Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процесс производства денег

Технологии создания бумажный денег

Бумага на сегодняшний день является основой для создания огромного количества всевозможной продукции.

Альбомы для рисования, марки, блокноты, различного рода упаковки, бумажные фонарики, конверты, игрушки и многое, многое другое обязано своим существованием именно бумаге, так как бумага является первичным материалом в процессе их создания.

Однако наиболее желанным и востребованным изобретением, сделанным из бумаги стали бумажные купюры.

Производство бумаги для последующего изготовления бумажных денежных купюр

Прежде чем изготавливать непосредственно денежные купюры, необходимо произвести специальную бумагу, которая станет основой для дальнейшего производства.

Появляется вопрос: что в ней особого? Всё дело заключается в том, что обычная бумага делаются из древесины, а вот бумагу для производства бумажных денег производят из таких составляющих как лён и хлопок.

Начинается производство с того, что около 3 тонн хлопка погружают специальный бойлер, имеющий огромные размеры и почти 2 часа держат под большим давлением. Изменившуюся после обработки массу сливают в огромную тару (резервуар), где производят её осветление и очистку. Затем, после очистки и осветления, массу подвергают прессовке и помещают в аппараты-размягчители. Именно после этого процесса бумага для денег приобретает особый хруст , а также получает износостойкие качества, что позволяет ей выдерживать тысячи двойных прогибов.

Когда бумажная консистенция ещё остаётся довольно мокрой, ей придают немного другой оттенок, заливая специальную краску, а потом создают распознавательные водяные знаки. Всё это делается для предотвращения подделки бумажных денег.

Процесс нанесения таких знаков заключается в том, что из бумажных листов в непоследовательном порядке изымают волокна бумаги и наносят защитные нити. Только после этого бумага отправляется на сушку. Высушенную бумагу скатывают в большие рулоны, достигающие весом свыше 4 тонн. Именно они отправляются на производство по изготовлению денежных купюр.

Сама процедура производства денежный бумажных купюр является очень дорогостоящей, сложной и весьма длительной. Она делиться на два основынх этапа. Первый этап – создание нового денежного знака или оригинала. В данный этап включается и производство нового печатного плана (проекта). Второй этап изготовления бумажный денег — это автоматизированный процесс печати тиража.

Видео «Производство специальной бумаги для изготовления денег» (6 мин. 21 сек.)


Процесс разработки и создания оригинала денежной купюры

При разработке новых образцов задействовано большое количество людей самых разных профессий:: работники финансовой сферы, госслужащие, художники и (обязательно!) специальная группа специалистов Гознака, без которых не обойдется ни одна разработка новой купюры.

Именно разработка образца нового, являющегося уникальным в своём роде, денежного знака является наиболее трудоёмким и тяжёлым этапом во всей процедуре производства денежных купюр.

Видео «Процесс разработки оригинала денежной купюры» (3 мин. 07 сек.)

Уже по обозначенным критериям и желаниям заказчика вступают в работу художники – создают эскиз будущей денежной купюры.

Данный эскиз изготавливается с учётом всех критериев технологических возможностей производства, которое будет осуществлять печатание будущих денег, с применением разнообразных методов защиты от подделок.

К художественному оформлению нового образца денежных купюр предъявляется ряд очень высоких требований. Одно из важнейших — показать принадлежность разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю.

Это отражается с помощью специальной уникальной символики государства, которыми являются различные национальные орнаменты, герб государства, специально разработанный рисунок-гравюра, а также соответствующая текстовая запись.

Чем крупнее становиться номинал, тем всё мудрёнее и сложнее становиться рисунок, а также увеличиваются размеры изготавливаемой купюры.

Далее, уже с полученного готового эскиза, разрабатывается печатный проект, который включает в себя создание оригинальных печатный форм для последующего тиражирования.

С такой сложной и ответственной работой , требующей особого умения и опыта, справляются только специалисты высшей квалификации. Это такие мастера как: фотографы, травильщики, граверы-художники, монтажисты, граверы-штемпелисты и многие другие. Таких высококвалифицированных кадров подготавливает только предприятие Гознака и только самостоятельно.

Наконец наступает момент, когда сочетается высочайшее индивидуальное мастерство разработчиков и использование новейшей современной техники, в числе которой и мощные компьютеры. Изготовленный на основе готового эскиза специальный печатный проект нового денежного знака отправляется правительственному органу для изучения и окончательного утверждения. Как только созданный вариант одобрен, начинается процесс изготовления форм для тиражирования.

Видео «Производство и утилизация денег» (4 мин. 51 сек.)

Видео «Работа художников над созданием новых денежных купюр» (3 мин. 30 сек.)


Способы печати тиража

В процессе печати бумажных денег применяются достаточно такие способы печати как офсетная, металлографская, типографская и орловская.

Задействование того или иного способа печати купюр в денежном производстве зависит от того, насколько сложным окажется печатаемый на них рисунок. Однако металлографский и орловский способы печати являются наиболее используемыми в процессе производства денег.

А теперь немного подробнее рассмотрим каждый из применяемых способов и разберём основные технологические моменты.

Видео»Производство денег в России» (2 мин. 52 сек.)


Орловская печать

Орловская печать была разработана ещё в далёком 1891 году ведущим специалистом Гознака Иваном Орловым. В те времена (как, в принципе, и на сегодняшний день) для воспроизведения типографским методом оригинала, имеющего большую палитру красок, для каждого из цветов рисунка необходимо было готовить отдельную форму для печати, после чего каждую поочерёдно оттискивали на фрагменте специальной бумаги.

Для того, чтобы нужный рисунок отобразился с необходимой чёткостью, надо было обеспечить полное и точное совпадение всех границ красок с различных форм, а это не представляется возможным даже при задействовании новейшей техники.

Что же сделал Орлов? Он внедрил специальный эластичный валик, имеющий довольно мягкую структуру и промежуточные шаблоны (формы), имеющие свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Каждый отдельный рисунок шаблона переносит свой уникальный фрагмент на определённое отведённое место на сборном валу, а уже с него палитра красок переносится на сборную общую форму, на которой выводится весь рисунок оригинала целиком.

С помощью такого метода становиться возможным в ходе одного прогона листа через печатную установку перемещать на оттиск без всяких разводов и разрывов яркий фрагмент рисунка, который с идеальной чёткостью соответствует оригиналу.

Такая ювелирная точность совпадения всех цветных линий на изображении является очень хорошим методом для борьбы с незаконным подделыванием денежных купюр.

В сфере производства бумажных денег и других ценных бумаг орловская печать имеет огромную популярность в большинстве стран мира. Однако д ля того, чтобы применение такого метода было оправдано, необходимо проводить печать больших тиражей.

Видео «Изготовление американского доллара» (1 мин. 34 сек.)


Металлографическая печать

Такой достаточно популярный метод печати денежный знаков как металлографическая печать был известен ещё с давних времен как один из вариантов изготовления копий гравюр великих художников. Для производства же денежных купюр этот метод был впервые применён в 1887 году.

При металлографской печати, также как и при орловской, изготавливаются специальные формы, но из другого материала — никеля либо стали.

Они представляют собой хорошо отполированные пластины, на которых уже нанесён с помощью специального пресса необходимый рисунок. Первой изготовленной металлографской форме дают название «оригинальный штемпель» и изготавливается она вручную методом гравировки.

Технология печатания бумажных денег методом металлографической печати, выглядит следующим образом.

Специальные детали гравировальных установок (гильшоры) создают очень трудные узоры из сочетания огромного количества линий, с помощью которых (после процесса травления) появляются различные элементы общего изображения, которое будет размещено на денежном знаке.

При совмещении и последующей компоновке работ, выполненных ручной гравюрой, гильшорных элементов, а также нанесённого шрифта образуется единое изображение денежного знака. А он, в свою очередь, размножается на последующие тиражные формы для печати.

Однако процесс размножения требует наличия специального, дорогостоящего комплекса оборудования, включающего в себя высокочастотную машину и автоматизированную гальванолинию.

Одним из наиболее главных достоинств метода металлографической печати является его художественные возможности. За счёт огромного спектра ярких тонов, с помощью различной глубины и ширины их нанесения удаётся достичь удивительно красивого результата. Кроме того, даже при печати однотонного рисунка, изображение получается визуально объёмным. Например, при печати зелёной краской возможно получить изображение с большим количеством разных оттенков этого цвета, начиная от тёмно-зелёного, практически чёрного, и заканчивая салатным.

Процесс печати на специальной печатной установке происходит таким образом. На готовые печатные формы, применяя приготовленные резиновые шаблоны, наносится краска, которая впоследствие поступает как на гравюру, так и на так называемые пробельные элементы. Затем с помощью специальных стирающих приспособлений удаляют краску, попавшую на пробельные поверхности форм. Теперь всё готово для того, чтобы наносить нужный фрагмент на лист бумаги.

Бумага прикладывается на форму и под большим давлением печатного цилиндра вся краска с гравюры переносится на лист бумаги.

На завершающей стадии производства листы с напечатанными денежными купюрами отправляются в цех, где их рарезают на отдельные купюры. После чего они поступаю на счётный станок, считаются и упаковываются.

Процесс производства денег закончен. Деньги полностью приготовлены к их использованию по назначению.

Видео «Установки и машины для производства денежных купюр» (4 мин. 17 сек.)

Технология изготовления денег: кто и как делает банкноты и монеты

Деньги в том или ином виде используются для расчетов много сотен лет. Более 800 лет назад появился прототип современных банкнот – своеобразные квитанции за подписью владельца золота. Сегодня же делаются деньги совершенно другого образца – высокопрочное волокно, несколько степеней защиты.

История появления бумажных денег и монет

Родиной первых бумажных денег, близких по внешнему виду к современным, считают китайские купюры XIII в. Их производили из коры тикового дерева, каждая помечалась специальной печатью. Затем для производства использовали более дешевую хлопковую бумагу. Такие купюры прочно вошли в повседневный обиход, но не являлись в общепринятом смысле деньгами. Их использовали для подтверждения того, что обладатель банкноты имеет средства в указанном на бумаге размере.

Вплоть до XVI в. такие квитанции ходили во многих странах мира. Их выдавали, как расписки, которую после можно было поменять на настоящие монеты. Но и монет со временем перестало хватать, а бумажные купюры мошенники научились подделывать, из-за чего доверие к ним у граждан снижалось.

Настоящие деньги из бумаги появились в Швеции взамен медных монет, которые имели небольшой номинал – приходилось носить с собой по 1–2 килограмма. В 1661 году банк Стокгольма выпустил первые кредитные билеты, которые назывались банкнотами. Это было сделано для того, чтобы выдать кредит властям Швеции. В России с легкой руки Екатерины II в 1766 году вошли в оборот бумажные купюры. Советские деньги практически в современном варианте стали печатать в марте 1919 года.

Первые монеты (крёзеиды) появились намного раньше, ещё в 686 году до нашей эры на территории Азии (древнее государство Лидия). Чеканили их из сплава серебра и золота, с одной стороны ставили пробу, с другой была голова ассирийского льва. До Рождества Христова монеты были в обиходе у китайцев, в Древней Греции, в Индостане.

Со временем экономические связи между государствами укрепились, денег, чтобы рассчитаться за покупки, требовалось всё больше. Купцам приходилось нанимать повозки и охрану для большого объема металлических монет. Хотя государства старались подтвердить подлинность нанесением изображения, гербов, чеканить пробы на обратной стороне, фальшивомонетчики подделывали монеты любого номинала. Так возникла необходимость в бумажных купюрах.

Читать еще:  Игры с выводом денег без рефералов

Технология производства купюр

Производство банкнот включает в себя не только собственно печатание, но и нанесение защитных знаков. Бумага, использующаяся в производстве, сделана не на основе древесины, а изо льна и хлопка. Перед тем как пустить бумагу в производство, исходное сырье выдерживают под высоким давлением, очищают, осветляют, затем прессуют и размягчают. На этапе, когда бумага еще влажная, наносятся водяные знаки и характерный для определенных банкнот оттенок.

В России

В России эмиссией денег занимается объединение «Госзнак», входящее в состав Министерства финансов РФ. Исключительно «Госзнак» имеет право на выпуск банкнот, а также ценных бумаг, почтовых марок, монет, орденов. Спрос на деньги определяется по формуле: стоимость доллара в пересчете на рубль умножают на количество долларов на хранении в резерве. Если получается дефицит рубля, ЦБ составляет заказ для «Госзнака» на эмиссию банкнот. Всего же в распоряжении России более 30 триллионов рублей в госбюджете.

Затраты на изготовление денег распределяются следующим образом:

  • около 50% вкладывается в защиту денег;
  • остальные 50% распределяются на закупку красящих веществ и других компонентов, собственно выпуск банкнот, обслуживание печатных, пресс-станков и другие расходы.

Сам процесс выпуска банкнот состоит из нескольких этапов:

  1. Специальная бумага производится на Краснокамской и Ленинградской фабриках «Гознака». Одним из важных требований к такой бумаге считается износоустойчивость, сопротивление механическому разрыву, излому. Во время испытаний бумага должна сохранить целостность спустя несколько тысяч сгибов. Прочность определяется с помощью динамометра.
  2. Водяные знаки формируют в фазу отлива бумаги, обеспечивая разную толщину слоя волокон. Наносят знаки общие (узоры, полосы) или локальные (рисунки, портреты). Штампы для нанесения водяных знаков готовят в специальных мастерских, затем их переносят на металлическую сетку бумажной машины.
  3. Тиснение позволяет сделать рисунки, которые незаметны глазу. Краска в этом случае не используется, для тиснения применяют специальную фольгу. Получившееся изображение можно нащупать или увидеть под определенным углом.
  4. Перфорация на купюре создается при помощи лазера. Также этим методом на банкноте проставляют цифры.
  5. Каждая банкнота имеет серийный номер из цифр и букв. На ощупь он выпуклый, рельефный.

В России используют несколько методов печати рублей:

  1. Высокая печать. Печатающие элементы располагаются на одной плоскости, лист прижимается к форме, красящий состав продавливается по границам элемента. На выходе это даёт особый «бортик» по границам изображений в результате деформации листа бумаги. Этим способом выполняется серия, номер купюр.
  2. Глубокая металлография печать. Элементы изображения в этом случае углублены в печатных формах внутрь. Краска к бумаге как будто прилипает, а после высыхания на поверхности получается выпуклый слой, который можно нащупать. Такая печать дает возможность воспроизводить на бумаге самые мелкие элементы рисунка с высокой точностью.
  3. Офсетная. Плоский вид печати, пробельные печатающие элементы располагаются в одной плоскости. В процессе они избирательно смачивается водой, а печатающие элементы – красящим веществом.
  4. Орловская печать. Разновидность офсетного метода, в процессе печати есть переход одного цвета в другой. Чётко видна граница такого перехода, нет разрывов штрихов, перекосов, нахождений оттенка. Отличие этого метода в том, что подделать купюры, произведенные в технике орловской печати, практически невозможно.

После того как деньги отпечатаны, большие листы отправляются в цех, где их разрезают на отдельные банкноты. Затем производят пересчет, упаковку. После этого рубли поступают в свободное обращение.

В мире

Выпуск купюр в развитых странах имеет отличия от производства денег в России:

  1. Высокие качественные показатели. За рубежом при печати дензнаков используют 3 основных вида печати – металлографскую, офсетную и высокую.
  2. Практически все страны мира используют в производстве банкнот 10 ярких красок, только в США купюры всех номиналов имеют серо-зеленый оттенок.
  3. Больше всего в мире выпускают банкноту номиналом 500 евро. Это не только самая молодая валюта, но и наиболее распространённая – используется в 34 странах мира.

Самые интересные факты связаны с производством долларов. Существует правило, согласно которому нельзя использовать на них изображения ныне живущих людей. Дизайн купюры не менялся с начала 20 века, все они одинакового размера, цвета, отличаются только номиналом и портретом президентов страны. Именно доллары, особенно номиналом 100, подделывают чаще всего в мире. Валюта 27 стран мира также называется долларом.

Как чеканят монеты

Если раньше процесс выпуска монет всегда был ручным, то сегодня их чеканка полностью автоматизирована. Сначала разрабатывается эскиз на бумаге, затем при помощи компьютерных технологий создают трехмерную модель. Ее отливают из силикона. Когда она застывает, такой своеобразный «негатив» заливают эпоксидной смолой. После того как смола твердеет, силикон убирают – форма готова.

Затем на специальном станке изображение переносится на стальной штамп. Заготовки-круги нарезают из толстого прута, до нанесения изображения на лицевой и обратной стороне обрабатывают края, нанося надписи, насечки. Заготовка раскаляется, охлаждается, протравливается и полируется до блеска. В специальных машинах происходит чеканка – рисунок наносится одновременно на обе стороны.

Как работают фальшивомонетчики

Несмотря на то, что фальшивомонетчество преследуется по закону и грозит мошенникам большими сроками заключения, поддельные купюры печатались ранее и повсеместно появляются сегодня. При создании фальшивой банкноты используются такие методики:

  • с помощью дешевого струйного принтера можно сделать низкопробную подделку, которую внимательный человек легко отличит от настоящей купюры;
  • цветной лазерный принтер дает большее сходство с оригиналом, но при рассмотрении, особенно с помощью увеличительного стекла, видно, что нет водяных знаков;
  • при производстве банкнот с помощью шелкографии они отличаются большим количеством бугорков и объемными рисунками – достаточно пощупать их, чтобы отличить подделку;
  • самые качественные подделки, отличить которые от оригинала может только профессионал, выпускают при помощи офсетной печати.

Не уступает доллару и фунт стерлинга. Согласно информации Королевского монетного двора, за прошедшие 5 лет было изъято поддельных купюр на сумму более 7 млн. фунтов стерлингов. Причём большинство из них имело номинал 20 фунтов. На третьем месте по количеству поделок находится евро. На каждые 23000 приходится минимум одна фальшивая купюра. Подделывают чаще всего банкноты номиналом 20 и 50 евро.

Будущее денег

На фоне роста числа безналичных расчётов бумажные купюры все больше отходят на второй план. Согласно социологическим исследованиям, свыше 40% населения регулярно используют е-коммерцию, осуществляя безналичные переводы, расплачиваясь электронными деньгами. Кроме того, постепенно меняется подход к изготовлению денег. Очевидно, что бумажные купюры менее долговечны, быстро изнашиваются, их легче подделать. Уже сегодня многие страны мира перешли на пластиковую валюту. Банкноты из полимера есть в Новой Зеландии, Вьетнаме, Бруней, Канаде, на Мальдивах. Польша, Северная Ирландия, Китай, Бразилия печатают на полимерных материалах только памятные купюры.

Эмиссия первых в России купюр на основе пластика была приурочена к Чемпионату Мира по футболу 2018 года. Банкнота номиналом 100 рублей произведена на базе полимерного субстрата отечественного производства, с лицевой стороны изображён мальчик с мячом в руке, вратарь в прыжке. С обратной стороны – планета Земля в форме футбольного мяча, где зелёным цветом выделена России. Была введена в обращение 22 мая 2018 года, о чем указано на сайте ЦБ РФ. Также планируется выпуск полимерных банкнот номиналом 200, 2000 рублей.

Эволюция денег продолжается. Если еще несколько сотен лет назад вместо бумажных купюр с несколькими степенями защиты использовали стандартные отрезки бумаг с подписями и печатями, то уже в скором будущем все расчёты перейдут на виртуальную платформу. Электронные деньги, в частности популярные сегодня биткоины, виртуальные кошельки, удобные системы онлайн-расчетов – всё это способствует тому, что у обычных граждан очень скоро отпадет необходимость носить с собой кошельки с наличностью.

Как делают бумажные деньги (5 фото + 2 видео)

Китайцы были первыми, кто стал использовать волокна целлюлозы для производства легкого аналога металлических денег. Бумага используется с этой же целью и сейчас. Конечно, сложность технологического процесса производства бумажных денег возросла в разы, современная денежная бумага — это вовсе не то, что использовалось в Китае или любой другой стране 100-200 лет назад.

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер. Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка. Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители. Следующий этап — добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже).

Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.
Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот.

Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.

Читать еще:  Лучшие игры с выводом реальных денег

На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины. Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.

Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.
Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.

Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.

После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры. Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.

Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.

Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.

Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.

Вот, как печатают доллары США:

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.
Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.
Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.

По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.

При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением. Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.

После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.

Производство банкнот и монет

Процесс изготовления бумажных денег

Любое производство купюр начинается с изготовления специальной бумаги. Что именно позволяет утверждать, что для банкнот получается какой-то особенный материал? Все дело в том, что бумагу для будущих денег делают вовсе не из древесины, а из хлопка и льна. Весь процесс включает в себя несколько стадий, следующих строго друг за другом.

  1. Несколько тон волокон льна и хлопка помещают в огромный бойлер, где их медленно нагревают под высоким давлением.
  2. Получившуюся массу перемещают в резервуар с осветлителями, для дополнительной очистки.
  3. Затем смесь отправляют под пресс вместе с особыми реагентами «размягчителями», именно они придают деньгам известную на ощупь фактуру, «хруст».
  4. Во влажную бумажную массу добавляют красители и водяные знаки. Последние появляются от того, что в определенном порядке из бумаги вытаскивают слой волокон.
  5. Наконец в листы помещают защитные цветными нити, после чего они могут отправиться на просушку. На этом подготовительный процесс заканчивается.

Сохнут будущие купюры под прессом, которые постепенно изгоняют всю влагу, после чего листы сворачивают в рулоны. Огромные бумажные бобины весят 4 тонны. Уже на этом этапе они отличаются друг от друга, так как количество водяных знаков и защитных нитей подразумевает нанесение определенного номинала.

Теперь бумага может подождать на складе — в дело вступают граверы. Гравировку выполняют вручную на стальных пластинах и это весьма кропотливое искусство, которое требует терпения, опыта и аккуратности. Одна гравировка занимает у специалиста сотни часов. Ее результатом будет гравюра, состоящая их множества тончайших линий, точек, их переплетения и рапорта, которое невозможно вторично повторить.

После того, как гравировка изготовлена и одобрена, в процесс вступают тяжелые машины. С их помощью на гравюрах появляются тончайшие полоски разных цветов и оттенков, а так же практически не видимые глазу цифры. После высыхания чернил в течение 72 часов наступаем черед глубокой печати:

  • Под прессом подготовленная бумага вдавливается в углубления, заполненные чернилами, создавая трудно воспроизводимую фактуру. Такого эффекта не способен передать ни один, даже самый современный копир.
  • На лицевой части используют металлические чернила, именно поэтому тон купюры изменяется, если посмотреть на нее под разным углом.

После печати требуется проверить каждую банкноту на специальном сканере высокой точности. На каждый экземпляр уходит не больше секунды, но за это время машина находит и выбраковывает банкноты с изъянами. Надо сказать, что современное производство настолько точное, что таких купюр с каждым годом все меньше. Поэтому коллекционеры весьма не против заполучить в свои руки подобный экземпляр, даже если его стоимость в тысячу раз больше номинала, чем широко пользуются монетные дворы. После оптической проверки каждой банкноте присваивается свой номер и знаки федерального резерва.

Осталось только разрезать, посчитать и упаковать новенькие купюры для отправки в Центральный Банк (Казначейство).

Процесс изготовления монет

Чтобы сегодня изготовить металлические деньги, начинают процесс с создания их объемной дизайнерской модели. Ее размеры больше тех, что будут у монеты. Модель покрывается пластом силиконизированной резины, сняв которую в руках мастера оказывается «негатив». Заполняя его эпоксидной смолой, получают позитивный вариант.

Читать еще:  Происхождение электронных денег

Этот «позитив» затем помещается в редуцирующий аппарат, который переносит объемы на мастер-штамп из стали, уже соответствующих монете размеров. Штамп подвергают процедуре закаливания, а затем дублируют на пресс-машине.

Все рабочие штампы подвергаются закаливанию и хромированию, которые увеличивают в разы их срок службы. В зависимости от твердости стали штампа, а так же сплава будущих монет, рабочие вырубки имеют ресурс создания от 250 000 до 1 000 000 монет.

Непосредственно монеты делают в таком порядке:

  1. Из ленты металла отрезаются заготовки нужного размера круглой (преимущественно) формы.
  2. На заготовки наносится гуртовой рисунок в виде насечек или надписи. В это время металл немного изменяет форму, поэтому его нагревают до 850 градусов и медленно остужают.
  3. Заготовки полируют при помощи шариков керамики и химических реагентов, затем сушат и отправляют под пресс.
  4. Штамповка монет целиком автоматизирована, при этом аверс и реверс изготавливают одновременно.

На последнем этапе производства монеты подвергаются оптическому анализу, в ходе которого происходит выбраковка дефектных изделий (трещины заготовки, выкус, брак размера и толщины, трещина штампа, скол, двойной чекан, залипуха, брак гурта). Остальные подсчитываются и упаковываются для передачи в финансовые учреждения.

Изготовление бумажных денег

Все мы держали в руках бумажные купюры, рассматривали их и видели, насколько не проста эта бумага с напечатанным на ней замысловатым рисунком. Конечно же невооруженным взглядом видно, что сам процесс изготовления бумажных денег очень сложен. Чтобы изготовить купюру, необходимо много времени, сил и конечно же средств. Чтобы мы смогли держать в руках бумажную деньгу, она должна пройти несколько процессов: от разработки оригинала нового денежного знака, прохождения стадии изготовления печатного проекта до самого печатания тиража.

Самое важное требование, предъявляемое к бумажным деньгам, — это конечно же то, что они должны быть высокого качества. Оно закладывается еще в момент создания образца купюры. Наряду с качеством при создании образца ориентируются на то, что купюра должна быть сложной для подделки, иметь художественные достоинства изображений, бумага должна обладать необходимыми свойствами. Также купюре необходимо обладать набором элементов защиты, проявляемых как в способе печати, так и изготовлении бумаги.

Итак, прежде всего деньги печатаются на бумаге, отличной от всей остальной тем, что она очень высокого качества и предназначается именно для изготовления денег. Она имеет высокие технические и потребительские свойства. Эти особенные свойства необходимы купюре для того, чтобы, проходя через множество рук ежедневно, не становиться ветхой, как листы страниц очень старых книг, хотя последние находятся в руках меньшего количества людей. Таким образом, особенная бумага, имеющая высокое качество, увеличивает показатель износоустойчивости денег.

Итак, мы определили, что износоустойчивость – это практически важнейшее требование к денежной бумаге, которое является одним из показателем ее качества, к которым относятся сопротивление излому и разрыву, надлежащий уровень которых должен соответствовать техническим условиям. На производство бумажных денег приходится тратить большие средства, и если купюра будет невредимой и долгое время сможет находится в обращении, не теряя своего внешнего вида, то эти затраты удастся значительно снизить. Специалистами были произведены расчеты и было установлено, что период обращения мелких купюр до износа, после которого они подлежат изъятию, составляет от 5 до 8 месяцев, крупных – приблизительно 5 лет.

В конце 80-х годов XX века Госбанком ежегодно изымалось из денежного оборота приблизительно 1500 тонн старых купюр. Так как бумажные деньги при использовании складывают и сгибают не один раз, то они должны выдержать без разрыва несколько тысяч двойных перегибов. Тест на прочность образцы денежной бумаги проходят на специальном приборе – фальцере. Для сравнения нужно сказать, что обычный лист бумаги выдерживает приблизительно лишь двадцать перегибов. Но также бумага должна выдержать и разрывы. Определяется ее прочность динамометром, результат выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, которая разрывается под тяжестью собственного веса. У денежной бумаги разрывная длина может достигать тысячи метров, что опять же намного больше того же показателя у бумаги обычной.

Это важнейшие показатели, но есть еще один, требования к которому также очень высоки, но технические условия, нормирующие его характеристики, не установлены. Это способность денежной бумаги сопротивляться надрыву кромки. Когда на бумагу наносятся печатные символы типографским или орловским способом, то прочность бумаги несколько понижается. Особенно это заметно при плохо отрегулированном давлении на бумагу. Чтобы нанесенный рисунок был высокого качества и долго держался купюре, денежная бумага изготавливается с установленной степенью белизны, гладкости, непрозрачности, светопрочности. То есть при воздействии на бумагу солнечных лучей она не должна менять свой цвет, то есть белизну, а также не должно происходить снижение ее механической прочности. Чтобы бумага как можно меньше повергалась старению и всякого рода износу, ее изготавливают из таких материалов, как волокна льна и хлопка.

Слой краски, образующий рисунок, должен очень стойко держаться и не повергаться стиранию. Таким образом, износоустойчивость также определяется, кроме своих механических свойств, еще и физико – химическими показателями краски. Очень важным моментом является обеспечение бумажным деньгам на протяжении всего периода обращения их идентичности. То есть если, скажем, образец денежного знака действует на протяжении десятилетий, то банкноты, напечатанные в последние годы своего обращения, должны быть совершенно идентичны тем, которые были выпущены в самом начале периода их изготовления.

Это достигается посредством точного соблюдения технологии их изготовления и применения для размножения печатных форм гальванопластики. Конечно же допускается т, что в течение столь долгого времени в отношении денег могут быть произведены какие –либо изменения. Например, могут быть введены новые элементы защиты от подделки, изменены некоторые части рисунка. Могут быть изобретены новые свойства бумаги, печатание на которой денег избавит от лишних затрат. Эти изменения будут вводится в производство, но только с ведома органов правительства. Этот процесс будет зафиксирован во времени и отразится на нумерации денежных знаков.

Самый известный и имеющий особое значение способ защиты денег от подделки – это водяные знаки. Причем если водяной знак выполнен в виде портрета или другого сложного рисунка, то это свидетельствует о высоком художественном уровне. Как выполняется водяной знак на бумаге? Это происходит путем отлива бумаги за счет разницы в толщине слоя волокна.

С точки зрения технологического процесса размещение на денежной бумаге водяного знака с отчетливым и ясным изображением рисунка является очень сложной задачей. Водяные знаки бывают общими и локальными. Общий водяной знак характеризуется непрерывно повторяющимся рисунком или узором. Локальный – это знак, располагающийся в каком – либо отведенном для него месте. Обычно его размещают на купоне, но он может располагаться и на другом месте. Изображение знака зарождается в мастерской водяных знаков, которая изготовляет штампы и дендироли (ровнители). Именно здесь граверы, а также другие специалисты с высокой квалификацией переносят утвержденные рисунки художников (иногда даже фотографии) на штампы, для последующего перенесения на металлическую сетку вала – дендироля. Или изображение сразу может быть перенесено на сетку цилиндра круглосеточной буммашины. На сетку бумагоделательной машины устанавливают дендироль, и он в процессе своего вращения оставляет рельефный отпечаток водяного знака на влажном бумажном полотне. Таким способом производится нанесение на бумагу общего водяного знака.

Что же касательно более сложного или художественного знака, например портрета, то его делают при помощи ручного отлива. Для того чтобы получить денежную бумагу с локальным знаком в промышленном масштабе, изготовление ее производится на круглосеточной (цилиндрической) буммашине. Рисунки знака штампуются на сетке цилиндра, на которой при формировании бумажного полотна создаются условия, необходимые для получения многотонового художественного знака. Для того чтобы при дальнейшем печатании локальный знак строго совпадал с напечатанным на купюре рисунком, происходит очень четкое фиксирование местоположения первого на площади бумажных листов. Что касается художественного знака, то получить его на сетке столовой бумагоделательной машины не представляется возможным по причине отсутствия у этой машины подобных условий.

Водяной знак должен быть хорошо виден при просмотре его на свет и конечно должен быть совершенно одинаков у всех бумажных денег тиража. Больше всего ценятся многотоновые водяные знаки и знаки, имеющие вид портретов. Их особенно сложно подделать. Некоторые водяные знаки приравниваются по своей художественности к произведениям изобразительного искусства. К ним относятся знаки с изображением портрета на бумажных деньгах, выпускаемых при Петре I, Екатерине II и Ленине.
Чтобы защитить купюры от подделок, изготовление денежной бумаги усложняется путем добавления в нее тонких цветных волокон, введения тонкой металлизированной нити, а также некоторых других материалов. Так, например, могут вводится волокна, которые можно увидеть лишь в определенном спектре лучей.

Российские деньги печатаются на бумаге, которая по параметрам механических и печатных свойств, признакам износоустойчивости, по параметрам водяных знаков очень высоко оценена как основа бумажных денег. По своему качеству она соответствует бумагам развитых стран.

Для облегчения ручного труда сортировщиц, задачей которых было проверять денежные знаки и изымать из партии бракованные экземпляры (они заранее помечаются, когда происходит контроль полуфабрикатов на листах), была создана и применена в денежном производстве сортировочно- счетная машина. Эта машина вместе с механической отбраковкой также считает и комплектует качественные листы в блоки по сто экземпляров. Далее эти блоки компонуются в пачки по 1000 экземпляров, а затем их упаковывают в термоусадочную пленку.

После этого на будущие денежные билеты должно быть нанесено изображение. Это происходит путем очередного наложения нескольких печатей. Подложечный рисунок, который образуется из фоновой сетки и различных цветных розеточек, печатается в основном орловским и офсетным способами. Основной рисунок крупных купюр накладывается металлографией, а мелких – офсетом. Отпечатанные оттиски бумажных денег потом идут на машины для нумерации, которая осуществляется посредством метода высокой печати. Каждый билет получает свой номер, напечатанный один или два раза на купюре. Каждый номер состоит из двух букв и семи цифр. Эта нумерация является необходимой для того, чтобы производить учет выпускаемых билетов. По ней также можно определить предприятие, которое выпустило эту купюру, а также время изготовления каждого знака.

После проставления нумерации отпечатанные листы разрезаются на отдельные экземпляры, происходит их сортирование по качественным признакам. После этого купюры укомплектовываются в пачки и упаковываются.

На каждом этапе производства необходимо осуществлять постоянный контроль качества продукции, а также следить за ее сохранностью. Этот контроль основывается на ведении счета поступающей на каждое рабочее место продукции и, соответственно, ее возвращение обратно в складское помещение. На каждом рабочем месте и на складах имеются специальные счетные машины, при помощи которых и осуществляется счет и контроль количества изделий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector