Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дятлов с а теория человеческого капитала

Человеческий капитал Сергея Алексеевича Дятлова (к 50-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чекмарёв В. В.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал Сергея Алексеевича Дятлова (к 50-летию со дня рождения)»

Чекмарёв В. В. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Сергея Алексеевича Дятлова (К 50-летию со дня рождения)

Сергей Алексеевич Дятлов — это, по сути не один человек, а три. И хотя все смысловые пласты его личности связаны между собой, неизбежно приходится выбирать между различными их векторами и модальностями давая портрет профессора. И чтобы субъективность выбора сгладить в тексте этого очерка будут звучать стихи Сергея Дятлова.

Один чётко очерченный срез — исследовательский: его книги, которые вводят в научный оборот новые факты, оценки и идеи. А ведь для этого требуется обладать особым умонастроением и пытливостью по отношению к социальной реальности. Карл Густов Юнг указал на феномен, названный им систематической слепотой: войдя в пору зрелости и равновесия, наука из чувства самосохранения категорически перестаёт замечать некоторые нежелательные для неё факты и явления. В книгах С. А. Дятлова всегда представлен такой «неканонический» материал. Не сказать, что все поднимаемые С. А. Дятловым вопросы абсолютно новы. Но, будучи собраны вместе и рассмотрены в единой информационно-экономической логике, они представляют вызов научному сознанию. Подобные вызовы-челлинджы далеко не всегда и не сразу получают признание со стороны парадигмальной экономической науки. Так, например, Джон Г элбрейт, великий американский экономист, труды которого читает весь мир, человек, запустивший в оборот целый ряд важнейших понятий, так и не дождался ни общенаучного признания, ни Нобелевской премии.

Бьются в окна слезинки дождя,

Обречённые струйкой стекают.

С клёна листья в конце октября,

Облечённые в грусть, опадают.

В книгах профессора Дятлова всегда присутствуют идеи, позволяющие иначе взглянуть на многие явления современной социально-экономической жизни, зачастую меняющие миропонимание людей. Эти книги всегда являются попыткой научной систематизации. Перед непрофессиональным читателем здесь могут возникнуть определённые трудности, связанные с научной манерой изложения, когда одна и та же проблема многократно обсуждается на разных уровнях, в различных проблемных ситуациях и при различных предпосылках. Примером может служить одна из стержневых исследуемых профессором Дятловым проблем, связанная с формированием информационно-сетевого общества (анализ формирующихся в современной экономике информационно-сетевых отношений является актуальным, но пока ещё мало исследованным направлением в экономической науке).

Другой стороной личности С. А. Дятлова является его ненавязчивость. Есть такие, казалось бы, неприметные экономисты, которые берут на себя закадровую роль! В результате творчество таких учёных оценивается как что-то само собой разумеющееся и давно всеми понятное. Имена первопроходцев по обыкновению стираются, и кажется, что всё произошло спонтанно. Кому, например, придёт в голову мысль, что детский сад сложился не сам собой, а его придумал Роберт Оуэн с учениками? А между тем они много чего изобрели и опробовали: и удачного, и того, что не прижилось. То же самое с участием рабочих в прибылях предприятия — впервые такую схему внедрили ученики Оуэна в Англии. Ещё пример — система самообслуживания, изобретения в первой половине ХХ века в шведском потребительском кооперативе и повсеместно распространившаяся впоследствии.

Так вот С. А. Дятлов из тех, кто прилагает усилия, чтобы спонтанный по внешней видимости процесс понимания стартовал и дозрел до такой стадии, когда общество оказывается способным его подхватить.

© Чекмарёв В. В., 2010

Экономика образования ♦ № 1, 2010|

День последний августа провожает лето.

Каждый раз, из года в год происходит это.

Понапрасну не грусти, не печалься зря,

Не бывает дней плохих у календаря.

С головою окунись в краски сентября!

Мы не поймём логику, последовательность, направленность, узловые моменты, перипетии и повторы творческого пути С. А. Дятлова, если не вспомним, что на протяжении нескольких десятилетий (несмотря на изменение предмета своих исследований) он находился на том участке экономической науки, который в советское время был догматизированной вульгарной идеологической версией марксизма. При этом в заслугу профессору несомненно следует поставить то, что в процессе преподавания он обращал внимание студентов на ранние работы Маркса об отчуждении и освобождении человека. Именно потребностями противостояния догматизму, углубления гуманистического марксизма явилось обращения С. А. Дятлова (совместно с А. И. Добрыниным) к проблеме исследования человеческого капитала. Со временем благодаря громадному интеллектуальному потенциалу этого дуэта, непоколебимой уверенности в эвристической значимости и перспективности разработки теории человеческого капитала, необыкновенной способности располагать к себе людей и давать им импульс к творческому поиску в рамках общей задачи на базе кафедры общей экономической теории СПбУЭФ сформировалась научная школа теории человеческого капитала.

Интеллектуальная атмосфера на кафедре общей экономической теории того времени отличалась тем, что достижения в свете теории человеческого капитала волновали воображение сильнее, чем в области науки и техники.

Тогда делались шаги с тем, чтобы поставить человека в сердцевину экономической теории. Эти шаги были связаны лишь с поисками общих очертаний места человека в экономической науке. Поэтому представление о нём было смутным, признавался лишь факт её возможности, но ожидание, связывающееся с таким построением экономической науки — многообещающим. Тем не менее появление стержневых идей и путь к признанию научного статуса теории человеческого капитала оказались сложнее, противоречивее, чем это рисовалось в сознании тех, кто мечтал о повышении роли человека в экономической теории.

Читать еще:  Проектно сметные работы по капитальному ремонту

Вы начинаете жить, и вам придётся участвовать в том, что называется борьбой за существование. Грубо говоря, есть три её вида: борьба на поражение, борьба на уничтожение и борьба на соглашение. И здесь Сергея Дятлова отличает интуитивная точность. При этом он внешне равнодушно-внимателен ко всем. Но это внешне. И вот тут-то следует рассказать о ещё об одном смысловом пласте личности Дятлова.

Улетели голуби, вороны остались.

Мира и добра мы не досчитались.

Бога молим и хотим возвратить скорей

В наши семьи и дома белых голубей.

В этой третьей своей ипостаси С. Дятлов всегда и неизменно грустно-весел. «Нет ничего лучше музыки. Разве что барышни?» — это грусто-весёлый Дятлов. «Самым прекрасным, самым пронзительным чувством, которое я когда-либо испытывал, — говорит Сергей Дятлов, — я обязан был музыке. Но её волшебное и мгновенное существование есть лишь то, к чему я бесплодно стремлюсь, — и жить так я не могу. Очень часто в концерте я начинал понимать то, что до тех пор казалось мне неуловимым. Музыка вдруг пробуждала во мне такие странные физические ощущения, к которым я считал себя неспособным. Но с последними замирающими звуками оркестра эти ощущения исчезали, и я опять оставался в неизвестности и неуверенности, мне часто присущими». И действительно, после концертов Сергей становился изменившимся и другим, как лес после дождя. Вот, к примеру, концерт Григория Чекмарёва (альтист Российского национального оркестра под управлением М. В. Плетнёва) в Плёсе откликнулся в душе С. Дятлова строчками:

Ютятся плёсами осенние туманы,

По небу птицы стаями летят.

Леса печально-празднично багряны,

На вальс их приглашает листопад.

А ещё Сергей очень по-доброму относится к женщинам. Всякая любовь есть попытка задержать свою судьбу, это наивная иллюзия короткого бессмертия. И всё-таки это, наверное, лучшее, что нам дано знать. Хотя и в этом, конечно, легко увидеть медленную работу смерти.

Но не во всякой любви есть печаль, печаль завершения и смерти любви, если она бывает счастливой, и печаль невозможности и потери того, что нам кажется никогда не принадлежало, — если любовь остаётся тщетной. Время проходит, и мы создаём себе иной образ и он опять станет в ином смысле столь же недостижимым, сколь недостижимым до этого было тело, волосы, взгляд.

Будучи в душе не только лиричным, но и поэтичным профессор Дятлов и о любви говорит почти иронично. Бывает, в хорошей компании Сергей предлагает: «А давай-ка выпьем рюмочку. Мы всё же, слава Богу, люди православные». И тут же тост о женщинах: «Царь Соломон сказал, что он не понимает трёх вещей: путь змеи на скале, путь орла в небе, и путь женского сердца к сердцу мужскому».

Вот таким триединым представляется мне мой большой друг профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, доктор экономических наук Сергей Алексеевич Дятлов.

А в заключение очерки о моём друге пусть прозвучит его песня.

Вот опять осеннюю листву Красят краски октября.

И стучат тихонько по стеклу Капли мокрого дождя.

Птицы тянутся на юг к теплу.

И уже не встретить на лету Паутинки сентября.

В небе журавлиный клин летит,

Покидая край родной.

Падая с деревьев, лист кружит Жёлто-красно-золотой.

Незаметно в сердце входит грусть.

Вслед за ней печаль с тоской.

Заболит душа, и я очнусь,

И заплачу на собой.

Припев: Господи помилуй, Господи помилуй,

Господи помилуй мя.

Господи услыши, Господи услыши Слёзный плач души моя.

Господи помилуй, Господи помилуй,

Господи помилуй мя.

Господи помилуй, Господи помилуй,

Вот опять осеннюю листву Красят краски октября.

И стучит тихонько по стеклу Капли мокрого дождя.

4.1. Теория человеческого капитала

К тому ж они так непорочны,

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, так точны.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

В последние годы стало общим мнением, что эффектив­ность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в сво­их людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвести­ций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения. И даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человече­ский капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.

Еще в XVII в. родоначальник английской классической по­литэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности.* По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, кото­рый они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стои­мость каждого жителя — в среднем 80 ф. стерлингов. Он отме­чал, что богатство общества зависит от характера занятий лю­дей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».

* Петти В. Экономические статистические работы. — М., 1940.

В 1812 г . в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи.* В расчетах он использовал понятие «недополученный» или «упущенный» доход.

Читать еще:  Проценты капающие с капитала 5 букв

* Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. — Спб. УЭФ, 1992.

В нашем столетии были присуждены две Нобелевские пре­мии в области экономики за разработку теории человеческого капитала — Теодору Шульцу в 1979 г . и Гэри Беккеру в 1992 г .

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем,* классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя та­кие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем мо­дель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

* Schultz Т . Investment in Human Capital. — N.Y., 1971.

Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный под­счет экономической эффективности образования. Для опреде­ления дохода, например, от высшего образования из пожиз­ненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались по­жизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней шко­лы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента со­держат «упущенные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обуче­ние, и являются альтернативными издержками его использова­ния. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение до­ходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12—14% годовой прибыли.

*Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала . — СПб.: Изд-во
СПбУЭФ, 1994. С. 17. Человеческий капитал — «. сформированный в .
www.bibliotekar.ru/upravlenie. 2/8.htm

Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала . — СПб.: Изд-во СПбУЭФ,
. Иванцевич Д.Ж., Лобанов А.М. Человеческие ресурсы управления. .
bibliotekar.ru/marketing/index.htm

Значительное место в ряду теорий , определяющих отношение к человеку в
сфере производства, занимает теория « человеческого капитала ». .

История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.03.2018 2018-03-27

Статья просмотрена: 1042 раза

Библиографическое описание:

Ищук, А. С. История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры / А. С. Ищук. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48943/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье рассмотрены история теории человеческого капитала, трактовки понятия человеческого капитала зарубежных и российских авторов, современные подходы к определению структуры человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, теория человеческого капитала, эффективность человеческого капитала, структура человеческого капитала

The article deals with the history of the theory of human capital, the interpretation of the concept of human capital of foreign and Russian authors, modern approaches to determining the structure of human capital.

Keywords: human capital, the theory of human capital, the effectiveness of human capital, the structure of human capital

Понятие «человеческий капитал» соответствует стандартному предлагаемому экономической теорией определению капитала. Капитал принято трактовать как запас благ, который, накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Однако неотделимость от личности своего обладателя — это характеристика, отличающая человеческий капитал. Индивидуальный человеческий капитал относится к накопленному запасу профессиональных навыков индивидуума, делая его отличным от других [1].

Появление теории человеческого капитала (ЧК) связано с научными трудами У. Петти, А. Смита и А. Маршалла. В трудах этих ученых можно найти доказательство важности изучаемого вопроса для экономики. Но конечное формирование теории человеческого капитала произошло только в середине 20-го века и связано с трудом американского экономиста Т.Шульца, который предложил макроэкономический подход к оценке и управлению развитием человеческого капитала. Он первым ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора и впервые предложил рассматривать расходы на образование, повышение квалификации, здоровье не только как потребительские расходы, но и как инвестиции в будущее человека. По его мнению, это обеспечит субъекту широкие перспективы выбора места работы, более высокий доход и другие блага [2]. Он утверждал, что благодаря знаниям улучшается благосостояние бедных людей, и оно не зависит от их усилий, земли или техники. Шульц дал следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [2].

В 1964 г. Г. Беккер обосновал эффективность человеческого капитала и сформулировал микроэкономический подход к его управлению. Он пишет: «Расходы на образование, обучение, медицинское обслуживание и так далее — инвестиции в человеческий капитал. Их называют «человеческий капитал», потому что люди не могут быть отделены от их знаний, навыков, здоровья и значения так, как они могут быть отделены от своих финансовых и физических активов» [2]. Г. Беккер перенес понятие человеческого капитала на микроуровень, определил его как совокупность навыков, знаний и умений человека. Беккер отмечал способность человеческого капитала не только накапливаться в процессе инвестирования, но и изнашиваться, причем как материально, так и морально, а следовательно, необходимость дополнительных инвестиций (в повышение квалификации) [2].

Читать еще:  Понятие капитал как фактор производства

В 1976 г. Дж. Кендрик предложил затратный метод расчета стоимости человеческого капитала, базирующийся на статистических данных о накопленных инвестициях семьи и государства в восстановление человеческого капитала. Позднее, в 1990-х гг, в работе Дж. Минсера (1994 г.) выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. К. Б. Маллиган и Х. С. Мартин (1995 г.) предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов [3].

Новый всплеск научных разработок по данной теме произошел в начале 2000-х гг., когда стала активно развиваться концепция интеллектуального капитала как основы фундаментальной стоимости компании. В 2001 г. Э. Брукинг исследовала воздействие человеческого капитала на другие структурные составляющие интеллектуального капитала — организационный и клиентский капитал. В 2004 г. М. Кирнен позиционировал человеческий капитал как важный фактор оценки стратегической конкурентоспособности компании. Позднее разработкой проблем оценки эффективности человеческого капитала в разное время занимались: Т Стюарт, Л. Эдвинссон, К. Свейби, Д. Тобин, Б. Лев, Й. Руус и др. [3].

Вышеперечисленными авторами на высоком теоретическом уровне рассмотрены вопросы структуризации человеческого капитала, механизма его формирования и развития, предложены разнообразные методы оценки стоимости человеческого капитала на микро- и макроуровнях, сформулированы принципы управления человеческим капиталом.

На современном этапе эволюции теории человеческого капитала среди исследователей распространенной является более широкая трактовка — как источника конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта или национальной экономики в целом. Кроме того, сугубо финансовые аспекты оценки человеческого капитала дополнены нематериальной составляющей.

В частности, Дорнбуш Р., Шманлези К. и Фишер С. определяют человеческий капитал не только как совокупность знаний, умений и способности к труду, но и физические, психологические, мировоззренческие, культурные свойства человека — физическую силу, внешнюю привлекательность, коммуникабельность, умение принимать решения, брать на себя ответственность, организаторские способности, утверждая, что наличие образования является лишь предпосылкой, а не гарантией жизненного успеха [3].

Среди современных отечественных исследователей проблем человеческого капитала можно отметить С. А. Дятлова, Р. И. Капелюшникова, М. М. Критского, С. А. Курганского и других. Капелюшников Р. И. дает следующее определение этому понятию: «В экономической теории под человеческим капиталом принято понимать запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им либо в производственных, либо в потребительских целях» [4].

Традиционным является следующее толкование А. И. Добрынина: «Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [5].

Широкое определение, предложенное экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), охватывает различные аспекты инвестирования в человеческий капитал — как рыночные, так и нерыночные. Согласно определению, данному ОЭСР, человеческий капитал являет собой «умения, навыки, знания, способности, которые воплощены в людях, позволяя создавать им как личное, так и социальное, экономическое благосостояние» [1].

Анализ представлений о человеческом капитале позволяет выделить основные подходы к определению его сущности как капитала: человеческий капитал как инвестиции, запас, активы и фактор производств [2].

Современный человеческий капитал — это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, неразрывно связанный с человеком, с его интеллектом и менталитетом. Он формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.

Важнейшим вопросом содержательной идентификации человеческого капитала выступает его структура. В этом плане интересен подход А. А. Хоконова [6]: человеческий капитал — сложный синтетический фактор, который агрегирует комплекс социально-экономических, психологических и иных параметров человеческих ресурсов. Структура человеческого капитала представлена на рисунке 1.

А. А. Хоконов отмечает, что качественные системы образования и здравоохранения способствуют генерации качественного человеческого капитала, способного в свою очередь осуществлять высококвалифицированный труд большей сложности, а высокий уровень здравоохранения способствует сохранению высоких темпов производства. Он выделяет высококачественный человеческий капитал.

Рис. 1. Структурные элементы человеческого капитала [6]

Высококачественный человеческий капитал, реализуя себя в сложном труде, создает большую стоимость за единицу времени, а реализуя себя в простом труде, он производит большее количество прибавочного продукта. Созданные стоимость и прибавочный продукт участвуют в образовании национального дохода — источник финансирования воспроизводства рабочей силы (рисунок 2).

Рис. 2. Воспроизводство высококачественного человеческого капитала [6]

Интересен подход Ю. А. Корчагина к классификации человеческого капитала: человеческий капитал по степени готовности к инновациям, созидательности и эффективности можно разделить на пассивный — не участвующий в инновационных процессах, положительный — созидательный, инновационный человеческий капитал, и отрицательный человеческий капитал [7]. Отрицательный национальный человеческий капитал — это деструктивный фактор, выступающий ингибитором позитивных изменений, способствующий неприятию инноваций, т. е. препятствующий общественному прогрессу [7].

Таким образом, под человеческим капиталом следует понимать сформированный в результате осуществления инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, генерирующий в результате производительного использования отдачу как в денежной, так и в неденежной формах (в виде будущих заработков или неденежных выгод). Человеческий капитал обладает специфическими особенностями, отличающими его от физического капитала, основными из которых является носитель-человек, неденежная форма отдачи, высокое влияние на формирование способностей человека к высококачественному труду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector