Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое положение кредитных и страховых организаций

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций РФ установлены ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395 «О банках и банковской деятельности»

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках

Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом о банках предусмотрено создание кредитных организаций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банка,небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, а также клиринговые учреждения.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.

Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование на именования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы РФ, в которую входят также Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.

Являясь одним из видов предпринимательской деятельности, банковская деятельность представляет собой систему постоянно осуществляемых сделок и операций, направленных на извлечение прибыли. Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона о банках. К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов

3) купля-продажа иностранной валюты

4) выдача банковских гарантий

5) инкассация денежных средств, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) осуществление переводов денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций, кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающая исполнение обязательств в денежной форме;

2) осуществление операций с драгоценными металлами и камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Таким образом, законодательством для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная компетенция.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности осуществляются в порядке, установленном Законов о регистрации, Законом о банках,

В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банках. На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии или об отказе в этом.

После принятия решения о государственной регистрации Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС России) сведения и документы, необходимые для регистрации.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала этой организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковской деятельности. Срок действия лицензии не ограничен. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии.

Банк России определяет рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала создаваемых банков и небанковских кредитных организаций 300 миллионов рублей

Законом также определены меры контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляемые Банком России, средства обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Так, в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана:

1) создавать резервы

2) осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков;

Кредитные организации обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность, иную финансовую отчетность о своей деятельности. Бухгалтерская отчетность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке.

Тема 3. Субъекты предпринимательского права

3.6. Правовое положение кредитных организаций

Кредитная организацияюридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основ пой цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные законом о банках банковские операции.

Указанная формулировка и правовые основы кредитных организаций установлены. Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 27.07.2010 г.) «О банках и банковской деятельности» .

Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом о банках предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций.

Банкэто кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, клиринговые учреждения.

Клиринговое учреждение — это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству РФ, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выданный ЦБРФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона о банках:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

— размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; . осуществление расчетов;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

Читать еще:  Свойствами кредита как экономической категории являются

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

— выдача банковских гарантий и др.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Государственная регистрация и ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций, лицензирование банковской деятельности осуществляются Банком России в порядке, установленном законом.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации. Кредитные организации получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. В лицензии указываются банковские операции, заниматься которыми данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия.

Законом определены также меры контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляемые Банком России, средства обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Так, в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана:

— создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг;

— осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков;

— соблюдать обязательные нормативы, численные значения которых устанавливаются Банком России;

— организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций;

— депонировать обязательные резервы в Банке России.

В случае нарушения банковского законодательства Центральный Банк РФ может отозвать лицензию, что означает прекращение деятельности кредитной организации.

Особенности правового положения кредитных организаций по законодательству России

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 03.07.2017

Статья просмотрена: 1137 раз

Библиографическое описание:

Ремезова, И. А. Особенности правового положения кредитных организаций по законодательству России / И. А. Ремезова. — Текст : непосредственный, электронный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12752/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье рассматриваются особенности правового положения кредитных организаций в Российской Федерации, роль кредитных организаций и их групп в финансовой системе страны.

Ключевые слова: кредитная организация, банк, банковская кредитная организация, банковская группа, банковский холдинг

В нынешних экономических условиях кредитные организации являются одним из важнейших участников финансового рынка во всем развитом мире, их деятельность обеспечивает удовлетворения потребностей субъектов гражданского оборота в финансовых ресурсах за счёт привлечённых денежных средств. Вместе с тем, кредитные организации целью своей деятельности ставят извлечение прибыли, а значит, являются субъектами предпринимательской деятельности и на них распространяются соответствующие положения гражданского законодательства. Эти обстоятельства предопределили необходимость особого правового режима таких субъектов, поэтому неслучайно то, что российский законодатель наделил кредитные организации особой, специальной правосубъектностью.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) [1] кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ, имеет право осуществлять банковские операции, закрепленные в федеральном законодательстве. Исследователи также отмечают, что «кредитная организация это экономико-правовая категория, которая представляет собой юридическое лицо, имеющее следующие общие черты: во-первых, работает на определенном сегменте финансового рынка — на кредитном рынке; во-вторых, работает с чужими (привлечёнными) денежными средствами и является институциональным инвестором или осуществляет отдельные банковские операции на условиях и в порядке, установленном специальным законом; в-третьих, является объектом контрольно-надзорных мер с целью обеспечения надёжности и законности деятельности» [2, с. 10].

В литературе рассматриваются основные аспекты финансово-правового регулирования деятельности кредитных организаций:

а) особенности регистрации и лицензирования кредитных организаций;

б) порядок проведения проверок кредитных организаций;

в) меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным организациям;

г) порядок принудительной ликвидации кредитных организаций [3].

К этому перечню можно добавить особенности банкротства кредитных организаций и особенности регулирования банковских групп и холдингов.

Действующее законодательство различает банковские и небанковские кредитные организации. Банковская кредитная организация (банк) имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 3 Закона о банках). Банки, в свою очередь, подразделяются на банки с универсальной и базовой (относительно усеченной) лицензией.

Небанковские кредитные организации, в свою очередь, на основании норм Закона о банках (ст. 1) и актов Банка России [4] делятся на депозитно-кредитные, расчетные и платежные в зависимости от спектра операций, которые они имеют право совершать.

Несмотря на различия между видами кредитных организаций, деятельность всех подлежит лицензированию, причем урегулирован порядок лицензирования специальными нормами (а не Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ [5]). Обычным хозяйствующим субъектам, однако, не воспрещается передавать денежные средства взаймы: так, ФАС Уральского округа отметил, что действующее законодательство не предусматривает необходимости получения организацией лицензии при осуществлении деятельности по предоставлению займов; круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен, а деятельность, связанная с выдачей займа, не может быть признана банковской исключительно на основании факта предоставления заемных денежных средств с получением при этом процентов за пользование займом [6]. Более того, 02 июля 2010 года был принят Федеральный закон N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [6], который предоставил осуществления коммерческими организациями, не имеющими статуса кредитной организации, в качестве одного из основных видов своей деятельности привлечение займов и их последующую выдачу.

Возрастает значение банковских групп и холдингов. Одним из последствий кризиса прошлого десятилетия явилось поглощения небольших банков более сильными конкурентами и, как следствие, к настоящему времени банковские группы занимают значительную часть финансового рынка, причем тенденция к сокращению количества кредитных организаций продолжается. Такое положение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

С одной стороны, крупные субъекты легче переживают кризисные явления в экономике, поскольку увеличивается их гибкость и приспособляемость, увеличивается доступность к капиталу и уменьшение риска посредством диверсификации. Банковская группа позволяет диверсифицировать не только отдельные направления банковской деятельности, но и иную предпринимательскую деятельность банков, в том числе путем создания дочерних организаций, осуществляющих деятельность, запрещенную для банков (например, страхование, производство и торговля) [7].

Читать еще:  Сущность гос кредита

С другой стороны, даже крупные холдинги не бессмертны (не в последнюю очередь по причине высокорискованного характера своей деятельности), а последствия финансового неблагополучия крупного холдинга или группы гораздо серьезнее разорения множества мелких самостоятельных кредитных организаций, поэтому деятельность таких «гигантов» нуждается в особом механизме контроля с усилением публично-правового начала. В качестве наиболее существенных рисков банковской группы исследователи называют кредитный, процентный, валютный риски, риск потери ликвидности и риск деятельности группы в целом. Е. Б. Лаутс отмечает, что «их возникновение обусловлено наличием зависимости одних участников группы от других, что, с одной стороны, влечет предоставление услуг на более льготных условиях, а с другой стороны, лишает участников независимости в принятии решений, например, о выдаче кредита, о принятии средств в депозит, о снижении или, наоборот, увеличении процентных ставок по операциям» [7].

В силу ст. 4 Закона о банках банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (участников банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации, которая признается головной по отношению к иным.

В свою очередь, банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (участников), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), а также (при их наличии) иные юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций — участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов. Далее Закон устанавливает порядок определения доли банковской деятельности в деятельности банковского холдинга.

Поскольку основной целью банковского регулирования и надзора является минимизация опасности консолидированных рисков банковских холдингов и групп, законодатель, учитывая опасность консолидированных банковских рисков, предъявляет особенно строгие требования к банковским группам и холдингам. Они в основном изложены в ст. 4 Закона о банках.

Так, в частности, головная организация банковской группы, холдинга, обязана уведомить Центральный Банк РФ об образовании такой группы или холдинга. Такие группы и холдинги обязаны представлять особую отчётность и раскрывать информацию в соответствии с действующим законодательством.

Причем за кредитной организацией, входящей в состав группы или холдинга, закреплена обязанность представить отчётность о деятельности как в Банк России, так и головной организации холдинга или группы (сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов). В свою очередь, головная кредитная организация банковской группы по формам, в порядке и сроки, которые определяются Банком России, составляет и представляет в Банк России отчетность, необходимую для осуществления надзора за кредитными организациями на консолидированной основе, а также иную информацию о деятельности банковской группы в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров Банка России.

Наконец, не так давно в российское законодательство была включена категория системно значимых кредитных организаций. Основными направлениями их регулирования явилась поддержка государства в случае проблем с финансовой устойчивостью, задействование механизма финансового оздоровления в случае угрозы несостоятельности (банкротства), а также увеличение надзорной нагрузки с учетом факторов дополнительных концентрированных рисков.

Вместе с тем, к настоящему времени очевидно, что регулирования, установленного ст. 4 Закона о банках недостаточно, особенно с учетом того, что нормы корпоративного законодательства в части регулирования групп компаний и холдингов обычных юридических лиц в целом проработаны слабо.

Представляется, что именно этот сегмент законодательства нуждается в настоящее время в наиболее пристальном внимании, комплексном, системном регулировании с учетом баланса частных и публичных интересов, экономического и правового опыта развитых зарубежных стран и современных российских реалий.

  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395–1-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
  2. Щербак Н. В. Гражданско-правовое положение кредитных организаций: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.03. — Москва, 2002. — 198 с.
  3. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б. Г. Бадмаев, А. Р. Батяева, К. С. Бельский и др.; под ред. И. А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с. // СПС КонсультантПлюс.
  4. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2011 N Ф09–9382/10-С5. // СПС КонсультантПлюс.
  5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  6. Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // СПС КонсультантПлюс.
  7. Лаутс Е. Б. Правовое положение банковских групп и системно значимых кредитных организаций в банковской системе // Банковское право. 2016. N 2. С. 34–41.// СПС КонсультантПлюс.

Правовое положение страховых организаций

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых организаций в РФ являются ГК РФ и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [194] .

Страхование — отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (ч. 1 ст. 2 Закона об организации страхового дела).

Под страховой деятельностью законодатель понимает сферу деятельности определенных субъектов — страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Страхование осуществляется специальными субъектами — страховщиками. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

К страховщикам законодательством предъявляется ряд специальных требований.

1. В качестве страховщиков могут выступать только юридические лица (ст. 938 ГК РФ). Иные субъекты предпринимательской деятельности не вправе выступать в качестве страховщиков.

2. Страховщиком может быть юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, т. е. российское юридическое лицо.

Иностранные страховщики, по общему правилу, не вправе осуществлять на территории РФ страховую деятельность [195] .

Читать еще:  Кредит выполняет эмиссионную функцию

3. Такое юридическое лицо создается исключительно для осуществления страховой деятельности. Страховая деятельность является целью создания данного юридического лица, что прямо должно быть зафиксировано в учредительных документах организации.

4. Организация должна получить лицензию на осуществление страховой деятельности. В соответствии со ст. 938 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 Закона об организации страхового дела на территории РФ страхование может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии. Исключение из этого правила составляет перестрахование и иные случаи, прямо предусмотренные законами.

Лицензированию подлежат конкретные виды страхования, классификация которых установлена ст. 32 9 Закона об организации страхового дела (страхование имущества юридических лиц, сельскохозяйственное страхование, страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, страхование предпринимательских рисков и др.).

5. Страховщик вправе осуществлять только те виды страхования, которые указаны в его лицензии (ст. 938 ГК РФ, ч. 2 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

6. Страховая организация по общему правилу — коммерческая организация (хозяйственное общество). В отдельных случаях законодатель допускает к участию в страховом деле некоммерческие организации [196] .

7. Законодатель предъявляет ряд требований по обеспечению финансовой устойчивости страховых организаций.

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование.

Имущество страховой организации делится на средства страховых резервов и собственные средства страховщика. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Собственные средства страховой организации включают уставный капитал, резервный каптал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Важнейшей составляющей собственных средств страховой организации является ее уставный капитал. Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом об организации страхового дела минимального размера уставного капитала.

Особый правовой режим установлен для страховых резервов. Страховые резервы формируются организацией для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию.

8. В наименовании страховой организации должно содержаться указание на организационно-правовую форму и вид деятельности субъекта с использованием слова «страхование».

9. Законодательством установлен ряд специальных требований к составлению бухгалтерской (финансовой) [197] , статистической и иной отчетности, необходимых для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности.

Страховые организации обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган консолидированную финансовую отчетность, т. е. систематизированную информацию, отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности [198] .

10. Страховщики обязаны опубликовывать годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений [199] .

Страховщики могут действовать на страховом рынке через посредников — страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты — постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиям (ч. 1 ст. 8 Закона об организации страхового дела).

Страховой агент является ключевой фигурой механизма продаж страховых услуг. Он является основным посредником между страховщиком и страхователем.

Страховые брокеры — постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (ч. 2 ст. 8 Закона об организации страхового дела).

В качестве страховых брокеров могут выступать юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Страховые брокеры, в отличие от страховых агентов, могут действовать как по поручению страховщиков, так и страхователей.

Страховые брокеры предоставляют страхователю квалифицированные советы, готовят договоры страхования.

К числу субъектов страхового дела Закон об организации страхового дела относит также страховых актуариев.

Страховые актуарии — физические лица, постоянно проживающие на территории РФ, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов (ч. 1 ст. 8 1 Закона об организации страхового дела).

Страховой актуарий должен иметь квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются уполномоченным органом [200] .

Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов).

Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Контрольные вопросы

1. Вправе ли несовершеннолетние лица заниматься предпринимательской деятельностью?

2. Приведите примеры видов деятельности, которыми вправе заниматься только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели.

3. Какие структурные подразделения организации должны быть указаны в ее уставе? В чем заключается различие между филиалом и представительством юридического лица?

4. Назовите основные отличия некоммерческой от коммерческой организации. Вправе ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью?

5. Какие виды организаторов торговли вы знаете и в чем их отличия? Какие требования предъявляются к организаторам торговли?

6. Что понимается под АИФ? Назовите требования, предъявляемые к АИФ, управляющей компании, специализированному депозитарию инвестиционного фонда.

7. Кто может быть страхователем в соответствии с законодательством РФ? Назовите требования, предъявляемые к страховым организациям.

Литература

1. Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Правовые основы страхования: учеб. пособие. М., Проспект, 2011.

2. Гришаев С. П. Новое в законодательстве об ассоциациях как некоммерческих юридических лицах // СПС «Консультант Плюс», 2013.

3. Мыскин А. В. К вопросу о правосубъектности филиалов юридических лиц // Российская юстиция. 2012. № 8.

4. Тихомиров М. Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. М., 2007.

5. Шевченко О. М. Деятельность по организации торговли: предпринимательская или нет? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 6.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector