Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ конкретных объектов

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Анализ — конкретный объект

Анализ конкретного объекта — задача сложная, требующая знаний преимуществ и ограничений разных доступных методов анализа. Трудность анализа реальных объектов обусловлена прежде всего сложностью и разнообразием их природы и состава. Существует несколько классификаций объектов анализа: по агрегатному состоянию; по химической природе ( неорганические, органические, биологические); по происхождению объекта. Аналитик может иметь дело и с классификацией объектов, в основу которой положены степень распространенности объекта и его важность. Ниже будет рассмотрен анализ металлов и сплавов, чистых веществ, минерального сырья, объектов окружающей среды, органических и биологических объектов. [1]

В основном журнал печатает новые методики анализа конкретных объектов , притом не только объектов металлургического производства. [2]

Разделение сложного объекта на подобъекты определяют в процессе анализа конкретного объекта управления . Совокупность выделяемых подобъектов должна составлять весь объект. Разделение сложного объекта желательно выполнить так, чтобы каждый подобъект имел возможно меньше связей с другими частями системы. Обычно управление сложным объектом рассматривается на большом периоде времени, поэтому н поведение отдельных подобъектов целесообразно рассматривать на последовательности подинтервалов общего периода времени. [3]

ВНИИХром предоставляет методическое обеспечение применения пластин Плазмахром и разрабатывает методики анализа конкретных объектов . [4]

В учебной лаборатории каждый рассматриваемый метод подвергается оценке и сравнению ( схема 20.2), что позволяет выявить наиболее эффективный для анализа конкретного объекта . [5]

Для каждой системы Me — реагент приведены оптимальные условия реакции комплексообразования, экстракции, фотометрирования, соотношение реагирующих компонентов, интервал подчинения растворов комплекса закону Беера, допустимые количества посторонних анионов, катионов и веществ при определении данного благородного элемента, пропись выполнения определения. В случае анализа конкретных объектов дано полное описание перечня реактивов, хода анализа и величины относительной погрешности метода. [6]

В книге изложены теоретические основы и пути практического применения нового перспективного метода анализа — дифференциальной спектрофотометрии. Рассматриваются необходимая аппаратура и методы анализа конкретных объектов . [7]

Именно поэтому каждый аналитик так ревностно стремится свести разрабатываемую им методику к варианту объемного анализа. Но, увы, далеко не всегда анализ данного конкретного объекта может быть представлен в классическом объемно-аналитическом варианте. [8]

В фармацевтическом анализе систематический анализ смеси анионов с использованием любой классификации никогда не проводится, как и в подавляющем большинстве других случаев аналитической практики. Групповой реагент можно использовать для доказательства присутствия или отсутствия в смеси ( в растворе) анионов той или иной аналитической группы, после чего намечают и реализуют наиболее целесообразную схему анализа данного конкретного объекта . Лекарственные субстанции и лекарственные формы обычно содержат ограниченное число анионов, причем, как правило, бывает известно, какие анионы могут присутствовать в анализируемом препарате. Поэтому при анализе лекарственных препаратов входящие в их состав анионы открывают дробным методом с помощью тех или иных частных аналитических реакций на соответствующий анион. [9]

Они создаются из штатных сотрудников, владеющих методом ФСА. В задачи этих подразделений входят: подготовка предложений по проведению ФСА; организация проведения ФСА путем подготовки проектов приказов о проведении ФСА; создание и организация работы соответствующих исследовательских групп. Они участвуют в проведении анализа конкретных объектов ; руководят осуществлением ФСА; участвуют в разработке плана внедрения рекомендаций ФСА; осуществляют контроль за выполнением этих этапов; пропагандируют применение метода ФСА; обучают специалистов различных подразделений методу ФСА; систематизируют информационный фонд ФСА. [10]

Книга состоит из двух частей. В первой части описаны теоретические основы и принципиальные схемы рекомендуемых методов. Во второй — приведен ход анализа конкретных объектов . Предлагаемые методики анализа разработаны, уточнены или проверены авторами в лабораториях Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам имени проф. [11]

По некоторым из методов анализа число практических работ, приведенных в данном руководстве, и их объем превышают минимум, предусмотренный программой для учащихся техникумов. Это дает возможность преподавателям выбрать для практикума работы, наиболее соответствующие уровню подготовки учащихся, профилю техникума и имеющемуся оборудованию. Многие практические работы даны применительно к анализу конкретных объектов . [12]

Объемный анализ, или титрование одного раствора другим, как известно, относят к самым экономичным ( в смысле затраты времени и труда) и наиболее точным методам количественного анализа. Именно поэтому аналитики ревностно стремятся свести методики к варианту объемного анализа. Но, увы, далеко не всегда анализ данного конкретного объекта может быть представлен в классическом объемно-аналитическом варианте. [13]

Часть рабочего пространства, в пределах которого необходимо обеспечить досягаемость органов управления, надлежит рассчитывать на основании антропометрических данных людей, характеризующихся наименьшими продольными, поперечными и передне. Базы отсчета при расчетах параметров рабочих мест не должны противоречить тем, которые используются при определении размеров тела, потребность в сложных перерасчетах должна быть исключена. Надо рассматривать, все множество антропометрических признаков как одинаково необходимое, значимость их выявляется при анализе конкретных объектов производственного оборудования . [14]

К автоматизации примыкает компьютеризация — как аналитических приборов, так и всего аналитического цикла, включая интерпретацию результатов. На компьютер возлагают функции управления приборами ( многие из которых оснащаются собственным компьютером) и обработки данных: сглаживание, аппроксимация, интегрирование ( дифференцирование) и другие операции с аналитическими сигналами. В массовый анализ внедряются компьютерные системы сбора и хранения данных ( LIMS — Laboratory Information Management Systems; ведение электронных лабораторных журналов), особенно важные в автоматизированной лаборатории. Межлабораторные обмены данными ускоряются и упрощаются из-за наличия компьютерных сетей связи. Формируются банки аналитических методик; на их основе в будущем должны возникнуть автоматические системы поиска и выбора методик анализа конкретных объектов . К этой области примыкают уже существующие системы библиографического поиска и хранения литературных сведений. [15]

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Анализ конкретных объектов

Глава 17. Анализ конкретных объектов [c.447]

В учебной лаборатории каждый рассматриваемый метод подвергается оценке и сравнению (схема 20.2), что позволяет выявить наиболее эффективный для анализа конкретного объекта. [c.378]

Второй путь (аналитический) базируется на обстоятельном анализе конкретного объекта, при котором общий риск для объекта составляется из отдельных элементов риска 1. 2, 3 и т. д. В этом случае изучаются все важнейшие факторы, которые могут повлиять на вероятность возникновения пожара, что в результате позволяет понять причинные взаимосвязи событий. Такое понимание сразу получает выход в практику планирования противопожарных мероприятий, что является дополнительным преимуществом аналитического метода. Связь между риском возникновения пожара о и возможным ущербом А позволила вывести формулу [c.65]

ПЕЛЬ РАБОТЫ приготовление капиллярных коронок, определение качества приготовления, селективности НЖФ, оценка пригодности колонки для анализа конкретного объекта. [c.123]

По некоторым из методов анализа число практических работ, приведенных в данном руководстве, и их объем превышают минимум, предусмотренны программой для учащихся техникумов. Это дает возможность преподавателям выбрать для практикума работы, наиболее соответствующие уровню подготовки учащихся, профилю техникума и имеющемуся оборудованию. Многие практические работы даны применительно к анализу конкретных объектов. В случае необходимости вместо анализа тех или иных производственных образцов в качестве контрольной задачи учащимся можно выдавать раствор с известным содержанием определяемого вещества. [c.3]

На рис. 25 показаны хроматограммы стандартного раствора полихлоркамфена и экстрактов из различных объектов (молоко,, яйца кур, клевер) с добавками этого соединения. Обращает внимание особенно резкое отличие кривых элюирования стандартного раствора полихлоркамфена и экстрактов из растений. По-видимому, это связано с неодинаковой степенью экстрагирования отдельных компонентов полихлоркамфена из различных биологических объектов. На этом же рисунке приведены хроматограммы контрольных образцов, т. е. без добавок полихлоркамфена. Во всех исследуемых объектах имеются ники, совпадающие по времени элюирования с линданом и д,г/-ДДЭ. Однако, поскольку высоты пиков в контрольных образцах не превышают 20—30 мм, а ники, совпадающие с и,п -ДДЭ, не учитываются при расчете суммы высот пиков полихлоркамфена, то мешающее влияние фона незначительно. Тем не менее при количественном анализе конкретных объектов необходимо учитывать хроматографические пики контрольных образцов. [c.121]

Читать еще:  Что значит количественный анализ

Результат определения отдельных фаз отягощен по крайней мере двумя ошибками — ошибкой аналитического определения элемента данной фазы в получаемом растворе и ошибкой, допускаемой при разделении фаз. Первая ошибка в большинстве случаев известна, так как она равна ошибке аналитического определения данного элемента при данной его концентрации. В случае необходимости эту ошибку легко найти, проведя необходимое число определений элемента в эталонном растворе на надлежащем фоне. Вторую ошибку можно было бы определить на основе результатов анализа эталонных проб. Однако составить эталонные смеси, точно соответствующие по составу и взаимоотношению всех минеральных форм исследуемому образцу, очень трудно. Поэтому погрешность нечеткого разделения фаз, определенная на смесях, может отклоняться от фактической, получаемой при анализе конкретных объектов. [c.39]

Даже простой переход от изучения какого-либо класса объектов на уровне его общего математического описания и формальньгх методов решения, когда мы абстрагируемся от проблемы исходных данных и неопределенности в их составе и численных значениях, к анализу конкретного объекта уже требует решения специальных вопросов, связанных с адекватностью его математической модели, ее оптимальной точностью и др. [c.146]

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, наука об определении хим. состава в-в и, в нек-рой степейи, хим. строения соединений. А. X. развивает общие теоретич. основы хим. анализа, разрабатывает методы определения компонентов изучаемого образца, решает задачи анализа конкретных объектов. [c.158]

Каждому платиновому элементу, золоту и серебру посвящена глава, в которой рассмотрены сведения о свойствах реагентов (функциональноаналитическая группа, растворимость в различных растворителях), длина волны спектра поглощения, температура плавления, константы ионизации). Для каждой системы Ме — реагент приведены оптимальные условия реакции комилексообразовання, экстракции, фотометрирования, соотношение реагирующих компонентов, интервал подчинения растворов комплекса закону Беера, допустимые количества посторонних анионов, катионов и веществ при определении данного благородного элемента, пропись выполнения определения. В случае анализа конкретных объектов дано псйпное описание перечня реактивов, хода анализа и величины относительной погрешности метода. [c.3]

ВНИИХром предоставляет методическое обеспечение применения пластин Плазмахром и разрабатывает методики анализа конкретных объектов. [c.448]

Выделение проблемных блоков — процедура в некоторой степени условная, зависящая от масштаба рассматриваемого бассейна и разнообразия стоящих проблем. Так, существует два блока задач регулирования водных ресурсов выбор состава водохранилищ и разработка правил управления ими. Однако, например, в пределах основного ствола р. Волги актуальной можно считать лишь вторую задачу. Проблемная структуризация начинается от общих блоков и подсистем, перечисленных выше, а затем детализируется до уровня анализа конкретных объектов и мероприятий с применением конкретных дисциплин (например, фильтрация в теле плотин, солеперенос в почвогрунтах и т.п.). Структура СППР может изменяться по мере исследований и реализации задач и подсистем. Она наиболее насыщена, по-видимому, на средних уровнях детализации, когда разнообразие комплексных объектов и целей их анализа максимально по сравнению с объектами общего планирования или задачами самого детального анализа. [c.48]

Книга состоит из двух частей. В первой части описаны теоретические основы и принциниальные схемы рекомендуемых методов. Во второй — приведен ход анализа конкретных объектов. Предлагаемые методики анализа разработаны, уточнены или проверены авторами в лабораториях Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам имени проф. Я. В. Самойлова (НИУИФ). [c.3]

Смотреть страницы где упоминается термин Анализ конкретных объектов: [c.404] [c.189] [c.181] Смотреть главы в:

Анализ объекта

Цель моделирования

Зачем человек создает модели?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в далекое прошлое. Несколько миллионов лет назад, на заре человечества, первобытные люди изучали окружающую природу, чтобы научиться противостоять природным стихиям, пользоваться природными благами, просто выживать.

Накопленные знания передавались из поколения в поколение устно, позже письменно и, наконец, с помощью предметных моделей.

Так родилась, к примеру, модель Земного шара — глобус — позволяющая получить наглядное представление о форме нашей планеты, ее вращении вокруг собственной оси и расположении материков.

Такие модели позволяют понять, как устроен конкретный объект, узнать его основные свойства, установить законы его развития и взаимодействия с окружающим миром. В этом случае целью построения моделей является познание окружающего мира.

Накопив достаточно знаний, человек задал себе вопрос: «Нельзя ли создать объект с заданными свойствами и возможностями, чтобы противодействовать стихиям или ставить себе на службу природные явления?» Человек стал строить модели еще не существующих объектов.

Так родились идеи создания ветряных мельниц, различных механизмов, даже обыкновенного зонтика.

Многие из этих моделей стали в настоящее время реальностью. Это объекты, созданные руками человека.

Таким образом, другая важная цель моделирования — создание объектов с заданными свойствами. Эта цель определяется постановкой задачи «как сделать, чтобы. ».

Цель моделирования задач типа «что будет, если. » — определение последствий воздействия на объект и принятие правильного решения.

Подобное моделирование имеет важное значение при обращении к социальным и экологическим проблемам: что будет, если увеличить плату за проезд в транспорте, или что произойдет, если закопать ядерные отходы в такой-то местности?

Например, для спасения города на Неве от постоянных наводнений, приносящих огромный ущерб, решено было возвести дамбу. При ее проектировании было построено множество моделей, в том числе и натурных, именно для того, чтобы предсказать последствия вмешательства в природу.

Нередко целью моделирования бывает эффективность управления объектом (или процессом). Поскольку критерии управления бывают весьма противоречивыми, то эффективным оно окажется только при условии, если будут «и волки сыты и овцы целы».

Например, нужно наладить питание в курсантской столовой. С одной стороны, оно должно отвечать возрастным требованиям (калорийное, содержащее витамины и минеральные соли), с другой — нравиться большинству курсантов и к тому же быть по уставной норме, а с третьей — технология приготовления должна соответствовать возможностям курсантской столовой. Как совместить несовместимое? Построение модели поможет найти приемлемое решение.

Можно без конца рассматривать все новые и новые цели и перспективы моделирования, но у нас еще будет немало случаев убедиться в полезности и целесообразности использования моделей в самых разных сферах деятельности человека.

На этом этапе, отталкиваясь от общей формулировки задачи, четко выделяют моделируемый объект и его основные свойства. По сути, все эти факторы можно назвать входными параметрами моделирования. Их может быть довольно много, причем некоторые невозможно описать количественными соотношениями.

Очень часто исходный объект — это целая совокупность более мелких составляющих, находящихся в некоторой взаимосвязи. Слово «анализ» (от греч. «analysis») означает разложение, расчленение объекта с целью выявления составляющих, называемых элементарными объектами. В результате появляется совокупность более простых объектов. Они могут находиться между собой либо в равноправной связи, либо во взаимном подчинении.

Читать еще:  Анализ показателей эффективности деятельности предприятия

Например, объект «комната» может быть представлен совокупностью более простых объектов — предметов мебели, расположенных в ней. Под моделированием будем понимать поиск наиболее удобной расстановки предметов мебели. Все они находятся в равноправной связи, т. е. могут занимать в комнате любое место.

Простой пример подчиненных связей объектов — разбор предложения. Сначала выделяются главные члены (подлежащее, сказуемое), затем второстепенные члены, относящиеся к главным, затем слова, относящиеся к второстепенным, и т. д. Расположение объектов по степени подчиненности называется иерархией.

Есть объекты и с более сложными взаимосвязями.

Как правило, сложные объекты могут состоять из более простых с разными видами взаимосвязей.

В основу любой серьезной работы (будь то конструкторская разработка или проектирование технологического процесса, разработка алгоритма или моделирование) должен быть положен системный принцип «сверху вниз», т. е. от общих проблем к конкретным деталям.

На этой идее основан и метод пошаговой детализации при создании алгоритмов, и модульный принцип организации программ, и процесс управления государством, и процесс обучения курсантов в училище.

Например, объект «самолет» можно представить совокупностью разнородных объектов, без которых полет невозможен: двигатели, фюзеляж, крылья, система измерительной и контролирующей аппаратуры, система безаварийного энергоснабжения и т. п. Эти объекты, в свою очередь, тоже можно расчленять на более элементарные — детали.

Таким образом, результат анализа объекта появляется в процессе выявления его составляющих (элементарных объектов) и определения связей между ними.

Методы аналитической химии

РАЗДЕЛ 1

ГЛАВА 1

Предмет аналитической химии

Существуют различные определения понятия «аналитическая химия», например:

Аналитическая химия это наука о принципах, методах и средствах определения химического состава и структуры веществ.

Аналитическая химия это научная дисциплина, которая развивает и применяет методы, приборы и общие подходы для получения информации о составе и природе вещества в пространстве и времени (определение, принятое Федерацией европейских химических обществ в 1993 году).

Задачей аналитической химии является создание и совершенствование её методов, определение границ их применимости, оценка метрологических и других характеристик, разработка методик анализа конкретных объектов.

Система, которая обеспечивает конкретный анализ определённых объектов с использованием методов, рекомендуемых аналитической химией, называется аналитической службой.

Основной задачей фармацевтической аналитической службы является контроль качества лекарственных средств, выпускаемых химико-фармацевтической промышленностью и приготовленных в аптеках. Такой контроль проводится в аналитических лабораториях химико-фармацевтических заводов, контрольно-аналитических лабораториях и в аптеках.

Принцип, метод и методика анализа

Анализсовокупность действий, целью которых является получение информации о химическом составе объекта.

Принцип анализаявление, которое используется для получения аналитической информации.

Метод анализакраткое изложение принципов, положенных в основу анализа вещества (без указания определяемого компонента и объекта).

Методика анализаподробное описание выполнения анализа данного объекта с использованием выбранного метода, которое обеспечивает регламентированные характеристики правильности и воспроизводимости.

Несколько различных методов анализа могут иметь одинаковый принцип. На одном и том же методе анализа может быть основано множество различных методик выполнения анализа.

Методика анализа может включать в себя следующие этапы:

Конкретная методика анализа не обязательно должна включать в себя все из перечисленных этапов. Набор выполняемых операций зависит от сложности состава анализируемого образца, концентрации определяемого вещества, целей выполнения анализа, допустимой погрешности результата анализа и от того, какой метод анализа предполагается использовать.

Виды анализа

В зависимости от цели различают:

В зависимости от того, какие именно компоненты следует обнаружить или определить, анализ может быть:

· изотопный(отдельные изотопы);

· элементный(элементный состав соединения);

· структурно-групповой /функциональный/(функциональные группы);

· молекулярный(индивидуальные химические соединения, характеризующиеся определённой молекулярной массой);

· фазовый(отдельные фазы в неоднородном объекте).

В зависимости от массы или объёма анализируемой пробы различают:

· макроанализ (> 0,1 г / 10 – 10 3 мл);

· полумикроанализ(0,01 — 0,1 г / 10 -1 – 10 мл ),

· микроанализ ( -2 – 1 мл);

· субмикроанализ (10 -4 – 10 -3 г / -2 мл);

· ультрамикроанализ ( -4 г / -3 мл).

Методы аналитической химии

В зависимости от характера измеряемого свойства (природы процесса, лежащего в основе метода) или способа регистрации аналитического сигнала методы определения бывают:

Физические методы анализа, в свою очередь, бывают:

· спектроскопические (основаны на взаимодействии вещества с электромагнитным излучением);

· электрометрические (электрохимические) (основаны на использовании процессов, происходящих в электрохимической ячейке);

· термометрические (основаны на тепловом воздействии на вещество);

· радиометрические (основаны на ядерных реакция).

Физические и физико-химические методы анализа часто объединяют под общим названием «инструментальные методы анализа».

ГЛАВА 2

2.1. Аналитические реакции

Химические методы обнаружения веществ основаны на проведении аналитических реакций.

Аналитическими называют химические реакции, результат которых несёт определённую аналитическую информацию, например, реакции, сопровождающиеся выпадением осадка, выделением газа, появлением запаха, изменением окраски, образованием характерных кристаллов.

Наиболее важными характеристиками аналитических реакций является избирательность и предел обнаружения. В зависимости от избирательности (числа веществ, вступающих в данную реакцию или взаимодействующих с данным реагентом) аналитические реакции и вызывающие их реагенты бывают:

Предел обнаружения (mmin, P или Сmin, P) — наименьшая масса или концентрация вещества, которую с заданной доверительной вероятностью P можно отличить от сигнала контрольного опыта (более подробно см. главу 10).

2.2. Систематический и дробный анализ

Обнаружение элементов при совместном присутствии можно проводить дробным и систематическим методами анализа.

Систематическим называется метод качественного анализа, основанный на разделении смеси ионов с помощью групповых реагентов на группы и подгруппы и последующем обнаружении ионов в пределах этих подгрупп с помощью селективных реакций.

Название систематических методов определяется применяемыми групповыми реагентами. Известны систематические методы анализа:

· сероводородный,

· кислотно-основный,

· аммиачно-фосфатный.

Каждый систематический метод анализа имеет свою групповую аналитическую классификацию. Недостатком всех систематических методов анализа является необходимость проведения большого числа операций, длительность, громоздкость, значительные потери обнаруживаемых ионов и т.д.

Дробнымназывается метод качественного анализа, предполагающий обнаружение каждого иона в присутствии других с использованием специфических реакций либо проведение реакций в условиях, исключающих влияние других ионов.

Обычно обнаружение ионов дробным методом проводят по следующей схеме – вначале устраняют влияние мешающих ионов, затем обнаруживают искомый ион с помощью селективной реакции.

Устранение мешающего влияния ионов может быть проведено двумя путями

· комплексообразование

· изменение рН среды

· окислительно-восстановительные реакции

· осаждение

· экстракция

2.3. Общая характеристика, классификация и способы обнаружения катионов

Согласно кислотно-основной классификации катионы в зависимости от их отношения к растворам HCl, H2SO4, NaOH (или KOH) и NH3 разделяют на 6 групп. Каждая из групп, за исключением первой, имеет свой групповой реагент.

Первая аналитическая группа катионов

К первой аналитической группе катионов относятся катионы K + , Na + , NH4 + , Li + . Группового реагента не имеют. Ионы NH4 + и K + образуют малорастворимые гексанитрокобальтаты, перхлораты, хлорплатинаты, а также малорастворимые соединения с некоторыми крупными органическими анионами, например, дипик­риламином, тетрафенилборатом, гидротартратом. Водные рас­творы солей катионов I группы, за исключением солей, образованных окрашенными анионами, бесцветны.

Гидратированные ионы K + , Na + , Li + являются очень слабыми кислотами, более выражены кислотные свойства у NH4 + (рКa = 9,24). Несклонны к реакциям комплексообразования. В окислительно-вос­становительных реакциях ионы K + , Na + , Li + не участвуют, так как имеют постоянную и устойчивую степень окисления, ионы NH4 + об­ладают восстановительными свойствами.

Читать еще:  Индукция дедукция анализ

Обнаружение катионов I аналитической группы проводят по следующей схеме

Обнаружению K + , Na + , Li + мешают катионы р- и d-элементов, которые удаляют, осаждая их (NH4)2CO3. Обнаружению K + мешает NH4 + , который удаляют прокаливанием сухого остатка или связыванием с формальдегидом:

Конспект урока по химии на тему «АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

Химический состав живых организмов находится в тесной взаимосвязи с химическим строением земной коры и океанов. В результате естественного отбора сложилось так, что основу живых систем составляют только шесть элементов, массовая доля которых в организме человека составляет примерно 97%: углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера, – называемые органогенами. Оставшиеся

3% приходятся на металлы: K , Na , Ca , Mg , Mn , Fe , Co , Cu , Zn , Mo , причем в виде свободных катионов находятся только натрий и калий и отчасти кальций и магний. Катионы остальных металлов в основном образуют комплексы. В очень малых концентрациях можно обнаружить и другие элементы. Все перечисленные элементы содержатся не только в организме, но также имеют широкую распространенность в земной коре и Мировом океане.

Для нормального протекания физиологических процессов в живых организмах должен поддерживаться определенный уровень концентраций элементов. Изменение концентрации элементов как в меньшую, так и в большую сторону приводит к серьезным последствиям для здоровья. Значительное увеличение концентрации таких элементов, как Be , Ba , As , Pb , Cd , Hg , Tl в живом организме приводит к его гибели, поэтому данные элементы называются токсикантами . В значительной мере это связано с биологической активностью многих из них. На живой организм физиологическое действие металлов различно и зависит от множества факторов.

Стремительный рост деятельности человека за последний век, связанный с чрезмерным расходованием природных ресурсов, эксплуатацией земель, лесных массивов, привел в настоящее время к существенному увеличению промышленных и бытовых отходов, к загрязнению природной среды, истощению недр, сокращению видового разнообразия животного и растительного мира. Продолжающееся загрязнение объектов окружающей среды постепенно приобретает глобальный характер, что приводит к ухудшению экологической обстановки во всем мире за счет увеличения концентрации веществ-загрязнителей.

Защита окружающей среды предполагает постоянный аналитический контроль (мониторинг) множества разных объектов, включая воды (поверхностные, морские, речные, озерные), воздух (в том числе аэрозоли, пыли, туманы, дымы), почвы и донные отложения, растения, сельскохозяйственную продукцию, пищевые продукты, ткани животных и человека.

Основная задача аналитического контроля заключается в том, чтобы получить объективную информацию о содержании вредных компонентов в среде обитания.

Данная часть пособия ставит целью освоение слушателями основных подходов к выбору метода анализа природных объектов: воздуха, воды, почвы.

Проведение химического анализа конкретного объекта начинают с отбора и подготовки пробы к анализу. Следует отметить, что все стадии анализа связаны между собой.

Для проведения анализа, как правило, берут так называемую среднюю ( представительную ) пробу. Это небольшая часть анализируемого объекта, средний состав и свойства которой должны максимально соответствовать во всех отношениях среднему составу и свойствам исследуемого объекта. Различают генеральную, лабораторную и анализируемую пробы.

Генеральная проба отбирается непосредственно из анализируемого объекта. Она достаточно большая — обычно до 60 кг. Из генеральной пробы путем ее сокращения отбирают лабораторную пробу (обычно от 1 до 25 кг). В случае необходимости пробу измельчают и усредняют. Для анализируемой пробы проводят несколько определений компонента: из отдельных навесок 10–1000 мг (если анализируемый объект — твердое вещество) или аликвот (если анализируемый объект — жидкость или газ).

Содержание определяемого компонента в анализируемой пробе должно отражать среднее содержание этого компонента во всем исследуемом объекте, т. е. анализируемая проба должна быть представительной. Отбирать пробу нужно так, чтобы она была представительной и не очень большой.

При отборе пробы необходимо учитывать:

1) агрегатное состояние анализируемого объекта (способы отбора пробы различны для газов, жидкостей и твердых веществ);

2) неоднородность анализируемого материала (чем однороднее вещество, тем проще отобрать пробу).

Один из факторов, который нужно учитывать при выборе способа отбора пробы, — возможность изменения состава объекта и содержания определяемого компонента во времени. Например, переменный состав воды в реке, колебания состава дымовых газов промышленного предприятия, изменение концентрации компонентов в пищевых продуктах и т. д.

Выбор метода и методики анализа определяется задачей анализа и свойствами и особенностями пробы. Необходимо учитывать физические и химические свойства анализируемого объекта. Определяющими при выборе метода анализа являются химические свойства пробы. Всю массу методов анализа можно представить в виде схемы, которая характеризует метод на основе его чувствительности (рис. 33.).

Рисунок 33. Нижние границы определяемых содержаний компонентов (- lg m , г), где 16 соответствует 10 -16 г; 4 = 10 -4 г.

ААСА – атомно-абсорбционный спектральный анализ;

АЭСА–ИСП – атомно-эмиссионный спектральный анализ с атомизацией пробы в индуктивно-связанной плазме.

Также при выборе метода учитывают его стоимость и доступность реактивов; время, затрачиваемое на обнаружение компонента; массу анализируемой пробы.

Таким образом, большое число факторов, которые необходимо оценивать и учитывать при выборе метода анализа и оптимальной методики обнаружения и идентификации компонентов, делает этот этап химического анализа достаточно сложным.

Общие теоретические вопросы и обзор методов

Васильев В. П. и др. Аналитическая химия. В 2 кн. Кн. 2: Физико-химические методы анализа //М.: Дрофа. – 2003.

Васильев В. П. Сборник вопросов и задач по аналитической химии. – 1976.

Золотов Ю. А. Основы аналитической химии. В 2 кн. Кн. 2. Методы анализа. Учеб. для вузов //Под ред. ЮА Золотова.-3-е изд., перераб. и доп., М:«Высшая школа. – 2004.

Золотов Ю. А. Основы аналитической химии. Задачи и вопросы. – Высшая школа, 2004.

Кристиан Г. Аналитическая химия //В двух томах. М.: Бином. – 2009.

Лилич Л. С., Хрипун М. К. Растворы как химические системы //Учебн. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ. – 2010.

Отто М. Современные методы аналитической химии. Пер. с нем //М.: Техносфера. – 2008.

Рэмсден Э. Н. Начала современной химии. – Химия, 1989.

Прохорова Г. В. Качественный химический анализ. Практикум для школьников //М.: МГУ им. МВ Ломоносова. – 2006.

Харитонов Ю. Я. Аналитическая химия. Аналитика. – 2001.

Количественный химический анализ

Булатов А. В. и др. Методические указания к практикуму « Химические методы анализа» . – 2010.

Физико-химические методы анализа

Дорохова Е. Н., Прохорова Г. В. Аналитическая химия: Физико-химические методы анализа. – 1991.

Дроздов В. А. и др. Введение в физико-химические методы анализа. – 1980.

Анализ конкретных объектов

Афанасьев Ю. А., Фомин С. А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды //Изд-во МНЭПУ. – 1998.

Другов Ю. С., Муравьев А. Г., Родин А. А. Экспресс-анализ экологических проб: практическое руководство //М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2010.

Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов //М.: Колос. – 2005. – С. 227.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector