Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетные кредиты понятие виды условия предоставления

В-32. Бюджетный кредит: понятие и порядок предоставления

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету БС РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах

Бюджетный кредит может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в БС РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является РФ или субъект РФ, Внешэкономбанк.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита.

В некоторых случаях бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, уплате процентных и иных платежей.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных СНР, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта РФ бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных СНР, подлежащих зачислению в местный бюджет.

В-35. Бюджетные инвестиции: понятие и порядок предоставления.************

В бюджетах БС РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной).

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности РФ, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования..

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:

— федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме НПА Правительства РФ. ;

— федеральных государственных учреждений стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, принимаются в форме правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами РФ).

Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования..

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований.

Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета принимаются соответственно в форме НПА Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (за исключением бюджетных инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи), утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

Договор между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, об участии соответственно РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.

Требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.

Читать еще:  Период использования кредита

§б. Понятие и виды бюджетного кредитования

ресурсов юридическим лицам и бюджетам другого уровня на

условиях срочности, платности и возвратности финансовых ресурсов

в целях обеспечения выполнения задач и функций бюджетами

различных уровней, а также предприятиями и учреждениями.

В соответствии со ст.

как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету

бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу

(за исключением государственных (муниципальных) учреждений),

иностранному государству, иностранному юридическому лицу на

возвратной и возмездной основах.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые

может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок

предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для

их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок,

выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по

получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Предоставление бюджетного кредита осуществляется на основании

заключения соответствующего гражданско-правового договора.

По общему правилу бюджетный кредит предоставляется на услови-

Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов

ях возмездности, срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

Основным условием предоставления бюджетного кредита является

отсутствие у заемщика просроченной задолженности по денежным

обязательствам перед соответствующим бюджетом (публичноправовым

образованием), а для юридических лиц- также по обязательным

платежам в бюджетную систему Российской Федерации,

за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Кроме того, в отношении юридического лица- заемщика обязательно

проведение предварительной проверки финансового состояния

юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта

или поручителя. Проверка финансового состояния, целевого

использования бюджетного кредита, а также учет основного и обеспечительных

обязательств ведется в течение срока действия договора

о предоставлении бюджетного кредита.

В рамках управления бюджетными кредитами на основании положений

закона (решения) о бюджете, соответствующих нормативных

правовых актов и соглашения между кредитором и заемщиком

допускается реструктуризация обязательств (задолженности) по

бюджетному кредиту в виде отсрочек, рассрочек исnолнения обязательств,

а также прекращение первоначального обязательства с заменой

его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим

иной предмет или способ исполнения.

Ряд особенностей бюджетного кредитования имеют бюджетные

кредиты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации

и местным бюджетам.

Так, максимальный срок предоставления бюджетного кредита

бюджету субъекта Российской Федерации составляет три года, более

длительный срок допускается только при предоставлении бюджетных

кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов

(заимствований), и в случаях реструктуризации обяза:rельств

(задолженности) в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных

федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год и плановый период.

Отметим, что бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных

кредитов (заимствований) предоставляются Российской

Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципаЛьным

образованиям и юридическим лицам в соответствии с программой

!’лава ХХ. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

государственных внеШних заимствований Российской Федерации,

в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита,

сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования,

конечный получатель бюджетного кредита.

При неисполнении обязательств бюджетом субъекта Российской

Федерации по возврату кредита сумма задолженности, проценты и

штрафные санкции взыскиваются за счет межбюджетных трансфертов

(за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской

Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений

от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными

налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет

субъекта Российской Федерации.

В отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам

субъектов Российской Федерации, бюджетные кредиты местным

бюджетам могут предоставляться из бюджета субъекта Российской

Федерации на срок не более трех лет, а взыскание задолженности

по просроченным платежам и штрафные санкции взыскиваются

за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской

Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных

налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми

режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

В свою очередь, максимальный срок предоставления бюджетных

кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов

также составляет три года.

Во всех перечисленных случаях основания, условия предоставления,

использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются

соответствующими нормативными правовыми актами, муниципальными

При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому

назначению средств федерального бюджета, предоставленных

на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и

местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств

по предоставленным Российской Федерации государстве нным

(муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств,

подлежащие персчислению (взысканию) в федеральный бюджет:

1) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению

в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

2) взыскиваются путем обращения взыскания на средства,

предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов

Российской Федерации и местные бюджеты (за исключением

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и

Исковая давность, установленная гражданским законодательством

Российской Федерации, не распространяется на требования

Российской Федерации в рамках предоставления бюджетных кредитов

и государственных гарантий. Уполномоченным органом по взысканию

Что такое бюджетный кредит

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.
Читать еще:  Обеспечение кредита поручительство

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

Кому могут быть предоставлены бюджетные кредиты: особенности получения

Что такое бюджетные кредиты: понятие и суть займов. Основные виды бюджетных кредитов в России. Источники финансирования бюджетных кредитов. Кто может получить бюджетный кредит: правила предоставления и условия погашения займа, читайте на crediti-bez-problem.ru

Сущность и функции бюджетных кредитов

Бюджетным кредитом называют средства, предоставляемые юрлицам либо иному бюджету при условии их возврата или возмещения. Подобного рода кредитные отношения регулируются Бюджетным Кодексом РФ (действует с 01.01.2000 года).

Основной задачей займов бюджетного вида является централизованное перераспределение финансов в стране.

Подобное кредитование характеризуется тремя функциями:

  • Фискальной.
  • Регулирующей.
  • Контролирующей.

Бюджетный кредит способен:

  1. Финансировать бюджетный дефицит.
  2. Выровнять уровень условий жизни россиян с точки зрения социально-экономического вектора.
  3. Отрегулировать экономическое функционирование регионов.
  4. Поддержать муниципальные образования в аспекте решения различных задач (социальных, экономических).
  5. Оказать содействие приоритетным экономическим секторам и видам деятельности.

Таким образом, еще одной функцией бюджетного кредита является стимулирование (сдерживание) экономического развития. В Российской Федерации подобная форма кредитования применяется не так давно – после перехода экономики страны к рыночным принципам.

На какие цели предоставляются бюджетные кредиты?

Бюджет утверждается с учетом определенных целей, соответственно в него изначально предусматриваются определенные статьи кредитования. Поэтому бюджетные займы относят к целевым средствам.

Получив подобный кредит субъект РФ имеет право:

  • Частично перекрыть бюджетный дефицит.
  • Ликвидировать кассовый разрыв временного характера, возникший в процессе исполнения бюджета.
  • Устранить последствия стихийных бедствий или аварий техногенного типа, которые произошли на территории России.

Юридическим лицам без участия зарубежного капитала (российским предприятиям), бюджетное кредитование предоставляется в основном для структурной перестройки производства, его модернизации и так далее.

Какие виды бюджетных кредитов существуют в РФ: отличие муниципальных от государственных

Если говорить о понятии «государственного кредита» (о его сути), то данный термин употребляется в более широком смысле, нежели «бюджетное кредитование»:

  1. Государство может быть должником (заемщиком), если привлекает средства кредиторов. К таким отношениям на основе соответствующих договоров относят: госзаймы, кредиты, полученные от кредитных организаций, зарубежных государств, международных организаций.
  2. Государство может являться кредитором – предоставлять средства из бюджета с условием возврата. То есть выдавать бюджетные кредиты субъектам РФ, предоставлять займы другим странам, юрлицам и так далее.

Правильней рассматривать бюджетное кредитование как особую разновидность госкредитов. Различают несколько видов бюджетных займов.

Они предназначены для разных просителей:

  • Юридических лиц, не имеющих статуса госпредприятия или организации муниципального значения.
  • Государственных либо муниципальных учреждений (предприятий).
  • Разноуровневых бюджетов из бюджетной системы России.
  • Иностранных юрлиц.
Читать еще:  Источники долгосрочного кредитования

Кому выдают бюджетные кредиты: особенности предоставления займа юридическим лицам и бюджетным учреждениям

Как отмечалось выше, бюджетное кредитование доступно:

  1. Субъектам РФ.
  2. Муниципальным образованиям.
  3. Юридическим лицам.

Кредитование происходит на договорной основе с учетом законодательных документов:

  • Гражданского законодательства РФ.
  • Бюджетного Кодекса (прочих решений), где прописаны условия подобного кредитования.

Основное требование при выдаче кредита бюджетного вида к бюджетным учреждениям – отсутствие финансового долга по отношению к соответствующему бюджету. Оно применимо и к юридическим лицам. Однако добавляется еще одно – отсутствие задолженности по бюджетным выплатам, то есть не должно быть долгов перед бюджетной системой РФ. Исключение составляет реструктуризация задолженности. Если рассматривается кредитование зарубежных юрлиц, то они могут претендовать на целевой вид валютного займа.

На каких условиях выдаются бюджетные кредиты?

Главными принципами (условиями) выдачи кредитов являются следующие пункты:

  1. Целевое назначение получаемого займа. В процессе формирования бюджета фиксируется перечень подобных целей. Именно на них впоследствии и выделяются средства. Кроме того, определяются условия получения, период погашения, размер процентов и прочие условия для заемщиков, включая пени.
  2. Возвратность кредита с выплатой процентных начислений. Срок кредитования с перечнем правил по выплатам отражается в кредитном договоре.
  3. Просящая кредит сторона в обязательном порядке подтверждает свою платежную способность высоколиквидным обеспечением: банковской гарантией, поручительством третьей стороны, имущественным залогом. Исключение лишь для государственных образований РФ.

Как получить бюджетный кредит: порядок предоставления и сроки

Все начинается с оформления заявки, в которой указано предназначение кредитных средств.

Юридическим лицам также следует предоставить:

  • Учредительную и финансовую (подразумевается отчетность за последние 12 месяцев) документации.
  • Гарантийное обеспечение возврата средств (залог, полностью покрывающий заем, гарантии от банка или государства).

Срок кредитования:

  1. Для лиц в юридическом статусе – до 5-ти лет.
  2. Для бюджетных организаций – до 3-х лет.

Юрлицам кредит выдается только после проведения ревизии их финансовой отчетности. В некоторых случаях проверяются гаранты и поручители.

Бюджетные кредиты;

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому лицу, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Условия предоставления бюджетных кредитов:

1. кредитование осуществляется в пределах объёма бюджетных ассигнований заложенных в бюджете;

2. у заёмщика не должно быть просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом по обязательным платежам;

3. бюджетные кредиты юридическим лицам предоставляются только за счёт целевых иностранных кредитов;

4. кредиты предоставляются только на условиях возмездности, целевого характера, возвратности и обеспеченности (банковские гарантии, поручительства, государственные гарантии, залог имущества в размере 100% представляемого кредита с высокой степенью ликвидности);

5. при получении кредита проводится обязательная предварительная проверка финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом, финансового состояния получателя, поручителя и гаранта;

6. при невыполнении заёмщиком обязательств по возврату суммы кредита и выплаты установленных процентов, к нему применяются меры принудительного взыскания;

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При пользовании бюджетным кредитом возможна реструктуризация обязательств. Это основанное на соглашении предоставление отсрочек и рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение действия первоначального обязательства с заменой его другим обязательством, между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения обязательств.

Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.

Оценка имущества, предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

Бюджетные кредиты в 2011 г. представляются:

— на срок до 3-х лет для частичного покрытия бюджетного дефицита бюджетов субъектов РФ (1/2 ставки рефинансирования);

— на покрытие кассовых разрывов исполнения бюджетов субъектов РФ (1/2 ставки рефинансирования);

— на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий (0% годовых);

— на срок до 5-ти лет на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автодорог общего пользования (1/3 ставки рефинансирования).

Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов секретна.

Целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов, включённых в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путём оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счёт средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счёт средств международных финансовых организаций.

VII. Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов РФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает в себя:

— классификацию доходов бюджетов;

— классификацию расходов бюджетов;

— классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

— классификацию операций публично–правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

I.Классификация доходов бюджетов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector