Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика оценки аудиторского риска

Аудиторский риск и его составляющие. Порядок определения аудиторского риска

Понятие аудиторского риска и его составляющих

Аудиторский риск представляет собой риск того, что аудитор может сформулировать неверное мнение в тех условиях аудиторской проверки, когда в бухгалтерской отчетности имеются существенные искажения.

Анализируя общий аудиторский риск, аудитор обязан учесть каждый из его элементов (рис.1).

Рисунок 1. Составляющие элементы аудиторского риска

Ввиду того, внутрихозяйственный риск – это множество всех рисков, связанных с функционированием предприятия, ни один аудитор непосредственно не может влиять на его величину. В частности, это недочеты, которые возникают в процессе функционирования предприятия под влиянием различных факторов – инфляции, безработицы, конкуренции и т.д. В силу таких обстоятельств основная задача аудитора – непосредственно оценить внутрихозяйственный риск для того, чтобы сосредоточить во время проверки свое внимание на тех участках объекта аудита, для которых свойственны определенные недостатки и неуместность.

Готовые работы на аналогичную тему

Величина оценки аудиторского риска может быть выражена:

  • в процентах;
  • в коэффициентах;
  • в числовом выражении;
  • выражена словами «низкий», «средний», «высокий».

Последний вариант оценки аудиторского риска довольно часто используется на практике.

Методика определения аудиторского риска

Важнейшим заданием аудитора перед началом аудиторской проверки является определения величины аудиторского риска. На сегодняшний день, не существует единого подхода к определению аудиторского риска. Также не существует и научных подходов к такому определению. Как показывает зарубежный опыт, общепринятая величина общего аудиторского риска колеблется в пределах $1-5% (0,01-0,05).$

При выборе методики определения допустимого уровня аудиторского риска, нужно принимать во внимание множество факторов:

  • условия аудиторской проверки;
  • срок аудиторской проверки;
  • виды деятельности аудируемой организации,
  • компетентность и профессиональная квалификация аудитора,
  • опыт аудиторских проверок
  • и т.д.

Существует два основных метода оценки аудиторского риска, применяемых большинством аудиторов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • оценочный (экспертный, интуитивный)
  • количественный.

Оценочный метод предполагает, что в процессе выполнения каждой отдельной процедуры аудиторской проверки – каждая такая процедура оценивается по шкале «низкий-высокий». После чего, исходя из комбинаций составляющих оценок – формируется общая оценка аудиторского риска.

Количественный метод предполагает оценку, отдельно каждой составляющей аудиторского риска и общий уровень аудиторского риска в диапазоне от $0$ до $1$ или от $0$ до $100%$ по следующей формуле:

где ОР – общий риск аудита;

ВР – внутрихозяйственный риск;

РК – риск контроля;

РН – риск необнаружения.

Приведенная модель является простой, тем не менее – она раскрывает суть аудиторского риска.

На практике, аудитор изначально рассчитывает общий риск аудита (ОР), затем определяет величину внутрихозяйственного риска и риска контроля. И уже на основании полученных данных формируется приемлемая величина риска необнаружения и составляется план аудита.

Могут быть такие ситуации, когда и внутрихозяйственный риск и риск контроля равны нулю. В таком случае, аудитор проводит аудиторскую проверку не опираясь на то, что все элементы аудиторского риска равны нулю.

Определение приемлемого аудиторского риска

Приемлемый аудиторский риск определяется аудитором индивидуально, исходя из его субъективно установленного уровня риска, который он готов на себя взять. Как правило, чем меньше показатель приемлемого аудиторского риска, тем больше у аудитора уверенности в отсутствии ошибок в бухгалтерской отчетности.

Читать еще:  Проектные риски это

Размер свойственного (приемлемого) аудиторской риска (ПАР) может быть выражен следующим соотношением:

Если значение «ноль», значит аудитор полностью уверен в отсутствии наличия ошибок в бухгалтерских отчетах.

Тем не менее, аудитор не может быть уверен в полном отсутствии существенных ошибок. На практике, среди аудиторов принято считать, что величина приемлемого аудиторского риска не должна быть выше, чем $5%$.

Аудитор должен провести обследование клиента и оценить значение каждого из факторов, влияющих на степень риска.

На основе обследования и оценки факторов, аудитор сможет субъективно установить уровень риска, утверждая, что бухгалтерская отчетность и после окончания аудита может содержать существенные ошибки.

В течение аудиторской проверки, аудитор может получить дополнительную информацию об аудируемой организации и может изменять свою оценку приемлемого уровня аудиторского риска.

В тех случаях, когда аудитор считает, что вероятность банкротства у клиента высокая, приемлемый аудиторский риск – это субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор.

Факторы, которые влияют на величину приемлемого аудиторского риска:

  • уровень компетентности аудитора;
  • степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности предприятия;
  • масштаб деятельности аудируемого предприятия;
  • политика организации хозяйствования;
  • кадровая политика;
  • маркетинговая стратегия и сбыт продукции;
  • вероятность банкротства у аудируемого предприятия
  • и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Аудиторский риск и его составляющие. Порядок определения аудиторского риска

Понятие аудиторского риска и его составляющих

Аудиторский риск представляет собой риск того, что аудитор может сформулировать неверное мнение в тех условиях аудиторской проверки, когда в бухгалтерской отчетности имеются существенные искажения.

Анализируя общий аудиторский риск, аудитор обязан учесть каждый из его элементов (рис.1).

Рисунок 1. Составляющие элементы аудиторского риска

Ввиду того, внутрихозяйственный риск – это множество всех рисков, связанных с функционированием предприятия, ни один аудитор непосредственно не может влиять на его величину. В частности, это недочеты, которые возникают в процессе функционирования предприятия под влиянием различных факторов – инфляции, безработицы, конкуренции и т.д. В силу таких обстоятельств основная задача аудитора – непосредственно оценить внутрихозяйственный риск для того, чтобы сосредоточить во время проверки свое внимание на тех участках объекта аудита, для которых свойственны определенные недостатки и неуместность.

Готовые работы на аналогичную тему

Величина оценки аудиторского риска может быть выражена:

  • в процентах;
  • в коэффициентах;
  • в числовом выражении;
  • выражена словами «низкий», «средний», «высокий».

Последний вариант оценки аудиторского риска довольно часто используется на практике.

Методика определения аудиторского риска

Важнейшим заданием аудитора перед началом аудиторской проверки является определения величины аудиторского риска. На сегодняшний день, не существует единого подхода к определению аудиторского риска. Также не существует и научных подходов к такому определению. Как показывает зарубежный опыт, общепринятая величина общего аудиторского риска колеблется в пределах $1-5% (0,01-0,05).$

При выборе методики определения допустимого уровня аудиторского риска, нужно принимать во внимание множество факторов:

  • условия аудиторской проверки;
  • срок аудиторской проверки;
  • виды деятельности аудируемой организации,
  • компетентность и профессиональная квалификация аудитора,
  • опыт аудиторских проверок
  • и т.д.
Читать еще:  Элементы процесса управления риском

Существует два основных метода оценки аудиторского риска, применяемых большинством аудиторов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • оценочный (экспертный, интуитивный)
  • количественный.

Оценочный метод предполагает, что в процессе выполнения каждой отдельной процедуры аудиторской проверки – каждая такая процедура оценивается по шкале «низкий-высокий». После чего, исходя из комбинаций составляющих оценок – формируется общая оценка аудиторского риска.

Количественный метод предполагает оценку, отдельно каждой составляющей аудиторского риска и общий уровень аудиторского риска в диапазоне от $0$ до $1$ или от $0$ до $100%$ по следующей формуле:

где ОР – общий риск аудита;

ВР – внутрихозяйственный риск;

РК – риск контроля;

РН – риск необнаружения.

Приведенная модель является простой, тем не менее – она раскрывает суть аудиторского риска.

На практике, аудитор изначально рассчитывает общий риск аудита (ОР), затем определяет величину внутрихозяйственного риска и риска контроля. И уже на основании полученных данных формируется приемлемая величина риска необнаружения и составляется план аудита.

Могут быть такие ситуации, когда и внутрихозяйственный риск и риск контроля равны нулю. В таком случае, аудитор проводит аудиторскую проверку не опираясь на то, что все элементы аудиторского риска равны нулю.

Определение приемлемого аудиторского риска

Приемлемый аудиторский риск определяется аудитором индивидуально, исходя из его субъективно установленного уровня риска, который он готов на себя взять. Как правило, чем меньше показатель приемлемого аудиторского риска, тем больше у аудитора уверенности в отсутствии ошибок в бухгалтерской отчетности.

Размер свойственного (приемлемого) аудиторской риска (ПАР) может быть выражен следующим соотношением:

Если значение «ноль», значит аудитор полностью уверен в отсутствии наличия ошибок в бухгалтерских отчетах.

Тем не менее, аудитор не может быть уверен в полном отсутствии существенных ошибок. На практике, среди аудиторов принято считать, что величина приемлемого аудиторского риска не должна быть выше, чем $5%$.

Аудитор должен провести обследование клиента и оценить значение каждого из факторов, влияющих на степень риска.

На основе обследования и оценки факторов, аудитор сможет субъективно установить уровень риска, утверждая, что бухгалтерская отчетность и после окончания аудита может содержать существенные ошибки.

В течение аудиторской проверки, аудитор может получить дополнительную информацию об аудируемой организации и может изменять свою оценку приемлемого уровня аудиторского риска.

В тех случаях, когда аудитор считает, что вероятность банкротства у клиента высокая, приемлемый аудиторский риск – это субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор.

Факторы, которые влияют на величину приемлемого аудиторского риска:

  • уровень компетентности аудитора;
  • степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности предприятия;
  • масштаб деятельности аудируемого предприятия;
  • политика организации хозяйствования;
  • кадровая политика;
  • маркетинговая стратегия и сбыт продукции;
  • вероятность банкротства у аудируемого предприятия
  • и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Оценка аудиторского риска

Оценка аудиторского риска

Похожие публикации

Любая предпринимательская деятельность несет в себе определенные риски. Не является исключением и аудит. Аудиторский риск — это опасность того, что аудитор в своем заключении сделает ошибочные выводы. Рассмотрим виды аудиторского риска и способы его оценки.

Читать еще:  Страховые риски это

Виды аудиторского риска

Аудиторский риск состоит из компонентов, к которым относятся:

  1. Внутрихозяйственный (неотъемлемый) риск. Это вероятность появления искажений в бухгалтерском учете или отчетности, обусловленная особенностями проверяемого субъекта в целом. Данный риск зависит от особенностей отрасли и конкретного предприятия, квалификации персонала, а также возможности внешнего давления на руководство и исполнителей.
  2. Риск средств контроля (контрольный риск) – вероятность того, что существующая на предприятии система учета и внутреннего контроля недостаточно надежна и не гарантирует правильность отражения всех операций на счетах.
  3. Риск необнаружения, в отличие от двух предыдущих видов, связан не с проверяемым субъектом, а с методами работы самого аудитора. Он представляет собой вероятность того, что применяемые аудитором контрольные процедуры не позволят обнаружить искажения в учете или отчетности

Методы оценки аудиторского риска и пути его снижения

Аудиторский риск оценивается с помощью двух основных методов:

Оценочный или интуитивный метод. В этом случае риск оценивается аудитором экспертным путем, на основании его профессионального опыта и имеющихся сведений о проверяемом субъекте. По итогам экспертной оценки дается заключение об уровне риска. Для этого, как правило, используется шкала оценок, состоящая из трех уровней – высокий, средний и низкий.

Количественный метод. В данном случае аудиторский риск рассчитывается по формуле, учитывающей влияние всех его компонентов. При стандартном варианте расчета умножаются друг на друга все показатели, составляющие аудиторский риск. Формула в этом случае будет выглядеть следующим образом:

  • АР = Рв. х Рк. х Рн.,
  • где Рв., Рк. и Рн. – соответственно внутрихозяйственный, контрольный риски и риск необнаружения.

Так как от самого аудитора зависит только риск необнаружения, то часто используется другая модель, когда акцент переносится на расчет именно этого вида риска:

Нормативные значения аудиторского риска законодательно в РФ не установлены. Большинство специалистов в этой области считают, что 5% и менее – это в этом случае примет следующий вид:

Таким образом, при планировании проверки в первую очередь аудитор должен оценить те риски, на которые он не может повлиять, т.е. внутрихозяйственный и контрольный. Затем, исходя из целевой (приемлемой) величины общего аудиторского риска, определить допустимый уровень риска необнаружения.

Если окажется, что уровень данного риска слишком велик, необходимо принять меры к его снижению. Для этого аудиторы используют следующие методы:

  • повышение интенсивности проводимых аудиторских процедур, как путем увеличения количества, так и путем модификации;
  • увеличение продолжительности проверки;
  • рост объема аудиторских выборок.

Вывод

Понятие аудиторского риска заключается в опасности того, что аудитор даст ошибочное заключение, не заметив существенных искажений в учете или отчетности. Для того, чтобы определить, как рассчитать аудиторский риск, нужно оценить все его компоненты, связанные как с особенностями проверяемого субъекта, так и с применяемой методикой проверки. Если исчисленный аудиторский риск превышает приемлемое значение, то для его снижения используется интенсификация проводимых контрольных процедур.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector