Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Россия должник и кредитор

Бизнес

Экономполитика

От Украины до Венесуэлы: сколько должны России

Названы главные должники России

Не менее 17 стран являются должниками России. Их суммарные обязательства перед Москвой — $27 млрд. Больше всего денег взяли не вернули Белоруссия, Украина, Венесуэла, Куба. Ранее Россия уже списала более $30 млрд и продолжает, прежде всего по политическим мотивам, финансировать своих партнеров

Не менее 17 стран являются главными должниками российской стороны, взяв у нее около $27 млрд. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину РБК.

Крупнейшим должником России является Белоруссия — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года, по данным белорусского Минфина. Только летом 2019 года Москва впервые за последние годы отказалась рефинансировать текущую часть белорусского долга, и Белоруссия попросила кредит у Китая, а также провела размещение облигаций в российских рублях.

Помимо замороженного кредита Россия поддавливает Белоруссию при помощи нефтяного маневра, проблемы цены на газ с 2020 года, нетарифным торговых ограничений, а также имеются трения по вопросу стоимости АЭС, которую должен достроить в Белоруссии «Росатом».

Дружба закончилась, а кредиты остаются

На втором месте по размеру задолженности — Украина, взявшая $3,7 млрд. Киев, с точки зрения Москвы, по-прежнему должен более $3 млрд по еврооблигациям, которые российский Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел в декабре 2013 года.

В декабре 2015 года новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт, не погасив ни тело долга, ни финальный купон. За это Россия подала на Украину в английский суд, и стороны судятся до сих пор.

Украина этот долг перед Россией не признает, заявляя, что Москва силой принудила выпустить эти бонды. Но Минфин России считает, что это был двусторонний межправительственный заем.

Украина, со своей стороны, учитывает только долг перед Россией на $0,61 млрд, образовавшийся в 1990-х годах за поставки российского газа. В 1997 году стороны договорились в рамках раздела Черноморского флота, что этот долг будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина. После референдума в Крыму судьба этого долга не вполне понятна.

Венесуэла не рассчиталась за оружие

По данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд и должен быть погашен в 2027 году. Долг образовался в 2011 году в виде кредита, который предназначался для финансирования поставок в Венесуэлу российских вооружений. Причем у Венесуэлы может быть и другая задолженность перед Россией помимо оружейного кредита.

После введения санкций США против венесуэльского правительства у России, скорее всего, возникнут проблемы с получением денег от Каракаса в долларах.

Венесуэльский кредит реструктурировался трижды, последний раз — в ноябре 2017 года.

Остров Свободы — от долгов и обязательств

Порядка $3 млрд России должна Куба. Ранее в 2014-м Москва списала стране долгов на $30 млрд. Задолженность не могли урегулировать 20 лет, но Госдума сделала это накануне визита Владимира Путина в Гавану.

Когда правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации межправительственных соглашений с Кубой, выяснилось, что латиноамериканской стране прощаются сразу $31,7 млрд из $35,2 млрд задолженности перед Россией.

То есть депутатам было предложено простить острову Свободы 90% долга.

«Остаток долга — $3,5 млрд — подлежит погашению 20 равными долями в течение десяти лет. Суммы, поступающие в счет погашения этого остатка долга, зачисляются на счет Внешэкономбанка в Национальном банке Кубы, подлежат использованию на инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики», — пояснял депутатам представитель Минфина Сергей Сторчак.

Предполагалось, что возражений не будет. Когда слово предоставили депутату Валентине Терешковой, она напомнила депутатам: «Когда беда пришла в нашу страну в 1986 году, взрыв на Чернобыльской АЭС, Куба приняла 40 тыс. наших ребятишек на лечение и отдых», — сказала Терешкова, предложив депутатам не забывать об этом факте, когда они будут голосовать.

Но ратификация не прошла гладко. Депутат Антон Ищенко (ЛДПР) тоже вспомнил былое, но совсем с другим прицелом.

«Когда речь заходит о списании задолженности даже братским странам, почему-то мы всегда забываем о своих собственных гражданах. Почему не был поставлен правительством вопрос, например, о предоставлении бесплатных путевок всем гражданам страны на Кубу? Почему не прорабатывался этот вопрос?» — возмутился депутат.

Он огласил внушительный список предложений по списанию долгов: списать селянам кредиты, взятые в государственном Россельхозбанке, сделать скидку в 90% всем россиянам, взявшим кредиты в госбанках на ипотеку.

Долги соответствуют амбициям

Кубинский долг — последний из долгов стран, бывших советскими сателлитами: Никарагуа, Ангола, Вьетнам. В 2008 году Россия списала Ираку $12 млрд, Афганистану — $12 млрд. Эти долги были реструктурированы в 2007–2008 годах.

Всего с 1996 года Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд (не считая Кубы).

Кроме того, кубинский долг — самый значительный из всех, имевшихся у Советского Союза, отмечал в комментарии «Газете.Ru» директор Института стран Латинской Америки Владимир Давыдов. По его словам, кубинский долг «соответствует масштабу былых геополитических амбиций СССР, враждовавшего с США».

Кроме того, России должны за строительство атомных станций две страны — это Бангладеш и Венгрия. В прошлом году президент Владимир Путин сообщал о планах выделить Египту госкредит на $25 млрд для строительства АЭС, но в египетской госстатистике этой суммы нет.

Минфин Индии подтверждает задолженность перед Россией $1,1 млрд на конец 2018 года. Эта задолженность номинирована в индийских рупиях и относится к кредитам бывшего Советского Союза, а погашает ее Индия экспортом в Россию товаров.

Среди должников России могут быть также Китай и Марокко, но они не раскрывают своих двусторонних кредиторов. Итого, у России порядка 17 стран-должников, размер долга которых сложно подтвердить по открытым источникам.

Долги самой России перед другими странами незначительные. Ранее в июле пресс-секретарь генсека СЕ Дэниел Хольтген заявил, что Россия должна заплатить Совету Европы €55 млн. Речь идет о выплатах в бюджет СЕ за 2017-2018 годы. Из них 33 млн Россия погасила – за $2019 год.

Кредиторы России;

Введение

В прошедшем десятилетии Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям. К началу 2001 года внешний долг – суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам – составил примерно 147 млрд. долларов. С середины 90-х годов этот процесс дополнился экспансией внутреннего долга.

Девальвация рубля в 1998 году мгновенно утяжелила относительное бремя внешнего долга в несколько раз, так что к 2000 году оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает критическую отметку, установленную международными финансовыми организациями на уровне 50%. В результате Россия оказалась одним из крупнейших должников в мире, и перед ней со всей остротой встала проблема обслуживания и погашения своих долгов.Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками.

Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней. Так как внешний долг выходит далеко за рамки внутриэкономических задолжностей нашего правительства и показывает развитие нашей страны. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Заёмные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга, изымает средства из национальной экономики. К тому же надо отметить, что большая часть внешнего долга России — это наследство СССР, а именно, бездарной экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 гг. Поэтому внешний долг всегда оказывал, и будет оказывать огромное влияние на всю экономику страны.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6-% займы 1817-18гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

Внешние долги России — в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.

Читать еще:  Кредит становится реальностью в том случае

В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений. Важнейшая особенность советских кредитов загранице: они предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 — 15 лет из 2,5 — 4% годовых) с погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.

Круг западных кредиторов России достаточно велик — в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая — задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба — особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.

Вторая группа — это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий.

Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу — долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ — Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашении он несколько уменьшился.

Россия должник и кредитор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:34, реферат

Описание

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

реферат.docx

— предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Россией государствам-участникам СНГ;

— программа предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Договоры о реструктуризации или списании задолженности иностранных государств перед Россией подлежат ратификации Государственной думой РФ за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия страны в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех их участников. Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Россией может быть осуществлена в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о такой уступке, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В настоящее время общий размер внешнего долга России соизмерим с размером иностранного долга перед Россией. Если бы качественная структура задолженности иностранных государств была близка к структуре российского внешнего долга, то Россия могла бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных государств перед ней. Фактически произошел бы обмен российского долга на долг перед Россией.

Однако в действительности это маловероятно. Внешний долг России в основном урегулирован (практически нет взаимных претензий сторон по нему) и большая его доля приходится на задолженность развитым странам (характеризующимся сильной международной позицией) и рыночную задолженность. С учетом того, что Россия уже не относится к числу беднейших стран, а также устойчивости платежного баланса страны списание ее внешнего долга не представляется реальным. Более того, в настоящее время при обсуждении проблемы досрочной выплаты Россией долга странам Парижского клуба кредиторы выдвигают требования погашения не только основной суммы оставшейся задолженности, но и всех процентных платежей будущих периодов по обслуживанию этого долга (то есть без дисконта) , не говоря уже о том, что они не согласны с частичным списанием его основной суммы [5]. Повышение суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами только усиливает переговорную позицию кредиторов России относительно возврата внешнего долга Парижскому клубу в полном объеме без дисконта. Данного мнения придерживаются также иностранные и российские специалисты

Существенная часть задолженности иностранных государств перед Россией по-прежнему остается неурегулированной, причем в немалой степени она приходится на беднейшие страны, которые не в состоянии обслуживать свои долги. Членство России в Парижском клубе накладывает на нее обязательства по списанию значительной части долгов беднейших стран как клиентов Парижского клуба, так и не входящих в их число (если для урегулирования задолженности таких стран применяются процедуры Парижского клуба) , что и происходит в действительности. По некоторым оценкам, за последние десять лет Россия списала своим должникам более 45 млрд. долл. США [8].

В отдельных случаях списание Россией задолженности иностранных государств сопровождается дополнительными условиями, например, участием России в активах страны-должника, поставкой должником товаров в счет погашения части долга и т. п. Отметим, что большая часть иностранного долга перед Россией сформировалась за счет поставок спецтехники из СССР.

Устойчивое положительное сальдо платежного баланса России, наличие профицита бюджета, а также высокий уровень золотовалютных резервов Банка России позволяют в полной мере и своевременно осуществлять обслуживание и погашение (в том числе досрочное [11]) внешнего долга. Однако этот факт не должен снимать с повестки дня проблему урегулирования долга иностранных государств перед нашей страной.

Программа предоставления Россией кредитов иностранным государствам:

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год» предусмотрен предельный размер ассигнований федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным государствам в сумме до 19, 25 млрд. руб., эквивалентной 641, 69 млн. долл. США.

Эти средства будут направлены в основном на оплату поставок оборудования и услуг российских организаций, что позволит упрочить позиции России на мировом рынке, увеличить долю оборудования в структуре российского экспорта, повысить загруженность отечественных промышленных предприятий и увеличить налоговые поступления в бюджет страны. Программа предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2011 г. составлена с учетом необходимости завершения действующих проектов, а также выполнения ранее достигнутых межправительственных договоренностей с соответствующими иностранными государствами. Назовем основные объекты оказания технического содействия российскими организациями за рубежом в 2011 г.

Предоставление государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам по межправительственным соглашениям (договорам) , заключенным с 1 января 2010 г., будет осуществляться при условии исполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной суммы задолженности по ранее выданным кредитам.

Возможные схемы реструктуризации задолженности

Обратимся к теории вопроса. При обслуживании государственного долга могут возникнуть проблемы, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Тогда государство может оказаться не в состоянии обслуживать свой долг надлежащим образом, что приводит и к временным задержкам по выплате процентов или основной суммы долга, и к полному отказу от данных выплат. У подобных заемщиков повышается вероятность наступления дефолта по своим обязательствам, и они начинают вести переговоры с кредиторами о возможных путях урегулирования или реструктуризации своих долгов. Правительствам необходимо также разработать программу балансирования государственных бюджетов для снижения рисков при их планировании.

Проблема реструктуризации государственного долга стала предметом ряда серьезных исследований [13]. При ведении переговоров со странами-должниками можно использовать следующие схемы реструктуризации.

В случаях, когда обязательства страны-должника превышают ее ожидаемую платежеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства направляются кредиторам, а не на непроцентные расходы. Списание долга предполагает, что в данной стране сложилась безнадежная финансовая и долгосрочная экономическая ситуация. По правилам Парижского клуба кредиторов, списание долгов, в том числе частичное, применяется только к категории беднейших стран.

Читать еще:  Кредитные операции депозиты

Выкуп долга (buy-back)

Отдельные страны-должники могут располагать значительными объемами золотовалютных резервов или способны их достаточно быстро нарастить за счет развития экспортных отраслей. В этой ситуации можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке (если они там свободно обращаются) , что позволяет на рыночных условиях сократить общий объем государственного долга без принятия кредиторами каких-либо согласованных решений. Из-за наличия дисконта по долгам подобная стратегия в чем-то аналогична частичному списанию.

Однако, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов минимум по двум причинам. Во-первых, нарушается принцип главенства кредиторов, то есть их право на преимущественное получение любых свободных средств должника, просрочившего платеж. Во-вторых, возникают феномены «субъективного риска» и «обратного отбора» , когда фактический выигрыш получают наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом.

Если решение о выкупе принимается с согласия кредиторов, то подобные проблемы можно разрешить, например, устанавливая его максимальные объемы. Если снижение долгового бремени заемщика увеличивает вероятность выплат, то кредиторы могут согласиться на выкуп долга. При этом их потери, вызванные отказом от получения полной суммы кредита, компенсируются улучшением перспектив возврата оставшейся части долга.

Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком обременительных) , в новые, улучшающие текущее или будущее положение заемщика. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд. Кредитные корпорации, сталкивающиеся со списанием значительных активов, зачастую обменивают их на долговые обязательства меньшей номинальной стоимости, вероятность выполнения которых выше, или на ценные бумаги заемщиков из числа акционерных компаний. Различают следующие виды конверсии государственных долговых обязательств.

Обмен долга на акции (на собственность) . В ходе стандартных корпоративных обменов долга на акции кредиторы отказываются от своих договорных прав в отношении должника, не исполняющего свои обязательства, в обмен на определенную долю его акций. Главное преимущество данной операции состоит в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в какое-либо национальное предприятие. Обмен долга на акции может предполагать участие и резидентов и, как следствие, способствовать репатриации вывезенной иностранной валюты. Применяется также форма урегулирования долга, в рамках которой происходит обмен долга на собственность страны-должника, например, на земельные ресурсы или недвижимость.

Обмен долга на долг. Подобная конверсия предполагает превращение существующих долговых обязательств в новые. Новое долговое обязательство может предусматривать уменьшение суммы основного долга или иные сроки его выполнения. Можно изменить и форму долговых обязательств. Одной из распространенных разновидностей обмена долга на долг считается операция, позволяющая конвертировать старый долг в новые долговые инструменты нового заемщика (специально выбранной компании) с погашением и выплатой иностранному кредитору процентов наличными и/или за счет экспортной выручки. При этом прежний заемщик осуществляет предоплату долга новому заемщику в национальной валюте, которая используется последним для финансирования местных расходов. Другим вариантом является обмен долговых обязательств страны-должника на обязательства третьих стран — ее дебиторов, то есть долги погашаются кредитору путем уступки ему требований страны-должника на долги третьих стран.

Обмен долга на налоги. Данная схема конверсии предполагает обмен компаниями — держателями внешнего долга долговых обязательств страны-должника на льготы по уплате налогов на производимые ими инвестиции на ее территории, как правило, по выгодному для компаний курсу. Для реализации рассматриваемой формы конверсии требуется наличие соответствующей нормативно- правовой базы в налоговом законодательстве страны-должника.

Обмен долга на ресурсы на цели развития. Подобные операции могут проводиться на основе выкупа долга или пожертвований. Чаще всего международные благотворительные организации или правительства развитых стран выкупают со скидкой коммерческие долги на вторичном рынке и затем переводят их в обязательства, подлежащие оплате в местной валюте либо по номиналу, либо со скидкой менее высокой, чем на вторичном рынке. В других случаях банки передают долг какой-либо благотворительной организации с условием, что он будет погашен в местной валюте в рамках ранее согласованной программы в области природоохранной деятельности, в социальной сфере или сфере образования.

Обмен долга на экспорт (долг на товар) . При использовании данного вида конверсии в отношении задолженности перед коммерческими кредиторами страна-должник предлагает погашение обязательств в форме получения права на реализацию товара по установленной цене. Определенная часть от суммы реализации возвращается стране-должнику, а оговоренная доля остается у кредитора в счет погашения выставленных требований. Одним из главных недостатков этой схемы является нередко выдвигаемое должниками условие предоплаты кредитором части стоимости товара.

Секьюритизация, то есть выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств) , подтверждающих право на собственность или обязательства должника, все шире используется в международной практике. Поэтому в большинстве случаев такие новые инструменты определяются как обеспеченные активами ценные бумаги (asset-backed securities) .

Под секьюритизацией задолженности понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты (ценные бумаги) . Любой кредитор (или должник) вправе секьюритизировать свои активы (или долги) , а успех операции будет зависеть от: готовности рынка принять дополнительный риск; состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств, источником погашения которых являются старые долги (здесь имеется определенная аналогия с факторингом) ; политических рисков.

Белоруссия, Украина и Венесуэла оказались крупнейшими должниками России

Российское правительство традиционно держит в секрете финансовые и экспортные кредиты, выдаваемые другим государствам. Информация становится публичной, только если Россия подписывает межправительственные соглашения, которые затем ратифицируются Госдумой, если о таких займах рассказывают официальные лица или же информация раскрывается по линии государства-заемщика.

Непрозрачность программы госкредитов объясняется тем, что, во-первых, большинство таких займов носят не чисто коммерческий, а политический характер, во-вторых, многие займы предоставляются в рамках военно-технического сотрудничества, которое по большей части засекречено. Москва, например, кредитовала Армению, Венесуэлу, Индию, Индонезию именно в целях закупок российских вооружений.

РБК решил собрать всю имеющуюся информацию о долгах других стран перед Россией. Общую задолженность по российским госкредитам Минфин оценивал на 1 мая 2019 года в $39,4 млрд, из которых $15,8 млрд должны страны СНГ. Общие цифры раскрывались в июньском проспекте суверенных еврооблигаций России (.pdf). Более $5 млрд из общей задолженности — это реструктурированные долги стран перед бывшим СССР (Вьетнам, Индия, Ирак, Йемен, Куба), показал анализ РБК.

Белоруссия: долг без рефинансирования

  • Крупнейшим должником России является Белоруссия — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года (цифру предоставил РБК белорусский Минфин).
  • Задолженность Минска почти не изменилась по сравнению с концом 2018 года, когда она составляла $7,52 млрд, по данным Банка России.

С 2012 года долг Белоруссии перед Россией вырос в два раза. Но летом 2019 года Москва впервые за последние годы отказалась рефинансировать текущую часть белорусского долга (первый вице-премьер Антон Силуанов в июне говорил, что Москва ждет от Минска шагов навстречу экономической интеграции), и Белоруссия попросила кредит у Китая, а также провела размещение облигаций в российских рублях на российском рынке. Китай — второй крупнейший кредитор Белоруссии после России.

Отказ России предоставлять Белоруссии кредит на рефинансирование долга — одна из составляющих системного экономического давления, которое Россия начала оказывать на Белоруссию, считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. В целом можно говорить о «похолодании в отношениях» двух стран, указывает он. Направлений экономического давления на Белоруссию много: помимо замороженного кредита это нефтяной маневр, вопрос о цене на газ с 2020 года, нетарифные торговые ограничения, а также трения по вопросу стоимости белорусской АЭС, которую должен строить «Росатом», добавляет Крук.

Отношения с Украиной разорваны, а кредиты остались

  • На втором месте по задолженности перед Россией находится Украина — около $3,7 млрд в сумме.
  • Киев, с точки зрения Москвы, по-прежнему должен $3,075 млрд по еврооблигациям, которые Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел в декабре 2013 года.

В декабре 2015 года новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт, не выплатив тело долга и финальный купон. Россия подала на Украину в английский суд (облигации регулировались британским правом), и стороны судятся до сих пор. Украина этот долг перед Россией не признает, считая, во-первых, что это были коммерческие бумаги, а не межгосударственный кредит, а, во-вторых, пытаясь доказать, что Россия силой принудила выпустить эти бонды. Но Минфин России считает, что это был двусторонний межправительственный заем, и по-прежнему учитывает его на балансе ФНБ.

  • Украина, со своей стороны, учитывает только долг перед Россией на $0,61 млрд, образовавшийся еще в начале 1990-х годов за поставки российского газа.
Читать еще:  Формирование резервов кредитных организаций

В 1997 году стороны договорились в рамках раздела Черноморского флота, что этот долг будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина, но непонятно, произошло это до или после присоединения Крыма к России. «На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — говорила в 2016 году бывшая директор департамента долговой политики Минфина Украины Галина Пахачук.

Государственные кредиты делятся на финансовые и экспортные. Первые не подразумевают никаких специальных условий — кредит может использоваться по усмотрению заемщика (такова, например, часть кредитов Белоруссии, кредит Кипру). В последние годы Россия стремится выдавать больше экспортных займов — тех, которые финансируют поставки российских товаров или услуг в страну заемщика. И, возможно, будет выдавать их еще больше — в июле 2019 года правительство внесло в Госдуму законопроект о будущем использовании сверхдоходов ФНБ (после достижения ликвидной частью фонда отметки в 7% ВВП) для предоставления государственных экспортных кредитов.

Проблемы с Венесуэлой

  • Венесуэла — основной должник России за пределами постсоветского пространства, если ориентироваться на открытые данные. По официальным данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд и должен быть погашен в 2027 году. А восходит он к кредиту 2011 года, который предназначался для финансирования поставок в Венесуэлу российских вооружений.
  • Президент России Владимир Путин в июне заявил, что задолженность Каракаса перед Москвой достигает $3,5 млрд. Не ясно, в чем причина расхождения в данных Минфина и Кремля, но если исходить из слов Путина, у Венесуэлы может быть и другая задолженность перед Россией помимо оружейного кредита 2011 года.
  • В конце сентября Венесуэла должна перевести России очередной процентный платеж по кредиту; сумма платежа, по данным Силуанова, составляет $200 млн. После введения санкций США против венесуэльского правительства у России, скорее всего, возникнут проблемы с получением денег от Каракаса в долларах, писал РБК.

Когда речь идет о странах-союзниках, любое кредитование потенциально убыточно (займы часто выдаются под льготную ставку, задолженность может реструктурироваться с потерями для кредитора), комментирует юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова. «Кредит, выдаваемый государству, основан в значительной степени не на экономических резонах и финансовой выгоде, а на политических основаниях», — отмечает она. Венесуэльский кредит реструктурировался трижды, последний раз — в ноябре 2017 года.

Куба не уступает

  • Около $3 млрд России должна Куба, но точных данных по кубинской задолженности нет (Министерство финансов республики не ответило на запрос РБК).
  • Ориентировочная сумма долга рассчитана следующим образом. Остаток задолженности, урегулированной в 2014 году (тогда Москва списала 90% кубинского долга, оставив $3,52 млрд). Они погашаются равными полугодовыми платежами, так что к настоящему времени осталась ровно половина долга — $1,76 млрд.
  • С 2015 года Москва предоставила Гаване еще две кредитные линии на общую сумму $1,44 млрд на финансирование местных отраслевых проектов, хотя сумма использованных Кубой средств неизвестна.

Отдельно стоят экспортные госкредиты, выдаваемые Россией на постройку зарубежных атомных электростанций (АЭС). РБК удалось идентифицировать двух суверенных заемщиков, которые берут деньги на строительство АЭС «Росатомом», — это Бангладеш и Венгрия.

  • АЭС в Бангладеш строится с 2017 года, в 2016 году Россия согласилась выделить кредитную линию для постройки этого объекта на сумму до $11,38 млрд.
  • При этом, по данным Министерства финансов Бангладеш, Москва дает деньги с 2014 года: за пять лет по февраль 2019 года сумма финансовой помощи составила почти $2 млрд. Российские кредиты на строительство АЭС будут погашаться в течение 20 лет с 2027 года.
  • Хуже обстоят дела с финансированием сооружения третьей очереди венгерской АЭС «Пакш». Госкредит в объеме до €10 млрд ($11,1 млрд) был одобрен еще в 2014 году.
  • Однако данные Управления государственного долга Венгрии (AKK) показывают, что к середине 2019 года реально выделено лишь $28 млн — 0,25% от общего объема кредитной линии.

«Отрицать не стану — мы уже отстаем от графика. Но отставать от графика — не означает отказываться от работы совсем. Это означает лишь то, что электростанция будет введена в строй позднее, чем планировалось. Задержки вызваны в основном затянувшимися формальными процедурами ЕС, которые заняли гораздо больше времени, чем следовало бы», — признавал в марте глава МИД Венгрии Петер Сиярто.

Крупные инфраструктурные проекты типа АЭС обычно строятся в течение значительного времени, сроки могут составлять и семь, и десять лет, поэтому еще рано судить об этом, говорит Кира Сазонова. Кроме того, в тех же европейских странах популярность атомной энергетики в последние годы снижается, что приводит к фактической заморозке многих атомных проектов, добавляет она.

«Мы, конечно, не знаем всех причин, ставших «тормозом» по постройке АЭС, но для Венгрии, вероятно, можно назвать пакет антироссийских санкций со стороны ЕС, которые недавно были вновь пролонгированы», — указывает профессор экономического факультета МГУ Наталья Щеголева.

«Росатом» помимо Венгрии и Бангладеш строит или собирается строить атомные электростанции в Белоруссии, Индии, Турции, Египте. Соглашение о предоставлении Минску госкредита до $10 млрд было подписано еще в 2011 году, но сколько денег по нему выбрала белорусская сторона, неизвестно (они входят в общую сумму двусторонней задолженности Белоруссии перед Россией на $7,55 млрд). В прошлом году президент Владимир Путин сообщал о планах выделить Египту госкредит на $25 млрд для строительства АЭС, но в египетской госстатистике о внешнем долге следов этих денег пока нет.

Часть индийских долгов, возможно, скрыта

  • Что касается Индии, то Минфин этой страны раскрывает задолженность перед Россией в эквиваленте около $1,1 млрд на конец 2018 года. Эта задолженность номинирована в индийских рупиях и относится к кредитам бывшего Советского Союза, а погашает ее Индия экспортом в Россию товаров. Кредиты брались Индией на закупку советских вооружений.
  • В апреле 2018 года Государственный банк Индии прекратил платежи за поставки российских вооружений, после того как США ввели санкции против «Рособоронэкспорта», сообщали индийские СМИ. Вопрос не был урегулирован более года, однако в итоге стороны нашли альтернативу долларовым платежам. Неизвестно, осталась ли у Индии просроченная задолженность по закупкам российского оружия, но в любом случае возможный долг образовался не перед Российской Федерацией, а перед «Рособоронэкспортом».

Индийское издание Indian Express сообщало в феврале, что в соответствии с кредитными договоренностями правительств России и Индии, как только российская сторона отправляет оборудование для АЭС «Куданкулам», она выплачивает деньги поставщикам и ждет возмещения от индийских властей. Правительство Индии, в свою очередь, переводит этот долг на Индийскую корпорацию по атомной энергии (NPCIL), предоставляя ей бюджетные субсидии на выплату. Однако правительство сократило бюджетную поддержку NPCIL, в результате чего у нее пошли задержки с платежами в адрес России. По данным Indian Express, на конец марта 2018 года обязательства NPCIL по «российскому кредиту» составляли 39 млрд рупий — около $600 млн. Таким образом, вероятно, Индия должна России еще больше с учетом задолженности NPCIL, которая не раскрывается в официальных документах.

Должен ли России Китай

Заемщиков, которые должны России около $13 млрд, идентифицировать не удалось. Среди таких должников могут быть Китай и Марокко (которые не раскрывают своих двусторонних кредиторов), следовало из отчета Счетной палаты об исполнении бюджета 2015 года — последний раз, когда аудиторы подробно расписывали должников России. Также это могут быть иностранные госпредприятия, чьи долги не отражаются в статистике правительств.

Из национальных министерств финансов, куда направил запросы РБК, ответили только Минфин Белоруссии и Минфин Сербии. В последнем сообщили, что задолженность перед Россией составляет $647 млн. Пресс-служба Минфина России на запрос не ответила.

В составе государственных кредитов России РБК не учитывал гособлигации зарубежных стран (Франции, Германии, США, Японии, Великобритании и др.), которыми владеет ЦБ России от имени Минфина в рамках управления валютными резервами. На 1 августа 2019 года ликвидная часть Фонда национального благосостояния составляла $98,5 млрд — это часть международных резервов России, которую контролирует Минфин. Как показывают данные ЦБ на конец 2018 года, 40% резервов ($191 млрд) были размещены в облигациях иностранных эмитентов (преимущественно госбумагах), но сказать, сколько точно приходится на долю Минфина, невозможно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector