Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетно финансовая политика государства включает

Бюджетно финансовая политика государства включает

Глава 5. Бюджетное планирование

5.1. Финансово-бюджетная политика

Выполнение государством предусмотренных законодательством функций и задач требует соответствующих ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с возникновением финансовых отношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.

Характер организации этих взаимоотношений определяется проводимой государством финансово-бюджетной политикой.

Таким образом финансово-бюджетная политика – это совокупность правовых норм, действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в области финансовых отношений для решения ими своих задач и функций.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение цели и задач в области финансов, разработку механизмов мобилизации денежных средств, определение приоритетов в использовании бюджетных средств, управление финансами с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Основными инструментами финансово-бюджетной политики в области кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.

Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень платности в социальной сфере также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее марта месяца года, предшествующего очередному финансовому году.

Послание определяет для Правительства РФ ориентиры при формировании и исполнении бюджета на предстоящий финансовый год.

Финансовый год (бюджетный период) в России совпадает с календарным годом.

На региональном уровне, в зависимости от существующего законодательства в каждом конкретном субъекте РФ, могут предусматриваться бюджетные послания руководителей субъектов, но вместо посланий могут быть только направления бюджетной политики, прилагаемые в качестве одного из документов к проекту бюджета.

Существенным моментом в финансово-бюджетной политике является определение органов и организаций, а также их функций в бюджетном процессе.

Перечень органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:

— органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;

— финансовые и налоговые органы;

— органы денежно-кредитного регулирования;

— органы государственного финансового контроля;

— главные распорядители кредитов;

— государственные целевые внебюджетные фонды.

Остановимся на краткой характеристике основных бюджетных полномочий перечисленных структур.

Законодательные (представительные) органы – рассматривают и утверждают бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении.

Исполнительные органы осуществляют сводное финансовое планирование, составляют проекты бюджетов, вносят их на рассмотрение законодательных органов, осуществляют исполнение бюджетов, готовят проекты отчетов об их исполнении.

Денежно-кредитное регулирование осуществляет Центральный банк России, который совместно с Правительством Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Через структуры Центрального банка на местах осуществляется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов государственных внебюджетных фондов.

Главные распорядители бюджетных средств (министерства, государственные комитеты, федеральные службы и др.) – первые прямые получатели бюджетных средств, обладающие правом распределять средства между распорядителями и получателями. Главный распорядитель бюджетных средств готовит бюджетную роспись распределения денег по распорядителям и получателям бюджетных ассигнований.

Контрольно-счетные органы — представлены Счетной палатой РФ, аналогичными контрольными органами в субъектах РФ, образуются представительными органами для осуществления контроля за расходованием средств в соответствии с законом о бюджете.

Все перечисленные органы являются участниками бюджетного процесса.

Бюджетный процесс — совокупность действий представительных, исполнительных органов власти, бюджетных организаций по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Бюджетный процесс включает:

— сводное финансовое планирование;

— составление, рассмотрение, утверждение бюджета;

— анализ и контроль за исполнением бюджета.

Финансово-бюджетная политика

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, целевой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системы.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Банка России, контрольно-счетных органов.

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Читать еще:  Основной целью государственного финансового контроля является

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:

− органы представительной и исполнительной власти;

− финансовые и налоговые органы;

− органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

− главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

− государственные целевые внебюджетные фонды.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Центральный Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств − это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным и целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

− сводное финансовое планирование и прогнозирование;

− составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

− исполнение бюджета в течение бюджетного года;

Тема 8. Бюджетно-финансовая политика: основные направления, механизм реализации

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРаВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Необходимость и сущность бюджетно-финансовой политики.

2. Цели, основные направления, инструменты БФП.

3. Проблемы бюджетно-финансовой политики. Эффекты вытеснения,

инфляции, чистого экспорта.

5. Дискреционная и недискреционная БФП. Встроенные стабилизаторы.

6. Налоговое регулирование в экономической теории предложения. Кривая

1. Необходимость и сущность бюджетно-финансовой политики

Бюджетно-финансовая политика – это совокупность экономических и административно-правовых мер, предпринимаемым правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики с использованием бюджетных и налоговых инструментов.

Обоснование необходимости бюджетно-финансовой политики в экономической теории:

1. макроэкономическая нестабильность рыночной экономики

2. проблема производства общественных благ

3. проблема компенсации внешних эффектов

4. проблема социального неравенства и нищеты

2. Цели, основные направления, инструменты БФП

Цели бюджетно-финансовой политики

1. повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики

2. повышение уровня благосостояния

1. стабилизация национальной экономики

2. финансовая стабилизация

4. снижение уровня инфляции

5. стимулирование инвестиций

6. стимулирование научно-технического прогресса

7. поддержка конкуренции и предпринимательства

8. справедливое распределение и перераспределение национального дохода

Направления бюджетно-финансовой политики

Общие направления БФП:

Направления БФП в зависимости от специальных целей:

1. стабилизационная (стимулирующая, сдерживающая)

5. политика поддержки малого бизнеса

Инструменты бюджетно-финансовой политики

* на стороне расходов госбюджета,

* на стороне доходов госбюджета.

§ расходы центрального правительства

§ расходы местных органов власти

§ дотации местным органам власти

§ выплата процентов по государственному долгу

§ налоги на продажи

§ налоги на собственность

§ взносы по социальному страхованию

§ таможенные сборы и пошлины

3. Проблемы бюджетно-финансовой политики.

Эффекты вытеснения, инфляции, чистого экспорта

Проблемы реализации бюджетно-финансовой политики

1. длительность лагов регулирования,

3. вмешательство «прочих» факторов,

4. эффект вытеснения,

5. эффект инфляции,

6. эффект чистого экспорта,

8. проблема дефицита бюджета и государственного долга.

Лаг распознавания представляет собой промежуток времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием этой проблемы на уровне правительства.

Административный лаг – это промежуток времени между пониманием необходимости бюджетно-финансового регулирования макроэкономической проблемы и принятием реальных мер правительством.

Функциональный лаг представляет собой промежуток времени между принятием решения и мер по урегулированию макроэкономической проблемы и воздействием этих мер на ВВП, занятость, уровень цен и др.

(стимулирующая БФП)

G

L r I AD GDP

T

Эффект вытеснения – это одна из проблем стимулирующей БФП, заключается в том, что при поведении стимулирующей БФП происходит снижение темпов роста частных инвестиций и ВВП.

Бюджетно-финансовая политика в РФ

Бюджетно-финансовая политика — целенаправленная деятельность государства (в лице органов государственной власти и местного самоуправления) по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации задач экономической политики. В зависимости от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны Б.-ф.п. предусматривает разную степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижения сбалансированности бюджетных доходов и расходов и т.д. Б.-ф.п. включает в себя налоговую политику и тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

Читать еще:  К государственным финансам относятся

Бюджетно-финансовая политика — система обоснования, разработки и реализации совокупности мер, направленных на достижение общенациональных целей в экономической сфере финансовыми средствами и методами (бюджетными и налоговыми).

Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и положительное сальдо платежного баланса.

Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты бюджетно-финансовой политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями. Бюджетно-финансовую политику также иногда называют налогово-бюджетной по основным инструментам, с помощью которых она воздействует на хозяйственную ситуацию в стране. Или еще ее именуют фискальной (фиск — латинское олово, оно означает корзину, в которой хранили деньги древнеримского легиона).

Бюджетно-финансовая политика — это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Бюджетно-финансовая политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители — предприятия и правительство — готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.

Оно (государство) делает это с помощью мер бюджетно-финансовой политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги.

Например, путем уменьшения сбора налогов с населения можно повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы.

Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций — другого компонента совокупного спроса.

Третий компонент совокупного спроса — государственные закупки — государство, используя инструменты бюджетно-финансовой политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.

Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики — дискреционной и недискреционной (автоматической).

Первая — дискреционная форма бюджетно-финансовой политики — основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции. Дискреционная бюджетно-финансовая политика — сознательное изменение налогов и расходов, осуществляемое правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики.

Вторая — недискреционная форма бюджетно-финансовой политики — имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики реализуется с помощью «встроенных стабилизаторов», к которым относят систему прогрессивного налогообложения и систему социальных пособий. Так, в период процветания экономики вследствие роста доходов налоговые поступления автоматически возрастают (при прежних ставках), что, в свою очередь, сдерживает экономический подъем. В период спада при сокращении ВНП налоговые поступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают спад. Недискреционная бюджетно-финансовая политика основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер.

Финансовая политика государства. Фискальная политика

Финансы, которыми обладает государство, являются важным и эффективным рычагом воздействия на экономику.Финансы – это совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство и связанных с ними экономических отношений. Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет– основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Задачами финансовой политики являются:

ü обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

ü установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

ü организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

ü выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

ü создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду взаимо переплетающихся направлений. Среди них чаще всего выделяют две главных линии: фискальную и бюджетную политику.

Фиксальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.Фиксальная политика – это политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета, и планируемых изменений государственных расходов, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса.

Читать еще:  Структура государственных финансов

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Кпрямым относятся способыбюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощьюкосвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играетсистема налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная политика означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и увеличения темпов экономического роста, т.е. улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Однако все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов MG показывает, насколько возрастаетВНП в результате увеличения этих расходов на закупку товаров (G) и услуг и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MPS):

Мультипликационный эффект государственных расходов обусловлен тем, что их увеличение повышает доход и ведет к росту потребления. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Совокупный эффект от государственных расходов (увеличение ВНП) равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ∆ВНП = ∆G× MG.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Динамика налогов (∆Т), подобно государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPС) к предельной склонности к сбережению (MPS):

Мт = MPС/ MPS или Мт = ∆ВНП/∆Т.

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать.

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (∆ВНП = ∆G = ∆T).

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Автоматическая фискальная политикапозволяет относительно смягчить проблему длительных временных налогов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

• государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.

В целом встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетно-налоговых рычагов.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 3395 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector