Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что представляет собой финансовая система государства

Финансовая система государства

Финансы — совокупность всех экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств в стране. Финансы суть совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных пото­ков, являются: государство и его институты, фирмы и население.

Финансовая система — это совокупность всех взаимосвязан­ных финансовых структурных элементов. Структура финансовой системы включает в себя:

а) совокупность бюджетов всех уровней (государства, адми­нистративных единиц, местных органов власти);

б) внебюджетные фонды (социального, имущественного, лич­ного страхования);

в) валютные резервы государства;

г) денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных

субъектов и населения.

Функционирование финансовой системы предполагает два этапа:

1. Составление планов по расходованию и получению дохо­дов.

2. Организация движения самих денежных потоков.

Когда финансовая система ориентирована на достижение оп­ределенных целей на уровне государства, то речь идет о государс­твенной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта:

а) регулирование экономики с помощью доходов и расходов — фискальная политика;

б) регулирование бюджетных процессов (достижение бюд­жетного равновесия) — бюджетная политика.

Фискальная политика — это система регулирования экономи­ки посредством изменений государственных расходов и доходов. Она делится на два вида: дискреционная фискальная политика и автоматическая. Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование государством налогами и расхо­дами (например, ставками налогов, размерами пособий) в целях выравнивания экономической конъюнктуры (активная фискальная политика). Автоматическая фискальная политика проводится ав­томатически с помощью встроенных стабилизаторов (прогрессив­ной ставки подоходного налога, пособий по безработице и т.д.), это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Государственный бюджет — это финансовая программа де­ятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяют­ся: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепле­ние обороны и национальной безопасности.

В экономической литературе предлагается различная клас­сификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в то­варе или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной пла­ты)- Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, по­собия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).

Другая классификация госрасходов связана с институциональ­ным направлением: за основу берется их распределение по минис­терствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегча­ет контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.

На основе функционального принципа классификации расхо­ды группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приори­тетах экономической политики государства.

Расходы государства на хозяйственную деятельность приво­дят к мультипликационному росту чистого национального про­дукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых, внебюджетных или целевых фондов.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция государственных доходов:

— налоговые и неналоговые;

— обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, пе­риодические);

— от частного сектора и от государственного сектора.

В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора, делятся на средства, полученные от национального госу­дарства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Госу­дарственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, произ­водимых государственными предприятиями. Косвенный — предус­матривает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штра­фов и т.п.

Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самосто­ятельно распределять денежные средства. При фискальном феде­рализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финан­совых расходов.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридичес­ких лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая систе­ма—совокупность форм и методов сбора финансовых средств.

1. Система взимания налогов должна быть построена так, чтобы затраты государства на ее содержание, а также за­траты налогоплательщика, связанные с самой процедурой
выплаты, были максимально низкими.

2. Налоговое бремя не должно снижать экономическую ак­тивность налогоплательщика.

3. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы в наибольшей степени способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости.

4. Процесс налогообложения должен влиять на распределе­ние доходов в направлении обеспечения большей социаль­ной справедливости.

Читать еще:  Основными принципами финансовой деятельности государства являются

5. Комбинация налогов должна образовывать единую систе­му, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель.

6. При определении «налоговой платежеспособности» част­ных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

Основные виды налогов можно классифицировать по следую­щим пяти признакам.

1. По объектам налогообложения различают: а) налог на до­ходы, б) налог на имущество, в) налог на расходы покупателей оп­ределенных товаров и услуг.

2. По способам взимания налоги делятся на прямые (взима­ются непосредственно с получателей доходов или владельцев иму­щества: подоходный налог, налог на собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потре­бителей этих товаров при их продаже — акцизы и таможенные пош­лины).

3. По способу определения размера различают три основ­ные системы налогов: а) пропорциональными считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества; б) прогрессивными называют
налоги, ставка которых растет по мере роста доходов; в) регрес­сивными называют налоги, ставка которых снижается по мере рос­та доходов.

4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые сум­мы, выделяют общегосударственные и местные налоги.

5. По порядку использования различают общие налоги — пос­тупают в единую кассу государства, и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.

Рост чистого объема налоговых поступлений в государствен­ный бюджет расширяет возможности государственного инвес­тирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяет­ся как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений.

Однако государство не должно забывать о том, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у послед­них стимулы к капиталовложениям. Наглядно это отражает на гра­фике кривая Лаффера (рис. 3).

Рис. 3. Кривая Лаффера

Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства, а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают свое производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и поступления в бюджет совершенно прекращаются.

В Казахстане действуют следующие налоги, установленные Налоговым кодексом РК:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог.

8. Налог на транспортные средства,

9. Налог на имущество.

Кроме этих налогов в бюджет поступают 13 видов сборов, 9 различных плат, государственная пошлина и таможенные платежи.

Бюджетный процесс предполагает сбалансированное состоя­ние государственных доходов и расходов. Превышение государс­твенных расходов над доходами вызывает бюджетный дефицит по причинам:

а) возрастания роли государства в различных сферах жизни;

б) роста расходов на обеспечение национальной безопасности:

в) увеличения численности государственного аппарата;

г) колебаний хозяйственной конъюнктуры, периодических спадов и подъемов производства.

Способы погашения дефицита госбюджета:

1) дополнительная эмиссия денег;

2) увеличение налогов;

3) государственные займы, государственный кредит;

4) сокращение расходов.

В результате выпуска государственных займов и их размеще­ния государство привлекает временно свободные денежные средс­тва населения, банков, страховых и промышленных компаний. В результате образуется внутренний долг государства, погашаемый постепенно. В результате привлечения международного кредита образуется внешний долг государства.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

1. Необходимость обслуживания внешнего долга приводит к существенному сокращению возможностей потребления для населения данной страны.

2. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики.

3. Увеличение налогов для оплаты растущего государственно­го долга выступает в качестве антистимулятора экономи­ческой активности.

4. Государственный долг приводит к усилению неравенства в доходах.

Методические рекомендации к лекции

Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на составляющие экономической политики, ее содержание, основные приоритеты развития.

Выводы

Денежная система — форма организации денежного обраще­ния в каждой стране. Социальная политика- согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство. Мировое хозяйство — система национальных хозяйств, связанных между собой международным разделением труда, торгово-экономи­ческими, финансовыми, научно-техническими, политическими и дру­гими международными отношениями.

Данное хозяйство включает в себя как развитые, так и развива­ющиеся страны. Формирование мирового хозяйства началось од­новременно с возникновением товарного обмена

Тема 13. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Цель Рассмотреть роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.

Понятие финансовой системы государства. Экономические и организационные основы создания финансовой системы государства

Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия — финансы.

Финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений в ходе которых создаются и используются фонды денежных средств. Или другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Читать еще:  В составе государственных финансов выделяют

Финансовая система — это совокупность отдельных ее звеньев, имеющих особенности в создании и использовании фондов финансовых ресурсов, которые сосредоточены в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых инструментов, домохозяйств для финансового обеспечения экономических и социальных потребностей общества в целом, отдельных его слоев населения, хозяйственных структур, отдельных граждан. Иногда термин «финансовая система» может использоваться и в другом смысле, а именно как совокупность финансовых учреждений страны, но это не точное определение.

Основное отличие понятия «финансовая система» от финансов заключается в распределении совокупности финансовых отношений на звенья. Исходя из того, что финансовые отношения представляют собой базисные отношения, неправомерно включать в понятие финансовой системы только органы управления финансовыми отношениями, потому что это отношения надстройки.

Кроме того, к управлению финансами привлечены не только «финансовые учреждения государства», но и органы законодательной и исполнительной власти, широкий перечень министерств и ведомств, предприятия, учреждения, организации.

В странах рыночной экономики различают государственные и частные финансы, которые в свою очередь разделяются на:

• финансы государственных предприятий,

• финансы частных предприятий,

Финансовые системы государств с развитой экономикой включают в свой состав только государственные финансы.

Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложная многоплановая звено финансовой системы. Государственные финансы включают: государственный и местный бюджеты, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности, государственный кредит, держане личное и имущественное страхование.

Финансовая система Украины в современном виде существенно отличается от финансовых систем других стран:

1. В распределении финансовых ресурсов приоритет отдается общегосударственным финансам,

2. Финансовая деятельность государственных предприятий не всегда соответствует принципам предпринимательства,

3. Негосударственный сектор экономики находится на стадии развития,

4. Финансы домашних хозяйств до последнего времени не отделялись.

Особый интерес представляют финансы домашних хозяйств. Том, что структура доходов и расходов семей является отражением уровня экономического развития страны. Превышение доходов над расходами дает возможность осуществления накопления, инвестиции, вкладывать деньги в кредитные и страховые фонды, заниматься предпринимательством.

Построение финансовой системы государства строится на принципах:

1. Распределение финансовых ресурсов на централизованные и децентрализованные, то есть ресурсы, принадлежащие всей стране и отдельным товаропроизводителям.

2. Независимости, то есть сами формирует свою независимую финансовую систему, опирающуюся на централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов.

3. Принцип самостоятельности каждого звена финансовой системы.

Этот принцип реализуется на основе самофинансирования, и самокерування.

Самофинансирования предполагает, что производственная и социальная деятельность предприятий, регионов и государства в целом осуществляется за счет соответственно закрепленных за ними средств (ресурсов)

Самоуправление предусматривает, что Советы народных депутатов, предприятия и другие юридические лица, в распоряжении которых находятся соответствующие фонды финансовых ресурсов, самостоятельно решают все вопросы, связанные с использованием средств этих фондов.

4. Принцип единства заключается в том, что все звенья финансовой системы связаны собой через систему финансовых отношений по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

5. Принцип гласности. При формировании централизованных финансовых ресурсов этот принцип обеспечивается публикацией средства массовой информации о доходах и расходах государства. Вопросы формирования и использования фондов финансовых ресурсов предприятий, объединений и организаций решаются советами трудовых коллективов, указанные в Уставе, трудовом договоре.

6. Принцип социальной справедливости находит свое выражение в обеспечении равных прав всех граждан государства при налогообложении, пенсионном обеспечении, распределение и использование прибыли предприятий и тому подобное.

7. Административно-территориальный принцип, присущий в большей степени централизованным финансам (построение бюджетной системы страны).

ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Читать еще:  К государственным финансам относятся

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector