Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок знаний знания как экономический ресурс

Знания как экономический ресурс

Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца ХХ в. и начала ХIХ в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

Что же так ускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

З н а н и я — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во врем» своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

К категории «знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

Наука

Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке, которая сейчас могущественнее, чем когда либо, если судить по затратам на нее и численности занятых в ней работников.

Понятие науки

Н а у к о й называется, во-первых, система знаний (в том числе в какой-либо области), во-вторых, процесс открытия новых знаний и, в-третьих, сфера экономики, которая этим занимается. Далее термин «наука» будет употребляться во втором и третьем значениях, т.е. как процесс или как сфера открытия новых знаний.

Когда говорят о науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины «научные исследования», «научные исследования и разработки (НИР)», «научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)». Предпоследний термин наиболее употребим в России, последний — в мире. В данном учебнике они употребляются как синонимы.

В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими. К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5—4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5—3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационная, космическая, медицинской техники и фармацевтическая и др.

ТЕМА 5. ЗНАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС. РЫНОК ЗНАНИЙ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Основные вопросы

1. Знание как экономический ресурс.

2. Рынок знаний, его особенности.

3. Интеллектуальная собственность.

Основные понятия

Знания—это совокупность сведений в различных областях. Например, профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. Главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука, именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

В современных условиях усиливается потребность в междисциплинарных знаниях, в знаниях из самых разных областей человеческой деятельности и настоятельной становится потребность в глубоких узкопрофессиональных знаниях, адекватных современному уровню развития постоянно усложняющейся системы общественного разделения труда.

Доход, получаемый от использования знаний как ресурса и как квинтэссенции человеческого капитала, именуют интеллектуальной рентой. Это соответствует природе знаний как проявлений интеллектуальных способностей человека, а также пониманию данного вида дохода как дополнительного вознаграждения, связанного с его природными, умственными способностями к генерации знаний и их использованию в экономической и иной деятельности.

Знание является конституирующим для занятых преимущественно интеллектуальным трудом и комплементирующим (дополняющим) для занятых другими видами деятельности элементом, способствующим развитию человеческого капитала.

Важнейшим ресурсом современных фирм, способным значительно повлиять на повышение их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации, являются корпоративные знания.

Корпоративные знания как самостоятельная форма существования (выражения) знаний на уровне корпорации имеют все характерные черты, присущие знаниям как ресурсу:

— они имеют отношения к данным и информации, производны от них, но не всегда жестко детерминированы, связаны с ними;

— генерируются только субъектами, в данном контексте — сотрудниками корпорации;

— динамичны; любые знания обладают своей скоростью передачи и восприятия;

— дефицитны, их генерация требует определенных затрат интеллектуального труда, времени;

— неоднозначны в восприятии, так как относятся к разным областям человеческой деятельности и понимаются индивидуально в силу особенностей сознания каждого индивида;

— обладают сроком и целью использования;

— могут быть очень дороги, цена при этом не фиксирована.

Корпоративные знания каждого предприятия в отличие от традиционных фундаментальных «научных» знаний весьма разрознены и противоречивы, динамичны и разнообразны. Однако, в своей основе они довольно «поверхностны» и, в первую очередь, представляют собой описание различных ситуаций и сценариев действий, концентрирующие опыт предприятия по решению возникающих задач.

Корпоративные знания обеспечивают реальные конкурентные преимущества корпорации на различных рынках, включая национальный и мировой рынки.

Рынок знанийможно определить как рынок, где происходит продажа и передача знаний.

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектором, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы библиотеки, информационные сети) и др.

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия ее использования, в том числе цену реализации.

Читать еще:  Единый рынок это

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

• автоматически возникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных. Авторское право (англ. copyright) — это право на их копирование;

• оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения. Патент — это документ на право исключительного использования новых продуктов и новых технологий их изобретателями. При предоставлении другим этого права владелец патента оформляет это в виде патентного соглашения — контракта на продажу своего патента, в виде лицензионного соглашения — контракта на временное использование этого права за плату, или в виде франшизы (франчайзинга) — контракта на временное использование этого права и других знаний одной фирмы другими фирмами за плату, обычно под фирменным названием и с товарным знаком продавца;

• регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем. Эти права продаются в виде франшизы, ноу-хау (имеющих коммерческую ценность незапатентованных знаний).

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие «знание», охарактеризуйте его виды.

2. Охарактеризуйте рынок знаний.

3. Интеллектуальный продукт и интеллектуальная собственность.

Наука и рынок знаний

Тысячелетиями люди вели такой размеренный и монотонный образ жизни, что быт, уровень и понятие материального достатка и результативность труда одного поколения почти не отличались от быта, достатка и производительности труда предыдущего. Развитие экономики продвигалось крайне медленно. К примеру, уровень развития стран Европы практически не менялся на протяжении нескольких веков. Но если сравнивать уровень, на котором находилось развитие государств девятнадцатого и двадцать первого века, то разница будет не просто заметной, она будет просто огромной. В этот период, не смотря на войны и всевозможные социальные катаклизмы, идет невиданный ранее в истории развития человечества подъем в развитии экономики.

Что же придало ускорение развитию мировой экономики в последние два-три столетия? Это, в первую очередь, совершенно новые знания, которые были получены при помощи науки. Эти научные достижения нарастали подобно лавине последние двести-триста лет и привели к тому, что то, что мы называем знаниями, которые разработчики классических экономических схем и теорий не выделяли как отдельный экономический ресурс в отличие от понятий капитала, труда, земли, и деловых способностей, стали считаться таковым и зачастую не меньше, а даже более, значимыми, чем все другие, перечисленные выше экономические ресурсы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Что же такое знание?

Если пользоваться простыми словами, знание можно определить как совокупность сведений о чем-либо. Это могут быть жизненные, профессиональные, технологические, хозяйственные и многие другие сведения.

С развитием экономики выясняется, что то, что называется знанием также является товаром и занимает свое место среди экономических ресурсов наравне с другими такими же ресурсами. Знание уникально тем, что оно представляет собой как фактор производства, так и активы, и благо, и ресурсы одновременно.

Тогда наука – это:

  1. система знаний;
  2. процесс изучения и открытия нового знания;
  3. экономическая сфера, которая именно этим и занимается.

Научно технический прогресс, сокращенно и более привычно называемый НТП — это очень важный экономический фактор. Он представляет собой непрерывный и постоянный процесс развития науки, которая, соответственно способствует развитию техники, а также созданию новых технологий, усовершенствованию предметов труда, средствам и методов его организации а также, организации производства. Результатами НТП являются:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • рост результативности производства;
  • увеличение национального дохода;
  • повышение достатка и уровня жизни народа, его благосостояния;
  • создание более хороших условий для процесса труда;
  • увеличение творческой составляющей процесса труда.

Именно эти социально-экономические результаты НТП и привели к появлению такого экономического ресурса и понятия, как «рынок знаний».

Рынок знаний

Какое же положение занимает рынок знаний в общей системе рынков? По назначению в экономике выделяются такие виды рынков, как товарный, рынок ресурсов и финансовый. Очень часто мы воспринимаем эти рынки как обособленные составляющие системы . В действительности же, они взаимосвязаны. И именно рынок знаний связывает систему других рынков, выступая для товарного — в роли блага, для рынка ресурсов — в роли ресурса, а для финансового в роли нематериальных активов. Рынок знаний с успехом можно назвать мостом, который объединяет систему рынков в одно целое.

Итак, можно сказать, что рынок знаний — это такая форма отношений в экономике, которая образуются между теми, кто производит и продает знания, которые формируют предложение, и теми, кто покупает их, то есть потребителями, этих знаний, которые формируют спрос на свой товар через процесс купли-продажи. По мнению экспертов, рынок знаний – абсолютно новый, недавно сформировавшийся, рынок, с предполагаемым объемом в триллионы долларов.

Классификации сегментов рынка знаний

Рынок знаний классифицируется по различным признакам.

По субъективной принадлежности можно выделить такие участки рынка знаний:

  • глобальных (мировых) знаний;
  • тех знаний, которые имеют общенациональное значение;
  • знаний корпорации;
  • знаний отдельных людей.

По характеру назначения знаний. Здесь можно выделить:

  • рынок научных знаний;
  • рынок обыденных знаний;
  • рынок развлекательных (досуговых) знаний;
  • рынок моральных и этических знаний.

По областям знаний это будут рынки знаний в областях самых разных наук: естественных, гуманитарных, экономических и других.

По сферам экономики классифицируются такие участки рынка знаний:

По форме проявления это будут рынки явных и неявных, знаний.

По способу формирования — рынок, который сформирован на базе уже существующих знаний, и рынок знаний, создаваемых самостоятельно различными специалистами на основе относительно небольшого явного знания.

По форме использования рынки знаний могут быть рынками знаний которые отчуждаются от носителя, и рынками не отчуждаемых от носителя знаний.

Можно выделить и рынки по формам продажи знаний, как и по некоторым другим признакам.

Специфика рынка знаний

Она выражена тем, что:

  1. этот рынок один из самых открытых рынков системы. Передача знаний возможна с использованием новейших информационных технологий в реальном времени. Это, конечно же, дает огромные перспективы для развития, но, с другой стороны, создает такие проблемы как создание, распространение, тиражирование и применение знаний.
  2. существует большое количество вариантов, по которым оцениваются знания. То есть, с точки зрения производителя и продавца предлагаемые знания , играют роль товара и оцениваются в момент своей продажи, а покупатель ценит их с точки зрения долговременной перспективы . Примером тому могут служить услуги по образованию, покупка патентов, разрешений, лицензий и другое.

Значение знаний как ресурса быстро возрастает, а их объем растет еще быстрее. Недавно сформировавшийся рынок знаний имеет самые разные формы организации:

  • центры занимающиеся переводом разных новых знаний — изобретений, разработок, открытий, пособий, учебников и тому подобных знаний — в электронный вид — контент;
  • создание специальных цифровых хранилищ данных;
  • осуществление передачи технологий;
  • создание так называемых городов и регионов знаний, которые обладают мощными интеллектуальными ресурсами и выступают основными участниками такого рынка;
  • аукционы и биржи знаний;
  • покупка или аренда специалистов, оказание консультационных услуг;
  • передача функции предприятие независимым подрядчикам.

Рынок знаний способствует непрерывному и постоянному развитию знаний, так как они могут очень быстро морально устаревать , а потому требуют постоянного обновления до более высокого и соответствующего запросам потребителя уровня.

Рынок знаний создает у потребителей такое же отношение к знаниям как к любому другому товару, и понимание того, что экономика знаний — это такая экономика, где товаром является знание.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Знания как экономический ресурс

Знаменитый английский ученый средневековья Роджер Бэкон (1214—1294), доказывая, что знания увеличивают власть человека над природой и приносят ему практическую пользу, высказал мысль: «Знания — сила». По мнению Бэкона, получение знаний возможно прежде всего через науку.

1. Знания как экономический ресурс

Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца ХХ в. и начала ХIХ в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

Читать еще:  Что такое целевой рынок

Что же так ускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

З н а н и я — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во врем» своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

К категории «знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

2. Наука

Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке, которая сейчас могущественнее, чем когда либо, если судить по затратам на нее и численности занятых в ней работников.

Понятие науки

Н а у к о й называется, во-первых, система знаний (в том числе в какой-либо области), во-вторых, процесс открытия новых знаний и, в-третьих, сфера экономики, которая этим занимается. Далее термин «наука» будет употребляться во втором и третьем значениях, т.е. как процесс или как сфера открытия новых знаний.

Когда говорят о науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины «научные исследования», «научные исследования и разработки (НИР)», «научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)». Предпоследний термин наиболее употребим в России, последний — в мире. В данном учебнике они употребляются как синонимы.

В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими. К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5—4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5—3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационная, космическая, медицинской техники и фармацевтическая и др.

НИОКР (НИР): пример России

На начало 1999 г. научными исследованиями и разработками в России было занято 930 тыс. человек. Примерно половина из них — собственно исследователи, а остальные работники относились к техникам и вспомогательному персоналу. Хотя данная цифра в два раза меньше, чем была в 1990 г. (1934 тыс. человек), тем не менее это очень большая величина по мировым меркам (впереди по численности занятых в НИОКР только США и Япония).

Слабым местом российской науки в 90-х гг. стало ее финансирование. Не говоря уже об абсолютном снижении расходов на НИР, наблюдается и относительное их сокращение: по отношению к валовому внутреннему продукту России они уменьшились с более чем 2% до 0,8—1%, в то время как в ведущих научных державах мира расходы на науку колеблются в диапазоне от 2 до 3%. Ни государственному бюджету (его доля в финансировании российских НИР сейчас составляет 60%), ни частному сектору, ни высшей школе на это остро не хватает финансов.

Это отражается на возможностях научно-исследовательских организаций России (за 90-е гг. сильно сократилось количество созданных в России новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации), а также на заработной плате их сотрудников (87% из уволившихся специалистов сделали это из-за низкой заработной платы, а из оставшихся ученых половина имеют второе место работы).

Научно-технический прогресс (технический прогресс)

Его часто идентифицируют с процессом получения знаний преимущественно в сфере естественных наук, в основном технических. Во многом это справедливо, так как основные научные достижения за последние два века произошли в технологии производства продукции и особенно машин и оборудования.

Английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Хикс предложил делить технический прогресс на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. Н е й т р а л ь н ы й т е х н и че с к и й п р о г р е с с обеспечивает одновременное повышение производительности труда и капитала. Т р у д о с б е р е г а ю щ и й т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с обеспечивает экономию и труда, и капитала, но прежде всего труда. К а п и т а л о с б е р е г а ю щ и й т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с п о в ы ш а е т эффективность использования и капитала, и труда, но прежде всего капитала.

3. Рынок знаний

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как рынок, где происходит продажа и передача знаний.

Особенности рынка знаний

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Наконец, своеобразная черта рынка знаний — это большое количество посредников на этом рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и др.) выступает преимущественно как посредник между производителями знаний (например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).

Интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность и ее охрана

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют и н т е л л е к т у а л ь н ы м п р о д у к т о м (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Читать еще:  Рынок капитала предложение

Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия ее использования, в том числе цену реализации.

Арсенал правовых средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на Законах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральных схем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

• автоматически возникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, программ для ЭВМ базы данных;

• оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

• регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем.

Используя это право, собственник интеллектуальной продукции может самостоятельно использовать ее, продать, сдать в аренду и т.п. Например, он может заключить авторский договор на издание книги, продать патент или только право на использование защищенного патентом изобретения (т.е. продать лицензию на использование изобретения) и т.д. Если предприятие использует чужую интеллектуальную собственность, оно выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать самые разные формы: авторского гонорара за книгу, паушального платежа или роялти за лицензию и т.д.

Выводы

1. Знания — это совокупность сведений в различных отраслях. Для ведения хозяйственной деятельности они поступают к их потребителям разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологии.

2. Новыми знаниями мир обязан прежде всего науке. Под научными исследованиями и разработками (НИР) или научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) имеется в виду организованный процесс открытия новых знаний.

3. Рынок знаний специфичен. Значительная часть знаний распространяется на нем безвозмездно. На рынке знаний множество секторов, из которых своими размерами выделяются сектора науки, образования, средств массовой информации, хранения информации. На нем также много посредников между производителями новых знаний и их потребителями.

4. Новые знания называются интеллектуальным продуктом, интеллектуальной собственностью. Этот продукт приобретает самые разные формы, а его собственники получают право на использование, в силу чего они либо сами используют свой интеллектуальный продукт, либо продают его, либо сдают в аренду и т.д.

5. Если фирма использует чужую интеллектуальную собственность, она выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать формы авторского гонорара за книгу, паушального платежа или роялти за лицензию на право использовать изобретение и т.д.

Термины и понятия

Технология НИОКР (НИР)

Вопросы для самопроверки

1. Почему знания считают экономическим ресурсом?

2. Технический и научный прогресс — это одно и то же?

  1. Как бы вы разделили НИОКР на фундаментальные и прикладные исследования?
  2. Какими характеристиками должна обладать отрасль, чтобы ее отнести к наукоемкой?
  3. Что такое интеллектуальная собственность?
  4. Чем отличается патенты от лицензий?

Рынок знаний знания как экономический ресурс

Знание приобретает значение самостоятельного экономического ресурса. Обладание им — залог высокой конкурентоспособности человека, компании, региона.

Общее утверждение о важности роли знания в экономике не выглядит чем-то новым, ведь производство всегда было основано на различных формах знания. Очевидно также, что традиционные факторы производства содержат в себе знание в виде как интеллектуального, так и информационного ресурсов.

Пока еще экономика многих стран ориентирована на производство материальных благ. Цены на нефть, газ, черные и цветные металлы растут. Однако будущее экономики — это производство знаний. Сегодня сила воздействия знания на экономику возрастает до такой степени, что знание становится самостоятельным и ключевым фактором производства, источником роста. По расчетам Всемирного банка, уже сегодня ежегодный оборот высоких технологий и наукоемкой продукции на мировом рынке в 4–5 раз превышает оборот сырья.

Особая роль знания в экономическом развитии объясняется тем, что в современных условиях необходимо стремительно реагировать на изменения: быстрые перемены постоянно подталкивают к созданию нового знания и являются его результатом. Именно оно необходимо для поддержания конкурентных преимуществ. Приоритетной становится не ценовая конкуренция, а конкуренция за людей, за их знания.

Знание — это особый создаваемый ресурс, и по определению оно всегда должно быть актуальным и своевременным. Накопление знаний — это источник появления нового знания. В мировой образовательной практике за последние 10–15 лет были разработаны различные подходы. Наибольшей известностью пользуется такая классификация: знание «что» (знание как факт), знание «почему» (понимание основных правил, принципов, идей) и знание «как» (ноу-хау).

Конечно, всегда важен сам процесс познания, что происходит, как правило, в учебных аудиториях и путем самостоятельной работы. Это и относится к первым двум элементам. Однако традиционный акцент только на знание «что» и «почему» идет вразрез с мировыми тенденциями инновационного развития экономики. Все дело в том, что в основе новейшего мирового опыта развития лежит более широкий взгляд на инновацию, когда она рассматривается одновременно как технический и социальный процесс. Российская же практика больше ориентирована на понимание инновации как создание новой продукции, внедрение новых методов производства и управления, освоение новых рынков и прочее.

Интересно, что английское содержание знания «как» имеет выраженный социальный контекст. Речь идет о знании, которое приобретается опытным путем, путем межличностных контактов. Поскольку здесь отсутствует прямое указание на новизну знания, то, следовательно, важен прежде всего сам способ получения знаний. Новые информационные технологии изменяют структуру навыков и умений в пользу приобретения знания. Однако, чтобы идти в ногу с изменениями, необходимо и осознание того, как строить коммуникации, как сотрудничать и взаимодействовать, находить компетентных партнеров, распоряжаться нужными ресурсами. Такое знание возникает в ходе диалогового сотрудничества, которое становится сегодня более важным, чем когда- либо.

Не следует считать такое сотрудничество самоочевидным, оно напрямую вытекает из специфики знания как ресурса. Его легче передавать лицом к лицу, чем через длинные каналы связи. Собственно говоря, именно так происходит передача знаний в учебных аудиториях университетов, в центрах повышения квалификации. Однако объем знаний, которые появляются в ходе межличностных контактов вне университетских аудиторий, сегодня весьма значителен. Процессы его получения вполне могут рассматриваться как обучающие, локализованные процессы, требующие соответствующей поддержки.

Такое знание в сочетании с современными методами получения знаний в университетах, с особенностями и уникальностью продукции, управлением производством, финансовым менеджментом становится непременной составляющей конкурентоспособности. Фирмы, которые могут это обеспечить, преуспевают, опережая своих конкурентов.

Главное здесь в том, что накопление информационных и коммуникационных способностей или, как сегодня говорят, компетенций делает конкурентоспособными самих работников.

Чтобы обеспечить появление нового знания в таком формате, должны создаваться условия, которые формируют среду для взаимодействия между разными субъектами экономики. Наиболее вероятной представляется территориальная региональная логика решения вопроса, когда субъекты региона понимают, что они заинтересованы в его развитии, так как получают обратные положительные эффекты от взаимодействия с другими субъектами.

Создание таких условий по существу означает развитие новых форм партнерства на региональном уровне в рамках программ конкурентного развития Пермского края. Например, для эффективного использования университетского потенциала региона необходимо, чтобы университеты встраивались в локальные сети, в которых происходит формирование стержневых компетенций региона по предметным направлениям.

Для этого в свою очередь необходимо расширение спектра участия университетских специалистов в решении практических проблем региона, а также спектра взаимодействия университетов с властью. И то и другое — суть предпосылки получения новых знаний о регионе. Чтобы усилить мультиплицирующий эффект экономических знаний, следовало бы подумать о создании в Перми собственного экономического технопарка, который бы объединил усилия академических и университетских экономистов в решении региональных проблем. Необходимы импульсы краевой власти для решения всего комплекса возникающих проблем, что вполне возможно ожидать от нового краевого Министерства промышленности, науки и инноваций.

Текст: Юрий Перский, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики ПГУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector