Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идеология кооперативного капитализма

Кооперативы и народный капитализм Г.Д Стремоухова

Здравие желаю читателям моего блога “Кооперативы против бедности”!

Статья Геннадия Даниловича Стремоухова насыщена различными терминами, которые у всех нас на слуху, но точного понимания их мы иногда не знаем.

Для начала даю понятие народного капитализма:

Народный капитализм — капитализм, при котором трудящиеся являются акционерами собственных предприятий. Теоретиком народного капитализма был американский экономист Луис Келсо. Иногда рассматривается как альтернатива олигархическому капитализму (http://ru.wikipedia.org/wiki/Народный_капитализм)

Существует экономическое и юридическое понятие собственности.

В экономическом смысле собственность – это объективно существующие отношения, т.е. отношения вне зависимости от воли и сознания людей.

В юридическом смысле – это право собственности, зафиксированное законом.

Различают 2 типа собственности: частную и общественную.

Частная собственность – это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектов собственности и получение дохода имеет частное лицо. Оно осуществляет управление ею непосредственно. Лично. На свой страх и риск.

И присваивает плоды своего успеха в виде дохода или терпит банкротство и несёт убыток.

Характерными признаками частной собственности являются:

– экономическая обособленность собственников;

– экономическая самостоятельность (экономическая свобода);

– экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности вплоть до разорения, банкротство;

– право дарения и наследования.

– частная собственность даёт право присвоения отдельными индивидуумами результатов не только своего труда, но и чужого.

Частная собственность выступает в двух формах:

– трудовой форме (простое товарное производство, фермерское хозяйство, т.е. там, где ведение собственного хозяйства основано на личном труде собственника);

– нетрудовой (рабовладельческой, феодальной, капиталистической).

Нетрудовая собственность возникает в результате эксплуатации чужого труда, вследствие получения дивидендов от ценных бумаг, процентных ставок на вложенный капитал, вследствие получения имущества по наследству или в результате дарения и др.

Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. Она представлена двумя формами собственности: коллективной и государственной.

Коллективная собственность – такая собственность, при которой право собственника на имущество осуществляет коллектив людей, совместно владеющий ею. Формами коллективной собственности выступают: арендная, кооперативная, акционерная, собственность хозяйственных обществ и хозяйственных ассоциаций, общественных и других организаций и объединений.

Арендная собственность возникает в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определённого срока. Собственником имущества остаётся арендодатель. Арендатор (коллектив) получает временные права собственника, за что и вносит арендную плату.

Народная собственность образуется в результате перехода имущества государства в руки трудового коллектива или выкупа арендованного имущества. Её характерной чертой является определение доли вклада работника в имущество предприятия. На вклад работника начисляются проценты.

Коллективная собственность может существовать в разных видах в зависимости от источника выкупа. Если таковым была прибыль, образуется неделимая совместная собственность трудового коллектива. Если же предприятие было выкуплено за счёт личного дохода его работников, образуется паевая собственность, каждый работник получает с прибыли процент за свой пай.

Кооперативная собственность – основывается на паевых взносах членов кооперативов. Распределение доходов происходит в соответствии с паем и трудовым вкладом членов кооператива.

Акционерная собственность – наиболее распространённая в рыночной экономики разновидность коллективной собственности. Образуется в результате выпуска акций и их продажи членам учредителям или всем желающим. Объектам собственности является финансовый капитал, созданный за счёт продажи акций, а также другое имущество, полученное в результате хозяйственной деятельности.

Собственность общественных объединений и организаций создаётся за счёт собственных средств, пожертвований граждан или организаций или путём передачи государством своего имущества. Субъектами выступают: церковь, религиозные конфессии, профсоюзные общества и др .(http://www.eclib.ru/ekonomicheskaya-teoriya/1129-subekty-i-obekty-sobstvennosti).

Хочу сразу оговориться, что тема, которую поднимает в своей статье Г.Д. Стремоухов не особо по душе современным российским чиновникам. Однако она актуальна как никогда сегодня, когда Россия испытывает мощное давление Запада в виде различных санкций, при этом Запад навязывает России свои политические и экономические условия развития общества российского. В таких условиях, когда нужен свободный выбор, крайне важен экономический фактор стабильности в государстве. Общество стабильного и свободного развития можно построить разными путями, один из которых предлагает Г.Д. Стремоухов. Знакомимся со статьёй, при желании пишем комментарии, делимся с друзьями в социальных сетях.

Народный капитализм — это общество богатого народа

Народный капитализм — это общество богатого народа, в котором всё активное население должно жить за счёт СОБСТВЕННОСТИ полученной по наследству, работать на приращение полученной СОБСТВЕННОСТИ для передачи её наследникам.

1. Слово капитализм, и как понятие, и как сам факт, есть понятие фундаментальное. Оно может выражаться только тремя категориями в зависимости от того в чьих руках находится сам капитал- собственность: капитализм государственный; капитализм олигархический; капитализм народный, а все остальные «измы», это «кликухи», придуманные «кружками по интересам», которые используют и понятие, и сам факт, как инструмент для решения своих шкурных, узковедомственных интересов.

2. Общество, в котором большая половина населения живёт «от зарплаты до зарплаты», а потом доживает «от пенсии до пенсии», это общество рабовладельческое, и мы с тобой, дорогой друг, жили в советском рабовладельческом обществе.

Это из учебника для политшкол низшего звена, рабочего люда с образованием до 10 классов: «Уравниловка – это идеалистическая система распределения стимула, которая ничего общего с социализмом не имеет».

К.Маркс.. «Рабочий свободен лишь тогда, когда является собственником своих средств производства». И ещё одна цитата, автора не помню: «Работа которая не создаёт собственности -ничтожна».

Следовательно, наша голая стратегия на повальное «создание рабочих мест», это стратегия на воспроизводство рабов…, но на таком фундаменте построить демократическое, правовое, свободное общество не возможно.

Ленин, назвал уравниловку «экономическим абсурдом», на котором Союз 70 лет тащился к своему краху, потом Горбачёв заявил: «…мы этот абсурд возвели в квадрат…», чем Союз и накрылся…

В 1986 г. мне коммунисты дозволили создать государственно-кооперативную фирму «Директор», хотя мой проект был нацелен на партийный аппарат…но хоть на этом спасибо… В основу была заложена «сдельная» оплата труда управленцев, к сожалению взрывной экономический эффект фирмы и стал её гробовщиком.

В течении года коллективы госпредприятий могли бы свободно выкупить их в свою собственность, став капиталистами, если бы у меня тогда хватило ума и наглости законодательно оформить весь огромный потенциал фирмы и задействовать в её структуре партийной и государственной бюрократию, мы бы не потеряли Союз…

К сожалению, сегодня уравниловка доведена до «абсурда» в десятой степени, и если мы не одумаемся и не переведём бюрократию на «сдельную» оплату труда в прямой пропорциональной зависимости конечному результату её труда уравниловка приведёт Россию к развалу.

Только придав народному капитализму статус национальной идеи, и осуществив её мы спасём Россию от этой участи…

Как это осуществить?

Надо на официальном уровне признать. Страну загнали в сеть бандитских структур – банковскую, страховую, ипотечную, пенсионную, жкх, всё это омоноличено не менее бндитскими законами. Нужна коренная ломка системы к чему нас и призывают, к сожалению, дальше призывов дело не продвигается.

Читать еще:  Цена авансированного капитала это

Вот примеры. В.В.Путин неоднократно: «…нужно менять методы…нужно менять условия которые мешают эффективно работать…», «…действующая модель экономики изжила себя…» и «Если не мы, то нас».

Д.А.Медведев: «Нам нужно менять структуру нашей экономики, иначе у нашей экономики не будет будущего».

Что я и пытаюсь предложить своими проектами. Если коротко…, то возьмём Дальний Восток. Гробили, грабили Россию всей мощью государственной машины, а сегодня хотим, чтобы этот нищий дальневосточный селянин, на грабительские кредиты возрождал это агропромышленное дальневосточное кладбище… Как говорят в народе: «Щасссссссссс».

Создаём полностью за счёт государства 1000 или больше, небольших сельскохозяйственных потребительских кооперативов на базе существующих или совершенно новые. Стоимость созданной структуры делим на паи, паи передаём пайщикам в долгосрочную аренду с правом выкупа – 15-20 лет, выкуп паёв только продукцией, производимой в кооперативах для нужд государственного бюджета.

Создаётся окружная государственно-кооперативная структура, возглавляемая Полпредом Президента. В областях создаются филиалы, в районах отделения…. С обязательным участием его величества бюрократии всех ветвей власти, по принципу: «Где должен быть чиновник – впереди, да на лихом коне». А сегодня российский чиновник похож на гаишника с радаром в кустах.

Вашему вниманию предлагаю похожие статьи на сайте:

Основоположники теории >.

Основоположниками кооперативного капитализма немецкий общественные деятели, основатели германского коопера­тивного движения Г. Шульце-Делич (1808 —1883 гг.) и Ф. Райффайзен (1818—1888 гг.). Они считали кооперацию основным сред­ством защиты мелкой буржуазии и мелкого производства (ремес­ленников, кустарей, торговцев, крестьян) от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди их слоев населения может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, и таким образом укрепить капиталистическую систему хозяйства. машина напрокат аэропорт.

Организатор немецкой городской кредитной кооперации Шульце — Делич не был социалистом. Он не стремился к уничтоже­нию частной собственности, не осуждал конкуренцию, считая ее необходимой для экономического развития, не хотел уничтожения наёмного труда. Но его пугала стремительная пролетаризация мел­ких собственников, ремесленников, торговцев, свободных кресть­ян. Он считал, что превращение подавляющей части средних клас­сов в «злополучных» пролетариев и пауперов приведет к неустой­чивости немецкого общества.

Кооперация, по мнению Шульце — Делича, должна подправить капитализм, сделать его более прочным. Исходя из нужд мелких собственников, Шульце-Делич наметил схему последовательного создания кооперативов различных видов: вначале ссудо-сберегательные, которые должны были обеспечить ремесленников и торговцев кредитом и освободить их от ростовщиков, затем снабженческо-сбытовые и, наконец, производственные ассоциации (кооперативы), которые должны действовать наряду с частнокапи­талистическими и акционерными компаниями.

Однако такая схема спасения мелких собственников была осу­ществлена лишь частично в Германии. Как показало развитие не­мецкого кооперативного движения, широкое распространение сре­ди мелких собственников получили в основном кредитные коопе­ративы, которые впоследствии так и не преобразовались, за редким исключением, в производственные.

Шульце-Делич был категорически против государственной помощи кооперации, поскольку исходил из необходимости естественного отбора лучших, наиболее сильных в хозяйственном отно­шении кооперативов. Поэтому в ссудо-сберегательных кооперати­вах (народных банках), организованных по инициативе Шульцс-Дслича, как и в акционерных обществах, основная часть прибыли распределялась в виде процента на внесенные членами паи, и лишь управление строилось на принципах кооперативной демократии.

Если Шульце-Делич понимал неизбежность развития капитализма и пытался при помощи кооперации создать наиболее благо­приятные условия для функционирования мелкого производства и торговли, то Ф. Райффайзен хотел остановить проникновение ка­питализма в деревню по религиозно-нравственным мотивам. Ф. Райффазен видел, что капитализм разрушает старые патриархальные отношения, вызывает расслоение деревень, нищету, ожесточение, жажду наживы, зависть и преступление. Ф. Райффай­зен надеялся, что кредитный кооператив, оказывая помощь деше­выми кредитами беднякам, сможет поднять их до среднего уровня; и предотвратить расслоение крестьянства. Вместе с тем он рассчитывал, что тот же кооператив, взяв на себя заботу о сбыте кресть­янских товаров и закупке необходимых материалов и средств, производства, отгородит крестьянство от непосредственного сопри­косновения с рынком, который, по его мнению, гибельно влияет на человеческие нравы.

По инициативе и под влиянием Ф. Райффайзена в Германии возникли «сельские кредитные банки» или «сельские народны банки», которые распространились в других странах Европы по названием «кооперативов райффайзенского типа».

Райффайзенские кредитные кооперативы существенно отлича­лись от кооперативов ремесленников и торговцев, созданных в инициативе Шульце — Делича. Они обслуживали, прежде всего, кре­стьян, и в том числе бедных. В этих кооперативах отсутствовали (или были очень низкими) паевые и вступительные взносы, что делало их доступными для всех слоев сельского населения; дивиденд на паевые взносы (если таковые существовали) не выплачивался, а ссуды выдавались под личное, так называемое «моральное обеспе­чение (гарантию)» члена-пайщика. Устанавливалась неограничен­ная ответственность членов всем их имуществом перед кредитора­ми кооператива.

Как правило, сельский кредитный кооператив при его организации получал некоторый капитал для начала своей дея­тельности на благотворительных основах (от местных муни­ципальных органов, церкви и т.д.), а затем основными источни­ками его кредитных операций становились вклады членов-пайщиков и займы как у частных лиц, так и у отдельных орга­низаций и учреждений, в том числе у кооперативных союзов.

Интересно, что Ф. Райффайзен полностью отрицал потреби­тельскую кооперацию для крестьян на том основании, что каждый крестьянин все предметы личного потребления должен произво­дить в своем хозяйстве и чем меньше он будет покупать и прода­вать, тем лучше.

Теория кооперативного капитализма.

У истоков кооперативного капитализма стояли основатели германского кооперативного движения, идеологи кредитной кооперации Шульце-Деличе и Ф.Райффайзен. Они считали кооперацию основным средством защиты мелких товаропроизводителей (ремесленников, кустарей, крестьян и торговцев ) от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди этих слоев населения будто бы может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, революционные взрывы и, таким образом, укрепить капиталистическую систему хозяйства.

В 50-60 –х гг. XX в. одах американские экономисты Р.Миллер, Х. Хэмфри и др. пытались развивать тезисы Шульце –Делича и Райффайзена в применении к современному состоянию капитализма, суть которых можно свести к следующему:

· улучшение государственно-монополистического капитализма путем распространения на крупные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля;

· создание в экономиках капиталистических стран равных по силе трех секторов: частного, государственного и кооперативного;

· развитие кооперации до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Все эти варианты кооперативного капитализма представляют собой кооперативные модификации концепций «смешанной экономики», «уравновешивающей силы» и других пропагандировавшихся в западных странах в 40 –70 –х гг. ХХ в.

Развитие кооперативного движения за последние 150 лет позволяет сделать выводы о жизненности или нежизненности тех или иных концепций.

Во-первых, даже в странах с высоким уровнем развития кооперации она не изменила существующие отношения. По-прежнему в этих странах в экономике и политике господствует крупный капитал.

Читать еще:  Оценка человеческого капитала организации

Во-вторых, кооперация развивается главным образом в сфере распределения и потребления, а определяющей сферой общества является производство, которое находится в руках национальных и многонациональных корпораций, фирм и монополий.

Их финансовые, материальные и политически возможности намного превышают ресурсы кооперативов.

За более чем полуторавековой период своего развития кооперативное движение выработало свою идеологию, суть которой сводилась к мирному преобразованию индустриального капитализма в «новый кооперативный общественный строй», экономическую основу которого должен был составлять доминирующий в смешанной экономике кооперативный сектор. Характерно, что все три основных направления кооперативного реформизма («кооперативный социализм», «кооперативизм», «кооперативный капитализм») не отрицали частной собственности, выступая лишь за ограничение злоупотреблений крупных монополистических объединений и корпораций. Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60-е гг.ХХ в. в период подъема кооперативного движения в Европе и других странах.

С созданием в западных странах обществ массового потребления влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были частично достигнуты.

Вместе с тем, кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппараты) оказали большое влияние не только на социально – ориентированную хозяйственную деятельность и демократическое управление кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое утопический социализм?

2. Какие ошибки были заложены в прогнозах классиков марксизма-ленинизма в отношении кооперации?

3. В чем суть теории кооперативизма?

Тема 4. Кооперативное движение в условиях капитализма. (1 час).

Цель: дать необходимые знания о развитии кооперативного движения в условиях капитализма.

Основные положения: Кооперация в условиях классического капитализма. Кооперация в условиях новых тенденций экономического развития за рубежом.

Ключевые слова: классический капитализм, кооперативное оптовое общество, кооперативное образование, кооперативный сектор экономики, кооперативное сотрудничество.

Кооперативный капитализм;

Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала

1. Уильям Томсон

Выдвинули ошибочное социальное требование об обеспечении непосредственно производителя полным продуктом его труда.

Французский экономист Пьер Прудон выдвинул проект прогрессивной ассоциации – ремесленники, торговцы, мелкие капиталисты объединяются на принципе мютюэлизма (взаимопомощи) для эквивалентного обмена.

Прудон считал, что мирное переустройство общества связано с реформами в банковском деле и сфере общения.

Швейцарский экономист Леон Вальрак и английский экономист Альфред Марши использовали кооперативную систему в целом и пришли к выводу, что система кооперации стремится избежать пороков других методов управления предприятиями. Ученик Оуэна Уильям Кинг считал, что для освобождения труда от эксплуатации необходимо:

1. Создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем носильных взносов.

2. Создать потребительские общества со своими торговыми лавками

3. Открывать в этих же кооперативах промышленные предприятия

4. На накопленные кооперативные капиталы приобрести земельный участок и создать кооператив или артель.

Кооперативный капитализм: в чем его суть? Если с помощью кооперации удается положительно влиять на уровень жизни мало достаточных граждан, содействовать средним слоям в подъеме их хозяйства, подтянуть небогатые кооперированные массы до уровня состоятельных, тогда при сохранении частной собственности и свободы предпринимательства возможно обеспечение соц. мира в рамках капиталистического общества. Эту идею развивал полит. деятель, юрист, экономист Герман Шульце – Делич

1847 – создана благотворительная организация по снабжению голодающих дешевым хлебом, созданы несколько касс взаимопомощи ремесленникам.

1843 – с помощью Шульце – Делича было создано более 400 тыс. кредитных кооперативов и потребительских обществ. Этим объединениям были присуще черты и кооперативов и акционерного общества.

Достоинства этих обществ:

— Все члены кооператива ручались за честность каждого

— кредит был доступным для средних слоев. Отказался от помощи государства, рассчитывая только на самопомощь.

— он основал первый в мире национальный Всеобщий союз германских промышленных и хозяйственных товариществ(1859)

— был создан первый Центральный кооперативный банк (1865)

— был принят закон о кооперации (1867)

Учеником Шульца – Делича был Фридрих Райфайзен, который создавал сельские кредитные кооперативы.

Вильгельм Гааз был основателем сх сбытовых и снабженческих кооперативов. Использовал иногда гос. помощь

Луиджи Луццати – он создал первый кооператив «Миланский народный банк» (1866)

Робер де Рокинни – считал идею кооперативного социализма Утопией.

Кооператоры выступают не против капитала вообще, а лишь против давления крупного капитала.

Теория кооперативного социализма.

Идеи преобразования капитализма в социализм стали основой для различных концепций кооперативного социализма.

Идеологи кооперативного социализма усматривали в господстве капитала главный источник бедственного положения трудящихся. Они предлагали заменить капитализм, основанный на эксплуатации и конкуренции, новым общественным строем, основанным на взаимопомощи и сотрудничестве всех граждан. Они считали, что главным средством такого социального переустройства должно стать кооперативное движение, длительная, мирная хозяйственная деятельность людей, направленная на создание общества, в экономике которого преобладала бы мелкая групповая кооперативная собственность рабочих, служащих, крестьян, ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей.

Одни идеологии кооперативного социализма рассчитывали на помощь государства, другие полагали, что кооперативы сами способны преобразовать капиталистические отношения в социалистические.

Но все сторонники этой теории, кроме революционных демократов, обязательным условием социального переустройства считали мирный, эволюционный путь.

Кооперативный социализм возник в 30-40 гг. XIX в. и одним из первых его теоретиков был Уильям Кинг (1786-1865 гг.). Истоки кооперативного социализма лежат в идеях утопического социализма. Кинг, как и Оуэн, верил в особую силу кооперации, в то, что она может уничтожить бедность. Он отдавал предпочтение потребительской кооперации, в которой, по его мнению, наемные рабочие превращаются в собственников производства и таким образом, будет разрешено противоречие между трудом и капиталом.

У.Кинг считал, что кооперативы должны быть самодеятельными организациями трудящихся и что профсоюзы должны всячески поддерживать кооперативное движение.

В то же время У.Кинг утверждал, что кооперация выгодна для всех классов и советовал рабочим поддерживать мир и сотрудничество с предпринимателями.

У.Кинг – автор концепции освобождения труда от капитала. Его идеи впоследствии были развиты различными школами кооперативного социализма.

В это же время возникает одна из разновидностей кооперативного социализма – христианский социализм. Идеологи христианского социализма рассматривали капитализм как антихристианский строй и предлагали преобразовать его на началах производственной ассоциации, отказа от конкуренции и эгоизма. Они предлагали создать религиозно-сословные корпорации ремесленников и рабочих под эгидой различных церквей.

Идеолог французского христианского социализма Ф.Бюше (1796-1865 гг.) как и У.Кинг предлагал создавать общественный капитал с помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации капиталистов путем выкупа их предприятий. У Бюше общественный капитал это неделимый фонд, который создает каждый производственный кооператив из отчислений от чистой прибыли в размере 20 %. Идея создания неделимого фонда в кооперативах – наиболее ценная из предложенийБюше в области кооперативного строительства.

Идеи Бюше оказали заметное влияние на английских христианских социалистов. К уже известным идеям Бюше они добавили новый лозунг – участие рабочих в прибылях, вошедший впоследствии в программы многих реформистских партий.

Читать еще:  Минимальный уставной капитал хозяйственного товарищества

Оценивая, в целом, деятельность христианских утопистов можно сказать, что несмотря на отдельные утопические идеи в их учении, в практической деятельности имелись и положительные моменты. Отдельные кооперативные мастерские созданные при их участии продемонстрировали возможность самоуправления. Христианские социалисты широко пропагандировали идеи кооперации, взаимопомощи и солидарности среди рабочих, добились издания в 1852 г. первого кооперативного Закона в Англии, внесли значительный вклад в налаживание международного сотрудничества кооперативов разных стран, в создание Международного кооперативного Альянса.

Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах социалистов Луи Блана и Фердинанда Лассаля и в созданной ими теории производственной кооперации.

К социализму через производственную кооперацию, с помощью государства. По мнению идеологов производственной кооперации, по мере накопления капитала кооперативные мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства и вся промышленность таким образом, станет кооперативной.

Еще одна разновидность кооперативного социализма теория крестьянского (общинного) социализма получила распространение в 60‑80‑е годы XIX в. в России.

Суть теории состоит в переходе к социализму через крестьянскую общину.

Сторонниками крестьянского социализма были революционеры демократы – А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, а также революционные народники – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др. Они выступали против пережитков крепостничества и капиталистического развития страны.

Идея некапиталистического развития России была центральным звеном в системе взглядов революционных демократов и народников. Они надеялись избежать капиталистического развития страны посредством немедленной социальной революции, рассматривали крестьянскую общину как зародыш, базис социализма, считая крестьян коммунистическим классом по инстинкту и традициям.

Идеологи крестьянского социализма намеревались свергнуть царизм силами крестьян и установить демократическое народное правление. Завоевав политическую власть они хотели ликвидировать помещичье землевладение, наделить крестьян землей, перейти от общинного владения землей к общинной коллективной обработке земли, т.е. к организации производственных сельскохозяйственных кооперативов. Промышленность они мыслили развивать с помощью промысловых кооперативов.

К концу XIX в. различные концепции утопического, в том числе кооперативного социализма утрачивают свое влияние. Господствующее положение в социалистическом рабочем движении большинства европейских стран занимает марксистская революционная идеология. Одновременно внутри социалистических партий набирал силу оппортунизм. Социал-реформистские и ревизионистские течения включили в свои программы многие положения кооперативного социализма.

Оживлению идей кооперативного социализма в Европе в начале XX в. способствовали заметные успехи рабочей потребительской кооперации.

В 20-30-х годах в связи с наступлением крупного капитала и фашизма, разгромом многих кооперативных организаций и физической расправой с их руководителями в ряде европейских стран, несколько снижается интенсивность пропаганды кооперативного социализма.

В 50-60-е годы в связи с временным улучшением экономической конъюнктуры и положения трудящихся вновь активизировалась деятельность идеологов кооперативного социализма. В это время выходит в свет значительное число работ о социальной роли кооперации в обществе, о выгодности как экономической, так и с этической стороны замены капиталистического производства и управления кооперативным. Главным в концепциях кооперативного социализма был и остается тезис о некапиталистической природе кооперативной собственности и прибыли, и что количественный рост кооперации при капитализме равнозначен росту социализма.

В 70-х годах представители кооперативного социализма П. Деррик, П. Лаверн, А. Пураник и другие вновь предложили различные рецепты постепенного преобразования капиталистической экономики в кооперативно- социалистическую путем, например, распространения на многонациональные корпорации кооперативного принципа распределения ограниченного процента на капитал или создания совместно с профсоюзами и государством самоуправляющихся производственных кооперативов в промышленности.

Теория кооперативного капитализма.

У истоков кооперативного капитализма стояли основатели германского кооперативного движения, идеологи кредитной кооперации Шульце-Деличе и Ф.Райффайзен. Они считали кооперацию основным средством защиты мелких товаропроизводителей (ремесленников, кустарей, крестьян и торговцев ) от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди этих слоев населения будто бы может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, революционные взрывы и, таким образом, укрепить капиталистическую систему хозяйства.

В 50-60 –х гг. XX в. одах американские экономисты Р.Миллер, Х. Хэмфри и др. пытались развивать тезисы Шульце –Делича и Райффайзена в применении к современному состоянию капитализма, суть которых можно свести к следующему:

· улучшение государственно-монополистического капитализма путем распространения на крупные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля;

· создание в экономиках капиталистических стран равных по силе трех секторов: частного, государственного и кооперативного;

· развитие кооперации до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Все эти варианты кооперативного капитализма представляют собой кооперативные модификации концепций «смешанной экономики», «уравновешивающей силы» и других пропагандировавшихся в западных странах в 40 –70 –х гг. ХХ в.

Развитие кооперативного движения за последние 150 лет позволяет сделать выводы о жизненности или нежизненности тех или иных концепций.

Во-первых, даже в странах с высоким уровнем развития кооперации она не изменила существующие отношения. По-прежнему в этих странах в экономике и политике господствует крупный капитал.

Во-вторых, кооперация развивается главным образом в сфере распределения и потребления, а определяющей сферой общества является производство, которое находится в руках национальных и многонациональных корпораций, фирм и монополий.

Их финансовые, материальные и политически возможности намного превышают ресурсы кооперативов.

За более чем полуторавековой период своего развития кооперативное движение выработало свою идеологию, суть которой сводилась к мирному преобразованию индустриального капитализма в «новый кооперативный общественный строй», экономическую основу которого должен был составлять доминирующий в смешанной экономике кооперативный сектор. Характерно, что все три основных направления кооперативного реформизма («кооперативный социализм», «кооперативизм», «кооперативный капитализм») не отрицали частной собственности, выступая лишь за ограничение злоупотреблений крупных монополистических объединений и корпораций. Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60-е гг.ХХ в. в период подъема кооперативного движения в Европе и других странах.

С созданием в западных странах обществ массового потребления влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были частично достигнуты.

Вместе с тем, кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппараты) оказали большое влияние не только на социально – ориентированную хозяйственную деятельность и демократическое управление кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое утопический социализм?

2. Какие ошибки были заложены в прогнозах классиков марксизма-ленинизма в отношении кооперации?

3. В чем суть теории кооперативизма?

Тема 4. Кооперативное движение в условиях капитализма. (1 час).

Цель: дать необходимые знания о развитии кооперативного движения в условиях капитализма.

Основные положения: Кооперация в условиях классического капитализма. Кооперация в условиях новых тенденций экономического развития за рубежом.

Ключевые слова: классический капитализм, кооперативное оптовое общество, кооперативное образование, кооперативный сектор экономики, кооперативное сотрудничество.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector