Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разработка учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Вот о каких возможностях совмещения мы уже рассказали:

Что указать в учетной политике в 2019 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 5 дней работы в сервисе бесплатно.

Энциклопедия решений. Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Из этого следует, что учетную политику обязаны составлять все лица, являющиеся налогоплательщиками, как организации, так и индивидуальные предприниматели, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, вида деятельности и применяемой ими системы налогообложения. Никаких исключений данная норма не содержит.

Необходимость формирования учетной политики обусловлена тем, что не все вопросы урегулированы законодательно. По многим аспектам учета законодательные нормы предоставляют налогоплательщику выбрать тот способ (метод) учета, который наиболее отвечает его целям и задачам. При этом в ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что порядок налогового учета по тому или иному вопросу должен быть разработан им самостоятельно.

Следовательно, учетной политикой должны быть урегулированы следующие вопросы:

1) в отношении которых нормативные правовые акты прямо предусматривают необходимость выбора из содержащихся в них вариантов учета (например, выбор одного из способов начисления амортизации, метода списания сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) которые не урегулированы законодательно. В то же время их решение принципиально важно для качественной организации финансово-хозяйственной деятельности (например, способы раздельного учета при совмещении ЕНВД с другим налоговым режимом; осуществлении деятельности, облагаемой и необлагаемой НДС). При этом как показывает арбитражная практика, учетная политика имеет решающее значение в суде при спорах об особенностях раздельного учета.

Читать еще:  Выручка отражение в бухучете

В случаях, когда вопрос законодательно не урегулирован и налогоплательщику необходимо самостоятельно разработать элемент учетной политики, лучше придерживаться правил бухгалтерского учета, поскольку на основе данных бухгалтерских учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов.

Например, раздельный учет может быть организован путем открытия дополнительных субсчетов к балансовым счетам рабочего плана счетов. Принятая методика закрепляется в учетной политике для целей налогового и бухгалтерского учета;

3) организации учета и финансово-хозяйственной деятельности в целом, связанные с отраслевой спецификой деятельности организации (например, торговля, промышленность, строительство).

Кроме того, учетной политикой может быть определен порядок применения отдельных положений нормативных правовых актов. Необходимость таких действий, как правило, обусловлена неопределенностью в применении конкретной нормы, связанной с ее противоречивым толкованием в судебных решениях, разъяснениях уполномоченных органов (прежде всего Минфина России и ФНС России), а также не полного соответствия нормы положениям иных правовых актов.

Таким образом, формирование учетной политики должно осуществляться каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из норм законодательства и особенностей своей деятельности. При этом положения учетной политики для целей налогообложения не должны противоречить нормам НК РФ (определение ВАС РФ от 14.02.2013 N ВАС-649/13).

Включать в учетную политику нужно только те способы (методы) учета, которые относятся к текущим видам деятельности. Не имеет смысла предугадывать наперед какие-либо ситуации и пытаться прописать в политике все возможные способы их учета. При возникновении новых видов деятельности или событий, ранее не имевших места, учетная политика может быть дополнена в любое время. Никаких ограничений по количеству дополнений НК РФ не содержит. Применяться внесенные дополнения могут с даты издания соответствующего приказа руководителя.

Нет необходимости прописывать в учетной политике и те правила налогового учета, которыми налогоплательщик обязан руководствоваться в своей деятельности в силу закона. Такие правила действуют по умолчанию. Поэтому если в НК РФ прописана прямая норма, повторять ее в учетной политике не нужно.

Утверждается учетная политика приказом руководителя организации. При этом ее положения обязательны для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Индивидуальный предприниматель формирует политику в том же порядке, что и организации, и утверждает ее сам так же путем издания соответствующего распорядительного документа (приказа, распоряжения).

При этом учетная политика для целей налогообложения может быть представлена:

— системой приказов (отдельно по каждому налогу).

Организация может издать и консолидированный приказ, в который будут входить обе учетные политики, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Состоит учетная политика из двух основных частей:

1) организационной, в которой устанавливаются ответственные за организацию и ведение налогового учета, указывается технология обработки учетной информации и т.п.;

2) методологической, в которой отражаются выбранные налогоплательщиком или установленные им самостоятельно способы (методы) учета активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел составляется по видам налогов.

При наличии обособленных подразделений в учетной политике необходимо утвердить:

— порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями;

— срок представления сведений в головное подразделение для сводного налогового учета;

В качестве приложений к учетной политике утверждаются, в частности:

— формы налоговых регистров.

Учетная политика действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Утверждать ежегодно новую политику или переутверждать «старую» не нужно.

При необходимости в нее можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от возникших у налогоплательщика вдруг потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:

1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о внесении изменений в учетную политику принимается не ранее, чем с момента вступления в силу таких изменений;

2) если налогоплательщик принял решение изменить способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Поэтому в интересах налогоплательщика периодически осуществлять «ревизию» действующей учетной политики. Делается это, как правило, в конце года, и тогда же утверждается ее новая редакция, которая будет применяться в очередном календарном году, начиная с 1 января.

Распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений, нельзя (определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13).

Внесение изменений оформляется также распорядительным документом (приказом, распоряжением), в котором указывается основание изменения.

Учетная политика является внутренним документом организации. Представлять ее в налоговый орган вместе с годовой отчетностью, как это было принято несколько лет назад (хотя и в то время НК РФ не содержал такого требования), не нужно.

В обязательном порядке учетная политика должна быть представлена в налоговый орган только в случае, когда организация подает заявление о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Учетная политика (выписка из нее) может быть затребована инспектором в ходе проведения проверки, как камеральной, так и выездной. Информация, содержащаяся в ней, имеет значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки (п. 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).

В случае ее непредставления по требованию налогового органа с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 200 рублей на основании п. 1 ст.126 НК РФ.

Привлекая к ответственности по данному основанию, налоговые органы нередко пытаются оштрафовать налогоплательщиков как за непредставление приказа об учетной политике, так и за непредставление самой учетной политики. Однако с этим не согласны не только сами налогоплательщики, но и суды, указывая на то, что положение об учетной политике и приказ о ее утверждении составляют единый документ. А, значит, штраф может быть взыскан только в размере 200 рублей, не более (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 N Ф02-3520/15, Четвертого ААС от 05.05.2015 N 04АП-1920/15).

Разработка учетной политики для целей налогообложения

Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Наталия Ряскова,
эксперт журнала

Чем учетная политика для целей налогообложения отличается от учетной политики для бухгалтерского учета? Обязательно ли ее составлять и как правильно отразить в ней нюансы налогового учета?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данное определение приведено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Порядок разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)», утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н. Таким образом, Закон N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 помогают при разработке учетной политики, но только для целей бухгалтерского учета.

Читать еще:  Транзитная торговля оформление учет налогообложение

Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ, представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно. Но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.

Разрабатывать учетную политику для целей налогового учета можно в виде отдельного документа, а можно добавить дополнительный раздел в учетную политику по бухгалтерскому учету. Какой бы способ не был выбран, учетная политика на следующий год до 31 декабря должная быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Данное положение следует из норм Налогового кодекса РФ, а именно из п.1 ст.285, в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Применяться учетная политика в организации должна с момента регистрации организации и до ее ликвидации.

Зачастую на практике учетная политика утверждается ежегодно в конце года на следующий календарный год. У специалистов по этому поводу свое мнение: поскольку для учетной политики применяется принцип последовательности, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Так, например, если организация планирует изменить ранее применяемые методы учета. В данном случае изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала следующего календарного года, т.е. приказ об утверждении учетной политики на новый календарный год должен быть подписан в декабре. В том случае если изменения учетной политики — следствие изменения законодательства о налогах и сборах, необходимые изменения нужно внести с момента вступления в силу соответствующего законодательства. В последнем случае создают приказ об изменении учетной политики. Изменения в течение налогового периода необходимо также внести в тех случаях, когда организация начала осуществление новых видов деятельности. Таким образом, вносить изменения в учетную политику в течение календарного года можно только в двух случаях, рассмотренных ранее. Во всех остальных случаях изменять учетную политику можно только с начала года.

Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Как правило, учетная политика состоит из нескольких разделов, чаще всего двух.

Общий раздел содержит организационно-технические вопросы, такие как правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д.

Специальный раздел отражает порядок формирования налоговой базы по тем или иным налогам. Нормами ст.25 Налогового кодекса РФ установлено право выбора налогоплательщика по выбору правил ведения налогового учета. Выбор налогоплательщика должен быть отражен в учетной политике по налоговому учету. Так, необходимо описать в учетной политике предусмотренный законодательством способ учета, наиболее подходящий для организации.

Составлять учетную политику для целей налогообложения должны как организации, применяющие общую систему налогообложения, так и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для организаций, применяющих общим режим налогообложения, необходимо осветить вопросы определения налоговой базы по всем налогам, плательщиком которых является организация. Для предприятий, применяющих УСН, главной задачей является выбор тех способов учета доходов и расходов, которые разрешены главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Как известно, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество вариантов ведения учета для исчисления налога на прибыль. Учетная политика поможет организации определиться с тем или иным способом ведения учета. Рассмотрим основные моменты формирования учетной политики для налога на прибыль.

Расходы на оплату труда. В учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить показатель оплаты труда, который будет использоваться при исчислении налога на прибыль. Напомним, что налогоплательщик вправе выбрать либо показатель среднесписочной численности, либо показатель расходов на оплату труда.

Незавершенное производство. В соответствии со ст.319 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Иными словами, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Напомним, что под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. При этом нормами ст.319 Налогового кодекса РФ не предусмотрены правила оценки незавершенного производства. Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух налоговых периодов. Отметим, что организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее — Положение), незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

— по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

— по прямым статьям затрат;

— по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров. В учетной политике для целей налогообложения необходимо также закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров — метод оценки покупных товаров при их реализации. Сделать это необходимо для определения материальных затрат для целей налогообложения.

В соответствии с п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ установлены следующие методы оценки сырья и материалов:

— по стоимости единицы запасов (товара);

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

При этом в отличие от Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)», утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (далее — ПБУ 5/01), налоговое законодательство не раскрывает содержание этих методов. Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить тот или иной метод использования оценки материалов, но руководствоваться данным методом необходимо на основании ПБУ 5/01. Напомним, что ранее применялся также метод оценки сырья и материалов ЛИФО — по стоимости последних по времени приобретений. В соответствии с Приказом Минфина России от 26 марта 2007 года N 26н, данный метод был исключен из бухгалтерского учета с 1 января 2008 года. А с 1 января 2015 года был также исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон N 81-ФЗ от 20 апреля 2014 года).

Читать еще:  Онлайн касса алгоритм постановки на учет

Амортизация. Налоговым законодательством (п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ) предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Только линейным методом можно начислять амортизацию по объектам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам), входящим в восьмую — десятую амортизационные группы. Напомним, что в восьмую — десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

Линейный метод начисления амортизации регламентируется ст.259.1 Налогового кодекса РФ. Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Линейный метод начисления амортизации хоть и не является экономически выходным — самый простой. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Порядок применения нелинейного метода начисления амортизации регламентирован ст.259.2 Налогового кодекса РФ и позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При использовании нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе. Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу). Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию. Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормами ст.259.2 Налогового кодекса РФ установлены нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе.

В соответствии с п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ не чаще одного раза в пять лет налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации, перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации. Напомним, что изменение допускается с начала очередного налогового периода.

За исключением восьмой — десятой амортизационных групп, по всем остальным объектам организация должна использовать единую методику начисления амортизации.

Очередной вопрос, возникающий в данном вопросе начисления амортизации, будет ли налогоплательщик пользоваться амортизационной премией? Напомним, что в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Разработка учетной политики для целей налогообложения

С введением нового налогового кодекса в 2020 году все налогоплательщики обязаны утвердить учетную политику для целей налогообложения (далее по тексту УПЦН). Под налогоплательщиками подразумеваются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет.

Сроки

До 1 апреля 2020 года необходимо разработать и утвердить УПЦН, вновь созданные – с момента создания.

Обратите внимание, что вносить изменения в УПЦН можно:

Не чаще 1 раза в год, до 1 января следующего года и изменения вступят в силу с 1 января следующего года;

В течение календарного года, в случае изменений в налоговом или бухгалтерском законодательстве.

Что такое УПЦН

УПЦН — это правила ведения документооборота и расчета налогов только для целей налогообложения. Эти правила могут быть разными для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

Например, нормы износа основных средств для налогового учета регламентированы и не могут превышать ставки, указанные в налоговом кодексе. В то время как для бухгалтерского учета ставки могут быть выше, чем указанные в налоговом кодексе, потому что с точки зрения руководства, данное основное средство быстрее изнашивается или устаревает морально.

Для чего нужна УПЦН

УПЦН нужна для следующего:

Показать, как были рассчитаны налоги (методика);

Показать, почему они были рассчитаны именно таким образом (обоснованность);

Для единообразия расчетов в течение длительного времени, что позволяет уменьшить ошибки и мошенничество.

Обратите внимание:

Чем более детально прописана УПЦН, тем меньше налоговых споров у вас будет при проверке;

УПЦН можно утвердить отдельным документом, а можно включить в состав действующей учетной политики для ведения бухгалтерского учета .

Что должно быть в УПЦН

В соответствие со статьей 77 Налогового Кодекса учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом учетная политика утверждается в произвольной форме и в ней должны быть отражены:

1) формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком или налоговым агентом самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

2) должностные лица, ответственные за ее соблюдение;

3) порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения в случаях, когда обязанность по ведению такого учета предусмотрена настоящим Кодексом;

4) выбранные налогоплательщиком методы отнесения затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость;

5) политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования в случае осуществления операций хеджирования, а также других финансовых рисков;

6) нормы (методы начисления) амортизации по каждой группе и подгруппе активов.

На что обратить внимание при составлении УПЦН

Из шести пунктов, которые регламентированы налоговым кодексом самый основной и сложный – пункт 4 «выбранные налогоплательщиком методы отнесения затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость».

Налог на прибыль и НДС традиционно самые сложные налоги и по правильности их расчета всегда ведутся споры между налогоплательщиком и налоговыми органами.

По налогу на прибыль:

Состав вычитаемых и невычитаемых расходов, то есть какие расходы могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль;

Перенос убытков прошлых лет;

Формирование резервов предстоящих расходов;

По налогу на добавленную стоимость:

Условия, при которых можно уменьшать налоговую базу путем принятия в зачет ранее уплаченного налога по товарам и услугам;

Условия принятия в зачет при работае с иностранными юридическими лицами.

Другие налоги

Помимо этих двух налогов существуют ресурсные налоги, налоги по заработной плате. Методику их расчета, подготовки и отправки налогов также рекомендуем описать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector