Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первобытнообщинная рабовладельческая феодальная капиталистическая

Зарождение капиталистического производства в недрах феодального строя. Роль торгового капитала.

Зарождение капиталистического производства в недрах феодального строя. Роль торгового капитала.

В эпоху феодализма происходило постепенное развитие товарного производства, расширялось городское ремесло и всё более вовлекалось в обмен крестьянское хозяйство.

Производство мелких ремесленников и крестьян, основанное на частной собственности и на личном труде, создающее продукты, для обмена, называется простым товарным производством.

Как уже говорилось, продукт, изготовляемый для обмена, является товаром. Отдельные товаропроизводители затрачивают на производство одинаковых товаров неодинаковое количество труда. Это зависит от различных условий, в которых им приходится работать: товаропроизводители, располагающие более совершенными орудиями, затрачивают на производство одного и того же товара меньше труда по сравнению с другими товаропроизводителями. Наряду с различиями в орудиях труда имеют значение и различия в силе, ловкости, искусстве работника и т. д. Но рынку нет дела до того, в каких условиях и какими орудиями произведён тот или другой товар. За одинаковые товары на рынке платят одну и ту же денежную сумму, независимо от тех индивидуальных условий труда, в которых они произведены.

Поэтому товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда вследствие худших условий производства выше средних, при продаже своих товаров покрывают лишь часть этих затрат и разоряются. Наоборот, товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда благодаря лучшим условиям производства ниже средних, при продаже своих товаров оказываются в выгодном положении и богатеют. Это усиливает конкуренцию. Происходит расслоение мелких товаропроизводителей: большинство из них всё больше беднеет, а незначительная часть богатеет.

Большим препятствием на пути развития товарного производства служила государственная раздроблённость при феодализме. Феодалы по своему произволу устанавливали пошлины на привозимые товары, взимали дань за проезд через свои владения и создавали таким образом серьёзные препятствия для развития торговли. Потребности торговли и вообще экономического развития общества вызывали необходимость уничтожения феодальной раздроблённости. Рост ремесленного и сельскохозяйственного производства, развитие общественного разделения труда между городом и деревней привели к усилению экономических связей между различными районами внутри страны, к образованию национального рынка. Образование национального рынка создавало экономические предпосылки для централизации государственной власти. Зарождающаяся городская буржуазия была заинтересована в устранении феодальных перегородок и стояла за создание централизованного государства.

Опираясь на более широкую прослойку незнатных дворян- помещиков, на «вассалов своих вассалов», а также на подымающиеся города, короли нанесли феодальной знати решающие удары и укрепили своё положение. Они стали не только номинальными, но и фактическими властелинами в государстве. Образовались крупные национальные государства в форме абсолютистских монархий. Преодоление феодальной раздроблённости и создание централизованной государственной власти способствовало возникновению и развитию капиталистических отношений.

Большое значение для возникновения капиталистического уклада имело также образование мирового рынка.

Во второй половине XV века турки захватили Константинополь и всю восточную часть Средиземного моря. Важнейшая артерия, по которой проходили торговые пути между Западной Европой и Востоком, была перерезана. В поисках морского пути в Индию Колумб в 1492 г. открыл Америку, а в 1498 г. Васко да Гама, объехав вокруг Африки, открыл морской путь в Индию.

В результате этих открытий центр тяжести европейской торговли переместился со Средиземного моря на Атлантический океан, главная роль в торговле перешла к Нидерландам, Англии, Франции. Видную роль в европейской торговле играла Россия.

С возникновением мировой торговли и мирового рынка ремесло оказалось не в состоянии удовлетворить возросший спрос на товары. Это ускорило переход от мелкого ремесленного производства к крупному капиталистическому производству, основанному на эксплуатации наёмных рабочих.

Переход от феодального способа производства к капиталистическому совершался двояким образом: с одной стороны, расслоение мелких товаропроизводителей порождало капиталистических предпринимателей, с другой стороны, торговый капитал в лице купцов непосредственно подчинял себе производство.

Цехи могли ограничивать конкуренцию и расслоение ремесленников, пока товарное производство было слабо развито. С развитием обмена конкуренция становилась всё сильнее. Мастера, работавшие на более широкий рынок, частью добивались отмены цеховых ограничений, частью просто обходили их. Они удлиняли рабочий день подмастерьев и учеников, увеличивали их число, применяли более производительные методы труда. Наиболее богатые мастера постепенно превращались в капиталистов, а бедные мастера, ученики и подмастерья — в наёмных рабочих.

Торговый капитал, разлагая натуральное хозяйство, содействовал возникновению капиталистического производства. Торговый капитал выступал первоначально в качестве посредника при обмене товаров мелких производителей — ремесленников и крестьян — и при реализации феодалами части присваиваемого ими прибавочного продукта. В дальнейшем купец начал регулярно скупать у мелких производителей изготовленные ими товары и затем перепродавал их на более широком рынке. Купец тем самым становился скупщиком. С ростом конкуренции и появлением скупщика существенно менялось положение массы ремесленников. Обедневшие мастера вынуждены были обращаться за помощью к торговцу-скупщику, который ссужал их деньгами, сырьём и материалами при условии продажи ему готовых изделий по заранее установленной, низкой цене. Так мелкие производители попадали в экономическую зависимость от торгового капитала.

Постепенно в такой зависимости от богатого скупщика оказывалось много обедневших мастеров. Скупщик раздавал им сырьё, например пряжу, для переработки её в ткань за определённую плату и таким образом превращался в раздатчика.

Разорение ремесленника приводило к тому, что скупщик снабжал его уже не только сырьём, но и орудиями труда. Так ремесленник лишался последней видимости самостоятельного существования и окончательно превращался в наёмного рабочего, а скупщик становился промышленным капиталистом.

Вчерашние ремесленники, собранные в мастерской капиталиста, выполняли одинаковую работу. Вскоре, однако, обнаружилось, что некоторым из них лучше удаются одни операции, другим— другие операции. В силу этого было выгоднее поручить каждому именно ту часть работы, в которой он наиболее искусен. Таким образом, в мастерских с более или менее значительным числом работников постепенно вводилось разделение труда.

Капиталистические предприятия, применяющие наёмных рабочих, работающих вручную на основе разделения труда, называются мануфактурами.

Первые мануфактуры появились ещё в XIV—XV веках во Флоренции и некоторых средневековых городах-республиках Италии. Затем в XVI— XVIII веках мануфактуры различных отраслей производства — суконные, льняные, шёлковые, часовые, оружейные, стекольные — распространились во всех европейских странах.

В России мануфактуры стали возникать в XVII веке. В начале XVIII века, при Петре I, они стали развиваться более быстрыми темпами. Среди них были мануфактуры оружейные, суконные, шёлковые и другие. На Урале были созданы железоделательные заводы, рудники, солеварни.

В отличие от западноевропейских мануфактур, которые основывались на наёмном труде, на русских предприятиях в XVII—XVIII веках хотя и применялся вольнонаёмный труд, но преобладал труд крепостных крестьян и прикреплённых рабочих. С конца XVIII века стали широко распространяться мануфактуры, основанные на вольнонаёмном труде. Этот процесс особенно усилился в последние десятилетия перед отменой крепостного права.

Процесс разложения феодальных отношений совершался и в деревне. С развитием товарного производства возрастала власть денег. Феодалы-крепостники переводили оброк и другие повинности из натуральной формы в денежную. Крестьянам приходилось продавать продукты своего труда, а вырученные деньги уплачивать феодалам. У крестьян появилась постоянная нужда в деньгах. Этим пользовались скупщики и ростовщики для закабаления крестьян. Феодальный гнёт усиливался, положение крепостных ухудшалось.

Развитие денежных отношений дало сильный толчок дифференциации крестьянства, то есть расслоению его на различные социальные группы. Подавляющее большинство крестьянства нищало, задыхалось от непосильного труда и разорялось. Наряду с этим в деревне стали появляться кулаки-мироеды, эксплуатировавшие односельчан путём кабальных ссуд, скупки у них за бесценок сельскохозяйственных продуктов, скота, инвентаря.

Таким образом в недрах феодального строя зародилось капиталистическое производство.

Социально-экономические формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм

Следует понимать, что не существовало строгих рамок перехода одной формы общественного устройства к другому. Каждое государство развивалось индивидуально, сохраняя общие тенденции социально-экономической формации.

Сегодня выделяют 5 социально-экономических формаций, основанных на определенных формах собственности:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая (социалистическая).

Первобытнообщинный строй

При первобытнообщинном строе люди жили общинами (первобытный мир – периодизация). Родовая община включала в себя от 20 до 100 человек, которые вели оседлый образ жизни, охотились, возделывали землю, занимались собирательством, осваивали ремесла (родовая община, обустройство родовой общины).

Читать еще:  Как определить стоимость капитала

Материальных различий как таковых еще не было, они могли проявляться только в более массивных украшениях из костей и шкур животных. Особое уважение получали жрецы и старейшины, у которых учились обустройству жизни. Не менее почитаемыми были сильные воины, от которых зависела безопасность общины и пропитание. В остальном не было существенных различий, так как каждый человек работал на благо своей родовой общины.

Рабовладельческий строй

При рабовладельческом строе началось активное производство средств существования. Активно развивались земледелие, ремесло (как зарождались ремесла ), скотоводство.

Из-за разрастания общин, появления излишков производства, освоения более развитых инструментов и материалов труда меняется характер присвоения продуктов производства. Прибавочный продукт присваивали себе вожди, их окружение и жрецы.

Появляется такое понятие как «эксплуатация».

Возникает 2 основных класса:

  • рабовладельцы;
  • рабы (лишены собственности и средств производства, более того – сами являются собственностью).

Рабовладельческий строй достиг своего наивысшего развития в Древней Греции и Древнем Риме, проявляя себя в такой государственной форме как деспотия.

Производственные отношения строились на угнетении рабов, потребности которых были сведены к минимуму, что позволяло рабовладельцам получать максимальный прибавочный продукт.

Источником получения рабов являлись захватнические войны, в результате которых пополнялись ряды безвольных людей – бесплатной рабочей силы.

Несмотря на два главенствующих класса, при рабовладельческом строе также существовали другие классы, не отличающиеся численной значительностью. Это были ростовщики, купцы, крестьяне, хотя даже они имели в своем распоряжении рабов, а значит, относились к классу рабовладельцев. Вопрос заключался только в том, сколько рабовладелец может позволить себе рабов. Простой крестьянин имел в своем распоряжении одного – двух рабов, в то время как зажиточный купец мог себе позволить несколько десятков рабов.

Классовая борьба обострилась настолько, что рабовладельческий строй закончил свое существование. Отправной точкой для краха рабовладельческого строя стало восстание Спартака в Древнем Риме.

Феодализм

Феодальный строй вытеснил рабовладельческий с масштабным развитием земледелия (появилась тяговая сила для пахоты: лошадь, плуг).

Отношения при феодализме строились между феодалом и его вассалом. Землю обрабатывал крестьянин, который имел в своей собственности средства производства, в отличие от безвольного раба. Несмотря на владение средствами производства (та же лошадь с плугом), феодал полностью присваивал себе прибавочный продукт.

Вассальную пирамиду возглавлял король (монарх), вассалами которого были крупные землевладельцы. Они в свою очередь имели в своем распоряжении безграничный труд крестьян и ремесленников.

Капитализм

Капитализм основан на появлении капиталиста и рабочего, где первый является производителем, второй продает свой труд. Если вы вернетесь к рабовладельческому строю, то увидите, что труд раба не имеет никакого отношения к прибавочному продукту. Но и труд рабочего тоже не имеет к нему никакого отношения. Разница между рабом и рабочим – в свободе, но и один, и второй имеют в своем распоряжении только необходимые средства к существованию.

Тем не менее, свобода рабочего предполагает его возможный переход в ранг капиталиста при наличии:

  • потребителя (спрос на продукцию);
  • первоначального капитала (кредит в банке);
  • свободной рабочей силы.

Социализм

Большим плюсом капитализма является финансирование новых изобретений, пусть и угодных пока олигархату (например, идеи Николы Теслы остались за бортом только из-за желания сильных мира сего получить прибыль за счет нефти).

Прогресс позволяет улучшить материальную жизнь и применять машины в производстве, полностью избавив человека от физической работы. Таким образом, социализм – это общественный строй, где труд по материальному обеспечению людей взяли бы на себя машины, в то время как сами люди бы жили по принципу братства, равенства и справедливости при отказе от частной собственности.

Первобытнообщинная рабовладельческая феодальная капиталистическая

19 век не только знаменателен прорывом в познании природы, не только внес существенный вклад в научно-технический прогресс человечества, но и заложил истоки изучения человеческого общества в его развитии.

В соответствии с коммунистической идеологией, общества прошло несколько этапов в своем развитии:

1) Первобытнообщинное общество.

2) Рабовладельческое общество.

3) Феодальное общество.

4) Капиталистическое общество.

5) Коммунистическое общество (интеллектуально-гуманистическое общество).

Все эти формации характеризуют различные отношении в процессе производства материальных благ (специфику производства материальных благ) их распределения между потребителями.

Для первобытного общества производство материальных благ (в основном продуктов питания) ложится на плечи всей трудоспособной часть общины. Распределение производится в зависимости от того, какую ценность для общины представляет той или иной её член, т.е. сильные мужчины в первую очередь для поддержания физической формы, затем женщины и дети и последнюю очередь старики и калеки.

Вождь племени был лидером, и право быть вождем ему приходилось постоянно доказывать в борьбе с претендентами на лидерство.

Изначально вождь, вокруг которого объединялась община, участвовал наравне с другими в производстве материальных благ и только его авторитет выделял среди общинников.

Женщины, находящиеся в репродуктивном возрасте, и дети находились под опекой вождя племени, их охраняли неписаные законы. Люди больные, получившие увечья и старики в племени могли довольствоваться только остатками пищи и недолго отягощали племя своим присутствием.

В финальной стадии развития первобытного общества, когда численность племени в связи с оседлым земледелием возросла, выделись в особую группу люди, которые помогали вождям управлять племенем.

Эти люди (жрецы) – хранители традиций племени, перерастали непосредственно участвовать в производстве материальных благ.

Они взяли на себя не только функции организации религиозных обрядов в племени, но и подчас судебные функции и функции по распределению материальных благ в племени. Роль вождя в племени стала уходить на второй план. Из руководителя племени он превратился в командующего ополчением, т. е. военноначальника.

Жречество способствовало интеллектуальному и духовному развитию людей, но в то же время сдерживала экономическое развитие общества.

На заре рабовладельческого общества люди научились получать не только высокие урожая зерновых, благодаря орошаемому земледелию и бронзовым орудиям труда, но научились сохранять урожай от грызунов в обожженных керамических сосудах. Сохранению урожая способствовало так же приручение кошки.

Возросшие пищевые ресурсы плюс ритуальная гигиена привели к росту численности населения и вооруженным конфликтам между племенами за обладания территориями.

В этих условиях возросла роль вождя, как военного руководителя.

Захваченным во время войн пленных стали использовать для хозяйственных работ.

В новых условиях, люди, захваченные во время военных походов, стали желаемой добычей, так как при правильной организации их труда возрастала военная мощь общины, от повседневной работы освобождались общинники, становясь профессиональными войнами.

В сильных рабовладельческих государствах рабы выполняли все тяжелые повседневные работы по выращиванию продуктов питания. Их использовали при транспортировке грузов и добыче полезных ископаемых.

В этих экономических условиях, человека ставшего рабом, можно считать членом общества очень условно, так как отношение к нему у рабовладельцев, как правило, было как домашним животным, так же используемым в рабовладельческом обществе.

В этих экономических условиях управление обществом вновь перешло в руки вождей, жрицы отошли на второй план, в их ведении осталась организация религиозных обрядов.

Все нити управления обществом стали сосредотачиваться у вождя и его приближенных. Распределением материальных благ занималась элита общества, как правило, это вождь его родственники и приближенные. При рабовладельческой демократии управляла обществом так же элита общества, состоящая из богатых людей.

Усиление роли вождей и их курс на безудержный рост материального достатка приводили к техническому прогрессу, безудержному росту потребления, но в то же время к духовной деградации общества.

Активная военная политика в рабовладельческий период привела к образованию рабовладельческих империй. В империи главенствующая нация относилась к покоренным народам, не как к рабам, а как к ограниченным в правах подданным.

Все чаще стала применяться новая форма экономических отношений, когда население захваченных территорий, при косвенном управлении территории императором, платило налог или оброк.

Читать еще:  Модели структуры капитала

В переходный период от рабовладельческого строя к феодальном существовал большой спектр отношений между элитой общества и остальной массой населения; от абсолютно лишенного прав раба, до свободных граждан ограниченных в возможности участвовать в политической жизни государства.

Покоренные народы были вынуждены бороться за расширение своих прав.

Экономические трудности, которые возникли в связи с изменением климата вызванной хозяйственной деятельностью, усугубили в империях отношения между элитой общества, которая стремилась в этих условиях усилить эксплуатацию населения, и основными производителями продукции.

В этот период активизировались жрецы, выступая с поддержкой обездоленного населения. Активная борьба привела к положению, когда реальная власть стала переходить жрецам, к ним перешло судопроизводство, они стали участвовать перераспределение материальных браг. Феодальные отношения утвердились благодаря тому, что жрецы стали относится к основной массе производителей материальных благ, как к равным с элитой перед Богом людям, как к личностям.

Усиления жречества в феодальный период привело к ограничению прав вождей и землевладельцев.

При усилении жречества материальное благополучие для населения, включая элиту общества, становилось вторичным, главным была духовная жизнь, что существенно ограничивало развитие производства материальных благ, экономическое развитее общества.

Возросшее самосознание у производителей требовало новых экономических отношений, когда материальный достаток членов общества зависел бы от личностных качеств человека. Трудные времена, когда приходилось бороться за выживание при сложных погодных условиях, прошли, избыток продовольствия, увеличил число ремесленников в городах, которые, в частности, стали производить предметы роскоши. Торговцы и производители товаров, сосредоточившие в своих руках материальные средства, стали стремиться к положению, когда они могли бы действовать без оглядки на жречество. Эти люди стали вводить монетарные экономические отношения. Создав производственные цепочки от изготовления товаров до их реализации, они для работы стали принимать наемных рабочих, расплачиваясь с ними за произведенную работу. Крепостнические отношения, когда основная масса производителей оставалась в зависимом положении, тормозило развитие капиталистических отношений, и крепостничество было отменено.

Новые производственные отношения и конкурентная борьба в сфере производства привели к небывалому росту производительности труда. Освободившись от зависимости от жречества, предприниматели свой основной упор стали делать на научный подход к решению возникающих производственных проблем.

С ростом материально благосостояния возник потребительский ажиотаж. Новая элита общества практически отстранило жречество от влияние на общество. Вместе с ростом благосостояния наметилась прогрессирующая моральная деградация общества.

Духовная жизнь в обществе стала вторичной, жречество подверженное общему потребительскому ажиотажи стало в услужение у новой элиты общества выполнять социальный заказ властьимущих на предупреждение социальных взрывов в обществе. Истинно духовная жизнь стала подменяться суррогатом.

Новые социальные условия при капитализме, когда истинно духовные отношения в обществе стали подменяться суррогатными, привели к фальшивым, лживые отношения между людьми. Привели к разобщению людей, неспособности людей адекватно реагировать на изменяющиеся внешние условия. Привели к распаду общества на сожительство индивидуумов, каждый из которых борется за свое материальное благополучие.

Постепенное духовное вырождение общества и экономические трудности, вызванные глобальным потеплением и истощением природных ресурсов, приведут к возврату власти жречества. Новое духовное общество, пройдя тернистый путь, будет объединяться вокруг нового жречества, основой которого будет интеллектуальная элита общества. Новые экономические отношения в обществе будут строиться в ауре интеллектуально-гуманистических ценностей.

Оставим в стороне критику взглядов ученых 19 века об общество будущего.

Положение о коммунистическом обществе было недостаточно глубоко проработано из-за ограниченности знаний законов развития общества у основоположников марксисткой идеологии. Марксистская идеология став догмой жрецов Советского Союза, и благодаря усилиям Западных идеологов приобрела карикатурные формы.

Тем не менее, гениальные догадки ученых 19 века о грядущем новом обществе, об иных, чем при капитализме, принципах взаимоотношения между людьми, дали в 19 веке старт новой общественно-экономической формации: интеллектуально-гуманистической.

Первобытнообщинная рабовладельческая феодальная капиталистическая

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

С дальнейшим развитием человеческого общества, первобытно-общинный строй переходит в рабовладельческий.

Каковы причины этого перехода?

Первобытные люди были “детьми” природы – они пользовались дарами природы, но ни как не производили, в смысле этого слова, средств существования. При рабовладельческом строе мы видим иную картину, – люди уже производят средства существования, — занимаются земледелием, скотоводством, ремеслом.

Коренным образом меняется характер присвоения. Вождь, жрецы присваивали излишний продукт, добытый в природе, рабовладелец же присваивает уже прибавочный продукт, получаемый при производстве.

Т.о. возникновение производства как такового и есть причина возникновения рабовладельческого строя.

Конечно производство имело место и при первобытно-общинном строе, но, надо думать, это были зачатки рабовладельческого строя. Рабовладельческий строй не мог возникнуть сразу, вдруг, как бы ни откуда.

Переход из первобытнообщинного строя к рабовладельческому происходил постепенно и совершенно незаметно для субъектов: — людей племени с одной стороны и вождя племени и жрецов с другой. При первобытнообщинном строе вождь и жрецы присваивали излишний продукт, а их соплеменникам, так или иначе оставались необходимые средства существования, но и при рабовладельческом строе рабовладелец присваивает прибавочный продукт, а рабу, так или иначе, остаются необходимые средства существования.

Т.о. формула производства продукции для рабовладельческого строя остается такой же — Ппр=Н+х

С развитием земледелия и применения тяговой силы для пахоты, рабовладельческий строй вытесняется феодальным.

Лошадь и плуг средства довольно дорогие и рабовладелец не может доверять их рабу, кроме как, не передав их ему в собственность. Так появляется крестьянин, который в отличие от раба становится собственником средств производства, а рабовладелец превращается в феодала. Это можно выразить формулой : —

где Спр – средства производства.

Как видно из формулы, крестьянин, хотя и является собственником средств производства, прибавочный продукт, тем не менее, полностью присваивается феодалом.

При рассмотрении феодального строя, мы остановились на формуле феодального строя — Ппр=(Н+Спр)+х и на том, что производитель продукции впервые становится собственником средств производства.

Эту новую ситуацию рассмотрим поподробнее.

Если раб всем необходимым целиком и полностью обеспечивался своим господином, крестьянин всем необходимым и средствами производства должен обеспечивать себя сам. Отсюда следует – с возникновением крестьянства возникает рынок, причем рынок особый – громадный рынок мелких потребителей.

Может ли ремесленник удовлетворить спрос на этом рынке – нет. Труд ремесленника не производителен, а значит продукты его труда слишком дороги для такого потребителя как крестьянин. Ремесленник в своей деятельности ориентируется совсем на другой рынок, — рынок богатых, но малочисленных потребителей.

Именно появление огромного крестьянского рынка – рынка потребителей средств производства стимулирует появление промышленного производства – капитализма.

Феодальный строй сам порождает предпосылки капитализма. Появляются капиталист и рабочий.

Формула производства продукции при капитализме выглядит так:

где, — П’пр – производство средств производства.

Как видим труд раба, и труд рабочего ничем не отличаются друг от друга по отношению к прибавочному продукту. Какая разница, что один абсолютно свободен, другой абсолютно не свободен, если, осуществляя труд, и тот и другой получают только необходимые средства существования. Хотя очевидно, что необходимые средства существования рабочего качественно отличались от необходимых средств существования раба. Но в тоже время, когда на производстве господствовал ручной труд, это отличие, по-видимому, было минимальным.

Наличие рынка мелких потребителей главное условие для организации капиталистического производства, но не единственное, необходимы еще два условия:

— наличие первоначально накопленного капитала для организации производства;

— наличие на рынке свободной рабочей силы, лишенной средств производства и не имеющих средств существования.

Поэтому капитализм не мог возникнуть сразу. Это длительный, сложный процесс, который протекал внутри феодального строя.

Развитие человеческого общества, по сути, есть процесс отражения развития сознания на общественном бытие – это главное, и пожалуй, единственное отличие этой новой теории от теории марксизма. Все остальные различия, в конечном счете, сводятся к этому различию.

“Развитие общества есть прежде всего закономерное развитие общественного производства – необходимый процесс замены одного, низшего способа производства другим, высшим” — говорят марксисты.

Читать еще:  Дайте понятие капитала

На первый взгляд все верно, развитие — совершенствование орудий производства и технический прогресс являются результатом производственной практики, действительно капиталисты финансировали новые изобретения, содержали изобретателей машин. Но перед всем этим стоит фундаментальная наука, с производством никак или почти никак не связанная. Можно привести множество примеров, когда новые открытия объективных законов природы носили, казалось бы, чисто научный, познавательный характер, к материальной жизни поначалу не имеющие ни какого отношения. Но проходит определенное время, и они находят, иногда даже самое неожиданное, применение. Так, например, открытия в физике привели к изобретению электричества, радио, атомных электростанций и т.д.

Таким образом, если материальную жизнь людей определяет способ производства, то способ производства определяет познание.

Если переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому обусловлен возникновением производства как такового, то дальнейшее развитие – изменением, усложнением, совершенствованием способа производства:

— от рабовладельческого к феодальному – применением тягловой силы в земледелии;

— от феодального к капиталистическому – возникновением промышленного производства;

— от капиталистического к социалистическому – применением машин в производстве.

Почему именно применение машин в производстве(в первую очередь в промышленном), привело к новому качественному состоянию общества?

Вот что пишет К.Маркс об эффекте применения машин: “…Следовательно, при своем превращении в пряжу приблизительно 366 ф. хлопка (упрощения ради мы не берем в расчет угар) поглощают всего 150 рабочих часов, или 15 десятичасовых рабочих дней, между тем как при ручной прялке, когда прядильщик производит 13 унций пряжи за 60 часов, то же самое количество хлопка поглотило бы 27000 рабочих часов”

Соч. том 1 стр. 402-403.

Т.е. увеличение производительности в 180 раз.

Это одна сторона в применении машин в производстве, но есть и другая, которую К.Маркс также отметил: “Существенное различие наблюдается между работниками, занятыми действительно при рабочих машинах … и простыми подручными этих машинных рабочих. (…)

Наряду с этими главными категориями выступает количественно незначительный персонал, который занят контролем за всеми машинами и постоянной их починкой, например инженеры, столяры, механики и т.д. Это – высший частью научного образования, частью ремесленного характера слой работников, стоящих вне круга фабричных рабочих, просто присоединенный к нему. Это разделение труда является чисто техническим”

Соч. том 1 стр. 431

Далее: “Вместе с машинами появился новый вид рабочих – производители машин”

Соч. том 1 стр. 453.

К.Маркс видит в этом только “чисто техническое” разделение труда, на самом же деле он наблюдал зачатки социалистического строя.

Зададимся таким вопросом: — Какую заработную плату получали все эти категории рабочих и “просто присоединенные к ним”? Имея в виду то, что при капиталистическом строе все рабочие получали заработную плату равную необходимым средствам существования.

Одинаковую зарплату они не могли получать – исчезнет стимул к повышению квалификации, снижать заработную плату для неквалифицированных рабочих тоже нельзя – на то оно и необходимое средство существования. Остается один единственный вариант – рабочим с более высокой квалификацией платить больше чем неквалифицированным, т.е. больше необходимых средств существования.

Из формулы производства продукта для капиталистического строя — П’пр = Н’ + х’ видно, что прибавку к заработной плате высококвалифицированным рабочим капиталист может только отторгнув часть прибавочного продукта — П’пр = (Н’ + ∆х) + (х’ — ∆х), где ∆х – часть прибавочного продукта.

Впервые, со времен появления человеческого общества, производитель продукта получает часть прибавочного продукта, это и есть причина возникновения социалистического строя.

Впервые производитель получает больше чем ему необходимо просто для существования. Если с появлением крестьянства возник рынок потребителей средств производства, то с появлением машинных рабочих возникает рынок мелких потребителей средств потребления, что ведет к возникновению промышленного производства средств потребления. Это новое возникшее производство, в свою очередь, еще больше увеличивает рынок мелких потребителей т.е. получается цепная реакция – это и есть причина, так называемой, промышленной революции.

Надо отметить, К.Маркс заметил подобную тенденцию: — “Возникновение богатства последних и постоянное относительное уменьшение числа рабочих, требуемых для производства необходимых жизненных средств, порождают, вместе с новыми потребностями в роскоши и новые средства их удовлетворения. Все большая часть общественного продукта превращается в прибавочный продукт и все большая часть прибавочного продукта воспроизводится и потребляется все в более и более утонченных и разнообразных формах. (…). Прямо на основе машинного производства или же на основе соответствующего ему общего промышленного переворота образуются совершенно новые отрасли производства, а потом и новые сферы труда”.

ЕГЭ. Общество. Тема № 12. Формация и её типы

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис –это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом. Он же выделил типы формаций.

Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ.

Структура формации –состоит из базиса и надстройки.

Базис (иначе он называется производственными отношениями)– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).

Надстройка– это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).

Способ производства =производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.

Производительные силы — люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация: средства производства , орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация: средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация: средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация: характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector