Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологический анализ деятельности

Психологический анализ деятельности;

Принципы изучения профессиональной деятельности

Тема 3. Методы изучения трудовой деятельности. Профессиография

Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривает получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности.

Изучению профессиональной деятельности производится в соответствии со следующим принципами:

1) конкретность (специфичность) описания определенной деятельности;

2) комплексность изучения;

3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);

4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);

5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);

6) использование качественно-количественных методов,

7) валидность методов.

Проблема валидности методов исследования является одной из основных методологических проблем всей современной психологии. Суть данной проблемы состоит в том, что далеко не все существующие психологические методы позволяют воссоздавать и (или) сохранять в исследовании его предмет в таком виде и в таких условиях, в которых он реально представлен, т. е. существует объективно. Таким образом, уже непосредственно методами как таковыми может нарушаться и реально нарушается то, что хочет изучить исследователь. В особой мере данная проблема относится именно к изучению деятельности.

Вся система психологических методов изучения профессиональной деятельности объединена в рамках специального направления, получившего название психологический анализ деятельности.

В основе изучения профессиональной деятельности лежит принцип системного подхода, который требует изучения деятельности на нескольких основных уровнях организации, изучения ее именно как системы, предполагающей опору на комплекс методов.

В настоящее время существует ряд схем и процедур анализа деятельности. Наиболее развитой и психологически обоснованной является процедура, предложенная В.Д. Шадриковым. В данной процедуре предусмотрены шесть основных уровней анализа деятельности (рис. 8).

Рис. 8. Уровни психологического анализа деятельности

На первомиз них мотивационно-личностном — решаются три взаимосвязанные задачи:

А) исследование так называемого мотивационного потенциала деятельности (т.е. ее возможностей по удовлетворению разнообразных потребностей личности);

Б) исследование мотивационной сферы самой личности — субъекта деятельности;

В) определение степени соответствия мотивационного потенциала и мотивационной сферы как важнейшего фактора продуктивности деятельности и удовлетворенности от нее.

На втором уровне— компонентно-целевом — решается главная задача определения состава деятельности. Причем компонентный состав устанавливается одновременно в нескольких аспектах:

А) совокупность основных приемов и действий,

В) состав профессионально-важных качеств, то есть тех индивидуальных качеств субъекта, которые наиболее важны для реализации деятельности.

На третьем уровнеструктурно-функциональном — определяется существующая совокупность связей (причинных, функциональных, генетических, корреляционных и иных) между выявленными ранее компонентами. Тем самым осуществляется переход от представления деятельности как суммы ее компонентов к ее представлению в виде целостной и организованной структуры. Здесь же устанавливаются и основные особенности самого процесса деятельности — закономерности ее функционирования.

На четвертом уровнеинформационном — особое внимание уделяется выявлению и психологической характеристике так называемой информационной основы деятельности, под которой понимается целостная система тех информационных признаков, которые необходимы и достаточны для организации деятельности в соответствии с вектором «мотив — цель».

На пятом уровнеиндивидуально-психологическом — основная задача состоит в определении отношений между так называемыми нормативно-одобренным способом деятельности и ее индивидуальным способом; между тем, «как надо» работать, и тем, как человек «реально работает». Выявление феноменов индивидуализации деятельности позволяет разработать рекомендации по ее совершенствованию, а также получить дополнительную информацию о содержании деятельности.

Наконец, шестой уровень — психофизиологический — направлен на исследование «пограничных» между психологией и физиологией деятельности вопросов. Это, в частности, вопросы, связанные с особенностями динамики утомления и иных функциональных состояний в изучаемой деятельности, проблема влияния эмоциональной напряженности на результативные и процессуальные параметры деятельности; вопросы, связанные с выяснением степени соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил деятельности.

Психологический анализ деятельности

Деятельность оператора всегда исходит из тех или иных мо­тивов и направлена на достижение некоторой цели. Основны­ми психологическими составляющими операторской деятель­ности являются образ — цель, оперативный образ, прогнози­рование хода событий, принятие решения, план (программа) действий, восприятие информации об их результатах (обрат­ная связь).

При разработке СЧМ важно учитывать не только характеристи­ки отдельных систем организма, но и структуру операторской деятельности в целом.

Психологический анализ деятельности начинается с описания профессии, осуществляемого профессиографическими метода­ми (методами описания профессии), которые позволяют:

установить соотношение между требованиями профессии и спо­собностями человека;

оценить возможный успех той или иной личности в данной про­фессии;

оценить потребность в профессиональном отборе на данную профессию;

построить модели, на базе которых возможен синтез реальной деятельности.

Профессиография использует методы и средства других наук о человеке и применяет:

предметно-функциональные методы; операционно-логические методы; соматографические методы; психофизиологические методы; личностные методы.

Для описания и анализа деятельности на уровне системы ис­пользуются:

• метод описания перечня функций: словесное перечисление й описание действий оператора, выделение основных функций, которые чаще всего приходится выполнять оператору данной системы;

• метод изучения технической документации и оборудования системы: позволяет определить задачи, которые решает (или будет решать) оператор, и условия его деятельности;

• метод опроса: проводится в форме анкетирования и беседы для выявления особенностей изучаемой профессии;

• метод многомерно-весового описания деятельности;

• метод наблюдения: ведётся наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов;

• метод экспертных оценок;

• самонаблюдение и самоотчёт: применяется в профессиогра­фии в двух формах: в виде самоотчёта специалиста изучаемой профессии и в виде самонаблюдения психолога, включённого в профессию;

• экспериментальный метод: служит в основном для проверки уже составленной «профессиограммы».

Возможны комбинации описанных методов с применением ма­тематических процедур структурно-алгоритмического подхода, теории надёжности, теории автоматического управления, теории информации, методов спектрального анализа, R — функций, те­ории нечётких множеств, графов и др.

Изучение профессиональной деятельности включает психологи­ческое описание деятельности, которое должно отвечать требо­ваниям психологической адекватности, т.е. отражать психологи­ческое содержание в терминах языка психологической науки. Под психологическим содержанием понимается психика и конст­руируемая ею действительность в их реальности и отображении в системе научных психологических воззрений. Адекватность психологического содержания с точки зрения инженерной психо­

логии предполагает учёт профессионального содержания дея­тельности, её профессиональной специфики, пронизывающей всю систему деятельности, охватывая её предметную, орудий­ную и процессуальную стороны во всех формах отношений вза­имосвязанного материального внешнего и идеального внутрен­него существования. Помимо требования адекватности психоло­гического содержания деятельности Г.В. Суходольским выдви­нуто требование конструктивности её описания. Конструктив­ность понимается как представление изучаемых объектов в син­тезированном из элементов виде.

Читать еще:  Анализ оценки эффективности управления организацией

При анализе содержания деятельности используется психологиче­ская интерпретация, которая сводится к объяснению роли .непсихи­ческих элементов деятельности в психической деятельности опе­ратора. Результаты анализа позволяют решить и обратную задачу: определить роль психического в работе системы, что используется при решении задам профотбора при подборе претендентов, обла­дающих требуемыми профессионально важными качествам.

6.2. Понятия «рабочее место» и «рабочее пространство»

Трудовая деятельность человека протекает в специально орга­низованных условиях, к которым относятся рабочее пространст­во и рабочее место. Рабочее пространство специально проекти­руемая часть рабочей среды; представляет собой зону, отделён­ную от природной среды с искусственно создаваемыми условия­ми. Примеры рабочего пространства — производственный цех, судоверфь, ангар. Рабочее место — это часть рабочего прост­ранства, в котором располагается оборудование, с которым не­посредственно взаимодействует человек в рабочей среде. Рабо­чее место оператора в общем случае включает в себя пульты управления с соответствующими средствами отображения ин­формации и органами управления, средства связи и поддержки деятельности.

По ГОСТ 26.387-84 Рабочее место оператора — «это часть про­странства в системе «человек — машина», оснащённая средст­вами отображения информации, органами управления и вспомо­гательным оборудованием и предназначенная для деятельности оператора СЧМ».

Эргономическое проектирование рабочих пространств и рабо­чих мест производится с учетом антропологических, биомехани­ческих, психофизиологических и психических возможностей ра­ботников. Решаются задачи размещения работающего человека с учётом зоны его рабочих движений, выполнения основных и вспомогательных операций в удобном рабочем положении, с применением эффективных приёмов и способов выполнения трудовых операций, оптимального обзора средств визуального и звукового представления информации. Обеспечивается свобод­ный доступ к оборудованию для его профилактического осмотра и ремонта. Решаются задачи обеспечения требований санитар­ной гигиены, техники безопасного проведения работ.

Эргономическое обеспечение проектирования рабочего места включает этапы:

1. Формирование исходных данных.

2. Предварительный выбор габаритов рабочего места.

3. Выбор правил компоновки средств отображения информации и органов управления. Разработка варианта их размещения на панелях рабочего места.

4. Оценка размещения элементов рабочего стола (обзорность, досягаемость элементов рабочего места).

5. Учёт общих эргономических требований по компоновке пане­лей пультов.

6. Комплексная оценка конструкции рабочего места.

7. Выбор форм цветового кодирования информации на индика­торах пульта.

8. Разработка окончательного варианта размещения элементов рабочего пульта.

В процессе выполнения этапов проектирования проект уточня­ется и изменяется с возвратом в те или иные его точки. Это не последовательный процесс, хотя он и разбивается условно на представленные выше последовательные этапы. Эргономичес­кое проектирование представляет собой цепь циклических ре­

курсивных процессов, ведущих к получению требуемого ре­зультата.

Психологический анализ

Развитие психологического анализа

Специалисты расценивают проблемы формирования психологического анализа исходя из представлений об анализе как способе познания.

В основе психологического анализа, который является специфическим методом рационального познания, лежит изучение продуктов психической деятельности.

Термин «анализ» связан с логическими знаниями и был введен Аристотелем.

В логике «анализ»- это есть доказательные рассуждения. Анализ и синтез – это логические операции.

В широком понимании анализ рассматривается через операцию разделения, разложение целого на части, системы на элементы.

Как способ познания проблема анализа имеет принципиальное значение, что стало предпосылкой возникновения аналитического направления в философии.

Целый спектр познания без аналитического метода невозможен, потому что он основан на систематизации – когда выделенные элементы не только взаимодействуют, но и координируют друг друга.

Как метод изучения психологический анализ опирается на различные единицы, различающиеся по качеству и размеру. Например, единицей психологического анализа может быть жизнь человека с момента его рождения до конца жизни. Также единицей анализа может быть определенное событие, допустим, встреча одноклассников.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В развитие психологического анализа большой вклад внесла школа Фрейда, а его последователи создали самую прогрессивную школу в психологии – школу психоанализа.

В трактовке Фрейда психоанализ – это метод лечения нервнобольных людей. Больному внушают, что опасность небольшая для того, чтобы убедить его в успехе лечения. Фрейда не удовлетворяли физиологические методы лечения, которые использовали врачи в ходе лечения невроза и за возможным решением он обратился к психологии. В результате возникла теория сознания и метод лечения его расстройств.

В конечном итоге Фрейд стал рассматривать все психические заболевания как результат борьбы между потребностью индивида удовлетворить свои инстинктивные желания и запретом, который общество налагает на их удовлетворение. По Фрейду психическое заболевание является результатом неудачи стремлений «Я» разрешить этот конфликт.

Школа психоанализа вызвала бурный интерес, а сам психоанализ оказал большое влияние на развитие гуманистической мысли. В наше время психоанализ неотделим от всего комплекса наук о человеке, общественного сознания и культуры.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Выделяют три основных метода психоанализа:

  1. анализ свободных ассоциаций;
  2. анализ снов и толкование сновидений;
  3. анализ и толкование ошибочных действий.

Фрейд считал, что психологический анализ психических явлений раскрывает их в динамике.

Воспоминания о травматических событиях, подавленные желания, переживания никуда не исчезают, а вытесняются из сознания в бессознательное. Устранение травматических импульсов и возвращение состояния психики в устойчивое равновесие является работой психоаналитика.

Методологические основы психологического анализа поведения и поступка

Действие и поступок являются формой ответной реакции психики человека на внешнюю среду. В своей осознанности и социальности действие становится поступком, единицей социального поведения человека.

С помощью поступка человек меняет структуру действительности, изменяет окружающий мир, что становится целью его деятельности.

Главное условие жизнедеятельности – это наличие в сознании целостной картины мира и человека в этом мире.

Способом осуществления конкретного действия выступает поступок, определяемый социальными целями.

Таким образом, функциональные системы – это механизмы поведения человека, формирование которых происходит под влиянием социальных условий.

Рассматривая приоритет поступка в формировании личности, А.Н. Леонтьев говорил, что поступок является мерой личности.

В. П. Зинченко считал, что сознание «взрывается» поступком, поэтому между поступком и развитием сознания существует связь.

Поступки человека – это его поведение, они организуются и направляются деятельностью, которая является внутренним содержанием поведения.

Читать еще:  Портфельные модели анализа стратегии

Деятельность включает человека в систему социальных связей и всегда субъективна.

Получается, что структура общественных отношений определена внешней формой поступка, что привносит в него ролевые установки человека и его личностные черты и свойства. Внутреннее же содержание поступка выполняет инструментальную функцию и является функциональным образованием.

Единицы» анализа с точки зрения психологического результата, направлены на утверждение ценностей и ведут к образованию значений и личностных смыслов в структуре сознания.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения отношения человека к окружающему миру, то психологическое переживание будет главным содержанием его личности.

Л. Г. Выготский рассматривал переживание как «единицу» в изучении личности и внешней среды в их единстве.

Поскольку для осуществления психологического акта переживание становится базовым, то в «единице» анализа поведения и поступка первый компонент связан с внутренней сферой социального действия, т.е. деятельностью, а второй компонент в единице анализа – это причина изменения социальной ситуации или социальная культура личности.

Таким образом, «единицей» психологического анализа поведения и поступка выступает артефакт, как взаимодействие внешних и внутренних форм в реализации эмоциональной пристрастности психического.

Контролирующая функция сознания осуществляет контроль поведения личности.

Эта контролирующая функция понимается как психологический уровень регуляции поведения.

Специалисты говорят о трех составляющих контроля поведения:

  1. контроль действий;
  2. контроль эмоций;
  3. когнитивный контроль, т.е. предвосхищение и планирование деятельности.

На поведение и поступки человека особенное влияние оказывает его характер, его интегральная и стержневая характеристика.

Народная мудрость гласит – какой характер, таковы и поступки. Характер проявляется в направленности личности, в её установках и отношениях, контролирующих все проявления.

Л. С. Рубинштейн считал, что характер человека есть закрепленная в нем (в индивиде) система генерализованных побуждений, мотивов.

Принципы психологического анализа деятельности

Для определения более эффективных путей решения каких-либо практических задач проблема психологического изучения деятельности имеет большое значение.

Психологический анализ конкретной деятельности, если исходить из конкретных практических задач, имеет специфические особенности.

Исходя из специфики решаемых практических задач и различия в содержании анализа деятельности, психология выработала ряд общих подходов его проведения, в которых изучаются отдельные стороны деятельности, абстрагированные от других.

В ряде концепций на первом плане находятся операционные аспекты. В данном случае деятельность описывается как сменяющая друг друга последовательность операций.

В других концепциях выделяется изучение мотивационного аспекта деятельности, что означает анализ динамики направляющих её мотивов.

Главным звеном в третьих концепциях является анализ регулирующих механизмов деятельности.

Есть концепции, которые описывают деятельность в плане анализа реализующих её физиологических процессов.

Каждый подход имеет право на существование и дает научные результаты. Все подходы друг другу не противоречат и друг друга не исключают. Однако ни один из них, по мнению Б.Ф. Ломова, не может стать универсальным.

Наиболее известными концепциями психологического анализа являются:

  • функционально-алгоритмический подход;
  • структурный анализ;
  • обобщенный структурный метод;
  • структурно-алгоритмический подход;
  • структурно-психологическая концепция;
  • концепция анализа интегративных психических процессов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Психологический анализ деятельности

Тема: Психологический анализ деятельности.

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды.

Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания.

Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.

Человеческая деятельность очень многогранна. В ходе ее человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ходе деятельности результаты, не одобряемые другими людьми.

2. Развитие человеческой деятельности.

б) аспекты прогрессивного преобразования деятельности. Механизм

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих действий совпадает по существу с историей социально-экономического развития. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, характерные для данного общества. Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования: деятельность обогащается новым предметным содержанием; у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты; происходит автоматизация некоторых операций, они превращаются в умения и навыки; выделяются новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности был описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности – действие – поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворением потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

Читать еще:  Приемы и методы статистического анализа

б) предметность и субъективность

Основные характеристики деятельности – предметность и субъективность.

Специфика предметной определенности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъект непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности.

Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном – в «значении для себя», придаваемым мотивами различным событиям, действиям.

Психологический анализ деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Ректор ДГУ __________ М.Х. Рабаданов «___» _____________ 2012 г. программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300.68 — Психология Махачкала- 2012 Печатается по решению Ученого Совета Дагестанского государственного университета УДК 159.9:378.24 программа вступительного экзамена для направления 030300.68 — Психология подготовки магистра/ Под общ. ред. д.п.н., профессора Акбиевой З.С. Рецензенты: Цахаева А.А.- доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ДГПУ Гаджимурадова З. М.- доктор психологических наук, профессор программа вступительного экзамен для направления 030300.68 — Психология подготовки магистра

общая психология

Предмет и задачи психологической науки и практики

Общая характеристика психологии как науки. Предмет психологии. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Примеры результатов научно-психологического исследования, их теоретическое и прикладное значение.
Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики в деятельности субъекта (животных и человека).
Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функции психики. Сознание и бессознательное.
Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Механистические взгляды на природу психического. Успехи биологических наук в изучении мозга и поведения живых организмов и необходимость введения психологических понятий при анализе деятельности животных и человека. Понятие общественно-исторической практики и марксистские принципы анализа психики и сознания. Критика марксизма и ее значение для психологии.
Отрасли психологии и задачи психологической практики.

Общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, клиническая психология, психофизиологии, зоопсихология, политическая психология. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Общая и дифференциальная психология, основные задачи психодиагностики. Психология, психотерапия, психологическое консультирование. Междисциплинарные связи психологической науки.
Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для экономики, развития культуры и охраны здоровья людей.
Методы психологии. Интроспекция как метод исследования психики. Его ограниченность. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов.
Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Тестирование.
Сравнительно-генетический метод. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Анализ отдельных случаев (клинический метод).
Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании.

Психологический анализ деятельности

Общее понятие о деятельности. Исследование психологических особенностей строения деятельности. Предметность деятельности. Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность. Ориентировочная и исполнительская деятельность, индивидуальная, совместная, творческая и нетворческая. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и активность.
Порождение и функции психики в деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции) с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и наличных средств достижения цели.
Действие как единица человеческой деятельности. Его целенаправленный характер. Регуляция действия на основе образа. Понятие об ориентировочной основе действия. Зависимость действия от общих особенностей деятельности. Внутренние, умственные действия.

Способы (операции) выполнения действия. Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции.
Двигательный состав действия. Двигательная задача и программа выполнения действия; наличие постоянной коррекции действия; роль афферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн). Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Принцип активности и реактивности.
Уровни построения движений. Понятие о координации движений (Н.А. Бернштейн). Развитие движений. Понятие о психомоторике.

Зарождение и эволюция психики

Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.
Понятие чувствительности как элементарной формы психики Гипотеза В.А. Вагнера о раздражимости как элементарной форме психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития деятельности и психики. Понятие об опережающем отражении действительности (II. К. Анохин).
Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятие инстинкта, наученияи интеллекта у животных. Рефлекторная теория поведения. Идея рефлекса в работах Декарта. Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н. А. Бернштейна. Современные подходы к изучению поведения животных.
Понятие о деятельности животных, ее усложнении в ходе эволюции. Взаимоотношение деятельности и психики. Зависимость характера отражения от строения и предметного содержания деятельности животных. Формы отражения у животных. Экологический принцип отражения. Биологические формы памяти и внимания. Мотивация поведения животных. Процесс опредмечивания потребности. Понятие биологического смысла. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector