Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономическая сущность государственного кредита

Экономическая сущность и формы государственного кредита

Контрольные вопросы к зачету

1. Формы подтверждения соответствия.

2. Принципы подтверждение соответствия.

3. Схемы декларирования и сертификации.

4. Сертификация систем менеджмента качества.

5. Сертификация производства.

Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений на выполнение социально-экономических преобразований, укрепление обороноспособности страны, на поддержку передовых отраслей хозяйства, повышение эффективности производства, на выполнение государством своих финансовых обязательств, на социально-культурные мероприятия и на многие другие нужды. Однако, для того, чтобы экономика и другие сферы деятельности нормально функционировали, необходимо осуществлять расходы в значительных объемах, доходная база не всегда бывает достаточной. В результате образуется бюджетный дефицит, для покрытия которого государство активно использует практику заимствований.

Государственныйкредит — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, то есть взаймы, денежных средств в бюджет от юридических лиц и граждан на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. Сторонами этих отношений выступают: с одной стороны – государство, а с другой — юридические и физические лица.

Необходимость использования государственного кредита для удовлетворения нужд общества обусловлена постоянным противоречием между величиной денежных средств, имеющихся в бюджете, и все возрастающими потребностями общества. Взятые взаймы денежные средства населения и хозяйствующих субъектов поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Целесообразность использования государственного кредита вытекает из того, что привлечение средств в бюджет с помощью кредита дает меньше отрицательных последствий, чем эмиссия денежных знаков.

Государственный кредит имеет много общего с банковским кредитом:

Это формы движения ссудного капитала;

Оба имеют один и тот же источник (временно свободные денежные средства);

Оба являются способом получения доходов;

Оба строятся на условиях срочности, платности и возвратности.

Однако государственный кредит имеет и ряд особенностей:

Государственный кредит направляется на финансирование финансовых расходов и прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита, тогда как банковский кредит направляется на увеличение прибавочного капитала в обществе;

Государственный кредит используется глобально в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов, а банковский кредит имеет строго целевое назначение;

при государственном кредите срок возврата не строго регламентирован, отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к государству-должнику не применяются. А при банковском кредите нарушение срока возврата ссуды влечет за собой экономические санкции, например, повышение процента за кредит;

Кроме того, государственный и банковские кредиты отличаются по источникам погашения: государственный кредит — за счет налогов либо новых займов; банковский — за счет прибыли, полученной в процессе производства.

Государственный кредит в экономике страны играет важную роль — вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. А именно:

n Посредством государственного кредита кредитуются и гарантируются поставки отечественных производителей за рубеж, что обеспечивает конкурентную борьбу монополий на внешних рынках;

n Путем привлечения государственных займов государством компенсируются потери банков при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса, что способствует поддержанию малого и среднего бизнеса;

n Так как государственные займы выступают средством, обеспечивающим риск неплатежей экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров, тем самым поощряются экспортные операции;

n За счет заемных средств могут предоставляться кредиты на развитие стратегических (обеспечение обороны и научно-технического прогресса) и социально значимых производств, что приводит к стабилизации социальной обстановки и созданию благоприятного морального климата для бизнеса;

n На заимствованные за рубежом средства правительство имеет возможность закупать товары отечественного производства, кроме того, государство может выдавать кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связывая» их условием закупки товаров у отечественных производителей, обеспечивая сохранение и создание новых рабочих мест;

n Значительная доля средств, привлеченных с помощью государственных займов, используется для покрытия бюджетного дефицита;

n Мобилизуя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране.

В кредитных отношениях государство может выступать в качестве:

заемщика (чаще всего) — пассивный кредит;

кредитора — активный кредит;

гаранта — условный кредит.

Основными формами государственного кредита являются:

1. Государственные займы;

2. Казначейские обязательства;

3. Обращение части вкладов населения в государственные займы через сберегательные учреждения;

4. Заимствование средств в Центральном банке;

5. Гарантированные (условные) займы.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.

На банковскую систему возложена обязанность реализации государственных ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит их первичную реализацию на фондовом рынке, играющую большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Первичный рынок государственных долговых обязательств настолько важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнена по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме.

Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями.

Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, возможны три варианта:

1. равными частями в течение определенного срока;

2. возрастающими долями (такая система погашения удобна при наращивании доходов заемщика);

3. снижающимися долями.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств Федерального бюджета.

В целях покрытия дефицита бюджета Правительство РФ с 1994 года выпускает казначейские обязательства.

По Постановлению Правительства от 09.08.1994 года «О выпуске казначейских обязательств» и Положению «Об основных условиях выпуска казначейских обязательств» — эмитентом казначейских обязательств является — Министерство финансов.

Министерство финансов выпускает казначейские обязательства сериями с указанием их объема и даты. При этом, они размещаются среди юридических лиц в порядке, установленном Казначейством.

Казначейские обязательства выпускаются на основе договоров с уполномоченными депозитариями, в качестве которых выступают банки, в которых клиентам открывается счет Депо. Открытие счетов Депо и обслуживание клиентов банк осуществляет бесплатно, а оплату за оказанные им услуги производит Министерство финансов.

Казначейские обязательства используются как средства расчетов по текущей задолженности Федерального бюджета перед основными отраслями и предприятиями: АО «Росуголь», закупка зерна, строительство метро в Москве и Санкт-Петербурге, предприятия оборонного комплекса, теле-радио компании.

Предприятия, которые получили казначейские обязательства как первичные держатели, могут рассчитываться ими со своими кредиторами, по тем отраслям, которые обозначены в договоре с банком-депозитарием. В этот перечень входят: предприятия топливно-энергетического комплекса, предприятия транспорта и металлургии, предприятия легкой и пищевой промышленности, жилищно-коммунальные хозяйства и некоторые др.

Владельцам ГКО предоставляется налоговое освобождение на все виды налогов, уплачиваемых в Федеральный бюджет, в пределах объема эмиссии ГКО.

На вторичном рынке ценных бумаг ГКО могут выступать объектом купли продажи, а также использоваться как средство залога. Обмениваться на налоговое освобождение и как обязательства государства могут вноситься в уставный фонд в качестве вклада учредителя.

Погашение ГКО осуществляется Министерством финансов посредством перечисления денежных средств на счет держателя ГКО.

Особой формой государственного кредита являются государственные гарантии, при которых Российская Федерация или субъект Российской Федерации в качестве гаранта дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицом полностью или частично. То есть государство несет субсидиарную ответственность.

Предоставление гарантии осуществляется на конкурсной основе.

При этом гарантии на предоставляются юридическим лицам, имеющим задолженность по платежам в Федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательный банк.

Общая сумма гарантий Российской Федерации включается в состав государственного долга.

Экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит представляет собой отношения, по которым государства являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены государством или его субъектами юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим ли­цам и международным организациям в пределах полномочий соот­ветствующего уровня бюджета. [11, c. 89]

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

– срок предоставления или получения кредита;

– условия обеспечения возврата кредита;

– размер процентной ставки за пользование кредитом;

Развитие кредита шло вслед за совершенствованием товарно-денежных отношений. Кредитные операции основываются на функции денег как средства платежа.

Кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. В процессе движения ссуды между кредиторами и заемщиками складываются экономические отношения.

Во всех докапиталистических формациях кредит выступал в форме ростовщического кредита. Заемщиками его были мелкие производители, рабовладельцы и феодальная знать. Кредиторами выступали купцы, откупщики налогов, храмы, монастыри, церкви. Ссуды ростовщического кредита являлись капиталом (самовозрастающей собственностью). Чрезвычайно высоким был уровень взимаемого процента с ростовщического кредита: от 12 до 75%. Странствующие ростовщики взимали до 360% годовых.

При капитализме роль кредита значительно возросла. Он начал выполнять важнейшие функции по экономии издержек обращения, в процессе образования средней прибыли, в концентрации и централизации промышленного и банковского капитала, в образовании финансового капитала и финансово-промышленных групп.

В современных условиях кредит представляет собой движение ссудного капитала. Предпосылки развития кредита обусловлены закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства. В процессе кругооборота и оборота капитала у одних фирм возникает временная потребность в денежных средствах, т.е. возникает необходимость в кредите, а у других фирм денежные средства, наоборот, высвобождаются и выступают в качестве источников кредита. Т.е. кредит, который в воспроизводственном процессе обслуживает стадию обмена, обеспечивает финансовые потребности субъектов экономических отношений на условиях возвратности, срочности и платности (возможна беспроцентная ссуда). Кредитный механизм обеспечивает аккумуляцию и целенаправленное использование в экономическом обороте страны временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения, а также ресурсов, специально предусмотренных в бюджетной системе и внебюджетных фондах. С помощью кредита субъект экономических отношений преодолевает разрыв во времени между потребностями в финансовых ресурсах и их наличием. Таким образом, кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного и своевременного финансирования капитальных вложений, либо текущих затрат. [14, c. 186]

Читать еще:  Отличительные особенности кредита

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. [14, c. 187]

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов:

1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

2) если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Особенности государственного кредита:

1) если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-нибудь ее доход.

2) на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

3) как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок, оговоренный в законодательстве.

Итак, государственный кредит представляет собой сово­купность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физи­ческими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных де­нежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций. [14, c. 188]

Как особая сфера экономических отношений государствен­ный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от нало­гов и банковского кредита.

Отличия государственного кредита от налогов:

– для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добро­вольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры не­соблюдения принципа добровольности);

– налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенное время внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Отличия государственного кредита от банковского: » потребность в кредите возникает у государства при фи­нансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покры­тие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

– условием сделки банковского кредита является совпаде­ние экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участ­ников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в доб­ровольной передаче денежных средств в пользование заемщи­ка, государство берет на себя обязательство выплачивать им оп­ределенный доход. В отличие от банковского процента за кре­дит, выступающего в качестве механизма воздействия на хо­зяйственную и коммерческую деятельность кредитополучате­лей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;

– банковский кредит имеет целевое назначение. Он исполь­зуется, прежде всего для обеспечения своевременности денеж­ного оборота, который опосредует движение материально-ве­щественных элементов производственного процесса и реализа­ции товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ре­сурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государ­ством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;

– при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санк­ции (например, повышенные проценты за кредит). В государ­ственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;

– с помощью банковского кредита создаются деньги, он спо­собен увеличивать или сокращать денежную массу и при не­продуманной кредитной политике может спровоцировать появ­ление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. [1, c. 194]

В Республике Беларусь расходы государства осуществляют­ся в основном в национальной валюте, поэтому преимуществен­ное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государствен­ного кредита для экономики страны.

В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государ­ство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иност­ранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

В целом государственный кредит при правильной его орга­низации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мо­билизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормали­зации и укреплению денежного обращения в стране и одновре­менно служит источником доходов для держателей государ­ственных ценных бумаг.

Международный государственный кредит способствует ус­корению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, пози­тивно влияет на международное сотрудничество и взаимопони­мание между странами.

В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государствен­ном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты.

Основой государственного кредита явля­ется его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Таким образом, государственный кредит занимает важное место в финансовой системе государства, как один из основных способов обеспечения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

экономические науки

  • Пискарева Нелли Наилевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Похожие материалы

Государство, как субъект экономических отношений, для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, полученный путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур.

Из истории известно, что правительство России еще в начале 18 века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины 18 века.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.

Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.

Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит заимствуют у резидентов, а внешний – у нерезидентов.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, то есть занимают органы власти всех уровней, но основная часть займов осуществляется федеральным правительством.

Читать еще:  Государственный кредит россии

В зависимости от инвесторов займы подразделяют на реализуемые: только среди населения, только среди юридических лиц, универсальные – среди физических и юридических лиц и специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах.

По характеру обращение займы бывают рыночные – свободно продающиеся и покупающиеся, и нерыночные – без возможности менять владельца и не подлежащие обращению на рынке ценных бумаг.

В зависимости от сроков привлечения средств государственные займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

По методам размещения – добровольные и принудительные.

В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые государственные обязательства делят:

  1. Процентные;
  2. Выигрышные;
  3. С нулевым купоном.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно. Выплаты доходов по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций. Краткосрочные и некоторые долгосрочные займы не имеют купонов и продаются по номиналу со скидкой, а выкупаются по номиналу. Их называют облигации с нулевым купоном.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым и плавающим доходом.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги могут быть закладные и беззакладные. Первые обеспечиваются конкретным залогом и выпускаются местными органами власти, а беззакладные ничем не обеспечиваются. В качестве их обеспечения служит все имущество государства.

В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске, они бывают с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными (документарная форма) и безоблигационными (бездокументарная форма).

Таким образом, государственный кредит является средством взятым в долг государством дополнительных финансовых ресурсов. Этими средствами являются взятые вперед налоги.

Необходимость погашения государственного долга требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

Главной задачей системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Список литературы

  1. Лупей Н.А. Финансы: [Текст]: учебное пособие / Н.А. Лупей. — Деловая литература. — 2004.
  2. Нешитой А.С. Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие / А.С. Нешитой. — Дашков и Ко, 2007.
  3. Интернет ресурс http://www.zanimaem.ru
  4. Сираева, Р.Р. Финансирование сельского хозяйства: зарубежный опыт [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Научные исследования в современном мире: проблемы, перспективы, вызовы: материалы Второй Международной молодежной научной конференции (форума) молодых ученых России и Германии в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. – Уфа, 2012. — С. 250-256.
  5. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации : Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. — С. 157-158.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Государственный кредит — это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.
У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.
Субъектами кредитных отношений являются государство, с одной стороны (чаще всего выступает в роли заемщика), и юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.
Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
Государственный кредит выполняет следующие функции:

  1. распределительная — проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;
  2. регулирующая — имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку

и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;
3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы.
Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов. В то же время сам процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлечении денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе.

2. Государственный долг, содержание и основные формы

Под государственным долгом или займом понимают долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты происхождения долга его делят на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом понимают обязательства, выраженные в валюте РФ, а под внешним — в иностранной валюте.
Российские долговые обязательства могут существовать в следующих формах:
1) кредитного соглашения или договоров, заключенных от лица РФ в пользу указанных кредиторов;
54

  1. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  2. договоров о предоставлении государственных гарантий РФ,

договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения
обязательств третьими лицами.
Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще прибегают субъекты федерации и муниципальные образования.
Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись ЦБ РФ, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ. В то же время согласно новому Закону о ЦБ РФ он теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственные ценные бумаги — это обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им. В экономически развитых странах они являются основным источником формирования государственного долга.
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и др. Наиболее распространены облигации.
Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги.
Они выпускаются Минфином или специальными государственными финансовыми органами.
Государственные ценные бумаги — это важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Их роль принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально они использовались для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами.
Постепенно их выпуск стал приобретать экономическую направленность. И они начинают играть существенную роль в государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения.
Они есть наиболее цивилизованный рыночный способ формирования государственного долга.
Посредством государственных ценных бумаг проводится кредитно-денежная политика, осуществляется воздействие на мак-55

роэкономические процессы. С помощью операций на рынке ценных бумаг ЦБ регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы в коммерческих банках, ЦБ выкупает у них государственные ценные бумаги, и наоборот: при излишней денежной массе и возрастании остатков на счетах ЦБ «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, чтобы «связать» излишнюю денежную массу.
Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому их еще рассматривают в качестве барометров изменений в экономической жизни страны.
Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.
Под государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ и ее субъекты или муниципальные образования, выступая гарантом, дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом (получателем гарантии) своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично.
Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.
Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. В зависимости от валюты, в которой предоставляются гарантии, они включаются в состав внутреннего или внешнего долга.
Государственные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе после проверки финансового состояния получателя.
Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга.

3. Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом — совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением го-
56

сударственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.
Рефинансирование — это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия — изменение доходности займов.
Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов — объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
57

Читать еще:  Кредитные организации предпринимательский статус

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.
Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Государственный кредит

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

По субъекту — держателю ценных бумаг:

  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector