Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капитализм по марксу определение

ТЕОРИЯ КАПИТАЛИЗМА

Начало капиталистической эры Маркс относил к XVI в. Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, при феодализме составлявших неотъемлемый элемент натурального хозяйства. Генезис капитализма Маркс исследовал на приме­ре Англии — родины промышленной революции, мастерской мира, как на­зывали ее в XIX в. Здесь особо развивалась крупная промышленность, осно­ванная на машинном производстве.

Крестьянская семья сама добывала необходимое сырье, которое затем перерабатывала в готовые продукты (пищу, одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственную утварь) и потребляла. В результате огораживания, когда феодалы сгоняли крестьян со своих земель и огораживали их забора­ми, рвами (конец XV — начала XIX в.), мелкие крестьяне разоряются и мас­сово мигрируют из деревни в город. На смену им приходит крупный фермер, который превращает в товар то, что раньше служило жизненными средства­ми для миллионов людей, — землю. Уничтожение старого, домашнего и вместе с тем домашинного типа сельского хозяйства расчищает путь для новых форм организации труда как на селе, так и в городе.

Среди основных характеристик капитализма можно назвать: 1) част­ную собственность на средства производства (она есть у предпринимате­лей, но ее нет у рабочих); 2) превращение формально свободной рабочей силы через механизм рынка труда в товар, который находится в свобод­ном обращении и оплачивается через механизм заработной платы в денеж­ной форме; 3) возможность для собственника извлекать прибыль из вло­женного в производства капитала, безвозмездно присваивать ее на лич­ное потребление или дальнейшее развитие производства; 4) возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в том чис­ле рабочую силу.

Капитал, по Марксу, — это частным образом присваиваемое богатство (или стоимость), используемое для производства прибавочной стоимости. В резуль­тате капитал можно определить еще и как самовозрастающую стоимость. Это центральная экономическая категория капитализма — накапливаемое богат­ство, находящее свое воплощение прежде всего в средствах производства, ис­пользуемых для производства или приобретения новых средств производства.

Капиталистическое общество, по Марксу, безнадежно больно. Оно не способно справиться с противоречиями, которое само же и породило. Бур­жуазия, заинтересованная в постоянном обновлении производства, развивает производительные силы. Но производственные отношения не способны трансформироваться в столь же быстром темпе. Результатом становится со­циалистическая революция. Ее приближает другое противоречие. Капита­лизм создает невиданные богатства на одном полюсе — у кучки миллионе­ров и безобразную нищету на другом — у подавляющей части населения, за­полнившей кварталы бедноты. Поэтому революционный взрыв неизбежен.

Капитализм (разумеется, классический, поскольку другого во времена Маркса еще не было) означает торжество машинного производства, он ис­подволь готовит производительные силы, которые вполне созрели для про­летарской революции. Иными словами, капитализм готовит своего могиль-

щика — организованный, дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс.

Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна, поскольку с прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капи тал стремится к бесконечности, а переменный — к нулю. А это означает, что доля живого труда (труда рабочего) относительно масштабов средств произ­водства должна сокращаться, т.е. численность персонала должна приближать­ся к нулю, а размеры и эффективность средств труда (зданий, технологии станков и т.п.) будут стремиться к бесконечности (рис. 11).

Между тем капитал существует лишь как самовозра­стающая стоимость, а самовозрастание стоимости созда­ется живым трудом. Капитализм собственным развити­ем подрывает основу своего существования. Пролетари­ат, который самой историей предназначен представлять интересы всего населения, перехватит эстафету у буржу­азии, возглавив скачок к следующей исторической эпо­хе — коммунизму. Он возьмет власть и перестроит все общество.

К сожалению, считает Маркс, технический прогресс при капитализме работает в одну сторону, причем совер­шенно извращенную. Вместо того чтобы использовать мощь науки для повышения уровня жизни рабочих, бур­жуазия обогащает лишь саму себя, а рабочий класс фи­ зически и морально деградирует. Растут его пролетари­зация (отчуждение от собственности) и пауперизация (обнищание).

Маркс не отрицает, что между капиталистами и про­летариатом существует множество промежуточных групп — ремесленники, мелкая буржуазия, торговцы, крестьяне-собствен­ники, но они незначительны, лишены исторической инициативы, полити­ческого влияния, а самое главное — новых социальных идей, способных коренным образом изменить положение дел. Жалкая прослойка между дву­мя полюсами, один из которых становится все богаче, а другой — все беднее, в скором времени так сократится, что станет невидимой, и тогда два антаго­нистических класса сойдутся в кровавой битве.

Если пролетариат, осознав свои классовые интересы, объединится в мощ­ную политическую силу, то, победив буржуазию, он одновременно упразд­нит старые производственные отношения, а вместе с ними и классы как та­ковые. В будущем коммунистическом обществе не должно быть господству­ющего класса, даже рабочего, общество станет бесклассовым. На место вражды, антагонизма, классовых войн, эксплуатации и угнетения придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием сво­бодного развития всех.

Таким образом, капитализм — это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в ряду антагонистических формаций. После него наступа­ет эра совсем другого уклада — коммунистического. Он, как и первобытно­общинный, лишен классов, эксплуатации, социального неравенства, угне­тения человека, антагонистических отношений. Мировая история как бы за­вершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но на качественно более

высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс, государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа 21 , его трудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей 22 .

К мысли о необходимости разрушения существующего строя Маркс при­шел в 1844— 1848 гг. — в самом начале своей творческой деятельности, когда еще не имел развернутого эмпирического анализа этого строя. Обычно со­циологи поступают наоборот: сначала ставят диагноз реальности, а затем предлагают рецепт ее изменения. Уже в молодые годы Маркс определился со своим идеологическим выбором — защита классовых интересов пролета­риата, низвержение капитализма и построение коммунистического общества. Такого рода целевая заданность, по всей видимости, сказалась на методоло­гии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций.

При чтении произведений Маркса не покидает ощущение, что все его по­строения задумывались с одной-единственной целью — подвести аргумен­ты под необходимость революционного уничтожения капитализма. Но ре­волюция — это всегда кровь и миллионы невинных жертв. После этого со­циализм вряд ли покажется желанной целью. Так, к сожалению, и произошло на одной шестой части суши. Но Маркс писал о мирном и революционном путях перехода от капитализма к социализму. Мирный история отвергла: на­селение капиталистических стран не пожелало добровольно переходить к коммунизму. А революционный путь, экспериментально апробированный в нашей стране, не принес успеха.

Капитализм как высшая и последняя из существовавших формаций выс­тупал основным, доминирующим центром научных интересов у Маркса. Другие общественные формации он изучал не сами по себе, а постольку, поскольку сравнение с ними имело значение для исследования капиталис­тической экономики. Поэтому Маркс сравнивает общее и особенное у всех формаций с единственной целью — более глубоко понять природу капита­лизма, высветить все его стороны и в итоге показать его историческую обре­ ченность. Изучение других, предше­ствующих капитализму, формаций, как и диалектики перехода от одной формации к другой, подчинено у Мар­кса исследованию капитализма как образующего собственным развитием не­обходимые предпосылки своего упразднения. Интерес Маркса к изучению докапиталистических формаций был вызван, отмечает В.А. Вазюлин 23 , не только внутренней логикой исследования капитализма, но и тем обстоятель­ством, что революционное рабочее движение все более выходило за преде­лы развитых капиталистических стран Западной Европы, прежде всего со­вершался переход к новому этапу революционного движения в России.

При описании капитализма и социализма у Маркса прослеживается про­тиворечие. Характеризуя капитализм, он пытался дать как можно более кон-

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 251-253.

!2 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 4. С. 336. 447; Т. 20. С. 294-295. Вазюлин В.А. Вопросы теории общественно-экономических формаций в трудах К. Маркса (истори­ческий аспект). — http://ilhs.narod.ru/statll.htm.

кретное и строгое определение, напротив, социализм у него расплывчат и туманен. Для капитализма Маркс явно завышал уровень требовательности добиваясь операционального, строго экономического анализа, для социализ­ма он занижал критерии, ограничиваясь абстрактными, причем не экономи­ческими, а чисто социальными критериями. В число признаков развитого капитализма у него входили: особый способ получения прибавочной стоимо­сти, формирование рынка наемного труда, превращение формального под­чинения труда капиталу в реальное, диалектика меновой и потребительской стоимости и великое множество других показателей, теоретически очень сложных для понимания неподготовленным читателем. Зато будущее соци­алистическое общество Маркс описывал с большой любовью — фактически так же, как описывал идеальный капитализм Вебер. Социализм у него — пла­номерная и рациональная организация общественного труда, в которой лик­видированы непроизводительные затраты и члены общества получают то, что заработали. И специфический «дух социализма» у Маркса тоже присутству­ет и называется он духом коллективизма. Видимо, описывая современный капитализм и будущий социализм, оба мыслителя исходили из одного ме­тодологического приема: идеализация и гипертрофирование одних черт, умаление и аннигиляция других, не подходящих к их модели.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Пять удивительных предсказаний Карла Маркса

От iPhone 5S до корпоративной глобализации — современная жизнь изобилует доказательствами прозорливости Маркса

В последнее время люди часто вспоминают о Карле Марксе — от Раша Лимбо (Rush Limbaugh), обвинившего Папу Римского Франциска в продвижении «чистого марксизма», до автора Washington Times, который назвал мэра Нью-Йорка Билла де Блазио (Bill de Blasio) «упорствующим марксистом». Однако многие по-прежнему не до конца понимают идеи Маркса, резко критиковавшего капитализм. Большинство из нас когда-то слышали о том, что этот радикальный экономист предсказывал неизбежное замещение капитализма коммунизмом, но мы часто не понимаем, почему он так считал. И хотя Карл Маркс иногда заблуждался, в его работах (многие из которых написаны еще до начала Гражданской войны в США) содержатся описания некоторых аспектов современного капитализма — от Великой рецессии, начавшейся в 2008 году, до iPhone 5S в вашем кармане.

Ниже приведены пять примет жизни в 2014 году, которые Маркс предсказал, анализируя капитализм более века назад.

1. Великая рецессия (хаотическая природа капитализма)

Ключевым аспектом учения Маркса стало описание имманентно хаотической, подверженной кризисам природы капитализма. Он утверждал, что беспрестанное стремление к прибыли рано или поздно заставит компании автоматизировать рабочие места и начать производить все больше товаров, одновременно уменьшая заработную плату рабочих до тех пор, пока они, наконец, не смогут приобретать продукты своего труда. Несомненно, в событиях современной истории, от Великой депрессии до экономического пузыря интернет-компаний, можно найти признаки того, что Маркс назвал «фиктивным капиталом», то есть таких финансовых инструментов, как облигации или кредитно-дефолтные свопы. Мы производим и производим до тех пор, пока не остается никого, кто мог бы купить нашу продукцию, ни одного нового рынка и никаких новых займов. Развитие этого цикла мы воочию наблюдаем до сих пор: проще говоря, именно это и стало причиной краха рынка недвижимости в 2008 году. Нарастающее десятилетиями неравенство привело к сокращению доходов, что заставило многих малообеспеченных американцев еще глубже влезть в долги. Когда же ипотечные заемщики массово перестали выполнять обязательства по выплате кредитов, фасад этого дворца рухнул, как и предсказывал Маркс.

Читать еще:  Период окупаемости капиталовложений

2. iPhone 5S (мнимые потребности)

Маркс предупреждал, что склонность капитализма приписывать высокую ценность по сути ненужным товарам со временем приведет к тому, что потребитель станет «изобретательным и расчетливым рабом нечеловечных, изощренных, неестественных и надуманных желаний». Это довольно жесткая, но при этом точная характеристика современных американцев, которые, наслаждаясь невероятной роскошью, постоянно испытывают потребность приобретать новые вещи. Возьмем, к примеру, iPhone 5S, который вы, возможно, уже приобрели. Неужели он на самом деле намного лучше iPhone 5, который вы купили в прошлом году, или iPhone 4S, приобретенного вами в позапрошлом году? Задумайтесь над тем, какая это потребность — настоящая или мнимая? В то время как члены многих китайских семей болеют раком из-за электронных отходов, глобальные корпорации разворачивают масштабные рекламные кампании, призывающие нас уничтожать вполне годные для использования вещи без всяких на то причин. Если бы Маркс увидел все это, ему бы осталось только снисходительно кивнуть.

3. МВФ (глобализация капитализма)

Размышления Маркса о перепроизводстве привели его к предсказанию явления, которое теперь получило название глобализации — распространение капитализма по всему миру в поисках новых рынков. «Постоянная потребность в расширении рынка для сбыта продукции гонит буржуазию по всей поверхности земного шара, — писал Маркс. — Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». Хотя сейчас эта идея может показаться очевидной истиной, он высказал ее в 1848 году, больше чем за 100 лет до начала глобализации. Маркс не только точно предсказал то, что произойдет в 20 веке, он также объяснил причину этого явления: беспрестанный поиск новых рынков и дешевой рабочей силы, а также постоянная потребность в природных ресурсах — это звери, которых необходимо непрерывно кормить.

4. Walmart (монополия)

Классическая экономическая теория гласит, что конкуренция естественна и способна к самостоятельному существованию. Однако Маркс утверждал, что вся власть в конце концов будет сосредоточена в руках нескольких корпораций-монополий, которые будут бороться друг с другом. Возможно, в конце 19 века это звучало довольно странно: как пишет историк Ричард Хофштадтер (Richard Hofstadter), «американцы считали само собой разумеющимся то, что имущество распределено между всеми и что экономическая и политическая власти децентрализованы». Но уже в 20 веке тенденция, обозначенная Марксом, начала стремительно нарастать. Семейные магазинчики стали вытесняться гипермаркетами-монополистами, такими как Walmart, на смену небольшим местным банкам пришли мировые банки, такие как J.P. Morgan Chase, а мелкие фермерские хозяйства исчезли под давлением сельскохозяйственных корпораций, таких как Archer Daniels Midland. Технический мир также становится все более централизованным: крупные компании поглощают стартапы так быстро, как только могут. Политики на словах поддерживают то, что осталось от минимального лобби малого бизнеса, и продолжают принимать жесткие антимонопольные законы. Но все мы понимаем, что большой бизнес останется с нами навсегда.

5. Низкие зарплаты, высокие доходы (резервная армия промышленного труда)

Маркс утверждал, что заработная плата будет неуклонно снижаться в силу действий «резервной армии труда», существование которой объясняется классическими экономическими законами: капиталист всегда хочет платить за труд как можно меньше, и делать это намного проще, если существует значительное количество нигде не занятых работников. Таким образом, согласно анализу Маркса, можно говорить о том, что после рецессии высокий уровень безработицы не даст зарплатам вырасти, несмотря на резкий рост прибылей: люди будут так напуганы безработицей, что просто не захотят уходить со своих мест, несмотря на ужасные условия труда. Даже авторитетный Wall Street Journal теперь предупреждает: «В последнее время в восстановлении американской экономики проступают некоторые марксистские черты. Корпоративные прибыли стремительно растут, и рост производительности позволяет компаниям расти, не делая практически ничего для уменьшения гигантской армии безработных». Это объясняется тем, что работники боятся потерять места и поэтому не могут диктовать свои условия. Несомненно, лучшее время для справедливого роста наступает только в период «полной занятости», когда уровень безработицы падает настолько, что сотрудники могут угрожать работодателю уходом в другую компанию.

Заключение

Карл Маркс во многом был неправ. В большинстве своих трудов он критикует капитализм, но оставляет открытым вопрос о его альтернативах — именно это привело к тому, что его идеи позже неверно трактовались многими безумцами, такими как Сталин. Но работы Маркса по-прежнему определяют очертания нашего мира в положительном ключе. Когда в «Манифесте Коммунистической партии» он выступил за введение прогрессивной шкалы подоходного налога, в мире не было ни одной страны, которая бы ее использовала. Теперь в мире практически не осталось стран, где нет прогрессивного налога, — он стал одним из инструментов, с помощью которого в США борются с неравенством доходов. Таким образом, Маркс и его критика моральных принципов капитализма, а также четкое видение его последствий в историческом контексте по-прежнему стоят того, чтобы обратить на них пристальное внимание. Как пишет Роберт Хейлброунер (Robert L. Heilbroner), «мы обращаемся к Марксу не потому, что он непогрешим, а потому, что он неизбежен». Сегодня в мире неслыханного богатства и безнадежной нищеты, где 85 самых богатых людей планеты имеют больше средств, чем 3 миллиарда бедняков, знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Вам нечего терять кроме своих цепей» так и не утратил своей актуальности.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Chelovek_v_chernom

Chelovek_v_chernom

Карл Маркс о капитализме. Современные формы проявления империализма в РФ.

Начну с того, что Карл Маркс был не только основателем идей социализма-коммунизма-нового гуманизма (для 19 в), но и неплохим экономистом. Самое интересное на западе его труды изучают, правда как экономиста, а не революционера, а у нас стали забывать. Но мы помним его работы, раскрывающие прибавочную стоимость и Закон снижения нормы прибыли.

С развитием капитализма, по мнению К. Маркса и его последователей, средняя (общая) норма прибыли имеет тенденцию к понижению вследствие действия определённых факторов. Понижение средней (общей) нормы прибыли обусловлено повышением органического строения капитала. Для получения сверхприбыли каждый капиталист стремится использовать достижения технического прогресса: внедрять новую технику, технологии, формы организации производства и труда, что приводит к повышению производительности труда на предприятии и, следовательно, снижает индивидуальную стоимость товаров. Однако, такие нововведения, как правило, приводят к росту органического строения капитала на отдельном предприятии. По мере распространения новых технологий в данной отрасли и в других отраслях экономики органическое строение общественного капитала растёт, что означает сокращение доли переменного капитала в общественном капитале. При неизменной норме прибавочной стоимости это приводит к понижению средней нормы прибыли. Понижение средней нормы прибыли связано также с замедлением скорости оборота общественного капитала. С ростом органического строения капитала, вследствие технического прогресса, доля основного капитала в общественном капитале растёт. А, поскольку основной капитал по сравнению с оборотным капиталом имеет меньшую скорость оборота, то в итоге оборот общественного капитала замедляется и средняя норма прибыли снижается.

Органическое строение капитала. c+v+m с- постоянный капитал v – переменный капитал, или стоимость рабочей силы m – прибавочная стоимость (прибыль).

Издержки производства, или вложенный капитал сумма постоянного и переменного капитала, затраченного на производство товаров. K = c+v.

Норма прибавочной стоимости Отношение прибавочной стоимости, или того избытка стоимости, с которым капиталист продает свои товары, к переменному капиталу Норма прибавочной стоимости выражает степень эксплуатации живого труда

Тенденция нормы прибыли к понижению С развитием капиталистического производства общая (средняя) норма прибыли имеет прогрессирующую тенденцию к понижению. Общая норма прибыли всего общественного капитала исчисляется как отношение : Р масса прибыли от всего общественного капитала за период его оборота, С + V весь общественный авансированный капитал, состоящий из постоянной (С) и переменной (V) частей. наиболее быстро растут натурально-вещественные элементы постоянного капитала; несколько медленнее его стоимость, ещё медленнее стоимость авансированного капитала в целом. Увеличение стоимости переменного капитала, обмениваемого на живой труд (источник прибавочной стоимости), происходит медленнее всего.

Тенденция нормы прибыли к понижению В рамках промышленного цикла норма прибыли подвержена сильным колебаниям – со взлетами во время промышленных подъемов – и резкими падениями во время кризисов.

Сущность кризиса Капиталистическое производство «приостанавливается не тогда, когда этого требует удовлетворение потребностей, а тогда, когда этой остановки требует производство и реализация прибыли»

Факторы, противодействующие понижению нормы прибыли Повышение степени эксплуатации труда – то есть, соотношения Что означает падение заработной платы, часто ниже стоимости рабочей силы Удешевление элементов постоянного капитала. 0тносительное перенаселение. Вывоз капитала в слаборазвитые страны – Дешевый ручной труд Внешняя торговля. – Импорт дешевого сырья – Импорт дешевого продовольствия.

Выход из кризисов — исторические особенности Исторические формы выхода из кризиса. – технологическая революция – социальная революция – война – мировая война.

Вернемся к прогнозам «Оптимисты», заявляющие о грядущем выходе из кризиса, сами с трудом верят в сказанное, даже за большие деньги. «Пессимисты» видят в ближайшем будущем падение котировок, разорение компаний, безработицу и коллапс…

Борьба за сохранение нормы прибыли – капитал Противостояние марксовой тенденции нормы прибыли к понижению, как мы говорили, все прежнее время осуществлялось за счет экспансии в регионы и страны с дешевым сырьем и дешевой рабсилой. Сейчас же резервы расширения исчерпаны. И теперь становится выгодным, чтобы природную ренту за сырье получало одно лицо или узкая группа лиц. — как прежде феодалы получали земельную ренту. Тогда покупатель сырья экономит: ему не надо платить государству, обремененному социальными обязательствами. А в обмен на толерантность можно снабдить рентодателя оружием, дабы усмирять обделенное большинство.

«Неофеодальная рента» Вероятнее всего, разделение начнется по естественным монополиям: транспорт, связь (железные дороги в особенности), нефтедобыча, энергетика, добыча ископаемых, металлургия и т.п. Каждый, кто будет контролировать отдельную отрасль, начнет вести себя как своего рода феодал. Он начнет брать некую дополнительную плату за то, чтобы кто-то подключился к этому ресурсу и что-то из него получил. Это будет брать своего рода рента — дополнительно к прибыли. «Новый феодал» будет все время пытаться увеличить прибыльную часть в противовес вкладываемому капиталу. Для него капитал, вложенный в отрасль, не является капиталом, то есть тем, что сделано людьми, а рассматривается как нечто добытое, а потому сходное с природным объектом, источником ренты.

Вспомним систему Платон, электронные метки на шубы, лекарства, теперь уже и на продукты питания — молоко. Это и есть «Неофеодальная рента».

Главная коллизия Все отрасли – это – результат разделения труда, – причина и результат соединения трудовых процессов, их интеграции в рамках всего общества. Поэтому феодализация их убьет. Феодализму свойственны локальные рынки. Поэтому железная дорога не особо нужна, энергосистемы — тоже. О науке вообще речи не идет: – Она падет первой в результате неофеодальной деградации

Читать еще:  Собственник капитала получает доход в виде

Общественное производство, которое явилось результатом многолетнего развития капитализма, разделения труда и объединения его в рамках всего общества, — то, о чем говорил еще Адам Смит, — снова дробится только ради того, чтобы сохранить товарность. Очевидна деградация общества.

Это была присказка.

Меня что смущает в современном обществе. Мы строим капитализм (рыночные отношения), но мы надеемся на социальную справедливость (. ) Какая логика может быть в этом? Ее нет. Откуда возникнет социальная справедливость, кроме если ее не будет спонсировать государство, меценаты. Меценатов современных видели? Я не видел, хотя единицы есть. Строят и ремонтируют школы, дороги и тд, но их на всех не хватит — это точно. Поэтому я их и не встречал.

Основные постулаты свободных рыночных отношений в РФ остаются прежними для временщиков — каждый сам за себя и обмани ближнего. (Почему это ошибочный маркетинг 90-х на сегодня, объясняю, рынок скукожился, найти нового клиента или удержать старого, что дешевле? Потерять легко, а вот найти трудно.) Поэтому данная стратегия в проигрыше, если работать на будущее.

Но капитализм уже проявляет себя во всей красе — это неоказание медицинской помощи нуждающимся в стационарах (много роликов на ютубе по запросу), это высокая концентрация химии, заменителей, добавок в продуктах. Анекдот о том, что купил дачу, теперь купи автомобиль, удобрения, семена, . сегодня не смешон в плане того, что мы едим. А едим мы откровенно яд.

А почему? А зачем вас таких хороших еще кормить после пенсии? Это же затраты для капиталистов. Скажите государство не капиталист? Ошибетесь в плане того, что денежки то оно должно зарабатывать (или отнимать у населения). Когда из населения 140 млн — 40 млн пенсионеров.

Почему при капитализме невыгодно и не будут платить высокую зпл работникам:

1) это затраты и они ложатся на стоимость конечной продукции;

2) высокая безработица заставляет людей соглашаться на низкую зпл

3) остальное маркетинг и реклама, про быстро найти работу на HH.ру, нужность специалистов и тд

Отсюда возникает другой момент. При снижении покупательского спроса, в следствии низких зпл населения любой массовый товаропроизводитель переключается на дешевые товары заменители, происходит сокращение производства (чаще всего, но если это не производство «доширака» например), персонала, поэтому тут ничего удивительного нет, например в чипсах со вкусом бекона, вместо настоящего бекона. Практически вся линейка российских продуктов питания искажена по качеству и по пригодности в пищу. Вспомним СССР, сколько работало предприятий и все равно на некоторые продукты питания был дефицит (искусственный), сегодня же, полстраны не работает, ничего не выращивает, но все едят даже лучше, чем когда работала вся страна . Но никто не задавался вопросом такое возможно? Возможно, если ваши продукты будут лишь на 20-30% состоять из того, что было в составе продуктов при СССР.

Идем дальше. Юрист может вывернуться и указать пробел в законодательстве. Экономист вывернуться не может (если не использует липовую статистику), законы экономики, как законы физики действуют четко и точно.

Маркс не зря указывал на неизбежную цикличность капитализма с фазами кризисов, подъемов, спадов и тд, Данная теория объясняет и начало беспорядков в России, промышленная революция в конце 19-в, породила буржуазию, которой было не по пути с царизмом и старым дворянством. Сегодня зародились олигархи, «буржуа», которым также не по пути с новыми «дворянами»- чиновниками. Последние тормозят первых в вопросах производства, в вопросах получения прибыли посредством бизнеса, угрожают и уничтожают, пример Чичваркин, хотя он и не олигарх, но сам рос с низов и сам растил свой бизнес и таких очень много, кто победнее, кто побогаче, все они понимают, что, что-то надо делать с государственной системой, гарантиями государства, судами и тд.

Когда возникнет конфликт одной формации общества с другой, произойдет новая революция и скорей всего это в недалеком будущем (мы станем свидетелями). Что станет катализатором, пока неизвестно. Но все идет к этому.

1) Чиновники всячески вставляют палки в колеса местной буржуазии, чтобы та не выросла в критическую массу.

2) Буржуазия готова бороться в отличии от пролетариев, современных коммунистов, что предали свои идеалы (выдвинув Грудинина)

3) Растет недовольство населения.

Если кризис завершен по высказыванию ВВП, зачем затягивать гайки в виде повышения цен на ЖКХ, акцизов, налогов, пошлин? Сегодня очень хорошо видно как кризис усугубляется. Практически во многих отраслях одна и та же картина. Сокращение персонала, затрат, зарплат. Что это значит? Покупательская способность падает населения, далее круг производства и торговли так же сужается. И далее как по спирали вниз. Похоже чем-то на Великую депрессию в США 30-х. Вначале все пели, плясали, ели в кафе и думали так будет вечно. Но внезапно возник кризис перепроизводства. Когда никто ничего не покупал дорого, а производитель массовый товар дешего не отдавал, а уничтожал продукцию для поднятия цены.

В РФ империализм действует хитрее, деньги в экономику закачиваются через пенсионеров, чиновников, силовиков, плюс к этому создается лояльная группа населения к власти.

Вместо собственного производства, товар приобретается в Китае, шлепается этикетка на нем «Сделано в РФ» и все дела. Это мы создали. Здесь так же убиваем двух зайцев уничтожаем пролетариат — революционный класс, поддерживаем имидж промышленно развитой страны. Пример собрали ту-160, а оказалось из материалов 80-90 годов, что лежали на складах с тех времен, вот те и новый самолет построили.

Любой империализм это война за ресурсы, территорию, колонии и тд. В Сирии уже идет война.(Сегодня передавали самолет сбили в Сирии российский, летчик погиб). Причина не дать провести газовую трубу. (экономическая причина, есть и другие). Поэтому при империализме надо готовиться к мировой войне за свои и чужие ресурсы, так как ресурсы стран СССР, Варшавского договора уже съедены странами запада, которые использовались (ются) в качестве колоний.

Что видим, внутреннее экономическое противоречие в РФ и внешнее противоречие по отношению к другим странам конкурентам- Сша, Англии и тд. В одной ситуации получается разруха внутри страны формируется, в другой разруха в мире в стремлении создавать союзы и все благодаря капитализму. И обо всем этом знал Маркс еще в 19 в. И назвал капитализм формой общества (у которого много противоречий ), после которой возникнет социализм (коммунизм). А что случилось далее мы уже знаем.

ТЕОРИЯ КАПИТАЛИЗМА

Начало капиталистической эры Маркс относил к XVI в. Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, при феодализме составлявших неотъемлемый элемент натурального хозяйства. Генезис капитализма Маркс исследовал на приме­ре Англии — родины промышленной революции, мастерской мира, как на­зывали ее в XIX в. Здесь особо развивалась крупная промышленность, осно­ванная на машинном производстве.

Крестьянская семья сама добывала необходимое сырье, которое затем перерабатывала в готовые продукты (пищу, одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственную утварь) и потребляла. В результате огораживания, когда феодалы сгоняли крестьян со своих земель и огораживали их забора­ми, рвами (конец XV — начала XIX в.), мелкие крестьяне разоряются и мас­сово мигрируют из деревни в город. На смену им приходит крупный фермер, который превращает в товар то, что раньше служило жизненными средства­ми для миллионов людей, — землю. Уничтожение старого, домашнего и вместе с тем домашинного типа сельского хозяйства расчищает путь для новых форм организации труда как на селе, так и в городе.

Среди основных характеристик капитализма можно назвать: 1) част­ную собственность на средства производства (она есть у предпринимате­лей, но ее нет у рабочих); 2) превращение формально свободной рабочей силы через механизм рынка труда в товар, который находится в свобод­ном обращении и оплачивается через механизм заработной платы в денеж­ной форме; 3) возможность для собственника извлекать прибыль из вло­женного в производства капитала, безвозмездно присваивать ее на лич­ное потребление или дальнейшее развитие производства; 4) возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в том чис­ле рабочую силу.

Капитал, по Марксу, — это частным образом присваиваемое богатство (или стоимость), используемое для производства прибавочной стоимости. В резуль­тате капитал можно определить еще и как самовозрастающую стоимость. Это центральная экономическая категория капитализма — накапливаемое богат­ство, находящее свое воплощение прежде всего в средствах производства, ис­пользуемых для производства или приобретения новых средств производства.

Капиталистическое общество, по Марксу, безнадежно больно. Оно не способно справиться с противоречиями, которое само же и породило. Бур­жуазия, заинтересованная в постоянном обновлении производства, развивает производительные силы. Но производственные отношения не способны трансформироваться в столь же быстром темпе. Результатом становится со­циалистическая революция. Ее приближает другое противоречие. Капита­лизм создает невиданные богатства на одном полюсе — у кучки миллионе­ров и безобразную нищету на другом — у подавляющей части населения, за­полнившей кварталы бедноты. Поэтому революционный взрыв неизбежен.

Капитализм (разумеется, классический, поскольку другого во времена Маркса еще не было) означает торжество машинного производства, он ис­подволь готовит производительные силы, которые вполне созрели для про­летарской революции. Иными словами, капитализм готовит своего могиль-

щика — организованный, дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс.

Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна, поскольку с прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капи тал стремится к бесконечности, а переменный — к нулю. А это означает, что доля живого труда (труда рабочего) относительно масштабов средств произ­водства должна сокращаться, т.е. численность персонала должна приближать­ся к нулю, а размеры и эффективность средств труда (зданий, технологии станков и т.п.) будут стремиться к бесконечности (рис. 11).

Между тем капитал существует лишь как самовозра­стающая стоимость, а самовозрастание стоимости созда­ется живым трудом. Капитализм собственным развити­ем подрывает основу своего существования. Пролетари­ат, который самой историей предназначен представлять интересы всего населения, перехватит эстафету у буржу­азии, возглавив скачок к следующей исторической эпо­хе — коммунизму. Он возьмет власть и перестроит все общество.

К сожалению, считает Маркс, технический прогресс при капитализме работает в одну сторону, причем совер­шенно извращенную. Вместо того чтобы использовать мощь науки для повышения уровня жизни рабочих, бур­жуазия обогащает лишь саму себя, а рабочий класс фи­ зически и морально деградирует. Растут его пролетари­зация (отчуждение от собственности) и пауперизация (обнищание).

Маркс не отрицает, что между капиталистами и про­летариатом существует множество промежуточных групп — ремесленники, мелкая буржуазия, торговцы, крестьяне-собствен­ники, но они незначительны, лишены исторической инициативы, полити­ческого влияния, а самое главное — новых социальных идей, способных коренным образом изменить положение дел. Жалкая прослойка между дву­мя полюсами, один из которых становится все богаче, а другой — все беднее, в скором времени так сократится, что станет невидимой, и тогда два антаго­нистических класса сойдутся в кровавой битве.

Читать еще:  Факторы влияющие на предложение капитала

Если пролетариат, осознав свои классовые интересы, объединится в мощ­ную политическую силу, то, победив буржуазию, он одновременно упразд­нит старые производственные отношения, а вместе с ними и классы как та­ковые. В будущем коммунистическом обществе не должно быть господству­ющего класса, даже рабочего, общество станет бесклассовым. На место вражды, антагонизма, классовых войн, эксплуатации и угнетения придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием сво­бодного развития всех.

Таким образом, капитализм — это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в ряду антагонистических формаций. После него наступа­ет эра совсем другого уклада — коммунистического. Он, как и первобытно­общинный, лишен классов, эксплуатации, социального неравенства, угне­тения человека, антагонистических отношений. Мировая история как бы за­вершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но на качественно более

высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс, государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа 21 , его трудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей 22 .

К мысли о необходимости разрушения существующего строя Маркс при­шел в 1844— 1848 гг. — в самом начале своей творческой деятельности, когда еще не имел развернутого эмпирического анализа этого строя. Обычно со­циологи поступают наоборот: сначала ставят диагноз реальности, а затем предлагают рецепт ее изменения. Уже в молодые годы Маркс определился со своим идеологическим выбором — защита классовых интересов пролета­риата, низвержение капитализма и построение коммунистического общества. Такого рода целевая заданность, по всей видимости, сказалась на методоло­гии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций.

При чтении произведений Маркса не покидает ощущение, что все его по­строения задумывались с одной-единственной целью — подвести аргумен­ты под необходимость революционного уничтожения капитализма. Но ре­волюция — это всегда кровь и миллионы невинных жертв. После этого со­циализм вряд ли покажется желанной целью. Так, к сожалению, и произошло на одной шестой части суши. Но Маркс писал о мирном и революционном путях перехода от капитализма к социализму. Мирный история отвергла: на­селение капиталистических стран не пожелало добровольно переходить к коммунизму. А революционный путь, экспериментально апробированный в нашей стране, не принес успеха.

Капитализм как высшая и последняя из существовавших формаций выс­тупал основным, доминирующим центром научных интересов у Маркса. Другие общественные формации он изучал не сами по себе, а постольку, поскольку сравнение с ними имело значение для исследования капиталис­тической экономики. Поэтому Маркс сравнивает общее и особенное у всех формаций с единственной целью — более глубоко понять природу капита­лизма, высветить все его стороны и в итоге показать его историческую обре­ ченность. Изучение других, предше­ствующих капитализму, формаций, как и диалектики перехода от одной формации к другой, подчинено у Мар­кса исследованию капитализма как образующего собственным развитием не­обходимые предпосылки своего упразднения. Интерес Маркса к изучению докапиталистических формаций был вызван, отмечает В.А. Вазюлин 23 , не только внутренней логикой исследования капитализма, но и тем обстоятель­ством, что революционное рабочее движение все более выходило за преде­лы развитых капиталистических стран Западной Европы, прежде всего со­вершался переход к новому этапу революционного движения в России.

При описании капитализма и социализма у Маркса прослеживается про­тиворечие. Характеризуя капитализм, он пытался дать как можно более кон-

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 251-253.

!2 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 4. С. 336. 447; Т. 20. С. 294-295. Вазюлин В.А. Вопросы теории общественно-экономических формаций в трудах К. Маркса (истори­ческий аспект). — http://ilhs.narod.ru/statll.htm.

кретное и строгое определение, напротив, социализм у него расплывчат и туманен. Для капитализма Маркс явно завышал уровень требовательности добиваясь операционального, строго экономического анализа, для социализ­ма он занижал критерии, ограничиваясь абстрактными, причем не экономи­ческими, а чисто социальными критериями. В число признаков развитого капитализма у него входили: особый способ получения прибавочной стоимо­сти, формирование рынка наемного труда, превращение формального под­чинения труда капиталу в реальное, диалектика меновой и потребительской стоимости и великое множество других показателей, теоретически очень сложных для понимания неподготовленным читателем. Зато будущее соци­алистическое общество Маркс описывал с большой любовью — фактически так же, как описывал идеальный капитализм Вебер. Социализм у него — пла­номерная и рациональная организация общественного труда, в которой лик­видированы непроизводительные затраты и члены общества получают то, что заработали. И специфический «дух социализма» у Маркса тоже присутству­ет и называется он духом коллективизма. Видимо, описывая современный капитализм и будущий социализм, оба мыслителя исходили из одного ме­тодологического приема: идеализация и гипертрофирование одних черт, умаление и аннигиляция других, не подходящих к их модели.

Что такое капитализм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В жизни очень часто приходится слышать понятие капитализм. Были времена, когда этим словом пугали и пытались свергнуть капиталистический строй.

Сегодня в качестве образца высокого уровня экономического развития называют развитые капиталистические страны, жители которых могут много заработать и хорошо потратить.

Хорош или плох капитализм? Как сформировался этот общественный строй и какие имеет признаки? Давайте разбираться.

Капитализм — что это

Капитализм – это экономическая система производства и распределения благ, которая основана на преобладании частной собственности, свободе предпринимательской деятельности и правовом равенстве граждан.

Собственники факторов производства – земли, капитала (что это?), труда занимаются созданием товаров и услуг, чтобы получить прибыль.

Желание обогатиться и получить хороший доход подталкивает людей к созданию своего дела, отвечающего потребностям отдельных групп общества, а также собственным возможностям и интересам.

Главные признаки капитализма:

  1. свободная торговля;
  2. частная собственность;
  3. свобода предпринимательства;
  4. ориентация в экономической деятельности на получение прибыли;
  5. разделение труда;
  6. формирование основных классов – рабочих и буржуазии.

Выдающийся теоретик социализма (что это?) и автор знаменитого труда по политэкономии «Капитал» Карл Маркс характеризовал капитализм как последнюю общественно-экономическую формацию.

Вслед за этой стадией развития социума должен был прийти коммунизм, который связан с переосмыслением всей истории человечества и созданием общества равных людей.

Однако эра настоящего коммунизма пока так и не наступила, а капиталистический строй продолжает существовать. Возможно, потому что в отличие от своего мнимого «последователя» он реален и успел вопреки мнению Маркса доказать свою жизнеспособность.

Истоки капитализма

На заре Нового времени в XVI—XVII веках про капитализм еще никто не знал. Несмотря на стартовавший процесс первоначального капитала, который проявлялся в вывозе золота из Нового Света в Европу об этом строе мало кто знал – теоретических работ на эту тему еще не было написано.

Но буржуазные отношения и дух предпринимательства неизбежно пробивали себе дорогу – в Нидерландах развивалось мануфактурное производство, а в Англии крестьян сгоняли с пахотных земель, чтобы превратить их в луга. Так проявлялся процесс «огораживания», в результате которого местный капиталист получал шерсть, идущую на изготовление сукна. Чуть позже оно станет символом процветания Туманного Альбиона.

В погоне за прибылью и дешевыми ресурсами европейские завоеватели устремились в Африку, Азию, Америку и превратили эти материки в колонии.

Капитализму оказался очень нужен рост вширь – без рынков сбыта и сырья создать капиталистическое общество оказалось невозможно.

Затем пришлось ломать внутренние перегородки в виде абсолютной монархии, сдерживавшей предпринимательский запал, и Старому Свету пришлось пережить несколько буржуазных революций:

  1. Нидерландскую – 1566—1609.
  2. Английскую (АБР) – 1640—1660.
  3. Французскую (ВФБР) – 1789—1799.
  4. Война за независимость английских колоний в Америке – 1775—1783.

Только после победы революционных сил капиталистические отношения завоевали прочные позиции в станах Запада. В XIX веке Европа прошла через промышленный переворот, в результате которого основная масса товаров стала изготавливаться на фабриках и заводах.

Общество перешло в индустриальную эпоху, а капитализм в погоне за сверхприбылью стал превращаться в империализм.

Капиталистические отношения

В мире капитализма все основывается на свободе. Предприниматель, желающий создать производство, сам решает, что изготавливать и какие ресурсы для этого использовать. Потребитель волен выбирать товар в соответствии со своими предпочтениями.

Капиталисту никак не обойтись без наемного труда, поэтому он приглашает к себе свободных рабочих, используя формы экономического принуждения в виде зарплаты и материального стимулирования.

В итоге возникают капиталистические отношения, основанные на следующих факторах:

  1. частная собственность на средства производства (земля, сырье, оборудование);
  2. использование наемных работников, рабочая сила превращается в товар;
  3. развитая система разделения труда;

На характер капиталистических отношений влияет степень конкурентности рынка. В условиях свободной конкуренции они базируются на соперничестве между производителями, использующими для увеличения конкурентоспособности экономические инструменты, например, качество товара или более низкие цены.

При переходе на монополистическую стадию, когда появляется много крупных компаний (синдикаты, концерны, картели, конгломераты, тресты), контролирующих значительную часть рынка, активным участником капиталистических отношений становится государство.

Капитализм не идеален. Он подвержен кризисам, не обещает экономического равенства и формирует конкурентное общество, в котором большая часть людей неизбежно проигрывает.

Но этот строй дает шанс каждому воспользоваться своими знаниями и способностями для достойной жизни через создание экономического интереса к производственной деятельности.

Еще больше подробностей о капитализме можно узнать из этого видео. Маркс был гением, но его прогнозы отодвинулись на столетие благодаря ряду обстоятельств (о них смотрите в завершающем статью видео):

Главный закон капитализма и его главная проблема

Капитализм — это общество для сильных, где слабый пусть пеняет на себя. Главное при таком строе — это думать только о своем собственном благе и ступать по головам. В противном случае ты будешь сметен на обочину.

Человек человеку в это обществе никак ни друг и ни брат. Он конкурент за место под солнцем, которого на всех не хватит. Главное качество человека в таком обществе — это амбициозность. Она толкает человека делать то, что ему не нужно, но необходимо капиталисту. Конечно же, это все несколько утрировано, но если сорвать все маски, то это будет именно так.

Но если даже отстраниться от того, что капиталистическая система не нацелена на благо людей, а лишь держит перед каждым из них морковку на веревочке, за которой люди послушно бегут, толкаясь локтями, то все равно эта система обречена на упадок. Просто по своему определению, сути.

Сейчас наступает момент, когда практически весь мир можно считать капиталистическим (живущим по рыночной системе). В этом мире уже некого грабить (крестьян, отсталые страны) и он становится замкнутой системой.

Деньги извне взять неоткуда, а капиталистическая система в чистом виде не работоспособна. Неоткуда будет брать прибыль. Без грабежа в замкнутой капиталистической системе денег на прибыль не остается. Собственно, все сейчас это и происходит. Процесс долгий, но, к сожалению, неизбежный.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector