Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рабовладельческая первобытнообщинная капиталистическая

Рабовладельческая первобытнообщинная капиталистическая

19 век не только знаменателен прорывом в познании природы, не только внес существенный вклад в научно-технический прогресс человечества, но и заложил истоки изучения человеческого общества в его развитии.

В соответствии с коммунистической идеологией, общества прошло несколько этапов в своем развитии:

1) Первобытнообщинное общество.

2) Рабовладельческое общество.

3) Феодальное общество.

4) Капиталистическое общество.

5) Коммунистическое общество (интеллектуально-гуманистическое общество).

Все эти формации характеризуют различные отношении в процессе производства материальных благ (специфику производства материальных благ) их распределения между потребителями.

Для первобытного общества производство материальных благ (в основном продуктов питания) ложится на плечи всей трудоспособной часть общины. Распределение производится в зависимости от того, какую ценность для общины представляет той или иной её член, т.е. сильные мужчины в первую очередь для поддержания физической формы, затем женщины и дети и последнюю очередь старики и калеки.

Вождь племени был лидером, и право быть вождем ему приходилось постоянно доказывать в борьбе с претендентами на лидерство.

Изначально вождь, вокруг которого объединялась община, участвовал наравне с другими в производстве материальных благ и только его авторитет выделял среди общинников.

Женщины, находящиеся в репродуктивном возрасте, и дети находились под опекой вождя племени, их охраняли неписаные законы. Люди больные, получившие увечья и старики в племени могли довольствоваться только остатками пищи и недолго отягощали племя своим присутствием.

В финальной стадии развития первобытного общества, когда численность племени в связи с оседлым земледелием возросла, выделись в особую группу люди, которые помогали вождям управлять племенем.

Эти люди (жрецы) – хранители традиций племени, перерастали непосредственно участвовать в производстве материальных благ.

Они взяли на себя не только функции организации религиозных обрядов в племени, но и подчас судебные функции и функции по распределению материальных благ в племени. Роль вождя в племени стала уходить на второй план. Из руководителя племени он превратился в командующего ополчением, т. е. военноначальника.

Жречество способствовало интеллектуальному и духовному развитию людей, но в то же время сдерживала экономическое развитие общества.

На заре рабовладельческого общества люди научились получать не только высокие урожая зерновых, благодаря орошаемому земледелию и бронзовым орудиям труда, но научились сохранять урожай от грызунов в обожженных керамических сосудах. Сохранению урожая способствовало так же приручение кошки.

Возросшие пищевые ресурсы плюс ритуальная гигиена привели к росту численности населения и вооруженным конфликтам между племенами за обладания территориями.

В этих условиях возросла роль вождя, как военного руководителя.

Захваченным во время войн пленных стали использовать для хозяйственных работ.

В новых условиях, люди, захваченные во время военных походов, стали желаемой добычей, так как при правильной организации их труда возрастала военная мощь общины, от повседневной работы освобождались общинники, становясь профессиональными войнами.

В сильных рабовладельческих государствах рабы выполняли все тяжелые повседневные работы по выращиванию продуктов питания. Их использовали при транспортировке грузов и добыче полезных ископаемых.

В этих экономических условиях, человека ставшего рабом, можно считать членом общества очень условно, так как отношение к нему у рабовладельцев, как правило, было как домашним животным, так же используемым в рабовладельческом обществе.

В этих экономических условиях управление обществом вновь перешло в руки вождей, жрицы отошли на второй план, в их ведении осталась организация религиозных обрядов.

Все нити управления обществом стали сосредотачиваться у вождя и его приближенных. Распределением материальных благ занималась элита общества, как правило, это вождь его родственники и приближенные. При рабовладельческой демократии управляла обществом так же элита общества, состоящая из богатых людей.

Усиление роли вождей и их курс на безудержный рост материального достатка приводили к техническому прогрессу, безудержному росту потребления, но в то же время к духовной деградации общества.

Активная военная политика в рабовладельческий период привела к образованию рабовладельческих империй. В империи главенствующая нация относилась к покоренным народам, не как к рабам, а как к ограниченным в правах подданным.

Все чаще стала применяться новая форма экономических отношений, когда население захваченных территорий, при косвенном управлении территории императором, платило налог или оброк.

В переходный период от рабовладельческого строя к феодальном существовал большой спектр отношений между элитой общества и остальной массой населения; от абсолютно лишенного прав раба, до свободных граждан ограниченных в возможности участвовать в политической жизни государства.

Покоренные народы были вынуждены бороться за расширение своих прав.

Экономические трудности, которые возникли в связи с изменением климата вызванной хозяйственной деятельностью, усугубили в империях отношения между элитой общества, которая стремилась в этих условиях усилить эксплуатацию населения, и основными производителями продукции.

В этот период активизировались жрецы, выступая с поддержкой обездоленного населения. Активная борьба привела к положению, когда реальная власть стала переходить жрецам, к ним перешло судопроизводство, они стали участвовать перераспределение материальных браг. Феодальные отношения утвердились благодаря тому, что жрецы стали относится к основной массе производителей материальных благ, как к равным с элитой перед Богом людям, как к личностям.

Усиления жречества в феодальный период привело к ограничению прав вождей и землевладельцев.

При усилении жречества материальное благополучие для населения, включая элиту общества, становилось вторичным, главным была духовная жизнь, что существенно ограничивало развитие производства материальных благ, экономическое развитее общества.

Возросшее самосознание у производителей требовало новых экономических отношений, когда материальный достаток членов общества зависел бы от личностных качеств человека. Трудные времена, когда приходилось бороться за выживание при сложных погодных условиях, прошли, избыток продовольствия, увеличил число ремесленников в городах, которые, в частности, стали производить предметы роскоши. Торговцы и производители товаров, сосредоточившие в своих руках материальные средства, стали стремиться к положению, когда они могли бы действовать без оглядки на жречество. Эти люди стали вводить монетарные экономические отношения. Создав производственные цепочки от изготовления товаров до их реализации, они для работы стали принимать наемных рабочих, расплачиваясь с ними за произведенную работу. Крепостнические отношения, когда основная масса производителей оставалась в зависимом положении, тормозило развитие капиталистических отношений, и крепостничество было отменено.

Новые производственные отношения и конкурентная борьба в сфере производства привели к небывалому росту производительности труда. Освободившись от зависимости от жречества, предприниматели свой основной упор стали делать на научный подход к решению возникающих производственных проблем.

С ростом материально благосостояния возник потребительский ажиотаж. Новая элита общества практически отстранило жречество от влияние на общество. Вместе с ростом благосостояния наметилась прогрессирующая моральная деградация общества.

Духовная жизнь в обществе стала вторичной, жречество подверженное общему потребительскому ажиотажи стало в услужение у новой элиты общества выполнять социальный заказ властьимущих на предупреждение социальных взрывов в обществе. Истинно духовная жизнь стала подменяться суррогатом.

Новые социальные условия при капитализме, когда истинно духовные отношения в обществе стали подменяться суррогатными, привели к фальшивым, лживые отношения между людьми. Привели к разобщению людей, неспособности людей адекватно реагировать на изменяющиеся внешние условия. Привели к распаду общества на сожительство индивидуумов, каждый из которых борется за свое материальное благополучие.

Постепенное духовное вырождение общества и экономические трудности, вызванные глобальным потеплением и истощением природных ресурсов, приведут к возврату власти жречества. Новое духовное общество, пройдя тернистый путь, будет объединяться вокруг нового жречества, основой которого будет интеллектуальная элита общества. Новые экономические отношения в обществе будут строиться в ауре интеллектуально-гуманистических ценностей.

Оставим в стороне критику взглядов ученых 19 века об общество будущего.

Положение о коммунистическом обществе было недостаточно глубоко проработано из-за ограниченности знаний законов развития общества у основоположников марксисткой идеологии. Марксистская идеология став догмой жрецов Советского Союза, и благодаря усилиям Западных идеологов приобрела карикатурные формы.

Тем не менее, гениальные догадки ученых 19 века о грядущем новом обществе, об иных, чем при капитализме, принципах взаимоотношения между людьми, дали в 19 веке старт новой общественно-экономической формации: интеллектуально-гуманистической.

Социально-экономические формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм

Следует понимать, что не существовало строгих рамок перехода одной формы общественного устройства к другому. Каждое государство развивалось индивидуально, сохраняя общие тенденции социально-экономической формации.

Сегодня выделяют 5 социально-экономических формаций, основанных на определенных формах собственности:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая (социалистическая).

Первобытнообщинный строй

При первобытнообщинном строе люди жили общинами (первобытный мир – периодизация). Родовая община включала в себя от 20 до 100 человек, которые вели оседлый образ жизни, охотились, возделывали землю, занимались собирательством, осваивали ремесла (родовая община, обустройство родовой общины).

Материальных различий как таковых еще не было, они могли проявляться только в более массивных украшениях из костей и шкур животных. Особое уважение получали жрецы и старейшины, у которых учились обустройству жизни. Не менее почитаемыми были сильные воины, от которых зависела безопасность общины и пропитание. В остальном не было существенных различий, так как каждый человек работал на благо своей родовой общины.

Читать еще:  Термин капитальный ремонт

Рабовладельческий строй

При рабовладельческом строе началось активное производство средств существования. Активно развивались земледелие, ремесло (как зарождались ремесла ), скотоводство.

Из-за разрастания общин, появления излишков производства, освоения более развитых инструментов и материалов труда меняется характер присвоения продуктов производства. Прибавочный продукт присваивали себе вожди, их окружение и жрецы.

Появляется такое понятие как «эксплуатация».

Возникает 2 основных класса:

  • рабовладельцы;
  • рабы (лишены собственности и средств производства, более того – сами являются собственностью).

Рабовладельческий строй достиг своего наивысшего развития в Древней Греции и Древнем Риме, проявляя себя в такой государственной форме как деспотия.

Производственные отношения строились на угнетении рабов, потребности которых были сведены к минимуму, что позволяло рабовладельцам получать максимальный прибавочный продукт.

Источником получения рабов являлись захватнические войны, в результате которых пополнялись ряды безвольных людей – бесплатной рабочей силы.

Несмотря на два главенствующих класса, при рабовладельческом строе также существовали другие классы, не отличающиеся численной значительностью. Это были ростовщики, купцы, крестьяне, хотя даже они имели в своем распоряжении рабов, а значит, относились к классу рабовладельцев. Вопрос заключался только в том, сколько рабовладелец может позволить себе рабов. Простой крестьянин имел в своем распоряжении одного – двух рабов, в то время как зажиточный купец мог себе позволить несколько десятков рабов.

Классовая борьба обострилась настолько, что рабовладельческий строй закончил свое существование. Отправной точкой для краха рабовладельческого строя стало восстание Спартака в Древнем Риме.

Феодализм

Феодальный строй вытеснил рабовладельческий с масштабным развитием земледелия (появилась тяговая сила для пахоты: лошадь, плуг).

Отношения при феодализме строились между феодалом и его вассалом. Землю обрабатывал крестьянин, который имел в своей собственности средства производства, в отличие от безвольного раба. Несмотря на владение средствами производства (та же лошадь с плугом), феодал полностью присваивал себе прибавочный продукт.

Вассальную пирамиду возглавлял король (монарх), вассалами которого были крупные землевладельцы. Они в свою очередь имели в своем распоряжении безграничный труд крестьян и ремесленников.

Капитализм

Капитализм основан на появлении капиталиста и рабочего, где первый является производителем, второй продает свой труд. Если вы вернетесь к рабовладельческому строю, то увидите, что труд раба не имеет никакого отношения к прибавочному продукту. Но и труд рабочего тоже не имеет к нему никакого отношения. Разница между рабом и рабочим – в свободе, но и один, и второй имеют в своем распоряжении только необходимые средства к существованию.

Тем не менее, свобода рабочего предполагает его возможный переход в ранг капиталиста при наличии:

  • потребителя (спрос на продукцию);
  • первоначального капитала (кредит в банке);
  • свободной рабочей силы.

Социализм

Большим плюсом капитализма является финансирование новых изобретений, пусть и угодных пока олигархату (например, идеи Николы Теслы остались за бортом только из-за желания сильных мира сего получить прибыль за счет нефти).

Прогресс позволяет улучшить материальную жизнь и применять машины в производстве, полностью избавив человека от физической работы. Таким образом, социализм – это общественный строй, где труд по материальному обеспечению людей взяли бы на себя машины, в то время как сами люди бы жили по принципу братства, равенства и справедливости при отказе от частной собственности.

Кредитные отношения в период первобытного, рабовладельческого, феодального и капиталистического строя

Кредитные отношения в период первобытнообщинного строя

Историческим предшественником ссудного капитала был ростовщический капитал, возникший в период распада первобытнообщинного строя и ускоривший этот распад. Деление первобытной общины в период ее разложения на богатых и бедных, накопление денег в руках одних и острая нехватка их у других создали почву для ростовщических ссуд.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

Во многих источниках, дошедших до нашего времени, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Историки отмечают, что в VIII в. до н. э. вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты. Известна деятельность банкирского дома Игиби, игравшего роль вавилонского Ротшильда. Операции дома Игиби были весьма разнообразны: он проводил на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов, принимал денежные вклады, предоставлял кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника, а кроме того, выдавал ссуды под расписку и залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо было участие в товарищеских сделках торговых предприятий в качестве финансирующего вкладчика. Наконец, есть указание еще на одну функцию, исполнявшуюся банкиром Игиби, – он выступал в роли советчика и доверенного лица при составлении разного рода актов и сделок.

Кроме того, в Вавилоне зародились ростовщичество и меняльное дело.

Ростовщический капитал обусловил следующие процессы:

• концентрацию земельной собственности в руках родовой аристократии;

• обезземеливание мелких крестьян;

• порабощение неисправных заемщиков их кредиторами (обеспечением долга являлась не только земля, но и личность заемщика и членов его семьи) и, таким образом, возникновение рабовладельческого строя.

В античном мире ростовщический кредит выступал в двух основных формах:

1) ссуды мелким производителям, в основном крестьянам;

2) ссуды рабовладельцам.

Если потребность в деньгах у крестьян была вызвана крайней нуждой, то недостаток денег у рабовладельцев – громадными расходами на покупку домов, предметов роскоши, подкуп избирателей и армии для устройства политической карьеры. Проценты по долгам знать уплачивала из доходов, полученных за счет рабского труда. Таким образом, развитие ростовщического кредита способствовало усилению эксплуатации рабов.

Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например в Греции – под аренду земли.

В качестве ссудодателей (ростовщиков) в рабовладельческом обществе выступали купцы и откупщики налогов. Ссудодателями были также и храмы, на территории которых издревле часто чеканились и хранились деньги (например, дельфийский храм в Древней Греции, храм богини Юноны в Древнем Риме).

Храмы в основном занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты. Есть сведения о городском займе, реализованном делосским храмом на пять лет из расчета 10 % годовых.

Банковское дело в Древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки кроме фискальной функции (сбора налогов) осуществляли следующие операции:

• покупку, продажу и размен монеты;

• ипотечные и ломбардные операции;

• учет обязательств до наступления срока;

В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, осуществлению переводов.

Ростовщический капитал способствовал смене рабовладельческого строя феодальным. Высокий уровень процентной ставки (36–48 % годовых в Древнем Риме, 100 % – в Древнем Египте) и долговой гнет способствовали обострению классовой борьбы мелких производителей (ссудозаемщиков) и крупных землевладельцев и ростовщиков.

Во времена феодального строя ростовщический кредит выступал в двух основных формах:

1) ссуды мелким производителям, в основном крестьянам и ремесленникам;

2) ссуды феодальной знати.

Потребность в денежных средствах у мелких заемщиков была вызвана их бедностью, у феодалов – стремлением вести роскошную жизнь.

К ростовщическому кредиту прибегали представители высших слоев общества. В качестве ссудодателей (ростовщиков) в феодальном обществе выступали прежде всего купцы, бывшие свободными членами общества. Ссудные операции осуществляли также монастыри и церкви, у которых часто имелись значительные средства. Интересно, что развитие кредита в средневековой Европе тормозилось христианской доктриной, которая порицала ссудные операции. Считалось, что человек должен трудиться, а ростовщик, не работая, живет на полученные проценты. Но в конечном счете кредит в Европе стал развиваться именно благодаря ссудным операция монастырей и церквей.

Характерной чертой того периода была существенная дифференциация процентных ставок в различных европейских странах и городах (от 20 до 200 %). Причиной высокого процента являлось ограниченное предложение денег в эпоху феодального строя, экономической основой которого было натуральное хозяйство.

Как и в предыдущих случаях, ростовщический кредит способствовал смене одной общественно-экономической формации другой.

На последней стадии феодализма, в период его разложения, ростовщический кредит способствовал созданию предпосылок для капиталистического способа производства:

• огромные денежные средства, сосредоточенные в руках ростовщиков и представлявшие собой ростовщический капитал, могли быть вложены в капиталистические предприятия;

• ростовщический кредит способствовал разорению крестьян и ремесленников, которые становились наемными работниками.

Ростовщический кредит носил двойственный характер – обладал как прогрессивными, так и консервативными чертами.

Прогрессивность ростовщического кредита проявлялась в том, что он подрывал старые формы производства и собственности и таким образом создавал предпосылки для перехода к новым. В то же время высокая процентная ставка ограничивала вложения денежных средств в промышленное производство, в чем проявлялась его консервативность.

Читать еще:  Основной и оборотный капитал организации

Высокие проценты, взимаемые ростовщиками за предоставленные средства, поглощали всю (или почти всю) прибыль промышленных и торговых капиталистов, которые стали бороться против ростовщичества. Эта борьба выражалась в попытках ограничить права ростовщиков посредством законодательного установления приемлемой для предпринимателей нормы ссудного процента, однако эти меры не принесли желаемого результата. Более эффективным способом борьбы с ростовщическим капиталом стало создание кредитной системы, в результате чего появился капиталистический кредит.

В отличие от ростовщического капиталистический кредит был порожден капиталистическим способом производства и представлял собой движение ссудного капитала.

Ростовщический кредит как анахронизм существует и в настоящее время. При этом в качестве кредиторов выступают физические лица или меняльные конторы. Обычно ростовщический кредит широко используется в развивающихся странах, имеющих слаборазвитую кредитную систему. Впрочем, в бесплатных газетах, появляющихся с завидной регулярностью в любом почтовом ящике, такие объявления, как «Даю деньги под проценты на выгодных условиях», мирно соседствуют с приглашениями в клуб знакомств, а индивидуальных ростовщиков нисколько не смущает отсутствие у них банковских лицензий.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 497 ;

Рабовладельческая первобытнообщинная капиталистическая

К 143 Дню Рождения Вождя Мирового пролетариата В. И. Ленина

«Я,- расплавленный завод,

Чья-то Слава и Почет,

Данная книга является одной из последних наработок марксистской науки.

Сканирование: Семён Травин.

Вычитка и перевод в формат Word и PDF: Агулов Дмитрий Петрович, Гольцев Сергей Николаевич, Тазин Михаил, Титов Роман.

Оцифрована 22 апреля 2013 г.

Текст полностью идентичен книге, отпечатанной в Первой Образцовой типографии имени А. А. Жданова Главполитграфиздата при Совете Министров СССР, подписанной в печать 18 ноября 1950 года, за исключением того, что постраничные ссылки выведены в текст и указаны в скобках и оглавление приведено в соответствие с новым форматом.

Обо всех ошибках и неточностях просьба сообщать мне: [email protected] или https://www.facebook.com/sergey.goltsev.758

Председатель Правления Ярославского Областного Общественного фонда «Сталинский»

Гольцев Сергей Николаевич

Необходимость в книге, в которой давалось бы систематическое изложение исторического материализма, давно назрела. Такая книга нужна студентам и преподавателям высших учебных заведений, а также многочисленным кадрам советской интеллигенции, самостоятельно изучающим основы марксистско-ленинской философской науки.

Предлагаемая читателю книга, написанная авторским коллективом Института философии Академии наук СССР, представляет собой попытку дать более или менее полное изложение основ исторического материализма. Авторский коллектив под руководством проф. Ф. В. Константинова работал над подготовкой этой книги в течение ряда лет. Главы книги в течение 1947 — 1949 гг. неоднократно обсуждались на секторе исторического материализма Института философии Академии наук с участием преподавателей основ марксизма-ленинизма и философии. Книга в целом подверглась обсуждению в Институте философии Академии наук СССР с участием философской общественности Москвы.

При написании книги авторы руководствовались гениальной работой И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», обобщающей историю столетней борьбы марксизма-ленинизма с его врагами и исторический опыт нашей эпохи; теоретические труды В. И. Ленина и И. В. Сталина представляют собой высший этап в развитии диалектического и исторического материализма.

Великая Октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР явились проверкой истинности исторического материализма и его величайшим триумфом.

В наше время нельзя освещать общие социологические законы, относящиеся ко всем фазам общественного развития, не показывая того, как эти законы проявляются в условиях нового, социалистического общества. Поэтому значительная часть книги отведена освещению закономерностей развития советского социалистического общества.

Вполне сознавая, что книга еще не достигла необходимой для учебника краткости, сжатости изложения, чеканности формулировок, авторы все же стремились приблизить изложение книги к типу учебного пособия. Авторы и Институт философии ждут от читателей деловой, большевистской критики и предложений, которые помогли бы улучшить книгу.

Главы 1, 2, 3, 4, 5, 7, 13, 14, 15 и 17 написаны профессором Ф. В. Константиновым; 6, 9, 10, 18 и часть главы 16 — доктором философских наук Г. Е. Глезерманом; глава 8 — профессором Г. М. Гак; глава 11 — доктором философских наук М. Д. Каммари; глава 12 — кандидатом философских наук Ф. Д. Хрустовым; глава 16 — членом-корреспондентом Академии наук СССР П. Ф. Юдиным. В подготовке книги к печати, в ее редактировании принимал участие Г. Е. Глезерман. Значительную помощь при подготовке рукописи к печати оказал П. А. Павелкин.

Глава первая. Исторический материализм как наука

1. Предмет исторического материализма

Каждая наука имеет свой особый предмет исследования. Так, например, политическая экономия изучает законы развития общественно-производственных, т. е. экономических, отношений людей. Эстетика как наука изучает закономерности развития искусства. Языкознание изучает законы возникновения и развития языка и т. д.

Каков же предмет, изучаемый историческим материализмом? Отвечая на этот вопрос, И. В. Сталин пишет:

«Исторический материализм есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 535.)

Исторический материализм является наукой о наиболее общих законах развития общества. Названные выше общественные науки (политическая экономия, эстетика, языкознание) изучают развитие тех или иных отдельных сторон общественной жизни, определенных видов общественных отношений. Исторический материализм в отличие от этих наук изучает законы развития общества в целом, во взаимодействии всех его сторон. Он дает ответ на вопрос о том, что определяет характер общественного строя, чем обусловливается развитие общества, от чего зависит переход от одного общественного строя к другому, например переход от капитализма к социализму. В отличие от гражданской истории, которая призвана отобразить во всей конкретности ход событий, совершавшихся в общественной жизни отдельных стран и народов, исторический материализм имеет своей задачей исследование общих законов исторического процесса.

Исторический материализм дает единственно верный, научный ответ на самые коренные, самые важные вопросы общественной науки, без выяснения которых нет возможности правильно объяснить развитие общественной жизни в целом и развитие любой из ее отдельных сторон.

В общественной жизни мы наблюдаем отношения экономические, политические, идеологические. Существует ли определенная связь между этими отношениями и каков характер этой связи? — вот один из вопросов, на который призвана дать ответ наука об обществе.

Есть ли в пестрой, многообразной, сложной и противоречивой смене исторических событий, во всем ходе развития общества внутренне необходимая связь, закономерность или же здесь, в общественной жизни, в отличие от природы царствуют случайность, хаос и произвол?

Человечество прошло длительный и сложный путь исторического развития: от первобытно-общинного строя, через рабство, феодализм и капитализм, к социализму, уже победившему на одной шестой части земного шара. Каковы движущие силы этого поступательного развития?

На все эти вопросы впервые дал научный ответ исторический материализм — наука, указавшая путь к сознанию истории как единого, закономерного процесса, взятого во всей его многосторонности и противоречивости. Исторический материализм представляет собой цельную и стройную научную теорию, объясняющую развитие общества, переход от одного общественного строя к другому. Вместе с тем он является единственно правильным, научным методом изучения каждой из отдельных сторон общественной жизни, методом исследования конкретных исторических явлений и в целом — истории стран и народов.

Исторический материализм служит научным методом для всех отраслей общественного знания. Экономист, правовед, искусствовед, историк, если они не опираются на теорию и метод исторического материализма, будут блуждать среди бесчисленных явлений общественной жизни, исторических событий, не умея за случайностями увидеть историческую закономерность, за частностями — целое, за деревьями — лес. Исторический материализм дает исследователю руководящую нить исследования, которая обеспечивает возможность свободно и сознательно двигаться в сложном лабиринте исторических фактов. Исторический материализм — это не схема, не сводка абстрактных положений, принципов, которые следует лишь зазубрить; нет, это вечно живая, творчески развивающаяся общественная теория и метод познания общественной жизни. К историческому материализму полностью относится то, что сказано И. В. Сталиным о марксизме в целом как о творческом, развивающемся учении. Критикуя начетчиков и талмудистов, рассматривающих марксизм как собрание догматов, И. В. Сталин указывает: «Они (т. е. начетчики и талмудисты — Ф. К.) думают, что если они заучат наизусть эти выводы и формулы и начнут их цитировать вкривь и вкось, то они будут в состоянии решать любые вопросы, в расчёте, что заученные выводы и формулы пригодятся им для всех времён и стран, для всех случаев в жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят букву марксизма, но не видят его существа, заучивают тексты выводов и формул марксизма, но не понимают их содержания.

Возникновение рабовладельческого строя

Возникновение рабовладельческого строя

Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов.

Читать еще:  Оценка интеллектуального капитала организации

Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах древнего Востока. Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и другие), в Египте, Индии и Китае уже в IV—II тысячелетиях до нашего летосчисления. В I тысячелетии до нашей эры рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (государство Урарту), с VIII—VII веков до нашей эры по V—VI века нашей эры существовало сильное рабовладельческое государство в Хорезме. Культура, достигнутая в рабовладельческих странах древнего Востока, оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.

В Греции рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета в V—IV веках до нашей эры. В дальнейшем рабство развивалось в государствах Малой Азии, Египте, Македонии (IV—I века до нашей эры). Высшей ступени своего развития рабовладельческий строй достиг в Риме в период со II века до нашей эры по II век современного летосчисления.

На первых порах рабство носило патриархальный, домашний характер. Рабов было сравнительно немного. Рабский труд ещё не являлся основой производства, а играл подсобную роль в хозяйстве. Целью хозяйства оставалось удовлетворение потребностей большой патриархальной семьи, которая почти не прибегала к обмену. Власть господина над его рабами уже тогда была неограниченной, однако ограниченным оставалось поле приложения рабского труда.

В основе перехода общества к рабовладельческому строю лежал дальнейший рост производительных сил, развитие общественного разделения труда и обмена.

Переход от каменных орудий труда к металлическим привёл к значительному расширению рамок человеческого труда. Изобретение кузнечного меха позволило выделывать железные орудия труда невиданной ранее прочности. При помощи железного топора стало возможным расчищать землю от лесов и кустарников под пашню. Соха с железным лемехом позволила обрабатывать сравнительно крупные участки земли. Примитивное охотничье хозяйство уступило место земледелию и скотоводству. Появились ремёсла.

В сельском хозяйстве, остававшемся главной отраслью производства, улучшались приёмы земледелия и скотоводства. Возникли новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, льноводство, возделывание масличных культур и т. п. Стада у богатых семей умножались. Для ухода за скотом требовалось всё больше рабочих рук. Ткачество, обработка «металла, гончарное дело и другие ремёсла постепенно совершенствовались. Раньше ремесло было подсобным занятием земледельца и скотовода. Теперь оно стало для многих людей самостоятельным занятием. Произошло отделение ремесла от земледелия.

Это было второе крупное общественное разделение труда.

С разделением производства на две крупные основные отрасли— земледелие и ремесло — возникает производство непосредственно для обмена, правда, ещё в неразвитом виде. Рост производительности труда привёл к увеличению массы прибавочного продукта, что при частной собственности на средства производства создало возможность накопления богатств в руках меньшинства общества и на этой основе подчинения трудящегося большинства эксплуататорскому меньшинству, превращения трудящихся в рабов.

Хозяйство в условиях рабства было в своей основе натуральным, при котором продукты труда потребляются в рамках того же хозяйства, где они произведены. Но в то же время происходило развитие обмена. Ремесленники производили свои изделия сначала на заказ, а затем для продажи на рынке. При этом многие из них ещё в течение долгого времени продолжали иметь небольшие участки земли и возделывать их для удовлетворения своих потребностей. Крестьяне вели в основном натуральное хозяйство, но вынуждены были продавать некоторую часть своих продуктов на рынке, чтобы иметь возможность покупать ремесленные изделия и платить денежные налоги. Таким образом постепенно часть продуктов труда ремесленников и крестьян становилась товаром.

Товар есть продукт, изготовленный не для непосредственного потребления, а для обмена, для продажи на рынке. Производство продуктов для обмена является характерной чертой товарного хозяйства. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, возникновение ремесла как самостоятельного промысла означало зарождение товарного производства.

Пока обмен носил случайный характер, один продукт труда непосредственно обменивался на другой. По мере того как обмен расширялся и становился регулярным явлением, постепенно выделялся такой товар, за который охотно отдавали любой другой товар. Так возникли деньги. Деньги представляют собой всеобщий товар, при помощи которого оцениваются все другие товары и который служит посредником в обмене.

Развитие ремесла и обмена привело к образованию городов. Города возникли в глубокой древности, на заре рабовладельческого способа производства. Вначале города немногим отличались от деревни. Но постепенно в городах сосредоточивались ремесло и торговля. По роду занятий жителей, по своему быту города всё более отделялись от деревни.

Так было положено начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними.

По мере того как масса обмениваемых товаров увеличивалась, расширялись и территориальные рамки обмена. Выделились купцы, которые в погоне за наживой покупали товары у производителей, привозили товары на рынки сбыта, иногда довольно далеко от места производства, и продавали их потребителям.

Расширение производства и обмена значительно усиливало имущественное неравенство. В руках богатых накапливались деньги, рабочий скот, орудия производства, семена. Бедняки вынуждены были всё чаще обращаться к ним за ссудой — большей частью в натуральной, а иногда и в денежной форме. Богачи давали орудия производства, семена, деньги взаймы, закабаляя своих должников, а в случае неуплаты долгов обращали их в рабство, отбирали землю. Так возникло ростовщичество. Оно принесло дальнейший рост богатства одним, долговую кабалу — другим.

В частную собственность стала обращаться и земля. Её начали продавать и закладывать. Если должник не «мог расплатиться с ростовщиком, ему приходилось бросать землю, продавать своих детей и себя в рабство. Иногда, придравшись к чему- либо, крупные землевладельцы захватывали у крестьянских сельских общин часть лугов, пастбищ.

Так происходило сосредоточение земельной собственности, денежных богатств и массы рабов в руках богатых рабовладельцев. Мелкое крестьянское хозяйство всё более разорялось, а рабовладельческое хозяйство крепло и расширялось, распространяясь на все отрасли производства.

«Непрекращающийся рост производства, а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силы; рабство, только возникавшее и бывшее спорадическим на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы перестают быть простыми помощниками; десятками их гонят теперь работать на поля и в «мастерские»[10]. Рабский труд стал основой существования общества. Общество раскололось на два основных противоположных класса — рабов и рабовладельцев.

Так сложился рабовладельческий способ производства.

При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин, находившихся по сути дела в рабском положении). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные в свою очередь были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных собственников-рабовладельцев.

Наряду с классовым противоречием между рабами и рабовладельцами существовало также классовое противоречие между крупными землевладельцами и крестьянами. Но, поскольку с развитием рабовладельческого строя рабский труд, как самый дешёвый труд, охватил большую часть отраслей производства и стал главной основой производства, противоречие между рабами и рабовладельцами превратилось в основное противоречие общества.

Раскол общества на классы вызвал необходимость в государстве. С ростом общественного разделения труда и развитием обмена отдельные роды и племена всё более сближались, объединяясь в союзы. Характер родовых учреждений изменялся. Органы родового строя всё более теряли свой народный характер. Они превращались в органы господства над народом, в органы грабежа и угнетения своих и соседних племён. Старейшины и военачальники родов и племён становились князьями и царями. Раньше они пользовались авторитетом в качестве выборных лиц рода пли союза родов. Теперь они стали пользоваться своей властью для защиты интересов имущей верхушки, для обуздания своих разоряемых родичей, для подавления рабов. Этой цели служили вооружённые дружины, суды, карательные органы.

Так зародилась государственная власть.

«Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земледельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек ие абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, упрочилось существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы явилось государство»[11].

Государство возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства.

Рабовладельческое государство играло большую роль в развитии и упрочении производственных отношений рабовладельческого общества. Рабовладельческое государство держало в повиновении массы рабов. Оно выросло в широко разветвлённый аппарат господства и насилия над народными массами. Демократия в древней Греции и Риме, которую превозносят буржуазные учебники истории, была по сути дела демократией рабовладельческой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector