Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный кредит выполняет функции

Государственный кредит и его функции

Тема 6. Государственный кредит

И государственный долг

Государственный кредит и его функции

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В случаях, когда государство выступает как заемщик или кредитор, происходит изменение величины централизованных денежных фондов, при выдаче же гарантий это происходит не всегда.

Особенности государственного кредита:

1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях часто имеют четко выраженную цель.

3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок.

Функции государственного кредита:

ü Распределительная функция позволяет осуществлять формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, покрытия бюджетного дефицита. Данная функция позволяет не повышать налоги при необходимости произвести крупные капитальные вложения, а взять займ. Уплата кредита и погашение процентов по задолженности осуществляется через равномерное налоговое бремя во времени. Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависти от их срока и процентов по кредиту, которые уплачивает заемщик. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.

Рефинансированиегосударственного долга – это размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным.

ü Регулирующая функция государственного кредита – государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Регулирование денежного обращения:

1. Мобилизация денежных средств физических лиц (приводит к уменьшению платежеспособного спроса населения);

2. Использование мобилизованных денежных средств:

а) финансирование затрат на оплату труда (количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса); или

б) за счет кредита финансируются производственные затраты (абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении).

Операции по купле-продаже государственных бумаг или выдаче кредитов под их залог, проводимые ЦБ, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Выступая в качестве заемщика на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.

Чем выше спрос государства на заемные средства, тем выше уровень ссудного процента при прочих равных условиях и тем выгоднее для предпринимателей кредит, они сокращают инвестиции в производство и накапливают государственные ценные бумаги. Данный процесс не оказывает негативного влияния на производство, если в стране достаточно свободных капиталов. При полном их поглощении активность государства проявляется в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедляет темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства, поддерживая малый бизнес и экспортеров, путем предоставления кредитов или выступая гарантом.

ü Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов, при этом имеет специфические особенности:

а) данная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

б) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

в) осуществляется не только финансовыми структурами, но кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процента.

Функции государственного кредита

Тема 16. Государственный кредит

1. Сущность и значение государственного кредита

2. Функции государственного кредита

3. Классификация государственных займов

4. Российская Федерация как гарант и кредитор

5. Региональные и муниципальные займы

1. Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических от­ношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридиче­скими лицами — с другой, при которых государство высту­пает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений — го­сударство выступает в качестве заемщика средств.

Как экономическая категория государственный кредит нахо­дится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и ис­пользование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов: 1) добровольный характер; 2) возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Читать еще:  Организационно правовые формы кредитных организаций

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распредели­тельную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кре­дита осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве за­емщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется ре­финансированием (реструктуризацией) государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита: вступив в кредитные отношения, государство вольно или невольно воз­действует на состояние денежного обращения, уровень процент­ных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и за­нятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может про­водить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос.

3. Контрольная функция государственного кредита органиче­ски вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особен­ностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность по­лучения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функции государственного кредита;

Государственный кредит выполняет три функции — фискальную, регулирующую, стимулирования (или сдерживания) экономического

Через фискальную функцию государственного кредита осуществля­ется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обес­печивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов. В развитых странах государственные займы являются важным ис­точником финансирования бюджетного дефицита.

Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Источником погашения долгов по ранее полученным государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны. Таким образом, фискальная функция государственно­го кредита позволяет перераспределить во времени налоговую нагруз­ку на население.

Государственный кредит выполняет также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость.

Используя государственный кредит, государство оказывает поло­жительное влияние на производство и занятость по следующим на­правлениям:

‘ кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных произ­водителей за рубеж, поддерживая их в конкурентной борьбе на внеш­них рынках;

1 компенсируя банкам потери при разорении добросовестных за­емщиков из малого и среднего бизнеса;

страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотех­нологичных товаров;

выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;

* закупая товары отечественного производства за счет займов за
рубежом;

* выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам,
обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.

Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.

Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на эко­номику страны. Опыт некоторых развитых стран, в частности США и Канады, показывает возможность позитивного воздействия долга на экономику. Как правило, это связано с низкими ставками доходности государственных ценных бумаг и производительным использованием средств, полученных государством от продажи ценных бумаг.

Но чаще возникает ситуация, когда государственный долг, как ре­зультат кредитных заимствований государства, оказывает не стимули­рующее, а отрицательное влияние, сдерживая рост экономики, огра­ничивая устойчивость бюджета и внутреннее потребление.

Исследованиями зарубежных экономистов установлено, что ос­новными каналами негативного воздействия долга на национальную экономику являются:

* невосполнимые потери, обусловленные дополнительным взи­
манием налогов для финансирования обслуживания долга;

* удорожание капитала для реального сектора в связи с ростом
доходности государственных ценных бумаг;

* сокращение реальных инвестиций и соответствующее сокраще­
ние масштабов национального производства.

В странах с переходной экономикой, включая Россию, и в развива­ющихся государствах наблюдается как раз такая ситуация, когда госу­дарственный долг выступает фактором сдерживания экономического роста. При этом в структуре совокупного государственного долга Рос­сии в настоящее время 87,6% приходится на внешний долг, который в современных условиях опаснее внутреннего. Дело в том, что его пога­шение связано с накоплением резервов в твердой валюте, что предпо­лагает обязательное положительное сальдо в платежном балансе.

Реальная стоимость обслуживания государственного внешнего
долга России составляет около 6—7% годовых. Между тем в течение
последнего десятилетия положительные темпы экономического роста
были достигнуты лишь начиная с 1999 г. Среднее значение изменения
уровня реального ВВП России в период 1991—2000 гг. составляло от­
рицательную величину около 4% в год. В таких условиях внешний
государственный долг России в 135 млрд долл. являлся тяжелым бре­
менем для национальной экономики. ..

Читать еще:  Методики оценки кредитоспособности физических лиц

Государственные займы используются главным образом для по­крытия бюджетного дефицита. Если доходы бюджета, обеспечивае­мые в основном налоговыми поступлениями, меньше, чем предпола­гаемые расходы, то образуется бюджетный дефицит.

В международной практике государственных финансов считается нормальной ситуация, когда бюджет страны сводится с дефицитом. При этом важно, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. Однако степень сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета выглядит по-разному в отдельных развитых странах. Так, только две страны «большой семерки» в последние годы имеют безде­фицитные бюджеты. Речь идет о Канаде, у которой бюджет полностью сбалансирован, и Великобритании, которая по итогам 1999 г. имеет бюджет с профицитом 0,6% ВВП, причем в 2000 г. профицит составил

В остальных промышленно развитых странах государственные бюджеты сводятся с дефицитом. Среди них лидирует Япония с де­фицитом 9% ВВП. За ней идут США, которые за последнее деся­тилетие имели дефицит^ не превышавший 3% ВВП. Правда, в 2000 г. им удалось сбалансировать бюджет и даже свести его с про­фицитом, но в 2001 г. снова возник дефицит, В Италии дефицит равен 2,4% ВВП, в Германии — 2% (на 2000 г. планировался 1%), во Франции — 1,7% ВВП.

В РФ на протяжении всего периода рыночных реформ государст­венные бюджеты были дефицитными. Государственный кредит ак­тивно использовался в качестве источника покрытия бюджетного де­фицита. В 2001—2003 гг. принимались бюджеты с профицитом. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» доходная ч^сть определена в объеме 2417, 8 млрд руб., рас­ходная — 2345,6 млрд руб. При благоприятных условиях (конъюнкту­ра цен на мировом нефтяном рынке) профицит будет получен в раз­мере 72,2 млрд руб.

Бюджетным кодексом Российской Федерации в разделе IV «Сба­лансированность бюджета» определено содержание понятий профи­цита бюджета и порядка его использования, а также дефицита бюдже­та и источников его покрытия. Бюджеты всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, местный) должны быть составлены без профи­цита.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефи-Штом (Превышением расходов над доходами) законом (решением) об

этом бюджете утверждаются источники дефицита бюджета, они уста-авливаются органами законодательной (представительной) власти в

законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основ-

ным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Фе­дерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первич­ном размещении не могут быть источниками финансирования дефи­цита бюджетов, если по этому поводу нет специального положения в законе о федеральном бюджете на текущий год. Так, например, феде­ральным законом о бюджете на 2000 г. был утвержден объем кредито­вания Банком России Правительства РФ в размере 30 млрд руб. на цели покрытия кассовых разрывов между текущими доходами и теку­щими расходами бюджета.

Покрытие бюджетного дефицита путем государственных заимст­вований формирует государственный долг страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным дол­гом РФ являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государ­ствами, международными организациями и иными субъектами меж­дународного права.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечи­вается всем находящимся в федеральной собственности имуществом.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрены источники финанси­рования дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы (федеральный, субъектов Российской Федерации, муниципальный), состав государственного долга по формам и срочности долговых обязательств (гл. 13 и 14). Статья 106 определяет предельный размер государственного долга РФ и предельные объемы государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внут­реннего долга и государственного внешнего долга РФ, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверж­даются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обяза­тельств.

Предельная величина государственных внешних заимствований РФ не должна превышать годовой размер платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, а также муниципального долга местного самоуправления и предельные объемы их заимствова­ний определяются установленными в законе субъекта РФ о бюджете (или правовым актом местного самоуправления о местном бюджете) верхними пределами долга субъекта РФ и муниципального долга. Эти верхние пределы не должны превышать объем доходов соответствую­щего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Читать еще:  Платежеспособность и кредитоспособность

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Функции государственного кредита

Функции государственного кредита – экономические задачи, которые выполняют государственные заимствования.

Принято выделять три функции государственного кредита.

Распределительная функция государственного кредита

Государственные кредиты позволяют перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики. Они могут использоваться для реализации того или иного общественно значимого проекта. Денежные средства также могут привлекаться для направления в социальную сферу. В современной экономике государственные кредиты являются вторым по значимости после налогов источником формирования бюджета.

Благодаря государственным кредитам налоговое бремя может быть распределено более равномерно во времени. В результате нет необходимости увеличивать налоги каждый раз, когда расходы государства растут.

Государственный кредит – это способ перенести текущие расходы на будущие поколения. Такой подход считается экономически целесообразным тогда, когда он используется для финансирования капиталоемких проектов, обещающих результат в будущем. Например, при строительстве дорог – после завершения проект должен приносить прибыль, которая может быть направлена на погашение долга.

Экономисты считают спорным использование государственных заимствований на непроизводственную сферу, например на реализацию социальных программ.

Регулирующая функция государственного кредита

Выходя на рынок заимствований, государство оказывает на него существенное влияние. Это происходит прежде всего из-за объемов операций. Продажа государственных ценных бумаг может повысить процентные ставки. Наоборот, сокращение госдолга способствует их снижению.

Государственные заимствования часто используются для того, чтобы вывести из экономики излишек денег. Этот процесс принято называть стерилизацией денежной массы.

Кроме того, в современной экономике считается более правильным финансирование бюджетного дефицита при помощи заимствований, а не эмиссии. В результате, если государство занимает деньги и расходует их, к примеру на выплаты пенсий, происходит увеличение количества денег в обращении.

Государственный кредит воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд. В результате он выступает как один из инструментов денежно-кредитной политики.

Контрольная функция государственного кредита

В процессе выполнения распределительной и регулирующей функций государственного кредита возникает необходимость в финансовом контроле. Практическое назначение контрольной функции государственного кредита – обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector