Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и сущность государственного кредита

Государственный кредит

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Читать еще:  Сущность и роль кредита

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

По субъекту — держателю ценных бумаг:

  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Понятие и сущность государственного кредита

В современном мире без финансов не может обходиться ни одно государство. Их функционирование позволяет концентрировать в руках государства необходимые денежные средства и использовать их для выполнения своих задач и функций. Финансам отводится очень важная роль в структуре рыночных отношений, механизме их регулирования и реализации экономической политики. Они являются неотъемлемой частью рыночных отношений и действенным инструментом управления экономикой. Поэтому сегодня очень важно знать природу финансов, глубоко разбираться в закономерностях и особенностях их получения.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическим лицами. При этом государство выступает в качестве заемщика средств, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда оно предоставляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последние годы финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило в России широкое развитие.

Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы: кредит позволяет обecпeчить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит.

При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны обычно государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличение его финансовых возможностей.

Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere — верить), буквально означает «ссуда», «долг». В Толковом словаре В. Даля кредит истолковывается как «доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег или товаров на счет, на срок». В Экономической энциклопедии кредит определяется как «ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента». Таким образом, сущностная черта кредитных отношении состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 837 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

ТЕМА 9. Правовые основы государственного кредита. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Понятие правового института государственного кредитования, его особенности

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

Виды и формы государственного кредита

Государственный долг

Управление государственным долгом и его обслуживание

Понятие правового института государственного кредитования, его особенности

В целях обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей, государство стремится к максимальному привлечению денежных средств населения и юридических лиц, исполь­зуя для этого разнообразные методы, в том числе государственный кредит. Возникающие при этом общественные отношения образуют институт финансовой системы государства, в свою очередь совокуп­ность финансово-правовых норм, регулирующих названные отноше­ния, объединяет их в самостоятельный институт финансового права.

Государственный кредит — это система урегулирован­ных нормами права общественных отношений, в которых государство выступает в роли заемщика или кредитора в целях формирования, распределения или использования соответствующих централизованных или децентрализо­ванных фондов средств.

Государственный кредит может рассматриваться в различных аспектах — как экономическая и правовая категории.

Как экономическая категория государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает кредитором, заемщиком или гарантом.

Государственный кредит как правовая категория — это сово­купность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения или предоставления государством временно свободных денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях добровольности, возвратности, срочности и платности.

Обязательным участником таких отношений выступает государство в лице уполномоченных органов. Чаще всего государство в этих отношениях выступает в роли заемщи­ка средств, что, однако, не исключает возможности предос­тавления на условиях возвратности, срочности и платности государственных денежных средств иным субъектам фи­нансовых правоотношений. В этом случае государство выступает кредитором. В тех случаях, когда государ­ство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно является гарантом.

Читать еще:  Кредитор это сторона кредитных отношений

Особенности государственного кредита:

1) Заемщиком в этих отношениях выступают органы государства или местного самоуправления. И, несмотря на то, что они заемщики, все условия кредитных отношений устанавливают именно они, а не кредиторы, которым принадлежат средства. Кроме того, они как органы власти, представляющие публичный финансовый интерес, оставляют за собой право изменить условия, если это крайне необходимо государству или местным органам.

2) Если при банковском кредитовании одним из принципов является обеспечение полученной суммы, то при государственном — специального обеспечения нет.

Отношения, возникающие при заимствования средств государством или местными органами власти, регулируются нормами конституционного, финансового и гражданского права.

Институт государственных и местных заимствований — это урегулированные правовыми нормами отношения, возникающие при заимствовании средств резидентов — юридических и физических лиц, а также других государств и финансовых организаций на условиях добровольности, возвратности, срочности, платности.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:

Принцип добровольности. Отношения в области государственного кредита возникают только на добровольных началах, то есть кредиторы — юридические или физические лица покупают ценные бумаги по собственному желанию за свои свободные средства. Кредитор, вступая в отношения добровольно, полностью подчиняется оговоренным условиям, временно отдавая средства в распоряжение государства или муниципального органа. В этих правоотношениях предписания государства или органа местного самоуправления не меняются второй стороной. Потенциальные кредиторы могут и не покупать ценные бумаги, но, если покупают, то только на условиях, установленным заемщиком.

Несмотря на добровольный характер отношений, они имеют не только и не столько гражданско-правовой, сколько финансово-правовой характер и регулируются исключительно методом властных предписаний.

Принцип платности означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Платность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды. Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни обособленного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Как экономическая категория государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит является обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитных отношений, существуют существенные различия.

Если банковский заемный фонд используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а его погашение происходит за счет увеличения стоимости прибавочного продукта, то средства, полученные в виде государственного кредита, используются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Государственный кредит — это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В условиях тоталитарной системы управления подобное ограничения текущих потребностей может происходить и по принуждению государства.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств требует и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Назначение государственного кредита проявляется прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованы финансовые ресурсы используются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованных с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возврата. Будучи заемщиком, государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Сущность регулирующей функции государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:

1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возврат и возмещение полученных средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Читать еще:  Средства в кредитных организациях это

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит– это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика кредита и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.

Государственный кредит функционирует в следующих формах:

1. Государственные займы – осуществляется за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, а также для получения иностранного кредита.

2. Кредиты. Они могут предоставляться в следующих видах:

а) бюджетные ссуды (инвестиционный налоговый кредит)

б) товарный кредит

в) льготные кредиты.

3. Гарантированные займы. Федеральное правительство в форме условленного государственного долга дает гарантированное обязательство под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, либо хозяйственными субъектами.

Как один из видов государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий (налогов):

Государственный кредит отличается от таких основных форм, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства займы не имеют целевого назначения. Заимствование на более низких уровнях характеризуется целевой направленностью.

Функции кредита:

1. Распределительная.Здесь подразумевается формирование денежных фондов и использование. Здесь проявляется принцип возвратности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения, т.е. идет формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств, так и предприятий, организованных на стадии первичного распределения и не предназначенных для текущего потребления:

а) финансирование дефицита бюджета, т.е. после налогов это второй методов финансирования дефицита бюджета.

б) при положительном бюджетном сальдо финансируются экономические и социальные программы, и этот фактор имеет положительное значение для ускорения экономического развития страны.

Финансирование расходов капиталистического характера за счет позаимствованных средств имеет положительное значение. Финансирование перекладывается на все поколения, которые будут пользоваться этим объектом.

2. РегулирующаяГосударство может проводить ту или иную финансовую политику, сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, следовательно, более дорогим становиться кредит для предпринимателей. Государство, выступая в качестве кредитора и гаранта, может стимулировать ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики.

3.Контрольная.

Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами управления.

2. По месту размещения: внутренние и внешние займы.

3. По обращению на рынке:

— Рыночные (займы свободно продаются и покупаются).

— Не рыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).

4. По срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

— Закладные (обеспечены конкретным доходом или имуществом).

— Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)

6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.

Процентные займы подразумевается доход в виде начисления процента.

Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.

При поцентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть – в форме выигрышей.

Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.

Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров.

7. В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.

8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector