Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория человеческого капитала

Истоки и основные положения теории человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корицкий А.В.

Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О её рождении объявил в 1960-м году Теодор Шульц. Само рождение произошло в октябре 1962 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». [1] С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корицкий А.В.

Текст научной работы на тему «Истоки и основные положения теории человеческого капитала»

истоки и основные положения

теории человеческого капитала

Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О её рождении объявил в 19б0-м году Теодор Шульц. Само рождение произошло в октябре 19б2 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». [1] С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.

Первый учебник по теории человеческого капитала, написанный Т. Шульцем, вышел в 1963 г. [2]. В 70-е годы появились учебники ещё восьми авторов, а также семь антологий классических статей по теории человеческого капитала и смежным с ней вопросам. В 80-ё были изданы ещё три учебника. Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Адама Смита и Уильяма Петти, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого.

А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал» [3]. Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной

канд. экон. наук, доцент Сибирского униеерсит ета потребительской кооперации, г. Новосибирск

_в такой же мере

как и их инструменты _и машины

капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния того лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью»[3]. Джон Стюарт Милль писал: «Самого человека. я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные способности, которые существу-т лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту атегорию [4]. И далее: «Мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и их инструменты и машины».

ак отмечает Марк Блауг: «Концепция челове-еского капитала, или «твёрдое ядро» исследо-ательской программы человеческого капита-а, заключается в идее, что люди тратят на себя ресурсы различным образом — не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов. Они могут инвестировать в своё здоровье; могут добровольно приобретать дополнительное образование; могут тратить время на поиск работы с максимально возможной оплатой вместо того, чтобы соглашаться на первое же попавшееся предложение; могут покупать информацию о вакансиях; могут мигрировать, чтобы воспользоваться лучшими возможностями для занятости; наконец, они могут выбирать низкооплачиваемую работу с более широкими возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой работы, без каких либо перспектив развития» [1].

Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х годов к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической теории вызвано объективными причинами. Оно является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической револю-

цией и выразившиеся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства (научных достижений, роста уровня образования населения и т.д.) приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства. Один из выдающихся современных экономистов, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккер получил в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение» [5].

Экономический подход к социальным вопросам Гэри Беккер и его последователи применили в исследовании таких нерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, в объяснении иррационального и альтруистического поведения, идеологических процессов и религиозной деятельности. Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли коллеги Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц и Джакоб Минцер, также награжденные Нобелевской премией.

Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента:

1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;

2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;

человеческий капитал -это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций

Туроу включает в человеческий

Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а первые два — человеческий капитал.

С.А. Дятлов дал определение человеческого капитала как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)» [6] .

е отличие человеческого капитала от венного состоит в том, что человеческий в человеке и не может продаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться о внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений. В человеческом капитале можно выделить ряд компонентов. Единообразного общепринятого перечня этих компонент пока не составлено. Г. Беккер предлагает выделить в нём капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности [7]. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты, как «уважение к политической и социальной стабильности» [7].

В. Марцинкевич пытается выявить влияние активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности на созидательные способности человека, то есть параметров, вообще говоря, трудноизмеримых или даже вряд ли поддающихся измерению и, соответственно, не поддающихся верификации [8]. И. Ильинский предлагает выделять в человеческом капитале образование, здоровье и общую культуру [9].

В любом случае, выделение компонент человеческого капитала носит скорее качественный,

чем количественный характер, их количественное измерение связано с большими трудностями операционального характера. Измерение как самих факторов, влияющих на накопление каждой компоненты, так и величины или доли её в общем объёме человеческого капитала проблематично, если только не использовать метод аккумуляции затрат на развитие соответствующих характеристик человека, что не всегда может показывать их экономическую ценность. Кроме того, природные, биологически наследуемые способности человека: запас его здоровья, красота, интеллектуальные (например, математические) способности человека являются своеобразным бесплатным даром его предков. По мнению радикальных экономистов, неоклассическая теория вернулась к традиции Д. Рикардо и К. Маркса в трактовке рабочей силы как произведенного средства производства. Она отвергла упрощенное предположение классической теории об однородности труда и сосредоточила свое внимание на причинах раз-нокачественности рабочей силы. Наконец, она ввела в русло экономического анализа основные социальные институты (такие как образование и семья), первоначально относившиеся к чисто культурной сфере [10]. До 60-х годов «не было принято рассматривать расходы на здравоохранение и образование как аналоги инвестиций в физический капитал», а спрос на образование экономисты считали разновидностью спроса на потребительские блага [1].

В области образования основной вывод «исследовательской программы человеческого капитала состоит в том, что спрос на добровольное образование чувствителен к колебаниям прямых и косвенных частных издержек обучения и к колебаниям в разнице доходов, связанной с дополнительными годами обучения» [1]. Широко распространенными также стали представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве и развитии созидательных способностей

В. Марцинкевич пытается выявить влияние активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности

Теория человеческого капитала

Зарождение и развитие теории человеческого капитала

Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и государства в целом и объема затраченных на человеческие ресурсы средств. Например, результаты отдельных оценок инвестирования в человеческие ресурсы в США демонстрируют, что размер такого инвестирования достигает 15 процентов валового внутреннего продукта. Таким образом, затраты в США на человеческие ресурсы превышают инвестиции в орудия труда, технические сооружения и здания.

В самом общем виде теорию человеческого капитала можно охарактеризовать как науку, исследующую процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов для обеспечения благосостояния индивида, эффективности деятельности организации и экономики в целом.

Теории человеческого капитала предшествовала многовековая история исследования роли индивида в жизни общества и государства. Так, еще мыслители Древней Греции, в частности Платон и Аристотель, пытались определить место индивида в социальной, экономической и политической сферах общественной жизни, значимость процесса обучения и воспитания младшего поколения. Однако этические аспекты мировоззренческих установок долгое время не позволяли человеку взглянуть на самого себя как на капитал, как на объект инвестиции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первые вопросы относительно «стоимости» способностей индивида начинают подниматься в XVI веке. Так, в частности, Томас Гоббс, анализируя категорию ценности индивида, полагал ее величиной относительной, определяющейся исходя из оценки другими стоимости использования способностей индивида, их нужды в таком использовании.

Читать еще:  Проектно сметные работы по капитальному ремонту

С развитием капитализма «стоимостной» аспект деятельности индивида получил более широкую разработку. Так, Уильям Петти, рассматривая индивида с позиции полезности его свойств, стремился к количественной оценке человеческого капитала. Национальное богатство он трактовал как совокупность территории, капитала и население, непосредственное создающее такое богатство. Ученый активно выступал за распространение образования, государственное содействие обучению одаренных детей.

Адам Смит, исследуя вопрос номинальной и реальной цены товара, пришел к выводу, что изначально цена представляла собой ни что иное, как стоимость труда, вложенного в его производство. Он указывал на зависимость цены товара от степени трудоемкости производства и мастерства производителя, потому как совершенствование навыков работника и орудий труда всегда влечет и повышение производительности труда. Основной капитал как источник дохода объединяет, по Адаму Смиту, орудия труда, сооружения, землю и полезные свойства индивидов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Давид Рикардо, исследуя благосостояние разных народов, связывает его уровень с уровнем образования во всех слоях общества. Он указывал на наличие естественной и рыночной цены труда, где первую он трактовал как необходимый для существования и продолжения рода работника размер средств, а вторую – как реальную цену, уплачиваемую работнику за его труд. Реальная цена отражает соотношение цены и спроса на конкретный вид труда.

Карл Маркс, отмечая, что, как и всякий товар, рабочая сила имеет свою цену, указывал на следующей алгоритм ее определения: цена работника есть стоимость поддержания его жизнеспособности. Рост производительности он связывал с интеллектуальными способностями.

Альфред Маршалл в конце XIX – начале XX веков указывал на необходимость оценки человеческого ресурса. Средства, вложенные в человеческий капитал, он рассматривал в качестве наилучшего вложения. Он отстаивал необходимость инвестирования в образование, отмечая, что такие инвестиции, в конечном итоге, могут окупиться одним значительным открытием в производственной сфере.

Современная теория человеческого капитала

Современная теория человеческого капитала сформировалась во второй половине XX века. Непосредственно ее возникновение обычно связывают с именем Теодора Шульца, издавшим впоследствии первый учебник в рассматриваемой сфере научного знания, и выпуском в 1960-х годов номера Журнала политической экономики с заголовком «Инвестиции в людей».

Теодор Шульц обнаружил возможность накопления и воспроизводства человеческого капитала. Так, определяющими итогами инвестирования в человеческие ресурсы он видел накопление способностей индивидов к трудовой деятельности, их социальную полезность и другое.

Развитие теории человеческого капитала в среде западных ученых было обусловлено объективными причинами: научно-техническая революция изменила экономику и общество в целом, назрела необходимость определения значения научных открытий, уровня образования индивида в повышении эффективности его трудовой деятельности и производительности организации и общества в целом.

Гэри Беккер наряду с другими учеными, стал применять экономические инструменты исследования для изучения:

  • социальных процессов
  • дискриминации,
  • образования,
  • преступности и т. п.

Так, в частности, Гэри Беккер, пришел к выводы, что родители, инвестируя в образование детей, оценивают предполагаемую отдачу от таких инвестиций посредством соотнесения с возможными доходами от иных вариантов размещения своих средств – размещением средств во вклад в банке, приобретением ценных бумаг и другое.

Гэри Беккер продолжил исследование экономической целесообразности инвестиций в образование с позиции индивида: он рассмотрел отношение доходов от профессиональной деятельности после получения образования к издержкам, понесенным на оплату образования, и тем, что связаны с невозможностью работать в период обучения, и определил, что прибыль составляет свыше 10 процентов годовых.

Подобные подходы стали активно разрабатываться и применяться в бизнес-сфере для обеспечения эффективности вложений в человеческий капитал.

Иными словами, теория человеческого капитала позволила осмыслить и обосновать необходимость вложения финансовых и иных ресурсов в развитие человеческих ресурсов, напрямую увязала инвестиции в образование, оплату труда, медицинские услуги и прочее с ростом экономической эффективности отдельного работодателя и государства в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Обучение

Learning

Образование

Education

Исследования

Research

Комментарии

Commentaries

Статьи, книги, аналитика

Макроэкономика

Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .

Экономика регионов

Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .

Человеческий капитал

Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .

Инвестиции и инновации

Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .

Кризисные явления в экономике

В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .

Региональные и муниципальные финансы

Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .

Бюджеты и межбюджетные отношения

Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .

Инфляция

В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .

Информационные технологии и процессы в экономике и обществе

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .

Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)

Концепции, стратегии и программы развития России

Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .

Теория и практика государственного регулирования экономики

Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .

Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.

Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .

Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.

ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .

Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века

20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .

Разное

Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .

Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие

Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .

Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.

УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .

Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания

7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Г. БЕККЕРА

Современному миру необходимы знания человека — его «капитал», который используется в процессе производства для создания богатства общества. Всё это понадобится для изучения деловой конъюнктуры, рыночных возможностей и способов их практического применения. Применение такого термина, как «человеческий каптал» даёт нам возможность оценить роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

Читать еще:  Бухгалтерский учет собственного капитала организации

Человеческий капитал, в экономической науке, является способностью людей участвовать в процессе производства. Человеческий капитал можно разделить на:

— общий человеческий капитал — знания, умения и навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях;

— специфический человеческий капитал — знания, умения и навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме;

— человеческий интеллектуальный капитал — капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний и опыта.

Человеческий капитал в экономике рассматривается как запас знаний индивида, его опыта и навыков, которые используются им для получения дохода.

Одним из компонентов «человеческого капитала» является «капитал здоровья», его можно охарактеризовать как вложения в человека, направленные на его формирование, поддержание и совершенствование его работоспособности и здоровья. Капитал здоровья является основой для всего человеческого капитала в общем. Инвестиции в здоровье и его охрана способствуют сокращению заболеваний и снижению смертности, продевают трудоспособную жизнь человека, и как следствие продолжительность его функционирования. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, основная часть которой является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процессе. Лишь экономически необходимые инвестиции являются целесообразными и могут быть признаны в человеческий капитал.

Так же существует понятие «приобретённый капитал», он накапливается в процессе производственной деятельности. При условии нововведений современности в процессе производства человек должен быть максимально вынослив, иметь высокую скорость принятия решений и обработки информации. [1]

«Человеческий капитал» делят на два вида: потребительский — тот, что создан потоком услуг, которые потребляются в творческой и образовательной деятельности; и производительный — тот, что приносит обществу пользу (продукты, технологии и т.д.)

За последние 15-20 лет произошло резкое возрастание и ужесточение конкуренции на Мировом рынке, и как следствие усложнение внешнего организационного процесса. Это привело к тому, что возник вопрос о поиске новых путей повышения эффективности. Как оказалось, именно «человеческий ресурс» скрывает в себе наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации.

Хотя основной вклад в продвижение идеи «человеческого капитала» был внесен Теодором Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Гэри Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

Как мы уже выяснили, «человеческий капитал» представляет собой накопленные знания и навыки человека. Вложениями в него являются, например: образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья. Изначально интерес для исследователя заключался в оценке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. По сути, заработками, которые были потерянны, измеряют Ценность затраченного на учебу времени. Они являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Основное место в теории человеческого капитала занимает понятие «внутренние нормы отдачи». Они строятся аналогично нормам прибыли на капитал и дают возможность оценивать эффективность человеческих вложений, прежде всего — в образование и производственную подготовку. Теоретики «человеческого капитала» полагаются на то, что вложения в обучение люди делаю рационально, рассчитывая все выгоды и издержки.

Один из подходов расчёта норм издержек основан на прямом изменении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек кроме прямых затрат входят потерянные заработки, то есть тот доход, который был недополучен учащимися за годы учебы. На потерянные заработки приходится около второй трети суммарных издержек обучения.[2]

Второй подход берет начало из суждения параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость логарифма заработков индивида от уровня его образования, стажа работы, количества рабочих часов и других факторов.

Расчеты показывают, что относительный показатель экономической эффективности «человеческого капитала», обычно, выше, чем капитала физического. Это говорит о рациональности поведения учащихся и их родителей. Нужно заметить, что для различных категорий работников нормы отдачи неодинаковы (у мужчин они выше, чем у женщин, у белого населения выше, чем у цветного). Если рассматривать международные показатели, то можно заметить, что с ростом душевого дохода эффективность вложений в человека убывает, ну а в богатых странах вновь перемещается вверх.

Критика внутренних норм возникала в тот момент, когда появилось мнение, что высокий доход людей образованных может говорить не о полезности приобретенных ими знаний и навыков, а быть следствием их природной одаренности или происхождения из более обеспеченных семей. Однако, основанный на опыте анализ показал, что ни фактор способностей, ни фактор социального происхождения не играют большой самостоятельной роли. Даже если они и оказывают какое-либо воздействие на заработки, то в основном косвенным путем, влияя на объем и качество получаемого образования.

Производственная подготовка в понимании теоретиков «человеческого капитала» охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное значение сыграло различие между специальными и общими инвестициями в человека, введенное Гэри Беккером. Специальная подготовка давала работникам определенные знания и навыки, которые представляли интерес непосредственно лишь для той фирмы, где они были получены. Когда при общей подготовке человек получает знания и навыки, применяемые и в любой другой фирме. Можно сказать, что косвенную подготовку оплачивают сами работники, в процессе повышения квалификации. В это время они вынуждены согласиться на более низкий доход. Если же рассматривать специальную подготовку, то в этом случае финансирование происходит от лица фирмы.

Понятие «специальный человеческий капитал» даёт нам возможность понять, почему среди работников с большем стажем работы на постоянном месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Еще одна область, в которой вклад «теории человеческого капитала» оказался особенно весом, — это анализ проблем экономического неравенства. Гэри Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов, взяв за основу аппарат кривых спроса и предложения. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения — неодинаковый доступ их семей к денежным ресурсам.

Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномернее, чем больше разброс в индивидуальных кривых. Особенно сильное неравенство возникает тогда, когда появляется взаимосвязь кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются также наделены и более высокими способностями.

Предложенная Беккером модель даёт объяснение неравенству доходов не только от труда, но и от собственности. Отдача от инвестиций в индивида в обычно выше, чем от инвестиций в физический капитал. Только вот в случае с такими активами, как недвижимость и ценные бумаги она практически е уменьшается, а вот в случае «человеческого капитала» она убывает с ростом объема инвестиций. Из-за этого рациональные семьи поступают так: они начинают свои вложения в детский человеческий капитал, так как отдача от него гораздо больше, а уже потом переходят к иным вложениям. Через какое то время активы переходят к детям. Здесь Беккер сделал заключение, что семьи составляющие наследство, в отличии от семей, которые не составляют его делают более рациональные инвестиции в детский «человеческий капитал».[3]

Итак, мы можем сделать вывод, что человеческий капитал — это капитал, который представлен в индивидууме как потенциальная способность приносить высокий доход. Эта особенность основана не только на врожденных способностях и каких-либо талантах, но и на знаниях, которые человек приобретает в процессе обучения.

Не смотря на стремительное внедрение технического прогресса в нашу жизнь теория человеческого капитала остается актуальной. Так как данная теория позволяла с более общих позиций изучать явления рыночных отношений и выявлять эффективность материальных вложений в человеческий фактор, ей стали уделять должное внимание.

Теперь мы можем говорить о ней как о теории, которая предполагает, что умение работника совершенствовать свои знания и навыки приводит к повышению его заработной платы.

Использованная литература

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

2. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 30, 163.[2]

3. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.

4. Маренков Н.Л. , Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». – М. – Московский экономический институт. Ростов — на Дону: Издательство Феникс, — 2004. – 448 с. [1]

5. Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. №1-2. 1995 г. с. 30.[3]

Формирование и развитие теории человеческого капитала

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.10.2015 2015-10-14

Статья просмотрена: 1241 раз

Библиографическое описание:

Бычков, А. А. Формирование и развитие теории человеческого капитала / А. А. Бычков. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22551/ (дата обращения: 10.04.2020).

Читать еще:  Накопление основного капитала это

В категории человеческого капитала необходимо видеть то, что свойственно капиталу в целом, а также специфические свойства, характеризующие его. Обратимся к истокам понятия «капитал», а затем выявим из него понятие «человеческий капитал»

Капитал — фундаментальная категория рыночной экономики, базирующая на использовании наемного труда.

Первые кто пытался определить сущность и категорию «капитал», так это меркантилисты в 16–17 века. Первоначально они понимали под капиталом «золото и серебро». Меркантилизм, достигнув пика своего развития в 17 веке, стал развивать производственные отношения, а торговля стала расширяться и приобретать устойчивый характер.

Физиократическое течение послужило началом изменения и развития экономической ситуации в мире. Данное течение появилось во второй половине 18 века. Главным отличием физиократов от меркантилистов является то, что для них основу экономики составляет сельское хозяйство, а не торговля.

Ф. Кене источником чистого дохода считал землю и труд. Без труда земля не представляет ценности. Свойство капитала, которые выдвинули физиократы, — приносить доход. Постепенно роль человека в экономике начинает выдвигаться на первый план.

Практически в то же время с физиократическим течением, в 17 веке в Англии появляется школа классической политической экономии. Данная школа получила свое становление и развитие, благодаря, своему родоначальнику У. Петти. Он пытался разделить обращение денег и их функционирование в качестве капитала, включить развитые человеческие способности в состав основного капитала, а также он полагал, что богатство общества зависит от характера знаний людей и от их способностей. Это все и является предпосылкой теории человеческого капитала.

История экономических учений связывает с именем А. Смитта развитие и процветание классической школы. Основная суть капитала, по его мнению, заключается в том, что эта часть запасов, от которой хотят получить доход. Он включил в основной капитал «приобретенные и полезные» способностей общества, приобретенные способности связывал с издержками, представлявшие основной капитал, реализующиеся в личности.

Последователи А. Смитта уделяли большое внимание капиталу. Дж. Миль считал, что капитал — это предварительно накопленный запас продуктов прежнего труда, который возникает в результате сбережений в процессе стабильного воспроизводства. Он также утверждал, что к расширению производства может привести вложенный капитал при наличии трудовых ресурсов. В этот период большое внимание уделяется на то, что без рабочей силы капитал не будет участвовать в производстве.

Еще одним последователем А. Смитта является Ж. Б. Сей. Он перечислил факторы, характеризующие доход. К ним относится вещество природы, вещественные факторы производства, а также труд. Сей в структуру капитала ввел предпринимательскую способность.

Особенностью 19 века было противоречие сущности в термине капитал. В это время под капиталом понимается стоимость, которая приносит прибавочную стоимость.

К. Маркс выделил роль образования и накопление опыта, а также способности товара — «рабочая сила». А. Маршалл отнес к капиталу знания, деловые и профессиональные способности.

И. Фишер в структуру капитала включил любое благо, которое приносило бы доход своему владельцу. Его полная версия теория человеческого капитала изложена в работе «Теория процента», которая вышла в 1930 году. Он расширил понятия данной категории и под его пониманием капитал — это способность человека, его особые свойства и характеристики. Фишер ввел понятие «инвестиционные возможности» капитала. Впервые выделил различные виды капитала: финансовый, человеческий, реальный, тем самым он подчеркнул динамический характер капитала и его способность к трансформации.

Первый кто разработал теорию человеческого капитала в сегодняшнем понимании является американский ученый Дж. Уолшу, разработавший расчеты влияния профессионального образования на уровень национального дохода в 1935 году. Он впервые разработал понятия, которыми до сих пор оперирует теория человеческого капитала, например: альтернативные издержки производства», «предпочтение благ во времени». Теория человеческого капитала как самостоятельный раздел сформировалась в середине ХХ века. После А. Смитта и К. Маркса в первые в экономическую науку приходит понимание того, что люди представляют наибольшую ценность и развитие экономического роста, нежели машины.

А. Л. Ордин — Нащокин является родоначальником русской политической экономии. Он разделял взгляды меркантилистов и считал, что максимальное привлечение в страну богатства можно сделать за счет внешней торговли. К меркантилистам можно отнести таких русских ученых как И. Т. Посошков, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев. Большое внимание они уделяли особой роли производства как источника богатства.

Теория К. Маркса была следующим этапом развития экономической мысли в России. Данная теория нашла отклик во многих социальных слоях общества. К ним можно отнести П. Н. Ткачева, П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина. Все они переложили теорию К. Маркса на русский лад.

Большое значение имели работы А. Н. Радищева, источником богатства он считал производство, а также считал ошибочным отождествление его с серебром и золотом. М. И. Туган — Барановский, опирался на результаты теории К. Маркса и пытался развивать ее дальше.

В СССР считалась единственно верной марксистко-ленинская точка зрения. В это время категория «капитал» была заменена понятием «производственные фонды», в число которых не включалась рабочая сила, так как она считалась она считалась владельцем и собственником всех производственных фондов.

Зачатки развития теории человеческого капитала наблюдаются уже на ранних этапах изучения категории «капитал». Ученые прошлого века уделяли особое внимание на способности человека и его влияние на процессы экономики. В работах Н. Сениора, Ф. Листа, И.Г. фон Тюнена, У. Бегехота, Е. Энгеля, Л. Вальраса, Г. Сиджвика и других экономистов прошлого столетия есть элементы будущей теории человеческого капитала.

Началом превращение природных и приобретенных людьми качеств в критерий экономический жизнеспособности, а также социального прогресса нормально развивающихся стран, послужило изменение роли человека в экономическом развитии опирается на большой сдвиг в характере механизмов.

Кардинальные перемены в современных социально-экономических структурах, в образе жизни населения, в производстве, которые происходили в прошлом веке, существенно изменяют аспект экономической науки и практики. От ученых прошлого века требовалось пересмотреть все теоретические представления образа жизни, производства и социальных структур. В конечном итоге это стало одной из главных причин появления теории человеческого капитала.

Теории человеческого капитала стало придаваться большое значение, она позволила изучить многие явления, экономических отношений с общих позиций, выявить эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. Данная теория стала одним из перспективных направлений развития экономической науки, а также стала достижением экономики образования и труда.

Теория человеческого капитала развивается в рамках неоклассического направления западной политэкономии, использующаяся в исследовании таких сфер как здравоохранение, образование, семья и другие сферы в нерыночной деятельности.

В данной теории понятие современного человека и его роли в экономике коренным образом различается от того каким оно было в 19 веке.

Заслуга о выдвижение данной теории принадлежит американскому экономисту, представителю чикагской школы, Т.Шульцу. Именно он интересовался положением слаборазвитости стран и утверждал, что традиционные теории не рассматривают такие проблемы. Он считал, что улучшение благосостояние бедных людей зависит больше всего от знаний, а не от земли, техники и т. д.

«Концепция капитала исходит из наличия нечто реально существующего, что обладает экономические свойства оказывать будущие услуги, которые имеют стоимость» -так писал Т. Шульц. Понимание капитала как нечто такого, что оказывает будущие услуги, позволявшие приступить к делению целого на две части, а именно: на человеческий и нечеловеческий капитал. В статье «Формирование капитала образования» он публиковал свои идеи и основные положения по этой теории в 1960 году. Углубленный анализ всех поднятых взглядов и вопросов были представлены в другой его статье «Инвестиции в человеческий капитал» в 1961 году. Он предполагал, что все человеческие способности делятся на врожденные или приобретенные. Например, каждый человек рождается с определенными генами, которые определяют его врожденные способности.

Человеческим капиталом мы называем приобретенные человеком ценные качества, которые усиливаются сопутствующими вложениями. Согласно теории человеческого капитала, образование представляет собой отрасль, которая производит специфический капитал, с длительным использование времени. Исходя из данной теории, затраты на образование рассматриваются как инвестиционные вложения. «В той степени в какой расходы на обучение увеличивают будущий доход студента, то их можно отнести к категории инвестиций». В 1979 году за развитие теории человеческого капитала Т. Шульц был награжден Нобелевской премии.

Первый кто перенес понятие человеческий капитал на микроуровень был Г. Беккер. Именно он считал, что человеческий капитал — это совокупность навыков, знаний и умений человека. Беккер в рамках теории человеческого капитала изучал структуру распределения личных доходов, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д.

С. Фишер дал следующее определение человеческого капитала: «Человеческий капитал — это воплощенная в человеке способность приносить доход. Человеческий капитал включает в себя талант, врожденные способности, а также образование и приобретенную квалификацию».

Американский экономист Эдвард Денисон сделал вывод о том, что важнейшая составляющая человеческого капитала является образование.

Человеческий капитал — это знания способность к квалификации, реализуемая человеком в повседневной жизни, обеспечивающий получение более высокого дохода. Человеческий капитал развивается за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, а также развивается за счет образования, здоровья, воспитания, знания, а также культуры, и других составляющих.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная теория является результатом развития индустриального способа производства.

  1. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 2003. — 340с.
  2. Бойко И. П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». — СПб.: ОЦЭиМ, 2005. — 315с.
  3. Бреслав Л. Б. Человеческий капитал: Организация и эффективность накопления в условиях формирования рынка труда. СПб.: ОАО «ПФЛ», 2006. — 495с.
  4. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
  5. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  6. Злобин Е. Человеческий капитал—главный резерв развития производства // АПК: экономика, управление. 2005. № 2. — 87с.
  7. Иванов Н. П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 9. — 89с.
  8. Исаенко А. Н. Человеческий капитал в современной экономике // США. Канада: Экономика, политика, культура. 2002. № 2. — 89 с.
  9. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: «Прогресс». 1986.
  10. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Дело, 1996.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector