Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные положения концепции человеческого капитала

Основные положения концепции человеческого капитала

С увеличением роли научно-технического прогресса в центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования налично данной рабочей силы.

Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. У истоков ее стояли известные американские экономисты – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.

К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:

1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;

2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;

3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

В целом неоклассическая теория рынка труда содержит:

1) теорию спроса на труд, которая включает в себя теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат производственных функций;

2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал.

Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. Человеческий капитал, — как определяют его большинство экономистов, — состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. [5, c. 148]

Образование и здравоохранение — это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Но ценность квалификации возрастает не сама: непременным условием является здесь труд ее носителя. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации — это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в производстве рабочей силы.

Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от инвестора: «Студенты учатся, что представляет собой работу…Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью». [1, c. 306]

К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей «можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ассистент, соискатель БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород

В современной социологической науке сложилось несколько концепций исследования человеческих ресурсов – концепция человеческого фактора, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала и человеческих ресурсов.

Одной из наиболее распространенных концепций в социальном управлении является концепция человеческого капитала, которая сформировалась на рубеже 50-60 годов ХХ века, благодаря американскому экономисту нобелевскому лауреату Т. Шульцу, а базовую её часть разработал Г. Беккер (так же нобелевский лауреат) в своем труде «Человеческий капитал» [4, с. 15].

Человеческий капитал — это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека — интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности [1]. В современном обществе одну из главных ролей играет специфический ресурс — информация и знания. Расширенное понятие человеческого капитала – это не только качества индивидов, способности получать доходы, но также психологические, мировоззренческие и морально-этические качества. В узком смысле под человеческим капиталом, как правило, понимают запас качеств, среди которых на первый план выходят знания и способности [3, с. 9-10].

Выделяется ряд активов человеческого капитала:

  1. Капитал здоровья
  2. Трудовой капитал, под которым понимаются профессиональные знания, способности, навыки, опыт, уровень квалификации.
  3. Интеллектуальный капитал.
  4. Организационно-предпринимательский капитал – потенциал инновационно-творческой деятельности
  5. Культурно-нравственный капитал.

Главное в теории человеческого капитала – это инвестиции в человеческий потенциал, развитие способностей, повышение культурных и профессиональных компетенций. Этот вид капитала является символическим, поэтому переходит в экономический, если является востребованным. Например, получение престижного диплома – это символ качественного образования [4, с. 15], соответственно, в будущем — это возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и повысить свой социальный статус.

Человеческий капитал – это понятие, касающееся микроуровня, но он также существует на национальном уровне или уровне организации – это сумма нематериальных активов, где важнейшим является качественное взаимодействие людей [2].

Человеческий капитал является уникальным, так как принадлежит конкретной личности и не может передаваться другому носителю, именно поэтому он может обесцениваться, например, в связи с большим количеством индивидов с аналогичным образованием, или ухудшаться из-за плохого физического состояния носителя капитала или деградацией личности – нежеланием развивать способности, улучшать профессиональную квалификацию. Таким образом, нам следует рассказать об инвестициях в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал — это не только затраты (на образование, улучшение здоровья, развитие способностей и т.п.), но и расходы, связанные с миграцией и поиском работы, которые способствуют реализации человеческого капитала на рынке труда (тем самым повышая доходы) [1]. Таким образом, индивид, инвестируя в свой человеческий капитал, надеется рано или поздно получить от него ренту. Так как капитал принадлежит самому индивиду, то и доход от него получает он сам.

Инвестиции в человеческий капитал могут вносить близкие – например, родители в образование или физическое развитие ребенка, потом, став взрослым, индивид благодаря вложенному в него, может рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу, то есть может получить более высокую ренту за свой капитал. Или же, благодаря этому, имеет определенные мотивации, жизненные установки, которые также являются составляющим его человеческого капитала.

Человеческий капитал, кроме индивидуальных способностей, включает в себя движущие силы, креативность и стремление к инновациям, является расширенным понятием интеллектуального капитала. Важнейшим фактором являются инвестиции в форме внедрения новых технологий, то есть инновационный путь развития человеческого капитала, вкладывание экономических средств в улучшение здравоохранения, социальное обеспечение, образование, повышение квалификации и культурного уровня работников [5]. Таким образом, инвестировать в своего работника может организация – повышая его уровень, тем самым, повышая и свой. Хотя человеческий капитал – это собственность сотрудника, но сумма таких капиталов работников – это уже человеческий капитал организации [1].

Поэтому человек должен повышать свою квалификацию, свое образование на протяжении всей жизни, за повышением ряда составляющих человеческого капитала должна следить организация, в чем имеется определенный риск для работодателя, так как после прохождения специализированных курсов сотрудник может покинуть предприятие. В связи с этим заключаются договоры на определенный срок отработки, хотя не редкостью является их расторжение.

Читать еще:  Цена заемного капитала определяется как ставка

Таким образом, рост производительности труда, измеряемый как в натуральном эквиваленте, так и в денежном, должен, в первую очередь, приносить доход владельцу человеческого капитала, что является основой мотивации, и приводить к росту благосостояния и повышения уровня жизни индивида. По нашему мнению человеческий капитал представляет собой не только приобретение новых знаний, а также структурирование ранее полученных, и инвестиции, которые в процессе трудовой деятельности имеют непосредственное влияние на уровень доходов индивида. Мы можем говорить, что, чем выше человеческий капитал, а также желание и возможность его повышать, тем выше должен быть социальный статус человека.

Для этого организация должна проводить ряд программ по стимулированию профессионального совершенствования работников, улучшению условий труда, мотивационному стимулированию, диагностике способностей и интересов, так как интерес воздействует на мотивы деятельности как единство потребностей и стимулов, что влияет на более качественное выполнение работы, организации соревновательных мероприятий, в которых работники могут не только показать себя, сравнить свою работу и поделиться опытом, но и научиться чему-то новому.

Не смотря на то, что инвестиции в человеческий капитал для организации заключаются в повышении уровня профессиональной подготовки кадров и их здоровья, решающим фактором сохранения ценного сотрудника для предприятия являются социальные гарантии, например, предоставления жилья, что в наше время может послужить важнейшей причиной перехода на другую работу или, наоборот, причиной ее не менять, что формирует очень важную составляющую человеческого капитала – мотивацию. Важность мотивации в данном аспекте очевидна, так как запас каких-либо знаний, умений, способностей человека – это потенциальная возможность, которая может быть приведена в действие только по средствам мотивации. О. Нордхог трактует человеческий капитал как единство способностей и желания. Важнейшей проблемой является выбор руководителем инструментов мотивации работников. Поэтому инвестиции для организации и индивида должны быть средством достижения конкретного результата, запланированного в прошлом.

Таким образом, мы можем говорить о том, что чем выше капитал организации, способности и квалификация сотрудников, богаче опыт, сильней мотивация к работе и лучше здоровье – тем больше конкурентоспособность данного предприятия.

Истоки и основные положения теории человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корицкий А.В.

Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О её рождении объявил в 1960-м году Теодор Шульц. Само рождение произошло в октябре 1962 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». [1] С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корицкий А.В.

Текст научной работы на тему «Истоки и основные положения теории человеческого капитала»

истоки и основные положения

теории человеческого капитала

Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О её рождении объявил в 19б0-м году Теодор Шульц. Само рождение произошло в октябре 19б2 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». [1] С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.

Первый учебник по теории человеческого капитала, написанный Т. Шульцем, вышел в 1963 г. [2]. В 70-е годы появились учебники ещё восьми авторов, а также семь антологий классических статей по теории человеческого капитала и смежным с ней вопросам. В 80-ё были изданы ещё три учебника. Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Адама Смита и Уильяма Петти, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого.

А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал» [3]. Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной

канд. экон. наук, доцент Сибирского униеерсит ета потребительской кооперации, г. Новосибирск

_в такой же мере

как и их инструменты _и машины

капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния того лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью»[3]. Джон Стюарт Милль писал: «Самого человека. я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные способности, которые существу-т лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту атегорию [4]. И далее: «Мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и их инструменты и машины».

ак отмечает Марк Блауг: «Концепция челове-еского капитала, или «твёрдое ядро» исследо-ательской программы человеческого капита-а, заключается в идее, что люди тратят на себя ресурсы различным образом — не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов. Они могут инвестировать в своё здоровье; могут добровольно приобретать дополнительное образование; могут тратить время на поиск работы с максимально возможной оплатой вместо того, чтобы соглашаться на первое же попавшееся предложение; могут покупать информацию о вакансиях; могут мигрировать, чтобы воспользоваться лучшими возможностями для занятости; наконец, они могут выбирать низкооплачиваемую работу с более широкими возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой работы, без каких либо перспектив развития» [1].

Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х годов к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической теории вызвано объективными причинами. Оно является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической револю-

цией и выразившиеся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства (научных достижений, роста уровня образования населения и т.д.) приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства. Один из выдающихся современных экономистов, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккер получил в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение» [5].

Экономический подход к социальным вопросам Гэри Беккер и его последователи применили в исследовании таких нерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, в объяснении иррационального и альтруистического поведения, идеологических процессов и религиозной деятельности. Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли коллеги Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц и Джакоб Минцер, также награжденные Нобелевской премией.

Читать еще:  Валовое накопление основного капитала

Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента:

1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;

2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;

человеческий капитал -это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций

Туроу включает в человеческий

Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а первые два — человеческий капитал.

С.А. Дятлов дал определение человеческого капитала как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)» [6] .

е отличие человеческого капитала от венного состоит в том, что человеческий в человеке и не может продаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться о внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений. В человеческом капитале можно выделить ряд компонентов. Единообразного общепринятого перечня этих компонент пока не составлено. Г. Беккер предлагает выделить в нём капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности [7]. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты, как «уважение к политической и социальной стабильности» [7].

В. Марцинкевич пытается выявить влияние активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности на созидательные способности человека, то есть параметров, вообще говоря, трудноизмеримых или даже вряд ли поддающихся измерению и, соответственно, не поддающихся верификации [8]. И. Ильинский предлагает выделять в человеческом капитале образование, здоровье и общую культуру [9].

В любом случае, выделение компонент человеческого капитала носит скорее качественный,

чем количественный характер, их количественное измерение связано с большими трудностями операционального характера. Измерение как самих факторов, влияющих на накопление каждой компоненты, так и величины или доли её в общем объёме человеческого капитала проблематично, если только не использовать метод аккумуляции затрат на развитие соответствующих характеристик человека, что не всегда может показывать их экономическую ценность. Кроме того, природные, биологически наследуемые способности человека: запас его здоровья, красота, интеллектуальные (например, математические) способности человека являются своеобразным бесплатным даром его предков. По мнению радикальных экономистов, неоклассическая теория вернулась к традиции Д. Рикардо и К. Маркса в трактовке рабочей силы как произведенного средства производства. Она отвергла упрощенное предположение классической теории об однородности труда и сосредоточила свое внимание на причинах раз-нокачественности рабочей силы. Наконец, она ввела в русло экономического анализа основные социальные институты (такие как образование и семья), первоначально относившиеся к чисто культурной сфере [10]. До 60-х годов «не было принято рассматривать расходы на здравоохранение и образование как аналоги инвестиций в физический капитал», а спрос на образование экономисты считали разновидностью спроса на потребительские блага [1].

В области образования основной вывод «исследовательской программы человеческого капитала состоит в том, что спрос на добровольное образование чувствителен к колебаниям прямых и косвенных частных издержек обучения и к колебаниям в разнице доходов, связанной с дополнительными годами обучения» [1]. Широко распространенными также стали представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве и развитии созидательных способностей

В. Марцинкевич пытается выявить влияние активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности

Основные положения концепции человеческого капитала

Основные этапы развития теории капитала в работах известных экономистов (формирование концепции человеческого капитала) [c.552]

Глава 8 Концепция человеческого капитала [c.108]

В настоящее время все большее распространение в управлении персоналом получает концепция человеческого капитала. Основоположниками этой концепции считаются два экономиста Чикагской школы, получившие мировое признание, лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гари Беккер. Они рассматривали инвестиции в развитие и обучение персонала как наиболее эффективное помещение капитала, которое приносит достаточно высокую прибыль. [c.9]

В чем суть концепции человеческого капитала [c.19]

Становление и развитие общественного производства человеческих сил и способностей начинают во вое большей степени опосредоваться денежными отношениями. Отныне развитие человеческой личности сопряжено со значительными денежными затратами. Человеческая личность начинает рассматриваться как сфера приложения капитала. Не случайно экономисты, начиная с У. Петти, рассматривают навыки и знания рабочего как важный элемент национального богатства. Но особенно большое развитие концепция человеческого капитала получает в XX в., в эпоху становления я развития научно-технической революции, когда корпорации и государство уже прямо и непосредственно начинают участвовать в воспроизводстве человеческих сил и способностей. [c.22]

Для менеджмента личность человека как объект и субъект управления важна с точки зрения поведения его на работе, общения с сотрудниками, отношения к делу, способностей, опыта, порядочности, честности и других черт характера. Не случайно в менеджменте разработаны концепции человеческого капитала, человеческих отношений и поведенческая. [c.22]

Данным проблемам посвящены труды многих отечественных авторов, хотя в дореформенный период работы, посвященные концепции человеческого капитала, в большинстве случаев подвергались критике. Однако в данных трудах широко проанализирована категория человеческий капитал и предопределена вероятность (возможность) развития множества направлений науки, которые рассматривают далеко не последнее место человека в экономической системе. [c.666]

Подмастерьям обычно платят мало. Используя концепцию человеческого капитала, объясните это явление. [c.319]

Концепция человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал, их типы. Виды затрат, связанных с инвестициями в человеческие ресурсы. Инвестирование в образование. [c.135]

Данная глава рассматривает оба вышеозначенных подхода к концепции человеческого капитала. Социологические воззрения на роль образования в обществе будут представлены в первом параграфе настоящей главы, далее же мы рассмотрим экономическую интерпретацию концепции человеческого капитала. Завершит главу общий анализ теоретических (экономических и социологических) подходов к изучению воспроизводства человеческого капитала. [c.44]

Главным действующим лицом в концепции человеческого капитала, как и в других теориях классического экономического анализа, является рациональный индивид, пытающийся максимизировать свои чистые (нетто-) доходы за весь период жизненного цикла, а центральными понятиями, соответственно, становятся «ценность» и «время». [c.50]

Следует отметить несколько спорных моментов, вызвавших критику концепции человеческого капитала [18 201] [c.51]

В данной работе была представлена попытка разобраться в причинах воспроизводства неравенства через систему образования. Для этого мы обратились к концепции человеческого капитала, предложенной экономистами. [c.82]

Сторонники концепции человеческого капитала стремятся объяснять различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования, качество обучения, возраст, объем производственного опыта, продолжительность рабочего времени и т.п. В основном это факторы, находящиеся под контролем самого индивидуума. Он сам может решать, каким будет его образование, сколько и с какой интенсивностью трудиться в течение года, стоит ли повышать квалификацию и т.д. Уровень заработной платы работника оказывается в зависимости от его собственных усилий и от величины накопленных им знаний, навыков и способностей. Приверженцы теории человеческого капитала делают упор на рациональности поведения индивида, подчеркивая момент свободы выбора при определении им величины своего будущего дохода. [c.47]

Читать еще:  Структура окс отдела капитального строительства

Капелюшников Р.И. Концепция человеческого капитала критика современной буржуазной политической экономии. М., 1977. [c.13]

Теория человеческого капитала — концепция, рассматривающая человеческую составляющую организации в терминах стоимости и цены. Технология — способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. [c.549]

Растущие социальные обязательства, а также зависимость экономического и социального прогресса от научного знания, накопления человеческого капитала, уровня развития инфраструктурных отраслей приводили к постоянному увеличению расходов государства на широкий круг услуг, прежде всего науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание и вспомоществование. В 60—70 годы воздействие государства на услуги многократно возросло в связи с усилением его экономических функций и увеличением бюджетных расходов на образование, здравоохранение и другие социальные цели в контексте концепции и программ государства благосостояния . В США, например, с 1955 по 1970 г. доля образования и здравоохранения в общих бюджетных расходах увеличилась с 14,5 до 20,8%. [c.162]

Понятие человеческий капитал стало употребляться тогда, когда менеджеры осознали важный факт основным богатством, способным что-либо произвести, являются люди. Самые современные концепции менеджмента уделяют основное внимание вложению капиталовложений в человеческие ресурсы как наиболее выгодному по [c.44]

В Концепции отмечается, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран/При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Человеческий капитал в современной экономике

Концепция человеческого капитала

Причина разработки концепции человеческого капитала стала результатом снижения доли материального продукта в валовом внутреннем продукте. Эта тенденция коснулась не только развитых стран, но и стран среднего уровня развития. Высокотехнологичные интеллектуальные производства предъявили новые требование к человеческому ресурсу, выдвинув на первое место образование.

В целом концепция человеческого капитала, возникновение которой относится ко второй половине ХХ века, все еще остается современной концепцией и в ближайшее время вряд ли утратит свою актуальность.

Информатизация экономики привела к тому, что на первый план как основной ресурс выдвинулся сам человек, инвестиции в обучение которого являются важнейшим средством развития общества в целом.

Высокий уровень образования практически наверняка становится гарантией получения высоких личных доходов. Данный факт способствовал изучению навыков и способностей индивида как новой формы капитала, вложения в развитие которого многократно окупаются, как для индивида, так и для общества в целом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понимание человеческого капитала рассматривается в:

  • узком смысле: человеческий капитал – это образование, позволяющее в будущем рассчитывать на получение заработной платы или иного дохода, направляемого на удовлетворение потребностей;
  • широком смысле: человеческий капитал – это вложения средств, направленные на подготовку рабочей силы, охрану ее здоровья, поддержание квалификации и миграции.

Современные тенденции развития человеческого капитала

Большинством зарубежных и российских экономистов признается тот факт, что инвестиционные вложения в образование являются важнейшим видом вложения капитала и источника наращение национального богатства. В.П. Щетинин отмечает, что ценность российского человеческого капитала существенно выше ценности изношенного и устаревшего основного капитала.

Данные выводы подтверждаются динамикой доли человеческого капитала в общей структуре капитала, увеличившейся с 10 процентов в XVII-XVIII веках до 33 процентов в начале ХХ века. В настоящее время этот показатель продолжает активно расти, особенности в связи с информатизацией экономики, и достигается в некоторых странах 70 процентов. Изначально вложения в человеческий капитал были настолько мизерны, что говорить о полноценных инвестициях в данный вид ресурсов было нерационально. Однако развитие информационных технологий и построение постиндустриального общества способствовали изменению подхода к человеческому капиталу, начиная с середины ХХ века. Значимыми положениями концепции человеческого капитала стало понимание выгоды вложений родителей в образование их детей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Специалисты отметили наличие прямой зависимости между величиной валового внутреннего продукта и уровнем образованности населения. Чем выше коэффициент образования, чем бочаге страна.

Следовательно, расходы государства на образование населения позволяют рассчитывать на увеличение валового внутреннего продукта в будущем.

Формирование новых знаний обеспечивает разработку новых технологий, результатом которых являются инновационные и коммерчески успешные продукты. Данный факт позволяет считать инвестиции в образование образовательным капиталом.

Рост степени интеллектуализации материального производства увеличивает потребность экономики в рабочей силе высокой квалификации, поскольку ее влияние на результаты производственной деятельности максимально. Концепция современного управления эффективностью производства направлено на изменение роли персонала с наемных работников на партнеров. Проявлением такого изменения является привлечение работников к оперативному управлению, премирование работников акциями организации, участие персонала в совершенствовании процесса производства и управления.

Тенденция усиления значимости образования проявляется в готовности организаций финансировать подготовку необходимых кадров за свой счет.

Для развитых стран все более становится очевидна тенденция роста образовательного ценза, свидетельствующая о том, что большая часть валового внутреннего продукта формируется за счет более образованной части человеческого капитала. Так, по данным американских исследователей треть валового внутреннего продукта формируется человеческим капиталом со средним образовательным цензом в 14 лет. В России данный показатель еще выше, его уровень превышает 50 процентов валового внутреннего продукта.

Таким образом, очевидным путем развития экономик развитых стран является накопление невещественного богатства, обеспечиваемого ростом вложений в образование населения.

Теория человеческого капитала в определенной мере является аналитическим инструментом, направленным на выявление уровня экономической эффективности образовательного процесса. Экономическим показателем отдачи от вложений в образование индивида является приращение его доходов, которое в свою очередь является отражением приращения производительности труда. причем получаемые доходы сопоставляются не только с прямыми расходами на обучение, но и с упущенным доходом в период обучения, причем последний, как правило, превышает первый.

В российской практике отмечается зависимость уровня заработной платы от уровня образованности работника. Статистика свидетельствует, что лица мужского пола, имеющие высшее образование получают заработную плату, превышающую заработную плату работников со средним специальным и общим образованием на 33 и 81 процент соответственно, для лиц женского пола эти же показатели составляют 34 и 67 процентов.

Именно концепция человеческого капитала привела к тому, что большинство стран стало рассматривать людей в качестве решающего фактора экономического роста, средства устранения экономического неравенства и борьбы с безработицей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector