Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные капитальные вложения

Статья 13. Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений

Статья 13. Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений

1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

в бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

4. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

5. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ пункт 6 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

6. Заключение государственных контрактов, иных договоров в целях строительства, реконструкции, в том числе реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности, или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации соответствующих инвестиционных проектов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ГАРАНТ:

См. Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденные Госстроем РФ 6 мая 1997 г. N БЕ-18-9

7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Капитальные вложения: понятие и структура. Источники финансирования капитальных вложений: государственные и частные инвестиции

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. К ним относятся затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Капитальные вложения в зависимости от квалификационного признака могут быть представлены по следующим структурам:

Отраслевая структура — это соотношение капитальных вложений по отраслям народного хозяйства. Она меняется в зависимости от задач государства, от его экономического потенциала и мощности, от уровня технического развития.

Территориальная структура — это распределение капитальных вложений по территории страны.

Воспроизводственная структура — это соотношение капитальных вложений на новое строительство и реконструкцию действующих основных фондов.

Технологическая (экономическая) структура — это соотношение между затратами на строительно-монтажные работы, оборудование и прочие работы и затраты.

Источниками финансирования капитальных вложений могут быть:

¨ собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные финансовые резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц);

¨ средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства;

¨ заемные финансовые средства инвестора или переданные им средства (облигационные займы и др.);

¨ привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, граждан, юридических лиц);

¨ финансовые средства, централизуемые объединениями фирм в установленном порядке;

¨ средства внебюджетных фондов;

¨ средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной и возвратной основе;

¨ средства иностранных инвесторов;

¨ банковские кредиты и т.д.

В состав внутренних финансовых ресурсов фирм, используемых для финансирования инвестиционной деятельности, включаются:

¨ прибыль по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом;

¨ поступления от ликвидации основных фондов в строительстве;

¨ доходы, полученные от попутной добычи строительных материалов на месте строительства объектов.

Проценты за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенными договорами.

Финансирование и кредитование строительства объектов смешанного инвестирования за счет федерального бюджета, собственных средств организации, фирм и других юридических и физических лиц осуществляются с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течении всего периода строительства объектов.

Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка производится по договоренности сторон. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг.

Читать еще:  Рыночная оценка капитала

Государственные капитальные вложения — инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе. Они обеспечивают структурную перестройку экономики страны, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциал, решение социальных проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования (рис. 1.3).

Рис. 1.3.Источники финансирования капитальных вложений

Финансирование государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе,осуществляется для строительства объектов для федеральных государственных нужд.

Для открытия финансирования, государственные заказчики представляют выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов государственных централизованных капитальных вложений и государственные контракты по строительству объектов для федеральных нужд.

Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных капитальных вложений, выделяются в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком РФ в установленном действующим законодательством порядке.

Указанные средства направляются заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками договорами.

Общий срок пользования средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, определяется договором, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов.

В зависимости от направления инвестиций в основной капитал различают следующие виды строительства – новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства (рис. 1.4).

Строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

При новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.

Реконструкция объектов капитального строительства –изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства. Также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

При реконструкции (переустройстве)существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и измерения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

¨ расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях. При расширении действующих предприятий производится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий;

¨ строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

¨ строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

Техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов. Также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В капитальном строительстве получили распространение следующие организационные формы капитального строительства: хозяйственный способ, подрядный способ и строительство объектов «под ключ». В зависимости от вида строительства выбирается организационная форма капитального строительства.

Хозяйственный способ используется, как правило, при реконструкции (в т. ч. расширении действующих предприятий, техническом перевооружении) и новом строительстве объектов на территории действующих предприятий. При хозяйственном способе строительство объектов осуществляется собственными силами заказчика или инвестора. В организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное управление, которое осуществляет строительство объекта. Недостатком хозяйственного способа является низкий уровень производительность труда, обусловленный следующими факторы:

¨ слабой оснащенностью строительно-монтажных управлений высокопроизводительной специализированной техникой;

¨ невысоким уровнем квалификации рабочих кадров;

¨ неритмичностью строительных процессов.

Преимуществами хозяйственного способа являются:

¨ сокращение времени на согласования, связанные с привлечением подрядных строительных организаций;

¨ общая заинтересованность коллектива действующего предприятия и строительного управления в быстром и качественном проведении работ по реконструкции, перевооружению или расширению предприятия;

¨ единство руководства эксплуатации и строительства объекта.

Подрядный способ используется при всех видах строительства и до настоящего времени является основным. При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями по договорам подряда с заказчиком, которые имеют собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры соответствующих специальностей и опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конструкций, деталей, полуфабрикатов.

Читать еще:  Вывоз капитала преобладает над вывозом товара

Подрядный способ предполагает заключение между заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком) договора подряда на весь период строительства до полного завершения строительства.

Договор является основным документом, регламентирующим взаимоотношения заказчиков и подрядчиков и определяющим их взаимную экономическую ответственность перед государством и между собой. Договорные отношения строятся на основе экономической самостоятельности и независимости заказчика и подрядчика, их волеизъявления в рамках правового регулирования.

Экономическая независимость заказчика и подрядчика реализуется через плановую самостоятельность, приоритет договора подряда и договорные цены на строительную продукцию.

В последние годы широкое распространение получила форма строительства объектов «под ключ», когда функции заказчика передаются генеральному подрядчику. В этом случае генеральный подрядчик принимает на себя полную ответственность за строительство объекта в соответствии с утвержденным проектом, в установленные сроки и в пределах согласованной договорной цены.

Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются проблемные вопросы осуществления государственных инвестиций в форме капитальных вложений в Российской Федерации, в т.ч. понятие, сущность капитальных вложений , формы их осуществления и предложения по совершенствованию правовой базы регулирования указанной сферы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидорова Екатерина Викторовна

This article deals with the problematic issues of state investments in the form of capital investments in Russian Federation, including the concept of capital investment, forms of their realization and proposals for improving the legal base of this area.

Текст научной работы на тему «Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются проблемные вопросы осуществления государственных инвестиций в форме капитальных вложений в Российской Федерации, в т.ч. понятие, сущность капитальных вложений, формы их осуществления и предложения по совершенствованию правовой базы регулирования указанной сферы.

This article deals with the problematic issues of state investments in the form of capital investments in Russian Federation, including the concept of capital investment, forms of their realization and proposals for improving the legal base of this area.

инвестиции, капитальные вложения, бюджет, правовое регулирование; investments, capital investments, budget, legal regulation.

СИДОРОВА Екатерина Викторовна — аспирант кафедры государственного и административного права юридического факультета УлГУ, начальник юридического отдела ООО «Решение» sheilа1950@ rambler.ru

В настоящее время государственная политика Российской Федерации нацелена на решение социально — экономических задач на основе качественных преобразований и повыше -ния эффективности деятельности государства в различных сферах жизни. Поэтому правовое регулирование порядка осуществления государственных расходов на капитальные вложения занимает осо -бое место в системе финансово правовых норм.

В последние годы эти расходы бюджетов, как и текущие затраты, в связи с процессом перехода к новому типу экономики в стране возросли1. Так, в 2005 г. бюджетные расходы в экономике страны составили 242 І34 339,2 тыс. руб., в 2006 г. — 339 333 969,1 тыс. руб., в 2007 г. — уже 730 234 035,5 тыс. руб. А на плановый период 20і2— 2014 гг. предполагается финансирование федеральной адресной инвестиционной программы развития экономики страны в объеме 924 777 609,3 тыс. руб.2

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662 -р «О концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» основная доля инвестиций будет осущест -вляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь в транс портную и энергетическую инфраструктуру, в т.ч. с использованием механизмов государственно -частного партнерства3.

Между тем, нормативная база регулирования указанной сферы представлена такими нормативными актами, как Конституция РФ; Федеральный закон от 25.02.1999 № 39 — ФЗ «Об инвести -ционной деятельности в Российской Федерации, осуществляе мой в форме капитальных вложений»; Федеральный закон от 09.07.1999 № 160 — ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы», а также ряд нормативно

1 Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для студентов вузов. — 3 — е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2008.

2 Федеральный закон РФ от 23.12.2004 № 173- ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» // Российская газета, 2004, 28 дек.; Федеральный закон РФ от 19.12.2006 № 238 — ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» // Российская газе -та, 2006, 22 дек.; Федеральный закон РФ от 26.12.2005 № 189 — ФЗ «О федераль -ном бюджете на 2006 год» // Российская газета, 2005, 29 дек.

3 СЗ РФ, 2008, № 47, ст. 5489.

правовых актов, регулирующих смежные правоотношения, а именно: федеральные законы от 22.04.1996 № 39 — ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 05.03.1999 № 4б — ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», от 16.07.1998 № 102 — ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», от 29.10.1998 № 164 — ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; от 21.07.2005 № 115 — Фз «О концессионных соглашениях» и т.д.

Читать еще:  Виды капитальных ремонтов

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельно сти в Российской Федерации, осущест -вляемой в форме капитальных вложений», инвестиции — это денежные средства, цен -ные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, име ющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полез ного эффекта. Также ст. 1 данного закона определяет капитальные вложения как «инвестиции в основной капитал (основ ные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, рекон струкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобрете ние машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно изыскательные работы и другие затраты»1.

В свою очередь, основные средства (основной капитал) представляют собой произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и немате риальных основных фондов2.

В научной литературе существуют раз личные мнения по поводу соотношения терминов «государственные инвестиции» и «капитальные вложения». С точки зре -ния О.Н. Горбуновой, капитальные вло -жения могут рассматриваться и как инве стиционная деятельность государства, которая обеспечивает поступательное раз витие в различных отраслях российской экономики. Задача любого государства — развитие инновационной деятельности,

1 СЗ РФ, 1999, № 9, ст. 1096.

2 Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, дата введе -ния 01.01.1996, ред. от 14.04.1998.

обеспечивающей рост промышленного производства, превращающей государ -ство из сырьевого придатка мировой эко номики в страну с конкурентоспособным экспортом, увеличивающей количество рабочих мест, решающей многие социаль ные проблемы государства и общества3. Однако Э.М. Гильманов не соглашается с позицией О.Н. Горбуновой и предла -гает изменить формулировку п. 1 ст. 79 БК РФ, удалив указание на капитальные вложения как форму осуществления бюд жетных инвестиций, поскольку указан ное в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39 ФЗ «Об инвестиционной деятель ности в Российской Федерации, осущест вляемой в форме капитальных вложений» понятие капитальных вложений учиты вает особенности объектов вложений, а не форму их осуществления, что создает коллизию между нормами Бюджетного кодекса и указанного федерального закона4.

В соответствии с Бюджетным кодек сом РФ осуществление государственных инвестиций в форме капитальных вложе -ний осуществляется по двум основным направлениям.

1. Централизованное финансирование целевых инвестиционных программ. В настоящее время государственные бюд -жетные инвестиции в объекты капиталь ного строительства за счет средств феде рального бюджета осуществляются в соот ветствии с федеральной адресной инвести ционной программой (ФАИП) (ст. 179.1 БК РФ). Порядок подготовки и реализа ции ФАИП регулируется Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении Правил формирова ния и реализации федеральной адресной инвестиционной программы», где отра жена информация об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевоору жение объектов капитального строитель ства государственной собственности РФ и (или) об осуществлении на территории Российской Федерации иных капиталь ных вложений. Формирование и ведение

3 Быля А.Б., Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник / отв.ред. Е.Ю. Грачева. — 2- е изд., пере -раб. и доп. — М. : Проспект, 2009, с. 300.

4 Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации // Финансовое право, 2007, № 10, с. 16.

ФАИП производится Министерством экономического развития на основании решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капиталь ного строительство государственной соб ственности РФ.

2. Финансовая поддержка инвестици онных проектов на условиях размещения бюджетных средств на конкурсной основе посредством Инвестиционного фонда РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении Правил формиро вания и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» бюджетные ассигнования Фонда предоставляются исключительно для финансирования со здания и (или) развития объектов капи тального строительства транспортной, энергетической и инженерной инфра структуры, а также для реализации концессионных проектов на основе государственно частного партнерства. Таким образом, следует отметить, что к настоящему моменту сформировались предпосылки обеспечения эффективно сти государственных инвестиций в объ -екты капитальных вложений.

В то же время следует выделить ряд проблем на пути совершенствования организационно правового механизма рассматриваемой сферы. Основными направлениями совершенствования дан ного механизма являются: переход к

проектным формам сотрудничества го сударства и частного бизнеса на основе партнерства; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов с целью социально экономического развития тер риторий1.

Кроме того, необходимо ввести в зако нодательство о предоставлении бюд -жетных инвестиций механизм возврата финансовых вложений в случае недости жения поставленных в инвестиционном проекте целей строительства, реконструк ции, технического перевооружения в про ектный период2.

Важно отметить, что в рассматриваемой сфере законодатель уделяет недостаточно внимания системе страхования государ ственных инвестиций, в особенности в объекты капитальных вложений. Задача государства — выработать эффективные механизмы страховой защиты государ ственных бюджетных ресурсов на случай нерационального их использования. Это позволит повысить уровень надежности осуществления государственных инве стиций, особенно в объекты капитальных вложений.

1 Терехова Е.В. Правовое регулирование государственных инвестиций в Российской Федерации // Вопросы экономики и права, 2010, № 8, с. 36.

2 Карахотин С.Н. Оптимизация государственных инвестиций — новые решения и подходы // Недвижимость и инвестиции. Правовое регули рование, 2003, № 1—2, с. 56.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector