Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухучет гсм проводки

Учет ГСМ в 1С 8.3: пошаговая инструкция

От простой для отдельных компаний до комплексной автоматизации крупных холдингов.

Сдача регламентированной отчетности в соответствии с законодательством РФ.

Учреждения и организации, имеющие транспортные средства, вынуждены ежедневно покупать бензин, дизельное топливо и другие горюче-смазочные материалы. Наиболее распространенные способы приобретения ГСМ – за наличные или с оформлением авансового отчета, а также по топливным картам.

Рассмотрим, как эти способы учета ГСМ реализованы в «1С:Бухгалтерии 8.3».

Учет по картам

Система оплаты пластиковой топливной картой является наиболее удобной и выгодной формой расчетов за топливо. Организация заключает договор с поставщиком ГСМ на приобретение бензина с применением топливной карты, на которой хранится информация об установленных лимитах на количество и ассортимент нефтепродуктов и сопутствующих услуг, а также об объеме денежных средств, в пределах которого можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

Оприходование стоимости топливной карты (если она есть, так как в большинстве случаев карту используют бесплатно при условии ее возвращения) можно оформить как поступление услуги через меню «Покупки» — «Поступление (акты, накладные)» — создать поступление «Услуги (акт)»).

При этом саму топливную карту учитывают как бланк строгой отчетности на забалансовом счете 006 и отражают в учете с помощью ручной операции – меню «Операции» — «Операции, введенные вручную».

Обратите внимание, в случае изготовления топливной карты бесплатно, карта также отображаются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» по условной цене – 1 карта = 1 рубль.

Поставщик топлива по окончании месяца предоставляет документы, отражающие количество литров, фактически приобретенных, что являться основанием для учета на счете 10.03.1 «Топливо» и оформляется через «Поступление товаров (накладная)», в меню «Покупки» — «Поступление (акты, накладные».

Создаем новый документ «Поступление товаров (накладная), заполняем организацию, поставщика, договор, склад и добавляем строки в табличную часть «Товары», используя кнопку «Добавить» или «Подбор». При создании номенклатуры обязательно указать тип номенклатуры – ГСМ.

Таким образом, мы оприходовали ГСМ от поставщика. Сформировалась проводка – Дт. 10.3 — Кт. 60.

Поступление ГСМ по авансовому отчету

Чтобы отразить самостоятельную покупку водителем бензина за наличность, выданную ему, оформляем авансовый отчет. При этом сначала необходимо оформить выдачу денежных средств подотчетному сотруднику. Выдача денег из кассы фиксируется документом «Выдача наличных» с видом операции «Выдача подотчетному лицу».

Теперь создадим сам «Авансовый отчет» через «Банк и касса» — «Авансовые отчеты».

С помощью кнопки «Создать» создаем новый документ, в котором заполняем первую закладку «Авансы»: фиксируем документ выдачи аванса (у нас «Выдача наличных»), а внизу – прикрепленных к отчету документов. Далее переходим к заполнению табличной части, в которой подбираем приобретенную номенклатуру (Бензин Аи-95), указав количество и цену.

Таким образом, мы оприходовали ГСМ через авансовый отчет. Его проводки – Дт. 10.3 — Кт. 71.01. Нажав кнопку «Печать» получаем печатную форму документа.

Списание ГСМ в 1С 8.3

Учет списания ГСМ в 1С производится согласно путевым листам. Эту информацию сверяют с отчетами, предоставленными самим подотчетным сотрудником и обобщающими данные путевых листов и чеков АЗС.

Списание бензина и других ГСМ оформляется одинаково документом «Требование-накладная», который находится в разделе «Склад».

В документе с помощью кнопки «Подбор» или «Добавить» указывается название ГСМ, объем и счет, на который будем его списывать. Последний, в свою очередь зависит от вида деятельности компании: например, если предприятие торговое, то счет списания – 44.01, производство (на основное производство) – 20, а общехозяйственные нужды – счет 26. Установка галочки «Счета затрат на закладке «Материалы», даст возможность указывать счета в одной строке с номенклатурой. Иначе они будут заполняться на отдельной закладке.

При проведении требования-накладной стоимость бензина, списываемого на затраты, учитывается по средней стоимости.

Этот же документ также можно сформировать на основании авансового отчета. Для этого, открыв сам отчет или весь журнал «Авансовые отчеты», нажать кнопку «Создать на основании» и выбрать искомый документ.

Если у вас остались вопросы по списанию ГМС, обратитесь к нашим специалистам за консультацией по программе 1С 8.3, мы с радостью вам поможем.

Настройка субконто счета 10.03.1 «Топливо»

В нашем примере используется один склад для оприходования топлива. Если у вас несколько транспортных средств, то можно создать свой склад на каждый автомобиль и учитывать остатки и обороты по каждой единице транспорта.

Для того чтобы учет на счете 10.03.1 велся в разрезе складов, посмотрим настройку счета в плане счетов. Откроем счет 10.03.1 – «Топливо». Здесь состав видов субконто определяется настройкой плана счетов «Учет запасов». Установив галочку «Учет запасов ведется по местам хранения», мы получаем дополнительное субконто в виде складов, учет на которых может вестись как в количественном, так и количественно-суммовом выражении.

Для примера перепроведем наши созданные документы, изменив «Основной склад» на склад «Автомобиль». После этих изменений в проводках отобразился «Склад», и при формировании оборотно-сальдовой ведомости появилась возможность добавить субконто «Склады».

Как видим, в ОСВ выделился условный склад «Автомобиль».

Ранее приобретаемое топливо отражено в ОСВ без указания склада – «…». Если у вас регулярно возникают вопросы по работе с программой, обратитесь к нашим специалистам. Мы с радостью проконсультируем вас, а также подберем для вас оптимальную стоимость часа доработки 1С или тариф на сопровождение, ориентируясь на ваши индивидуальные задачи.

Проводка горюче-смазочных материалов

Вы здесь: Главная › Проводка горюче-смазочных материалов

Компания, располагающая одним автомобилем или целым автопарком, использует счет 10 «Материалы», субсчет 3 «Топливо» как основной для учета прихода и расхода горюче-смазочных материалов. При наличии в организации нескольких автомобилей рекомендуется вести отдельный учет по приходу и расходу в натуральном виде, а также по талонам, пластиковым картам, по классам и маркам имеющихся в автопарке транспортных средств, сортам топлива и масел и местам их хранения.

Покупка по безналичному расчету

Для безналичных расчетов продавец ГСМ (АЗС) и хозяйствующий субъект заключают договор купли-продажи. В этом случае проводки делаются по накладной и счету-фактуре, представленными продавцом.

Учет талонов на заправку отражается на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы».

Проводки должны быть такими:

  • предоплата за талоны: Д 60 (расчеты с поставщиками) – К 51 (расчетные счета);
  • оприходование талонов: Д 50-3 – К 60;
  • передача талонов водителям: Д 71 – К 50-3;
  • стоимость топлива, залитого в баки: Д 10 (материалы) – К 71;
  • сумма НДС, предъявленная продавцом: Д 19 (НДС) – К 71;
  • НДС к возмещению по приобретенному топливу: Д 68 (расчеты по налогам) – К 19.

Приобретение ГСМ по наличному расчету

В учетной политике предприятия должны быть отражены следующие моменты:

  • список сотрудников, имеющих право получать наличные деньги для заправки автомобилей под отчет;
  • сроки предоставления ими авансовых отчетов по форме АО, к которым должны быть приложены кассовые или товарные чеки, полученные на АЗС.

Проводки, отражающие покупку ГСМ за наличные деньги:

  • Д 71 «Расчет с подотчетными лицами» – К 50 «Касса»;
  • Д 10 «Материалы», субсчет 3 «Топливо» – К 71 «Расчет с подотчетными лицами».

Использование пластиковых карт

Как правило, самым распространенным является случай, когда водитель получает на работе карту для заправки автомобиля и снимает с нее определенную сумму наличных.

В этом случае проводки делаются так:

  • Д 71 – К 50-3 – получение карты водителем под отчет;
  • Д 71 – К 57 – списание суммы с корпоративной карты;
  • Д 10-3 – К 71 – стоимость полученных ГСМ по информации авансовых отчетов водителей и отчетам АЗС;
  • Д 19 – К 71 – оплата НДС по полученным ГСМ;
  • Д 57 – К 55 – банковское списание с карточного счета;
  • Д 68 – К 19 – налоговый вычет за НДС;
  • Д 50-3 – К 71 – возврат карты водителем в кассу.

Учет расходов ГСМ

Нормы расхода топлива устанавливаются в каждой организации индивидуально и подтверждаются приказом руководителя. Первичными документами по учету расходов ГСМ являются путевые листы. Кроме того, ответственное лицо снимает показания спидометра и делает контрольные замеры, занося результаты в карточку учета расхода топлива. Остатки топлива в баках автомобилей учитываются на субсчете 10 и переходят на следующий месяц или квартал.

Читать еще:  Книга учета трудовых книжек скачать бесплатно

Бухгалтерия сверяет данные карточек с результатами, отраженными в путевых листах. В учете расход топлива отражается проводкой: Д 20 (основное производство) – К 10-3 (списание ГСМ на производственные затраты).

Практические советы по учету и списанию ГСМ

Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Участники нашего форума регулярно обсуждают, как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля. Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

Для чего нужны нормы расхода и списания ГСМ

Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ. Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива. Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу. Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначения нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.

Налоговый учет

Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный.

Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см., например, письмо Минфина России и от 17.11.11 № 03-11-11/288). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина. Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).

Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина Россииот 27.01.14 № 03-03-06/1/2875; «Налогоплательщики не обязаны нормировать затраты на бензин для служебного транспорта»). Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией. Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № А53-24671/2014).

Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Как рассчитать собственный норматив

Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит. Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов.

Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль. Такой подход соответствует позиции Минтранса России (см. « Изменились правила определения норм расхода ГСМ для легковых автомобилей »).

Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым. Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров. В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра. Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии.

Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д. Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией.

Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр.

Как провести инвентаризацию ГСМ

Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки. Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал. Некоторые компании делают ее ежедневно.

Для определения фактического остатка используют разные методы. Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу.

Более распространен другой метод. Суть его в заключается в следующем. Сначала надо полностью наполнить бак. Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака. А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак. Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки. Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число.

Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой. Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.

Бесплатно получить демо-версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»

Системы спутниковой навигации

Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации). Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила. В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.

Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы. Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию.

Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

Как учесть топливо, полученное вместе с автомобилем

Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ.

Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.

Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.

Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.

В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Читать еще:  302 31 счет в бюджетном учете

В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).

Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи 250 НК РФ.

Как учесть топливо в баке проданного автомобиля

Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.

При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. 270 НК РФ).

ГСМ в баке арендованной машины

При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен. Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.

Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.

Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору.

Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.

Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Ответ: Списание ГСМ сверх установленных норм производится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы в корреспонденции с кредитом счета 10 .

Обоснование: Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее — Методические рекомендации), и предназначены для автотранспортных предприятий и организаций, эксплуатирующих автомобильную технику ( п. 1 Методических рекомендаций).

Коммерческие организации вправе установить нормы, разработанные на основе норм Минтранса России с учетом особенностей эксплуатации автомобиля ( п. 4 Методических рекомендаций).

Перерасход ГСМ может быть вызван техническим состоянием автомобиля, целями эксплуатации или неправомерными действиями водителя. От причин возникновения перерасхода зависит списание ГСМ в бухгалтерском учете. Каждый случай перерасхода ГСМ по вине работника должен рассматриваться специальной комиссией, состоящей из соответствующих специалистов ( ч. 1 ст. 247 Трудового кодекса РФ).

Для коммерческих организаций в целях бухгалтерского учета израсходованных ГСМ ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ указанные организации могут списывать без применения норм — исходя из фактического расхода в полном объеме.

Учет перерасхода ГСМ, возникшего по хозяйственным причинам

Комиссией может быть установлено, что нормы расхода ГСМ не учитывают все особенности эксплуатации автомобиля, возраст и пробег автомобиля либо имеются неисправности в работе узлов, агрегатов, топливной системы, влияющие на расход бензина (технические причины).

В таком случае сверхнормативные ГСМ списываются следующим образом ( п. п. 5 , 7 , 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее — ПБУ 10/99), Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 10 — списана стоимость израсходованных ГСМ сверх норм в состав расходов по обычным видам деятельности на основании акта о перерасходе ГСМ, бухгалтерской справки-расчета.

Если служебные поездки не связаны с предметом деятельности организации или поездки обусловлены проведением спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий, то ГСМ списываются следующим образом:

Дебет 91 Кредит 10 — списана стоимость израсходованных ГСМ сверх норм в состав прочих расходов на основании акта о перерасходе ГСМ, бухгалтерской справки-расчета.

В целях учета отклонений фактического расхода ГСМ от расхода по нормам организация может утвердить отдельные субсчета для учета ГСМ в пределах норм и сверх норм ( п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н)).

Учет перерасхода ГСМ, возникшего по вине водителя

В случае если перерасход ГСМ возник из-за неправомерных действий водителя, например при использовании им служебного автомобиля не по назначению (либо использован бензин в личных целях и др.), необоснованный перерасход ГСМ может быть по решению руководителя организации взыскан с виновного лица или списан в состав прочих расходов.

Так, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается, в частности, реальное уменьшение наличного имущества работодателя ( ст. 238 ТК РФ).

Размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости ГСМ по данным бухгалтерского учета ( ч. 1 ст. 246 ТК РФ).

Если комиссией установлено, что перерасход ГСМ допущен по вине работника, у него нужно запросить письменное объяснение. В случае отказа или уклонения работника от представления объяснения составляется отдельный акт об отказе от представления объяснений ( ч. 2 ст. 247 ТК РФ). По итогам расследования составляется акт о причинении ущерба, к которому прикладываются все необходимые документы.

На основании акта о причинении ущерба работодатель вправе издать приказ о взыскании ущерба в пределах среднего месячного заработка водителя, виновного в перерасходе ГСМ. Приказ может быть издан не позднее одного месяца со дня подписания акта членами комиссии ( ч. 1 ст. 248 ТК РФ).

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма перерасхода ГСМ превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом ( ч. 2 ст. 248 ТК РФ).

Водитель, виновный в перерасходе, может добровольно возместить его полностью или частично ( ч. 4 ст. 248 ТК РФ).

По общему правилу сумма, удерживаемая из зарплаты водителя за месяц, не может превышать 20% причитающейся ему зарплаты ( ч. 1 ст. 138 ТК РФ).

Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника ( ст. 240 ТК РФ). В этом случае перерасход ГСМ списывается в состав прочих расходов на основании приказа руководителя организации ( п. 11 ПБУ 10/99).

Перерасход ГСМ по вине водителя списывается следующими проводками ( п. 11 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов):

1) при взыскании перерасхода ГСМ с водителя:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 — выявлен перерасход ГСМ на основании акта о причинении ущерба;

Дебет 73 Кредит 94 — сумма перерасхода ГСМ отнесена на водителя на основании акта о причинении ущерба;

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73 — удержана из зарплаты сумма перерасхода (с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ) на основании приказа руководителя (решения суда, соглашения о добровольном возмещении ущерба) и расчетно-платежной (расчетной) ведомости;

Читать еще:  Списание долгов в бухгалтерском учете

Дебет 50, 51 «Расчетные счета» Кредит 73 — погашена задолженность по перерасходу (при внесении денежных средств) на основании приходно-кассового ордера (выписки банка);

2) при отказе от взыскания перерасхода ГСМ с водителя:

Дебет 94 Кредит 10 — отражен перерасход ГСМ на основании акта о причинении ущерба;

Дебет 91 Кредит 94 — перерасход ГСМ признан в составе прочих расходов на основании приказа руководителя об отказе от взыскания перерасхода с водителя и бухгалтерской справки-расчета.

Информация предоставлена справочно-правовой системой «КонсультантПлюс».

Особенности учета ГСМ на предприятии в 2020 году

Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.

Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления налога на прибыль. Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации. Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

В организации должен быть оформлен приказ о списании ГСМ и топлива.

Понятие ГСМ

Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

К ГСМ относится:

  • Все виды топлива (газ, дизель, бензин);
  • Смазочные материалы (масла, смазки, применяемые в процессе ремонта, обслуживания и эксплуатации транспорта);
  • Тормозные, охлаждающие жидкости.

Порядок списания горюче-смазочных материалов

Горюче-смазочные материалы списываются в расходы на основании, так называемых, нормативов. Что это за нормативы и откуда их брать?

Прежде всего, нужно отметить, что существуют нормативы списания ГСМ, установленные Минтрансом России. Но использование этих норм не обязательно, Налоговый кодекс РФ допускает разработать собственные нормы расходования ГСМ и использовать их для списания.

С утвержденными Минтрансом нормами все понятно, берете установленный норматив на списание топлива и прочих сопутствующих материалов для вашего вида транспорта и списываете.

Если же вы хотите разработать свои нормы, то читайте ниже.

Расчет нормы расхода топлива

Расчет нормы списания ГСМ можно провести двумя способами:

  1. Воспользоваться имеющейся к транспортному средству технической документации, на основании которой разработать нормы использования топлива и смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года (так зимний расход топлива значительно превышает летний), также важно учесть и загруженность дорог.
  2. Установить нормы на основании анализа фактического использования транспорта и проведения замеров. Этот способ используется значительного чаще первого, поэтому разберем его более подробно.

Как правильно произвести замеры расхода топлива?

Первым шагом будет создание комиссии для контроля правильных замеров.

Замеры использования топлива проводятся следующим образом: пустой бак транспорта по максимуму заполняется топливом, отмечается количество залитого топлива, записываются данные спидометра. После этого транспорт используется в обычном режиме до тех пор, пока топливный бак не опустеет, после чего опять записываются данные спидометра. Путем вычитания из последнего показания спидометра начального получается пробег автомобиля – количество километров, которые транспорту удалось проехать на полном баке топлива. Теперь рассчитывается расход топлива на 1 км, для чего делится объем залитого топлива на расстояние, которое проехал автомобиль на этом топливе. Это и будет нормой расхода топлива.

Так как условия использования транспортного средства могут значительно отличаться, то необходимо провести замеры в различных условиях. При проведении замеров расхода ГСМ нужно учесть:

  • время года (провести замеры в холодное и теплое время года);
  • загруженность транспорта;
  • насколько затруднено движение по дорогам (наличие дорожных пробок);
  • простои автомобиля с включенным двигателем.

Проведя замеры в различных условиях, получаются несколько нормативов, которыми и следует руководствоваться в процессе списания топлива в расходы.

Кроме этого, предприятие может пойти и несколько иным путем: провести замеры для стандартной ситуации, а для различных отклонений условий эксплуатации от нормы разработать поправочные коэффициенты.

Полученные результаты нужно утвердить актом, который подписывают члены созданной ранее комиссии.

Определяя и устанавливая для себя нормы и лимита использования ГСМ, нужно помнить, что полученные величины должны быть обоснованны экономически, не завышены. Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы.

Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.

Бухучет ГСМ и проводки

Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций).

Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26). Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.

Проводка по списанию ГСМ:

Д20, 23, 26 (44) К10.3 – списана стоимость использованных ГСМ в расходы предприятия.

20-й счет используется в том случае, если транспорт эксплуатируется на рабочие нужды, например, доставка товара клиентам.

23-й счет, как правило, применяется крупными предприятиями, имеющими большее количество транспортных средств.

На 26-й счет списываются ГСМ по транспорту, используемому в служебных целях.

Логично было бы выполнить проводку по списанию ГСМ на величину истраченного фактически топлива, но, как правило, очень сложно определить точное количество используемого топлива, поэтому и списываются горюче-смазочные материалы по установленным нормам.

Принимаются ГСМ к учету в бухгалтерском учете на 10-й счет.

Приобретаются материалы, как правило, за наличные или безналичный расчет. В первом случае наличные деньги даются водителю под отчет, после закупа необходимых ГСМ водитель отчитывается по истраченной сумме с помощью авансового отчета. Оставшиеся у водителя деньги сдаются в кассу предприятия. При покупке материалов за безналичный расчет, происходит списание безналичных денежных средств с расчетного счета предприятия.

Проводки при этом выглядят следующим образом:

  • Д71 К50 – выданы наличные деньги под отчет.
  • Д10.3 К71 – приняты к учету материалы, купленные за наличный расчет.
  • Д60 К51 – перечислена оплата поставщику.
  • Д10.3 К60 – приняты к учету материалы, купленные за безналичный расчет.
  • Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным материалам (если выделяется).

Любая проводка выполняется только на основании оправдательного документа.

Проводка по списанию ГСМ выполняется на основании путевого листа и акта на списания ГСМ. Путевой лист можно использовать для списания топлива в расходы, а акт – для списания прочих смазочных материалов.

Образцы путевого листа:

Проводка по принятию ГСМ к учету выполняется на основании авансового отчета и документа, подтверждающего факт оплаты, например, чек (при наличном расчете) или накладная, счет-фактура и документы, подтверждающие оплату (при безналичном расчете).

Помимо вышеуказанного, учет ГСМ на предприятии включает в себя также проведения периодической инвентаризации (ежедневно, еженедельно, ежемесячно – по усмотрению самой организации).

Для того, чтобы сверить остатки топлива с учетными данными, можно пойти двумя путями.

В бак автомобиля долить бензин или другое используемое топлива до полного бака, далее от объема полного бака отнять долитый объем, после чего полученное значение сверить с данными счета 10.3.

Слить из бака остатки топлива, измерить их количество и сверить с учетными данными на 10-м счете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector