Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авторское право на мебель

Защита мебели от копирования с помощью институтов интеллектуальной собственности

Хотите получать полезные советы юристов
и приглашения на наши мероприятия?
Нажмите «Подписаться» или «Нравится»!

Законодательство об охране интеллектуальной собственности появилось в эпоху возникновения капиталистической экономики. Институт авторского права изначально возник в результате борьбы авторов литературных произведений за права на получение дохода от реализации тиражей их произведений. В дальнейшем режим авторского права был распространен на любые произведения литературы, науки и искусства, в законодательстве появились новые права, устанавливающие монополию на новые способы использования произведений. Параллельно с развитием авторского права шел процесс развития законодательства об исключительных правах, обеспечивающих экономические интересы промышленников и торговцев. Этот процесс стимулировался приобретающей все более серьезные масштабы недобросовестной конкуренцией, одной из форм которой являлось копирование чужого продукта либо чужой торговой марки.

В конце XIX в. были приняты основополагающие международно-правовые акты, которые в измененном виде до сих пор составляют основу международной охраны интеллектуальной собственности: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.

Последний международный договор установил, что объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ как Бернская, так и Парижская конвенции являются неотъемлемой составляющей национальной российской правовой системы.
В России основными законами, регулирующими отношения в сфере интеллектуальной собственности, являются:
• Закон «Об авторском праве и смежных правах»;
• «Патентный закон РФ» (регулирует охрану изобретений, полезных моделей и промышленных образцов);
• Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях товаров».

С 1 января 2008 г. в связи с вступлением в силу 4 части Гражданского кодекса РФ, посвященной регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, действие данных законов будет прекращено.
Защита мебели от копирования недобросовестными конкурентами может быть обеспечена с помощью следующих институтов интеллектуальной собственности: авторского права, патентного права, а также товарных знаков.

Авторское право

Среди различных объектов авторского права Закон «Об авторском праве и смежных правах» называет произведения дизайна, к котором в принципе может быть отнесена мебель. Однако мебель как произведение дизайна должна удовлетворять общему требованию Закона к объекту авторского права, она должна: 1) являться результатом творческой деятельности; 2) существовать в какой-либо объективной форме.
Критерий «результат творческой деятельности» следует понимать таким образом, что мебель должна иметь своего творца – автора (авторов) и содержать в себе элементы новизны и оригинальности.
Критерий «объективная форма» означает, что авторским правом охраняются эскизы, рисунки, чертежи и готовая мебель.

Авторское право возникает в силу факта создания произведения и не требует какой-либо специальной регистрации (тем не менее, возможно факультативное депонирование произведений в организациях, осуществляющих защиту авторских прав). Оно представляет собой совокупность прав, которые разделяются на две группы: 1) личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) – принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться; 2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) – могут переходить другим лицам в силу закона или в силу авторского договора.
Изначально авторское право возникает у автора или авторов произведения – тех лиц, творческим трудом которых оно было создано. Исключением из этого правила является правопреемство имущественных авторских прав в силу закона на так называемые служебные произведения. В соответствии со ст. 14 «Об авторском праве и смежных правах», если автор состоит в трудовых отношениях с организацией и в его служебные обязанности входит создание произведений, авторские имущественные права на созданные произведения принадлежат работодателю.

Авторское право действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти (если произведение создано в соавторстве – 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов).

Защита мебели авторским правом означает, что правообладателю принадлежит исключительные права воспроизводить (копировать) охраняемый объект, распространять (вводить в оборот в качестве товара), перерабатывать его и ряд других прав.

Незаконное использование объектов авторского права, то есть нарушение авторских прав, влечет административную (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 146 УК РФ). Из гражданско-правовых способов защиты следует выделить возможность заявить в суд исковое требование к нарушителю о выплате компенсации (вместо возмещения убытков) в размере от 10 000 о 5 000 000 рублей. Компенсация определяется в указанных пределах по усмотрению суда, исходя из характера нарушения, и взыскивается независимо от наличия либо отсутствия убытков у правообладателя.

Недостатком защиты мебели авторским правом является то, что потерпевшему от копирования ее мебели придется доказать, что данная мебель охраняется авторским правом, что именно ему принадлежат те права, нарушение которых вменяется нарушителю. Если проблема с доказыванием принадлежности прав можно решить при организации надлежащего делопроизводства на предприятии, то вопрос оценки мебели как охраняемого авторским правом объекта будет разрешаться в каждом конкретном случае, что увеличивает неопределенность в исходе дела. Кроме того, в случае, если недобросовестный конкурент скопировал мебель не полностью, внеся свои изменения, достаточно не просто будет доказать факт незаконной переработки охраняемого произведения.

Патентное право

Мебель может охраняться патентным правом с помощью всех объектов, указанных в Патентном законе РФ, – изобретения, полезной модели и промышленного образца.

В отличие от авторского права в патентном праве действует регистрационный принцип возникновения прав – для приобретения правовой охраны должна быть составлена и подана заявка в Патентное ведомство, заявленный объект должен пройти государственную экспертизу на соответствие критериям патентоспособности. И только после регистрации объекта в соответствующем реестре и публикации в официальном источнике информации Патентного ведомства заявитель получает исключительное право. Права патентообладателя подтверждаются специальным охранным документом – патентом.

В качестве изобретений и полезных моделей могут охраняться технические решения, используемые в мебели (в качестве полезных моделей – только устройства), например, различные внутренние конструкции, механизмы и т.п. В качестве изобретения может охраняться способ производства мебели.

Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. В отличие от изобретения полезная модель может не иметь изобретательского уровня.

Патент на изобретение действует до истечения 20 лет с даты подачи заявки в Патентное ведомство, а на полезную модель – до истечения 5 лет с даты подачи заявки с возможностью продления данного срока на 3 года.
Внешний вид (дизайн) мебели может охраняться в качестве промышленного образца.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.

Патент на промышленный образец действует до истечения 10 лет с даты подачи заявки в Патентное ведомство с возможностью продления данного срока на 5 лет.

В настоящее время в Реестре промышленных образцов зарегистрированы самые различные виды мебели, что свидетельствует об активном использовании данного института интеллектуальной собственности производителями это вида продукции для защиты собственных экономических интересов.

Патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов потребует привлечения квалифицированных специалистов – патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве. Патентные поверенные помогут заявителю грамотно составить заявку и в дальнейшем будут вести делопроизводство в Патентном ведомстве, отстаивая при необходимости интересы своего клиента перед государственным экспертом.
По сложившейся практике срок получения патента с момента подачи заявки на полезную модель составляет от 6 месяцев, а на изобретение и промышленный образец – от 1 года.

Расходы на патентование складываются из государственных пошлин и тарифов и вознаграждения патентного поверенного.

Следует учитывать, что помимо расходов при патентовании патентообладателю в дальнейшем придется нести расходы по уплате пошлин за поддержание патента в силе. Однако размер этих пошлин незначителен.
Нарушение патента влечет административную (ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ) или уголовную (ст. 147 УК РФ), а также гражданско-правовую ответственность. Патентообладатель вправе заявить требования к нарушителю патента о прекращении нарушения патента; возмещения лицом, виновным в нарушении патента, причиненных убытков, публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации, а также иные требования в соответствии с действующим гражданским законодательством.

С учетом четкого закрепления объекта правовой охраны защита мебели с помощью патентов является более эффективной по сравнению с защитой, обеспечиваемой авторским правом.

Товарные знаки

Производители мебели, как правило, стараются выделить свою продукцию среди продукции конкурентов при помощи оригинальных, хорошо запоминающихся средств индивидуализации. Мебель может маркироваться фирменным знаком производителя, а также иметь свои собственные обозначения.

Такие обозначения могут быть защищены с помощью товарных знаков, под которыми Закон «О товарных знаках…» понимает обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.
Правовая охрана товарному знаку подобно объектам патентного права предоставляется на основании его государственной регистрации в Патентном ведомстве. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, причем в любом цвете или цветном сочетании.

Читать еще:  Потребительский кооператив права участников

Регистрация товарного знака осуществляется через прохождение государственной экспертизы на предмет соответствия завяленного обозначения требованиям действующего законодательства – их достаточно много и все они перечислены в ст. 6 и ст. 7. Закона «О товарных знаках…».

Регистрация товарного знака также как и патентование требует привлечения патентных поверенных.

По сложившейся практике срок проведения государственной экспертизы на товарный знак составляет около 1 года. На основании специального договора с Патентным ведомством этот срок может быть сокращен до полугода, однако это ведет к существенному увеличению общей стоимости регистрации.

Расходы на регистрацию товарного знака складываются из государственных пошлин и тарифов и вознаграждения патентного поверенного.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В свою очередь, указание товаров в свидетельстве производится на основании Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Различным видам мебели посвящен 20 класс МКТУ.

Регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки в Патентное ведомство. В дальнейшем срок действия регистрации может продляться по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.

Незаконное использование товарного знака может повлечь административную (ст. 14.10 КоАП РФ) или уголовную (ст. 180 УК РФ) ответственность. Среди гражданско-правовых мер ответственности в Законе «О товарных знаках…» подобно Закону «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрено взыскание с нарушителя компенсации, однако ее размер в данном случае определяется в пределах от 100 000 до 5 000 000 рублей.

Произведения мебельного искусства Как защитить авторские права на элементы дизайна?

Форма и содержание

Само слово «дизайн» охватывает и такие понятия, как конструкция, проект, разработка, рисунок, план, и наброски, проекты промышленных изделий, и уже завершенный результат творческой деятельности. При этом под дизайном может пониматься и просто внешний вид изделия, и, например, сложный промышленный дизайн.

Стоит отметить, что внешний вид изделия может охраняться как авторским, так и патентным правом. Отличие в том, что авторское право охраняет форму, а патентное – содержание, то есть само художественно-конструкторское решение.

Перечень объектов авторских прав содержится в статье 1259 ГК РФ, но не является исчерпывающим. В качестве одного из вариантов охраняемого объекта там указаны «произведения дизайна». То есть можно сделать вывод, что объекты дизайна, отвечающие признакам произведений, в полной мере охраняются авторским правом. А нормы пунктов 3 и 7 статьи 1259 ГК РФ позволяют утверждать, что способ выражения произведения, его достоинства и целевое назначение не влияют на охраноспособность. Более того, подлежат охране и незавершенные объекты, такие как наброски, проекты, макеты.

Такое мнение не раз высказывали ведущие эксперты в области права, которые отмечали, что «авторское право не распространяется на утилитарные дизайнерские решения, обеспечивая им защиту в тех случаях, когда они не зарегистрированы в качестве промышленных образцов или полезных моделей».

А как указано в постановлении ФАС УО от 01.09.2011 № Ф09-5444/11 по делу № А60-45012/2010, дизайнерское решение выражается в макете, имеющем определенное материальное выражение, а отсутствие у дизайна правовой охраны как объекта патентного права не исключает возможности использования способов, предусмотренных для защиты авторских прав.

В мебельной отрасли под защиту авторского права может попасть дизайн как образцов мебели в целом, например, стенки или кухни, так и отдельных их элементов – шкафов, тумб и даже фурнитуры. При этом компенсации за незаконное использование конкурентами элементов дизайна могут быть весьма существенными.

В судебной практике немного дел о защите авторских прав предприятиями мебельной отрасли, теме не менее, определенные прецеденты созданы. Так, в мае 2015 года Суд по интеллектуальным правам (высшая судебная инстанция по защите прав на объекты интеллектуальной собственности) рассмотрел две кассационные жалобы от миасского производителя мебельной фурнитуры. Доказательная база по ним была одна и та же, но суд вынес два противоположных решения.

Предыстория дела такова. В 2004 году компания В разработала и наладила выпуск уникальных элементов мебельной фурнитуры, а общества А и К начали производить и реализовывать аналогичные изделия, не уведомив об этом правообладателя. Руководитель компании В обратился в суд с намерением отстоять свое право на уникальный дизайн изделий. Компания подтвердила свои авторские права на изделия приказом руководителя на их разработку, чертежами и эскизами изделий, разработанными дизайнером компании. А доказательством перехода исключительных прав от дизайнера к предприятию служили трудовой договор с работником компании и должностная инструкция, в которой был прописан переход прав на объекты интеллектуальной собственности в пользу предприятия.

Несмотря на представленные доказательства, суды первой и второй инстанций в удовлетворении исковых требований В отказали, мотивируя это тем, что изделия, о которых идет речь, не являются объектами авторского права и их следует защищать как объекты патентного права, а приказ не подтверждает возникновения авторского права.

На решения судов были поданы кассационные жалобы в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В качестве ответчика по первому делу (№ А76-12136/2014) выступала компания А.

Судьи СИП продемонстрировали действительное понимание вопроса и настоящий профессионализм. Сам судья сказал ответчику, что в ГК РФ есть понятие «презумпция авторства», которое означает, что автором произведения является тот, кто первым обратился в суд за защитой своих прав. Он считается таковым до тех пор, пока не будет доказано обратное. Именно так гласит закон. Ответчик обратного не доказал. Кроме того, СИП указал на то, что суды первой и второй инстанций сделали неверные выводы о том, что данные объекты могут защищаться лишь нормами патентного права и не являются объектами авторского права, и направил дело на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения второго дела (№ А76-12233/2014) истец привел те же доказательства, что и в первом деле. Теперь суд рассматривал дело, руководствуясь нормами не авторского, а патентного права, и совершил ряд грубейших ошибок. Суд, не разобравшись, к чему все-таки относится объект спора и, не задавая вопросов, выносит решение: в иске отказать!

Отказом в удовлетворении иска о новом рассмотрении дела закончился и судебный процесс в Арбитражном суде Челябинской области. И это несмотря на готовность истца представить дополнительные доказательства и привлечь в процесс автора изделий. Таким образом, прецедент (хоть и ошибочный) создан, и это исключает возможность рассмотрения дела по существу.

Добавим, что при отстаивании своих авторских прав не стоит полагаться только на защиту суда. Отстоять свою правоту можно лишь используя ресурсы и возможности как правоохранительных органов, в том числе МВД, таможни, УФАС, так и членов общественных организаций и объединений. Именно к такому выводу пришли участники круглого стола в Южно-Уральской торгово-промышленной палате с участием представителей госорганов, юристов и адвокатов, которые выступили в защиту истца – производителя мебельной фурнитуры В.

Фото тоже защищено

Стоит отметить, что объектами охраны авторским правом могут быть не только сами образцы мебели или фурнитуры, но и их фотографии. Так, в конце прошлого года Суд по интеллектуальным правам рассматривал дело о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотопроизведения.

По заказу компании предприниматель изготовлял мебель, фотографировал выполненные им работы и размещал фото в интернете. Обнаружив их на сайте заказчика без указания авторства и источника заимствования, предприниматель потребовал компенсации. Иск был удовлетворен. Ответчик оспаривал авторство истца, а также факт размещения им «спорных» фотографий на своем сайте, однако истец представил договор подряда с ответчиком, эскизы к этим договорам, USB-носитель с фото. При этом в скриншотах свойств файлов фотоизображений отражены дата и время съемки. Они совпадают со сроками выполнения работ. Скриншоты также подтверждают размещение фотографий ответчиком на своем сайте.

В итоге СИП оставил без изменения решения нижестоящих судов и поддержал их выводы о том, что использование ответчиком фотографий, обладателем исключительных прав на которые является индивидуальный предприниматель, не признан допустимым случаем свободного использования произведений.

В двойном размере!

Но, пожалуй, самым важным является вопрос суммы компенсации за незаконное использование чужого произведения или его изображения, в данном случае – образцов мебели или их фотографий. Стоит отметить, что они могут быть весьма существенными – от 10 тысяч до 5 млн рублей или вплоть до двойной стоимости кухонного гарнитура или мебельной стенки.

Причем значительные компенсации могут взыскиваться по суду даже на основании всего одной неправомерно размещенной фотографии. Так что производителям и продавцам мебели стоит быть аккуратнее с размещением в своих каталогах фотографий, ведь как показывает судебная практика, «итоговая цена» такого размещения может быть несоразмерна полученной прибыли. Стоит однажды «вложиться» в профессиональную фотосессию, не забыв про документальное оформление деловых отношений с фотографом и авторских прав на снимки, чем выплачивать ему потом многотысячные компенсации по решению суда. В то же время нелишним будет отслеживать «судьбу» сделанных по вашему заказу фотографий, чтобы они потом не «всплыли» в рекламных материалах конкурентов. А если вы обнаружите такой факт, смело подавайте в суд, который, при наличии существенных доказательств, скорее всего, будет на вашей стороне.

Читать еще:  Протокол в международном праве

Статья 1259 ГК РФ с комментариями.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ»

Постановление ФАС УО от 01.09.2011 N Ф09-5444/11 по делу N А60-45012/2010.

Дела СИП № А76-12136/2014, № А76-12233/2014 и А04-488/2019.

Авторское право на мебель

Мебельные войны: атака клонов

Кажется, час Х наступил. Терпение лопнуло. Российские мебельщики наконец-то заговорили о защите собственных марок, моделей и авторских прав на произведенную мебель. Защита фирменной продукции объявляется модной темой сезона. Первый эпизод виртуальных «мебельных войн» за внимание потребителя и качество продукции мы благополучно пережили, маститые фабрики наладили выпуск того, что не стыдно называть мебелью. Сегодня мы становимся свидетелями нового этапа борьбы за место под солнцем: обострилась конкуренция между производителями вроде бы одинаковой, но на деле совершенно разной продукции. Мебельщики объявляют войну копиям и подделкам.

Первым симптомом того, что проблема назрела, стало проведение в рамках февральской выставки «Мебель Росии» акции «Москва — город без подделок», устроенной оргкомитетом при поддержке правительства Москвы. К сожалению, фабрики то ли не уделили акции должного внимания, то ли просто не успели подготовиться, но акцию можно считать проваленной. «Отдувались» за всех «Фабрика мебели 8 Марта», для которой вопрос борьбы с подделками — один из острейших, и представители «Доброго стиля». Конструктор «Марты» Андрей Зазулин на пальцах и при помощи модели дивана «в разрезе» объяснял посетителям выставки, чем отличается дешевая некачественная копия от правильного оригинала и чем грозит потребителю такая покупка.

Производителям мягкой мебели в этом смысле тяжелее, чем остальным: их продукцию не подделывает только ленивый, а распознать эрзац покупателю трудно: внутрь дивана не заглянешь, обшивку не вскроешь. Средства, которые предприятия вкладывают в разработку механизмов, конструкции и дизайна, в подготовку технической документации, тратятся впустую, когда любая фабричка ангарного типа способна своровать удачную модель и выпустить на рынок по демпинговой цене. Нимало не заботясь о входящем контроле сырья, о технологическом процессе, о здоровье и удобстве потребителя.

— Однажды я обнаружил внутри чужого дивана, скопированного с нашей модели, совершенно сырой брус, покрытый грибком! — делится впечатлениями Зазулин. — Вот «повезет», не дай бог, астматику, который такой диван купит в погоне за дешевизной. Помимо материалов, конечно, никакой критики не выдерживают каркасы подделок, если мы ведем речь о самой «копеечной» мебели, продающейся на рынках. Сегодня, увы, появились и вполне цивилизованные, облагороженные подделки, которые выдерживают средние требования к качеству. Но тут встает вопрос о собственности на дизайн модели, в который, естественно, фабрика вкладывала деньги, содержа в штате дизайнеров, конструкторов и инженеров.

Мебельный плагиат — ни для кого не секрет. В том числе и для несчастного покупателя. Стоит лишь открыть толстый глянцевый каталог «Я выбираю мебель», как становится понятно: выбирать особо не из чего. Сто страниц сплошных клонов. Названия только разные, и цена слегка играет. Изучив каталог вдоль и поперек, можно случайно наткнуться и на рекламу оригинальной модели, однако цена на нее вряд ли покажется «вкусной» на фоне аналогов за бесценок.

Олег Григорьев, коммерческий директор Группы компаний «Добрый стиль»:

— У нас есть «подражатели», это, в основном, мелкие изготовители. Отраден тот факт, что интересы наши расходятся по разным ценовым нишам и не пересекаются. Наверное, то, что нас копируют, означает, что мы достигли коммерческого успеха. Хотя разделять этот успех с низкопробными производителями нам бы не хотелось. Это наносит существенный вред имиджу компании. У нашей мебели сложное техническое исполнение, скопировать ее так, чтобы достичь нашего уровня качества, в условиях «гаража» трудно. Поэтому копии «подражателей» далеки от оригинала. Они берут ценой, мы берем высоким уровнем комфорта, который можем обеспечить покупателям.

Впрочем, грешат копированием не только безвестные фабрички, но и вполне известные производители. Своеобразный рекорд был поставлен с диваном «Марты», который был скопирован в беспрецедентный срок — через три месяца после официального дебюта на выставке. Бизнес жест`ок, и все зарабатывают, как могут, пока есть возможность делать это безнаказанно. «Марта» устала писать предупредительные письма и готовит документы для судебного иска. Возможно, в скором времени мы станем свидетелями первого правового прецедента, который, надеемся, приободрит остальных мебельщиков и ускорит процесс наведения порядка в области авторских прав.

Плагиаторы успешно перенимают опыт не только «диванщиков», но и корпусников, воспроизводя «хиты продаж» и реализуя их большей частью в регионах. Корпусную мебель подделать сложнее, поскольку товар можно буквально ощупать и проверить его качество в магазине, оценив толщину плиты, фурнитуру, уровень отделки. Тем не менее, копируют и гарнитуры, и офисные комплекты. Потребителю сложно ориентироваться, поскольку в лучшем случае он располагает фотографией в каталоге фабрики. На картинку похоже? — Так это оно и есть! Поэтому у корпусников стоит проблема защиты уже не столько моделей (поскольку разница видна невооруженным глазом), сколько собственного бренда. Случаи, когда под маркой известного производителя продается дешевая подделка, участились, и это тоже нехорошая тенденция. Страдают, естественно, самые «раскрученные» марки. Поставщик офисной мебели «Феликс» вынужден начать масштабную кампанию по защите своего доброго имени, снабжая мебель фирменной голограммой и специальным паспортом изделия, свидетельствующим о соответствии товара высоким стандартам качества.

— Такая практика — подделки, — помимо нарушения прав потребителя, наносит несомненный урон имиджу компании, чей бренд эксплуатируется полуподпольными конкурентами: нелегальные цеха нередко производят продукцию не просто низкого качества, но даже вредную для здоровья. В частности, используется сырье непонятного происхождения, не соблюдаются санитарные нормы, нарушаются производственные технологии. В то время как мебель от «Феликса» экологически безопасна, свободна от фенола, примесей и формальдегидов, что подтверждает сертификат Центра Государственного санэпиднадзора Москвы, — говорит генеральный директор «Феликса» Илья Кондратьев.

Естественно, «Феликсу», много средств вложившему в развитие своего бренда, есть что терять. Однако внакладе в этом случае остается и потребитель, который, даже если его удовлетворяет качество купленной им мебели, не получит надлежащего сервисного обслуживания, автоматически гарантированного известной маркой. Сервис — это вполне осязаемая и поддающаяся измерению рублем величина, которой покупатели подделок лишаются.

— У нас копируют не только дизайн, — говорит Карина Бородина из компании «Ангстрем». — Очень часто используют наши рекламные работы и снимки мебели «Ангстрем», выдавая их за свои. Мы патентуем изделия, «отлавливаем» плагиаторов и предупреждаем их о противоправных действиях. Сейчас набираемся опыта в области патентной политики, чтобы потом, когда в стране выстроится цивилизованный рынок, мы умели грамотно выстраивать свою защиту. Совсем недавно, в конце мая, мы получили пять патентов, и еще несколько наших заявок сейчас находятся в Роспатенте на рассмотрении.

В связи со сложившимся положением вещей возникает вопрос, конечно, традиционный, русский: что делать? Ответ, как ни странно, лежит на поверхности: вести бизнес честно и по правилам. Не хочешь быть скопированным, делиться успехом — патентуй модели, вводи опознавательные знаки, всеми доступными способами информируй покупателя. Судись, в конце концов. Да, муторно и долго. Да, придется наводить порядок в технической документации, готовить чертежи (кстати, до сих пор отсутствующие на многих вполне масштабных производствах!), да придется за все это еще и платить госпошлины и гонорары юристам. Но иного пути нет, и цивилизованный мир как-то умудряется жить и работать в таких условиях. Проблема мала, пока мал «ребенок»— собственно рынок. Но ведь как только модель начинает тиражироваться тысячами экземпляров, принося доход отнюдь не своим «родителям», а непонятно кому, потери становятся все ощутимее.

Елена Быстрова, «Фабрика мебели 8 марта»:

— Способ защиты только один — патентовать модели. Можно патентовать механизм как изобретение, в том случае, когда он вами разработан. Если же речь идет о защите модели целиком, то есть, о защите формы, дизайна, то патентуется промышленный образец. Процедура регистрации патента занимает от нескольких месяцев до года. В принципе, после регистрации, фабрика, копирующая наш диван, может купить у нас лицензию и наладить выпуск модели на совершенно законных основаниях. Но ведь суть воровства моделей в том, чтобы привлечь покупателя аналогичным внешним видом, сэкономив на «начинке» дивана, то есть на его качестве.

Анна Давыдова, руководитель проекта развития компании «Камбио»:

— Мы патентуем наши разработки офисной мебели, потому что они, во-первых, действительно оригинальны — по конструкции, по степени адаптированности к требованиям нашего рынка; кроме того, мебель продается по всей стране, а теперь и за рубежом, и вопрос патентования встает автоматически. Это нормальный и обязательный элемент здорового бизнеса. Если нет патента, то все, порой титанические, усилия авторов, ресурсы компании, затраченные на новую разработку, не дадут желаемого коммерческого эффекта.

Мы получили Гран-при на выставке «Евроэкспомебель» за «лучшую дизайнерскую разработку офисной мебели» — наш новый кабинет Dali с покрытием из натурального шпона — и мы полагаем, что в наших интересах предотвратить появление копий на рынке. Сейчас получаем патент на эту модель. Наш комплект оперативной мебели Mattrix давно запатентован. В общем, вопросов, нужно ли как-то ограждать себя от недобросовестной конкуренции, у нас не возникает: нужно, и традиционными законными методами.

Читать еще:  Купля продажа права аренды земельного участка

Конечно, руки, точнее, ноги до патентного ведомства дошли далеко не у всех. Слишком много неотложных задач мебельщикам приходится решать сразу, выводя бизнес на большую орбиту. Тем не менее, в один прекрасный день перед каждой фабрикой встанет задача обновления ассортиментного ряда, поиска своего «лица» в дизайне, в стиле мебели.

Петр Дудоров, коммерческий директор «Аллегро-Классика»:

— Мы пока, к сожалению, еще не дошли до активных действий в области защиты наших моделей. Изучаем вопрос, присматриваемся. Если «Марта» действительно доведет дело до суда, — это будет знаковое событие, желаем им успеха.

Однако существуют и другие мнения. Свою позицию по вопросу авторских прав, например, озвучил генеральный директор «Доброго стиля» Сергей Батырев.

— На данном этапе бороться с плагиатом с помощью судебных исков, мы считаем, дело неблагодарное. Нужно учитывать фактор приоритета. Почти все мебельные «хиты» в России созданы на основе западных образцов, именно оттуда приходит большая часть новинок и в плане технологий, и в плане дизайна. Российский патент пока может «спасти» от иска западного производителя. Патент лишь тогда будет иметь реальную силу по защите авторских прав, когда модели наших мебельщиков будут приоритетно российскими. Выход один — создавать авангардные модели, не имеющие западных аналогов, а средства для этого можно как раз сэкономить на судебных издержках.

Производство мебели

НАШИ ТЕЛЕФОНЫ:
Москва
799-91-70 ,
799-91-71, 799-91-76
799-91-77, 782-49-05

  • Деревообрабатывающее оборудование
    • Путь метериала на мебельном производстве
    • Комплекты оборудования для производства мебели
    • Шлифовальные станки
    • Ленточнопильные станки
    • Лакокрасочное оборудование
    • Фрезерный станок с ЧПУ
    • Фрезерные станки
    • Кромкооблицовочные станки
    • Форматно-раскроечные станки
    • Клеенаносящие станки
    • Покрасочные камеры
    • Сверлильно-присадочные станки
    • Производство мебельных фасадов
    • Заточное оборудование
  • Инструменты
    • Шлифовальные инструменты
    • Пилы
    • Концевые фрезы
    • Измерительные инструменты на мебельном производстве
    • Маятниковые лобзики
    • Фрезеры
    • Шлифмашинки
    • Пылеудаляющие аппараты
  • Материалы
    • ДСП и ДВП
    • ЛДСП
    • МДФ
    • Искусственный камень
    • Натуральная древесина
    • Стекло и зеркало
    • Материалы для производства мягкой мебели
  • Мебельные комплектующие
    • HPL
    • МДФ
    • Стеновые панели
    • Столешницы
    • Постформинг и софтформинг
    • Кромка ПВХ
    • Кромка из акрила и меламина
    • Кромочные материалы. Мебельная кромка
    • Алюминиевый мебельный профиль
    • Измельчитель
    • Кухонные мойки
    • Смеситель
  • Мебельная фурнитура
    • Полкодержатель
    • Опоры
    • Отбойники
    • Дверные петли
    • Подъемные механизмы
    • Ручки
    • Для стекла
    • Доводчики
    • Замки
    • Кронштейны и лифты
    • Крючки
    • Стяжки
    • Метабоксы
    • Механизмы дверей
    • Направляющие
  • Мебельные фасады
  • Производители
    • Фурнитуры
    • Искусственного камня
    • Мебельных плит
    • Моек и смесителей
  • Проектирование мебели
  • Дизайн мебели
    • Стили мебели
    • Как выбрать дизайнера
    • Встраиваемая техника
  • Как продавать мебель
    • Выставки
    • Через Интернет
    • Работа с дилерами
  • ГОСТ 16371-93
  • Тех. регламент таможенного союза «О безопасности мебельной продукции»

Авторское право на мебель

Мебель может быть отнесена к объектам авторского права. Положения регулируются Законом «Об авторском праве и смежных правах».

Для того, чтобы мебель стала объектом авторского права, она, как и другие произведения искусства, должна соответствовать общим требованиям Закона к объекту авторского права. Во-первых, мебель должна являться результатом творческой деятельности. Во-вторых, существовать в любой из объективных форм.

Под результатом творческой деятельности подразумевается, что мебельное изделие должно иметь своего творца, то есть автора, и содержать определенные элементы оригинальности и новизны.

Под объективной формой понимают наличие эскизов, рисунков, чертежей или готовой мебели, которые и являются предметом авторских прав.

Первоначально авторское право появляется у автора или группы авторов, которые своим творческим трудом создали произведение. Исключением называются служебные произведения, то есть такие, которые были созданы автором, который состоит в трудовых отношениях и создание таких работ является результатом его трудовой деятельности. В этом случае, имущественные авторские права на все созданные произведения принадлежат работодателю. На протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти действует авторское право. Защита мебели, которая является объектом авторского права, означает, что правообладатель имеет исключительное право копировать, воспроизводить и производить другие действия, касающиеся свого творения.

При незаконном использовании объектов авторского права, в том числе и мебели, нарушитель несет административную или уголовную ответственность. Чаще всего, в суд подаются исковые требования о выплате компенсации за нарушение авторского права. Сумма, которую должен выплатить нарушитель, определяется в судебном порядке. Защитить авторское право на мебель не так и просто, так как потерпевшему необходимо доказать, что именно ему принадлежат авторские права. На предприятиях, с надлежащим делопроизводством это сделать проще. Сложность может возникнуть при оценке мебели, как объекта авторского права. Если же недобросовестный конкурент, частично скопирует мебельные образцы, внеся в него свои изменения, доказать нарушения практически невозможно.

Защитить мебель от копирования можно с помощью соответствующего патента. Для этого в Патентное ведомство подается заявка, заявленный объект проходит государственную экспертизу для проверки соответствия критериям патентоспособности. После этого, объект регистрируется в соответствующем реестре, и данные публикуются в официальном источнике информации. Патент выдается только на технические решения, которые используются в мебели. Примером могут служить различные механизмы и внутренние конструкции. Способ производства мебели также может охраняться патентом в качестве изобретения. Дизайн же мебели охраняется в качестве промышленного образца. Промышленный образец охраняется, если он является оригинальным и новым.

Стоит отметить, что на данный момент в Реестре промышленных образцов уже зарегистрированы всевозможные виды мебели. Это подтверждает тот факт, что данный институт защиты прав авторского права активно используется производителями для защиты своих экономических интересов.

Новость разместил Елена Васильева , компания Союзстройдеталь

Авторское право на фото мебели

Здравствуйте. Занимаюсь производством мебели. Могу ли я использовать фотографии чужой мебели (без людей) на своем сайте с указанием что это лишь идея для создания похожей мебели и указания производителя этой мебели, его артикула и сайта. Могут ли подать в суд за нарушение авторских прав и какая при этом процедура (производители мебели зарубежные, у некоторых возможны российские представители). Какие штрафы могут грозить?

Могу ли я использовать фотографии чужой мебели (без людей) на своем сайте с указанием что это лишь идея для создания похожей мебели и указания производителя этой мебели, его артикула и сайта. Могут ли подать в суд за нарушение авторских прав и какая при этом процедура (производители мебели зарубежные, у некоторых возможны российские представители). Какие штрафы могут грозить?
Александр

Тут вопрос спорный. С моей точки зрения фото товаров не являются произведениями. т.к. но носят творческого характера. Это лишь зрительная информация для потенциального покупателя. Однако суды склонны толковать закон так, что любое фото — это произведение, пока не доказано обратного.

Поэтому я бы лично рисковать не стал. Правообладатели этих фото в суд пойти могут запросто. И грозит Вам не «штраф», а компенсация за нарушение исключительного права на произведение, размер который изначально предугадать сложно.

Вот, на вскидку, пример из судебной практики про мебель:

Постановление ФАС Московского округа от 29.03.2010 N КГ-А41/2292-10 по делу N А41-14240/09

На указанном сайте размещены фотографические произведения производимой истцом мебели. Все фотографические произведения, размещенные на сайте истца, созданные его работниками на основании служебных заданий.
Исковые требования основаны на ст. ст. 1225, 1229, 1248, 1250, 1252, 1259, 1270, 1295, 1301 ГК РФ и мотивированы тем, что ООО «Богородск-Мебель» неправомерно использовало 24 фотографических произведений истца, незаконно разместив их на Интернет сайте, расположенном по адресу: www.bogorodskmebel.com.
ООО «Богородск мебель» использует Интернет сайт для целей рекламы и продажи своих товаров, одновременно информируя, что именно ему принадлежат авторские права на содержимое сайта, о чем свидетельствует знак охраны авторского права, размещенный на каждой странице сайта ответчика, а также фраза «авторские права на содержимое сайта защищены», с указанием на правообладателя (ответчика) и года создания сайта.
В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Истец не передавал кому-либо каким-либо образом исключительные права на указанные выше фотографические произведения.
Истец обратился к ответчику с претензией от 11.02.2009 г., с требованием о прекращении незаконного использования фотографий школьной мебели и удалении их с сайта ответчика, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1229 ГК РФ, согласно которому, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.
ООО «Богородск мебель» не представило суду документов, подтверждающих создание им (или по его заказу) каких-либо размещенных на его Интернет сайте спорных фотографий.
На основании изложенного суда апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

К слову, размер компенсации был больше 200 000 рублей:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Богородск Мебель» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Витал-ПК» компенсацию в сумме 240 000 руб. и расходы по госпошлине в сумме 6 300 руб. по исковому заявлению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector