Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функционально стоимостной анализ персонала

Функционально стоимостной анализ персонала

Библиографическая ссылка на статью:
Федина К.В. Применение функционально-стоимостного анализа в системе управления персоналом предпрятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15627 (дата обращения: 07.02.2019).

В последние десятилетия произошли принципиальные изменения в системе управления предприятиями (организациями). Следствием таких изменений стали новые подходы к качеству управления персоналом.

Для повышения качества управления персоналом необходимо решить ряд проблем, связанных с изменением в системе управления персоналом. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает повышение эффективности управления персоналом. Исходя из этого наблюдается повышенный интерес к новым методам и подходам управления персоналом. Современные представления об управлении базируются на том, что работу с персоналом необходимо четко анализировать и улучшать. Одним из эффективных методов анализа и повышения эффективности управления персоналом предприятия является функционально-стоимостной анализ (ФСА).

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы управления предприятием и его персоналом. Данный метод в наибольшей степени используется при анализе функций управления. ФСА ориентирован на снижение затрат ресурсов при производстве, упрощение и повышение эффективности аппарата управления и снижение численности персонала за счет повышения эффективности труда. То есть, данный метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов.

Таким образом, конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных вариантов того или иного практического решения. В данном методе успешно используются передовые приемы и элементы инженерно-логического и экономического анализа. Отличительной особенностью метода является его высокая эффективность. Как показывает практика, при правильном применении ФСА снижение издержек производства обеспечивается в среднем на 20-25% [3, с. 231].

Осуществление ФСА предполагает определенную последовательность этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедренческий. Они хорошо вписываются в принятую последовательность разработки проекта по совершенствованию системы управления организацией (предприятием), персоналом.

Предпроектная подготовка охватывает подготовительный, информационный и аналитический этапы ФСА, проектирование – творческий, исследовательский и рекомендательный этапы ФСА, а внедрение – этап внедрения результатов ФСА [1, с. 9].

На подготовительном этапе осуществляется комплексное обследование состояния производства и управления организацией, выбирается объект исследования, определяются конкретные задачи проведения анализа, составляется рабочий плана и приказ о проведении ФСА. На этом этапе используются методы самообследования, интервьюирования, фотографии рабочего дня, анкетирование и т.п.

Информационный этап включает сбор, систематизацию и изучение сведений, характеризующих систему управления персоналом или отдельные ее подсистемы, а также данных по аналогичным системам и передовому опыту совершенствования управления. На этом этапе используются те же методы, что и на подготовительном этапе.

Аналитический этап включает:

— формулировку, анализ и классификацию функций, их декомпозицию;

— анализ функциональных взаимосвязей между подразделениями аппарата управления;

— расчет затрат по выполнению функций.

На данном этапе определяются степень значимости функций и причины их несоответствия уровню затрат, выявляются излишние, вредные, несвойственные, дублируемые функции, формулируются задачи по поиску идей и путей совершенствования системы управления персоналом. При этом используются методы анализа.

Творческий этап – самый ответственный этап. Он подразумевает выдвижение идей и способов выполнения поставленных задач, формулирование вариантов их реализации, предварительную оценку и отбор наиболее целесообразных и реальных из них. На данном этапе рекомендуется использовать такие методы, как творческие совещания, коллективный блокнот, контрольные вопросы, морфологический анализ.

На исследовательском этапе описывается каждый отобранный вариант, проводится их сравнительная организационно-экономическая оценка и отбирается для реализации наиболее рациональных из них, а также осуществляется разработка проекта системы управления персоналом с обоснованиями, охватывающими всю систему управления персоналом или отдельную подсистему, подразделение.

Рекомендательный этап включает анализ и утверждение проекта системы управления персоналом, разработанного с использованием данного метода, принятие решения о порядке его внедрения; составление и утверждение плана-графика внедрения рекомендаций ФСА.

Этап внедрения результатов – заключительный этап ФСА. Он включает:

— социально-психологическую, профессиональную, материально-техническую подготовку к внедрению;

— разработку системы мотивации по внедрению проекта;

— обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала организации;

— оценку экономической эффективности реализации проекта.

Среди преимуществ ФСА можно выделить качественную реализацию управленческих функций, выявление и сокращение дублирующих и излишних функций [2, с. 82].

ФСА, как уже было отмечено, показал на практике высокую эффективность, однако для его применения необходима специальная подготовка персонала.

Основные трудности, с которыми сталкиваются специалисты при проведении ФСА, связаны с недостатком или отсутствием исходных данных о процессах и стоимости ресурсов, потребляемых этими процессами. В ходе проведения ФСА эти данные необходимо собирать и обрабатывать. Особенностью проведения ФСА является также то, что нельзя правильно определить стоимость основного процесса, не определив предварительно стоимость обеспечивающих процессов и процессов управления. Из-за этой особенности метода ФСА его внедрение часто приводит к противоречию со стремлением менеджеров компании фокусироваться на основных процессах предприятия, отодвигая на второй план процессы управления и обеспечивающие процессы [3, с. 235].

Трудоемкость метода предполагает также необходимость использования соответствующих средств обработки информации, что делает метод ФСА достаточно дорогим. При проведении ФСА системы управления персоналом выявляются причинно-следственные связи, которые определяют перенос стоимости с ресурсов на продукты. Метод ФСА не дает ответа на вопрос, как изменять эти причинно следственные связи, чтобы улучшить деятельность предприятия, но дает возможность увидеть, где эти причинно-следственные связи являются «плохими» [3, с. 235].

Таким образом, метод ФСА является необходимым шагом на пути улучшения деятельности предприятия с точки зрения преобразования стоимости, а также производства добавленной стоимости. Наглядность и простота подхода обеспечивают функционально-стоимостному анализу значительные перспективы в применении в системе управления предприятием и персоналом.

Методика функционально-стоимостного анализа (ФСА) труда управленческого персонала

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) управленческого труда персонала — это метод технико-экономического исследования функций управления организации! любого уровня иерархии, направленный на поиск путей совершенствования и резервов снижения затрат на управление организации на основе выбораэкономичных способов осуществления функций управления в целях повышения эффективности управления и достижения наивысших производственных результатов.

ФСА системы управления основывается на принципах;

· функционального подхода, т.е. исследования функций управления, обеспечивающих выработку, обоснование и принятие управленческих решений заданного уровня качества для достижения результата — получения запланированного объема и состава потребительных стоимостей при минимальном уровне общественно необходимых затрат на управление и производство;

· системного подхода, т.е. исследования объекта как системы, включающей в себя кадры управления, технические средства управления, информацию, методы организации управления, технологию управления организационную структуру, решения, т.е. составные элементы, без которых невозможно осуществление функций управления. Рассматриваются внутренние связи объекта между элементами, находящимися во взаимодействии, а также внешние связи объекта — составной частью системы управления более высокого уровня;

· народнохозяйственного подхода к оценке результатов управленческой дея­тельности и затрат на содержание аппарата управления производством;

· соответствия степени значимости функций управления размеру затрат и уровню качества их осуществления;

· коллективного творчества для поиска и выработки наиболее эффективных ва­риантов совершенствования управления производством.

· ФСА системы управления включает разработку методов по совершенствованию системы управления действующей организации и в период реконструкции или технического перевооружения, а также при возникновении каких-либо производственных ситуаций (узких мест).

· В последнем случае объектом анализа выступает не вся система управления, а отдельная подсистема, производственное или функциональное подразделение.

· Целями ФСА производственной системы управления организации или отдельной ее составной части являются:

· сокращение затрат на осуществление функций управления при сохранении или повышении уровня их качества;

· повышение эффективности работы аппарата управления организации для достижения наилучших производственных результатов.

· Основные задачи ФСА системы управления:

· достижение наилучшего соотношения между эффективностью работы аппарата управления организации и затратами на его содержание;

· снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение ее качества;

· повышение эффективности трудовой деятельности управленческих работников и рабочих производственных подразделений;

· улучшение использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

· улучшение использования производственных фондов;

· сокращение или ликвидация брака;

· устранение узких мест и диспропорций в управлении и производстве.

Организация и проведение ФСА системы управления в организациивозлагается на специалистов лабораторий (отдела) НОТ и управления; отдела организации производства и управления, экономической лаборатории, отдела АСУ, подразделений ФСА. В последнем случае в состав подразделений ФСА необходимо ввести штатные единицы инженеров-экономистов по организации управления пли других специалистов управления.

Читать еще:  Корреляционный анализ используется для изучения ответ

Результаты ФСА системы управления должны использоваться органами управления отрасли, организации при планировании мероприятий по совершенствованию управления и регламентированию управленческого труда.

Рассмотрим принципы, основные понятия и определения ФСА.

Объекты ФСА — это система управления (аппарат управления), организация, функциональные, целевые, обеспечивающие подсистемы (функциональные подразделения), а также их составные части — элементы: кадры управления, технические средства управления, информация, методе управления, технология управления, функции управления, организационная структура управленческие решения.

ФСА трудовой деятельности персонала включает следующие этапы:

На подготовительном этапе комплексно обследуется состояние производства и управления организации, обосновывается выбор объекта анализа, определяются конкретные задачи и составляется рабочий план проведения ФСА.

На информационном этапе отбираются, систематизируются и анализируются данные, характеризующие систему управления организации или отдельные еe подразделения, а также данные по аналогичным системам.

На аналитическом этапе формулируются, анализируются и классифицируются функции, их декомпозиция, функциональные взаимосвязи между функциональными подразделениями в аппарате управления, дается стоимостная оценка функций; определяется степень, значимости функций, причины несоответствия между значимостью функций, уровнем затрат и количеством их осуществления; выявляются излишние, вредные, несвойственные и дублируемые функции.

На аналитическом этапе выявляют резервы совершенствования управления организацией, трудовой деятельности функционального подразделения или работника и сокращение затрат на содержание аппарата управления; этот этап заканчивается постановкой задачи по поиску идей и путей совершенствования трудовой деятельности управленческих работников.

На творческом этапе выявляют способы выполнение, функций управления, формируют на их основе варианты функций; оцениваются и отбираются наиболее целесообразные и реальные из них. Творческий этап, как наиболее ответственный, требует привлечения высококвалифицированных специалистов-экспертов. Для нахождения возможно большего количества вариантов путей совершенствования управления организацией, трудовой деятельности функционального подразделения или работника рекомендуется использовать методы творческого мышления. Методы поиска идей выбираются с учетом особенностей объекта анализа и конкретных ситуаций, сложившихся в процессе выполнения функций управления. Данный этап заканчивается предварительным отбором вариантов совершенствования управления организаций. Рекомендуется учитывать величину затрат на управление, уровни качества осуществления функций управления и основных показателей работы организации, функционального подразделения или работника.

На исследовательском этапе подробно описывается каждый вариант с применением схем; графиков, моделей, оперограмм, функциональных диаграмм, проектов положений о подразделениях и другой регламентирующей документации; приводится сравнительная технико-экономическая оценка вариантов совершенствования трудовой деятельности на основе заключений экспертизы; отбираются рациональные для реализации варианты; все предложения делятся на следующие группы: реальные и возможные к осуществлению; возможные к осуществлению, но в данных условиях не реализуемые; теоретически сложные, но пока практически не реализуемые; нереальные предложения.

На рекомендательном этапе рассматриваются и утверждаются рекомендации по совершенствованию управления организацией, функциональным подразделением и принимаются решения относительно их реализации. Рассчитываются затраты на разработку рекомендаций и их внедрение, ожидаемая экономическая эффективность.

На этапе внедрения результатов ФСА ведется социально-психологическая, профессиональная, материально-техническая подготовка работников аппарата управления, имеющих отношение к объекту анализа. Здесь разрабатывается система материального стимулирования внедрения рекомендаций и оценивается фактическая экономическая эффективность от внедрения результатов ФСА управления организацией (трудовой деятельности функционального подразделения или управленческого работника). Разрабатывается план-график внедрения рекомендаций.

Функционально стоимостной анализ персонала

Тенденции мировой экономики требуют пересмотра актуальных подходов к управлению и ресурсосбережению, применения новых методов совершенствования эффективности деятельности социально-экономических систем, комплексного организационного проектирования.

Одним из таких методов является функционально-стоимостной анализ, который ориентирован на снижение затрат ресурсов при производстве, упрощение и повышение эффективности аппарата управления и снижение численности персонала, за счет повышения эффективности труда.

Бурное развитие комплексного организационного проектирования систем управления сопровождалось отработкой арсенала методов совершенствования управления. Не все традиционные организационные методы отвечают требованиям, предъявляемым организационным проектированием. Новый объект проектирования – система управления организацией, являясь сложной социально-экономической системой, потребовал создания новых методов, способных проникнуть вглубь явлений, происходящих внутри этой системы, и учесть сложнейшие взаимосвязи с ее другими системами [3].

Функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности [8].

Подход, основанный на функционально-стоимостном анализе (ФСА) (в англоязычной транскрипции – Activity Based Costing, ABC), является намного более точным в распределении суммарных фактических затрат на продукты и услуги, которые порождают эти затраты. С точки зрения стратегического управления, ФСА является полезным финансовым инструментом. В его основе лежит бизнес модель организации с детальным описанием бизнес-процессов, реализующихся на предприятии.

Процедура функционально-стоимостного анализа систем управления состоит из следующих этапов:

После выявления «зон неэффективности» и определения приоритетных задач и направлений для преобразований, на основе результатов функционально-стоимостного анализа, необходимо конкретизировать альтернативные варианты реализации функций, процессов, которые обеспечат большую эффективность.

В качестве практического примера рассмотрим деятельность отдела обучения персонала одного из предприятий г. Челябинска, для оптимизации деятельности которого был использован функционально-стоимостной анализ.

Основными задачами данного отдела по обучению персонала являются:

По результатам анализа представленных данных можно построить функциональную модель для структурного подразделения, которая характеризует распределение функций среди работников отдела.

На основании построенной функциональной модели подразделения целесообразно оценить значимость каждой функции, долю затрат на каждую функцию от общей стоимости всех функций. Представим для примера часть функций отдела обучения персонала и выделим следующие показатели: значимость, доля затрат и трудоёмкость (табл. 1).

Сводный перечень функций отдела

Кол-во часов в месяц

Доля стоимости функции

Изучение потребности подразделений предприятия в квалифицированном персонале

Мониторинг рынка услуг

Организация обучения и аттестации, оценки работников предприятия.

Организация обучения и аттестации персонала, обслуживающего опасные производственные объекты

Адаптация вновь принятого персонала

Организация и проведение работы с целевиками Вузов

Методическое сопровождение всеми видами и формами профессионального обучения

Документирование процесса обучения (оформление договора, формирование пакета отчётных документов: акт вып. работ, сч.-факутра

Подбор преподавателя для подготовки персонала

Для выявления функций, на которые приходится наибольший объем затрат, построим диаграмму Парето, где функции располагаются в порядке уменьшения стоимости (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма Парето

На представленном рисунке выделим три группы функций:

Анализ по уменьшению стоимости функций процесса ведется в первую очередь по функциям, попадающим в первую группу (табл. 2).

Перечень наиболее затратных функций отдела

Организация обучения и аттестации, оценки работников предприятия

Адаптация вновь принятого персонала

Мониторинг рынка услуг

Документирование процесса обучения (оформление договора, формирование пакета отчётных документов: акт вып. работ, сч.-фактура)

Организация обучения и аттестации персонала, обслуживающего опасные производственные объекты

Показатели значимости функций и затрат на их реализацию (рис. 2).

Рис. 2. Сопоставление стоимости и значимости функций отдела

В нашем примере метод функционально-стоимостного анализа позволил определить, что степень значимости функций по отношению к расходам на их осуществление носит недостаточно сбалансированный характер, это выражается в неоправданно высоких затратах на реализацию функций 2, 3, 4, 5, 8. Рассматривая выше диаграмму Парето, мы уже определяли, что указанные функции относятся к первой группе функций, чья суммарная стоимость составляет 59 % общей стоимости функций.

На основании вышеприведенной информации необходимо инициировать процесс реорганизации функциональной структуры отдела и решить ряд задач по совершенствованию реализации бизнес-процессов отдела обучения персонала. Это позволит либо повысить производительность труда в подразделении и за счет этого – увеличить количество реализуемых функций, либо снизить количество человеческих ресурсов, занятых в деятельности отдела.

ФСА как метод позволяет достигать более экономичного, менее ресурсоемкого способа функционирования любой организации или подразделения. Следует заметить, что ресурсосбережение на основе метода функционально-стоимостного анализа носит устойчивый и долгосрочный характер и может стать значимым конкурентным преимуществом компании, поскольку результаты оптимизации процессов на основе ФСА сложно скопировать и применить с сопоставимой результативностью – нужен индивидуальный подход к каждой организации или функциональной модели.

Наглядность и простота подхода обеспечивают функционально-стоимостному анализу значительные перспективы в применении во всех отраслях и направлениях менеджмента, однако, нужно отметить, что для полноценного системного внедрения данного подхода в бизнес-практику отечественных компаний, есть ряд факторов, осложняющих использование ФСА.

Читать еще:  Виды статистического анализа

К числу наиболее важных факторов, определяющих возникновение научных и практических проблем использования функционально-стоимостного анализа на системной основе в современных условиях хозяйствования, можно отнести:

Проведение функционально-стоимостного анализа является достаточно трудоемкой задачей. Основные трудности, с которыми сталкиваются специалисты при проведении ФСА, связаны с недостатком или отсутствием исходных данных о процессах и стоимости ресурсов, потребляемых этими процессами. В ходе проведения ФСА эти данные необходимо собирать, обрабатывать и уточнять. Но для ряда предприятий социальной направленности, как и соответствующих подразделений, применение функционально-стоимостного анализа оказывается единственной альтернативой для оценки и совершенствования собственной эффективности. Невозможность оценить и измерить производительность и результативность труда работников подобных структур является ключевой проблемой для управления их эффективностью. Именно метод ФСА позволяет комплексно решить данную проблему и на основе собственного инструментария создать механизмы оценки и управления непроизводственными функциями, трудом персонала, не связанного непосредственно с созданием добавленной стоимости, аппаратами управления и пр.

Трудоемкость метода предполагает также необходимость использования соответствующих средств обработки информации и привлечение высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, делает применение метода ФСА достаточно дорогим.

Однако для крупных компаний, находящихся на этапе развития и зрелости, – функционально-стоимостной анализ может обеспечить критически значимый прорыв в области ресурсосбережения или повышения эффективности деятельности организации, причем этот эффект будет иметь значительные долгосрочные синергетические позитивные последствия.

Рецензенты:

Неживенко Е.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и бухгалтерский учет» Южно-Уральского профессионального института, г. Челябинск.

Лаврентьева И.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Челябинского филиала РАНХиГС, г. Челябинск.

Функционально-стоимостной анализ сертификации персонала

экономические науки

  • Карамашева Наталья Викторовна , бакалавр, студент
  • Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева
  • СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ

Похожие материалы

Функционально-стоимостный анализ системы управления персоналом — метод технико-экономического исследования функций управления, направленный на поиск путей снижения затрат и повышения качества осуществления функций управления персоналом в целях роста конкурентоспособности и эффективности функционирования организации. Позволяет выбрать вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления персоналом, требующий наименьших затрат и являющийся наиболее эффективным с точки зрения конкретных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления персоналом и тому подобное [1].

Сертификация персонала — довольно сложная процедура, поэтому будет проводиться анализ только одной его части. Для выбора объекта исследования функционально-стоимостного анализа используется сопоставление долей себестоимости и функциональной значимости, то есть функционально-стоимостная диаграмма [2]. Выбрав объект исследования — сертификацию персонала, рассмотрим более подробно затраты на ее осуществление.

Ранжирование по затратам:

Ранжирование по значимости:

Ранжирование функций по значимости и затратам показало, что функция F5 имеет наибольшее рассогласование и занимает первое место по сумме затрат и значимости. Следовательно, «критический узел» — «Идентификация компетенций кандидата на соответствие требованиям профессионального стандарта по определенному квалификационному уровню», а функция — F5.

Предмет исследования функционально-стоимостного анализа — «Идентификация компетенций кандидата на соответствие требованиям профессионального стандарта по определенному квалификационному уровню», а именно «Дополнительный просмотр заявления и приложений к нему Органом по сертификации». Анализ функций «Идентификации компетенций кандидата на соответствие требованиям профессионального стандарта по определенному квалификационному уровню» проводится в 3 этапа:

  1. Определить функции, которые встречаются в проекте и определить классификацию типов функций.
  2. Внести функции в диаграмму FAST (техника анализа системы функций). Диаграмма показывает взаимосвязь функций и дает наглядное представление об их взаимоотношениях (с точки зрения значимости).
  3. Разработать соотношение затрат/функции, с помощью определения данных о затратах на процессы по разным функциям. Так можно выявить, какие функции несут чрезмерные затраты и не обеспечивают потребителю удовлетворяющей стоимости.

Анализ функций имеет конечную цель — выявление тех функций, которые не обеспечивают требуемый стоимости и нуждаются в улучшении.

Эффективность проектного варианта определяется по двум показателям: удельной потребительной стоимости и критерию интегрального качества — величине, обратной удельной потребительной стоимости.

Снижение затрат на «Идентификацию компетенций кандидата на соответствие требованиям профессионального стандарта по определенному квалификационному уровню» при осуществлении проектного варианта составит 1100руб., или 7%. Столько же составит общее снижение затрат на проведение сертификации персонала.

Затраты на проектную функцию F5 ниже, чем на существующую функцию F5, за счет уменьшения трудозатрат на «Дополнительный просмотр заявочной документации Органом по сертификации».

Идея В имеет большую величину потребительской стоимости предоставляемых услуг и проводимых операций нам удалось снизить стоимость процесса сертификации персонала на 7%, но при этом увеличить величину потребительской стоимости, что делает проектный вариант более конкурентоспособным по сравнению с существующим.

Проведен функционально-стоимостной анализ предмета — F5 — «Идентификация компетенций кандидата на соответствие требованиям профессионального стандарта по определенному квалификационному уровню», установлено, что функция F5.1 имеет наибольшее рассогласование между затратами (себестоимостью) и значимостью. Предложены мероприятия по их совершенствованию. Снизить затраты на сертификацию персонала можно только за счет услуг, трудозатрат либо исключения излишних функций [3].

В процессе сертификации персонала рассмотрение заявочной документации производятся 2 раза. Первичное рассмотрение заявочной документации и дополнительный просмотр заявочной документации, при этом, второй вариант обходится гораздо дороже, хотя производится вторично [4].

Снижение затрат можно осуществить за счет: уменьшения стоимости дополнительного просмотра заявочной документации Органом по сертификации, уменьшив эту стоимость вдвое, уменьшатся и трудозатраты Органа по сертификации на глубокий анализ заявочной документации [5].

Таким образом, снижение затрат произошло за счет следующего:

1. В первоначальном варианте стоимость услуги дополнительного просмотра заявления и приложений к нему Органом по сертификации составляла 1600 руб.

Затраты на услуги в проектном варианте: 1600_2=800 руб.

2. Снижение трудозатрат на дополнительный просмотр заявочной документации 600_2=300 руб.

Список литературы

  1. HR-Portal [Электронный ресурс]. URL:http://hr-portal.ru/varticle/funkcionalno-stoimostnyy-analiz-sistemy-upravleniya-personalom (дата обращения: 27.03.2017).
  2. Рыжова В.В. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач: учебное пособие. Инфра-М, 2011. 256 с.
  3. СистемаГАРАНТ [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/71433946/#ixzz4RO6IAmLu (дата обращения: 25.03.2017).
  4. Сертификация профессиональных квалификаций (на примере ракетно-космической отрасли) / В. А. Васильев, М. Н. Александров, А. И. Кобзарь // Технология металлов. 2013. № 7. C. 33-40.
  5. Николаева, Г. Добровольная сертификация персонала. Служба кадров и персонал. 2010. №7. С.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – метод технико-экономического исследования функций управленческого персонала организации.[1]

Актуальность. Метод ФСА наилучшим образом определяет соотношение между эффективностью труда и затратами на его содержание, а также повышает производительность труда сотрудников, улучшает использование производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Применение методики и техники функционально-стоимостного анализа оптимизирует деятельность управленческого персонала организации.

Цель проведенного исследования явилась разработка мероприятий по совершенствованию информационного и технического обеспечения системы управления персоналом.

Объектом исследования является система управления персоналом ООО «Предприятие».

Материал и методы исследования.

Для совершенствования информационного и технического обеспечения системы управления персоналом были минимизированы затраты и оптимизирована работа отдела управления персоналом (ОУП) посредством анализа функций ОУП на их организационную и стоимостную значимость для предприятия.

Были поставлены и решены следующие задачи: На ООО «Предприятие» внедрена пробная версия программного продукта в отдел управления персоналом (ОУП). Цель — минимизация неточностей (ошибок) в работе отдела и повышение скорости обработки информации. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники и расходы на заработную плату с начислениями на социальное страхование составляют 95% всех затрат на выполнение функций специалиста ОУП. Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет160ч.

Для проведения анализа функций отдела управления персоналом были рассмотрены должностные обязанности специалиста отдела управления персоналом, которые представлены в должностной инструкции и профессиональных стандартах, позволяющие определить соотношения качества, эффективности функций и затрат на их реализацию.

Функциональные взаимосвязи специалиста отдела управления персоналом с другими функциональными подразделениями предприятия представлены в таблице 1.

Схема функциональных взаимосвязей ОУП с другими функциональными подразделениями предприятия

Наименование функциональных подразделений

по охране труда

О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее использование, подготавливает и оформляет необходимую документацию;

Читать еще:  Задачи анализа ассортимента продукции

П – представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;

У – участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ;

С – согласовывает подготовленный документ по функции;

Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ

Для проведения ФСА нам понадобились данные организационно-технических и социально-трудовых затрат на осуществление функций специалиста ОУП (см. табл. 2), чтобы выяснить, какие из указанных функций требуют дальнейшей оптимизации.

Данные для определения затрат на осуществление функций ОУП (фрагмент)

Результаты исследования. Для выявления основных и вспомогательных функций, осуществляемых специалистом ОУП, необходимо построить диаграмму FAST. Основные функции должности располагаются на горизонтальной линии. Все вспомогательные функции располагаются либо сверху, либо снизу основных функций. Излишние функции выделены пунктиром (рис.1).

На основе выстроенной функциональной модели (диаграмма FAST) определяем организационно-технические и социально-трудовые затраты (фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование) на осуществление функций ОУП в стоимостном выражении по каждой функции в отдельности.

Рисунок 1. Диаграмма FAST.

Функция «Оформление приказов по личному составу» была определена как одна из основных. Расходы на эксплуатацию вычислительной техники, используемой при её выполнении, составили 22916 руб.:

(30000 руб. + 15000 руб. + 10000 руб.) = 55000 руб.

Предположительно, срок службы технических средств составит 10 лет. Тогда годовые амортизационные отчисления составят (55000 : 10) = 5500 рублей.

Зная периодичность обработки или составления документа в течение года по данной функции (50 раз), можно рассчитать долю регулярных амортизационных отчислений, приходящихся на выполнение данной функции ежемесячно:

(5500 : 12) * 50 = 22916 руб.

Затраты труда на выполнение данной функции составляют 12000 руб. Но данная функция выполняется 320 час. в год. Если учесть, что полезный фонд времени каждого сотрудника в месяц составляет 160 час., можно рассчитать социально-трудовые затраты работника:

(12000 * 320) : 160 = 24000 руб.

Отчисления на социальное страхование составят 8616 руб. :

24000 * 0,359 = 8616 руб.

Таким образом, общие затраты на выполнение данной функции с учетом использования технических средств и человеческих ресурсов составили: 24000 руб. + 8616 руб. + 22916 руб. = 55532 руб.

Аналогичным образом были взвешены все функции специалиста ОУП.

Согласно проведенному нами исследованию, затраты на осуществление всех функций специалиста ОУП в течение года составили 913133,75 руб.

Дальнейшее проведение функционально-стоимостного анализа требует определить степень значимости каждой функции, которую определяют эксперты (ими могут быть: директор по управлению персоналом, HR-руководители служб подбора, оценки и развития кадров предприятия, начальник отдела кадров, HR-специалисты кадровых агентств и служб занятости). В результате, эксперты составили матрицу парных сравнений функций и определили роль каждой из них, расставив их по убывающему приоритету в ранговой шкале. [2]

В парном сравнении, если какой-либо функции отдается предпочтение, то в соответствующем столбце ей присуждается 2 балла. Одновременно в строке другой сравниваемой функции выставляется 0 баллов. Если эксперту затруднительно сделать выбор в пользу какой-либо функции или он сомневается в своем предпочтении, то каждой анализируемой функции присуждается по 1 баллу. Пример заполнения матрицы парных сравнений функций предложен в таблице 3.

Матрица парных сравнений функций эксперт № 1 (фрагмент)

Далее, учитывая мнение всех экспертов, составляем сводную матрицу (табл.4) и рассчитываем средневзвешенное значение, тем самым снижая элемент субъективизма при определении значимости той или иной управленческой функции.

Экспертные ряды проверяем на их устойчивость по формуле 1:

Куст. = Зн. max/ Зн.min, (1)

где Зн. max и Зн.min – максимальное и минимальное значение ряда, соответственно.

Нормативным значением устойчивости ряда считается Куст. = 2.

Если значение Куст. ≥ 2, то одно из значений (максимальное или минимальное), выпадающее из числового ряда, необходимо удалить, после чего повторно провести расчет устойчивости экспертного ряда. Если коэффициент устойчивости ряда меньше или совпадает с нормативным значением, то ряд считается устойчивым. Это значит, что можно приступать к расчету среднеарифметического значения значимости функции. [3]

Сводная матрица позволяет проранжировать все функции отдела по степени их значимости (табл.4) и составить совмещенную диаграмму значимости функций управления отдела управления персоналом и затрат на их осуществление (рис.2).

Сводная таблица матриц парных сравнений функций (фрагмент)

Данная диаграмма наглядно демонстрирует, какие функции являются излишними, а какие из значимых функций требуют существенной организационно-технической доработки.

Анализ по уменьшению стоимости осуществления функций ведется, в первую очередь, по излишним функциям. Такие функции, как «участие в реализации «зарплатного» проекта», «контроль выполнения графика отпусков», «подготовка уведомлений на работников о начале отпуска», в ходе исследования были определены как излишние. Итак, затраты на выполнение излишних функций составили:

62674 + 137401,5 + 10547,29 + 56655 = 267277,79 рублей в год.

Теперь требуется разработать варианты идей по уменьшению стоимости работ специалиста ОУП, в том числе и за счет упразднения излишних функций.

С этой целью приступим к заполнению карточки идей (табл.5), в которой излагаются и отбираются (методом парного сравнения) для дальнейшего внедрения в практику работы предприятия наиболее оптимальные идеи, позволяющие значительно оптимизировать процесс управления персоналом. Рассчитаем организационный и экономический эффект от внедрения каждой предложенной идеи, чтобы сделать окончательный выбор мероприятия.

Рисунок 2. Диаграмма значимости функций управления

отдела управления персоналом и затрат на их осуществление.

Эффект от реализации идеи №1 «Исключить излишние функции» составил: организационный – 1390 часов, экономический – 237646 рублей.

Идея №2 «Выявление резервов и перераспределение участия сотрудников в выполнении важных функций» заключалась в поисках резервов при выполнении излишней функции «Участие в реализации «зарплатного» проекта». В качестве резерва – высвободившееся время специалиста ОУП (с заработной платой 12000 руб.), инженера по труду (с заработной платой 20000 руб.), которое мы перераспределяем на выполнение основной функции «Ведение табеля учета рабочего времени», и вменяем в обязанность определить регламент для «Выдачи справок по требованию».

Карточка идей

резервы и перераспределить участие сотрудников в выполнении важных функций

Оптимизация труда и занятости имеющихся в наличии работников, выполняющих функции ОУП.

Совершенствование профессиональных компетенций сотрудников с учетом работы с новым программным сопровождением.

Развитие персонала ОУП.

Затраты на покупку программного продукта будут меньше, чем затраты на выполнение излишних функций.

1. Исключить излишние функции. 2. Закупить программный продукт.

3. Повысить квалификацию специалиста ОУП – направление: обучение работы с новым пакетом прикладных компьютерных программ.

4. Перестроить функциональную матрицу сотрудников ОУП (оптимизировать трудозатраты).

Функцию «Сбор сведений об использовании рабочего времени сотрудниками (фотография рабочего дня)» должен выполнять не специалист ОУП, а инженер по нормированию труда. В связи с этим, трудозатраты по выполнению данной функции следует перераспределить на одну из основных функций – «Подготовка, учет, заполнение и хранение личных дел на работников». Экономия составит 750 часов и 37542 рублей.

Идея №3. Произведем расчеты затрат на разработку и реализацию рекомендаций по закупке пакета прикладных компьютерных программ, преимуществом которой является снижение трудозатрат на выполнение необходимых функций специалиста ОУП, а недостатком – затраты на покупку программы (20200руб.) и обучение специалиста работе в данной программе (15000руб.). Рассчитав организационный эффект по пессимистическому прогнозу, программа сокращает время в 2 раза, а с учётом оптимистического – минимум в 3 раза.

Теперь требуется сделать анализ самих программных продуктов на их соответствие выполняемым отделом управления персонала функций.[4] Нами было проанализировано пять прикладных программ:

  • экспертная система «Директор по персоналу»,
  • компьютерная программа «Директор учебного центр1»,
  • компьютерная программа «Управление компетенциями подчинённых»,
  • компьютерная программа «Директор учебного центр2»,
  • модуль «Деловые игры для бизнеса».

В парных сравнениях пакетов прикладных компьютерных программ на первое место, с наиболее подходящими для системы УПО функциями, вышла экспертная система «Директор по персоналу», стоимостью 20200 рублей.

Далее вновь были пересчитаны затраты на осуществление уже обновленных функций ОУП с учётом частичного высвобождения специалистов в результате применения компьютерной программы.

Исходя из этого, составляем план-график внедрения наших идей.

Обсуждение полученных результатов. На основании расчетов было выявлено, что при исключении излишних функций и приобретении программного обеспечения сократятся трудозатраты сотрудников отдела управления персоналом и в рамках экономического эффекта от реализации планируемых мероприятий произойдет высвобождение порядка полумиллиона рублей (521 580,42руб.).

Социальный эффект проявляется в сокращении утомляемости за счет замены ручного труда специализированными компьютерными программами, рационализации труда и отдыха.

План-график внедрения нового проекта (фрагмент)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector