Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет металлолома на предприятии

Акт оприходования металлолома

Акт оприходования металлолома, представленный чуть ниже, является важным первичным документом. Он пригодится в случае, если необходимо оприходовать металлические отходы производства либо другой вид металлолома.

Основания

Важно уяснить, что любое количество металлолома необходимо оприходовать, если имущество (списываемое, демонтируемое) числилось как основные средства, независимо от массы получаемого металла за единицу списываемого товара. На это ссылаются ряд инструкций:

  • Номер 162н, пункт 23.
  • Номер 174н, пункт 34.
  • Номер 183н, пункт 34.

Дальнейшее хранение либо продажа металлолома остается на усмотрение организации. Главное, чтобы факты распоряжения имуществом были юридически грамотно оформлены.

Составные части акта

В самом верху необходимо оставить место для визы руководителя. Только с его подписью и по возможности с печатью организации бумага будет иметь юридическую силу.
Поэтому в правом верхнем углу акта располагаются графы со следующими сведениями:

  • Должность руководителя.
  • Фамилия и инициалы того, кто заверяет акт.
  • Дата подписания.

Кроме того, для формирования подобной документации всегда созывается специализированная комиссия. Поэтому сразу после полного наименования документа располагается список членов комиссии во главе с председателем, если он был выбран.

После вводной части акт должен содержать конкретную информацию:

  • В результате каких действий образовался металлолом для оприходования. Это может быть демонтаж чего-либо, производственная деятельность за определенный период, раскопки, находки, покупка металлолома, преобразование какого-либо товара в том и пр.
  • Место проведения указанных работ.

  • При необходимости таблица с параметрами полученных металлических кусков. Это может быть масса, длина, ширина, диаметр. Эти данные могут быть необходимы при заполнении складских документов, а также для упрощения взаимодействия с логистическими компаниями, естественно, если металлолом будет куда-либо транспортироваться.
  • Марка и итоговое количество металла.
  • Материально ответственное лицо, к которому поступает описываемое имущество. Желательно указать полное ФИО. Впоследствии под его контролем будут проводиться хранение, утилизация, переплавка и прочие процессы.

Заканчивается акт постановкой подписей всех членов комиссии, а также упомянутого материально ответственного лица.

Бухгалтерский учет

Согласно бухгалтерскому учету металлолом чаще всего проходит в качестве возвратных отходов.

Стоимость же возвратных расходов может назначаться исходя из цены реализации либо цены возможного использования. Это выбирается самой организацией исходя из ее интересов. О таком просторе выбора четко прописано в Методических указаниях, которые были утверждены Приказом Минфина №119н от 28.12.2001 года.

Единственное требование – закрепить в учетной политике эти данные, то есть там должно быть прописано, какая стоимость выбрана: продажная либо цена использования.

Алгоритм списания основных средств

При необходимости списать ОС самым распространенным способом действия считается следующий:

  1. Формирование ликвидационной комиссии во главе с председателем.
  2. Приказ руководителя на ликвидацию основных средств, с подписью и реквизитами организации.
  3. Составление акта списания ОС.
  4. Внесение данных о списываемых объектах в учетную политику.

Если при совершении ликвидации, демонтажа какого-либо объекта образуется металлолом, то его оприходование является обязательной процедурой. Учетные регистры для удобства пользуются цифрами рыночной цены полученного металлолома.

Применение

Когда металлолом оприходован, организация вправе с ним поступить по своему усмотрению. Чаще всего его реализовывают либо используют в каких-либо подходящих производственных процессах. Главное, что подлежащие учету материальные ценности должным образом отражены в документации.

Альтернативный способ

После демонтажа либо разборки механизмов и других изделий, числящихся в основных средствах, можно металлолом сразу поставить на баланс организации. Тогда понадобится заполнить обычный акт оприходования материальных ценностей по типовой межотраслевой форме М-35.

Определение стоимости

Для того чтобы указать в документе стоимость металла, необходимо ориентироваться на достоверные сведения из официальных источников. Например, на котировки LME. Это лондонская биржа металлов. Но бывают и другие проверенные источники информации для определения стоимости металла на конкретную дату. Именно на них и следует ориентироваться при формировании акта оприходования металлолома, особенно если речь идет о крупной партии.

Налоги

Металлолом относится к внереализационным доходам. Его туда относят согласно 250 статье, пункту 13 Налогового кодекса. Исключением из правил будут являться только товары, перечисленные и 251 статье, пункте 18.

Схема исчисления налогов будет зависеть от формы налогообложения конкретной организации. Если металлолом будет использован в качестве материала либо товара, то его относят к сумме материальных либо организационных расходов компании.

Если не включить металлолом в расходы (либо неверно оформить документы по этому поводу), то у контролирующей налоговой организации будут все основания для того, чтобы доначислить налог на прибыль.

Что же касается НДС, то он на сдачу металлолома организациями не распространяется, но не во всех случаях. А только при условии, что этот лом черных и цветных металлов образовался как побочный продукт в процессе деятельности той или иной компании.

Словом, акт оприходования металлолома является важной бумагой, позволяющей документально оформить оптимизационные траты организации.

Сдаем неликвидные товары в металлолом

Компаниям не всегда удается продать закупленные товары. Они могут оказаться невостребованными (неликвидными), например, по причине морального устаревания (допустим, производитель выпустил новую, более эффективную модель насосного оборудования и старая уже никому не нужна). И если товар содержит металл, иногда бывает выгоднее сдать его в металлолом.

Вот такой случай мы и рассмотрим. А еще расскажем о том, как документально оформить эту операцию и каковы будут ее налоговые последствия.

Что делать бухгалтеру, если выявлены неликвидные товары

Если к вам поступила информация (допустим, из отдела продаж) о том, что имеющиеся на складе организации товары морально устарели, но решение об их списании руководством еще не принято, нужно провести обесценение таких товаров. То есть уточнить их реальную рыночную стоимость, чтобы указать достоверную информацию в отчетности. Ведь, скорее всего, эта рыночная стоимость окажется ниже себестоимости. При выявлении признаков обесценения вам следует создать оценочный резерв под снижение стоимости материальных ценносте й п. 25 ПБУ 5/01 .

Затем руководитель принимает решение реализовать неликвидные товары как металлолом. Проблема в том, что продать эти товары как есть (пусть даже по сниженным ценам) и провести эту операцию в учете как обычную реализацию не получится. И вот почему. Вы продаете не просто имеющийся товар по сниженной цене, а именно лом. И специализированная организация, занимающаяся скупкой/ переработкой металлолома, выдаст вам документы о том, что купила у вас не ваше оборудование, а лом. Поэтому, как бы ни хотелось, сначала придется списать неликвидный товар, а вместо него оприходовать лом, который и будет впоследствии реализован.

А теперь посмотрим, какие документы потребуется оформить.

Какие понадобятся документы

Для проведения экспертной оценки обесценения товаров создают комиссию. В ее состав включают технологов, специалистов отдела продаж, товароведов и других сотрудников, которые смогут оценить реальное состояние товара и установить возможную цену его реализации. По итогам работы комиссии руководитель издает приказ о признании товара морально устаревшим и о снижении цены на этот товар. Далее нужно составить акт об уценке товарно-материальных ценностей. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 или № МХ-15. Либо можно оформить акт в произвольном виде. Тогда он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизит ы ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и его форму нужно утвердить приказом руководителя. Желательно также приложить к акту документы, подтверждающие рыночную стоимость товаро в п. 20 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания) .

Технический прогресс сейчас шагает быстро, поэтому некоторые товары становятся неликвидными уже спустя два-три года после выпуска

Специальных положений по списанию товаров нет. Однако они являются частью материально-производственных запасо в п. 2 ПБУ 5/01 , поэтому компания может воспользоваться процедурой, применяемой при списании морально устаревших материало в пп. 124— 126 Методических указаний .

Опять-таки создается комиссия для фиксации того факта, что товар невозможно продать. В состав комиссии могут входить профильные специалисты (специалисты отдела продаж, технические специалисты, которые смогут определить пригодность для дальнейшего использования отдельных деталей и частей оборудования). Рассмотрев все факты (компания пыталась продать оборудование, но все возможные способы его реализации исчерпаны, оборудование не является товаром широкого спроса и/или морально устарело — и покупателей найти не удалось), комиссия признает товар неликвидным и подлежащим списанию, о чем составляется акт (заключение). На основании этого документа руководитель издает приказ о списании имущества. В приказе надо дописать, что материальные ценности — лом, который останется после списания, нужно сдать в пункт приема металла. Далее комиссия составляет акт на списание. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 и № ТОРГ-16. Или же оформить акт в произвольной форме, но с учетом требований к первичным документа м ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . В акте следует отразить количество образовавшегося лома и его рыночную стоимость, которая определяется совместно с экономическими службами.

Лом приходуется на основании акта о списании товаров и приходного ордера.

Передача лома в специализированную организацию оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (можно по форме № М-15). Кроме того, фирма, принимающая лом, выпишет вам приемосдаточный акт приложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 11.05.2001 № 369 .

С документами разобрались, теперь посмотрим, как все это отразить в учете.

Бухгалтерский учет

Проводки в бухучете сделайте такие.

Налоговый учет

А вот в налоговом учете в отличие от бухгалтерского складывается не совсем радостная картина. Ведь не все расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.

Налог на прибыль

В налоговом учете обесценение стоимости товара не производится.

Как известно, покупную стоимость товаров, предназначенных для перепродажи, можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль только при их реализаци и подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ . А в случае списания неликвидных товаров чиновники считают, что их стоимость в расходах для целей налогообложения прибыли не учитывается, так как выгоды от такого списания нет Письма Минфина от 21.07.2011 № 03-03-06/1/428, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332, от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397 . Но с проверяющими можно будет и поспорить. Ведь в нашем случае компания не просто списывает (уничтожает) неликвидные товары, а планирует впоследствии получить доход от сдачи их в металлолом. Стало быть, расходы в виде стоимости списанных неликвидных товаров отвечают требованиям экономической обоснованности и их можно учесть при налогообложении прибыл и п. 1 ст. 252 НК РФ . Еще один аргумент в вашу пользу: перечни внереализационных и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, являются открытым и подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ; Постановления ФАС МО от 15.11.2012 № А40-34482/09-151-160; ФАС СЗО от 11.09.2008 № А56-3652/2007 .

Читать еще:  Выручка отражение в бухучете

Дальше разберемся с ломом, образовавшимся при списании неликвидных товаров. Рыночную стоимость полученного лома придется отразить во внереализационных доходах в том периоде, когда лом был оприходован (то есть на дату составления акта о списании товаро в) ст. 250 НК РФ; Письма Минфина от 21.10.2009 № 03-03-05/188; ФНС от 23.11.2009 № 3-2-13/227@ .

А вот при дальнейшей продаже этого лома списывать в расходы его рыночную стоимость чиновники не разрешают. Объясняется это тем, что в НК не установлен порядок для определения стоимости МПЗ, полученных при списании неамортизируемого имуществ а п. 2 ст. 254 НК РФ .

Конечно, позиция налоговиков крайне невыгодна для компании. Вот несколько доводов в пользу иного подхода:

  • суды приходят к выводу, что в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов (имущества), которые получены только в результате разборки (демонтажа) при ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатаци и Постановления ФАС МО от 13.04.2011 № КА-А40/1689-11, от 09.08.2011 № КА-А40/8328-11 . И если речь идет о списании неликвидного товара, то оснований для отражения налогового дохода в виде стоимости полученного лома нет;
  • если не учитывать в расходах стоимость лома при его продаже, то это приведет к двойному налогообложению. Фактически организация отразит доходы в виде рыночной стоимости лома дважды — при его оприходовании и при реализации. А это противоречит правилам НК п. 3 ст. 248 НК РФ .

Списание неликвидных товаров не является объектом налогообложения по НДС. Также не облагается НДС и реализация лома, образовавшегося в результате собственного производства/ хозяйственной деятельности (когда продажа лома не является видом деятельности вашей компани и) подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ . Объясним почему. Для освобождения от НДС реализации металлолома требуется наличие лицензи и п. 6 ст. 149 НК РФ; п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ . Однако для реализации лома, образовавшегося в процессе собственного производства, лицензия не нужн а п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 12.12.2012 № 1287 и такие операции НДС не облагаютс я Письмо ФНС от 16.08.2006 № 03-1-03/1562@ .

Обратите внимание: реализацию лома надо отразить в разделе 7 декларации по НДС пп. 44— 44.7 Порядка заполнения налоговой декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ . И счет-фактуру на реализацию вам выставлять не нужн о подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ .

Но есть такая проблема. По общему правилу, если имущество перестает использоваться в облагаемой НДС деятельности, входной НДС, ранее правомерно принятый к вычету, компания должна восстановит ь подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ . Поэтому налоговики при проведении проверки могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по товарам, ставшим впоследствии неликвидными.

По нашему мнению, восстанавливать НДС не нужно и у компании есть шанс отстоять эту позицию в суде Постановление 2 ААС от 26.04.2013 № А82-17163/2011 . Ведь товары приобретаются не с целью переработки их в металлолом для дальнейшей реализации, не подлежащей обложению НДС. Они покупались для перепродажи, то есть для облагаемых НДС операций, но были списаны в металлолом в связи с их непригодностью, и поэтому обязанности восстанавливать НДС нет. Кроме того, списание морально устаревших товаров также не является основанием для восстановления заявленного к вычету НДС Постановление ФАС СКО от 07.05.2014 № А32-18211/2012 .

Однако все же случается, что суд поддерживает налоговиков и обязывает компанию восстановить ранее принятый к вычету НДС Постановление АС ВВО от 23.03.2015 № Ф01-649/2015 .

Если компания применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы», то покупную стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, а также входной НДС она учитывает в расходах в момент реализации этих товаров — при условии их полной оплат ы подп. 8, подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо ФНС от 05.02.2014 № ГД-4-3/1891 .

В случае списания неликвидных товаров их стоимость в расходах еще не учтена. Если ваш товар списывается с учета как неликвидный, то в такой ситуации затраты на его покупку и предъявленный НДС не учитываются при расчете упрощенного налога по причине закрытого перечня расходо в п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

Но спасает ситуацию последующая продажа товара в качестве металлолома. Это нам подтвердили и в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, списывает неликвидные товары, приобретенные для перепродажи, и впоследствии реализует образовавшийся в результате списания лом, то она вправе учесть в расходах для целей налогообложения покупную стоимость этих товаров, включая предъявленный НДС подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ . Конечно же, при условии полной оплаты указанных товаров.

А если организация просто утилизирует (списывает) неликвидные товары, то затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения при УСНО ” .

Доход от реализации лома отразите на дату поступления дене г п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.17 НК РФ .

Избавление от неликвидных товаров доставляет немало хлопот. Да и с налоговыми расходами могут возникнуть проблемы. Но главное — обратите внимание на документальное оформление списания неликвидного товара, о котором мы писали выше. Суды вас точно поддержат, если будут составлены все необходимые документ ы Постановление ФАС ЗСО от 13.12.2010 № А45-7702/2010 .

Бухгалтерский учет металлолома в 2019 году

Специальные правила обращения с различными отходами и вторсырьем установлены Правительством Российской Федерации. При сборе, переработке, хранении и реализации лома черных металлов следует руководствоваться правилами, прописанными в Постановлении Правительства РФ № 369 от мая 2001 года. Обращение и отчуждение лома цветных металлов регулирует правительственное Постановление №370, также подписанное 11 мая 2001.

Процессы использования металлического лома не всегда сопряжены с продажей и получением дохода. К ним относят также применение вторсырья для внутренних нужд предприятия, включая его переработку и производство продукции из него. Такие операции отражают в первичных документах, приходных ордерах по форме М-4 и др. Правильный учет металлолома важен для отчетности и расчета налоговой базы предприятия, поэтому следует знать его принципы и особенности.

Основные понятия

Определение цветного и черного металлолома прописано в ФЗ № 89 «Об отходах потребления и производства» от 24 июня 1998. Законодательно металлический лом относят к вторсырью, годному для переработки в плавильных цехах и повторного применения. Налоговый и бухучет металлолома на предприятии, которое занято подобными операциями, зависит от поставленных целей, будь то хранение, продажа с целью получения дохода и производство. Например, в случае заготовки, хранения и переработки с целью применения в качестве вторичного сырья, необходимого для изготовления новых товаров, металлический лом следует рассматривать как материал и учитывать соответственно. Подобная схема учета применима на металлургических предприятиях.

Учет металлолома

В 2019 учет металлолома, который приобретен у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, ведут в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», который утвержден Приказом Министерства финансов в 2001 году.

Этот документ, а также Методические указания по учету материально-производственных запасов свидетельствуют о том, что купленный лом можно относить к МПЗ и оценивать его стоимость в соответствии с фактически понесенными затратами. В них входят:

  • рыночная цена;
  • заготовительные расходы, которые сопряжены с подготовкой вторсырья к переработке;
  • транспортные расходы.

Понесенные затраты также можно отнести к транспортно-заготовительным расходам, но это нецелесообразно, поскольку траты на доставку, заготовку и хранение связаны с использованием металлолома, а не с расходами предприятия в целом.

Варианты бухучета

Целесообразно списание понесенных затрат на увеличение стоимости переработанного вторсырья, которое в дальнейшем будет задействовано на производстве или реализовано. Максимально удобный вариант – сотрудничество со специализированными пунктами приема лома, выстроенное так, чтобы производственное предприятие оплачивало стоимость отходов, их заготовку и транспортировку.

В этом случае расходы включают в закупочную стоимость, не выделяя отдельно при оценке металлического лома. Расходы, сопряженные с переработкой, записывают на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». При этом затраты не повлияют на стоимость металлолома, который отражен в виде материально-производственных запасов.

Взаимные расчеты с продавцами

В Федеральном законе «О применении ККТ при взаимных расчетах с покупателями» № 54 от 22 мая 2003 года приведены случаи неприменения контрольно-кассовой техники. В п. 3 ст. 2 этого закона прописано: без ККТ могут работать пункты приема стеклотары и вторсырья, за исключением пунктов приема металлолома.

Федеральный закон требует от предпринимателей и организаций, скупающих и реализующих металлический лом, вести бухгалтерский учет металлолома и применять контрольно-кассовую технику при расчетах с продавцами и покупателями. Ошибочно полагать, что прием лома нужно оформлять договором купли-продажи. При покупке сотрудник пункта приема обязан выдать чек, предварительно установив ККТ, работающую в режиме покупки и продажи. Пробивать чеки следует как при проведении операций выдачи денег из кассы, а выданные суммы заносить в графу № 10 журнала кассира-операциониста «Сумма выручки за рабочий день» со знаком минус.

Читать еще:  С учетом районного коэффициента

Налогообложение

В январе 2018 года признано утратившим силу положение о предоставлении льготы по НДС при реализации металлического лома. Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ недействителен в соответствии с Федеральным законом № 335 от 27 ноября 2017. Поэтому учет реализации металлолома и расчеты налоговой базы теперь производят по новым правилам.

Сумму НДС удерживают с налоговых агентов, которыми согласно со ст. 161 НК РФ признаются всех покупателей металлического лома, за исключение физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, пункты приема – налоговые агенты, которые рассчитывают и уплачивают НДС в бюджет, вне зависимости от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и прочих обязательств, установленных гл. 21 НК РФ. Подобный налоговый учет металлолома обязателен даже для плательщиков, применяющих специальный режим (ст. 26 НК РФ).

Выбор системы налогообложения

Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.

Налоговый учет металлолома в 2019 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль. Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов. Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.

УСН при работе с металлическим ломом

Основные преимущества «упрощенки»:

  • простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
  • предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
  • УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.

Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

Особенности УСН

Помимо НДС, организациям на УСН предстоит вносить в бюджет транспортный налог. Разумеется, только в случае наличия автомобилей и спецтехники, признанных объектами налогообложения. Если пункт приема не располагает такой техникой, сдавать даже нулевую декларацию не нужно.

Также необходимо уплачивать налог на имущество организации, установленный гл. 30 Налогового кодекса. Здания, строения, сооружения, зарегистрированные на юридическое лицо, подлежат налогообложению, если задействованы в коммерческой и административной деятельности организации. Не платить налог можно при владении объектами, не перечисленными в ст.378.2.

Также предстоит оплачивать земельный налог, если предприятие владеет участком для ведения своей деятельности, хранения и переработки металлического лома. Но даже при таких условиях бухгалтерский и налоговый учет металлолома на УСН наиболее прост.

Книга продаж и формы документов

Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 169 Налогового кодекса, налогоплательщики должны вести книги покупок и книги продаж при проведении операций, а также составлять счета-фактуры. Форма этих документов, порядок ведения журнала учета, книг покупок и продаж регламентирован Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 169 НК РФ.

Также при приеме лома у населения обязательны:

  • выдача чека ККТ;
  • составление акта приема-передачи с указанием реквизитов удостоверения личности продавца;
  • ведение журнала актов;
  • заполнение расходных кассовых ордеров на выданные средства.

Акт взвешивания составлять не нужно. Данные о массе металлолома прописывают в закупочном акте и приемной квитанции, оформляемых в момент закупки. Формы этих документов следует утвердить в учетной политике организации.

Расчетные документы

При скупке лома черных и цветных металлов у населения оформление акта приема-передачи является обязательным. В то же время ордер по форме М-4 является внутренним документов, не выдаваемым сдатчику и заполняемым без его участия. При этом для выдачи денег физическому лицу расходного кассового ордера недостаточно, ведь в соответствии с ФЗ № 54, применение контрольно-кассовой техники обязательно для пунктов приема металлолом.

Невыдача кассового чека физическому лицу, сдавшему металлический лом с целью получения выгоды, является нарушением и влечет наложение штрафа на сумму в размере от 2 до 10 тыс. руб. в зависимости от организационно-правовой формы (п. 6 ст. 14.5 КоАП). Необходимость применения ККТ и выдачи чеков обусловлена тем, что скупка металлолома у населения приравнена к оказанию услуг.

Реализация металлолома

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е»п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ);
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона №174-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №02-04-10/1305).

При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 121002440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Читать еще:  Учет затрат в растениеводстве

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20. В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Бухучет металлолома

Бухгалтерский учет металлолома

Процесс использования металлолома – не обязательно его продажа. Это может быть и применение его для внутренних нужд компании. Особенно важно различать данные операции, если предприятие одновременно занимается и продажей лома, и производством из него продукции. Поэтому бухучет металлолома следует строить сразу правильно!

Как принять на учет черный металлолом, чтобы правильно его потом продать?

Прежде всего, порядок учета лома и отходов черных металлов (далее по тексту – металлолом) зависит от того, чей металлолом будет потом продаваться:

— если купленный на стороне, то он учитывается сразу на счете 41 «Товары», поскольку главная цель покупки металлолома – его последующая перепродажа:

Д41 «Товары» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на покупную стоимость лома (без НДС);

— если оставшийся в результате разборки оборудования, автомобилей и прочих основных активов, и не пригодный для внутренних целей, то такой металлолом учитывается тоже на счете 41, и выглядеть это будет следующим образом:

Д41 К91 «Прочие доходы и расходы», «Прочие доходы» — отражено поступление металлического лома после демонтажа металлических конструкций или разборки актива по рыночной оценке.

Однако чтобы выяснить, насколько не востребован для внутренних целей полученный материал, необходимо время. А что же делать с этим материалом, пока идет оценка направления его использования? Именно поэтому следует сначала оформить другую проводку без применения 41 счета:

Д10 «Материалы», «Прочие материалы» К91 – учтен металлолом по рыночной цене, действующей на момент оприходования материала.

И только после того, как выявлена возможность или, наоборот, невозможность использования лома металлов в собственном производстве, строится вся последующая бухгалтерия в металлоломе. В частности, если металлические отходы не подходят для внутренних целей, то тогда их можно продать:

Д41 К10, субсчет «Прочие материалы» — металлолом предназначен для продажи.

Кстати, можно и не делать этой проводки, оставляя металлолом сразу на 10 счете.

А если все же металлолом можно использовать в производстве, тогда в учете ставят:

Д20 «Основное производство» К10, «Прочие материалы» — отражен отпуск металлолома в производство.

А как будет выглядеть продажа металлолома?

Как отражается в учете продажа металлолома?

Реализация металлического лома не облагается НДС, если:

— компания-продавец реализует лом и отходы, полученные в процессе собственного производства.

И тогда бухгалтерские проводки на сдачу металлолома будут следующие:

— если продается свой металлолом (не купленный!):

Д 62 «Расчеты с покупателями и с заказчиками» К 91 — на цену продажи (без НДС),

Д 91 К 41 (К 10) – на фактическую стоимость металлолома.

Использование 91 счета в этом случае обозначает, что продажа металлолома не является основным видом деятельности компании;

— если происходит реализация металлолома — основной деятельности предприятия:

Д 62 К 90 «Продажи» — на цену продажи (без НДС),

Д 90 К 41 – на фактическую стоимость металлолома.

И в том, и в другом случае, НДС не выделяется и не отражается.

Но если металлический лом по своей характеристике и качествам не относится к лому и отходам черных и цветных металлов, то в данном случае НДС должен платиться. Для того чтобы правильно идентифицировать металлом, потребуется помощь нормативных документов, в частности, закона «Об отходах производства и потребления». В этом законе четко сказано, что именно к лому и отходам из черного и цветного металла относятся изделия, которые:

— потеряли потребительские качества;

— или пришли в непригодность;

— или составляют отходы, полученные в процессе производства продукции из цветного или черного металла;

— либо являются браком, полученным при производстве и не подлежащим исправлению.

Если только лом или отходы не отвечают одной из характеристик, то их реализация облагается НДС!

Однако, как быть, если все-таки реализация металлических отходов облагается НДС? Тогда бухгалтерский учет сдачи металлолома будет содержать дополнительную проводку на сумму налога:

— если продается свой металлолом:

К91 Д68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму НДС;

— если реализуется приобретенный металлолом:

Д90 К68 – на величину налога.

Но учет реализации металлолома состоит не только из правильно оформленных проводок: не стоит забывать и про документы, какие необходимо составить, чтобы на их основании отразить все учетные операции.

Какие нужны документы в учете лома и отходов

При покупке металлического лома со стороны и при принятии его в качестве товара:

  • закупочный акт, разработанный самостоятельно фирмой, если покупка производится у физических лиц (кроме предпринимателей);
  • накладная от организаций и предпринимателей – унифицированной (ТОРГ-12) или самостоятельно разработанной формы;
  • счет-фактура, если продавец выделяет НДС.

Если купленный металлолом принимается в качестве материалов, то дополнительно к вышеуказанным документам оформляется:

  • ордер приходный (М4) – оформляется в случае, если приемка лома производится без претензий к продавцу;
  • акт на прием материалов (М7) – если к продавцу есть претензии по качеству и количеству.

Бухгалтерский учет предприятия сдачи лома черных металлов из внутренних источников будет опираться на следующие документы:

  • приходный ордер М4, если при приеме нет никаких претензий;
  • акт приемки материалов М7, если обнаружены расхождения по объему и качеству;
  • накладная-требование М11 – для оформления сдачи брака и отходов;
  • акт М35 – оформляет поступление материалов от разборки или демонтажа зданий;
  • акт списания транспорта ОС4а – в нем есть раздел, где можно отразить принятие материалов, оставшихся от списания авто. Этот же раздел есть в акте на списание основных активов (исключая транспорт) (или группы основных активов) ОС4 (ОС4б).

Сдача лома черных металлов, бухгалтерский учет которого:

  • отражается проводками реализации на сторону, оформляется накладной формой собственной разработки или унифицированной ТОРГ-12;
  • отражается операциями по перемещению в производство – накладная М11 или М15 (в зависимости от того, кто будет перерабатывать данный лом, — свой цех или на стороне).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector