Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация надзора за деятельностью кредитных организаций

Надзор за деятельностью кредитных организаций

Центральный Банк Российской Федерации является органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов — это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы — согласно ст. 56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банковский надзор — это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе.

Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) несения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Наиболее типичными банковскими рисками, подлежащими банковскому регулированию и надзору, являются:

Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

Страновой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).

Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риск.

Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.

Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Правовой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

— несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

— допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);

— нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

Стратегический риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в отсутствие учета или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.

Таким образом, общей целью банковского надзора является:

— поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

— обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

— защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

Банковский надзор — это самостоятельное направление государственной деятельности в РФ, определяемое особой сферой его применения.

Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Для осуществления надзорных функций Банк России наделен полномочиями по проверке кредитных организаций (ст.73 ФЗ «О ЦБ РФ»).

По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Банковские системы различных стран следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функции выполняет только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

Таким образом, всего можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой классификации). Приведем их краткую характеристику.

Первая модель — основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Не только во многих развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой центральные банки продолжают выполнять функции регулятора банковской деятельности. К их числу, например, можно отнести Испанию, Грецию и Португалию.

Вторая модель – ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, которая отличается от систем в других странах довольно сложной структурой.

Коммерческие банки и финансовые институты в США могут иметь статус федеральных (общенациональных) организаций или организаций штатов. Надзор за их деятельностью осуществляют три органа: Федеральная резервная система; Федеральная корпорация страхования депозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах; Управление контролера денежного обращения – бюро Министерства финансов, осуществляющее надзор за общенациональными банками.

Между перечисленными органами существует соглашение об исключении двойной работы. Надзор за остальными банками в США осуществляют надзорные органы соответствующих штатов и другие органы федерального уровня.

К «смешанной модели» можно отнести и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – в завуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре за деятельностью кредитных учреждений.

К числу стран, принявших «смешанную модель», можно условно отнести Италию и Нидерланды. В данном случае имеет место разделение надзора по двум направлениям, одно из которых – обеспечение устойчивости финансовых учреждений, второе – обеспечение корректности ведения бизнеса. Если говорить о Нидерландах, то здесь надзором за всеми финансовыми институтами занимается Банк Нидерландов, а бизнес-надзором – Служба по финансовым рынкам.

Третья модель — характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной, где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена. До недавнего времени в число этих стран входили Австрия и Германия, однако в последней центральный банк страны играл и продолжает играть более заметную роль в регулировании банковской деятельности.

Четвертая модель — объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах функции надзора отделены от центральных банков. Исключениями являются Сингапур, в котором полномочия мегарегулятора закреплены за центральным банком, и в известной степени Ирландия, где мегарегулятор создан на базе автономного подразделения центрального банка.

Российское законодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие государственные органы. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Читать еще:  Современная кредитная система включает

Тема 7 Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Банковский надзор

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Понятие банковского надзора

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

правил проведения операций;

нормативов отчетности и бухучета;

нормативов ликвидности и достаточности капитала;

ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;

анализ отчетности и баланса финорганизации;

изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;

проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;

контроль законности полученных доходов;

контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;

проверку формирования резервов;

анализ управления рисками;

изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;

выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств.

Виды и формы банковского надзора

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

юридический — проверяя соблюдение законности;

пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;

контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета;

надзор за инвалютными операциями;

надзор за обеспечением собственной ликвидности;

другие.

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Департамент лицензирования, Департамент пруденциального надзора и другие подразделения, занимающиеся дистанционным наблюдением;

Департамент инспектирования с соответствующими управлениями и отделами в территориальных подразделениях ЦБ, производящие контактный надзор.

Методы надзора за банками

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов;

методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки;

методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам;

методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям.

Санкции по отношению к нарушителям

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;

изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;

запрет на проведение банком отдельных операций;

запрет на реорганизацию банка;

штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;

требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) банка;

принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);

крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка.

Эффективность надзора сомнительна

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Банковское регулирование и надзор

Понятие и основные направления банковского регулирования

Обеспечение стабильности банковской системы России является одной из приоритетных целей Банка России, поставленных ему законодателем. Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Банковское регулирование и надзор в широком значении понимается как форма управляющего воздействия на банковскую систему России со стороны Банка России, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ, иных федеральных органов государственной власти.

В узком значении, согласно федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банковское регулирование и надзор осуществляется Банком России, а именно Комитетом банковского надзора, объединяющего структурные подразделения Банка России в лице руководителя Комитета банковского надзора, назначаемого Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Таким образом, Банковское регулирование — регулирующее воздействие федеральных органов государственной власти и Банка России на банковскую систему в целях поддержания стабильности и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Направления банковского регулирования составляют:

  • установление порядка создания, регистрации и лицензированиякредитных организаций;
  • осуществление регистрационно-лицензионной деятельности;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • осуществление денежно-кредитного регулирования с использованием специальных инструментов и методов;
  • установление правил проведения валютных операций (валютное регулирование);
  • установление правил осуществления расчетов, организация денежного обращения;
  • установление специальных государственных стандартов банковской деятельности (обязательных нормативов).

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, требовать по ней разъяснения. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п. Данные формы относят к группе неадминистративных методов банковского регулирования.

Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Читать еще:  Экономическая сущность и функции кредита

Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы — закрепленные в нормативных актах правовые средства, применение которых призвано обеспечить надежность и стабильность банковской системы в целом и кредитной организации в частности. Обязательные нормативы являются государственными стандартами банковской деятельности, численные значения которых и методику расчета определяет Банк России. В основу разработки нормативных актов, определяющих стандарты банковской деятельности, были положены эффективные принципы банковского надзора, закрепленные в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Числовые значения и методика расчетов нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка; ликвидности банка; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); совокупной величины риска по инсайдерам банка; использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц устанавливается инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»

Иные нормативы банковской деятельности определены в других нормативных актах. Так, в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности устанавливаются минимальные размеры уставного капитала вновь регистрируемого банка, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии; в ст. 11.2 указанного Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.

Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать. При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля — вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином — банковский надзор.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И1. Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

  • оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • оценка достоверности учета (отчетности);
  • определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
  • оценка качества активов кредитной организации;
  • оценка величины и достаточности собственных средств;
  • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
  • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Законом о Банке России, формирования системного подхода к применению мер воздействия и повышения эффективности надзора Банком России утверждена инструкция от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»

1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.

Процесс регистрации и лицензирования кредитных орга­низаций регулируется упомянутыми выше законами, а также Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 N 109-И (ред. от 14.08.2009, с изм. от 12.11.2009) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 N 5551).

Инструкция устанавливает перечень необходимых доку­ментов, рассматриваемых территориальным учреждением Банка России на предмет выдачи лицензии. При принятии положительного решения Банком России осуществляется в установленном порядке государственная регистрация кредитной организации. Возможен отказ в государственной регистрации и в выдаче лицензий в случае несоответствия поданных документов требованиям, установленным законо­дательством. Кредитная организация имеет право оспорить это решение в арбитражном суде.

Другим важным условием в области денежно-кредитного регулирования является применение Банком России обяза­тельных нормативов, устанавливаемых Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков Центральный банк РФ может устанавливать им числовые значения и методику расчета обязательных нормативов, а также порядок осуществления надзора за их соблюдением.

Инструкция состоит из 12 глав

В главе 1 Общие положения Пунктом 1.1 названной Инструкции устанавливаются следующие обязательные нормативы:

Читать еще:  Сущность и природа кредита

достаточности собственных средств (капитала) банка;

максимального риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимального размера крупных кредитных рисков;

максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

совокупной величины риска по инсайдерам банка;

использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

В последующем в главе 2-8 регулируется порядок определения указанных нормативов.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Так, Приказом ЦБ РФ от 18.07.1997 N 02-312 введено в действие Временное положение о региональных центрах Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. (Банком России 12.05.1998 утверждено Положение N 29-П о консолидированной отчетности кредитных организаций).

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующей кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их. Порядок государственной регистрации кредитной организации установлен главой 6 Инструкции ЦБ РФ от 23.07.1998 N 75-И.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

По вопросу, касающемуся деятельности уполномоченных представителей ЦБ РФ в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, см. Положение ЦБ РФ от 29.03.1999 N 73-П.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Организация банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

Центральный Банк России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за их деятельностью.

Регулирование кредитно-банковских институтов — это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Под регулированием банковской деятельности подразумевается разработка ЦБР правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела.

Банковский надзор преследует следующий основные цели:

— защиту вкладчиков банка от возможных потерь;

— поддержание стабильности банков на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

Банковский надзор, осуществляемый Банком России, подразделяется на:

— проденциальный надзор, проводимый Департаментом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных управлений Банка России;

— инспектирование, осуществляемое на местах;

— контроль со стороны функциональных подразделений Банка России за организацией в банках бухгалтерского учета, кредитования расчетов, операций с ценными бумагами, валютой и т.д.

При осуществлении ЦБР проденциального надзора и контроля в его задачи входит:

— контроль за лицензированием банковской деятельности;

— проверка отчетности представляемой банками; анализ активов, пассивов, анализ их финансового положения;

— разработка нормативов и контроль за соблюдением воздействия к банкам при необходимости.

Экономические нормативы для банков и кредитных организаций определены в Инструкции ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности банков» № 1.

Нормативы позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами, уровень рисков деятельности банка, объем привлеченных ресурсов от населения, объемы вложений средств и инвестиционные направления и т.д. Контроль за соблюдение нормативов осуществляется на основании месячных балансов кредитной организации.

Анализ финансового состояния банка позволяет сделать вывод о деятельности банка, о системе управления его руководящего звена, о его дальнейшей деятельности. По результатам анализа даются рекомендации, принимаются соответствующие меры.

Инспектирование коммерческих банков одно из направлений деятельности ЦБ РФ рассматривается как важнейший компонент регулирования и контроля банковской деятельности.

Инспектированием банков занимается Департамент инспектирования кредитных организаций (ДНКО).

Рисунок 7.1 Виды, формы и методы инспекционных проверок

Ревизии на местах позволяют ЦБР осуществить независимою проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Ревизия финансового состояния банка предполагает проверку всех сторон деятельности банка, однако, используется и выборочный подход. Основное внимание уделяется анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

1) взыскать с кредитной организации штраф;

2) предъявить требования к кредитной организации, а именно:

а) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению;

б) замена руководителей;

в) реорганизация кредитной организации;

3) изменение для кредитной организации обязательных нормативов (на срок до 6 месяцев);

4) введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до 1 года;

5) назначение временной администрации;

6) отзыв лицензии на проведение банковских операций.

Понятие и содержание банковского аудита

Аудит — это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и т.д.

Особенности банковских операций и многообразие функций банков выделяют банковский аудит как специфический вид аудиторской деятельности.

Целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству Российской Федерации.

Различают внешний и внутренний аудит.

Внутренний аудит проводится внутри самого банка по требованию и инициативе его руководителей. В большинстве кредитных организаций работа служб внутреннего аудита нацелена на создание системы административного надзора, выявлении и устранении ошибок в деятельности банков, контрля за рисками.

Внешний аудит в банковской системе РФ — это независимый нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков. Он осуществляется специализированными аудиторскими предприятиями (организациями) — аудиторами, имеющими лицензию Центрального Банка России.

К аудиторам банковской деятельности предъявляются особые требования.

Определенной гарантией качества аудиторских проверок является соблюдение независимо от конкретных условий ряда обязательных принципов, использование общих подходов к проведению аудиторской проверки, выполнение единых требований к качеству и надежности независимого аудиторского заключения. Такие принципы, общие подходы и единые требования устанавливаются в общепринятых стандартах аудиторской деятельности, поэтому применение стандартов служит своеобразной гарантией обеспечения интересов пользователей отчетности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФСАД) утвержденным Правительством РФ.

Объектом аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также баланс и отчет о прибылях и убытках.

По результатам проверки аудитор составляет заключение, которое направляется в Банк России.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности может быть выражено в форме «положительного», «положительного с оговорками», «отрицательного» аудиторских заключений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector