Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основная форма государственного кредита

Основные формы государственного кредита и их характеристика

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

— Преобразование части вкладов населения в государственные займы,

— Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда,

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. Классификация государственных займов осуществляется по следующим признакам:

1) по правовым оформлением различают государственные займы, оформляемые подписными обязательствами или предоставляются на основании соглашений (безоблигационные), и обеспечены выпуском ценных бумаг (облигационные). Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке;

2) в зависимости от места размещения займов их разделяют на внутренние — на внутреннем финансовом рынке (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны) и внешние — поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов;

3) по праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Нахождение от них направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты;

4) по характеру использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать;

5) в зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования — материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. их надежность определяется авторитетом государства ее статусом в мировом сообществе;

6) в соответствии со сроком погашения задолженности различают краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

7) по характеру витать дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). По процентным займам доход выплачивается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть которая меняется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса предложения на кредитном рынке;

8) по характеру погашения задолженности различают единовременную выплату и выплату частями. В случае погашения частями может применяться три варианта. Первый — заем погашается равными частями в течение нескольких лет. Второй — заем погашается каждый раз нарастающими суммами. Третий — каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий — напротив, когда доходы будут уменьшаться или расти государственные расходы;

9) в зависимости от обязательств государства в погашении долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения позволяет государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация— наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты.

Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты).

Движение государственных ценных бумаг, совокупность актов их купли-продажи формируют соответствующий сегмент национального фондового рынка. Пока государственные ценные бумаги находятся в обращении, они могут быть в любой момент проданы и куплены. Как следствие — формируется вторичный рынок ценных бумаг государства.

Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк Украины. Продажа государственных ценных бумаг могут осуществлять и коммерческие банки. Приобретая государственные ценные бумаги, банки получают в свое распоряжение достаточно высоколиквидные и надежные активы.

Организация выпуска и обращения облигаций местного займа повышает в регионах роль финансистов в решении местных социально-экономических проблем.

Важное значение имеет выход украинских ценных бумаг, в том числе муниципальных, на фондовые рынки зарубежных стран.

Использование государством средств ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасны в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями кредитов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут быть финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые институты, иностранные государства и их группировки. К их числу относятся: Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, государства Европейского сообщества.

Все проекты, которые могут быть предоставлены ссуды этими организациями, делятся на четыре группы:

1) проекты макроэкономической стабилизации экономики страны-заемщика;

2) проекты структурных преобразований в определенных секторах экономики;

3) инвестиционные проекты;

4) проекты технической помощи.

Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты (5 — 7% годовых) на срок до 20 лет. Займы стран Евросоюза в основном являются помощью развития странам, осуществляющих рыночные преобразования, и получения дохода не имеет первостепенное значение.

ВОПРОС 65. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.

В истории российского государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита. Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

Читать еще:  Платежеспособность и кредитоспособность

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает:

В первом случае в качестве заемщика центральный финансовый орган, во втором — местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы. По срокам они делятся на:

— краткосрочные (до 1 года);

— долгосрочные (свыше года).

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:

— государственные облигационные займы;

Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета — это примеры безоблигационных займов.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигация — это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигация имеет номинальную стоимость — обозначенную сумму долга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими.

Ценные бумаги государства делятся на две группы:

— бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке;

— бумаги, не поступающие на вторичный рынок.

На вторичный рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет доход от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль.

Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования — материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий — сумма постоянно уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий — напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

Понятие и формы государственного кредита

Понятие и формы государственного кредита

Понятие государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли заёмщика, кредитора или поручителя.

В первом случае , органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Читать еще:  Кредитование внешнеэкономической деятельности

Во втором случае , ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

В третьем случае , органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

  1. Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
  2. Дефицит государственного бюджета;
  3. Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:

  1. распределительную,
  2. регулирующую,
  3. контрольную.

1) Важнейшая функция государственного кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:

  • федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
  • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.

Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

  • движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • соблюдением условий кредитного договора;
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

Формы и виды государственного кредита

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованный государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

  • Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;
  • Обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг — сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.;
  • Государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Формы государственного кредита

Необходимость государственного кредита

Государственный кредит является формой привлечения государством финансовых ресурсов с целью исполнения своих обязательств.

Государственный кредит является частью системы финансов государства. Поскольку страна почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а объемы налогов и иных доходов в государственной бюджетной системе ограничены, то система безвозмездной передачи ресурсов дополняется государством привлечением средств на основе возврата, т.е. в виде государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего.

Современное государством может одновременно быть и кредитором, и должником.

Государство, как мощный экономический агент, располагающий огромными средствами берет взаймы, а также предоставляет займы другим странам и иностранным заемщикам (физическим и юридическим лицам). В реальной жизни чаще всего государство является заемщиком. Помимо этого, государство может быть гарантом возврата займов субъектами экономики, в работе которых оно заинтересовано.

Читать еще:  Основные теории кредита

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кредит государства представляет собой мощное средство регулирования экономического развития страны, играет большую роль в регулировании денежного обращения, определении валютного курса и процентных ставок. Государственный долг и кредит являются следствием дефицита бюджета. Если не хватает собственных доходов, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета, у правительства страны имеется два источника его пополнения:

  1. Дополнительный выпуск денег в обращение, порождающий инфляцию;
  2. Привлечение заемных ресурсов от предприятий, организаций, отдельных граждан данной страны, а также иностранных государств.

Государственный кредит необходим при несбалансированности расходов и доходов бюджета, что покрывается привлечением кредитных ресурсов.

На рисунке 1 представлены ключевые финансовые методы погашения бюджетного дефицита.

Рисунок 1. Пути погашения бюджетного дефицита. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Если существует небольшой бюджетный дефицит, то это является внутренним стимулом роста экономики. При этом дефицит бюджета полезен только лишь в малых объемах, а в других случаях его необходимо регулировать.

Внутреннеэкономический государственный кредит

Форма кредита – это внешнее проявление сущности тех экономических отношений, которые определяет кредит. В нашей стране широко используется денежная и товарная формы кредита. Применение товарной формы (сахарные и хлебные займы) наблюдалось в переходном периоде от капитализма к социализму. А применение денежной формы стало возможным после стабилизации покупательской способности отечественной валюты на основе обеспечения золотом и устранения дефицита бюджета.

Также различают внутреннеэкономический и международный кредит.

Внутренний кредит государства в кредитных отношениях может выступать в таких формах:

  • Государственный займы;
  • Казначейские ссуды;
  • Заимствование финансовых ресурсов общегосударственного кредитного фонда;
  • Перелив некоторой доли вкладов населения в займы;
  • Гарантированные займы.

Для государственный займов характерно наличие временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, которые привлекаются для финансирования потребностей общества посредством выпуска государством ценных бумаг: казначейских обязательств, облигаций и т.д. Облигация – это ценная бумага, которая символизирует долговое обязательство государства и дает право ее владельцам по истечении срока получить обратно всю сумму займа и проценты по нему.

Другой вид государственных займов – это казначейские ссуды, их отличием от облигаций являются цели выпуска, форма выплаты дохода и свобода обращения. Если средства от реализации облигаций направляются для пополнения бюджета, внебюджетных фондов и другие цели, то от продажи казначейских обязательств направляются только лишь на пополнение государственного бюджета.

Внтуригосударственные займы можно классифицировать по нескольким признакам:

  • По субъекту выпуска подразделяются на: выпускаемые центральным правительством, правительством республик, органами власти на местах;
  • По держателям ценных бумаг: реализуемые только населению, только юридическим лицам, универсальные, которые предназначены для размещения и среди физических лиц, и среди юридических;
  • По форме выплаты доходов: процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные займы;
  • По сроку погашения все займы можно разделить на: краткосрочные (до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (погашение более 5 лет);
  • По методам размещения: добровольные, принудительные и размещенные по подписке.

Государственный кредит международного уровня

Международный кредит выступает фактором, который обслуживает внешнеторговые связи отдельных стран. В современных условиях источниками кредитных ресурсов являются национальные рынки капиталов, а также международный рынок, который не имеет какой-либо национальной принадлежности.

Государственные кредиты международного уровня в случае, если предназначены для целей производства, позволяют увеличить масштабы производства ВВП в государстве-заемщике, а, значит, создают при этом эквивалент выплачиваемой суммы средств по возмещению ссуды и уплаты процентов. Если международный кредит предназначен для иных, не производственных целей, то возврат основного долга и процентов по нему осуществляется не с помощью созданного и их использованием эквивалента, что в итоге отражается на сокращении ВВП страны.

Традиционная форма международного кредита – это внешнеторговый кредит, который выступает важным фактором повышения конкурентоспособности продукции, поставляемой на внешние рынки. На сегодняшний день многие машины и оборудование для производства товаров продаются в кредит, а условия данных кредитов (сроки, ставка процента, сумма комиссии, условия погашения и методы страхования) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность продукции.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector