Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ работы атп

Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия на примере СП О

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра: “Коммерческая деятельность и бухгалтерский учет на транспорте”

по дисциплине: “Анализ хозяйственной деятельности”

на тему: “Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия (на примере СП ООО-“Вил-Трэк”)”

Выполнил: Карпеев С.Г.

ст. группы 101970

Руководитель: Третьякевич Г.М.

1.1. Общий анализ объема перевозок грузов и грузооборота ………………..

1.2. Общий анализ объема перевозок грузов по клиентам……………………

1.3. Анализ объема перевозок по номенклатуре грузов………………………

2. Анализ использования трудовых ресурсов………………………………………

2.1. Анализ обеспеченности АТП трудовыми ресурсами………………….

2.1.1. Анализ движения рабочей силы………………………………………

2.2. Анализ производительности труда……………………………………….

2.3. Анализ формирования и использования фонда заработной платы…….

3. Анализ себестоимости автомобильных перевозок………………………………

3.1. Анализ общей суммы затрат……………………………………………….

3.1.1. Анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненных работ……………………………………………………………………..

3.2. Анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы в себестоимости………………………………………………………….

3.2.1. Анализ доли переменных расходов……………………………….

3.2.2. Анализ доли заработной платы…………………………………….

3.2.3. Анализ доли постоянных расходов……………………………….

4. Анализ прибыли и рентабельности……………………………………………….

4.2. Анализ рентабельности АТП………………………………………….

Список использованных источников

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций являться — изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа — контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа — поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа — оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И наконец — разработка мероприятий пол использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Значение анализа хозяйственной деятельности обусловлено его ролью в решении задач развития предприятий всех форм собственности. Переход к рыночным отношениям усиливает ориентацию предприятия на конечный результат работы. Работники экономических служб должны уметь обосновывать принимаемые управленческие решения, правильно оценивать достигнутые результаты, видеть перспективу предприятия. Успешно решать эти экономические задачи можно, только имея глубокие знания методологии анализа и практические навыки аналитической работы.

Анализ – это метод исследования, с помощью которого получают сведения об изучаемом объекте путем разложения его на составные элементы.

Целью данной курсовой работы являются следующие:

· анализ объема перевозок и грузооборота;

· анализ использования трудовых ресурсов;

· анализ себестоимости автоперевозок;

· анализ прибыли и рентабельности;

В свою очередь, анализ каждого объекта будет слагаться из анализа составляющих его элементов. Проведя комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, должны быть сделаны выводы по основным экономическим показателям работы АТП, и выявлены основные причины их снижения, если это будет иметь место.

1. Анализ объема перевозок

1.1. Общий анализ объема перевозок грузов и грузооборота

Выполнение плана по объему перевозок является основной задачей деятельности автотранспортного предприятия.

Степень выполнения плана перевозок является сложной функцией многочисленных и разнообразных факторов, как зависящих от АТП (организация маршрутов, рациональное использование подвижного состава, организация качественного технического обслуживания и ремонта, организация материально – технического снабжения и т.д.), так и независящих от АТП (номенклатура и структура грузооборота, расстояние перевозки, не обустройство подъездных путей к пунктам погрузки – разгрузки и т.д.).

Анализ выполнение плана перевозок включает:

1. — при перевозке грузов – оценку заданного объема перевозок, как в целом, так и по договорной клиентуре и по видам перевозимых грузов;

— при перевозке пассажиров автобусами – оценку выполнения плана по объему перевозок пассажиров, пассажирообороту в целом по парку и по видам перевозок, а также по утвержденным маршрутам;

— при перевозке пассажиров таксомоторами – оценку выполнения плана перевозок пассажиров по количеству платных километров;

2. оценку влияния отдельных факторов на выполнение плана перевозок;

3. изучение потерь и резервов роста объема перевозок;

4. разработку организационно – технических мероприятий по устранению потерь и устранению резервов.

Информационной базой для анализа выполнения объема перевозок является план перевозок является план перевозок и отчет о его выполнении, данные о движении списочного состава автомобилей в течение анализируемого периода, плановые и отчетные данные об уровне технико-экономических показателей, данные статистической отчетности и оперативного учета.

Читать еще:  Анализ выполнения проекта

На основании заключенных договоров, а также предполагаемой клиентуры планируется номенклатура и объемы перевозимых грузов, определяются способы погрузки разгрузки подвижного состава. Планируются маршруты перевозок, коэффициент использования пробега и среднее расстояние перевозок.

Исходные данные приведены в табл. 1.1.

“Исходные данные для анализа выполнения объема перевозок”

Анализ работы атп

Финансово-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности АТП является неотъемлемой частью процесса управления автомобильным транспортом. На сегодняшний день в условиях жесткой конкуренции в транспортной отрасли РФ и в связи с широким использованием современных методов исследований и средств вычислительной техники его роль особенно возросла.

Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается деятельность предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Предметом финансово-экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий, рассматриваемая во взаимосвязи с технической стороной производства, развитием коллектива и экономической политикой государства на данном этапе развития.

Главной целью анализа производственно-хозяйственной деятельности АТП являются выявление и оценка социально-экономических результатов всех сторон деятельности предприятия, определение напряженности плановых заданий и эффективности их выполнения, вскрытие резервов использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также подготовка и повышение обоснованности текущих и перспективных управленческих решений.

Анализ позволяет выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и его отдельных подразделений. Он является непременным условием хозрасчета как экономической категории, и в то же время служит важным инструментом хозяйственного механизма для достижения высоких результатов при наименьших затратах.

Руководство системой экономического анализа осуществляет, как правило, начальник экономической службы АТП. Основные работы выполняют сотрудники экономической службы. При этом планово-экономический отдел анализирует показатели статистического учета :

— производительность труда
— численный состав работающих
— среднюю заработную плату
— использование оборудования
— текучесть рабочей силы
— подготовку кадров и пр.

Бухгалтерия анализирует показатели бухгалтерского учета :

— сдачу готовой продукции
— себестоимость
— фонд заработной платы
— материальное снабжение
— реализацию продукции
— рентабельность
— финансовое состояние и др.

Основу любого финансово-экономического анализа составляет информационное обеспечение, т.е. система данных и способов их обработки, позволяющих изучать реальное состояние управляемого объекта, измерять влияние факторов, его определяющих, а также выявлять возможность осуществления управляющих воздействий.

Источниками или информационным обеспечением ФЭА служат стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, учетная документация, месячные и квартальные планы, суточные и сменные задания и т.д.).

Методы ФИА отличаются большим разнообразием , но для них характерны следующие общие черты:

— оценка деятельности предприятия с позиции роста эффективности производства
— определение влияния отдельных факторов на конечные результаты деятельности .

Классическими методами анализа являются наблюдение, сравнение, детализация, подстановки, корреляция, экономико-математические методы анализа и др .

По времени анализ бывает ежедневный, месячный, квартальный, годовой. При ежедневном анализе АТП ограничиваются данными путевых листов. В них содержатся ежедневные основные показатели работы предприятия: выполнение работ, коэффициент использования техники, численный состав, текучесть кадров, потери рабочего времени (простои), выполнение норм выработки, нормативное использование ГСМ и т.д.

При месячных и годовых анализах составляются отчеты, объяснительные записки, доклады и заключения. В выводах и предложениях указываются пути и сроки устранения имеющихся недостатков в работе и конкретные мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства .

В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Прежде всего, исследуются существенные, основные определяющие факторы, влияющие на хозяйственные процессы.

Основными задачами финансово-экономического анализа являются:

— повышение научно-экономической обоснованности нормативов и бизнес-плана;
— объективное и всестороннее изучение по данным бухгалтерского учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, работ, услуг;
— расчет экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
— выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
— обоснование и испытание (проверка) оптимальных управленческих решений.

Финансово-экономический анализ является существенным элементом деятельности АТП. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятия используют методы финансового анализа для принятия решений по активизации своих интересов.

Основной целью финансово-экономического анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре актива и пассива, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом экономиста может интересовать, как текущее финансовое состояния предприятия, так и его проекция на ближайшие или более отдаленные перспективы, то есть ожидаемые параметры деятельности АТП.

Но не только временные границы определяют альтернативность цели финансово-экономического анализа, они зависят так же от целей субъектов финансово-экономического анализа, то есть конкретных пользователей информации.

В данной связи, наиболее значимым моментом для реализации решения принятого, руководством в ходе его взаимоотношений с коллективом, является рационализация распределения ресурсов предприятия, для АТП это, прежде всего, автотранспорт и ГСМ.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

Читать еще:  Анализ оценки эффективности управления организацией

Все это предопределяет важность проведения финансово-экономического анализа предприятия и повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансово-экономический анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Финансово-экономический анализ необходим для:

— объективной оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности АТП и его подразделений, действующих в условиях полного хозяйственного расчета;
— оценки степени использования производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления с точки зрения их влияния на общую эффективность и качество работы АТП;
— выявления закономерностей и тенденций развития производства, возможности совершенствования системы управления и установления эффективности принимаемых решений;
— выявления причин и факторов, влияющих на конечные показатели деятельности АТП по месту, времени и направлению их воздействия;
— прогнозирования ожидаемых результатов деятельности, подготовки материалов для принятия управленческих воздействий;
— разработки мероприятий по улучшению использования ресурсов, распространению передового опыта и ликвидации негативных явлений и причин плохой работы, контроля за выполнением намеченных мероприятий.

Финансово-экономический анализ необходим следующим группам его потребителей:

Сотрудники планово-экономического отдела АТП. Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для них важным является: оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.
Руководство АТП. Им важно знать, каковы будут отдача от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих капиталов.
Заказчики. Для них важно качество обслуживания, которое складывается прежде всего из уровня финансового состояния предприятия.
Кредиторы и инвесторы. Их интересует, какова возможность возврата выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать инвестиционную программу.
Поставщики. Для них важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и работы.

Таким образом, в финансово-экономическом анализе нуждаются все участники экономического процесса АТП.

Проведение анализа включает в себя три основных этапа: подготовительный, аналитический, заключительный.

Подготовительный этап заключается в составлении программы исследований и подготовки материалов для анализа. Программа определяется целью, задачами анализа и направлением практического использования результата. Разработанная программа анализа детализируется в календарном графике и составе участников.

Отбор, проверку и подготовку материалов проводят в зависимости от поставленной цели и программы анализа.

Аналитический этап заключается в определении направлений и причин отклонений, выявлении влияния отдельных факторов на результирующие показатели, установлении взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными факторами, оценке результатов и выявлении резервов. На этом этапе используются различные методы и приемы экономического анализа, современный математический аппарат, электронно-вычислительная техника.

На заключительном этапе анализа проводят глубокое обобщение результатов, разрабатывают предложения по устранению выявленных недостатков, составляют план мероприятий по повышению эффективности производства. Результаты анализа оформляют в виде всевозможных таблиц и графиков и сопровождают пояснительной запиской. В пояснительной записке также дают расчет экономического эффекта предлагаемых мероприятий и их влияния на отдельные и итоговые показатели работы АТП. Непременным условием заключительного этапа является контроль за выполнением намеченных мероприятий.

Анализ работы транспортного отдела предприятия по доставке продукции потребителям

3.3. Анализ работы транспортного отдела предприятия по доставке продукции потребителям.

Автотранспортный парк предприятия состоит из следующих автомобилей задействованных на доставке продукции (таблица 4).

Автотранспортный парк предприятия. Таблица 4.

Марка и тип автомобиля; грузоподъемность

Груз. Фургон ЗИЛ – БЫЧОК диз. 3 тонны.

Груз. Фургон ЗИЛ – БЫЧОК. диз. 3 тонны.

Груз. Фургон ГАЗ – ГАЗЕЛЬ. 1,1 тонны.

Груз. Фургон ГАЗ – ГАЗЕЛЬ. 1,1 тонны.

Груз. Фургон ЗИЛ. дизель 6 тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ. дизель 6 тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ. дизель 7 тонн.

Груз. Фургон МАЗ дизель 7 тонн.

Тягач/полуприцеп МАЗ дизель 20 тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) 5 тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) 5тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) 5тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) 5 тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) 5тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) 5тонн.

Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) 5тонн.

Груз. Самосвал ЗИЛ

Цистерна автозаправщик ЗИЛ

Полуприцеп ЗИЛ – СЗАП

Как видно из представленной таблицы в обслуживании потребителей (доставка продукции) задействовано 14 автомашин (преимущественно с бензиновыми двигателями). Для доставки продукции в торговые точки города и оптовикам в городе используются мало-среднетоннажные автомашины (ЗИЛ 5 тонн, БЫЧОК 3 тонны, ГАЗЕЛЬ 1,2 тонны), а для доставки продукции оптовым посредникам в регионах используются крупнотоннажные автомобили (ЗИЛ,МАЗ 7-20 тонн).

По сложившейся на предприятии системе распределения автотранспорта, в рейс по городу в 80 % случаев отправляются автомобили с бензиновым двигателем, большой грузоподъемностью (5 тонн) и большим расходом топлива на 100 км. пробега (ЗИЛ). Это объясняется тем, что грузчикам-экспедиторам удобнее выгружать продукцию из большого по размерам фургона, что бы не пересортить продукцию учитывая большой ассортимент.

Читать еще:  Анализ обеспеченности предприятия ресурсами

В таблице 5 представлены нормы расхода топлива на 100 км. пробега автотранспорта принятые на предприятии (составлены ПЭО и утверждены Управляющим).

Нормы расхода топлива Таблица 5.

Тип и марка техники.

Нормы расхода на 100 км./л

Для расчетов примем условно:

N — среднее число магазинов в одном рейсе;

L – средняя протяженность одного рейса;

M – средняя загрузка машины одного рейса;

e – число рейсов.

Среднее количество рабочих дней в месяце — 22 дня.

Характеристика рейсов по городу Таблица 6.

Ср. количество магазинов рейса

Ср. протяжен. одного рейса км.

Суммарно по 3 рейсам по периодам. Таблица 7.

Ср. количество магазинов

Ср. протяжен. рейсов км.

Стоимость транспортных расходов (по нормативам рассчитанным ПЭО и утвержденным Управляющим) для клиентов предприятия представлены в таблице 8.

Тарифы на транспортные услуги. Таблица 8.

Проведем расчет средней стоимости (Стр) доставки продукции по магазинам города (по периодам) при использовании автомобиля ЗИЛ, бензинового (Аи 80), грузоподъемностью 5 тонн, использую данные таблиц 5,6,7.(таблица 9). В данном расчете учитываем только затраты на топливо (переменные затраты), без учета затрат на заработную плату водителя, затрат на обслуживание автомобиля, амортизацию автомобиля (постоянные затраты).

Расчет транспортных затрат автомобиля ЗИЛ (5тонн)

Протяженн. Рейса, км

Расход топлива, л

Расход топлива факт, л

Стоимость топлива за 1 литр, руб.

Стоимость транспортных услуг, руб.

При использовании в рейсах по городу трех автомобилей ЗИЛ (5 тонных) сумма транспортных расходов по доставке продукции выглядит следующим образом (таблица 10).

Транспортные расходы на 3 автомобиля ЗИЛ (5 тонн)

Теперь, для сравнения, рассчитаем те же показатели для автомобиля ЗИЛ-Бычок, дизельного (ДТ), грузоподъемностью 3 тонны. (таблица 11).

Транспортные расходы автомобиля ЗИЛ-Бычок (3 тонны)

Протяженн. Рейса, км

Расход топлива, л

Расход топлива факт, л

Стоимость топлива за 1 литр, руб.

Стоимость транспортных услуг, руб.

Для автомобиля ГАЗ-ГАЗЕЛЬ, бензинового (АИ-92), грузоподъемностью 1,2 тонны (таблица 12).

Транспортные расходы автомобиля ГАЗ-Газель (1,2 тонны)

Протяженн. Рейса, км

Расход топлива, л

Расход топлива факт, л

Стоимость топлива за 1 литр, руб.

Стоимость транспортных услуг, руб.

Обобщая полученные результаты, составим сравнительную таблицу стоимости транспортных расходов (на топливо) для автомобилей разных марок (таблица 13).

Сравнительная таблица транспортных расходов при использовании автомобилей разных марок

Анализирую таблицу 13 можно сделать вывод что:

· При замене автомобиля ЗИЛ на автомобиль ГАЗ-Газель экономия стоимость топлива составляет 36,9%;

· При замене автомобиля ЗИЛ на автомобиль ЗИЛ-Бычок экономия стоимость топлива составляет 48,7%;

· При замене автомобиля ГАЗ-Газель на автомобиль ЗИЛ-Бычок экономия стоимости топлива составляет 18,6%.

Из всего вышеописанного следует следующий ВЫВОД:

Для развозки продукции по городу экономически целесообразно использовать автомашины с наименьшим расходом топлива (ЗИЛ — Бычок, ГАЗ-Газель). Средний тоннаж одного рейса по городу (1,2 тонны) вполне позволяет разместить весь ассортимент продукции и не произвести пересортицу при разгрузке машины грузчиками-экспедиторами. Учитывая экономическую ситуацию предприятия (банкротство, работа с убытками) экономия на топливе от 18,6% до 48,7% является необходимым условием снижения общезаводских затрат (один из возможных способов), и позволит уменьшить ежемесячный убыток предприятия.

На предприятии сложилась система покупки топлива для автомашин за наличный расчет водителями. Среди путей снижения затрат на топливо важным является переход на систему оплаты топлива по безналичному расчету (пластиковые карты), что позволяет снизить затраты на топливо и повысить контроль за расходами водителей. Например, компания «Славнефть — Ярославльнефтеоргсинтез» предоставляет скидку 5% при заправке по пластиковым картам. В феврале 2003 года предприятие заключило договор на частичное обслуживание автомобилей предприятия по пластиковым картам с компанией «Славнефть».

Доставка продукции оптовикам и торговым агентам в Северо-западный регион (Архангельская область) осуществляется транспортом предприятия (крупнотоннажные автомобили (7-20 тонн) ЗИЛ, МАЗ). При этом оптовые посредники оплачивают транспортные расходы (в один конец), а доставка продукции торговым агентам осуществляется за счет предприятия.

Обратно автомашины следуют порожние. Как вариант использования автотранспорта при возвращении из Архангельской области можно предложить:

· Приобретение гофротары и крафт-пакетов на Котласском ЦБК (в настоящее время начаты переговоры с руководством комбината о сотрудничестве);

· Предоставление транспортных услуг сторонним организациям заинтересованным в доставке продукции (или сырья) из Архангельской области.

Анализирую таблицу 4, мы видим, что на балансе предприятия числится 5 автомашин, не используемых в эксплуатации (восстановлению не подлежат) и подлежащих списанию. С этого транспорта предприятие уплачивает налог на имущество организаций (2% от балансовой стоимости имущества) и транспортный налог (7 руб/1 л/с при мощности автомашины от 100 до 150 л/с). Однако продать данный автотранспорт предприятие может только в порядке Конкурсного производства, через оценку и выставление на торги (на списание автотранспорт подать возможно при отсутствии балансовой стоимости).

Проведем анализ рабочего дня водителей автотранспортного отдела предприятия. Итоги «фотографии» рабочего дня водителей за месяц представлены в таблице 14.

Итоги «фотографии» рабочего времени водителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector