Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ цен на материалы

Блог Дмитрия Родина

Практично о сметном деле

Мониторинг цен. Законно ли требование заказчика приложить к смете прайсы 3-х поставщиков?!

Мониторинг цен в смете и три прайса поставщиков

В Академию сметного дела ежедневно поступает более 100 вопросов.

На прошлой неделе мы получили такой запрос:

«Проектный Институт разрабатывает рабочую документацию по договору возмездного оказания услуг. Заказчик, ссылаясь на п. 4.25 МДС 81-35.2004 считает, что Институт должен определять стоимость материалов и оборудования, отсутствующих в сметно-нормативной базе, на основании мониторинга цен. Заказчик требует прилагать прайс-листы или ТКП с данными о стоимости минимум 3-х возможных поставщиков, с включением в сметную документацию средней цены. Институт отказывается выполнять данные требования, ведь данная работа требует значительных дополнительных трудовых и временных затрат. Обоснован ли отказ Института исполнять требования Заказчика?»

А Вы задавались вопросом: на каком основании требуют представлять данные о стоимости материалов, оборудования от трех поставщиков? Какую стоимость включать в смету: среде арифметическое или минимальную величину?

Разберемся в письме ниже.

К нам, в крупнейшее профессиональное сообщество в России, поступает более полутысячи таких запросов в неделю. Ответить на каждый, к сожалению не успеваем, зато выносим наиболее актуальные на открытые мероприятия: вебинары, мастер-классы, интенсивы.

В эту среду в 10.00 мы продем интенсив на одну из фундаментальных тем “7 важных навыков, которые нужны каждому инженеру сметчику, для работы ресурсным методом. На эту тему нам задают много вопросов и мы все их детально рассмотрим на интенсиве.

За 2 часа мы разберем:

  1. навык определения стоимости оплаты труда рабочих;
  2. навык определения стоимости материальных ресурсов;
  3. навык расчета транспортных расходов;
  4. навык определения стоимости эксплуатации машин и механизмов;
  5. навык умения находить ответы на свои вопросы в методиках;
  6. навык определения стоимости накладных расходов и сметной прибыли;
  7. навык определения стоимости для организаций, работающих в разных системах налогообложения.

Возвращаемся к насущному вопросу.

В п. 4.25 МДС 81-35.2004 читаем:

«4.25. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций — производителей продукции.

В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.»

Именно на этот пункт методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ ссылаются эксперты, требуя у исполнителей предъявлять три прайс-листа или коммерческих предложения в обоснование сметной цены материалов и оборудования, отсутствующего в сметно-нормативной базе.

К сожалению, в данной формулировке нет четкого указания каким образом и чьими силами осуществляется мониторинг цен на материальные ресурсы.

С 2004 года, когда утвердили 35 МДС, было введено множество нормативных документов, внесены изменения в законы и кодексы.

Чтобы разобраться со всеми изменениями и отслеживать актуальность нормативов, сметчику, как никогда раньше, необходим навык работы с нормативными документами, понимание их иерархии и взаимосвязей.

Давайте развивать его вместе!

Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ введена статья 8.3. «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности» Градостроительного кодекса Российской Федерации. Здесь указано:

«5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов …

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.»

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов».

Совсем недавно, в мае 2019 года, в него были внесены изменения. Согласно новой редакции текста (постановление Правительства РФ от 15.05.2019 N 604) понятие мониторинга звучит так:

«мониторинг цен строительных ресурсов — сбор, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — строительство);»

В общих положениях к применению сборника «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве» указано:

« 7. При определении сметной стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, наименование которых отсутствует в настоящем сборнике ФССЦ-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов»

Согласно пункту 2.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 51/пр, при составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта.

В постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 17.09.2018) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» указано:

30. …Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, составляется с применением утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Кроме этого, подробно механизм проведения мониторинга цен на материальные ресурсы, а так же случаи, когда его проводить не нужно, описан в разделе 4 методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, утвержденной приказом Минстроя № от 20 декабря 2016 г. № 1001/пр.

Конечно, всегда необходимо помнить, что взаимоотношения Заказчика и Проектного института, Заказчика и Подрядчика регламентирует заключенный между ними договор и техническое задание. Именно там описываются все нюансы составления проектно-сметной документации, определения сметной стоимости работ и взаиморасчетов за выполненные работы.

Вот такая сложная взаимосвязь обоснованности, казалось бы, простого требования Заказчика прикладывать прайс-листы трех поставщиков при включении в смету материалов, отсутствующих в базе.

Если у Вас еще остались вопросы, обязательно приходите на интенсив и у Вас будет возможность получить на них ответы в прямом эфире!

Будем ждать Вас на интенсиве, при регистрации Вы сразу получите чек — лист на почту “Составление смет ресурсным методом”.

Анализ цен на материалы

Председатель Комитета города Москвы по ценовой политике

в строительстве и государственной экспертизе проектов

2.4.7. Информация по стоимости строительных материалов для модернизации и строительства Московского метрополитена после рассмотрения предоставленных обосновывающих материалов оформляется письмами Москомэкспертизы.

2.4.8. Текущая отпускная цена строительного материала каждого поставщика определяется на основании прайс-листа за текущий месяц. В случае если на сайте у прайс-листа не указана дата текущего месяца, то данные включаются только после уточняющего запроса организации, ведущей мониторинг (официальное письмо, факс, электронная почта), поставщику о действительности прайс-листа в текущем месяце.

Наблюдение за отпускными ценами на строительные материалы производится на единицу измерения, указываемую в прайс-листе производителя (поставщика). Если единица измерения отличается от единицы измерения в ТСН-2001.1 «Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции», то организацией, ведущей мониторинг, производится расчет приведенной текущей отпускной цены за единицу измерения из ТСН-2001.

2.4.9. Для получения более точной информации о ценах по каждой однородной группе материалов следует выбирать несколько материалов-представителей, по которым будет осуществляться мониторинг цен.

2.4.10. Для формирования сметных цен на строительные материалы берется минимальная цена по данным мониторинга.

Читать еще:  Анализ результатов деятельности

2.4.11. Отчет в виде сборника «Информация о ценах на строительные материалы, изделия и конструкции, изготавливаемые предприятиями строительного комплекса города» формируется ежеквартально в электронном (форматы Excel, PDF) и печатном вариантах.

Отчет в виде сборника «Информация по стоимости материалов, изделий и конструкций для модернизации и строительства Московского метрополитена» формируется еженедельно в электронном (формат PDF) и печатном вариантах.

Отчеты в электронном виде о результатах мониторинга цен на строительные материалы размещаются на официальном сайте Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов для свободного доступа всех заинтересованных лиц.

Электронный и печатный варианты отчетов хранятся в Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Часть II. Мониторинг отпускных цен на оборудование

Мониторинг отпускных цен на оборудование

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации проведения мониторинга отпускных цен на оборудование (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (утверждено постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2011 года N 48-ПП) и определяет порядок сбора и обработки информации о ценах производителей и поставщиков оборудования.

1.2. Мониторинг отпускных цен на оборудование проводится для обеспечения объективности расчетов за оборудование по объектам городского заказа и повышения эффективности использования средств бюджета города Москвы, в целях анализа тенденции изменения отпускных цен на оборудование на территории города Москвы. Данные мониторинга отпускных цен должны быть использованы при формировании сметных цен оборудования.

1.3. Принципами проведения мониторинга являются:

актуальность — информация должна отражать действующие на момент проведения мониторинга цены;

достоверность — информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть официально подтверждена производителем/поставщиком;

доступность — информация о результатах мониторинга должна быть доступной для заинтересованных лиц;

постоянство — мониторинг должен осуществляться на постоянной основе с ежеквартальной периодичностью.

1.4. Термины, используемые в Рекомендациях:

мониторинг — систематический сбор и обработка информации о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемой для принятия решений по обеспечению объективности расчетов за строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование;

оборудование — станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы, технологические линии и т.п. устройства, монтируемые и не требующие монтажа, предназначенные для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения;

производители оборудования — организации (предприятия) независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие производство оборудования;

поставщики оборудования — организации (предприятия) независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм (сбытовые подразделения производителей, торговые дома, дилеры), осуществляющие поставку оборудования в городе Москве;

дилер — юридическое или физическое лицо, закупающее оборудование оптом и торгующее им на территории города Москвы оптом, мелким оптом или в розницу;

отпускная цена на оборудование — цена оборудования (денежное выражение стоимости) в текущем уровне цен, в рублях, по которой производители и поставщики оборудования отпускают его потребителям, зафиксированная на основании информации, полученной от производителей и поставщиков;

текущий уровень цен — уровень цен месяца, в котором производится сбор информации.

2. Порядок мониторинга за отпускными ценами на оборудование

2.1. Мониторинг отпускных цен на оборудование осуществляется прямым наблюдением за фактически сложившимися отпускными ценами на поставляемую продукцию производителей (перечень цен или предоставление калькуляций) или за ценами дилеров на территории города Москвы. Для наблюдения используются отпускные цены, указанные в договорах поставки (с учетом условий договора), счетах, каталогах, прайс-листах поставщиков, в том числе размещенных на официальных сайтах или полученных по запросу (официальное письмо, факс, электронная почта), а также результаты конкурсов и аукционов.

Полученная информация о текущих ценах подвергается анализу на актуальность, достоверность и корректность, приводится к сопоставимому виду, после чего заносится в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования в соответствии с п.2.9.1 настоящих рекомендаций.

2.2. Мониторинг отпускных цен на оборудование осуществляется без учета НДС и других налогов, не входящих в себестоимость. Также не учитываются другие расходы, оплачиваемые отдельно, сверх цены производства. Если стоимость тары входит в стоимость оборудования, то цены на такие виды оборудования рассматриваются, включая затраты на упаковку.

2.3. За основу определения перечня наблюдаемого оборудования принимается номенклатура действующей редакции части 2 ТСН-2001.13-1 «Сборник средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь и принадлежности».

Номенклатура наблюдаемого оборудования может дополняться новыми видами, модификациями, применяемыми в строительстве города Москвы, учитывая правила отнесения к оборудованию, установленные Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года N 359, и СНиП IV-11-84 «Правила определения сметной стоимости оборудования». Новое оборудование включается в банк данных Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

2.4. Мониторингу подлежит оборудование российского производства, за исключением случаев, когда оборудование не имеет отечественных аналогов и его применение имеет технико-экономическое обоснование.

2.5. За основу определения перечня наблюдаемого оборудования принимается номенклатура оборудования, имеющаяся в действующей редакции части 2 ТСН-2001.13-1 «Сборник средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь и принадлежности». Отобранное для наблюдения оборудование (по разделам и группам) вносится в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования (п.2.9.1).

2.6. Мониторинг текущих отпускных цен одного вида (наименования) оборудования рекомендуется проводить не менее чем по трем поставщикам. В качестве поставщиков рекомендуется выбирать крупные или средние организации производителей или региональных дилеров, осуществляющих прямые поставки в городе Москве. У выбранных поставщиков оборудования должен быть неизменный ассортимент оборудования, по которому ведется мониторинг, ассортимент не должен носить разовый или случайный характер.

Для мониторинга уникального, специфического (изготовленного по индивидуальному заказу) или выпускаемого только одним предприятием оборудования разрешается осуществлять мониторинг менее чем по трем поставщикам. При данном мониторинге цена принимается по прайс-листу, выставленному счету поставщика или проводится проверка расчетно-калькуляционных материалов при предоставлении их производителем.

2.7. При проверке предоставленных производителями расчетных калькуляций отпускных цен на оборудование необходимо учитывать следующее:

2.7.1. Расчетная калькуляция отпускных цен должна содержать следующие статьи затрат: затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов и транспортно-заготовительные расходы для них, затраты на оплату труда с учетом страховых взносов, затраты на приобретение энергоресурсов (газ, водоснабжение, теплоэнергия, электроэнергия), амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др., а также прибыль.

2.7.2. Затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов должны учитываться по минимальным ценам города Москвы на момент составления калькуляций. Транспортно-заготовительные расходы должны быть подтверждены фактическими данными на момент составления калькуляций.

Для расчета энергоресурсов применяются тарифы, утвержденные Федеральной службой по тарифам РФ (газ, железнодорожные перевозки) и Региональной энергетической комиссией города Москвы (водоснабжение, водоотведение).

2.7.3. Размер средств на оплату труда основных производственных рабочих учитывается исходя из норм времени, действующих на предприятии-изготовителе, с поправкой на среднеотраслевые (ЕНИРы) затраты труда и тарифные ставки на уровне, установленном Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

2.7.4. Результаты расчетов калькуляции отпускной цены на единицу измерения оборудования могут быть оформлены в свободной форме, но должны содержать статьи затрат, указанные в пп.2.7.1-2.7.2 настоящих рекомендаций.

2.7.5. Прибыль учитывается как необходимая для дальнейшего воспроизводства в разных отраслях.

2.8. Реестр производителей (поставщиков) формируется в начале отчетного года организацией, проводящей мониторинг. По всем производителям (поставщикам) в реестре предоставляется информация о наименовании, форме собственности, адресе и контактной информации (сайт, телефон).

Реестр оформляется протоколом регистрации организаций по нижеприведенной форме:

Анализ цен конкурентов

Аналитика и анализ — важные инструменты, которые помогут построить по-настоящему прибыльный бизнес. Разберём, какие есть методы анализа цен, чем пользуются профессионалы и как нужно выстроить стратегию диагностики рынка или его отдельного сектора.

Читать еще:  Метод исследования экономического анализа это

Пошаговый алгоритм анализа цен конкурентов

Разберём перечень действий, используемый профессиональными экономистами и аналитиками.

Шаг 1. Сбор информации о конкурентах

Полностью копируя стратегию и ценовую политику конкурентов, нужно понимать, как они пришли к такой цене. Если взять две фирмы-конкурента, которые реализуют одинаковую продукцию, но начавшие бизнес в разное время, их цены будут абсолютно разные. Профессионалы всегда учитывают такой фактор, как время работы на рынке и стаж компании. Фирма, которая начала свою деятельность вчера, ещё не успела себя зарекомендовать, поэтому цена на её продукты может быть ниже (а иногда она первое время вовсе работает в минус, чтобы раскрутиться).

Шаг 2. Определение целей конкурентов.

Важно понимать, чего добиваются клиенты своей ценой. Они расширяют клиентскую базу или они выходят на максимум продаж или же они сбывают устаревшую продукцию. Для всех трёх целей будет разная цена и разный результат. Чтобы не прогадать, нужно смотреть на ситуацию в динамике.

Шаг 3. Анализ стратегии конкурентов.

Иногда фирмы сотрудничают вместе и в рамках акций и привлечения клиентов снижают цены или предлагают особые условия, чтобы войти в число лидеров рынка. Для примера, фирма, реализующая матрицы, получила контракт с корпорацией Samsung. В этом случае, она может уступить в цене, так как отобьёт стоимость за счёт рекламы от популярного бренда, в тоже время, Samsung реализует свои мониторы с дешёвой матрицей, поэтому снижает цену. Получается фиктивная скидка, которая создана не хаотично, а преднамеренно.

Само собой, после окончания рекламной кампании, цена вернётся в норму.

Шаг 4. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов.

Крайне важный шаг который может выделить новую фирму из конкурентов. Рассмотрим на примере.

Российская фирма soUse, которая производит смартфоны, выходит на рынок. У неё есть множество конкурентов, телефоны которых стоят дешевле, чем продукция мировых брендов. Цена ниже из-за того, что по характеристикам продукция не дотягивает до премиум-уровня. Но у soUse есть новая технология, благодаря которой телефон не разряжается по месяцу. В этом случае они не только не должны копировать цену конкурентов, а даже должны её повысить. То же самое работает и с сильными сторонами. Если при сравнении в равных условиях продукция проигрывает, бессмысленно устанавливать конкурентную цену, её всё равно никто не купит.

Шаг 5. Спектр возможных реакций.

По типу поведения отмечаются главные категории конкурентов:

  • Пассивный конкурент – заторможенная реакция либо полное её отсутствие.
  • Выборочный конкурент – реакция только на серьёзные опасные действия.

Для примера, на смену цен в своей сфере не обратит внимания, а на дорогую рекламную акцию – обратит.

  • Агрессивный конкурент – реагирует на всё быстро и непредсказуемо. Такие конкуренты создают нестабильную ситуацию на рынке, так как при корректно выстроенной стратегии действия всего нескольких фирм могут все испортить и аналитику цен придётся проводить заново.

Рынок не статичен и меняется в реальном времени. Те, кто умеет адаптироваться — получают всё, те, кто только стагнируют и ожидают чуда — находятся внизу рейтинга.

Шаг 6. Чёрный список конкурентов

Есть такие компании, которые готовые сделать всё, чтобы уничтожить конкурентов. Обычно это фирмы с большим капиталом, которые давно в деле. Им не составляет никакого труда демпинговать цены, расходуя собственные средства и время. Компании мирового уровня могут исказить статистику, создав множество дочерних фиктивных фирм. Нужно вычёркивать такие организации из статистики, так как они дают некорректные сведения.

Только совокупность всех факторов определят рентабельность и актуальность анализа. Ложка хороша к обеду, поэтому рекомендуется не тянуть с анализом и выполнять его как можно быстрее. Сделать это своими руками без опыта можно, но это будет долго и сложно.

Важные факторы

Такие параметры как сезон, оптовая и розничная цена, скидки, оверпрайс, наценка, часто не учитываются экспертами, а зря. Рассмотрим их подробнее, чтобы узнать настоящую цену.

За базу расчёта берется себестоимость. Это расчет того, сколько на самом деле стоит производство. Он включает ваше время, почасовую ставку, затраты на материалы и маркетинг, а также накладные расходы, такие как аренда, связь и транспорт. Правильный расчет стоимости вашего продукта или услуги является основой того, как вы будете оценивать свою работу.

ВАЖНО! Вы должны сохранять конфиденциальность своей себестоимости и не делиться ею с другими, такими как ваши розничные продавцы или конкуренты, иначе весь принцип ценообразования и анализа нарушится.

Розничная или оптовая цена

Это цена, которую вы взимаете с торговых покупателей. Это ваша себестоимость плюс наценка или прибыль. В качестве ориентира: обычно она примерно вдвое превышает вашу себестоимость. Но если себестоимость относительно высока, то она меньше. Так, например, если ваша себестоимость будет £ 150, тогда цена сделки / продажи будет около £ 250.

Это цена, которая публикуется в прайс-листе, и направляется розничным продавцам или дистрибьюторам. Не делитесь этим списком с широкой публикой или средствами массовой информации, иначе прибыль сильно пострадает.

Рекомендованная розничная цена

Это цена, которая отображается на вашей работе или в прайс-листе, и это цена, которую розничные продавцы или вы взимаете с широкой публикой (например, на своем веб-сайте или мероприятии типа “open studio”).

Эта розничная цена обычно составляет от 2,5 до 3-х раз по сравнению с торговой или полной продажной ценой, в зависимости от надбавки розничного продавца.

Обратите внимание, что розничному продавцу действительно нужна эта наценка, чтобы покрыть свои более высокие накладные расходы, такие как аренда магазина, налоги, деловые тарифы и персонал. Не подводите ритейлера, так как он очень быстро прекратит сотрудничество!

Сезонные колебания спроса могут повлиять на штатное расписание, планирование и движение денежных средств. Иногда эти изменения могут поставить под угрозу бизнес.

Предприятия разных отраслей могут управлять сезонностью по-разному. Некоторые пытаются диверсифицировать производственные линии, нанимать временную помощь или просто закрываться в течение медленного сезона.

Одним из наиболее распространенных и эффективных решений является предложение сезонных цен. Это означает взимание разных цен на товары и услуги в зависимости от того, будет ли это высокий или низкий сезон. Идея состоит в том, чтобы сгладить спрос, соблазняя клиентов низкими ценами в течение медленного периода, и в то же время максимизировать доходы с более высокими ценами, когда спрос высок.

Универсальный пример: смартфон Apple iPhone стоит 900$, а российский аналог soUse стоит 100$. Оба товара могут быть в одной ценовой категории, если вычесть наценку за бренд, размер партии, дату выхода (в день выхода ажиотаж растёт).

Сюда же можно отнести параметр масштаба ценового диапазона. Для категорий, где цены стартуют от миллиона, долларов, оба телефона будут внизу рейтинга, но в одной категории.

В таблице приведены моменты, на которые нужно обратить внимание

Что включено в сметную цену материала по новым правилам?

Все специалисты сметного дела знают, из чего в настоящее время складывается сметная цена материалов, изделий и конструкций, учитываемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Однако долго почивать на лаврах, опираясь на полученные ранее знания, сметчикам не суждено. Недавно принятые Минстроем России методические документы устанавливают новое понятие сметной цены материала, а так же изменяют правила определения его стоимости при разработке смет.

Минстрой России изменил понятие «сметная цена» строительного материала

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 1001/пр была введена в действие с 1 февраля 2017 года «Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства». Помимо этого документа с 31 марта вводится в действие «Методика применения сметных цен строительных ресурсов», утвержденная приказом ведомства от 8 февраля 2017 г. № 77/пр.

Читать еще:  Системный анализ магазина

Данные методические документы изменяют применявшийся годами подход к определению сметной цены материального ресурса и учета ее в сметной документации. Для того чтобы выяснить его отличия от нововведений, следует напомнить следующее.

Ранее расчет сметной цены материала, включаемой в сметную документацию в составе единичной расценки, либо отдельной позицией, опирался на положения «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99).


Согласно МДС рассматриваемая нами сметная цена на материал формировалась на основе составляющих ее элементов:

  • отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
  • наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
  • таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
  • стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ в составе единичных расценок на строительно — монтажные и ремонтно-строительные работы);
  • заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

Исходя из приведенного выше перечня, сметную цену на строительный материал можно было представить следующей формулой:

Цсм = Цотп + Нсб + Т + Цтр + Рзс

Цсм — сметная цена единицы измерения строительного материала, руб.;

Цотп — отпускная цена (с учетом тары, упаковки и реквизита) на единицу измерения материала, руб.;

Нсб — наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций, руб.;

Т — таможенные пошлины и сборы (при получении из-за границы), руб.;

Цтр — стоимость транспортировки материала, руб.;

Рзс — заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию, руб.

Рассчитанная указанным способом сметная цена и включалась напрямую (без дополнительных расчетов) в смету в составе единичной расценки при базисно-индексном методе, либо отдельной позицией при ресурсном методе. При этом следует уточнить, что в приведенных методах расчета сметная цена ресурса определялась соответственно в ценах по состоянию на 1 квартал 2000 года, либо в уровне цен, зафиксированных на период разработки сметы.

Что теперь будет включаться в сметную цену материала?

Согласно «Методике определения сметных цен на материалы…» теперь сметные цены должны будут определяться на основании информации об отпускных ценах на материалы, изделия, конструкции и оборудование (далее – материалы). При этом, если материал является отечественного производства, то отпускная цена включает в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), а также затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя. При зарубежном производстве материала его отпускная цена дополнительно должна учитывать затраты на доставку продукции до склада поставщика на территории Российской Федерации, погрузку на транспортные средства у склада поставщика, а также затраты на уплату пошлин, налогов и сборов, другие таможенные расходы в установленном порядке.

Иные виды затрат, а именно, стоимость транспортировки до объекта и заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию, теперь в сметную цену материала включаться не должны.

При всем при этом сметная цена будет рассчитываться как средняя арифметическая величина, взвешенная с учетом отпускных цен (цен реализации) на конкретный вид ресурса и объема реализации за отчетный период всех производителей (поставщиков) материальных ресурсов по субъектам Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от страны-производителя, формула формирования отпускной цены ресурса, признаваемой его сметной ценой от конкретного производителя (поставщика) можно представить в следующем виде:

а) для материала, произведенного в Российской Федерации:
Цотп = Цп + Сзч + Стур + Сп

б) для материала, произведенного за рубежом:
Цотп(имп) = Цп(имп) + Сзч + Стур + Стр + Т + Сп

Цотп — отпускная цена (цена реализации) отечественного производителя на единицу измерения материального ресурса, руб.;

Цотп(имп) — отпускная цена на материальный ресурс зарубежного производства, руб.;

Цп — цена приобретения единицы измерения материального ресурса у отечественного производителя, руб.;

Цп(имп) — цена приобретения (поставки) единицы измерения материала зарубежного производства лицом, осуществившим его ввоз в Российскую Федерацию, руб.;

Сзч — стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), руб.;

Стур — стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), руб.;

Сп — затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя, руб.;

Стр — затраты на доставку продукции зарубежного производства до склада поставщика, включая необходимые погрузо-разгрузочные работы, руб.;

Т — затраты на уплату пошлин, налогов и сборов, другие таможенные расходы, руб.

Какие дополнительные затраты должны будут учитываться в смете помимо сметной цены материала?

Одним из важнейших принципов экономики является включение в себестоимость продукции (товара, услуги) затрат и издержек, понесенных при ее производстве. Так и в себестоимость строительной продукции должны включаться не только затраты на приобретение материальных ресурсов, но и иные их виды. К таким затратам можно отнести стоимость перевозки материалов на строительный объект, затраты, связанные с размещением заказов на их поставку, приемку, учет, хранение на складе, мероприятиями по подготовке к установке (монтажу), а также с передачей материалов для выполнения строительно-монтажных, либо ремонтных работ.

Надо отдать должное Минстрою России, что он при введении новых правил формирования сметной цены материалов, не исключил из общей сметной стоимости затраты на перевозку материалов и заготовительно-складские расходы, предусмотрев возможность их учета в «Методике применения сметных цен строительных ресурсов».

В соответствии с положениями данного документа указанные затраты теперь будут определятся при расчете итоговой сметной стоимости материального ресурса и добавляться к его сметной цене по установленной в Методике формуле, при этом цена услуги на перевозку груза будет устанавливаться Министерством.

Сметная стоимость материала потеряла наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций

Однако, при нововведениях без «ложки дегтя в бочке меда» для строителей все-таки не обошлось.

Скорее всего, при формировании нового подхода к определению стоимости материальных ресурсов Министерство руководствовалось принципом сокращения необязательных, по их мнению, издержек в себестоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, отнеся к ним и ранее учитываемые наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций.

Теперь при формировании предложения по цене контракта (договора) подрядные организации должны знать, что объявляемая заказчиком стартовая цена не сможет учитывать затраты и прибыль снабженцев, дилеров, дистрибьюторов и иных лиц, причастных к поставкам материальных ресурсов на объект.

Последствия такого исключения, должны были бы привести к изменению в планировании и логистике обеспечения объектов материалами и оборудованием, однако на сегодняшний день большинство подрядных организаций уже научились считать и экономить деньги, установив для себя оптимальные условия поставки стройматериалов. Скорее всего, массового изменения налаженных схем и связей с поставщиками не произойдет, а вот сметная стоимость работ понизится.

Когда сметчикам необходимо будет исполнять требования методик

Подводя итог анализа новых правил расчета, как сметной цены материальных ресурсов, так и их итоговой сметной стоимости, учитываемых при разработке сметной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов следует отметить следующее.

Вступление в действие двух указанных выше методик не приведет к моментальному выполнению их требований и положений со стороны сметчиков. Реальное применение и исполнение таковых со стороны разработчиков сметной документации возможно только тогда, когда полноценно и в полном объеме заработает Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС) и все те изменения, которые были внесены в Градостроительный Кодекс Российской Федерации летом 2016 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector