Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация социальных рисков

Социальный риск: понятие, значение виды

ПСО зачет

Понятие социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения.

Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) гос. социальное обеспечение,

2) негосударственное социальное обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) гос. Соц. страхование, это система, созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством

2) гос-ное соц. обеспечение, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети

3) гос-ная соц. помощь. материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.

Закон-во закрепляет лишь 6 видов соц. обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) соц. и мед. услуги; 6) предметы первой необходимости

Социальный риск: понятие, значение виды.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

· экономического характера (безработица);

· физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

· производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

· демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Discovered

О финансах и не только…

Социальный риск

Что такое социальный риск?

Термин «социальный риск» включает в себя два ключевых аспекта. Основу конечно же составляет «риск», т.е. наступление некое-го события с негативными последствиями, носящего вероятностный характер (событие может наступить, а может и не наступить), а также «социальный», т.е. относящийся к человеку. Социальный риск охватывает практически все аспекты жизнедеятельности человека, при этом может оказывать негативное влияние не только на конкретного индивида, но и на целую группу людей или общество в целом.

Существует довольно много различных трактовок понятия «социальный риск». Так, социальный риск может быть определен как любая ситуация, или деятельность, угрожающая психическому, социальному, биологическому существованию и дальнейшему развитию личности.

Социальные риски – это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствии спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей – утратой источника дохода в случае потери кормильца.

Социальное риски – это, прежде всего риски ухудшения социального положения. Происхождение таких рисков имеют различную природу, но их особенностью является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях принятия решений, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.

Социальный риск выражается в вероятности опасных событий (аварий, стихийных бедствий), связанных с гибелью людей или ущербом их здоровью, и описывается распределением этих событий по числу жертв (пострадавших). Социальный риск характеризует тяжесть последствий от случайной реализации определенных негативных событий, например, аварий на объектах техносферы.

Признаки социальных рисков

Социальным рискам присущи следующие признаки:

  1. Всеобщность (социальные риски принимает на себя каждый индивид и общество в целом).
  2. Неизбежность (социальные риски инициируют проблемы, которые нельзя исключить полностью, решить до конца, а можно лишь минимизировать их, управлять ими с той или иной степенью результативностью).
  3. Социальная ответственность всех социальных и профессиональных групп общества (управление социальными рисками приносит успех только при эффективном, партнерском, заинтересованном взаимодействии всех участников процесса).
  4. Потенциальная кризисогенность (социальные риски являются потенциальными источниками, катализаторами прочих кризисов — экономических, политических, демографических).

Виды социальных рисков

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека выделяют следующие виды социальных рисков:

  1. Экономические (безработица).
  2. Физиологические (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть).
  3. Производственные (трудовое увечье, профессиональное заболевание).
  4. Демографические и социальные (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Группы социальных рисков

Выделяют две группы факторов социального риска:

  1. Предвидимые – те, которые можно предугадать, предсказать, проанализировать еще до их наступления. Как правило, этот вид рисков всегда присутствует в обществе и при правильном анализе, их наступление можно спрогнозировать (грядущее сокращение и увольнение сотрудников, увеличение уровня безработицы, проблемные семьи, которые являют собою группы социального риска и нуждаются в поддержке социального работника).
  2. Непредвидимые – те, которые обозначить на априорной стадии анализа риска не представляется возможным, некоторые могут возникнуть впервые; эта группа рисков наиболее сложна для управления (несчастный случай, природный катаклизм). Этот вид рисков является самым трудным для науки, поскольку как-либо просчитать или предугадать его наступление практически невозможно.
Читать еще:  Процесс управления рисками

Оценка социальных рисков

Исходя из вероятностных и результирующих характеристик социального риска, его можно измерять, оценивать и анализировать, используя следующие показатели:

  • частоту наступления рисковой ситуации в течение года, трудовой и всей жизни человека, используя для этого статистику заболеваний по их видам, несчастным случаям, инвалидности, старости, безработицы;
  • тяжесть финансовых последствий наступивших рисков для наемных работников, связанных с утратой заработной платы, затратами на лечение и реабилитацию, включая профессиональную переподготовку;
  • среднюю продолжительность рисковой ситуации – период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности;
  • объем финансовых затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных исходя из уровня социальных гарантий, установленных законодательно.

С этой целью применяются различные научные методы (теории вероятности, демографической статистики и долгосрочных экономических и социальных прогнозов), которые объединяются методологией актуарных расчетов. Данные методы оценки вероятности и размеров финансов для компенсации последствий отдельных видов социальных рисков опираются на инструментарий учета «совокупной опасности» и ее финансовой «раскладки» между страхователями.

Для оценки финансовых последствий социальных рисков требуется следующее:

  1. В системе страхования временной утраты трудоспособности важно знать, сколько работников из 100 чел. может заболеть в течение года и какова будет продолжительность их нетрудоспособности, а также сколько потребуется денежных средств, необходимых для оплаты дней нетрудоспособности (оплаты по больничным листам).
  2. В системе страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для оценки профессиональных рисков важной информацией является:
    • частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний на стандартизированные группы застрахованных работников (1000 и 100000 чел. соответственно);
    • число дней нетрудоспособности работников, приходящихся на один несчастный случай;
    • степень утраты трудоспособности и продолжительность стойкой утраты трудоспособности по видам последствий производственных травм и профессиональных заболеваний;
    • средний возраст лиц, утративших трудоспособность и ставших инвалидами;
  3. В системе пенсионного страхования важной информацией для оценки последствий рисков старости и инвалидности является набор статистических показателей:
    • удельный вес мужчин и женщин, доживших до пенсионного возраста;
    • средней период предстоящей жизни на пенсии мужчин и женщин;
    • средний возраст инвалидов но группам инвалидности;
    • средний возраст иждивенцев, их удельный вес в структуре получателей пенсий.

Социальные риски можно оценивать, минимизировать и компенсировать. Другими словами, ими можно управлять, осуществляя упреждающие профилактические меры по их снижению.

Страхование социальных рисков

Наступление для работников и членов их семей социальных рисков сопровождается двумя видами неблагоприятных последствий – утратой заработной платы в связи с нетрудоспособностью или безработицей и дополнительными расходами, связанными с лечением, которые являются объектом страховой защиты различных видов социального страхования.

Риск, который выступает объектом социального страхования, по своему характеру является социально-экономическим. Это связано прежде всего с тем, что он охватывает только экономически активное население. Этот риск связан с утратой заработка или иного трудового дохода вследствие невозможности участия в экономическом процессе по уважительным причинам: болезнь, инвалидность, старость, трудовое увечье или профессиональное заболевание, безработица, рождение и воспитание детей.

Страхование социальных рисков или социальное страхование является основной частью системы социальной защиты населения, другой частью социальной защиты является социальное обеспечение. Базовым отличием двух направлений социальной защиты являются различные механизмы финансирования: в социальном обеспечении финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, в социальном страховании – за счет применения страхового механизма или создания и распределения средств страхового фонда для участников его создания.

Социальная защита населения, в концептуальной форме, включает в себя предоставление минимальных гарантий любому человеку, который оказывается в сложной ситуации, вне зависимости от его вклада в систему социальных гарантий (стаж, взносы). Социальная защита, исходя из сказанного, может представляться как система мер социально-экономического, организационного, правового характера, гарантируемая государством и реализуемая им для обеспечения достойного уровня жизни человека

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Все виды социальных страховых рисков можно разделить на три группы:

  1. Необходимость получения медицинской помощи.
  2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
  3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Поскольку социальные риски носят объективный и массовый (а потому и социальный) характер, формы защиты от них также должны иметь механизмы с массово-общественными характеристиками: обязательные (по закону) – для охвата всех работающих, бремя финансовой нагрузки призваны солидарно нести основные социальные субъекты – работодатели и работники (публичный характер взаимного страхования).

Характеристика страховых случаев, условия предоставления социальных услуг, их виды и размеры материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию определяются законом.

Понятие и классификация социальных рисков

Социальное страхование является неотъемлемой составной частью систем социальной защиты населения, созданных во многих странах мира для оказания необходимой материальной поддержки своих граждан при наступлении в их жизни неблагоприятных социально-экономических событий. Основной причиной появления разнообразных мер социальной помощи, постепенно объединенных в единую государственно регулируемую систему, является рисковая природа существования как каждого отдельного человека, так и человеческого общества в совокупности.

Социальный риск— это вероятность наступления случайных или не зависимых от воли человека событий, нарушающих его физиологическую и социально-экономическую жизнедеятельность.

Следуя основным тенденциям социально-экономического развития общества, все многообразие возможных рисков сконцентрировалось в едином доминирующем социальном риске — потере трудового дохода. В современных условиях подавляющему большинству населения, чтобы обеспечить себя средствами к жизни, требуются два условия: способность к труду и возможность трудоустройства. С появлением идей социально ориентированной экономики обществом были признаны и такие риски, которые независимо от трудоспособности ведут к снижению личных доходов ниже уровня социальных стандартов, существующих в данном обществе. В первом случае социальные риски вызваны причинами, по которым человек объективно не может самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Во втором случае социальные риски носят субъективный характер и определяются обществом (государством). Классификация социальных рисков в зависимости от причины их появления представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1.Классификация видов социального риска

Управление риском — способ целенаправленного воздействия на риск, заключающийся в определении, оценке и контроле за его действием.

Для целей управления теми или иными социальными рисками выделяют и другие критерии классификации:

Читать еще:  Планирование управления рисками

— по масштабу действия: универсальные и специальные риски (выбор метода и формы покрытия риска);

— по периоду действия: краткосрочные и долгосрочные (выбор финансовых инструментов покрытия риска);

— в зависимости от объекта воздействия: по отдельным группам населения (выбор вида и размера покрытия);

— по источнику возникновения: природные (физиологические), техногенные, экономические и общегражданские (возможности предупреждения риска);

— в зависимости от вероятности наступления и циклического характера человеческой жизни: плановые, прогнозируемые и непредвиденные (выбор методов актуарной оценки).

Чем выше уровень развития общества, тем больше внимания оно уделяет управлению социальным риском

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 990 . Нарушение авторских прав

Группы социальных рисков

Социальный риск – довольно сложное для понимания обычных людей понятие.

Однако оно часто используется в страховых компаниях при расчете стоимости полисов, а также учете разных сумм.

Так что же такое соц риски и на основании каких данных они могут определятся?

Социальный риск – понятие свойственное для каждой социальной группы.

Риски могут иметь разное выражение, но всегда в случае их присутствия есть объект и субъект риска.

Если правильно определить и установить связь между участниками риска, можно управлять ситуацией и согласовывать действия на взаимовыгодных основаниях.

Социальные риски характеризуются, как:

  • большинство участников социальной группы находится под угрозой, но в борьбе с рисками заинтересованы все представители общественности;
  • под угрозой находится благополучие и семейное положение, в результате нарушения которых может возникнуть потеря определенных благ, в том числе моральных и материальных, вызываемых определенными внешними и внутренними воздействиями со стороны разных субъектов.

Признаки социальных рисков

Соц защита служит для того, чтобы представители общественности, в том числе каждый гражданин страны, мог избежать рисков, которые приведут к потере минимальных условий для нормальной жизни в условиях современных человеческих потребностей.

Впрочем, говоря о практике, то в жизни это выглядит несколько иначе: человек не лишается рисков, а в случае появления в его жизни условий, которые были вызваны этими социальными рисками, и усложнения ситуации, он может рассчитывать на поддержку со стороны правительства. Именно эта поддержка и выражается в соцзащите населения.

Впрочем, среди признаков социальных рисков можно выделить:

  • всеобщность (определенной ситуации, способствующей ухудшению состояния или условий, подвержены все члены общества);
  • неизбежность (есть такие проблемы, которые полностью избежать нельзя. Причины могут быть разными, но основная задача – сделать последствия минимальными);
  • ответственность (главное проявление социальной ответственности – взаимодействие. Без качественного «сотрудничества» в борьбе с рисками и их последствиями, а также слаженности действий, минимизировать и избежать их не удается);
  • кризисогенность (существует определенная вероятность, что при бездействии по отношению к развитию социальных рисков и увеличению их в масштабах, появятся благоприятные условия для формирования политической, кризисной, социальной и других видов нестабильности, и т. д.).

Группы социальных рисков

Специалисты разделяют такие группы социальных рисков:

  • предвидимые риски. Эта группа достаточно предсказуема. Она содержит в себе всевозможные риски, которые присутствуют в обществе. Их можно увидеть, предугадать и обозначить на будущее путем изучения, проведения анализа текущей ситуации, исторических факторов, а также других показателей, которые могут быть задействованы в сфере социальности. Опыт берется как из истории отечественного общества, так и со стороны зарубежных государств;
  • непредвидимые риски. Сложные группы социальных рисков для управления, не поддаются сравнению. На основании исторического и других видов анализа определить время и вероятность их активного развития и появления, как такового, попросту невозможно.

Социальное страхование в ряде случаев не является гарантом от появления рисков, а также устранения их последствий.

Так, одним из самых проблемных направлений в группах социальных рисков России является жилищное.

Говоря простыми словами, на практике купить или снять жилье не возможно для большинства людей.

При этом ипотеки дорогостоящие, социальных программ существует не много, а фонды страхования и обеспечения людей обычно наполнены в недостаточном объеме.

Это является предпосылками для появления высоких рисков в социальной сфере, влекущие появление других рисков.

Виды социальных рисков

На практике риски могут иметь несколько видов, которые охватывают формы обязательного соцстрахования, а также добровольное направление предоставления страховых услуг.

Среди видов социальных рисков можно выделить:

  • медицинскую помощь. Ее получение считается обязательным, причем это неоспоримо;
  • страхование случаев, когда гражданин по независящим причинам от себя теряет возможность заработка;
  • расходы на восполнение последствий после наступления страхового случая (касается и страхователя, и его родственников);
  • временная утрата трудоспособности (например, болезнь. Первые три дня руководителем оплачивается больничный лист, а дальше выплаты производит страховая компания);
  • получение трудовых увечий;
  • заболевание, вызванное влиянием условий, связанных с профессией;
  • инвалидность;
  • рождение ребенка;
  • потеря кормильца;
  • выход на пенсию (достижение возраста, считающегося старостью);
  • безработность;
  • смерть гражданина, который был застрахован, а также отсутствие трудоспособности членов семьи, в результате которой необходим уход за ними.

Представленные выше виды социальных рисков защищаются государством, а также уполномоченными лицами – страховыми компаниями.

Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды создаются соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог (взнос), бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

Страхователями при обязательном медицинском страхования выступают: для неработающего населения — органы государственного страхования России, автономной области, автономных округов, краев, местная администрация; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. В качестве страховщиков выступают страховые медицинские организации, имеющие лицензии на право заниматься медицинским страхованием.

По обязательному страхованию работодатели отчисляют из получаемых доходов взносы, за счет которых формируется управляемый государством страховой фонд. Некоторая часть этого фонда создана за счет удерживаемых из зарплаты взносов самих трудящихся. Из средств указанного фонда производится возмещение минимально необходимого уровня затрат на лечение застрахованных в случаях их нетрудоспобности в связи с потерей здоровья от болезни или по иной причине. По добровольному медицинскому страхованию, оплачиваемому за счет средств самих трудящихся, обеспечивается более высокий уровень медицинской помощи, Условиями обязательного и добровольного медицинского страхования оговаривается перечень соответствующих медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

Программы обязательного медицинского страхования определяют минимально необходимый перечень медицинских услуг, который гарантирует каждому гражданину, имеющему соответствующий страховой полис:

а) обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая скорую медицинскую помощь;

б) диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая не
отложную и доврачебную помощь);

в) осуществление мероприятий по профилактике заболеваний;

г) стационарную помощь.

Услуги, которые не предусматриваются программами обязательного страхования, входят в программы добровольного медицинского страхования (например, улучшенное питание больного, новое медицинское оборудование, отдельная палата и т.п., соблюдение улучшенного качества лечения и ответственности медицинского персонала за выполнение своих профессиональных обязанностей). Программой не предусматривается также проведение профилактических и других мероприятий, финансируемых в настоящее время из фондов здравоохранения.

Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования, медицинские услуги в рамках гарантированного объема предоставляются на всей территории Российской Федерации и не зависят от размера фактически выплаченного страхового взноса. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, объем предоставляемых медицинских услуг которых не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Качество, объемы и сроки предоставления медицинской помощи контролируются страховой медицинской организацией и соответствующим органом управления здравоохранением.

Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными программами обязательного медицинского страхования. Необходимые медикаменты и изделия медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи оплачиваются за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях за счет личных средств граждан.

Льготы при оказании медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим законодательством.

Для обеспечения равных условий оказания населению медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию используются фонды здравоохранения.

На основе базовой программы создаются Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, основные задачи которых состоят в обеспечении реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [5]; обеспечении предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; обеспечении всеобщности обязательного медицинского страхования граждан; обеспечении финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Основными функциями Территориального фонда являются:

9) контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;

14) осуществление мероприятий по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Рисунок 3 – Схема финансовых взаимоотношений в системе обязательного медицинского страхования

В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).

В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.

Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 82 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.

Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 72 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано 21,1 млн. человек, или 15,2% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» – 15,7млн. человек (11,2%), «ОАО СК СОГАЗ – Мед» – 11,4 млн. человек (8,2%).

В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %. Из них на ведение дела поступило 7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.

При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила 1,7%.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего — 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента — 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector