Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория человеческого капитала в образовании

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.05.2014 2014-05-19

Статья просмотрена: 5066 раз

Библиографическое описание:

Кармазина, Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал / Ю. А. Кармазина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11040/ (дата обращения: 10.04.2020).

Ни для кого не секрет, что XXI век — век инноваций, которые требуют от организаций и предприятий принципиально нового подхода к осуществляемой деятельности и понимания важности человека как основного стратегического ресурса. И ранее человек воспринимался как инструмент достижения различных целей предприятий, то в настоящее время мнение на этот счет в корне изменилось.

В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство [1]. Понятие человеческий капитал означает не только осознание решающей роли человека в экономической системе общества, но и признание необходимости инвестирования в человека, поскольку капитал приобретается и увеличивается путем инвестирования и дает длительный экономический эффект [2].

Понятие человеческий капитал достаточно сложное и многогранное. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время существует достаточное количество его определений, которые объединяют в две группы.

Первая группа дает определение человеческого капитала в узком смысле как некую совокупность знаний, умений, навыков и способностей индивидуумов, которые последние приобретают в процессе получения общего образования, профессиональной подготовки и практического опыта, которая позволяет принимать активное участие в общественном производстве.

Совершенно иное мнение у сторонников второй группы определений, для которых характерным является расширенный подход к понятию человеческого капитала. Здесь среди характеристик человеческого капитала, кроме имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, выделяются также мотивация, ценности и энергия, которые способствуют росту производительности труда и приносят доход [3].

Понятие человеческого капитала основывается на двух определениях образования — как ресурса (человеческий капитал) и как некой системы (в которой происходит его накопление), что делает возможным перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию.

С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста.

Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и обучения послешкольного, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. В высшем учебном заведении даются определенные профессиональные знания и навыки, возможность их применения на практике и получения первоначального представления о рынке труда в виде производственной практики. Также ВУЗ обеспечивает образовательные кредиты, котирующиесяна рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны.

Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. Еще 15–20 лет назад в развитии фирмы решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В конце ХХ столетия, с началом процессов всемирной экономической и политической интеграции, вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик приобрел несколько иное содержание, которое определяется, прежде всего, качеством рабочей силы. В связи с этим необходимо заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества и в период индустриализации, и в период послевоенного возрождения экономики всегда был человек.

Теория осуществления затрат в повышении уровня квалификации работников в качестве капитала была выдвинула еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С. Г. Струмилина, В. С. Гойло, Р. И. Капелюшникова, В. И. Марцинкевича. Несколько позднее исследования в данном направлении велись С. А. Дятловым, С. А. Курганским, А. И. Добрыниным и др. [4].

Расходы, которые увеличивают производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем», говорят теоретики человеческого капитала.

Отход от восприятия затрат на формирование качественно новой рабочей силы как исключительно потребительских стал возможным благодаря использованию термина инвестиции в отношении данных расходов, которые в свою очередь были признаны как производительные, поскольку вложения в человека способны приносить ощутимый долговременный экономический эффект.

К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

во-первых, расходы на образование, которые включают в себя общее и специальное, а также формальное и неформальное образование, подготовку кадров по месту работы и т. п., признаются наиболее очевидным и, возможно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной.

Во-вторых, расходы на здравоохранение также играют достаточно важную роль. Хорошее здоровье как результат расходов на профилактику различных заболеваний, качественное медицинское обслуживание, а также диетическое питание и улучшение жилищных условий продлевает срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих.

В-третьих, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Иначе говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток новых трудовых услуг.

Несмотря на то, что существуют различные формы инвестиций в человеческий капитал, образование в современном мире является одной из основных.

Каждое инвестиционное решение предполагает дилемму между потреблением, которое способно немедленно удовлетворить потребности, и инвестициями, способствующими созданию дополнительных возможностей для производства товаров и услуг в будущем. Выбор между потреблением и инвестициями базируется на экономическом анализе, проводящимся в широком социально-политическом контексте и принципиально неотделим от этого контекста. Это же справедливо утверждать и в отношении выбора между всевозможными альтернативными инвестициями в условиях ограниченности ресурсов.

Инвестиционные решения, касающиеся образования достаточно специфичны. Это связанно с двойственной характеристикой образования, заключающейся том, что, в сущности, образование представляет собой как потребление, так и инвестиции. До начала 60-х годов образование рассматривалось как одно из основных прав человека, в основном связанное с потреблением. В дальнейшем все более полно раскрывалась двойственная природа образования. При этом акцент переносился на характеристику образования как инвестиций в человека.

Для выбора между осуществлением инвестиций в физический капитал или в человеческий капитал стали актуальными вопросы о том, какой вклад вносит образование в экономический рост, как сравнить этот вклад образования с вкладом физического капитала.

Фактически понимание того, что инвестиции в человеческий капитал непосредственно вносят вклад в экономический рост, связано еще со временами Адама Смита, классические экономисты уделяли должное внимание необходимости расходов на получение и развитие умений и навыков человеком. Однако только в 1960-х годах Т.Шульц и Е.Дэнисон показали, что образование способствует росту национального дохода посредством усовершенствования умений и навыков рабочей силы.

Е.Дэнисон подсчитал, что между 1930 и 1960 гг. 23 % прироста выпуска продукции в США связана с повышением образования рабочей силы. T.Шульц (1963) разработал метод измерения вклада образования в экономический рост, основанный на изучении нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал, которую сравнил с нормой отдачи инвестиций в физический капитал. Этот метод анализа привел к тому же выводу: существенная доля прироста выпуска продукции как в развитых, так и в развивающихся странах объясняется инвестициями в образование [5].

Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества [6].

2. Гришнова О. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения.Учебник — М.: Проспект, 2011

4. Боровских Е. А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал // Ярославский педагогический вестник. — 2012. -№ 1.

5. Тихонов А. Н., Обромешин А. Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты

Человеческий капитал и образование

В настоящее время приоритетное развитие получила та составляющая проблемного поля теории человеческого капитала, которая в большей степени относится к экономической науке и экономической практике. Другая часть этого проблемного поля, включающая психологические и педагогические знания, разработана значительно меньше. Но именно развитие в этом направлении способно подтвердить жизнеспособность данной теории. Имеется в виду обучение, которое реализуется в сложных системах образования, что особенно важно в связи с реформой высшего образования. Этой серьезнейшей проблеме в Государственном университете управления уделяется большое внимание.

Образование и развертывание во времени человеческого капитала можно условно разделить на два этапа, реализуемых, во-первых, в подсистеме среднего (общего) образования, протекающего в семье и специальных дошкольных и школьных учреждениях, во-вторых, в подсистеме специального профессионального образования, в том числе высшего.

По существу на первом этапе закладываются необходимые качества человека, это, образно говоря, стадия первоначального накопления человеческого капитала. На этой стадии риски, которым подвержен человеческий капитал, несравнимо выше, чем на последующей.

Снижение рисков в этом случае связано исключительно с увеличением вложений в образовательную систему, поведением инвесторов, в качестве которых выступают как семья (родители), так и государство или какие-либо другие общественные институты. Снизить риски они пытаются либо регулированием процесса формирования первоначального капитала, либо снижением инвестиций в образование. Первый способ обеспечивается созданием эффективной системы управления всем средним образованием, реализацией различного рода программ развития ее определенных частей. Намного хуже другой способ снижения рисков, особенно когда он проявляется в сокращении финансирования системы образования, что увеличивает расходы семьи на подобные цели. Но далеко не каждая семья способна обеспечить своими ресурсами общественно необходимые требования к объему первоначального накопления человеческого капитала.

Читать еще:  Сущность базовых концепций капитала

Вследствие этого общество постоянно снижает свой совокупный первоначальный человеческий капитал и становится неспособным для реализации современных вызовов. Проводимые реформы образования — не что иное, как настойчивая попытка преодолеть сложившуюся ситуацию. Ведь на первом этапе накопления человеческого капитала прежде всего формируется тот базовый капитал, который в дальнейшем позволит определить, достаточен ли запас знаний, умений, мотиваций у личности, чтобы она смогла уже самостоятельно производить инвестиции в саму себя и, самое главное, эффективно трансформировать инвестиции из внешних источников.

Теперь обратимся ко второму этапу накопления человеческого капитала, связанному с высшей профессиональной подготовкой людей, с усвоением знаний, умений, ценностей, необходимых в специализированных видах труда. Инвестиции на этом этапе будут считаться оправданными и достигшими позитивного результата, когда человек, освоивший пусть и самую распространенную простую профессию, сможет выполнять свойственные ей трудовые операции на уровне существующих стандартов и нормативов.

Как преодолеть недостатки профессиональной подготовки, связанные с постоянной технической и технологической отсталостью процесса обучения в профессиональных учебных заведениях?

Первый способ — установить более тесную связь с современным производством. Для этого потребуются специальные инвестиции со стороны предприятий в техническое обеспечение учебного процесса в профессиональной школе. Пока такие инвестиции осуществляются весьма неохотно, поскольку снижают прибыльность производства. В результате складывается ситуация упущения возможной выгоды от вложений в человеческий капитал: содержание и организация учебного процесса не отвечают психологическим законам формирования и развития активности личности будущего профессионала.

Второй способ повышения эффективности формирования человеческого капитала в профессиональной школе при подготовке к работе в массовых профессиях состоит в приобщении к культуре, составляющей содержание общего развития человека. Это залог его будущего профессионального поведения в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Программы же обучения широким профессиям, однако, скупятся именно в этой области подготовки специалистов.

Значимость подготовки по общей культуре, по общему развитию в профессиональной школе массовых профессий объясняется возрастными особенностями учащихся. Это в основном выпускники средней школы (17—18-летние молодые люди). Они не только не имеют достаточного жизненного опыта, у них почти отсутствуют ценности, которые могли бы выступать в качестве своеобразного фильтра для различения добра и зла. У этого возраста еще недостаточно собственной базы критериев, определяющих вектор общественного поведения.

Сказанное относится ко всей системе образования, но особенно к заключительному звену — высшему профессиональному образованию. Сейчас реформа высшего образования движется в направлении снижения, а не увеличения инвестиций в нее, что негативно отразится на всей системе образования страны. Заметим, что у нас 11-летняя средняя школа (в других развитых странах в основном 12-летняя). У нас один год теряется в средней школе плюс утрачивается один год в высшей школе. Разумно было бы начать реформу с удлинения срока обучения в средней школе. Можно сказать, что теоретически и концептуально высшая школа мало подготовлена к тому, чтобы восполнить утрату одного года подготовки бакалавров для сохранения того уровня подготовки, который был при пятилетнем сроке обучения.

Представляется, что важнейшей задачей реформирования высшей школы должно стать наращивание профессионализма как показателя качества человеческого капитала. Только высокий профессионализм позволит выпускникам высшей школы занять достойное место на рынке труда.

Чтобы сохранить профессиональную подготовку хотя бы на прежнем уровне, нужно пересмотреть содержание учебных планов, сократить общеразвивающие, общеобразовательные дисциплины, чтобы обеспечить достаточную представленность в обучении дисциплин профессиональной подготовки. В свою очередь, это сокращение не может не привести к снижению социально-культурной компетенции специалистов, а вместе с этим к снижению культурного и, самое главное, духовного состояния и трудовых коллективов в частности, и общества в целом. В условиях четырехлетней высшей школы совершенно по-другому должны быть организованы и практики — производственные и преддипломные.

Сокращение сроков обучения в высшей школе предъявляет требования к пересмотру утвержденных методик обучения, педагогических и психологических подходов, которые являются основой интенсификации учебного процесса. Можно сказать, что современная высшая школа и в материально-техническом, и психолого-педагогическом аспектах к этому готова. Действительно, в отношении профессорско-преподавательского состава отечественная высшая школа нисколько не уступает зарубежным университетам. Но существующая система учета преподавательского труда сугубо формальна. Это бюрократическая процедура, которая ограничивает преподавателя в возможностях обновления методик и форм обучения, поскольку рассчитана на нормы старой высшей школы, где самостоятельная работа студентов сводилась к минимуму. В новой же высшей школе возрастает значение преподавателя как консультанта, как руководителя процесса обучения и научной работы, основанных на преимущественно самостоятельной работе студента. Поэтому мало инвестировать в образование, в сам педагогический процесс. Важно еще преодолеть многочисленные индивидуальные и личностные проблемы студента, которые в итоге приводят к снижению результативности сделанных инвестиций. Несомненно, это сложнейшая задача, решение которой требует опоры на особенности возрастной психологии, педагогически грамотной, совершенной организации учебного процесса, признания самой личностью образования как важнейшей ценности, без которой невозможны ни социальная адаптация, ни личностная самореализация.

Воспитание так же необходимо для создания человеческого капитала, как и обучение в вузе. Только при их единстве можно извлечь из проводимой реформы наивысшую общественную пользу.

В условиях реформирования высшего образования проблема накопления знаний становится особенно актуальной, что традиционно связано с их устареванием, но, самое главное, с необходимостью профессионального доучивания, профессиональной адаптации. И хотя предприятия заинтересованы в получении конкурентоспособных специалистов, они обычно не готовы к инвестициям, которые необходимо направлять на повышение профессионализма выпускников высшей школы. Эта ситуация может продолжаться сколь угодно долго, а точнее до момента, когда государство вновь возьмет повышение квалификации в свои руки. Но и каждый человек должен относиться к своему капиталу как предприниматель, сущность деятельности которого составляет перемещение капитала из менее доходных в более доходные сферы труда. Это предполагает, конечно, постоянную работу над собой, постоянное наращивание знаний, своего рода их селекцию и безжалостное избавление от той их части, которую можно назвать инфляционной.

Изложенные выше положения по существу представляют стратегию совершенствования образовательного процесса в Государственном университете управления. Мы убеждены, что постоянное повышение мастерства профессорско-преподавательского состава, улучшение учебно-методического материала, обновление технико-технологического учебного процесса, воспитательная работа позволяют создать высокоэффективный человеческий капитал, используемый на благо России.

Теория человеческого капитала в образовании

Зависимость между числом лет, в течение которых человек обучался после окончания 8-летней начальной школы, и приростом ожидаемого дохода в течение трудовой жизни представлена в таблице 2. Как видно из таблицы 2, в США мужчины в возрасте 18 лет и старше, обучавшиеся в 1972 г. в средней школе дополнительные 1–3 года после окончания 8-летней начальной школы, ожидали на протяжении трудовой жизни получить прибавку в доходе, равнявшуюся 45,5 тыс. долл. В то же время, лица, обучавшиеся дополнительные 5 и более лет в колледже после окончания 8-летней начальной школы, ожидали получить в течение трудовой жизни дополнительный доход в размере 480 тыс. долл. Абсолютная разница в приросте ожидаемого дохода между крайними группами составляла 434,5 тыс. долл., тогда как относительный разрыв равнялся 10,6 раза.

Таблица 2
Прирост дохода, ожидаемого на протяжении трудовой жизни, в зависимости от уровня образования, США, 1972 г., мужчины 18 лет и старше, тыс. долл.

Источник: [17, с. 53].

Человеческий капитал создается с помощью инвестирования. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов инвестиционных затрат. [2, с. 6]
1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал зависит от продолжительности трудовой жизни его носителя, то есть, работника.
2. Человеческий капитал не только способен накапливаться, но и подвержен физическому и моральному износу.
3. По мере накопления человеческого капитала получаемый доход растет до определенного уровня, но после достижения верхней границы активного трудоспособного возраста резко снижается.
4. При формировании человеческого капитала имеет место взаимный эффект, так как происходит развитие навыков и способностей не только у ученика, но и у учителя.
5. Затраты на обучение являются вложениями в человеческий капитал только в случае, если они общественно необходимы и экономически целесообразны.
Инвестиции в человеческий капитал, понимаемый в соответствии с расширительной трактовкой, не менее рентабельны, чем инвестиции в физический капитал. В настоящее время «наиболее важные и значительные по своим последствиям сдвиги в воспроизводственном процессе лидирующих в экономическом отношении стран мира происходят вне материальной сферы». [11, с. 46] Действительно, в США на протяжении послевоенных лет суммарные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение превышали производственные капиталовложения, поэтому человеческий капитал рос более быстрыми темпами, чем физический капитал (см. таблицу 3).

Таблица 3
Отношение социальных расходов к производственным инвестициям, США, %

Источник: [11,с. 47]

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал одной из главных категорий затрат, имеющих наибольшее значение для повышения уровня и качества человеческого капитала, являются вложения в образование. Инвестициям в образование присущи особенности, которые отличают их от вложений в физический капитал. Во-первых, существует значительный временной лаг между моментом совершения инвестиций и получением от них экономической и социальной отдачи. Во-вторых, в реальной образовательной практике инвестиционный и потребительский аспекты образования тесно взаимосвязаны.
В течение 2000–2007 гг. расходы на образование, финансируемые как из государственных, так и из частных источников, росли. Доля бюджетных расходов на образование в ВВП на протяжении периода 2000–2003 гг. выросла с 2,9% до 3,6%. Начиная с 2004 г., ее величина остается неизменной при росте абсолютных объемов. Частные расходы на образование в России стабильно растут, причем, темпы их роста выше, чем скорость увеличения бюджетных расходов на образование.
В 2005 г. доля расходов на финансирование высшей школы в общих расходах федерального бюджета на образование составляла 70%, тогда как в 2006 г. она выросла почти до 77% и осталась на этом уровне в 2007 г. При общем увеличении финансирования образования из федерального бюджета в 1,3 раза, расходы на высшую школу выросли в 1,43 раза. В федеральном бюджете 2007 г. увеличение расходов на образование составил 38,3% по сравнению с аналогичными расходами федерального бюджета 2006 г. Это наибольший рост, начиная с 2003 г. В результате, удельный вес затрат на образование в расходах федерального бюджета увеличился до 5,1%. [16, с. 13]
Модернизация российского образования, рост объемов инвестиций в сферу образования, увеличение количества и доли студентов, получающих образование на условиях полного возмещения затрат, появление негосударственных образовательных учреждений делают актуальным вопрос об отдаче от инвестиций в образование. Если вложения в образование будут неконкурентоспособны, то инвесторы обратятся к альтернативным направлениям вложения денежных ресурсов. Для эффективного инвестирования в образование необходима информация о том, какие виды образования — начальное, среднее или высшее, — а также какие специальности дают наибольшую отдачу.
Формирование человеческого капитала происходит при непосредственном участии домашних хозяйств, фирм и государства. Решая эту задачу, они определяют выгоды от получения образования, сопоставляя их с затратами на обучение.
По мнению основоположников теории человеческого капитала, при принятии индивидуумом решения о продолжении обучения важную роль играют его ожидания относительно будущих доходов. Основным экономическим аргументом в пользу продолжения обучения является ожидание роста будущей производительной способности и заработной платы. При прочих равных условиях, более образованный работник обладает большим человеческим капиталом, и следовательно, получает большую заработную плату.
Модель человеческого капитала показывает, что максимизация совокупной полезности, получаемой в течение жизни, достигается при условии, что индивидуум осуществляет наибольшие инвестиции в молодости. «В условиях конечного срока жизни более поздние инвестиции не способны приносить доход в течение того же времени, что и более ранние, и поэтому обычно общий выигрыш от них оказывается меньше» [18].
Анализ человеческого капитала проводится с использованием понятия нормы отдачи от образования, которое имеет такой же смысл, как и норма отдачи от физического капитала. Отдача от образования, или внутренняя норма отдачи, — это ставка дисконтирования, уравнивающая приведенные величины будущих выгод от вложений в образование и связанных с ним издержек. Норма отдачи от человеческого капитала характеризует экономическую привлекательность инвестиций в знания и навыки. Вместе с тем, нормы отдачи выступают регулятором распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между образовательной системой и другими сферами экономики.
Как показали результаты исследования, проведенного в 1979–1982 гг. зарубежными учеными, в условиях советской экономики отдача от инвестиций в обучение составляла 2,3% для общего среднего образования и 5% для высшего образования. Причиной низкого уровня отдачи от инвестиций в образование было искусственное занижение заработной платы в плановой экономике, а также ценовые диспропорции. При переходе к рыночной экономике повышение экономической ценности образования отмечалось в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Российская экономика следовала общим тенденциям. В 1994 г. отдача от образования выросла до 7,8%, затем несколько уменьшилась в 1996 г., составив 6,2%. В первой половине 2000-х гг. отдача от образования выросла до 9,2% [13, с. 345–346].
Новейшие исследования, посвященные оценке нормы отдачи от образования в разных странах, показывают, что этот параметр выше в экономически отсталых странах. Полученный результат соответствует взгляду на образование как на инвестиционный ресурс. В развитых странах накопленные запасы человеческого капитала выше, поэтому отдача от дополнительных инвестиций в него ниже. Исследования также свидетельствуют о том, что начальное образование приносит наивысшую общественную отдачу. Это утверждение является верным для всех стран.
При изучении человеческого капитала различают частные и общественные нормы отдачи. В большинстве стран общество в лице государства участвует в финансировании образования через субсидирование прямых издержек обучения, выплату стипендий и т. д. Частные и общественные издержки могут сильно различаться. Частные и общественные выгоды тоже, как правило, не совпадают. Возможным источником несовпадения являются внешние эффекты от образования. К внешним выгодам, которые дает образование, могут относиться улучшение здоровья детей в семьях с более высоким образованием, снижение преступности, а также рост социальной активности образованных людей. Так как частные и общественные выгоды и издержки различаются, частные и общественные нормы отдачи также не совпадают. Частная норма отдачи, как правило, оказывается выше, чем социальная норма отдачи из-за больших государственных субсидий. Излишнее субсидирование приводит к перераспределению общественного богатства в пользу выпускников вузов.
Исследование норм отдачи от образования, проведенное в России в 1990–2000 гг., показало, что общественная отдача в последние годы в России росла. Полученные оценки общественной нормы отдачи составили около 5% для мужчин и 10% для женщин. По этому параметру Россия немного уступает развитым странам, сильно отставая от развивающихся стран. Относительно невысокая по международным стандартам отдача от высшего образования объясняется неполным соответствием потребностям современной экономики тех знаний и навыков, которые приобретают выпускники вузов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что на рынке ценится техническое, юридическое и экономическое образование. Вместе с тем, в последние годы появились признаки определенного снижения отдачи от высшего образования. Исследование также показало, что на российском рынке труда ценится качественное образование [13, с. 381].
Согласно полученным выводам, общее образование становится более ценным в периоды перемен, когда людям необходимо быстрее осваивать новые технологии и социальные навыки. В России переход от плановой системы к рыночной экономике сопровождался ростом уровня неопределенности результатов проводимых реформ. Это способствовало росту отдачи от общего образования по сравнению со специальным обучением. Специальные знания и навыки вознаграждаются рынком труда только тогда, когда они используются по назначению, то есть, когда работник работает по профессии, полученной в учебном заведении [13, с. 351].
В целом, как отдельный человек, так и общество заинтересованы в том, чтобы работник имел более высокий уровень и качество образования, так как это способствует не только росту доходов работника, но и повышению темпов экономического роста страны. Государство должно заботиться о том, чтобы образовательная политика создавала условия для осуществления выгодных инвестиций. По мнению автора, следующие меры будут способствовать этому.
1. Формирование требований к содержанию образовательной подготовки по направлениям (специальностям) с учетом стратегии экономического развития страны.
2. Проведение мониторинга потребности в специальностях для оценки спроса на профессии с использованием различных методик.
3. Формирование государственного заказа на подготовку специалистов с учетом кадровой ситуации на рынке труда.
4. Содействие в трудоустройстве выпускников.
5. Использование маркетинговых инструментов для прогнозирования динамики изменения потребностей рынка труда и формирования спроса на работников различных профессиональных групп в интересах устойчивого экономического развития страны.
6. Формирование системы непрерывного образования, которая позволяет постоянно повышать уровень навыков, приобретать новые способности, сохранять конкурентоспособность на рынке труда при изменениях в сфере деятельности, а также увеличивать мобильность между видами занятий.
Образование, накопленные обществом знания и экономическое развитие взаимосвязаны. Следовательно, в настоящее время особое внимание необходимо уделять модернизации системы образования и эффективному использованию человеческого капитала, так как это является главным условием роста российской экономики.

Читать еще:  Действительный и фиктивный капитал

Теория человеческого капитала

Зарождение и развитие теории человеческого капитала

Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и государства в целом и объема затраченных на человеческие ресурсы средств. Например, результаты отдельных оценок инвестирования в человеческие ресурсы в США демонстрируют, что размер такого инвестирования достигает 15 процентов валового внутреннего продукта. Таким образом, затраты в США на человеческие ресурсы превышают инвестиции в орудия труда, технические сооружения и здания.

В самом общем виде теорию человеческого капитала можно охарактеризовать как науку, исследующую процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов для обеспечения благосостояния индивида, эффективности деятельности организации и экономики в целом.

Теории человеческого капитала предшествовала многовековая история исследования роли индивида в жизни общества и государства. Так, еще мыслители Древней Греции, в частности Платон и Аристотель, пытались определить место индивида в социальной, экономической и политической сферах общественной жизни, значимость процесса обучения и воспитания младшего поколения. Однако этические аспекты мировоззренческих установок долгое время не позволяли человеку взглянуть на самого себя как на капитал, как на объект инвестиции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первые вопросы относительно «стоимости» способностей индивида начинают подниматься в XVI веке. Так, в частности, Томас Гоббс, анализируя категорию ценности индивида, полагал ее величиной относительной, определяющейся исходя из оценки другими стоимости использования способностей индивида, их нужды в таком использовании.

С развитием капитализма «стоимостной» аспект деятельности индивида получил более широкую разработку. Так, Уильям Петти, рассматривая индивида с позиции полезности его свойств, стремился к количественной оценке человеческого капитала. Национальное богатство он трактовал как совокупность территории, капитала и население, непосредственное создающее такое богатство. Ученый активно выступал за распространение образования, государственное содействие обучению одаренных детей.

Адам Смит, исследуя вопрос номинальной и реальной цены товара, пришел к выводу, что изначально цена представляла собой ни что иное, как стоимость труда, вложенного в его производство. Он указывал на зависимость цены товара от степени трудоемкости производства и мастерства производителя, потому как совершенствование навыков работника и орудий труда всегда влечет и повышение производительности труда. Основной капитал как источник дохода объединяет, по Адаму Смиту, орудия труда, сооружения, землю и полезные свойства индивидов.

Читать еще:  Бухгалтерский учет собственного капитала организации

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Давид Рикардо, исследуя благосостояние разных народов, связывает его уровень с уровнем образования во всех слоях общества. Он указывал на наличие естественной и рыночной цены труда, где первую он трактовал как необходимый для существования и продолжения рода работника размер средств, а вторую – как реальную цену, уплачиваемую работнику за его труд. Реальная цена отражает соотношение цены и спроса на конкретный вид труда.

Карл Маркс, отмечая, что, как и всякий товар, рабочая сила имеет свою цену, указывал на следующей алгоритм ее определения: цена работника есть стоимость поддержания его жизнеспособности. Рост производительности он связывал с интеллектуальными способностями.

Альфред Маршалл в конце XIX – начале XX веков указывал на необходимость оценки человеческого ресурса. Средства, вложенные в человеческий капитал, он рассматривал в качестве наилучшего вложения. Он отстаивал необходимость инвестирования в образование, отмечая, что такие инвестиции, в конечном итоге, могут окупиться одним значительным открытием в производственной сфере.

Современная теория человеческого капитала

Современная теория человеческого капитала сформировалась во второй половине XX века. Непосредственно ее возникновение обычно связывают с именем Теодора Шульца, издавшим впоследствии первый учебник в рассматриваемой сфере научного знания, и выпуском в 1960-х годов номера Журнала политической экономики с заголовком «Инвестиции в людей».

Теодор Шульц обнаружил возможность накопления и воспроизводства человеческого капитала. Так, определяющими итогами инвестирования в человеческие ресурсы он видел накопление способностей индивидов к трудовой деятельности, их социальную полезность и другое.

Развитие теории человеческого капитала в среде западных ученых было обусловлено объективными причинами: научно-техническая революция изменила экономику и общество в целом, назрела необходимость определения значения научных открытий, уровня образования индивида в повышении эффективности его трудовой деятельности и производительности организации и общества в целом.

Гэри Беккер наряду с другими учеными, стал применять экономические инструменты исследования для изучения:

  • социальных процессов
  • дискриминации,
  • образования,
  • преступности и т. п.

Так, в частности, Гэри Беккер, пришел к выводы, что родители, инвестируя в образование детей, оценивают предполагаемую отдачу от таких инвестиций посредством соотнесения с возможными доходами от иных вариантов размещения своих средств – размещением средств во вклад в банке, приобретением ценных бумаг и другое.

Гэри Беккер продолжил исследование экономической целесообразности инвестиций в образование с позиции индивида: он рассмотрел отношение доходов от профессиональной деятельности после получения образования к издержкам, понесенным на оплату образования, и тем, что связаны с невозможностью работать в период обучения, и определил, что прибыль составляет свыше 10 процентов годовых.

Подобные подходы стали активно разрабатываться и применяться в бизнес-сфере для обеспечения эффективности вложений в человеческий капитал.

Иными словами, теория человеческого капитала позволила осмыслить и обосновать необходимость вложения финансовых и иных ресурсов в развитие человеческих ресурсов, напрямую увязала инвестиции в образование, оплату труда, медицинские услуги и прочее с ростом экономической эффективности отдельного работодателя и государства в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

РАЗДЕЛ 3. Теория человеческого капитала

Стоит ли образование того, чтобы платить за него из своего кармана? Почему в странах с рыночной экономикой врач зарабатывает больше слесаря-сантехника, а адвокат — больше официанта? На эти и другие вопросы помогает ответить теория человеческого капитала.

Труд образованного и профессионально подготовленного человека производительнее, чем труд необученного.

Теория человеческого капитала появилась в результате приложения принципов экономической теории к проблемам экономики образования, здравоохранения и миграции. Хотя ее ключевые идеи были предвосхищены еще Адамом Смитом, стройное оформление и бурное развитие она получила в 60-е XX столетия в работах Гэри Беккера, Якоба Минсера, Теодора Шульца и других экономистов.

Эта теория исходит из простых и убедительных предпосылок. Люди как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни в целом, а не отдельного периода или года. Существует четкая зависимость между образовательным уровнем работника и его пожизненными заработками. Предполагается, что эта зависимость отражает причинно-следственную связь, идущую от образования к мастерству, от мастерства к производительности труда и, наконец, от производительности труда к заработкам.

Люди принимают решения о вложениях в свое образование и профессиональную подготовку на основе сопоставления связанных с этим затрат и выгод. Выгоды образования или подготовки состоят в ожидаемых будущих более высоких доходах.

Затраты имеют две формы: явные затраты на курс обучения и скрытые затраты (не полученные в течение обучения заработки). Выгоды и затраты относятся к самым разным периодам, и поэтому индивид должен сравнивать сегодняшнюю ценность ожидаемых выгод с сегодняшней ценностью ожидаемых затрат. Приведение к настоящему моменту (дисконтирование) будущих выгод и затрат является здесь ключевым аспектом.

Рациональный вкладчик в человеческий капитал будет инвестировать до достижения такого уровня образования (подготовки), при котором предельные выгоды образования как раз покрывают предельные затраты. В равновесии норма отдачи на последнюю порцию инвестиций в образование должна быть равна норме отдачи на другие виды вложений (например, в физический капитал).

Для того чтобы проиллюстрировать основную идею с помощью простой модели, рассмотрим индивида, максимизирующего свое богатство, т. е. чистую сегодняшнюю ценность всех своих будущих доходов. Пусть он решает вопрос, обучаться ли ему еще в течение одного года. Обозначим через С затраты образования в течение дополнительного года — в значительной мере это не полученные за время обучения заработки. Затраты обучения нужно сравнить с ожидаемыми выгодами более высоких заработков, предоставляемых рынком труда. Обозначим через Р сегодняшнюю ценность этих выгод, тогда:

где Вt — ожидаемый дополнительный (в результате образования) годовой заработок в году t; i — рыночная норма отдачи на капиталовложения; N — продолжительность предстоящей трудовой жизни.

Если Р > С, тогда чистая сегодняшняя ценность вложений в образование (Р – С) положительна и индивид должен инвестировать в дополнительный человеческий капитал.

Капиталовложения в человеческий капитал будут, следовательно, поощряться низкими С и i и высокими В и N.

Теория человеческого капитала способна объяснить характер наблюдающейся зависимости заработков от возраста и образования работников. В течение срока обучения молодые люди специализируются на накоплении человеческого капитала, поскольку отдача на вложения высока благодаря длительности будущей занятости (N), а альтернативные затраты невелики или даже равны нулю для молодежи нетрудоспособных возрастов.

После окончания обязательной школы обучение становится более дорогостоящим, так как момент выхода на пенсию приближается, а период, в течение которого индивид будет извлекать выгоды из своего образования, сокращается. Кроме того, человеческий капитал со временем обесценивается, так как приобретенные когда-то знания и умения устаревают.

Пример. Рассмотрим расчет экономической эффективности вложений в образование.

Предположим, что общий уровень цен стабилен и не ожидается его рост в будущем.

Пусть у Антона, работающего сегодня младшим бухгалтером с годовой заработной платой 48 тыс. руб., есть альтернатива: окончить годичный курс обучения стоимостью 20 тыс. руб. и занять должность старшего бухгалтера. Спрашивается, насколько выше должна быть заработная плата старшего бухгалтера, чтобы Антон счел обучение целесообразным, если он считает приемлемой для себя норму отдачи на вложения в 15 % годовых?

В случае обучения затраты Антона будут состоять из не полученных заработков (48 тыс. руб.) и платы за обучение (20 тыс. руб.) — всего 68 тыс. руб. После окончания курсов Антон будет зарабатывать на Х тыс. руб. в год больше, чем сейчас. Сегодняшнюю ценность выгод обучения для Антона получим, суммируя геометрическую прогрессию:

PV = X/(1 +0.15) + X/(1 +0.15)2 + X/(1 +0.15)N = X[1 – 1/(1 +0.15)N]/(1 +0.15)[1 – 1/(1 +0.15)N] = X[1 – 1/(1 +0.15)N]/0.15.

Второе слагаемое в квадратных скобках стремится к нулю при N , и если N достаточно велико, то его конкретное значение несущественно. Так, если Антон предполагает проработать в новой должности еще 40 лет, то:

Этой величиной можно пренебречь, так что:

Вложения в образование эффективны, если выгоды по меньшей мере равны затратам, т. е.:

X/0.15 ? 68 тыс. руб.

Следовательно, если зарплата старшего бухгалтера выше зарплаты младшего на Х = 0.15•68 = 10.2 тыс. руб. или более в год, Антон сочтет разумным окончить бухгалтерские курсы.

Если бы тот же вопрос встал перед дядей Антона, которому до выхода на пенсию предстоит проработать всего пять лет, то равенство сегодняшней ценности обучения затратам для него имело бы вид:

(X/0.15)[1 – 1/(1 +0.15)5] = (X/0.15)(1 – 0.497) тыс. руб.

и обучение было бы выгодным лишь при увеличении зарплаты на Х = 20.3 тыс. руб. в год и более. Представим себе конкурентную экономику, в которой ни государство, ни профсоюзы не оказывают заметного влияния на объем ресурсов, направляемых в сферу образования. Нехватка какого-либо вида квалифицированной рабочей силы, если таковая возникнет, вызовет увеличение относительного уровня заработной платы этой категории рабочей силы, что в свою очередь повысит отдачу на вложения в ее подготовку.

Увеличение нормы отдачи на вложения в образование приведет к росту численности обучающихся в учебных заведениях и на рабочих местах; постепенно нехватка квалифицированной рабочей силы будет устранена. В состоянии равновесия поквалификационные различия в заработной плате будут как раз достаточны, чтобы компенсировать затраты обучаемых на образование и обеспечить требуемое работодателями количество квалифицированной рабочей силы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector