Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ и сопоставление приведенных данных

Сравнение, сравнительный анализ

Это один из наиболее распространенных и универсальных методов иссле­дования. Известный афоризм «все познается в сравнении» — лучшее тому доказательство.

В исследовании сравнениемназывается установление сходства и разли­чия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанав­ливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявле­ние общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона.

Суть метода сравнительного анализа относительно проста: сопоставление отдель­ных свойств явлений и процессов в системах управления с целью обнаружения их сходства и различий.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлет­ворять двум основным требованиям.

1. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заве­домо несравнимые вещи, — это ничего не дает. В лучшем случае здесь можно прийти только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям.

2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуж­дению.

Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти к методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются дей­ствительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях.

Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредованно — через сравнение их с каким-либо третьим объектом. В первом случае обычно получают качественные резуль­таты (больше — меньше; светлее — темнее; выше — ниже и т.д.). Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приоб­ретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотноси­тельно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них.

На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, напри­мер,

— об их однородности,

— более или менее аналогичном содержании,

общей направленности их развития и т.д.

В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других.

Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений и процессов указывают на их специфику и, возможно, уникальность некоторых из них.

Из сказанного следует, что метод сравнительного анализа в зна­чительной степени основан на таком общенаучном методе, как ана­логия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др.

Этим методам соответствует и система категорий, т.е. наибо­лее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслитель­ные процедуры сравнительного анализа:

-«сравнение», «сходство», «различие»,

-«объект сравнения», «субъект, осуществляющий срав­нительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установ­ками и ценностными ориентациями),

-«угол видения» сравнивае­мых явлений»,

-«сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования),

-«од­нородность» и «неоднородность» исследуемых явлений и процессов,

-«метод сравнения» и др.

Основное значение сравнительного анализа — получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений и про­цессов, но и о их прямых и косвенных взаимосвязях и, возмож­но, об общих тенденциях их функционирования и развития.

Как справедливо указывают французские исследователи М. Доган и Д. Иеласси, «хотя вначале сравнение может быть вызвано поис­ком информации, оно одновременно является ключом к позна­нию. Именно это делает его одним из наиболее плодотворных на­правлений мышления» [Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. — М.: РАН, 1994].

Сравнительный анализ способствует критическому пересмот­ру взглядов исследователя на те или иные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то от­дельной системы управления и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других систем.

Тем не менее при срав­нительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных систем управления, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов.

Итак, сравнительный анализ различных явлений и процессов системы управления способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран.

Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта управления разных стран, расширения сотрудничества с ними в различных сферах общественной жизни.

Каков же механизм сравнительного анализа?

Ранее уже упоминались некоторые составляющие механизма сравнительного анализа систем управления:

общенаучные методыпознания (аналогия, анализ, синтез и др.) и

логический аппарат(прежде всего система категорий, используе­мых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).

Рассмотрим теперь такую процедуру сравнительного анализа, как

сегментация: деление целого на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу, при этом выделяются однотипные явления, что позволяет осуществить их сравнительный анализ более подробно и глубоко.

Объектамисравнительного анализа могут стать

— различные подсистемы и их элементы;

— субъекты этих процессов: социальные груп­пы, отдельные личности.

Сегментация как способ сравнительного анализа предполагает изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках целого (например, срав­нительный анализ деятельности различных категорий персонала управления).

Другими важными составляющими (этапами) сравнительного анализа являются

обработ­ка полученных данных,

— их систематизация и научное толкование, которое включает в себя одновременно анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции.

В любом случае надо показать

обоснован­ность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процес­сов их сходств и различий,

-вскрыть их природу,

-непосредственные причины их появления, а также их

В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть

-сформулированы полезные практические выводы.

Сравнительный анализ может играть существенную роль в прогнозированииуправленческихпроцессов.

Наиболее простой способ прогнозирования — прямое сопоставление данных о развитии изу­чаемых процессов в разных странах, на разных предприятиях. Другой способ прогнозирования на основе сравнительного ана­лиза — экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее развитие того или иного процесса.

Утверждается (и не без оснований) что прогноз, построенный на основе сравнительного анализа, обладает хорошей надежнос­тью, особенно в случаях краткосрочных прогнозов, и остается одним из самых многообещающих подходов в исследовании систем управления.

Измерение

Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой. Однако в отличие от сравнения, измерение является более мощным и универсальным познавательным средством.

Измерение —совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непос­редственно измеряемыми величинами.

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

-единицы измерения, т.е. эталонного объекта;

-измерительного прибора (приборов);

При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покры­тий в магазине и т.п.).

При косвенном измерении искомая величина определяется математичес­ким путем на основе знания других величин, полученных прямым измере­нием. Например, зная размер и вес строительного кирпича, можно изме­рить удельное давление (при соответствующих расчетах), которое должен выдержать кирпич при строительстве многоэтажных домов.

Эксперимент

Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздей­ствия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направ­лении.

Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического иссле­дования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, «синтетичности», а в целенаправленном, преднамерен­ном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве эксперимен­татора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

Следует отметить, что утверждение экспериментального метода в на­уке — это длительный процесс, протекавший в острой борьбе передовых ученых Нового времени против античного умозрения и средневековой схо­ластики. (Например, английский философ-материалист Ф. Бэкон одним из первых выступил против эксперимента в науке, хотя ратовал за опыт.)

Преимущества эксперимента по сравнению с наблюдением:

1. В ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода «побочные» факто­ры, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследова­тель получает точное знание именно об интересующем нас явлении.

2. Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действитель­ности в экстремальных условиях: при сверхнизких и сверхвысоких температурах; при высочайших давлениях; при огромных напряженностях электрических и магнитных полей и т.п.

Работа в этих условиях может привести к обнаружению самых неожи­данных и удивительных свойств у обыкновенных вещей и тем самым по­зволяет значительно глубже проникнуть в их сущность. Примером такого рода «странных» явлений, открытых в экстремальных условиях, касаю­щихся области управления, может служить сверхпроводимость.

Читать еще:  Статистика и анализ

3. Важнейшее достоинство эксперимента — его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Сопоставление — данные — анализ

Сопоставление данных анализа гидридного германия и кварца особой чистоты, с которым он непосредственно контактировал в процессе разложения гидрида, позволяет сделать заключение о том, что указанные примеси не могли быть занесены в германий из кварца. [1]

Сопоставление данных структурного и микрорентгено-спектрального анализа позволяет предположить, что изучаемые элементы, в частности, церий, способствуют снижению области фазового у-а-превращения в сторону более низких температур, благоприятствуя тем самым образованию достаточно мелкодисперсной и однородной структуры нижнего бейнита с минимальной шириной ферритной оторочки. [3]

Сопоставление данных анализа проб речной воды в обоих пунктах позволяет проследить за влиянием на качество речной воды сточных вод, спускаемых из накопителя. [4]

Сопоставление данных анализа промышленных образцов газа , проведенное на приборе для непрерывного контроля и обычным лабораторным масс-спектрометром, дает вполне удовлетворительные результаты; расхождение составляет 5 — 8 отн. На рисунке представлены эти данные для образца, отобранного с верха этановой колонны, а также результаты анализа того же газа, полученные хроматографическим методом. [5]

Сопоставление данных структурного и микрорентгено-спектрального анализа позволяет предположить, что изучаемые элементы, в частности, церий, способствуют снижению области фазового у-а-превращения в сторону более низких температур, благоприятствуя тем самым образованию достаточно мелкодисперсной и однородной структуры нижнего бейнита с минимальной шириной ферритной оторочки. [6]

Ниже приведено сопоставление данных анализа для синтезированных эфиров с расчетными данными. [7]

Таким образом:, сопоставление данных се-диментапионного анализа и биологической активности с теми изменениями, которые происходят после контролируемой деградации и денатурации, позволяет решить вопрос о конформации этих двух необычных форм ДНК. Подобным образом, с привлрчением электронной микроскопии и других методов, была исследована ДНК вируса полиомы; при этом выяснилось, что структура, седиментирующая по типу I, имеет суперспирализованную конформацию. [8]

Заключения о качестве вещества основаны на сопоставлении данных анализа , выполненного на предприятии аналитической службой ( в лаборатории), с определенными показателями. Ниже перечислены некоторые типы таких показателей. [9]

Этот порядок действия требует, строго говоря, внесения некоторой поправки при сопоставлении данных анализа перегнанной порции с остатком, служившим для эбульоскопического определения. Состав последнего должен быть исправлен соответственно произошедшему во время перегонки изменению. Величина этой поправки зависит от концентрации раствора. [10]

Таким образом, пользуясь химическим методом, можно получить различные производные исследуемого вещества, произвести анализ их и путем сопоставления данных анализа с найденной ранее простейшей атомной формулой решить вопрос, следует ли ее увеличить и во сколько раз. [11]

Таким образом, пользуясь химическим методом, можно получить различные производные исследуемого вещества, произвести анализ их и путем сопоставления данных анализа с найденной ранее простейшей атомной формулой решить вопрос, следует ли ее увеличить и во сколько раз. [12]

Для установления корреляционной связи между величиной / n Y и коэффициентом пористости пород необходимо располагать достаточным количеством определений коэффициента пористости на кернах во всем диапазоне изменения пористости исследуемых коллекторов. При сопоставлении данных анализа керна с кривой In Y необходимо учитывать возможность несоответствий между данными керна и диаграммы вследствие неточной привязки керна по глубине. Поэтому во избежание возможных ошибок целесообразно сопоставлять кривую / nYc кривой изменения пористости по разрезу только по тем интервалам, где керн точно привязан по глубине. [13]

Эта скорость является результатом конкурирующего действия движущих и тормозящих сил, который определяется взаимодействием большого числа факторов. В разных условиях и на разных стадиях процесса решающую роль играет какой-то из этих факторов. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо из сопоставления данных анализа локальных ориентировок и усредненных текстур в деформированном состоянии на разных стадиях рекристаллизации, из данных о кинетике усиления одних и ослабления других ориентировок, о состоянии примесей и их распределении, решать вопрос о том, какой из процессов ( зарождения или роста) является ведущим в данном случае и в силу каких причин. [14]

Метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ: примеры

Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

Определение

Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.

Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории. Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования. В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.

Применение

Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.

Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.

Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе. Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать. Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.

Виды сравнительного анализа

Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений. Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).

Классификация

Виды анализа делятся на:

  • Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.
  • Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.
  • Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.
  • Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.
  • Исследовательский – применяется в аналитических науках.
  • Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.
  • Общий – базируется на общей теории систем.
  • Структурный – анализируется общая структура явления.
  • Микросистемный – исследуется конкретная система.
  • Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.
  • Витальный – анализируется развитие системы, определяются ее основные этапы.
  • Генетический – используется в анализе генетических систем, механизмов наследования.
  • Другие виды.

Методика исследования права

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Особенности применения методики

Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:

  • Не следует ограничиваться сравнением народов одной расы или религии.
  • Сравнивать можно только законодательства или правовые системы, находящиеся на одном уровне общественного развития.

Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко. Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным. Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.

Прогноз развития предприятий

Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство. Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы. Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.

Читать еще:  Анализ производимого товара

Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:

  • Вести целенаправленный поиск идей новых товаров, технологий их изготовления, методов управления.
  • Осуществлять выбор наиболее приемлемых идей инноваций, повышая тем самым шансы инвесторов на успех.
  • Закладывать основы перехода на инновационное развитие.

Анализ бизнеса

Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.

При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):

Предварительный анализ и сопоставление

Известно, чтобы достичь необходимой степени точности, по­зволяющей получить информацию в чистом виде, нужно проанали­зировать все собранные данные. «Недостаточно тщательный ана­лиз и тенденциозный подбор информации, — предупреждал дирек­тор департамента информации и анализа МИД Японии Х.

На практике люди часто сталкиваются с примерами предва­рительного анализа. И, действительно, нелепо было бы искать от­веты в теоретических решениях, если их подсказывает здравый смысл. Ни одна самая фантастическая модель не способна тягаться с результатом предварительного анализа. Этот процесс американ­ские авторы Н. Боттом и Р. Галлати очень точно сравнили с очист­кой золота до такого состояния, когда его можно передать в руки ювелиров, которые позднее, пользуясь природной чистотой метал­ла, изготовят из него произведения искусства. Информация в законченном виде — тоже в своем роде шедевр.

В повседневной жизни мы слышим множество слов. Смысл большинства из них понятен сразу. Иногда мы не уверены в пра­вильности услышанного и обращаемся за разъяснением. Причем бывает так, что лишь спустя несколько часов мы можем внезапно понять смысл того, что нам разъяснили. Типичными примерами словосочетаний, требующими интерпретации, являются фразы за­имствованные из иностранных языков и технические термины. «Усложнение языка научных текстов, — считал российский фило­соф Н.Ф. Овчинников, — проистекает, как нам думается, из двух источников. Прежде всего, надо указать на субъективный источ­ник, в результате которого исследователь либо нарочито, либо от недостаточной культуры мысли затемнено, сложно излагает ре­зультаты своих исследований. Второй источник усложнения науч­ных текстов носит объективный характер — усложнение в этом случае проистекает, как можно допустить, из сложности самого предмета исследования».

Аналогично тому, как в обыденной суете мы пытаемся рас­шифровать непонятные нам фразы и уяснить их смысл, аналитики должны изучать все факты и выявлять их истинное значение, счи­тая их как бы зашифрованными или закодированными. Ленинград­ского историка Б. А. Романова в работе над «Очерками дипломати­ческой истории русско-японской войны» увлекало то, что он назы­вал «сцепкой фактов», рассыпанных по всему земному шару и сплетавшихся во взаимозависимости. «Самое для меня интересное, — вспоминал он, — было следование по пятам за жизнью, высле­живание в ней реальных невидимых связей в пространстве и во времени — и создание «занимательного изложения» в «хронологи­ческой последовательности» (и реальной связанности)».

Другой особенностью восприятия мыслей в обычной жизни является отбор существенной информации. По каким-то неулови­мым и неосознанным признакам человек легко распознает людей и предметы. Он без особых усилий отыскивает нужную информацию даже в присутствии сильных шумов. Так, слушая оркестр, он мо­жет «настроиться» и проследить за партией скрипки или какого-либо другого инструмента, несмотря на «грохот» всего оркестра.

Любой поток информации содержит гораздо больше сведе­ний, чем отдельный человек или группа людей может воспринять. Будучи существами рациональными, мы пытаемся тщательно оце­нивать все поступающие сведения. Мы пришли бы в полное заме­шательство, если бы не делали этого, так как по большей части од­на информация противоречит другой. Например, в разгар избира­тельной кампании в течение одного вечера вы сможете увидеть рекламные ролики нескольких политиков, при том каждый канди­дат настаивает, что его программа лучше, чем у конкурента. В этом случае необходимо оценить источники всех данных, а также саму информацию.

Подбор существенной информации, относящейся к изучае­мой проблеме, носит название колляции или сопоставления. Мы сталкиваемся с различными фактами сопоставления в других об­ластях. Допустим, выбираем спортивный инвентарь и одежду, не­обходимые для туристического похода, и если решаем поставлен­ную задачу неудовлетворительно, то обязательно что-нибудь да забудем. Каждый мастер знает, что дело пойдет гораздо быстрее, если заранее подготовить все необходимые материалы и инстру­менты. Студенты, пишущие дипломные работы, и бизнесмены, го­товящие деловые отчеты, должны собрать воедино всю существен­но важную информацию, прежде чем приступить к написанию тек­ста.

Сопоставление — это сбор данных для анализа, являющийся важным шагом на пути получения информации. Они должны не только быть сосредоточены в одном месте, но и разбиты на ассо­циативные блоки. Каждый аналитик разрабатывает предпочтитель­ный для себя метод сбора данных, который сознательно или бессознательно использует в работе над каждым проектом. Примене­ние же одинакового ассоциативного метода обеспечивает взаимо­заменяемость персонала.

Н.Боттом и Р.Галлати в качестве образца приводят следую­щий пример поэтапного систематизированного сбора данных: 1) выявление всех хранилищ, где может находиться необходимая ин­формация; 2) посещение этих мест и получение сведений; 3) раз­ложение документов в соответствии с предметными заголовками; 4) разделение материалов по кодам оценки источников и данных, исключение донесений с кодом «источник неизвестен»; 5) подраз­деление материалов по коду оценки информации, изъятие доку­ментов с кодом «информация не может быть подтверждена»; 6) расположение парами противоречивых донесений, имеющих рав­ные или похожие коды оценки; 7) подготовка перечня документов, в котором с помощью специальных символов будет отмечена их приоритетность.

Специалисты рекомендуют просматривать стопку бумаг от каждого источника в соответствии с кодом оценки. Самые полные и свежие материалы положить сверху стопки. Документы с помет­кой «источник неизвестен» — отложить в сторону для изучения на этапе анализа, если в этом возникнет необходимость. Так же по­ступить с материалами с пометкой «не может быть подтвержден». Необходимо выявить противоречия в сообщениях из одного или нескольких источников, указать даты сообщений и их коды оценки. В перечне документов, подготовленных к анализу, наиболее важ­ные пометить звездочкой. К каждому значимому донесению при­крепить цветовую бирку или закладку.

Процесс сбора информации нельзя считать законченным, ес­ли исследователь тщательно не изучил систему индексации, ис­пользуемую работниками каталога. Помочь освоить каталог в каж­дом конкретном случае призван библиограф. Однако даже самый опытный библиотечный работник не сможет отыскать всю храня­щуюся в каталоге информацию по исследуемой проблеме. Для эф­фективного извлечения данных, где бы они не хранились, необхо­димо воображение. Без него нельзя успешно отобрать информацию по предметным заголовкам. Аналитик должен как бы настроиться на мышление человека, который первоначально внес информацию в каталог.

Обычно для поиска выбирают ключевые слова в предметных заголовках, а также их сочетания. При подборе рекомендуется пользоваться словарями, особенно включающими синонимы. Ана­литику следует сохранять списки ключевых слов, которые он ус­пешно использовал в прошлом. Иногда необходимых карточек нет на месте. Если они потеряны, возникает опасность утраты инфор­мации. Скорее всего, произошла ошибка в каталогизации. Если информация неправильно введена в банк данных компьютера, то ее можно считать потерянной. С обычными библиотечными система­ми есть надежда, что материалы будут когда-нибудь обнаружены.

При планировании акции по сбору данных для исследова­тельской работы важно учесть временной фактор и обеспечить достаточный запас времени. Нужно ведь будет посетить множество организаций, могут возникнуть различные непредвиденные об­стоятельства, на получение разрешения ознакомиться с определен­ной информацией всегда уходит порядочно часов. Впрочем, иной раз продуктивнее не изобретать вновь велосипед, а эффективно использовать уже собранные и обработанные данные информаци­онных агенств и маркетинговых служб.

Один источник информации должен приводить к следующе­му, и число таких источников бесконечно. Никто не сможет вы­явить все. «В практике моей исследовательской работы, — делился опытом Н.М. Дружинин, — я никогда не испытывал недостатка в источниках для изучения намеченной темы. Наоборот, материалов было так много, что приходилось производить отбор наиболее цен­ных и выразительных документов. Я считал и считаю, что сущест­вует два основных критерия подобного отбора: с одной стороны, принципы. методологии, и с другой — сложившаяся в моем соз­нании проблематика темы. Мне всегда было ясно, что изучаемое явление необходимо раскрыть в процессе его непрерывного зако­номерного развития, что надо рассматривать его не изолировано, а в опосредовании других важнейших факторов эпохи».

Аналитик при сборе информации в принципе не должен ог­раничиваться приведением одного факта. Он обязан добыть для сравнения еще несколько связанных с ним сведений. Когда пред­ставлен ряд взаимоувязанных фактов, то во много раз повышается ценность любого информационного документа. Однако лишь одни факты никогда не дадут сведений, необходимых для принятия и проведения в жизнь политических решений. «Не верьте ошибоч­ному мнению, — полагал в таких случаях американский историк С. Морисон, — что факты говорят сами за себя. Перепишите все со­бранные вами факты, и в результате получится нечто трудно чи­таемое и, возможно, вовсе непонятное». В аналогичных случа­ях выход только один: правильные ответы можно получить только в результате тщательного осмысления информации.

Читать еще:  Анализ динамики технико экономических показателей предприятия

Очень часто самая свежая информация находится у кого-нибудь другого. Такие сведения очень трудно обнаружить без по­сторонней помощи. Как правило, всех аналитиков мучает страх, что они пропустили самую важную информацию из-за спешки или некомпетентности. Что это не выдумка, достаточно сослаться в ка­честве иллюстрации на мнение испанского исследователя Р. Греенаса. «Информационная боязнь, — считал он, — это клише, свя­занное в том числе с разочарованиями, когда пользователя захва­тывают океаны информации, а он не справляется с навигацией в них, чтобы отыскать необходимую специфическую информацию». Квалифицированный предварительный анализ оградит исследователя от подобной напасти.

Сравнительный анализ: понятие, виды и примеры

Сравнительный анализ представляет собой метод сопоставления двух и более объектов исследования (явлений, предметов, идей, результатов и т.п.). В результате такого анализа выявляются достоинства и недостатки сравниваемых объектов с целью классификации. Сравнительный анализ применяется в различных дисциплинах. О значении, видах анализа и примерах говорится в статье.

План сравнительного анализа

Сравнение является одним из простейших способов, посредством которых человек познает окружающий его мир. Весь смысл сравнительного метода заключается в выявлении преимуществ и недостатков сопоставляемых объектов. Объекты исследования должны быть однородными, то есть должны относиться к одному роду, разряду. После того как выбраны объекты сравнения (их может быть два и более), выбирается вид сравнения. Например, динамический, пространственный и т.д. Следующий этап — необходимо определиться, по скольким показателям будут оцениваться, сравниваться объекты. И заключительным этапом метода сравнительного анализа является выбор шкалы сравнения.

Дисциплины, которые основаны на сравнительном методе

На сравнительном анализе основан ряд дисциплин, которые относятся к различным сферам жизни человека. Например, сравнительная анатомия, которая является одной из биологических дисциплин, занимается изучением закономерности строения и развития как самих органов, так и их систем. И таких дисциплин, помимо сравнительной анатомии, использующих в качестве основы познания сравнительный метод анализа, достаточно много: сравнительное богословие, сравнительно-историческое языкознание, сравнительное литературоведение, сравнительная мифология, сравнительная политология, сравнительное правоведение, сравнительная психология, сравнительное религиоведение, сравнительное уголовное право, сравнительная философия.

Достоинства и недостатки метода сравнения

Сравнительный анализ является универсальным, относится к общенаучным методам исследований, это логический прием в познании окружающего мира. Он позволяет выделить общие черты, признаки у анализируемых объектов, определить различия, выявить отличительные черты конкретных объектов из числа общих для всех анализируемых предметов (явлений, идей, результатов и т.д.). Основным недостатком обсуждаемого метода является то, что все полученные результаты могут подвергаться сомнению в связи с их субъективностью: то, что одному кажется отличием, для другого или незаметно, или вовсе не является отличительной чертой. Иными словами, неспособность анализирующего объективно оценить свойства исследуемого объекта, сравнить их со свойствами других объектов и учесть все аспекты процесса выявления общих и различных характеристик является основным недостатком.

Классификация

Сравнительный анализ можно подразделить на:

  1. Количественный — анализируются количественные характеристики.
  2. Качественный — анализ характеристик, определяющих качество исследуемого объекта, явления, результата.
  3. Ретроспективный — анализируются прошедшие изменения, оказывающие влияние на текущее положение.
  4. Прикладной — исследуется результат деятельности объекта.
  5. Исследовательский — данный вид анализа используется в аналитических науках.
  6. Описательный — изначально исследует структуру объекта (явления), постепенно переходя к анализу функций и целей.
  7. Общий — основан на общей теории систем.
  8. Структурный — данный вид анализа занимается изучением структуру анализируемых объектов.
  9. Микросистемный — используется для исследования конкретной системы.
  10. Макросистемный — анализируется роль конкретных систем в многообразии схожих систем, связанных между собой общими признаками.
  11. Витальный — занимается изучением развития и его основных этапов анализируемой системы.
  12. Генетический — исследуется наследственность, ее механизм, генетические системы.
  13. Другие виды.

Сравнение в экономике

Наиболее часто сравнительный анализ используют в качестве способа обработки экономической информации. Для получения достоверных знаний об определенном промежутке времени, для выбора пути дальнейшего развития, выявления наиболее приемлемого варианта и решения многих других экономических задач и вопросов используется данный анализ. Метод сравнительного анализа эффективен и показателен на всех уровнях. Он играет неоценимую роль в оценке потенциала предприятий.

Разновидности метода сравнения, относящего к экономической деятельности

Применительно для исследований в экономической области деятельности бывают следующие виды сравнительного анализа:

  1. Горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сравнительный анализ специализируется на определении абсолютного и относительного отклонения между показателями, которые сравнивают между собой. Вертикальный же анализ расчета удельного веса частей позволяет изучать экономические явления, а именно их структуру.
  2. Динамический и статический. Динамический метод еще называют временным, он позволяет изучать изменения анализируемых процессов (явлений, объектов) во времени. Статический, или пространственный, изучает уровень одного и того же показателя в течение определенного времени по разным объектам исследования.
  3. Одномерный и многомерный. Суть одномерного анализа заключается в том, что или по одному показателю анализируются несколько объектов, или один объект анализируют по разным показателям. Многомерный метод позволяет исследовать несколько объектов по нескольким показателям.
  4. По базе сравнения. На этом пункте необходимо остановиться немного подробнее. Дело в том, что этот вид включает в себя несколько подпунктов.
  • Первый из них — сопоставление ожидаемых данных с данными периода, рассматриваемых в качестве эталонных. Иными слова, составляется прогноз результатов, которые должны получиться, далее полученный результат сравнивают с подотчетными данными определенного периода.
  • Сопоставление планируемых показателей с фактически полученными показателями.
  • Сопоставление полученных по факту данных со стандартными значениями показателей, установленными нормами.
  • Когда известны среднеотраслевые значения анализируемых показателей, то производится сопоставление фактически полученных данных со среднеотраслевыми.
  • Сопоставление фактических данных с данными, полученными в предыдущий период (в прошлом году/месяце/полугодие).
  • Сопоставление полученных данных с данными, полученными на ведущих предприятиях, которые являются лидирующими в отрасли.
  • Если изменяли какой-либо фактор или изменена производственная ситуация, то производится сопоставление данных, которые были получены до и после внесения изменений.
  • И, наконец, производится сравнительный анализ разных вариантов решений в области управления.

Итоги

Результаты сравнительного анализа представляют собой данные, которые получают в процессе сравнения. То есть все отличительные признаки, а также аналогичные, сводятся, как правило, в таблицы. Исходя из значений, внесенных в эти таблицы, делаются выводы о недостатках и преимуществах того или иного анализируемого объекта/эффекта/явления и т. п. Иными словами, выводы, сделанные на основе выявленных отличительных черт, являются результатом сравнительного анализа.

Сравнение моделей корпоративного управления

Сравнительный анализ моделей корпоративного управления, применяемых в разных странах мира, складывается из сравнения между собой этих моделей по различным критериям. Одним из важнейших критериев является наем работников. Возможны два варианта: быстрый наем на короткий/длинный промежуток времени и наем длительный на короткий/длинный срок. Во втором случае наем работников, как правило, состоит из нескольких стадий: кандидат на должность проходит собеседование (возможно, не одно), затем приступает к обучению, далее стажируется для закрепления полученных навыков и получения опыта использования знаний на практике, затем сдается экзамен, по результатам которого кандидат получает или не получает желаемую должность. Такой критерий, как принятие решений, также может носить разный характер — или индивидуально принимаются решения, или коллективно. Ответственность, также, как и принятие решений, может быть коллективной и индивидуальной.

Показатели финансово-экономической деятельности предприятия

Сравнительный анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия начинается с определения этих самых показателей. Выделяют четыре основные большие группы показателей, которые, в свою очередь подразделяются на несколько более мелких. К показателям, характеризующим экономический потенциал предприятия, относятся активы предприятия (т. е. имущество, находящееся в собственности у предприятия, и денежные средства), основной капитал (иными словами, часть капитала, которая не единожды принимает участие в производственной деятельности предприятия) и другие показатели. Общие результаты деятельности предприятия оцениваются по общим расходам, которые включают в себя расходы по содержанию оборудования и его эксплуатации, цеховые расходы. Эффективность деятельности можно оценить по прибыли, рентабельности продаж, активов, собственного капитала. Финансовое положение характеризуют такие параметры, как платежеспособность (общая и текущая), рыночная и финансово-экономическая устойчивость.

Примеры, не относящиеся к экономической сфере деятельности

Как уже говорилось выше, сравнительный анализ применяется во многих сферах деятельности человека. Не только экономическую эффективность можно оценить данным методом. Пример сравнительного анализа — рассмотрение программ политических, экономических, социальных реформ. Гораздо проще принять правильное решение, сравнив принимаемые проекты с заграничным опытом, опытом предыдущих лет. Изучение методов управления, законодательства, структур государственных систем, а также их сравнение с опытом других государств позволяет перенимать положительный опыт и эффективно внедрять в своей стране как для улучшения жизни граждан, так и для усовершенствования самого государства.

Вывод

Итак, понятие «сравнительный анализ» относится ко многим наукам. Этот метод является одним из главных логических способов познания окружающего мира. С незапамятных времен человечеством используется сравнение в качестве эффективнейшего способа изучения явлений, результатов, объектов. В связи со своей универсальностью, сравнительный анализ широко применяется в различных сферах деятельности человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector