Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает регулирование деятельности кредитных организаций

Банковское регулирование и банковский надзор

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России. С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

— обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций;

— нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

— правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

— взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала;

— потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

— изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

— ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

— назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

— ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации;

— предложить учредителям увеличить размер собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов.

Высшей мерой наказания для банка, которую может применить ЦБ, является отзыв лицензии, за ним должна последовать ликвидация банка.

Кроме того, в ряде случаев Банк России может направить в кредитную организацию своего уполномоченного представителя.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций

Статья просмотрена: 1824 раза

Библиографическое описание:

Васильева, О. В. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций / О. В. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 538-540. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7090/ (дата обращения: 10.04.2020).

В данной статье анализируются изменения и новеллы в правовом регулировании деятельности кредитных организаций. Перечисляются основные федеральные законы, регулирующие банковскую и финансовую деятельность, принятые в последние годы.

Ключевые слова:коммерческие банки, валютное законодательство, банковская деятельность, кредитование, кредитные организации, небанковские кредитные организации, банковское законодательство.

This article analyzes amendments and innovations in the legal regulation of credit institutions, and lists the major federal laws governing banking and finance, which were adopted in the recent years.

Keywords: commercial banks, foreign exchange legislation, banking, lending, lending institutions, non-bank credit institutions, banking law.

Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на экономику и банковскую систему многих стран мира. Россия не осталась в стороне от общемировых проблем, которые коснулись и российских банков. В соответствии с современными реалиями изменяется и совершенствуется законодательство о банках и банковской деятельности.

С началом кризиса увеличились требования к размеру уставного капитала и собственных средств коммерческих банков. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций сегодня устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, — 90 миллионов рублей [1].

Изменилось и само понятие небанкских кредитных организаций: добавились небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций [1].

Увеличился максимальный размер выплат по вкладам. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов, но не более 700 000 рублей. Ранее суммы выплат составляли 300 000 и 400 000 рублей [2]. Однако эти цифра по-прежнему отстают от выплат по вкладам европейских банков.

23 апреля 2013 Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект об увеличении предельного размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банке, в отношении которого наступил страховой случай. Размер страхового возмещения по вкладам граждан в банках предлагается увеличить с 700 тыс. до 1 млн. рублей.

Валютное законодательство, напротив, подверглось значительной либерализации. С 1 июля 2006 года отменено требование об обязательном резервировании при осуществлении валютных операций. С 1 января 2007 года была отменена предварительная регистрация (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, а также требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации [3].

В настоящее время банки все чаще сталкиваются с проблемой невозврата кредитных средств, значительная часть прибыли банков идет на покрытие резервов по ссудам. Сегодня Положением Банка России 254-П в целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества против ранее существовавших четырех. При этом по ссудам I (высшей) категории качества размер сформированного резерва составляет ноль процентов, по остальным категориям этот размер стал более гибким и определяется интервалом [4].

Более эффективной деятельности банков по кредитованию способствует принятый, но еще не достаточно эффективно действующий Федеральный Закон «О кредитных историях». Информация по операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в целях формирования кредитных историй передается банками в бюро кредитных исключительно с согласия заемщиков [5].

Ряд мер направлен на защиту не банков, а вкладчиков. Так с 2010 года по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, что особенно актуально для долгосрочных кредитов в период нестабильности курсов валют. Кроме того, сегодня заемщик имеет право в любое время без комиссий и штрафов досрочно погасить взятый кредит.

Изменения коснулись также законодательства о банковской тайне: увеличился круг субъектов, имеющих право на получение информации, составляющей банковскую тайну. В настоящее время справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией, в том числе, Федеральной службе по финансовым рынкам, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, органам принудительного исполнения судебных актов, которые ранее не имели таких прав [1].

На коммерческие банки возложены функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета с юридическим лицом в случае отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности [6]. Сегодня коммерческие банки до открытия счета вынуждены выезжать по месту нахождения юридического лица для соответствующей проверки, что в целом не является банковской функцией.

Произошли изменения в самой банковской системе. Тенденция по созданию государственных корпораций коснулась и финансовой сферы. С 2006 года на основании специального закона действует единственный некоммерческий банк в РФ — государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Читать еще:  Кредит сущность функции и виды

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» утратил силу в связи с принятием ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует конкуренцию, в том числе, и в банковской сфере [7]. В 2009 году был принят Федеральный закон «О кредитной кооперации» [8].

Источники правового регулирования финансовых рынков пополнились другими новыми Федеральными законами: «О национальной платежной системе» [9], «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [10], «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11], «О центральном депозитарии» [12], «О клиринге и клиринговой деятельности» [13].

Правительство РФ одобрило программу развития финансовых и страховых рынков, создание Международного финансового центра в Москве.

Одной из важнейших проблем правового регулирования финансовых рынков является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня эти функции возложены как на ФСФР, так и на Банк России. Следует отметить, что «регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций коммерческих банков с ценными бумагами, поскольку именно формы государственного регулирования рынка ценных бумаг предопределили существование двух систем фондового рынка, различающихся степенью участия банков в сделках с ценными бумагами» [14].

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 14.03.2013) «О банках и банковской деятельности» / «Российская газета», N 27, 10.02.1996.

2. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» / «Российская газета», N 261, 27.12.2003.

3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013) «О валютном регулировании и валютном контроле» / «Российская газета», N 253, 17.12.2003.

4. «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П) (ред. от 24.12.2012) / «Вестник Банка России», N 28, 07.05.2004.

5. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях» / «Российская газета», N 2, 13.01.2005.

6. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» / «Российская газета», N 151–152, 09.08.2001.

7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» / «Российская газета», N 162, 27.07.2006.

8. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О кредитной кооперации» / «Российская газета», N 136, 24.07.2009.

9. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О национальной платежной системе» / «Российская газета», N 139, 30.06.2011.

10. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» / «Российская газета», N 147, 07.07.2010.

11. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / «Российская газета», N 168, 30.07.2010.

12. Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О центральном депозитарии» / «Российская газета», N 278, 09.12.2011.

13. Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О клиринге и клиринговой деятельности» / «Российская газета», N 29, 11.02.2011.

14. Васильева О. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., -2005. — 26 с. С. 21.

7.3. Регулирование деятельности кредитных организаций

В соответствии с законодательством Банк России — это орган банков­ского регулирования и банковского надзора за соблюдением кредитны­ми организациями банковского законодательства, нормативных актов главного банка Российской Федерации, а также установленных ими обязательных нормативов При этом главными целями такого регули­рования и надзора являются:

♦ поддержание стабильности банковской системы;

♦ защита интересов вкладчиков;

♦ защита интересов кредиторов .

Регулирующие и надзорные функции Банка России реализуются через объединяющий его структурные подразделения и действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, в первую очередь посредством механизма государственной регистрации кредит­ных организаций, за которую взимается государственная пошлина

Процесс государственной регистрации регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в ред . от 27 декабря 2009 г. ) с учетом особенностей государственной регистрации кредитных организаций, установленных Федеральным законом «О при­ведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»» от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ (в ред . от 24 июля 2007 г.) .

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России Сведения о создании, реорганизации и лик­видации кредитных организаций вносятся в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации [23]

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций в установленном порядке ведет Книгу государственной реги­страции кредитных организаций

Кредитная организация обязана информировать Банк России об из­менении сведений, ранее внесенных в государственный реестр юридиче­ских лиц, в течение трех дней с момента таких изменений Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр запись об из­менении сведений о кредитной организации

Кредитная организация имеет право осуществлять операции с мо­мента государственной регистрации и получения лицензии, выдава­емой Банком России Другим важным инструментом в области денеж­но-кредитного регулирования является применение Банком России обязательных экономических нормативов, устанавливаемых ст . 62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» В целях управленческого воздействия на кредитные организации Банк России может им устанавливать:

♦ предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в устав­ный капитал кредитной организации;

♦ максимальный размер риска на одного заемщика или группу свя­занных заемщиков;

♦ максимальный размер крупных кредитных рисков;

♦ нормативы ликвидности кредитной организации;

♦ нормативы достаточности собственных средств (капитала);

♦ размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

♦ минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

♦ нормативы использования собственных средств (капитала) кре­дитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

♦ максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручи­тельств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам)

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для органов власти, юридических и физических лиц . При этом нормотворческая деятельность подробно регламентируется Положением о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденным приказом Бан­ка России «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступ­ления в силу нормативных актов Банка России»» от 15 сентября 1997 г.

Нормативные акты банка вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования в официальном издании «Вестник Банка России». Они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации Однако некоторые из этих документов не под­лежат государственной регистрации, в частности, нормативные акты, устанавливающие курсы иностранных валют по отношению к рублю, изменение процентных ставок, размер резервных требований, размеры обязательных нормативов для кредитных организаций

Нормативные акты издаются в трех формах:

♦ указание Банка России, устанавливающее отдельное правило;

♦ положение Банка России, которое устанавливает системно связан­ные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетен­ции главного Банка страны;

♦ инструкция Банка России, определяющая порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных актов по вопросам компетенции данного банка

Банк России обязан осуществлять надзор и контроль за деятельно­стью кредитных организаций . Для этого он уполномочен истребовать информацию, направлять предписания, проводить проверки и приме­нять меры воздействия

Порядок проведения проверок кредитных организаций и их филиа­лов определяет Совет директоров . Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кре­дитной организации При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации, предше­ствующих году проведения проверки По некоторым основаниям раз­решается повторная проверка (например, если она проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией коммерческого банка)

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право применять меры воздействия

Банковское регулирование и надзор

Понятие и основные направления банковского регулирования

Обеспечение стабильности банковской системы России является одной из приоритетных целей Банка России, поставленных ему законодателем. Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Банковское регулирование и надзор в широком значении понимается как форма управляющего воздействия на банковскую систему России со стороны Банка России, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ, иных федеральных органов государственной власти.

Читать еще:  Структура кредитной организации

В узком значении, согласно федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банковское регулирование и надзор осуществляется Банком России, а именно Комитетом банковского надзора, объединяющего структурные подразделения Банка России в лице руководителя Комитета банковского надзора, назначаемого Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Таким образом, Банковское регулирование — регулирующее воздействие федеральных органов государственной власти и Банка России на банковскую систему в целях поддержания стабильности и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Направления банковского регулирования составляют:

  • установление порядка создания, регистрации и лицензированиякредитных организаций;
  • осуществление регистрационно-лицензионной деятельности;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • осуществление денежно-кредитного регулирования с использованием специальных инструментов и методов;
  • установление правил проведения валютных операций (валютное регулирование);
  • установление правил осуществления расчетов, организация денежного обращения;
  • установление специальных государственных стандартов банковской деятельности (обязательных нормативов).

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, требовать по ней разъяснения. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п. Данные формы относят к группе неадминистративных методов банковского регулирования.

Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы — закрепленные в нормативных актах правовые средства, применение которых призвано обеспечить надежность и стабильность банковской системы в целом и кредитной организации в частности. Обязательные нормативы являются государственными стандартами банковской деятельности, численные значения которых и методику расчета определяет Банк России. В основу разработки нормативных актов, определяющих стандарты банковской деятельности, были положены эффективные принципы банковского надзора, закрепленные в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Числовые значения и методика расчетов нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка; ликвидности банка; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); совокупной величины риска по инсайдерам банка; использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц устанавливается инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»

Иные нормативы банковской деятельности определены в других нормативных актах. Так, в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности устанавливаются минимальные размеры уставного капитала вновь регистрируемого банка, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии; в ст. 11.2 указанного Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.

Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать. При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля — вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином — банковский надзор.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И1. Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

  • оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • оценка достоверности учета (отчетности);
  • определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
  • оценка качества активов кредитной организации;
  • оценка величины и достаточности собственных средств;
  • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
  • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Законом о Банке России, формирования системного подхода к применению мер воздействия и повышения эффективности надзора Банком России утверждена инструкция от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»

1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.
Читать еще:  Виды кредитных механизмов организации

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

Государственное регулирование банковской деятельности. Нормативы деятельности коммерческого банка, их назначение

Государственное регулирование банковской деятельности выполняется посредством Центрального Банка. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8 ) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн.евро. Минимальный размер УК у НКО 500 тыс.евро.

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов не может быть более 20% от УК, те вклады в УК должны быть преимущественно денежные. Не могут быть использованы для формиро-я УК заемные средства.

3) Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

О-совокупная сумма обяза-в банка перед одним или группой связа-х заемщиков (их вклады, депозиты,кредиты полуенные банком.)

К— собственный капитал.

4) Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

5) Нормативы ликвидности кредитной организации включают нормативы:

— Общей ликвидности (суммарной)

— По операциям с драгоценными металлами

Первые три из них характеризуют сопряженность активов и пассивов по суммам и срокам.

Норматив мгновенной ликвидностипредставляет собой отношение суммы высоколиквидных активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования (не менее 15%). Если фактическое значение этого нор-ва намного превышает уровень, то необходимо обратить внимание на отдельные виды мгнове-х активов и найти возможность использования из для получения дохода.

Норматив текущей ликвидности —отношение ликвидных активов (денежные средства в наличной и безналичной форме) и остатков на счетах к обязательствам до востребования и сроком в пределах 30 дней.(не мене 50%).

Норматив долгосрочной ликвидности— отношение долгосрочных кредитов сроком свыше 1 года к собственному капиталу и обязательствам банка сроком свыше 1 года (допустимое значение 120%). Нарушение нормативного соотношения свидетельствует о трансформации краткосрочных ресурсов в долгосрочные вложения. Для поддержания устойчивости банка необходимо чтобы при росте долгос активов увеличивался и объем долгосрочных ресурсов.

Норматив общей ликвидности (суммарной) — отражает процентное соотношение ликвидных активов (ЛА) и общей суммы активов (А) и позволяет оценить долю ликвидных активов в общей сумме реальных, т.е. качественную сторону размещения средств.(не менее 20%)

Р— обязательные резервы банка.

Повышение доли ЛА улучшает этот показатель. Также его улучшение может достигаться за счет изменения структуры активов в пользу ликвидных, поддержания на определенном уровне доли кредитов со сроком до 30 дней. На основе сопоставления А и П выявляется результат (излишек или недостаток) ликвидных средств ,что дает возможность предусмотреть предстоящие трудности у банка.

Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами —отношение высоколиквидных активов в драг металлах к обязательствам в драг металлам до востребования и сроком востребования до 30 дней. (не менее 10%)

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала) — отражает соотношение собственного капитала к активам взвешенным с учетом риска. Мин допустимое значение коэффициента устанавливается БР в зависимости от размера собственных средств: 11%-1млн.евро; 10%-5 млн.евро

В результате анализа достаточности капитала д.б. сделаны след выводы:

— Достаточность капитала в соответствии с нормативом и изменение этой достаточности в течение года

— Изменение активов взвешенных по степени риска и их влияние на уровень достаточности капитала.

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

8 ) минимальный размер резервов, создаваемых под риски; Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) (не более 50%)

Банки ежемесячно по состоянию на первое число месяца предоставляют в территориальное учреждение БР сведения о расчете обязательных нормативов и их значений по форме отчетности, которая называется «информация об обязательных нормативах».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector