Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод морфологического анализа основан на

§6. Морфологический анализ

1. Какие часы показывают время абсолютно точно два раза в сутки?
2. Лесорубы пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5м?
3. В юношеской библиотеке полмиллиона книг и 50 тыс. читателей. Для библиотеки построено новое здание. Как переехать с наименьшими затратами?

Многим изобретателям приходила на ум заманчивая идея: а нельзя ли получить для каждой задачи список всех возможных вариантов решения? Ведь имея такой перечень, не рискуешь что-либо упустить.

В 1942 г. швейцарский астроном Ф. Цвикки предложил метод поиска решений технических задач, названный им морфологическим (типологическим) анализом (морфологический — касающийся внешнего вида или строения, т.е. формы). С помощью этого метода за короткое время ему удалось получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении, чем он очень удивил ведущих специалистов и руководителей своей фирмы.

Суть методавыявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков.

Признаки можно расположить в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком (матрицей). Это позволяет лучше представить себе поисковое поле решения задачи.

В результате направленного и системного анализа генерируется новая информация, которая при простом переборе вариантов ускользает от внимания.

Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа ее параметров.

1. Выделяем все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры.

2. Определяем шкалу значимости для каждого параметра (фактора).

3. Экспертно оцениваем в баллах значимость каждого фактора в пределах выбранной шкалы.

4. Складываем экспертные оценки по всем параметрам и по сумме баллов определяем, какой из вариантов предпочтительнее.

Пример. Решение задачи выбора профессии (или специальности) после окончания школы методом морфологического анализа. Допустим, ученика интересуют три профессии: 1) инженер-авиаконструктор, 2) наладчик ЭВМ, 3) водитель грузовика на междугородных рейсах. Эти номера вариантов профессий запишем в морфологическую матрицу (см. с. 40). В каждой профессии есть свои достоинства и недостатки. Какую из них выбрать?

Для решения задачи выберем наиболее значимые (для данного ученика) параметры и запишем их в морфологическую матрицу. Мы выбрали пять параметров, но их число может быть намного больше.

Во второй колонке запишем шкалу значимости (балл), по которой будем оценивать параметры. Необходимо отметить, что каждый из приведенных в примере параметров имеет разную значимость для разных людей. Поэтому при самостоятельном заполнении таблицы значения параметров будут различными.

В нашем примере наиболее значимый параметр — величина зарплаты, на втором месте — престижность и на третьем — возможность заниматься творческой работой. Остальные параметры оцениваются по более низким шкалам.

ТРИЗ плюс

Развиваем нестандартное мышление и творческое воображение

Книга в подарок

«Удивительные превращения КЛЯКСЫ»

Рубрики

Хочу знать больше

Конфиденциальность гарантирована

Популярные статьи

  • Нетрадиционные техники рисования — 41 613 просмотра(ов)
  • Круги Луллия — 26 728 просмотра(ов)
  • Морфологический анализ — 25 683 просмотра(ов)
  • ТРИЗ для детей — 20 052 просмотра(ов)
  • Системный оператор — 16 426 просмотра(ов)
  • Блоки Дьенеша в работе с детьми 2-3 лет — 12 934 просмотра(ов)
  • Морфологические таблицы (от 3-4 лет) — 10 490 просмотра(ов)
  • Волшебный экран (системный оператор) — 10 437 просмотра(ов)
  • Волшебные дорожки (2-4 года) — 10 198 просмотра(ов)
  • Развитие интонационной выразительности речи — 10 178 просмотра(ов)

Партнеры

Рекомендуем

Морфологический анализ

Метод морфологического анализа предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком. В отличие от большинства приемов ТРИЗ, эти игры и упражнения не получится проводить от случая к случаю, безсистемно. Но затраченные усилия вполне оправдывают себя. У ребенка развивается творческое воображение, формируется представление о мире как о бесконечном сочетании различных элементов, которыми можно управлять, метод способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов. Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

Метод морфологического анализа в его современном виде появился в 30-х годах прошлого века. Автором метода является Фриц Цвикки, швейцарский астроном, который использовал данный подход в ракетостроении. Благодаря методу морфологического анализа он смог не только за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений, но и предсказать существование нейтронных звезд, а так же предположить существование «адских звезд», описание которых крайне схожи с открытыми сорок лет спустя черными дырами.

Но корни метода морфологического анализа уходят в глубокую древность. Монах и логик Раймонд Луллий (1235-1315 гг.) в своем труде «Великое искусство» писал о том, что путем систематической комбинации очень малого числа принципов имеется возможность разрешить все проблемы философии и метафизики. Девять принципов Р. Луллия воплотились в приборах, где блоки одних окружностей вращались вокруг других. В результате перемещения окружностей относительно друг друга можно было получать различные высказывания и суждения. В современной ТРИЗ-педагогике используются упрощенные и модернизированные «Круги Луллия».

У Луллия были свои последователи и почитатели. Среди них – Джордано Бруно, отмечавший, что человеческое знание согласовано с природой и понятия ума соответствуют иерархии вещей и Г.Лейбниц, написавший труд «О сочетательном искусстве».

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.

Последовательность действий при морфологическом анализе:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали:

Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель. Данный пример – один из самых простейших. Мы не будем сейчас рассматривать материалы, форму, функциональность и др. Овладев самим принципом морфологического анализа, вы без труда сделаете это сами при необходимости. Несомненно, вы узнаете прием Объединения, но Морфологическая таблица дает значительно больше вариантов для творчества, нежели перебор и объединение случайно выбранных объектов мебели.

Усложненный вариант, но и более творческий, интересный — по вертикали и по горизонтали раскладываются части (подсистемы) объектов и комбинируются между собой.

Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства.

Основные элементы, которые мы разделим на 2 категории: для хранения одежды и вещей – шкаф, полки, тумбочка; и для отдыха и удобства – кровать, стул, стол.

Читать еще:  Анализ состава структуры и динамики затрат

Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:

А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол

Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол

В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

Мы так же можем добавить третью ось – например, материалы: дерево, пластик, ткань. Тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое.

В настоящее время метод морфологического анализа широко используется во всех областях человеческой деятельности.

Вот пример использования морфологической таблицы в литературе (источник), драматургом Александром Афиногеновым. На большом листе полуватмана он чертил таблицу, по вертикали и горизонтали вписывал имена всех героев пьесы, а затем заполнял клетки пересечений разными сведениями, касающимися взаимоотношений действующих лиц. В квадрате пересечения одного героя (отмечено + ) описывал все, что касается этого персонажа: его тип личности, характеристика, особенности речи, приметы, привычки и т.п. По горизонтали – взаимоотношения с каждым персонажем с позиции этого героя, а по вертикали – отношение каждого из персонажей к этому герою.

В следующей статье мы рассмотрим простейшую одномерную морфотаблицу, с которой следует начинать ознакомление детей 2-4 лет с морфологическим анализом.

Морфологический анализ ТРИЗ
методическая разработка по математике на тему

Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Одним из элементов ТРИЗ-технологии является метод морфологического анализа.

Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

Метод создан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. Получил известность с 1942 г. (США).

Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности. Применяется при исследовании проблемных ситуаций и выборе направлений решений.

Цель — создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

Суть метода — с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы объекта.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич — вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто — добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие — мешать и т.д.

Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного, где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.

Этим же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:

— Где наш герой будет жить?

— Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?

— Кто будут его друзья, а кто враги?

— Что интересного с ним произойдёт?

— Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?

— Чем закончится сказка?

С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).

Если ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:

· выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);

· время, место существования, обитания;

· положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;

· классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления

Лариса Медведева
Морфологический анализ как метод развития сильного мышления

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления.

Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением.

Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ — технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.

Читать еще:  Анализ конкурентов организации проводится с целью

Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-х годах 20 века.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В РТВ и ТРИЗ — методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфо таблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. На начальных этапах работы задействованы две горизонтали, далее можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.

Цель метода:

— Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

— Создавать условия для оценки ребёнком полученных идей.

— Учить детализировать наиболее удачные идеи.

— Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.

Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется, вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как младшие дети ещё не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.

Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток.На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели или картинки частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объекты, которые будем рассматривать. Начинаем с человека, перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с ребёнком,что делает человек в каждой ячейке: утром просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т. д. ; днём гуляет, обедает, ложится спать;вечером: играет, ужинает, смотрит телевизор, готовится ко сну; ночью спит. Затем можно добавить другой объект, например петушка, или кошку, собаку. Интересно использовать предметы рукотворного мира – тапочки, сандалики, игрушка т. д. получится интересная сказка.

Творческое задание — фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка).Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.

Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечка, в форме пик, круглый, спиральный, в форме креста.Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску.Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино.

В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.

Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали -форма, действие, части, цвет, характер.Части сторонних объектов применяются при создании животного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаются «крылатые зверята», у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.

Пример: платье.Параметры: действие, размер, количество отдельных деталей платья, вкус, цвет. Нарисованные платья могут двигаться, иметь много рукавов или воротничков, быть съедобными и т. д. По такой таблице могут создавать необычные рисунки и более опытные художники.

По тому же принципу, мы выполнили рисунки необычного растения, обуви для волшебника, транспортного средства для Бабы Яги. Получились забавные автомобильчики, у которых есть в наличии носы, уши, хвосты, паруса и ноги вместо колес.

Пройдя весь подготовительный этап работы с морфологическими таблицами, можно перейти к углубленной работе по математике. Упражнять в умении считать, решать примеры и составлять математические задачи.

Консультация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Для ГМО воспитателей. Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила: воспитатель.

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников О. В. Засименко, воспитатель, МОУ СОШ х. Бурковский, Среднеахтубинского района, Волгоградской области. «Детское экспериментирование – как.

«Игра как деятельность, форма и метод развития и саморазвития ребёнка» Игра подобна реке у которой два берега. Один берег реки-забава, другой-нравственный урок. Игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия — метод интервьюирования. Этот метод.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Поводы и причины детских истерик. Как помочь ребёнку выйти из сильного эмоционального возбуждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Юля» г. Феодосия Республики Крым Консультация для родителей.

Метод морфологического ящика

Метод морфологического ящика (морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Определение не очень понятное, но дальше на примерах мы его проясним.

Морфологический анализ был разработан для многомерных, не поддающихся количественной оценке проблем, где причинное моделирование и симуляция не дают нужного результата. Эту технику придумал Фриц Цвикки, американский астрофизик швейцарского происхождения. Метод применяется в изобретательстве, известен в ТРИЗ, пригодится каждому для генерации идей.

Читать еще:  Анализ показателей движения персонала

Применяя метод, проблему разделяют на фундаментальные элементы (весомые составляющие). Затем для каждого элемента задачи ищут возможное решение и путем слияния конкретных решений проблема в целом должна быть решена. Не существует «правильного» или «неправильного» способа использования этого метода, однако получение достаточных знаний о проблеме имеет важное значение для разработки наиболее эффективного морфологического ящика.

Пример

Этот метод настолько универсальный, что может использоваться в любой сфере – от творчества до приготовления печенья. В последнем случае элементы могут быть следующими:

  • Размер: маленький, средний, большой, огромный.
  • Основа: шоколадная, овсяная, банановая, ванильная.
  • Наполнение: заварной крем, клубника, малина, шоколад.
  • Текстура: ровная, с комками, пористая, гладкая.

Если мы хотим приготовить что-то новое, то только на основе этих параметров можем создать 256 разных комбинаций выпечки (конечно, если знаем, как сделать, к примеру, пористую текстуру).

Представьте теперь, какие возможности эта техника дает, если вы создаете персонажа. Чем больше параметров (критериев), тем больше комбинаций будет доступно. Это касается как его внешности, так и характера, прошлого, манеры поведения.

Так, драматург и сценарист Семен Лунгин в своей книге «Виденное наяву» описывает применение метода: «И. В. Шток, один из руководителей арбузовского семинара конца пятидесятых годов, куда мы с Ильей Нусиновым были приглашены, рассказал о том, как работал его близкий друг – драматург Александр Афиногенов, размышляя о действующих лицах своих пьес. Он, оказывается, изобрел даже некую таблицу, наподобие таблицы умножения».

В целом с помощью метода можно решать многие проблемы. Задача состоит лишь в том, чтобы разбить систему, продукт или проблему на составляющие и разместить в многомерной таблице. Затем вы просто выбираете интересные комбинации и анализируете каждую из них. Какие-то можно будет отбросить сразу, другие будут признаны негодными после небольших экспериментов, а вот некоторые окажутся полезными.

Содержание метода

Первый этап: точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. От «создать новое уникальное печенье» до «придумать оригинального персонажа».

Задача должна быть определена в кратком и четком описании. Предположим, что производитель роскошных бокалов ищет прекрасную подарочную коробку. На основании ряда условий (безопасность, прочность и т.д.) производитель указывает, каким требованиям должна отвечать упаковка.

Второй этап: поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия разрабатываемой системы. Возможно исследование по нескольким признакам.

Эта фаза определяет, что важно для решения проблемы. Проблема делится на разные измерения. Эти перспективы предоставляют потенциальные параметры, которые могут решить проблему.

Первое измерение в приведенном выше примере – форма упаковки, второе – цвет упаковки, а третье – выбранные материалы.

Третий этап: выявить и охарактеризовать все параметры возможных решений (определить классификационные признаки и их значения).

Говоря о создании персонажа, это могут быть:

  • Ценности (измерение): семья, дом, карьера, деньги, свобода (параметры).
  • Убеждения: «все люди – враги», «человек человеку – друг», «человек должен доказать, что он достоин моей симпатии», «человек достоин моей симпатии, пока не доказал обратного».
  • Манера поведения во время конфликта: агрессивность, податливость, примирительность, пассивность.

При поиске как можно большего числа функций для разных измерений создается множество вариантов решений. Здесь предлагается применять творческий подход. Например, форма может быть круглой, треугольной, квадратной или прямоугольной. Цвет может быть черный, зеленый или красный, а выбор материалов может быть из дерева, картона, стекла или пластика. Чем больше свойств включено, тем больше вариантов, причем они возрастают в геометрической прогрессии.

Четвертый этап: сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом.

Пятый этап: провести перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

Шестой этап: выбор нескольких вариантов, удовлетворяющих заданным критериям. Для нас этим критерием будет «уникальное печенье» или «оригинальный персонаж».

После того, как вы нашли несколько хороших вариантов, следует выяснить, какой является наиболее целесообразным. Причем последнее зависит от вас.

В первом случае вы решаете, какое печенье будет, скажем, лучшим в соотношении цена-вкус или цена-качество. Критерий «вкус» относительный, поэтому здесь многое решает интуиция.

Во втором случае вы должны решить, какой персонаж будет наиболее гармонично выглядеть в вашем романе. Это уже предстоит решить вам, морфологический ящик свою задачу выполнил.

Пример таблицы

Допустим, вы производите внешние аккумуляторы (Powerbank’и) и ищите необычные решения для них. Морфологическая таблица в таком случае может выглядеть подобным образом:

Характеристики метода

При помощи метода морфологического ящика различные решения сложной проблемы можно найти уже на этапе проектирования. Фриц Цвикки применял этот метод к астрономическим исследованиям и разработке реактивных двигателей и ракет.

Метод имеет следующие характеристики:

  • Многомерность: каждая сложная проблема имеет несколько ракурсов, которые необходимо рассматривать как единое целое.
  • Количественное: различные аспекты проблемы поддаются количественной оценке и выражаются в цифрах. Они также постоянно меняются, что должно быть включено в поиск возможных решений.
  • Субъективность: правильное решение проблемы – вопрос мнения. Лучшего решения не существует, но есть лучшие или худшие. Мы в этом убедились на примере создания персонажа или печенья. Вам решать, какое печенье вкуснее или целесообразнее с точки зрения условия «цена-качество».

Теперь ваша очередь

Метод морфологического ящика не должен стать для вас очередным интересным инструментом, который можно будет когда-нибудь применить. Задумайтесь сейчас о том, в какой сфере вашей жизни он может быть полезен.

Предположим, вы владелец бизнеса или только планируете ее создать. Как этот метод может помочь? Какие измерения вы видите? Какие у них параметры? Можно ли придумать другие? Какими вообще инструментами для решения проблем вы пользуетесь?

Метод морфологического ящика – тот инструмент, которым должен пользоваться человек, занимающийся изобретательством. Но это не значит, что он полезен только новым Эдисонам. Как мы увидели, его можно применить как на кухне, так и в творчестве и бизнесе.

Если вы предприниматель, можете рассмотреть следующие измерения: финансовые, социальные, психологические, технологические.

Ваша задача предельно проста:

  1. Сформировать четко проблему.
  2. Выявить ее измерения (главные критерии).
  3. Найти наибольшее количество параметров (ветви, которые растут из главных критериев).
  4. Комбинировать варианты до тех пор, пока не найдете наилучший вариант решения.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector