроме оповещения знаком ©.

Национальный рынок культурных благ неразрывно связан с мировым. Реализация на международном рынке национальных культурных дости­жений (гастроли различных творческих коллективов, ансамблей, отдель­ных исполнителей, творческие командировки дирижеров, режиссеров, продажа кинофильмов и полотен художников, книг, журнально-альбом-ной продукции, исторических и художественных ценностей), помимо валютных поступлений, добавляет авторитет нашей культуре в глазах мирового сообщества.

Для сохранения культурного наследия народов России, наряду с пограничным и таможенным законодательством, действует закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (12;33-70), способствующий развитию международного культурного сотрудничества, взаимному обо­гащению народов Российской Федерации и других государств с культур­ными ценностями друг друга.

Глава третья. Финансирование социально-культурной сферы

Рынок услуг в сфере культуры.

Конкуренция в сфере культуры недостаточно развита.

Одним из наиболее распространенных в предпринимательской среде видов экономической деятельности в сфере культуры является деятельность в области фотографии. Также интерес представители предпринимательской сферы проявляют к таким видам деятельности, как: издательская деятельность; деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе; деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев.

За последние три года в сфере культуры в части увеличения объема услуг наблюдается положительная динамика. Наиболее выраженную динамику можно отметить в следующих направлениях деятельности: деятельность в области фотографии, производство фильмов, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа.

В связи с дефицитом бюджета в региональных государственных программах зачастую отсутствует финансирование проектов некоммерческих организаций в области культуры (гранты представителям творческих профессий, предоставление средств творческим союзам и профессиональным сообществам на организацию мероприятий в области музыкального, художественного, театрального искусства).

На рынке услуг в сфере культуры присутствуют ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции.

— географическая и транспортная удаленность округа оказывает влияние как фактор, сдерживающие и ограничивающие процессы доступа населения к достижениям российской и мировой культуры;

— проекты по оказанию услуг концертно-театральными организациями относятся к проектам с высокой степенью финансового риска при отсутствии даже минимальной прибыли;

— региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности

населения услугами учреждений культуры, что приводит к снижению доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений, значительное сокращение сети культурно­досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг, крайне неудовлетворительное состояние

большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований. Частично отсутствует обеспеченность объектами

инфраструктуры требуемого уровня (гостиницы, транспортная составляющая, наличие стационарного технического оборудования для качественной организации досуговых программ на местах, отсутствие концертного комплекса, несоответствие музейно-выставочных площадей утвержденным нормативам);

— частные кинопрокатные компании не заинтересованы в освоении отдаленных районов, ввиду низкой прибыльности проектов и отсутствия на местах техники, позволяющей воспроизводить современные кинофильмы в необходимом по лицензионному договору формате;

— высокая себестоимость арендной платы за помещение и высокая

оплата за коммунальные расходы приводит к большим затратам

на содержание помещений для организации культурно-досуговой деятельности (хореографические, художественные, музыкальные студии, мастерские ДЛИ и т.д.), что приводит к росту потребительской цены на оказание услуг или снижение качества условий оказания услуги;

— отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры.

В качестве решений предлагается обеспечение ценовой и территориальной доступности, высокого качества и необходимого объема, востребованных у различных групп населения области услуг в сфере культуры, предоставление информации о спектре и качестве предоставляемых услуг.

Так, введение налоговых преференций для предпринимателей, осуществляющих реализацию социально-направленных проектов с минимизацией прибыли, могло бы существенно мотивировать субъектов рынка в сфере культуры, поскольку социокультурные проекты изначально, в большинстве своем носят социальную направленность и низкую коммерческую составляющую.

Решение вопроса с целевым субсидированием транспортных расходов привозных артистов и коллективов (возможность приобретать льготные билеты для лиц, не имеющих местную прописку) будет способствовать снижению расходов на организацию гастролей в отдаленные районы, что позволит негосударственным учреждениям активнее входить в конкуренцию по этому направлению.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Маркетинговые исследования культурного досуга

Бутова Т.Г.
к.э.н., доцент Красноярского государственного университета

Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2000

Качество жизни, в том числе качество культуры, становится целью развития мирового сообщества. ООН объявила десятилетие культуры. Экономически развитые страны стремятся не только включить ориентированность на качество жизни в законодательные акты, но и реально обеспечить условия для достижения этой цели. Мировая тенденция последних лет – переход проблем оценки и обеспечения качества жизни из области «чистой науки» в область практических действий как на региональном, так и на государственном уровнях. Категория качества жизни становится символом сетевого развития общества и адекватного управления им, и связана с концепцией устойчивого развития.

Читать еще:  Старый товар новый рынок

Важнейшим индикатором качества жизни выступает качество культуры. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей.

На наш взгляд, качество культуры состоит из двух систем:

Поддерживая предложения А.И. Субетто об измерении качества культуры во всех возрастных группах населения, автор считает, что такое измерение должно проводиться и в других сегментных группах, разделяемых по географическим, демографическим, психографическим критериям. В каждой из этих групп критериев экспертно следует выбрать определенные показатели сегментирования, представляющие интерес для обеспечения управления качеством культуры.

Мониторинговые системы качества жизни только начинают формироваться, поэтому необходимо определить методологию исследования качества культуры. В качестве основного инструментария мониторинговых систем качества культуры автор предлагает маркетинговые исследования.

Маркетинг социально-культурной сферы является одним из самостоятельных видов маркетинга в рыночных условиях, однако он обеспечивает продвижение культурного продукта на рынок и исследует культуру как фактор макросреды для деловых организаций и фактора микросреды для культурных учреждений. Маркетинг как инструмент управления качеством культуры автор предлагает использовать для формирования национальной политики в области качества, для информационного обеспечения конкретных программ региональных и муниципальных органов управления, обеспечивающих не только удовлетворение культурных потребностей населения, но и их целевое развитие.

В качестве иллюстрации данного предложения в статье приводятся некоторые результаты кабинетных и полевых исследований предложения и спроса населения на культурную продукцию, проводимых студентами экономического факультета под руководством автора уже в течение трех лет.

В рамках исследования был проведен анализ статистических показателей в области культуры за период 1980—1998 гг., отражающий динамику предложения культурных услуг учреждениями культуры Красноярского края (рис. 1).

Рис.1. Динамика количества учреждений культуры в Красноярском крае

Анализ динамики количества культурных заведений в Красноярском крае за период с 1980 г. по 1997 г. показал, что остается неизменным количество театров в крае — 9, сократилось количество клубных учреждений и библиотек в — 1,33 раза. Резко сократилось количество кинотеатров — в 3,37 раз за этот же период и в настоящее время на территории Красноярского края действуют 633 кинотеатра по сравнению с 2134 в 1990 г. Значительно возросло количество музеев (в 3,5 раза), составляющее в настоящее время 46 по сравнению с 13 в 1980 г.

Анализ спроса на культурную продукцию оценивался по статистическому показателю посещаемости культурных учреждений Красноярского края за период с 1980 по 1997 гг. (рис. 2). Количество посещений театров, музеев приведено в сотнях тысяч; количество посещений кинотеатров — в млн.

Рис. 2. Динамика спроса на ряд культурных продуктов в Красноярском крае

Анализ посещаемости культурных заведений Красноярского края показывает, что посещение населением театров за период 1980—1997 гг. понизилось в 2 раза, при сохранении количества театров и спектаклей на постоянном уровне. То есть спрос на культурные услуги театров в 2 раза меньше, чем их предложение.

Посещаемость кинотеатров сократилась в 58 раз. При этом наблюдается интересная динамика: за период 1990—1995 гг. сокращение посещаемости произошло в 22 раза, а за период 1995—1997 гг. — только в 2,6 раза. Предложение кинопродукции сократилось в 3,37 раза, однако на фоне обвального падения спроса данный показатель значительно превышает достаточный уровень, что создает диспропорции на рынке — избыток предложения при недостаточном спросе. Рынок кинопроката находится в кризисном состоянии: нагрузка посещаемости для одного кинотеатра в среднем сократилась в 17 раз.

Наблюдается рост спроса на культурный продукт музеев. За исследуемый период посещаемость музеев возросла в 2 раза. Средняя нагрузка посещаемости для одного музея возросла в 1,25 раза, т.е. в данном секторе культурных услуг отмечается недостаток предложения.

Результаты проведенного исследования показали изменение структуры спроса на рынке культурных услуг (рис. 3).

Предпочтения населения Красноярского края к проведению культурного досуга переместились из сектора кинопроката в сектор музейных услуг. На наш взгляд, трансформация культурного досуга населения связана с реализацией нового миропонимания людей на фоне усложнившихся процессов социализации, а также с переориентацией учреждений культуры на рыночные условия и применение маркетинговых усилий. Так, бывший музей В.И. Ленина – ныне Музейный центр на Стрелке, — применяя маркетинговые технологии, не только сохранился в нынешних условиях, но и превратился в культурный центр Красноярского края, известный в Европе.

Рис. 3. Динамика посещаемости кинотеатров и музеев в Красноярском крае

Представляет интерес сравнительный анализ статистических показателей посещаемости музеев и кинотеатров в Красноярском крае, России и за рубежом. Показатели посещаемости этих учреждений культуры по Красноярскому краю соответствуют общероссийским (табл. 1).

Показатели посещаемости некоторых учреждений культуры в России и Красноярском крае (дынные за 1997 г.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector