Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности создания кредитных организаций

Небанковская кредитная организация (НКО)

Небанковская кредитная организация (НКО) – та, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции. Определение НКО дает федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для НКО устанавливаются Банком России. Законодательные требования к небанковским кредитным организациям ниже, чем к банкам, что связано с меньшей степенью риска по операциям.

В целом небанковские кредитные организации можно разделить на три основных вида: расчетные небанковские кредитные организации (РНКО), платежные небанковские кредитные организации (ПНКО) и небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО).

Согласно инструкции ЦБ РФ № 129-И от 26 апреля 2006 года «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», РНКО осуществляют такие виды деятельности:

• открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

• осуществление расчетов по поручению юрлиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

• инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

• купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

• осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

• осуществление деятельности на рынке ценных бумаг.

РНКО не вправе: привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады; открывать и вести банковские счета физлиц, осуществлять расчеты по поручению физических лиц по их банковским счетам; покупать и продавать наличную иностранную валюту; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, а также выдавать банковские гарантии.

Иными словами, РНКО не имеет права привлекать вклады и выдавать кредиты, она обеспечивает систему расчетов и переводов.

В настоящее время на рынке можно выделить следующие группы РНКО:

• клиринговые организации: ЗАО «Клиринговый дом», ЗАО «Межрегиональный клиринговый центр», ОАО «Московский клиринговый центр» и др.;

• расчетные центры на рынке ценных бумаг, например НКО «Расчетная палата РТС»;

• расчетные палаты, осуществляющие обслуживание юридических лиц, в т. ч. и банков-корреспондентов на валютных рынках, такие как Национальный расчетный депозитарий, обслуживающий Московскую межбанковскую валютную биржу;

• расчетные организации, действующие на межбанковском рынке, например НКО «Платежный центр», обслуживающая платежную систему «Золотая корона» и имеющая соглашения более чем со 130 банками;

• расчетные организации, специализирующиеся на переводе денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов, такие как «Вестерн Юнион ДП Восток», НКО «Рапида».

Платежная небанковская кредитная организация имеет право осуществлять денежные переводы без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Такой вид НКО появился с выходом закона «О национальной платежной системе». По сравнению с расчетной платежной небанковской кредитной организации разрешен более узкий круг операций. Она должна обеспечивать безрисковую систему переводов в рамках организации мгновенных, электронных, мобильных платежей.

Согласно положению ЦБ РФ от 21 сентября 2001 года № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», НДКО могут осуществлять следующие банковские операции:

• привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

• размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

• купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет);

• выдача банковских гарантий;

• осуществление деятельности на рынке ценных бумаг.

• привлекать денежные средства физлиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юрлиц во вклады до востребования;

• открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, а также осуществлять расчеты по ним;

• заниматься инкассацией денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовым обслуживанием;

• покупать и продавать наличную иностранную валюту;

• привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;

• осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Иначе говоря, НДКО не вправе проводить расчетные операции, но могут осуществлять определенные кредитно-депозитные операции.

Единственным примером такой организации можно привести созданное в 2005 году ЗАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Женская Микрофинансовая Сеть». Однако в 2011 году у него аннулирована лицензия в связи с решением этой организации прекратить деятельность путем ликвидации. В настоящее время на рынке нет ни одной НДКО.

Порядок открытия всех НКО прописан в инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Обязательным нормативам для платежных небанковских кредитных организаций посвящена инструкция Банка России от 15 сентября 2011 года № 137-И «Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением».

Особенности создания и прекращения кредитных организаций

Порядок создания кредитных организаций обладает существенными особенностями в сравнении с другими хозяйственными обществами и характеризуется предъявлением различных дополнительных требований как при учреждении банков, так и при их реорганизации.

Учреждение кредитной организации

Помимо общих требований Закона о регистрации юридических лиц, Законом о банках и банковской деятельности и нормативными актами Банка России закреплен целый ряд дополнительных требований в части учреждения юридического лица в качестве будущей кредитной организации.

