Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трудовой потенциал и человеческий капитал

Трудовой потенциал и человеческий капитал

С целью определения возможностей организации эффективного труда целесо­образно применение понятия «трудовой потенциал».

Трудовой потенциал– категория, отражающая единство способностей сово­купного работника, а также возможностей и условий реализации этих способно­стей. Трудовой потенциал зависит от ряда взаимосвязанных количественных и ка­чественных факторов, таковыми являются: численность трудоспособного населе­ния; уровень его физического здоровья, общеобразовательной подготовки, разви­тия способностей; профессиональная и социальная ориентированность; уровень профессиональных знаний и опыта; трудовая творческая активность и др. Таким образом, трудовой потенциал – понятие более широкое и глубокое, чем трудовые ресурсы, это обобщающий итоговый показатель личностного фактора производст­ва. В условиях реформирования экономики возрастает значение целенаправленно­го формирования таких качественных характеристик у носителей трудового по­тенциала, как гибкость, способность к структурным изменениям, быстрая адапта­ции к меняющимся условиям трудовой деятельности, высокий профессионализм всех категорий работников, формирование социальных качеств персонала, эконо­мическая культура.

Данное понятие позволяет оценить степень использования потенциальных возможностей как отдельно взятого работника, так и их совокупности. Трудовой потенциал работника – непостоянная величина, он постоянно изменяется: повы­шается по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здо­ровья, улучшения условий жизни и труда; снижается с ухудшением здоровья, ка­чества трудовой жизни и т. д. Трудовой потенциал характеризуется не степенью подготовленности работника к той или иной должности в настоящее время, а его возможностями в долгосрочной перспективе. При этом во внимание принимаются возраст, образование, практический опыт, деловые качества. Трудовой потенциал отдельного работника образует основу формирования трудовых потенциалов более высоких уровней. Трудовой потенциал работника включает психофизиологиче­ский, квалификационный и социально-лич­ностный потенциал. Психофизио­логический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здо­ровья, тип нервной системы, работоспособность, выносливость и т. д. Социально-личностный потенциалвключает отношение работника к труду, мотивационные аспекты, интересы, ценностные ориентации. Квалификационный потенциал представляет собой общие и специальные знания, трудовые навыки и умения, формирующие способности работника к труду определенного содержания и слож­ности.

Трудовой потенциал работника определяет его трудовое поведение. Результа­тивность труда зависит от степени взаимного согласования в развитии квалифика­ционного, психофизиологического и личностного потенциала.

Использование категории «трудовой потенциал» в современных условиях свя­зано с изысканием возможностей обеспечения экономического роста посредством интеграционных процессов в воспроизводстве трудовых ресурсов, рабочей силы и населения.

Конечная реализация трудового потенциала проявляется в экономическом по­тенциале посредством механизмов занятости.

В последнее время получила развитие концепция человеческого капитала, хо­тя идеи о человеческом капитале были заложены еще в трудах А. Смита, который полагал, что увеличение производительности полезного труда зависит от повыше­ния ловкости и умения работника и лишь
затем от улучшения машин и инструмен­тов, с помощью которых он работает.

Концепция человеческого капитала заключается в следующем:

– человек рассматривается в единстве экономического, социального и индиви­дуального аспектов;

– в понятии «человеческий капитал» выделяются три группы качеств и способ­ностей, характеризующих человека в трудовой деятельности: физические, интел­лектуальные и психологические;

– использование понятия «капитал» для определения роли человека в экономи­ческой системе общества указывает на необходимость инвестирования в человече­ский капитал и возможность получения длительного эффекта от этих вложений;

– понятие «человеческий капитал» является характеристикой свободного инди­вида, самостоятельного агента на рынке труда.

Всесторонне исследуя трудовой потенциал и человеческий капитал, В.Ф. Потуданская заключает, что человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, на­выков, мотивационных установок, свидетельствующий о физических, интеллекту­альных и психологических качествах и способностях человека. Человеческий ка­питал формируется в результате инвестиций. Он приобретает форму капитала в связи с непрерывностью его накопления, содействует росту производительности труда, влияет на рост доходов человека и экономики в целом. Человеческий капи­тал может увеличиваться благодаря приобретаемому опыту или полученному об­разованию. Затраты времени на подготовку и повышение квалификации персонала и финансовые средства, необ­ходимые для получения образования и профессиональной подготовки, могут рас­сматриваться как инвестиции в человеческий капитал. Улучшить качество челове­ческого капитала можно с помощью целенаправленного развития персонала и внутреннего рынка труда предприятия.

Концепция человеческого капитала используется в моделях сегментированного рынка труда, где выделяются сектора (сегменты), различающиеся уровнем образо­вания, оплаты труда, стабильностью, престижностью и содержательностью работы. В большинстве развитых стран существует многосег­ментная структура рынка труда.

Человеческий капитал включает характеристики, которые зачастую нельзя вы­разить количественно: интеллектуальные способности, мотивационные установки и т. д. Их также нельзя выразить при оценке человеческого капитала на макроуров­не. В настоящее время в основном критерием оценки человеческого капитала вы­ступает уровень общеобразовательной и специальной подготовки работника.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково содержание понятий «труд» и «рабочая сила»? 2. Раскройте содержание понятий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал».
3. Какова динамика численности трудовых ресурсов в России? 4. Назовите качественные и количественные характеристики трудового потенциала.
5. В чём заключается сущность концепции человеческого капитала?

Человеческий потенциал и человеческий капитал в производственной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдалхуссейн Ахсан Абдал Дх, Санталова Марианна Сергеевна

В статье дается сравнение понятий « человеческий потенциал », « трудовой потенциал », « человеческий капитал » применительно к производственной деятельности предприятия. Определены показатели развития человеческого потенциала , трудового потенциала предприятия, свойства человеческого капитала и человеческого потенциала . Выявлена трансформация человеческого потенциала в человеческий капитал и наоборот.

Читать еще:  Основной и оборотный капитал организации

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдалхуссейн Ахсан Абдал Дх, Санталова Марианна Сергеевна

HUMAN POTENTIAL AND HUMAN CAPITAL IN THE PRODUCTION ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

In article comparison of the concepts « human potential », « labour potential », « human capital » in relation to a production activity of the enterprise is given. Indicators of human development, labour capacity of the enterprise, properties of human capital and human potential are defined. Transformation of human potential in the human capital and vice versa is revealed.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал и человеческий капитал в производственной деятельности предприятия»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

А. АБДАЛХУССЕЙН, М. С. САНТАЛОВА

В статье дается сравнение понятий «человеческий потенциал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал» применительно к производственной деятельности предприятия. Определены показатели развития человеческого потенциала, трудового потенциала предприятия, свойства человеческого капитала и человеческого потенциала. Выявлена трансформация человеческого потенциала в человеческий капитал и наоборот.

Ключевые слова: человеческий потенциал, трудовой потенциал, человеческий капитал, индекс развития человеческого потенциала предприятия.

При изучении трудового коллектива и его производственной деятельности в экономической литературе очень часто отождествляют такие понятия как «человеческий потенциал» и «трудовой потенциал». Отдельные авторы рассматривают «трудовой потенциал» как совокупность физических и духовных способностей населения, общеобразовательные и профессиональные знания для работы в национальной экономике. Другие понимают под трудовым потенциалом совокупность необходимых для формирования и развития организации, отрасли системы трудовых ресурсов, обеспечивающих производственную и трудовую деятельность в соответствии с потребностями рынка и общества. Третьи — исследуют данную категорию как совокупную численность экономически активного населения страны, т. е. ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для отраслей производства и сферы услуг, включая занятое и часть незанятого в общественном производстве населения и т. д.

Если же отождествлять трудовой и человеческий потенциал экономической системы (например, предприятия), то, скорее всего, это совокупная возможность трудоспособных, реально или потенциально вовлеченных в производственный процесс людей как носителей рабочей силы и интеллектуального потенциала, способных обеспечивать воспроизводство и развитие этой системы (предприятия).

Трудовой потенциал организации, предприятия или ее человеческий потенциал можно измерить, определив эффективность производства и эффективность работы каждого трудящегося.

Тогда как в отечественном производстве редко определяют эффективность работы трудящихся.

Программа развития ООН (ПРООН), впервые изложенная во всемирном докладе «О человеческом развитии за 1990 г.» (UNDP, 1990), рассматривает развитие человеческого потенциала как конечную цель и критерий общественного прогресса, т. е. на уровне общества в целом [1] .

Достигнутый уровень благосостояния общества обычно выступает следствием и условием развития человеческого потенциала любой экономической системы при условии достаточного уровня инвестиций в это развитие. И, одновременно, выделяется важное положение концепции развития человека — принцип убывающей полезности дохода для человеческого развития: более высокий доход способствует расширению человеческого выбора, но воздействие этого фактора ослабевает по мере увеличения дохода. С одной стороны, это действительно так, но с другой стороны, по мере реализации человеческого, трудового потенциала и его перехода в человеческий капитал, а значит иногда и в удовлетворенность человека трудом, данный фактор увеличения дохода начинает влиять и на изменение потребностей человека. Следовательно, на предприятии, рассматриваемом в качестве экономической системы, необходим такой организационный механизм, который координирует своевременность «перехода» трудового, человеческого потенциала в человеческий капитал и, одновременно стимулирует его развитие, обеспечивая, тем самым, непрерывное развитие человека.

Некоторые авторы сравнивают понятия «человеческий потенциал» и «человеческий капи-

тал» применительно к макроуровню и мегауровню. При этом ими выявлена взаимосвязь целей развития человеческого потенциала и целей развития человеческого капитала. Показателями развития человеческого потенциала являются: долгая здоровая и активная жизнь, непрерывное образование, получение ресурсов, необходимых для достойного уровня и высокого качества жизни. Тогда как показателями человеческого капитала определены: рост ВВП и ВРП, получение дохода, повышение эффективности труда. Из чего можно сделать вывод, что реализацией человеческого потенциала является человеческий капитал. Рост ВВП и ВРП обеспечивает долгую активную и здоровую жизнь; получение дохода -образование, уровень и качество жизни; повышение эффективности труда — долговую активную жизнь и так по кругу. Фактически понятия «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» тесно взаимосвязаны (одно понятие порождает другое).

Категория «человеческий капитал», по определению Г. Беккера, это та форма капитала, которая выступает составной частью человека. Она является источником его настоящих и будущих заработков и/или выгод. «Человеческий капитал» состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которые накапливают в процессе жизнедеятельности индивиды, и которые могут использоваться в течение определенного периода времени для целей производства продажи товаров, работ и услуг. Тогда как «человеческий потенциал» обладает такими свойствами как: трудовая способность человека, которая обеспечивает производственную деятельность организации; человеческому потенциалу присущи профессиональные и личностные качества и совокупные возможности человека. Фактически, человеческий капитал включает трудовые навыки, знания и умения человека (т. е. реализацию возможностей) при помощи которых предприятие рентабельно работает. Человеческий капитал неотделим от самого человека и на предприятии с его помощью формируется прибыль. Насколько эффективен человеческий капитал, настолько эффективно предприятие.

Читать еще:  Предложение капитальных благ в краткосрочном периоде

По программе ООН рассчитывается индекс развития человеческого потенциала, только не для предприятий, а для стран, для сравнения их социально-экономического положения. Данный индекс включает оценку таких показателей, как: ВВП на душу населения, уровень грамотности взрослого населения, совокупная доля учащихся, продолжительность жизни при рождении. Если

представить индекс развития человеческого потенциала предприятий, то он может включать следующие показатели: продолжительность трудовой деятельности работника на предприятии (стаж работы); эффективность труда работника (продвижение по карьерной лестнице, прибыль); образование и профессиональные навыки работника (повышение квалификации); коммуникабельность, склонность к творческому, инновационному труду.

Для того, чтобы потенциал трансформировался в эффективный капитал, необходимо его анализировать и мотивировать с целью развития. Например, следует создавать такие условия труда, чтобы человек был заинтересован в повышении производительности (эффективности) труда.

В современной экономике работают социальные стандарты качества жизни населения, часть которых можно применить к оценке человеческого потенциала предприятия и стимулу его перехода в человеческий капитал: безопасность труда работника (удельный вес занятых во вредных условиях труда, в %); травматизм на производстве (динамика в %); профессиональная заболеваемость (динамика, %); затраты предприятия на охрану труда (динамика, в %) [2].

Это — с одной стороны, а с другой стороны, любой труд необходимо нормировать, для того, чтобы человек знал пределы своих возможностей. Также человек должен быть уверен в продвижении по службе и получении большего материального и морального вознаграждения. Обычно грамотные руководители умело используют и развивают человеческий потенциал до человеческого капитала. Но это на предприятии, где человек как вольнонаемный зарабатывает свой доход (заработную плату).

В домашнем хозяйстве (в семье) человеческий капитал также неотделим от человека. Ведь нельзя продать или отделить от себя навыки и умения, но здесь человеческий капитал, с одной стороны, продолжает оставаться капиталом, так как человек производит определенные действия с выгодой для себя и в семье. А с другой стороны — человеческий капитал (профессиональные навыки и умения) трансформируется в человеческий потенциал. И мы опять приходим к выводу, что человеческий потенциал можно рассматривать как трудовой, так как человек в процессе труда сдает как бы в аренду свои знания, умения и профессиональные навыки.

1. Интернет-портал «Человеческий потенциал России» URL: http://www.hdirussia.ru

2. Социальные стандарты качества жизни: сборник статей / под общ. ред. А. В. Очировой, В. Н. Бобкова, Н. С. Григорьевой. М., 2008.

HUMAN POTENTIAL AND HUMAN CAPITAL IN THE PRODUCTION ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

A. Abdalkhusseyn, M. S. Santalova

In article comparison of the concepts «human potential», «labour potential», «human capital» in relation to a production activity of the enterprise is given. Indicators of human development, labour capacity of the enterprise, properties of human capital and human potential are defined. Transformation of human potential in the human capital and vice versa is revealed.

Key words: human potential, labour potential, human capital, index of human development of enterprise.

Понятия: рабочая сила, человеческий капитал, трудовой потенциал

. Экономисты изучают действия индивидуумов, но изучают их в свете не столько индивидуальной, сколько общественной жизни, а поэтому они лишь в малой степени занимаются такими свойствами личности, как темперамент и характер. Они тщательно изучают поведение целого класса людей, иногда целой нации, иногда лишь — жителей определенного района, а чаще тех, кто занят в какой-либо конкретной профессии в данное время и в данном месте.

1 Понятия: рабочая сила, человеческий капитал, трудовой потенциал.

Для экономической науки традиционной является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, Маршалл анализировал «условия, от которых зависят здоровье и сила населения — физическая, умственная, нравственная». Он отмечал, что это соответствует «выдвинутой Энгелем великой классификации элементов производительности, в которой выделялись: а) «тело», б) «разум», в) «душа».

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считаютздоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:

1) психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;

2) возможности нормальных социальных контактов;

3) способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;

4) рациональность поведения;

5) наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;

6) предложение на рынке труда.

Читать еще:  Ввоз капитала это

Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:

2) нравственность и умение работать в коллективе;

3) творческий потенциал;

5) организованность и ассертивность;

8) ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом (табл. 4.1.1).

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т. е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал — это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

Примеры характеристик трудового потенциала

Объекты анализа и соответствующие им показатели

Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней

Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала

Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам

Отношение к окружающим

Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтов. Мошенничество

Отношение к инвалидам, детям, престарелым. Преступность, социальная напряженность

Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работающего. Предприимчивость

Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны.

Темпы технического прогресса

Стремление к реализации способностей. Предприимчивость

Организованность и ассертив-ность

Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, доброжелательность

Потери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность. Эффективное сотрудничество.

Качество законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров и законов

Знания. Количество лет учебы в школе и вузе

Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала

Среднее количество лет обучения в школе и вузе.

Доля затрат на образование в госбюджете

Умения. Уровень квалификации

Качество продукции. Потери от брака

Доходы от экспорта. Потери от аварий

Ресурсы рабочего времени

Время занятости в течение года

Количество сотрудников. Количество часов работы за год одного сотрудника

Трудоспособное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов занятости за год

2 Трудовой потенциал и его связь с трудовыми ресурсами.

Ключевой проблемой экономики труда является проблема трудового потенциала, т.к. успех производства и общества зависит в первую очередь от степени подготовленности и использования трудовых ресурсов и в целом трудового потенциала.

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения, обладающая необходимым физическим и интеллектуальным развитием, способностями и знаниями для работы в какой-либо сфере приложения труда.

В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в рабочем возрасте: мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет включительно. Особенностью трудовых ресурсов от других является то, что их нельзя запасать впрок и откладывать использование на значительный срок. Важно отметить, что продолжительность жизни человека и его трудовой деятельности совпадают во времени. Но трудовая жизнь короче продолжительности всей жизни. Поэтому экономистов по труду и социальным вопросам интересуют в большей степени такие периоды жизни человека, как становление, расцвет и затухание его трудоспособности. Известно, что при достижении пенсионного возраста многие люди еще сохраняют состояние трудоспособности и продолжают дальше свою трудовую деятельность.

Процесс воспроизводства трудовых ресурсов многогранен. Ряд проведенных конкретных исследований позволил сформулировать основные положения концепции оптимального воспроизводства населения и трудовых ресурсов России:

1) необходимость оптимального режима воспроизводства населения и трудовых ресурсов России в республиках и основных экономических районах России (особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока). При этом важно знать состояние трудовых ресурсов на определенную календарную дату, а также выяснить тенденции и динамику изменений их численности и состава;

2) обеспечение нормальных условий жизни и труда для женщин-матерей;

3) осуществление комплекса мероприятий, направленных на
предотвращение дальнейшего ростазаболеваний и на увеличение средней
продолжительности жизни;

4) изучение миграционных процессов, их интенсивности для
определения мер по их рационализации.

Абсолютная численность трудовых ресурсов на данный период определяется по их базовой численности на определенную календарную дату плюс (прирост), минус (убыль) без учета миграции.

Базовая численность определяется по материалам переписи (последняя в нашей стране была в 2002 г.), а на период между переписями — методом возрастных передвижек, с использованием коэффициентов дожития.

При оценке состояния трудовых ресурсов следует учитывать, что не все трудоспособные граждане в рабочем возрасте могут принимать участие в производстве в данный плановый период. Причины разные: учеба с отрывом от работы, военная служба, труд в личном подсобном хозяйстве, уход за ребенком, отсутствие работы, по состоянию здоровья идр.

В то же время в производстве заняты многие пенсионеры, а также подростки до 16 лет. Поэтому в экономической науке кроме категории «трудовые ресурсы» широкое распространение получило понятие «трудовой потенциал». Это более емкая, самостоятельная экономическая категория, характеризующая реальные ресурсы живого труда. Определение показателя трудового потенциала имеет практическое значение, т.к. без него невозможно сбалансировать ресурсы живого труда и число рабочих мест (рис. 1, 2, 3).

На особенности развития трудового потенциала оказывает влияние специфика демографических процессов в мире и в России: переход от дореформенной двухдетной модели семьи к однодетной, а в ближайшей перспективе — к полностью бездетной семье (под влиянием глубокого экономического и социального кризиса), увеличение доли лиц преклонного возраста, миграционные процессы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector