Протокол в международном праве
протокол в международном праве
Универсальный русско-немецкий словарь . Академик.ру . 2011 .
Смотреть что такое «протокол в международном праве» в других словарях:
Институт дипломатической защиты в международном праве — Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия
ПРОТОКОЛ — (франц. protocole от греч. protokollon первый лист манускрипта), 1) официальный документ, в котором фиксируются какие либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание).2) В международном… … Большой Энциклопедический словарь
Протокол — (франц. protocole, от греч. protokollon первый лист манускрипта) 1) официальный документ, в котором фиксируются какие либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание); 2) в международном … Политология. Словарь.
Протокол — (от гр. protokollon первый лист манускрипта; англ. record, report, protocol; фр. proto cole, proces verbal) 1) в процессуальном праве письменный документ, фиксирующий ход и результаты процессуальных действий лица, производящего дознание, и… … Энциклопедия права
ПРОТОКОЛ — (фр. protocole, от гр. protokollon первый лист манускрипта) 1) официальный документ, в котором фиксируются какие либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное .заседание); 2) в международном… … Юридический словарь
протокол — а; м. [от греч. prōtokollon первый лист, приклеиваемый к свитку манускрипта] 1. Документ с краткой записью хода собрания, заседания и т.п. П. допроса. Вести п. собрания. Запись в протоколе. Сделать выписку из протокола. Занести в п. признание… … Энциклопедический словарь
протокол — (фр. protocole, от гр. protokollon первый лист манускрипта) 1) официальный документ, в котором фиксируются какие либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное.заседание); 2) в международном… … Большой юридический словарь
ПРОТОКОЛ — (фр. protocole первый лист от греч. protokollon первый лист манускрипта) 1) запись происходившего на собрании с указанием участников и принятых решений; 2) процессуальный документ; в котором в письменной форме фиксируются ход и результаты… … Энциклопедический словарь экономики и права
ПРОТОКОЛ — (фр. protocole гр. proto kollon первый лист манускрипта) 1) официальный документ, в котором фиксируются какие л. фактические обстоятельства (напр., ход собрания); 2) в международном праве: П. договорный официальный документ (чаще всего приложение … Политология: словарь-справочник
ПРОТОКОЛ — I (фр. protocole от греч. protokollon первый лист манускрипта) 1) официальный документ, в котором фиксируются какие либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия. судебное заседание): 2) в между народном… … Энциклопедия юриста
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРОТОКОЛ — в международном праве разновидность многостороннего международного договора, подписываемого в форме самостоятельного документа, обычно в связи с заключением основного договора и в качестве приложения к нему (но не являющегося его неотъемлемой… … Юридический словарь
Протокол в международном праве
(Из дипломатической практики)
Дипломатическая служба, выполняя стоящие перед ней задачи, соблюдает при осуществлении различных внешнеполитических мероприятий определенные традиции, условности и правила, совокупность которых называется дипломатическим протоколом, или сокращенно протоколом [Молочков 1977, с. 6].
Слово протокол в средние века обозначало правила оформления документов, а затем правила ведения архива. Со временем cлово протокол стало применяться к правилам ведения дипломатических дел. Отсюда возникло современное название – дипломатический протокол.
Отдельные нормы дипломатического протокола называются церемониалом, например, церемониал вручения верительных грамот, церемониал встречи и проводов официальных делегаций и т.п.
Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости», в понятие которого входит соблюдение почтительности и уважения всего, что символизирует и представляет государство.
С соблюдением правил дипломатического протокола назначаются главы дипломатических представительств – послы, посланники, постоянные поверенные в делах, временные поверенные в делах, а также военные атташе; происходит вручение верительных и отзывных грамот; осуществляются дипломатические визиты и ведутся беседы; проводятся разные виды дипломатических приёмов; ведется дипломатическая переписка; происходят встречи и проводы официальных делегаций, ведутся переговоры; созываются международные конференции и совещания; подписываются международные договоры и соглашения; осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события; соблюдается этикет гимна и государственного флага. В соответствии с правилами дипломатического протокола определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т.д. В настоящее время послы разных стран после вручения верительных грамот Правительству Российской Федерации наносят визит Патриарху Русской Православной Церкви.
Этот перечень не является исчерпывающим и, можно сказать, ни одна из внешних форм деятельности в международном общении не осуществляется без соблюдения правил дипломатического протокола.
Полем применения дипломатического протокола являются также международные организации, такие как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и многие другие. В протоколе этих организаций есть своя специфика, однако в его основе лежат общепринятые протокольные нормы. Применение протокола в международных организациях заслуживает особого изложения.
Протокол является международным, поскольку его основные правила общепризнанны и во всех странах соблюдаются более или менее одинаково. Конечно, каждая страна может вносить и вносит в них свои дополнения и поправки, вытекающие из ее социального строя, национальных или религиозных традиций и обычаев.
Потребовалось очень много времени, прежде чем выработались и стали общепризнанными современные правила протокола. Так, по вопросу определения старшинства между главами дипломатических представительств состоялись специальные постановления Венского конгресса от 19 марта 1815 года, подводившего итоги наполеоновским войнам, и Аахенского конгресса Священного союза от 21 ноября 1818 года. Эти два постановления лежали в основе международной протокольной практики до 1961 года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет. 18 апреля 1961 года в Вене в результате многолетней работы по кодификации посольского права различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций была подписана с участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы дипломатической практики, в том числе и протокола.
В историческом прошлом нашей родины дипломатический протокол, называвшийся в те времена церемониалом, являлся одним из орудий борьбы за становление и суверенитет Московского государства. Московские послы весьма ревностно отстаивали, например, «государеву честь», государственное именование великого князя, его титул, в котором перечислялись все принадлежавшие ему земли, в том числе завоеванные. Как говорилось в XVII веке: «Самое большое дело государскую честь остерегать: за государскую честь должно нам всем умереть. Прежде всего нужно оберегать государское наименование» [История дипломатии 1959, с. 304]. Титул великого князя Московского, а позднее царя, как протокольная форма выражал целостность государства и подтверждение конкретных территориальных прав. Искажение титула или пропуск его составных частей в устном обращении или в дипломатических документах был равнозначен отрицанию приобретенных прав.
Соблюдение протокола в международном общении является обязательным, поскольку отступление от его общепризнанных правил или тем более нарушение их может нанести ущерб престижу, чести и достоинству другого государства, его руководителям или его официальным представителям, а следовательно, привести в какой-то мере к осложнениям во взаимоотношениях.
В дипломатической практике немало случаев, когда из-за нигилистского отношения к правилам дипломатического протокола («обойдусь без протокола») создавались конфликтные ситуации в отношениях.
Сложившиеся в настоящее время правила, нормы протокола регулируют почти все внешние формы дипломатической практики. Однако очень важно иметь в виду, что в зависимости от состояния отношений с той или иной страной при практическом применении правил протокола им придается, без нарушения их основ, большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается их размах, количество и уровень участия официальных лиц и т.д. В этом смысле интересна восточная поговорка: «Церемониал – это Фимиам дружбы».
Таким образом, дипломатический протокол отражает состояние отношений между странами и полностью подчинен целям и задачам внешней политики. И хотя его основные нормы соблюдаются всеми государствами, его нельзя считать космополитической категорией, одинаково применяемой в международном общении вне зависимости от целей внешней политики государства.
Протокол является политическим инструментом дипломатии. Результаты его применения в определенной мере сказываются на отношениях между странами, и на отношениях их официальных представителей. Вот почему необходимо знание норм дипломатического протокола и их правильное и умелое применение в практической деятельности.
Сейчас на повестку дня встает вопрос об упрощении протокольных норм, о придании им деловитости, то есть черт, свойственных современной эпохе.
Проблема упрощения протокольных норм не является простой, ибо дипломатический протокол является международным. Следовательно, изменение в особенности основных норм – сложный процесс. Упрощение протокольных норм касается суверенных государств, и они, в случае несогласия с ними, могут воспринять изменения отрицательно и будут квалифицировать новые нормы как свою дискриминацию.
Очевидно, что решение этой проблемы возможно лишь на основе международного соглашения, а поскольку такого соглашения нет, нормы международной протокольной практики необходимо соблюдать.
Протокол и этикет дипломатического и делового общения (5 стр.)
Так по вопросу определения старшинства между главами дипломатических представительств состоялись специальные постановления Венского конгресса от 19 марта 1815 г., подводившего итоги наполеоновским войнам, и Аахенского конгресса Священного союза от 21 ноября 1818 г. Эти два постановления лежали в основе международной протокольной практики до 1961 года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет. 18 апреля 1961 г. в Вене в результате многолетней работы по кодификации посольского права различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций была подписана с участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы дипломатической практики, в том числе и протокола.
В то же время протокол достаточно гибок, и в рамках общепринятых норм допустимы вариации с учетом состояния отношений между странами, социально-экономического строя и идеологии, национальных и религиозных особенностей и исторических традиций. Возможны большая или меньшая официальность, торжественность, повышение или снижение уровня представительства, количества участников официальных церемоний и т. п. В Индии, например, существует красивый обычай надевать на прибывающего встрану почетного гостя венок из цветов. Во многих, прежде всего славянских странах преподносятся традиционные «хлеб-соль». На острове Бали (Индонезия) применяется колоритный религиозный ритуал, в ходе которого отгоняются «злые духи» от прибывших гостей. Необходимо, однако, всегда проявлять осторожность, исходя из того, что каждое отступление от общепринятых правил будет обязательно замечено и соответствующим образом оценено.
Развитие средств транспорта и связи, прогресс в электронике, повсеместная компьютеризация и другие достижения научно-технического прогресса ускоряют темп дипломатической жизни, неизбежно сказываются на общей тенденции к рационализации и демократизации протокола, изменению некоторых церемониальных элементов, отказу от помпезности (во многих странах, например, отменен орудийный салют при встречах и проводах глав государств, упрощена процедура вручения верительных грамот и т. д.). Изменения могут вызываться необходимостью экономии времени государственного руководства, бережным отношением к расходованию денежных средств. Однако неизбежные с течением времени перемены в протоколе не должны затрагивать его основополагающих норм, связанных прежде всего с принципами суверенитета государств, их равноправия в процессе международного общения, невмешательства во внутренние дела друг друга.
§ 7. Общее и особенное в протоколе дипломатического и делового общения
Российскому дипломату, равно как и другим работникам в области международных отношений хорошее знание правил дипломатического протокола необходимо, во-первых, для того, чтобы корректно, на должном профессиональном уровне применять их в своей работе, и, во-вторых, для того, чтобы уметь правильно оценить их применение зарубежными партнерами, вовремя распознать и соответствующим образом отреагировать на умышленное или непреднамеренное желание нанести протокольной формой ущерб престижу РФ, его руководителям или иным официальным представителям.
Вместе с тем многие нормы дипломатического протокола, такие, например, как порядок нанесения визитов, ведения беседы, организации приемов, принципы рассадки за столом на официальных завтраках иобедах, ведения переписки, применения визитных карточек и других форм международного общения, полезны не только для дипломатических работников, но и для всех других лиц, участвующих в международной деятельности или готовящихся к ней. Протокол общения между деловыми людьми (термин «протокол» применяется вэтом случае условно как эквивалент правил поведения) в своей основе повторяет многие элементы дипломатического протокола в части регламентации самого общения, придания ему максимально рационального, вежливого иуважительного характера. И в этом смысле не будет ошибкой, если нормы дипломатического протокола в части организации встреч, бесед, приемов, оформления деловой переписки и т. п. будут как бы калькироваться в контактах с бизнесменами и другими официальными гостями из-за рубежа.
Необходимо, однако, иметь в виду, что, во-первых, только общение на государственном уровне и, соответственно, дипломатический протокол допускают использование в установленном законом порядке Государственного флага (см. Хрестоматию, с. 239) и других элементов государственной символики. Во-вторых, если отклонение от норм делового протокола может повлечь за собой недопонимание или даже обиду со стороны партнера, то ошибки, пусть и невольные, в дипломатическом протоколе могут быть расценены как умышленное оскорбление, чреваты подчас серьезнейшими осложнениями в межгосударственных отношениях. Практике известно немало случаев, когда из-за нигилизма в отношении протокольных норм («обойдемся, мол, и без формальностей») создавались конфликтные, подчас трудноразрешимые ситуации. Протокол, как отмечалось, служит средством реализации и конкретизации основополагающих принципов международного права, стоит на страже государственного престижа, а значит, и национальных интересов и в этом смысле, несомненно, является политическим инструментом дипломатии. Вместе с теми к дипломатическому, и к деловому общению, думается, вполне применима восточная поговорка «Церемониал — это фимиам дружбы».
§ 8. Правовые основы международных деловых связей
Россия болезненно переживает процесс перехода от централизованной государственно-управляемой экономики к рыночному хозяйству. Тем не менее немалая часть населения пытается активно включиться в частнопредпринимательскую деятельность, пробуя свои силы и на ниве внешней торговли. Несколько, на наш взгляд, поспешная либерализация этой сферы, проведенная к тому же без должного контроля, а также отсутствие надежной нормативной базы привели ко многим негативным проявлениям, захвату целых секторов этого важнейшего направления экономики мафиозными структурами. Однако все отвратительные проявления капитализма периода первоначального накопления не должны и не могут служить препятствием для постепенного освоения отечественными внешнеторговыми бизнесменами азбуки цивилизованного общения, учета международно-правовых реалий и внутреннего законодательства стран-партнеров.
Еще основоположник науки международного права Гуго Гроций (XVII в.) отмечал, что «никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом». Именно этот принцип jus commercii (право свободы торговли) нашел широкое применение в договорной практике. А уже в новейшую эпоху в Устав ООН было включено принципиальное положение о том, что одной из целей Организации является осуществление сотрудничества в решении международных проблем экономического характера. В наши дни международное экономическое право прочно утвердилось как самостоятельная отрасль международного публичного права, а торгово-экономическое направление становится одним из ключевых для дипломатов. Физические лица не являются прямыми субъектами международного экономического права. Вместе с тем государства, развивая внешнеэкономическую гражданско-правовую, коммерческую деятельность, могут участвовать в так называемых «диагональных» отношениях и с иностранными юридическими и физическими лицами.
Правовой статус иностранных граждан регулируется внутригосударственным законодательством и международными договорами соответствующих государств. По традиции принято считать, что существуют три вида режима иностранцев:
— национальный, означающий уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами;
— режим наибольшего благоприятствования, предоставляющий иностранцам в какой-либо области такие обязанности, какие пре дусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в право вом отношении положении;
— специальный режим, означающий предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.
Государства как носители суверенитета впринципе самостоятельно регулируют вопросы въезда и выезда иностранцев, их пребывания на соответствующей территории. Вместе с тем они обеспечивают дипломатическую защиту своим гражданам за рубежом. Надо, однако, иметь в виду, что такая защита вовсе не означает безграничного права требовать освобождения от наказания гражданина, если он виновен. При нарушении иностранцем законодательства страны пребывания дипломатическая защита практически сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушения, подбору при необходимости адвокатов и другим подобным действиям.
Каждое государство устанавливает иностранным гражданам, находящимся на его территории, определенный объем прав и обязанностей. Оно же предоставляет им защиту личности и имущества от любых посягательств. Иностранцы, в свою очередь, обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы страны пребывания.