Спецификой обладает процедура государственной регистрации кредитных организаций. Хотя сама регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральная налоговая служба) в общем порядке, установленном Законом о регистрации юридических лиц, однако для ее осуществления необходимо, чтобы Банк России принял соответствующее решение о государственной регистрации кредитной организации. Полномочия по выдаче кредитным организациям и отзыву лицензий на осуществление банковских операций закреплены за Банком России. Данные вопросы регулируются в настоящее время инструкцией Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»*(1040) (далее — Инструкция N 135-И), а также положением Банка России от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям»*(1041).

Целый ряд требований закреплен Законом о банках и банковской деятельности и Инструкцией 135-И к учредителям кредитной организации, которыми могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. При этом учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. Учредители — юридические лица должны соответствовать определенным требованиям, в частности, иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет и выполнять обязательства перед бюджетами в течение этого времени. В отдельных нормативных актах Банка России устанавливаются требования к финансовому положению учредителей кредитных организаций:

— к юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (положение Банка России от 19 июня 2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации»*(1042));

Читать еще:  Кредит предоставляемый странам членам мвф называется

— к банкам (указание Банка России от 30 апреля 2008 г. N 2005-У «Об оценке экономического положения банков»*(1043)) и небанковским кредитным организациям (указание Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»*(1044));

— к физическим лицам (положение Банка России от 19 июня 2009 г. N 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации»*(1045)).

Достаточно спорным вопросом является не только применение к учредителям кредитных организаций особых требований, связанных с их финансовым положением, но и проблема установления законодательного запрета на выход из состава участников кредитной организации в течение первых трех лет ее существования.

Как отметил Верховный Суд РФ, нормы гражданского законодательства, в том числе ст. 94 ГК РФ, не распространяются на правоотношения, возникающие при регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности, и не подлежат применению в силу ст. 2 ГК РФ. Поскольку согласно законам об АО и об ООО специальное законодательство в отношении правового положения банков имеет приоритет, необходимо руководствоваться ч. 10 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности, которая устанавливает, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации*(1046).

Как отметил в своем постановлении от 4 апреля 2002 г. N КА-А40/1767-02 ФАС Московского округа, законодателем проявлено особое внимание к финансовой стабильности и благополучию учредителя, определены требования и к источникам денежных средств, которые могут быть использованы в качестве взноса в уставный капитал. Определены также особые правила проверки соответствия учредителей кредитной организации предъявляемым законом требованиям. Законом установлено право Банка России отказать в даче согласия при определенных условиях на совершение сделки купли-продажи доли кредитной организации, финансовое положение которой является неудовлетворительным.

Таким образом, ограничения учредителя в вопросах распоряжения его имуществом в виде доли в уставном капитале кредитной организации служат целям обеспечения финансовых гарантий ее кредиторам, и этим же целям служат предусмотренный ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности комплекс мер по оценке финансового состояния каждого учредителя и обеспечения стабилизации вновь созданного банка не только через запрет на изменение размера его активов путем изъятия выбывающим участником-учредителем доли до истечения трех лет работы банка, но и запрет на замену этих лиц на какие-либо иные путем уменьшения доли учредителя банка в первые три года работы.

Представляется, что в отношении кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, вопрос об ограничении распоряжения учредителями своими долями возникать не должен, поскольку ГК РФ (ст. 96) говорит о регулировании специальным законодательством не только их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения, но и особенностей прав и обязанностей акционеров.

Необходимо отметить дополнительные требования, предъявляемые как к содержанию учредительных документов банка, так и к составу документов, предъявляемых учредителями для принятия решения о государственной регистрации будущей кредитной организации.

Требования к уставу кредитной организации установлены ст. 10 Закона о банках и банковской деятельности, а также в инструкции N 135-И. Устав любого банка, помимо сведений, которые предусмотрены законами об АО и об ООО, должен также содержать:

— перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок, определенный в соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности;

— сведения не только о системе органов управления кредитной организации, в том числе ее исполнительных органов, но и органов внутреннего контроля кредитной организации, о порядке их образования и их полномочиях;

— положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации.

Помимо учредительных документов, в Банк России представляются также специфические документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации, а также бизнес-план *(1047). Последний является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая ожидаемые результаты деятельности. Бизнес-план позволяет Банку России оценить способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, т.е. не только выполнять требования в рамках банковского регулирования, но и организовать адекватную систему управления собственными рисками. Кроме того, бизнес-план позволяет проанализировать способность банка стать прибыльной коммерческой организацией.

Учредители представляют в Банк России также анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации и филиалов. Необходимость направления данных документов связана с особыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к руководству кредитных организаций.

В отношении кредитных организаций законодателем значительно повышены требования к минимальному размеру их уставного капитала, который составляет для действующих банков 180 млн. руб. (300 млн. руб. для вновь создаваемых), для небанковских кредитных организаций в зависимости от их вида — 90 и 18 млн. руб.

При представлении соответствующих документов Банк России согласно ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности принимает в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех необходимых документов, решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом. Затем, после внесения уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, Банк России уведомляет учредителей кредитной организации об этом с требованием произвести оплату объявленного уставного капитала кредитной организации. В отличие от других хозяйственных обществ учредители кредитной организации обязаны полностью оплатить уставный капитал в течение одного месяца с момента государственной регистрации кредитной организации (ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Только после предъявления Банку России документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России выдает лицензию на осуществление банковских операций. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Порядок реорганизации и ликвидации кредитных организаций также обладает определенными особенностями.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 229 ;

27. Этапы создания кредитных организаций

27. Этапы создания кредитных организаций

1. Предварительный этаппредназначен для согласования с ЦБ РФ названия будущей кредитной организации. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в ЦБ РФ запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации.

ЦБ РФ в течение 3 рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации.

2. Подготовка и подписание учредительных документов.На этой стадии происходит подписание учредительного договора и устава.

Кредитная организация должна иметь учредительные документы, предусмотренные гражданским законодательством для юридического лица соответствующей организационно—правовой формы.

Для акционерных обществ – это устав, для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью – учредительный договор и устав.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы.

3. Государственная регистрация.Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители направляют в территориальное учреждение ЦБ РФ по предполагаемому местонахождению кредитной организации следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор и устав;

3) бизнес—план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации;

Читать еще:  Правовое положение кредитных и страховых организаций

4) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;

5) копии государственной регистрации учредителей, аудиторские заключения;

6) документы, подтверждающие источники происхождения средств;

7) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, а также на должности тех же лиц филиалов кредитных организаций.

4. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности.Право на осуществление банковской деятельности у вновь созданной кредитной организации возникнет после получения лицензии. Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации ЦБ РФ в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год.

Особенности создания и реорганизации кредитных организаций

Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Процедура создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентируется Законами о банках, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, а также Инструкцией ЦБРФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и о выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109-И.

Создание кредитной организации начинается с формирования уставного капитала. Уставный капитал составляется из величины вкладов участников кредитной организации и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации. Для банков он составляет 5 млн. евро, для НДКО – 500 тыс. евро, для РНКО – 100 тыс. евро, для организаций инкассации специально не устанавливается. Ежеквартально Центральным банком публикуются рублевые эквиваленты данных нормативов. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут быть использованы привлеченные денежные средства. Кроме того, средства государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации только в случае принятия соответствующего законодательного акта.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. При этом учредитель кредитной организации — юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Центральным банком. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании (реорганизации, ликвидации) кредитных организаций осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Центрального банка о соответствующей государственной регистрации. В целях осуществления контрольных и надзорных функций Центральный банк ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций должен быть представлен ряд документов, перечень которых определен в Инструкции Центрального банка. Среди них: устав; бизнес-план кредитной организации; документы, содержащие сведения об учредителях; анкеты кандидатов на должности руководителя и бухгалтеров кредитной организации.

Центральный банк принимает решение о регистрации (или об отказе в регистрации) в срок не более 6 месяцев. При этом особое внимание уделяется соответствие квалификационным требованиям кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей. В частности, не допускается замещение этих должностей лицами, которые:

— не имеют высшего юридического или экономического образования и опыта работы в банке;

— имеют судимость за совершение преступлений в сфере экономики;

— совершили в течение последнего года административное правонарушение в области торговли и финансов;

— в отношении которых в течение последних трех лет Центральный банк предъявлял требование об их отстранении с аналогичной должности.

После получения уведомления о государственной регистрации учредители в течение одного месяца должны оплатить 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации. Подтверждение своевременной, правомерной и полной оплаты уставного капитала кредитной организации является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

Лицензированиебанковских операций осуществляется Центральным банком Российской Федерации. В лицензии указываются банковские операции, на проведение которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на банковские операции выдается без ограничения сроков ее действия.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие виды лицензий:

1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)

3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (только одновременно с предыдущей).

В последствии (не ранее чем через два года) кредитная организация, имеющая устойчивое финансовое положение, соблюдающая нормативы Центрального банка и выполняющая ряд других условий, может расширить деятельность путем получения дополнительных лицензий:

4) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

5) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

6) генеральная лицензия.

Генеральная лицензия дает право на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (кроме операций с драгоценными металлами), а также возможность создавать филиалы на территориях иностранных государств и (или) приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

Законодательство предусматривает ответственность за осуществление банковских операций без лицензии. Так, согласно, статьи 13 Закона о банках, осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Кроме того, Центральный банк вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут уголовную ответственность, предусмотренную статьей 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» или административную ответственность, предусмотренную статьей 14.1 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».

В процессе своей деятельности кредитная организация может быть подвергнута реорганизации.

Реорганизация кредитной организации — это объединение или дробление кредитной организации с целью создания новой кредитной организации, либо просто изменение организационной формы кредитной организации с созданием нового юридического лица. Реорганизация сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства от одних кредитных организаций к другим.

Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При слиянии права и обязанности каждой кредитной организации переходят к вновь возникшей кредитной организации. При присоединении одной кредитной организации к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной кредитной организации. При разделении кредитной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим кредитным организациям. При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. При преобразовании кредитной организации (изменение организационно-правовой формы) ко вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. Изменение кредитной организацией в форме акционерного общества типа акционерного общества не является реорганизацией.

Читать еще:  Классы кредитоспособности предприятия

При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осуществление банковских операций, при этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Реорганизация кредитных организаций может проводиться добровольно (по решению учредителей) и принудительно (по решению суда). Вопрос о принудительной реорганизации может возникнуть в связи с осуществлением мер по предупреждению банкротства (присоединение, слияние) или в связи с нарушением антимонопольного законодательства (разделение, выделение).

Более существенные отличия кредитных организаций от других юридических лиц проявляются при процедурах их ликвидации и банкротства.

Особенности создания кредитных организаций

Андрей Викторович Приходько

Шпаргалка по банковскому праву

1. Общая характеристика и система банковского законодательства

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется на основании:

1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:

– правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;

– регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;

– принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций;

2) ГК РФ, где определяются:

– понятие предпринимательской деятельности и ее признаки;

– понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т. п.;

3) иных федеральных законов:

– Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

– Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

– Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;

– Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

– Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.;

4) указов Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов;

5) постановлений правительства;

6) актов специализированных министерств и ведомств;

7) актов ЦБ РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции. Они обязательны для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, вступают в силу со дня опубликования в Вестнике ЦБ РФ, за исключением случаев, когда иной срок установлен советом директоров Банка России, не имеют обратной силы;

8) норм международного права – международных договоров и межбанковских соглашений. При этом международное право имеет приоритет перед нормами российского права.

Вопросы банковского права регулируются двумя группами международных норм:

1) нормами международного права – межправительственные соглашения, межведомственные договоры;

2) нормами, не имеющими силы международных, – они становятся обязательными:

– только при ссылке на них в международных контрактах;

– при специальном объявлении их в качестве таковых актами государственных органов РФ.

Недостатки законодательства в области банковского права:

1) отсутствие единого нормативного документа;

2) многообразие ведомственных актов;

3) многие вопросы урегулированы актами Государственного банка СССР.

Кроме нормативно-правовых актов, банковская деятельность регулируется обычаями делового оборота, которыми признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Понятие, признаки и виды банковских правоотношений

Под банковскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами банковского права отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности, в которых субъекты связаны между собой взаимными правами и обязанностями.

Обязательным признаком банковского правоотношения является наличие специального субъекта:

– банковской кредитной организации (коммерческого банка);

– небанковской кредитной организации;

– Банка России, который является одновременно и субъектом регулирования, поскольку издает нормативные акты, обязательные для исполнения, и объектом регулирования, поскольку тоже должен подчиняться указанным актам.

Объектом банковского правоотношения является банковская деятельность, содержанием которой являются операции и сделки.

Основания возникновения банковского правоотношения:

– договор или односторонняя сделка;

Банковские правоотношения обладают следующими специфическими признаками:

1) наличие специального субъекта в виде банка или иной кредитной организации;

2) наличие специального объекта;

3) опосредованность через банковские правоотношения денежно-кредитной политики государства, что означает отсутствие свободы воли сторон в определении форм правоотношений и правил их реализации, прямое или косвенное участие государства в этих правоотношениях.

Виды банковских правоотношений:

1) в зависимости от субъектного состава это могут быть правоотношения между:

– банком и клиентом;

– двумя и более коммерческими банками;

– ЦБ РФ и коммерческими банками;

– ЦБ РФ и правительством и иными органами власти;

– банками по поводу создания союзов, ассоциаций и т. п.;

– кредитной организацией и еевнутренними структурными подразделениями, а также с обособленными структурными подразделениями;

2) в зависимости от характера банковских операций определяют:

пассивные правоотношения, в которых банк выступает должником, например банковский вклад или банковский счет;

активные правоотношения – когда банк выступает в качестве кредитора, например кредитный договор;

посреднические правоотношения – когда банк принимает участие в качестве посредника в безналичных расчетах между различными экономическими агентами – физическими и юридическими лицами, фирмами, государством, другими банками;

3) в соответствии с основными функциями, присущими любому банку, можно выделить банковские правоотношения:

– аккумулирование средств, т. е. пассивные правоотношения;

– предоставление кредитов, т. е. активные правоотношения;

– содействие платежному обороту – посреднические;

4) по содержанию правоотношений:

– имущественные правоотношения, связанные с денежными средствами как с особым видом имущества;

– неимущественные правоотношения, связанные с обеспечением банковской тайны, защитой деловой репутации банка, использованием различных наименований и т. д.;

– организационные правоотношения, связанные с построением внутренней структуры как самого банка, так и банковской системы в целом.

3. Субъекты банковских правоотношений

Банковская деятельность регулируется по преимуществу гражданским и банковским правом, поэтому в зависимости от правоотношений их субъекты могут относиться к субъектам банковских правоотношений или гражданско-правовых правоотношений.

К субъектам банковских правоотношений могут относиться:

1) государство в целом;

2) государственные органы;

4) административно-территориальные единицы и органы местного самоуправления;

5) должностные лица государственных органов;

6) юридические лица;

7) физические лица;

8) Банк России и кредитные организации – основные субъекты банковских правоотношений. Все вышеназванные субъекты имеют различные полномочия в области банковского права, но банковские операции может осуществлять только кредитная организация. Банковские операции и банковские сделки проводятся кредитной организацией в целях оказания банковских услуг и получения прибыли, которые в свою очередь могут рассматриваться как часть банковской деятельности. Но при этом банковская деятельность может быть объектом других правоотношений – гражданско-правовых, финансовых или налоговых.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector