Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы анализа управленческих решений

Сущность и принципы анализа управленческих решений

Анализ (от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» (от греч. – sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения.

К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

1. системный подход (рассмотрен выше);

2. динамический подход (рассмотрен выше); Движение – непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следственных связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.

3. принцип проявления необходимости и случайности выражается в двух аспектах:

а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть либо бесспорными, либо случайными;

б) с точки зрения степени определенности причинно-следственных отношений, которые могут быть либо детерминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятностными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

4. принцип единства и борьбы противоположностей; Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

5. принцип перехода количества в качество и качества в новое количество; В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития.

6. принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмирания систем (компонентов систем) и появления новых, более качественных. Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание (рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурентоспособного.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другим условиям;

4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

Сущность и принципы анализа управленческих решений;

Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Активно-составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппаратом.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ(от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез»(от греч. – sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно- дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Процесс мышления –процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений.

Созерцание,или наблюдение, фактофиксация – начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание – это отдание чести «его величеству господину факту». Факты – это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фактов – основа всех последующих этапов анализа – мышления. Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

􀂃 принцип проявления необходимости и случайности;

􀂃 принцип единства и борьбы противоположностей;

􀂃 принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

􀂃 принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмирания систем (компонентов систем) и появления новых, более качественных.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другим условиям;

4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

4.6. Методы и приемы анализа: сущность и область применения

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравненияпозволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные видысравнений, применяемые при анализе:

􀂃 отчетные показатели с плановыми показателями;

􀂃 плановые показатели с показателями предшествующего периода;

􀂃 отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

􀂃 показатели работы за каждый день;

􀂃 сравнения со среднеотраслевыми данными;

􀂃 показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение требует обеспечения сопоставимостисравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географии

ческих условий и т.д.).

Индексный методприменяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Читать еще:  Балансовый метод анализа пример

Балансовый методпредполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Метод цепных подстановокзаключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов – сомножителей фактическими.

Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

Метод элиминированияпозволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

Графический методявляется средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) –это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Экономико-математические методыанализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Примерным перечнем задач экономического анализа, для решения которых могут быть использованы ЭММ, является:

􀂃 оценка разработанного с помощью ЭММ плана производства продукции;

􀂃 оптимизация хозяйственной программы, распределения ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);

􀂃 оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, раскроя материала, определения напряженности норм;

􀂃 оптимизация уровня унификации составляющих частей изделия и средств технологического оснащения;

􀂃 установление оптимальных размеров предприятия, цеха, участка и т.п.;

􀂃 определение оптимального ассортимента изделий;

􀂃 определение наиболее рациональных маршрутов внутризаводского транспорта,

􀂃 определение границ целесообразности проведения капитального ремонта, рациональных сроков эксплуатации оборудования и замена его новым;

􀂃 установление и сравнительный анализ экономической эффективности использования единицы ресурса каждого вида с точки зрения оптимального варианта решения;

􀂃 определение внутрихозяйственных потерь в связи с возможным оптимальным решением.

Далее рассмотрим приемы анализа.

􀂃 Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно хозяйственной деятельности предприятия. Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального

изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

􀂃 Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

􀂃 Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты. В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, геометрические, простые, средневзвешенные.

􀂃 Прием динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различают ряды моментные – для характеристики изучаемого объекта за различные моменты времени и периодические – за определенный период времени.

􀂃 Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

􀂃 Прием детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели. Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Сущность и принципы анализа управленческих решений

Анализ финансового состояния предприятия с позиций конкурентоспособности.

Анализ эффективности использования ресурсов;

Основы функционально-стоимостного анализа (ФСА) управленческих решений;

Методы и приемы анализа управленческих решений;

Сущность и принципы анализа управленческих решений;

Тема 4. Методы анализа управленческих решений

Процесс познания широко использует такие важнейшие инст­рументы, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Ак­тивно-составляющим здесь выступает человеческое мышление, ко­торое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе зап­рограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппа­ратом.

Мышление в качестве творческо­го процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мыш­ление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференци­руют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соот­ветствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективно­стью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через поня­тия, что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также де­дукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. — analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реаль­ные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом един­стве с понятием «синтез» (от греч. — sinthesis) — соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Процесс мышления – это процесс аналитико-синтетической дея­тельности человеческого мозга, который проходит через три взаимосвязан­ные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование но­вых практических предложений и умозаключений.

Созерцание или наблюдение, фактофиксация — начальный мо­мент познания, начальный момент анализа. Созерцание — это отда­ние чести «его величеству господину факту». Факты — это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак­тов — основа всех последующих этапов анализа — мышления. Со­зерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего, служат базой для абстрактного обобщения на более высо­ком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариант­ность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше та­ких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод «Дельфи»). Абстрактное мышление, основанное на объективных дан­ных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет опре­деленные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозак­лючений осуществляется на основе результатов абстрактных обоб­щений путем восхождения от абстрактного к конкретному, при­вязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разра­ботки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) означает метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.

Моделирование – это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

1) системный подход;

2) динамический подход;

3) принцип проявления необходимости и случайности;

4) принцип единства и борьбы противоположностей;

5) принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

6) принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмира­ния систем (компонентов систем) и появления новых, более ка­чественных.

1) При системном подходе к анализу, любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь.

2)При применении динамического подхода к анализу, объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

3) Принцип проявления необходимости и случайности выражается в двух аспектах:

а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть, либо зафиксированными, бесспор­ными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть, либо де­терминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятнос­тными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

Читать еще:  Анализ эффективности функционирования предприятия

4) Принцип единства и борьбы противоположностейявляется одним из важнейших принципов в философии, объясняющий противоречи­вость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития.

5)Принцип перехода количества в качество и качества в новое количество. Особенно сближает диалектическое познание с экономичес­ким анализом философская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целос­тность, а расчлененность на составляющие, которые, складываются в целое. Для исследования количества характер­ны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, дина­мику изменения показателей качества. Диалектически, переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличе­нии) первого (количества) для повышения второго (качества) по стадиям развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособнос­ти. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относитель­ных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества, в конечном счете, должно при­вести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта това­ров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

6) Принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмира­ния систем (компонентов систем) и появления новых, более ка­чественных. С проблемой количества и качества связан принцип или диа­лектический закон «отрицание отрицания». Во всех сферах про­исходит отрицание новым старого и создание (рождение, форми­рование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, кон­курентоспособного. Например, в промышленно развитых странах, ежегодно закрывается 8-12 % организаций, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

1) Принцип единства анализа и синтеза — предполагает разложе­ние на составные части анализируемых сложных явлений, предме­тов, с целью глубокого изучения их свойств и последующего рас­смотрения их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) Принцип выделения ведущего звена (ранжирование факто­ров) — предполагает постановку целей и установление способов их до­стижения. При этом, всегда выделяется основное (веду­щее) звено, применяя методы факторного анализа и структури­зации проблемы;

3) Принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и усло­виям применения объектов анализа и др.;

4) Принцип оперативности и своевременности анализа — направ­лен на сокращение времени выполнения работ за счет:

а) реализации принципов рациональной организации частичных процессов (про­порциональности, параллельности, прямоточности, непрерывнос­ти, ритмичности и др.);

б) кодирования и автоматизации информа­ционного обеспечения;

в) повышения качества информации и мето­дов анализа;

5) Принцип количественной определенности — предполагает ко­личественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов уп­равленческого решения;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределенности и риска при приня­тии управленческого решения.

Сущность и принципы анализа управленческих решений

Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Активно-составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппаратом.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ(от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез»(от греч. – sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно- дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Процесс мышления –процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений.

Созерцание,или наблюдение, фактофиксация – начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание – это отдание чести «его величеству господину факту». Факты – это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фактов – основа всех последующих этапов анализа – мышления. Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

􀂃 принцип проявления необходимости и случайности;

􀂃 принцип единства и борьбы противоположностей;

􀂃 принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

􀂃 принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмирания систем (компонентов систем) и появления новых, более качественных.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другим условиям;

4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

4.6. Методы и приемы анализа: сущность и область применения

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравненияпозволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные видысравнений, применяемые при анализе:

􀂃 отчетные показатели с плановыми показателями;

􀂃 плановые показатели с показателями предшествующего периода;

􀂃 отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

􀂃 показатели работы за каждый день;

􀂃 сравнения со среднеотраслевыми данными;

􀂃 показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение требует обеспечения сопоставимостисравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географии

ческих условий и т.д.).

Индексный методприменяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый методпредполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Читать еще:  Теоретические аспекты анализа хозяйственной деятельности предприятия

Метод цепных подстановокзаключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов – сомножителей фактическими.

Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

Метод элиминированияпозволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

Графический методявляется средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) –это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Экономико-математические методыанализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Сущность и принципы анализа управленческих решений

Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ,

синтез, эксперимент, моделирование. Активно-составляющим здесь выступает человече-

ское мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую спо-

собность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы жи-

вым аналитико-синтезирующим аппаратом.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозак-

лючения. Мышление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и

группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущно-

стью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через

понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции

(суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суж-

дения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемо-

го объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие

(мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единст-

ве с понятием«синтез» (от греч. – sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов

изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-

дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и пред-

Процесс мышления – процесс аналитико-синтетической деятельности человече-

ского мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстрак-

цию, формирование новых практических предложений и умозаключений.

Созерцание, или наблюдение, фактофиксация – начальный момент познания, на-

чальный момент анализа. Созерцание – это отдание чести «его величеству господину фак-

ту». Факты – это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак-

тов – основа всех последующих этапов анализа – мышления. Созерцание, сбор требую-

щихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобще-

ния на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: «Не вся-

кий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических

суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбо-

ра оптимального решения. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных,

прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл

изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляет-

ся на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к

конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и

обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести

принцип проявления необходимости и случайности;

ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

принцип единства и борьбы противоположностей;

принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмирания систем (компонентов

систем) и появления новых, более качественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмотрена в предыдущей

теме. Добавим, что движение – непреложная предпосылка развития природы, общества,

человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и со-

стоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следственных

связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной после-

дующего события и так до бесконечности.

Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах :

а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть

либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредска-

б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-след-

ственных отношений, которые могут быть либо детерминированными, жесткими, либо

стохастическими, вероятностными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть

функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятност-

Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важней-

ших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой систе-

мы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный,

поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей,

наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним

из мощнейших средств поступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философ-

ская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не

непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а

расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для иссле-

дования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике.

Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения по-

казателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в на-

коплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спира-

ли развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на

стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурен-

тоспособности. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относительных затрат у

потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эф-

фекта (качества). Познание проблемыколичества и качества в конечном счете должно

привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего

труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы

отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диалектический закон «от-

рицание отрицания». Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание

(рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурен-

тоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8-12%

фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжи-

тельность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением кон-

ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

куренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства

более конкурентоспособных объектов. Например, в США за последние 15 лет продолжи-

тельность выпуска вычислительной техники сократилась в среднем в 7 раз и составляет

около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции

машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа,сле-

дует выполнять специфические принципы анализа:

1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные час-

ти анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и

в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает по-

становку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделя-

ется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству,

срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и дру-

4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение

времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации час-

тичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывно-

сти, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения,

повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернатив-

ных вариантов управленческого решения;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза показана на рис. 5.1.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector