Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие навыков системного анализа

Мыслить системно: что это значит и как научиться?

Все в этом мире подчинено системам. Это упорядоченные структуры, состоящие из различных элементов: природа, общество, быт, работа. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, нужно развивать системное мышление.

Мышление — одна из базовых функций головного мозга, оно позволяет нам обретать опыт, обучаться навыкам, применять их в деятельности, решать задачи. Системное мышление (СМ) — это способность понимать связи между объектами, предметами, явлениями, а также целостно их рассматривать. Логика направлена на упрощение любой системы, ведь она позволяет как раз разделить ее на составные элементы. А выявить глобальные закономерности можно лишь при помощи системного подхода. Таким образом, для развития СМ необходимо обладать развитым логическим мышлением.

Зачем нужно

Системное мышление полезно людям абсолютно разных профессий — творческих, аналитических, прикладных. Оно позволяет проследить процессы развития тех или иных явлений, разрушить стереотипы, рассматривать ситуации объективно — т.е. со стороны. Если говорить простыми словами, то такой мыслительный процесс позволяет здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Это пригодится для управления в любом виде — от руководства компанией до воспитания детей, создания комфортных условий для жизни, аналитики, прогнозирования. Вместе с критическим мышлением, СМ позволяет объективно оценивать поступающую информацию и правильно ее применять.

Где познакомиться

Поскольку понятие СМ появилось относительно недавно, сейчас многие ученые активно изучают его принципы, а также формулируют основы развития. Дети самостоятельно создают почву для развития этого склада ума. Пример — сборка конструктора. Для взрослых же разрабатываются инструкции, упражнения, игры, книги.

Например, в книге «Технология системного мышления», которая создана целым коллективом авторов, разобрана пошаговая инструкция:

  1. Определите цели, составьте список действий для их достижения.
  2. Разберите достижение цели на несколько процессов (прикладные задачи).
  3. Проанализируйте порядок выполнения процессов, внесите необходимые изменения.
  4. Создайте структуру: выявите составные элементы процессов, взаимосвязи между ними.
  5. Спрогнозируйте трудности, ошибки, определите способы их устранения.
  6. Составьте готовый проект реализации плана.
  7. Определите ресурсы для реализации своего плана.

Авторы Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт в своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» также дают несколько полезных рекомендаций:

  1. Определите, что за система перед вами — детальная (много элементов) или динамическая (много взаимосвязей).
  2. Больше связей — больше возможностей. Анализируйте все способы взаимодействия элементов.
  3. Изменения влекут за собой изменения. Меняя что-то в одном месте, обязательно изменится все в целом.

Как развить

Системное мышление не развивается вместе с остальными когнитивными функциями, его необходимо тренировать дополнительно. Этот навык формируется в процессе обучения следующими методами:

  • Выявление. Проявляйте любопытство к окружающему миру — находите систему, пробуйте разобрать ее на составляющие элементы. Проводите связь между ними и оценивайте, как эти связи отражаются на работе в целом.
  • Расширение кругозора. Изучая новые области, познавая направления вне своей привычной деятельности, вы столкнетесь с новыми системами, сможете подробно изучить новые способы взаимодействия их элементов.
  • Разрушение стереотипов. Наш мозг любит шаблоны, так он экономит энергию. При решении любой задачи рассматривайте альтернативные варианты, пробуйте найти неожиданный подход.

Креативное решение проблем. Фундаментальная стратегия развития СМ основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методика направленного поиска ответа, которая позволяет выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента. Подробно эта методика разобрана в нашем курсе «Творческое мышление».

Системное мышление. Развитие системного мышления

Термин «системное мышление» вошёл в нашу жизнь и начал широко использоваться сравнительно недавно, с середины прошлого века. Системное мышление стало тем инструментом, который давал возможность управлять всё усложняющимися в современном мире системами самого разного рода, касающимися разных сфер деятельности человека.

Системное мышление направлено на видение целого, а не его частей; связей между вещами, а не самих вещей; на выявление закономерностей изменения, а не определённых мгновенных состояний.

Системным называется мышление, при котором, познавая мир, человек способен устанавливать связи между явлением и предметами, выявлять существующие закономерности, прогнозировать их развитие и решать возникающие проблемы. Термин «системное мышление» используют в практической психологии и (ещё чаще) в педагогической практике. В этом случае под системным понимают такое мышление, при котором объект мыслительной деятельности рассматривается как система, имеющая соответствующие свойства, отношения и закономерности.

Зарубежная экономика и философия понимают системное мышление в узком и широком аспектах. В узком – как управление системами (социальными, бизнес-системами, экономическими системами), в широком – как умение видеть систему, анализировать её.

Формирование системного мышления

В педагогике можно выделить несколько теоретических разработок, исследующих проблему формирования системного мышления у школьников:

1.Занимающиеся теоретическими вопросами системности.

2.Формирующие системный стиль мышления.

3.Посвящённые проблеме экспериментальных и теоретических исследований.

Помимо теоретических, складываются практические предпосылки формирования системного мышления. С этой целью создаются новые курсы и предметы, создающие новые целостные представления о картине мира на основе системного подхода.

Практически системное мышление проявляется в овладении некоторыми умениями:

— Рассматривать окружающие нас явления и объекты как системы, развивающиеся и взаимосвязанные.

— Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать ситуации, обнаруживать противоречия, решать возникающие проблемы.

— Находить неявные, скрытые связи и зависимости.

— Делать выводы, и на их основе предвидеть возможные последствия.

Развитие системного мышления

Системный подход очень полезен: зная его основы, мы можем лучше представлять свои цели, формулировать их и реализовывать. Системное мышление помогает исследовать системы, не распыляясь на мелочи и не упуская главное. Кроме того, оно помогает создавать новые системы и управлять системами. Системное мышление учит объединять знания различных наук и позволяет не стать объектом манипуляции, не поддаться на гипнотические уверения рекламы, зачастую весьма однобокой. Развивая системное мышление, мы учимся прогнозировать будущее развитие событий.

Маленькие дети интуитивно знакомятся с системами и подсистемами, например, собирая машинку или домик из частей конструктора или разбирая будильник на колесики, винтики, стрелки, стёклышко и прочие составляющие. Развивая системное мышление, мы постепенно формируем умение рассуждать, исследовать разные стороны жизни с системных позиций. Развитое системное мышление позволяет без труда выявлять закономерности, составлять прогнозы развития событий и влиять на их ход.

Развитие системного мышления предполагает получение и совершенствование определённых умений и навыков:

— рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему;

— выявлять основные, базовые элементы системы;

— владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи;

— уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически;

— иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений);

— уметь анализировать и прогнозировать развитие системы.

Мышление, основанное на системном подходе, рассматривает предмет или явление с разных сторон, в разных аспектах, целостно, взаимосвязано, с учётом других систем и связей. На системном подходе основана ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ведь без знания системы невозможно сделать её лучше.

Технология системного мышления

В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие.

В школьной практике при работе с текстами в основном используются два типа технологий:

1.Косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада).

2.Метакогнитивные технологии. К ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.

Читать еще:  Обзор и анализ аналогов

Анализируя систему, важно научиться выделять её главные части и функции. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:

1.Для чего нужна эта система?

2.Как она действует?

3.Какие части помогают выполнять её главную функцию?

4.Каковы существующие между ними связи?

Если сомневаетесь, является ли главной определенная часть системы, попробуйте её исключить. Если при этом система «рассыпается» – значит, эта часть была главной. Так же можно определить и важные связи системы, исключая связи между главными частями.

В книге «Технология системного мышления», созданной коллективом авторов на основе идей кандидата философских наук Г.П. Щедровицкого, изложена подробная инструкция. Она рекомендована для тех случаев, когда происходят затруднения, а действовать по знакомой схеме, использовать стереотипы – бесполезно.

Данная технология системного мышления содержит ряд пошаговых рекомендаций:

1.Определите «рамки», для этого задайте цели и ориентиры на перспективу и создайте список задач, которые необходимо решить на пути к цели.

2.Определите процесс. Для этого:

а). Решите, какие процессы управления будут задействованы (это может быть развитие, создание, воссоздание и т.д.)

б). Определите происходящие процессы.

в). Найдите тот процесс, который нужно изменить.

3. Проанализируйте ситуацию и создайте границы системы управления.

4. Создайте структурные схемы:

— выявите важные моменты для работы системы;

— выявите взаимозависимость этих моментов;

— прорисуйте существующие между ними связи;

— выявите, какие процессы важны для успешного продвижения дела;

— распределите функции по тем местам, где задачи для достижения целей могут быть решены.

5. Определите, что известно о затруднениях:

— какие задачи в данный момент не имеют ни ресурсов, ни путей решения;

— каких связей не хватает, какие из существующих являются проблемными?

6. Составьте проект новых организованностей:

— определите, каковы они;

— какие из них останутся неизменными;

— какие из них получат иные функции;

— в каком материале они будут работать.

Под организованностями понимаются люди, группы, организации. Материалом для организованностей служат персонал, технологии, оснащение, программное обеспечение.

7. Подберите и подготовьте новых специалистов. Определите и озвучьте свои требования к персоналу.

Одним из известнейших в мире специалистов по системному мышлению является американская исследовательница, писательница и учительница Донелла Медоуз. В своей книге «Азбука системного мышления» она знакомит с основами понимания систем, их структурой и особенностями поведения. Автор убеждает в том, что системное мышление – важный инструмент, без которого не обойтись при решении проблем самого разного рода, какой бы сферы нашей жизни они ни касались. Без знания азбуки системного мышления, без понимания особенностей поведения систем трудно научиться взаимодействовать с ними успешно.

Искусство системного мышления

Все системы обладают некоторыми свойствами, тогда как отдельно взятые части систем их не имеют. Анализ частей, составляющих систему, не позволяет обнаружить свойства самой системы. Эти свойства выявляются как результат работы системы, когда мы наблюдаем её в действии.

В своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», посвящённой этому вопросу, авторы (Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт) выделяют несколько важных моментов:

1.Важно научиться понимать, сложность какого вида встретилась в системе: динамическая или детальная. Под детальной понимается сложность, которая связана с количеством элементов, которые анализируется, а под динамической – сложность, которая связана с отношениями, взаимосвязями элементов.

2.Чем больше в системе присутствует связей, тем больше и возможностей повлиять на систему.

3.Важно правильно найти точку приложения сил – и тогда рычаг сработает.

4.Точечных изменений не получится: всегда будут иметь место какие-то побочные эффекты.

Искусство системного мышления – знания, позволяющие научиться мыслить более широко и целостно, преодолевать косность мышления и решать возникающие проблемы. Овладение искусством системного мышления приводит к пониманию того, что мышление неотделимо от проблем, возникающих у нас. Проблемы являются следствием предшествующих событий и наших мыслей о них. Мы сами являемся неотъемлемым элементом своих проблем. Применяя принципы системного мышления, мы сможем лучше разбираться в собственных убеждениях и способах действия, ведь даже сам процесс мышления представляет собой систему наших взглядов и убеждений.

Тесты на системное мышление

В современном мире тесты на системность мышления помогают выявить такие важнейшие профессиональные качества как лидерство, умение работать в команде, устойчивость к стрессам и другие. Они востребованы при выборе кандидата на должность или сотрудника, чьи новые обязанности предполагают владение навыками системного подхода к проблеме, поиск путей решения и реализацию задуманного. Например, тест SRT (Systems Reasoning Test), включающий определение основных элементов в больших объемах информации, анализ графиков и схем, выявление закономерностей, нахождение взаимосвязей. Благодаря такому тесту можно определить, справится ли на данном этапе кандидат с рабочими задачами, требующими системного подхода.

Один из тестов компании CEB SHL, предназначенный для выявления способности к быстрому анализу разрозненной (на первый взгляд) информации и определение взаимосвязей и путей их применения называется «Фастрек». Его суть заключается в том, чтобы, получив информацию о нескольких разных ситуациях, представленных на маленьких разноцветных карточках, систематизировать её, определить ключевые моменты и взаимосвязи между ними и вывести правила, на основании которых можно будет найти решение.

Тесты «Анализ информации» выявляют уровень некоторых способностей:

1.Понимать текст и оценивать правильность логических умозаключений. Суть задания заключается в следующем: нужно прочитать текст, проанализировать изложенное в нём утверждение, сделать выводы о ложности, истинности или о невозможности оценки из-за недостаточности информации.

2.Интерпретировать данные. Этот тест выявляет уровень способности анализировать числовую табличную информацию, в том числе статистического характера, и делать правильные выводы на этой основе.

3.Анализировать диаграммы. Этот тест измеряет способность к абстрактному мышлению. На основании анализа серии диаграмм требуется найти логическую закономерность и продолжить последовательность единственно правильным образом.

Один из вариантов теста на системное мышление – методика Шарагиной Л. И. В этом случае потребуется задать к понятиям, обозначающим явление или объект, максимальное количество возможных вопросов. Для оценки результатов полученные вопросы делят на две группы:

1.Общие вопросы, не содержащие информации о явлении или объекте.

— затрагивающие функции объекта или явления (его роль, значение, использование) или его свойства;

— отражающие связь системы с другими системами или с процессами, в которых задействован объект (явление);

— отражающие взаимосвязи этой системы с человеком;

— отражающие взаимосвязи между элементами системы.

Такой анализ покажет не только широту и глубину мышления, но и на их основе – системность мышления. В описанной методике широту мышления отражает количество вопросов, связанных с системными категориями; глубину – количество вопросов, заданных по всем категориям; системность покажет результат произведения показателя широты на показатель глубины.

Системность мышления даёт возможность видеть ситуацию широко и углублённо, выявляя причины, порождающие проблемы и находя способы избегать их появления в будущем.

Благодаря развитому системному мышлению мы видим, как принятые решения отражаются на событиях и других людях. Способность рассмотреть во всей полноте факты, влияющие на проблему, равно как и влияние своих решений на других, зачастую является необходимым условием успеха.

Развивать мышление, внимание, память и восприятие комплексно, регулярно и с удовольствием можно с помощью развивающих игр онлайн .

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Что такое системное мышление и как его развить

Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему. Система – это совокупность организованных, упорядоченных элементов, связанных между собой и направленных на достижение единой цели. Для гармоничного существования в этом мире человек должен обладать системным мышлением (СМ). Разберемся, что такое системное мышление и как его развить?

Читать еще:  Анализ оценки эффективности управления организацией

Понятие системного мышления

Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.

Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое. Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.

Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны. Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.

Свойства системного мышления

Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:

  • Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
  • Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
  • Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
  • Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
  • Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
  • Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.

Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.

Как работает системное мышление?

Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.

Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.

Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.

Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.

Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

Как развить системное мышление?

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

  • Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.
  • Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.
  • Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение. Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.
  • Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения. Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.
  • Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

Системное мышление и системный анализ

Цели тренинга:

  • Ознакомление с базовыми понятиями и принципами организации систем в рамках развития системного мышления управленцев.

Задачи:

  • Получение практических представлений об особенностях системного мышления.
  • Развитие умений, связанных с системным мышлением.
  • Увеличение адаптивности к быстрым изменениям окружающей бизнес-среды.

Продолжительность: 2 дня по 8 академических часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Развитие навыков системного мышления. Понятие системы и виды взаимосвязей

  • Взаимосвязи окружающих предметов, событий и явлений.
  • Понятие системного мышления.
  • Развитие навыков системного мышление — как основа анализа событий, принятия управленческих решений и планирования.
  • Понятие системы. Характеристики систем.
  • Виды связей.
  • Цели применения системного мышления.

Принятие решений — как основная управленческая функция

  • Процесс принятия решений.
  • Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях.
  • Системное мышление — как основа для анализа данных.
  • Преимущество решений на основе системного мышления перед интуитивными решениями.

Работа с информацией

  • Информационные потоки
  • Структурирование информации
  • Матрица информации
  • Избыточность и недостаточность информации

Метод анализа информации — структурирование

  • Хронологизирование или построение последовательности событий (исторический метод)
  • Составление перечня источников
  • Описание объекта
  • Анализ тенденций
  • Построение диаграммы связей
  • Выявление силы связей
Читать еще:  Анализ показателей производительности труда

Метод анализа информации – интеллект-карты

Инструменты системного мышления:

  • Формулирование определения взаимосвязей.
  • Выработка решений.
  • Прогнозирование последствий и оценка выработанных решений
  • Разработка плана реализации выбранных

Методы аргументации

  • Создание тезиса
  • Создание аргумента
  • Демонстрация – связь тезиса и аргумента

Формулировка точного тезиса

  • Как преподнести вашу главную идею / тезис / мысль так, чтобы ее правильно поняли

Многопозиционное описание

  • Усиление вашей аргументации за счет системного подхода к описанию ситуации.

Методы принятия решения

  • Интуитивные решения
  • Решения, основанные на суждении
  • Рациональные решения

Методы подготовки принятия решений

Определение точек влияния, для управления событиями

  • Причина — следствие
  • Необходимость — случайность
  • Возможность — вероятность

Что такое системное мышление и как его развить

Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему. Система – это совокупность организованных, упорядоченных элементов, связанных между собой и направленных на достижение единой цели. Для гармоничного существования в этом мире человек должен обладать системным мышлением (СМ). Разберемся, что такое системное мышление и как его развить?

Понятие системного мышления

Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.

Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое. Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.

Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны. Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.

Свойства системного мышления

Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:

  • Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
  • Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
  • Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
  • Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
  • Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
  • Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.

Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.

Как работает системное мышление?

Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.

Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.

Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.

Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.

Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

Как развить системное мышление?

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

  • Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.
  • Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.
  • Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение. Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.
  • Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения. Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.
  • Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector