Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К кредитным организациям применяется

Банковское регулирование и надзор

Понятие и основные направления банковского регулирования

Обеспечение стабильности банковской системы России является одной из приоритетных целей Банка России, поставленных ему законодателем. Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Банковское регулирование и надзор в широком значении понимается как форма управляющего воздействия на банковскую систему России со стороны Банка России, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ, иных федеральных органов государственной власти.

В узком значении, согласно федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банковское регулирование и надзор осуществляется Банком России, а именно Комитетом банковского надзора, объединяющего структурные подразделения Банка России в лице руководителя Комитета банковского надзора, назначаемого Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Таким образом, Банковское регулирование — регулирующее воздействие федеральных органов государственной власти и Банка России на банковскую систему в целях поддержания стабильности и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Направления банковского регулирования составляют:

  • установление порядка создания, регистрации и лицензированиякредитных организаций;
  • осуществление регистрационно-лицензионной деятельности;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • осуществление денежно-кредитного регулирования с использованием специальных инструментов и методов;
  • установление правил проведения валютных операций (валютное регулирование);
  • установление правил осуществления расчетов, организация денежного обращения;
  • установление специальных государственных стандартов банковской деятельности (обязательных нормативов).

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, требовать по ней разъяснения. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п. Данные формы относят к группе неадминистративных методов банковского регулирования.

Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы — закрепленные в нормативных актах правовые средства, применение которых призвано обеспечить надежность и стабильность банковской системы в целом и кредитной организации в частности. Обязательные нормативы являются государственными стандартами банковской деятельности, численные значения которых и методику расчета определяет Банк России. В основу разработки нормативных актов, определяющих стандарты банковской деятельности, были положены эффективные принципы банковского надзора, закрепленные в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Числовые значения и методика расчетов нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка; ликвидности банка; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); совокупной величины риска по инсайдерам банка; использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц устанавливается инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»

Иные нормативы банковской деятельности определены в других нормативных актах. Так, в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности устанавливаются минимальные размеры уставного капитала вновь регистрируемого банка, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии; в ст. 11.2 указанного Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.

Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать. При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля — вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином — банковский надзор.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И1. Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

  • оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • оценка достоверности учета (отчетности);
  • определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
  • оценка качества активов кредитной организации;
  • оценка величины и достаточности собственных средств;
  • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
  • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Читать еще:  Какие функции выполняет кредит

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Законом о Банке России, формирования системного подхода к применению мер воздействия и повышения эффективности надзора Банком России утверждена инструкция от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»

1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

Меры воздействия, применяемые Банком России к кредитным организациям.

Меры и порядок применения мер воздействия регламентированы в нормативных актах Банка России:

— Инструкция N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия»;

— Инструкция о порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы;

— Методические рекомендации по применению Инструкции Банка России N 59 при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию.

Надзорные органы Банка России применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия, производится надзорными органами самостоятельно с учетом:

— характера допущенных кредитной организацией нарушений;

— причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

— общего финансового состояния кредитной организации;

— положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительное воздействие и предупредительные меры воздействия.

Данный тип воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

Следующий тип воздействий – принудительные меры.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Законом предусмотрены следующие принудительные меры воздействия:

— требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;

— требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации;

— требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

— ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

— запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

— запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

— запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

— требование о замене руководителей кредитной организации;

— назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

— отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Действующими нормативными актами Банка России установлены особенности применения мер воздействия к кредитным организациям за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов. Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло пять лет.

§ 4. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Законом о Банке России, формирования системного подхода к применению мер воздействия и повышения эффективности надзора Банком России утверждена инструкция от 31 марта 1997 г.

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Читать еще:  Международный кредит подразделяется на

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

— доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

— изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

— предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

— установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Задание 6.3. Руководствуясь инструкцией Банка России № 59,

определите основания применения предупредительных и принудительных мер воздействия к кредитным организациям.

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

25. Виды санкций, применяемые ЦБ РФ по отношению к кредитным организациям

25. Виды санкций, применяемые ЦБ РФ по отношению к кредитным организациям

Банк России при допущении нарушений со стороны кредитной организации вправе применить следующие санкции:

1) требовать устранения допущенных кредитной организацией нарушений;

2) ограничивать проведение кредитной организацией определенных операций на срок до 6 месяцев;

3) взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала.

В случае неисполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а равно в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ может:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации;

б) замены руководителей кредитной организации;

в) осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до 1 года, атакже на открытие ею филиалов на срок до 1 года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

7) предложить учредителям кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Необходимо указать на срок давности привлечения к банковской ответственности. Кредитная организация не может быть привлечена ЦБ РФ к ответственности за совершение перечисленных выше нарушений, если со дня их совершения истекло 5 лет.

Предусмотренные за нарушение банковского законодательства штрафные санкции взыскиваются с кредитных организаций в судебном порядке. ЦБ РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

Наиболее суровым наказанием за нарушения в сфере банковской деятельности, которое ЦБ РФ вправе возлагать на участников банковских правоотношений, выступает отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитная организация

Что такое кредитная организация?

Несмотря на то, что в современном мире достаточно сложно найти взрослого человека, никогда не пользовавшегося услугами банков, не все действительно понимают, что такое кредитные организации, какими они бывают и как действует принцип их работы. В этой статье мы разберем это понятие и разложим все по полочкам.

Кредитная организация – это юридическое лицо, предоставляющее финансовые услуги с получения прибыли. Услугами этими, как правило, является кредитование (выдача денег под проценты физическим и юридическим лицам). При этом КО (их еще называют кредитными учреждениями) нельзя заниматься торговлей, производством и страхованием.

Важно помнить, что любая кредитная организация может работать только на основании лицензии на проведение финансовой деятельности, выданной Центральным банком РФ или другого государства, в котором она работает. Кредитные организации открываются на основе любой формы собственности – государственной, частной или иной, — но могут существовать только в форме хозяйственного общества. Хозяйственный общества делятся на:

  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – юридическое лицо, созданное одним или несколькими лицами (гражданами или предприятиями), доли которых уставном капитале указаны в учредительных документах. Основатели такого общества несут ответственность за обязательства предприятия только размерами своих взносов в капитале.
  • Общества с дополнительной ответственностью практически не присутствуют в России. Связано это с особенностями учета ответственности за обязательства юридического лица. Если активов общества недостаточно для погашения его долгов, то остаток должны выплатить его учредители.
  • Акционерные общества – уставной капитал таких организаций разделен на акции, и все участники общества несут ответственность за деятельность АО только в пределах принадлежащих им акций. АО также делятся на два вида. В закрытых акционерных обществах эмиссия акций осуществляется только в узком кругу лиц, а в открытом акции реализуются свободно.
Читать еще:  Сущность ипотечного кредитования

Как правило, кредитные учреждения создаются в форме акционерного общества. Чуть реже – в виде ООО.

Деятельность любой кредитной организации регулируется ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также другими законодательными актами: конституцией, различными кодексами, нормативно-правовыми актами ЦБ, указами президента, актами министерств и ведомств, международными соглашениями.

Любая кредитная организация должна иметь следующие атрибуты:

  1. Наименование на языке государства и, при необходимости, аббревиатура,
  2. Перевод названия КО на иностранные языки,
  3. Фирменная печать,
  4. Уникальный логотип.

Организации, не получившие лицензию Банка России на предоставление финансовых услуг, не могут использовать в своем названии слова «банк», «кредитная организация» или другим образом указывать на то, что юрлицо имеет право на выполнение банковских операций.

Виды кредитных организаций.

Всего кредитные организации подразделяются на два типа:

  • Банки,
  • Небанковские кредитные организации.

Банк имеет исключительное право на привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение этих вкладов за свой счет и от своего имени, открывать и вести депозиты физических лиц и предприятий. Эти функции определены ФЗ «О банках и банковской деятельности». Как уже было сказано выше, банк не может функционировать без лицензии ЦБ РФ и капитала определенных размеров – 5 млн евро.

По сути, банки – это посредники между кредиторами и заемщиками. На рынке таким переводом средств занимаются также страховые, инвестиционные фонды и брокерские компании, однако банки от них значительно отличаются.

Двойной обмен – основное отличие банковских организаций от брокеров и дилеров. Свои долговые обязательства кредитная организация может размещать в виде сертификатов, депозитов, вкладных свидетельств и др., а привлеченные при этом средства вкладывать в ценные бумаги других юридических лиц.

Кроме того, такие кредитные организации принимают обязательства перед физическими и юридическими лицами в виде фиксированной величины долга. Так случается при открытии счетов клиентов или при выпуске депозитных сертификатов.

Банки тоже можно разделить на два типа: коммерческие и государственные. Государственный банк отличается от того, что мы описали выше – он не получает прибыли, но выступает в качестве регулятора банковской системы и отношений между ее субъектами. Коммерческий банк получает прибыль, совершая следующие операции:

  • Хранение, покупка и продажа ценных бумаг и валюты,
  • Предоставление кредитов,
  • Осуществление расчетов,
  • Открытие и работа с вкладами,
  • Выдача гарантий, поручительств и других обязательств,
  • А также посредническая и доверительная деятельность.

Банки получают доход от вкладов и кредитов. Как известно, ставка по депозитам гораздо меньше, чем ставка по кредитам, поэтому разница между двумя этими показателями – и есть прибыль учреждения. Еще один источник дохода банка – это дополнительные услуги. Например, прием платежей, за который взимается комиссия. На обмен валюты также предусмотрена комиссия – валюта продается дороже, чем покупается. Доход можно получить также от аренды банковских ячеек, однако такую услугу в России предоставляет только Сбербанк.

Другой источник прибыли – финансирование проектов. Сотрудничество банков со строительными компаниями самый простой тому пример. Кредитная организация заключает договор со строительной компанией и финансирует строительство жилого дома, а потом открывает программу ипотеки на покупку квартир в этом здании. В итоге финучреждение получает доход как от кредитов, так и от реализации квартир в профинансированном проекте.

Некоторые банки могут получать доход от инкассации, поручительства, а также приобретения прав на исполнения обязательств, выраженных в денежной форме, консультационные услуги и так далее.

Что же расходы? Основной риск банка – это превалирующее над заемщиками число вкладчиков. Чем меньше выданных кредитов, тем меньше выручка банка. Банки несут огромные убытки и из-за недобросовестных должников: невыплаченные проценты и долги – сильный удар по их капиталу. К убыткам ведут и сложившиеся в стране обстоятельства: инфляция, дефолт, рост курса иностранной валюты.

Небанковские кредитные организации (НКО) предоставляют клиентам лишь некоторые, разрешенные ФЗ, банковские услуги. Права НКО прописаны все в том же ФЗ «О банках и банковской деятельности». Однако главное отличие НКО от кредитных учреждений в том, что только банки могут открывать счета клиентов и аккумулировать средства. В зависимости от разрешенных операций, можно выделить несколько типов НКО.

РНКО (расчетные НКО) могут торговать бумагами на фондовом рынке и осуществлять покупку и продажу иностранной валюты. Их основные клиенты – индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Требуемые уставной капитал для РНКО – 90 млн рублей. Однако эта сумма потребуется только организациям, которые планируют вести расчетные счета клиентов. Для этого нужна лицензия ЦБ. РНКО, не претендующим на лицензию, достаточно 18 млн рублей.

К РНКО относятся:

  • Клиринговые фирмы,
  • Паевые инвестиционные фонды,
  • Национальные платежные системы,
  • Клиринговые фирмы.

Еще более узкие полномочия у ПНКО – они могут оказывать только услуги перевода средств без открытия счета. Поэтому для них важно лишь обеспечить безопасность операции. Минимальный размер уставного капитала для открытия ПНКО тоже небольшой – всего 18 млн рублей. К ПНКО (платежные НКО) можно отнести практически все электронные кошельки – Яндекс.Деньги, QIWI и другие.

Небанковская кредитно-депозитная организация – НДКО, — имеет право как привлекать вклады, так и выдавать займы. К таким относятся:

  • Кредитные потребительские кооперативы – учредителями этих компаний являются люди, объединившиеся на условиях паевых взносов и выдаче кредитов участникам КПК;
  • Кассы взаимопомощи – объединение лиц, целью которого является выгодное вложение денег и финансовая помощь друг другу;
  • МФО (микрофинансовые организации) – их деятельность направлена на выдачу небольших сумм в кредит как физическим, так и юридическим лицам;
  • Ломбарды – их деятельность основана на выдаче займов под залог;
  • Лизинговые центры – предоставление долгосрочных займов на основании долгосрочной аренды;
  • Страховые компании – выдача кредитов юрлицам и управление капиталом, образованным за счет страховых взносов и кредитования.

Полномочий и возможностей у НКО намного меньше, чем у банков, но вместе с тем уменьшился и уставной капитал – для открытия небанковского финучреждения необходимо больше 100 тыс. евро. Однако ограниченный перечень услуг – не минус для НКО, а плюс, так как позволяет им быть более устойчивыми к рискам, которые могут подкосить даже самый устойчивый банк.

Рейтинг кредитных организаций Выберу.Ру.

Банки и небанковские КО пользуются примерно одинаковым спросом у населения – разница лишь в потребностях каждого отдельного заемщика. В НКО, как правило, обращаются за быстрыми кредитами и переводами – в этом, например, помогают ломбарды или МФО. Однако банки до сих пор вызывают большее доверие. Мы постоянно следим за состоянием финансового рынка России и его игроков.

На Выберу.Ру вы нейдете рейтинг банков по активам, который вполне можно трактовать как рейтинг надежности финансовых организаций. Расчеты ведутся по официальным данным ЦБ РФ. Мы учитываем как чистые активы учреждений, так и имущество банков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector