Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансирование государственных органов власти

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Финансовые ресурсы органов государственной власти

Формирование бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и внебюджетных фондов осуществляется посредством мобилизации различных доходов и поступлений, а также за счет денежных накоплений. Таким образом, в составе государственных и муниципальных финансовых ресурсов выделяют:

  • — государственные и муниципальные доходы;
  • — поступления из источников финансирования дефицитов бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • — государственные и муниципальные денежные накопления.

Основу финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления составляют государственные и муниципальные доходы. Государственные и муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и во внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

В Российской Федерации государственные доходы представлены доходами федерального бюджета, доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, доходами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и доходами территориальных государственных внебюджетных фондов. Различные методы мобилизации государственных доходов позволяют выделить в их составе налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Наибольший удельный вес в объеме государственных доходов занимают налоговые доходы.

Муниципальные доходы в Российской Федерации представлены доходами местных бюджетов и также включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Наряду с государственными и муниципальными доходами государственные и муниципальные финансовые ресурсы формируются за счет поступлений из источников финансирования дефицитов бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления — денежных средств, зачисляемых в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления на возвратной и возмездной основе, а также поступающих от продажи отдельных видов государственного и муниципального имущества. Привлечение данных средств осуществляется в случае превышения расходов бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления над их доходами, т.е. при наличии дефицита соответствующего бюджета, а также при необходимости погашения государственного и муниципального долга.

В Российской Федерации к поступлениям из источников финансирования дефицитов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов относятся поступления от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг, кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты, а также средства от продажи государственного и муниципального имущества (акций и иных форм участия в капитале и др.). При этом на финансирование дефицита федерального бюджет и бюджетов субъектов Российской Федерации могут привлекаться как внутренние (в валюте Российской Федерации), так и внешние (в иностранной валюте) источники, а на финансирование дефицита местных бюджетов — только внутренние источники.

Государственные и муниципальные доходы и поступления, не использованные в текущем финансовом году, образуют государственные и муниципальные денежные накопления. В качестве государственных и муниципальных денежных накоплений выступают остатки средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и внебюджетных фондов, которые могут использоваться для финансирования расходов и погашения долговых обязательств в последующие финансовые периоды, а также размещаться в финансовые активы.

Финансирование органов государственной власти РФ

Особенности финансов учреждений здравоохранения.

Особенности финансов бюджетных учреждений в сфере культуры

К сфере культуры относят отрасли деятельности, направленные на удовлетворение общественно необходимых и индивидуальных культурных потребностей населения. Сферу культуры образуют учреждения культурно-досуговой и концертно-цирковой деятельности, театры, кино- и видеопроизводство, радио- и телевещание, книгоиздание, реставрация памятников культуры и искусства, историко-архивная деятельности, краеведение.

Культура, как и образование, финансируется из средств госбюджета. Однако эта отрасль обладает значительным коммерческим потенциалом, умелое использование которого позволит значительно увеличить объемы собственных ресурсов.

Сумма бюджетных средств на финансирование культуры определяется исходя из заданного процента от общей суммы расходов бюджета. На культуру ежегодно должно направляться не менее 2% расходной части федерального бюджета и 6% средств территориальных бюджетов. Бюджетные ассигнования выделяются по целевому назначению и направлены на финансирование капитальных вложений, для реализации целевых и тематических программ, социально-творческих заказов.

Финансирование культуры осуществляется по аналогичной схеме с финансированием образования.

Наибольшие сложности по определению объемов предстоящих расходов наблюдаются при финансировании музеев, т.к. это вызвано непредсказуемостью затрат, размер которых не поддается нормированию. Величина этих расходов планируется статистико-аналитическим методом. Музеи составляют отдельно смету доходов и расходов по денежным средствам, которые образуются за счет входной платы, согласуя их распределение по предметным статьям с учредителем.

Объекты культуры могут финансироваться из федерального бюджета, перечень которых устанавливается постановлением Правительства РФ. В его состав включены музеи, библиотеки, театры, имеющие особую культурную значимость для России. Аналогично устанавливается перечень объектов культуры, финансируемых из бюджетов субъектов РФ.

Основная сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет муниципальных бюджетов.

Здравоохранение Российской Федерации состоит из государственного, муниципального и частного секторов. К государственному сектору относятся медицинские учреждения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов. Большая часть медицинских учреждений страны относится к муниципальному сектору и находится в собственности муниципальных образований.

В современном мире в настоящее время имеются три модели финансового обеспечения здравоохранения:

1. Бюджетно-страховая модель, в рамках которой здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель используется большинством стран Европы (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).

2. Бюджетная модель, в рамках которой финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).

3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг, а также за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 года в нашей стране при финансировании здравоохранения применялась бюджетная модель. В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан» с целью обеспечения интересов населения в охране здоровья в стране была введена система обязательного медицинского страхования. Наряду с этим Закон предусмотрел создание системы добровольного медицинского страхования, основанного на принципе расчета риска и частного финансирования предоставляемых в рамках этих программ медицинских услуг.

Таким образом, в настоящее время в России финансовые ресурсы здравоохранения образуются за счет сочетания следующих источников:

1) средств государственного бюджета;

2) средств системы обязательного медицинского страхования;

3) средств домохозяйств;

4) средств добровольного медицинского страхования.

Управление финансами здравоохранения осуществляется на федеральном уровне Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, на уровне субъектов федерации — органами здравоохранения исполнительной власти этих территорий, региональными фондами ОМС, на муниципальном уровне — органами здравоохранения местного самоуправления.

Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов, соответственно, финансируются республиканские, краевые, областные медучреждения. Наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты, за счет которых финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Для обеспечения гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения постановлением Правительства РФ в 1998 году была утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Фондом обязательного медицинского страхования. Эта Программа устанавливает базовый перечень видов и нормативных показателей объема медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, а также базовую программу обязательного медицинского страхования. В Программу ежегодно вносятся коррективы, исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей.

Источником финансирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) являются взносы работодателей на страхование работающего населения и бюджетные платежи на страхование неработающего населения. Размер страхового взноса на ОМС определен Законом о едином социальном налоге и установлен в размере 3,6% к величине начисляемой оплаты труда. Управление средствами обязательного медицинского страхования осуществляется системой фондов ОМС и страховщиками.

Читать еще:  Государственная финансовая политика россии

В систему фондов ОМС входят:

1. Федеральный фонд ОМС (ФФОМС).

2. Территориальные фонды ОМС (ТФОМС).

Основными функциями территориальных фондов ОМС являются:

— аккумулирование финансовых средств на ОМС;

— финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного медицинского страхования;

— осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Основными источниками финансирования фондов ФОМС являются:

— страховые взносы хозяйствующих субъектов;

— ассигнования из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ ОМС;

— добровольные взносов юридических и физических лиц;

— доходы от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Государственная власть в России состоит из законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в РФ возглавляется двухпалатным Федеральным собранием, представленным государственной Думой и Советом Федерации. Исполнительную власть на территории всей страны осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. Судебную систему РФ составляют действующие в РФ федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи субъектов РФ.

Первым разделом функциональной классификации расходов федерального бюджета являются расходы на государственное управление, в составе которых приводятся статьи, связанные с содержанием главы государства, федеральных органов законодательной власти, Правительства РФ, деятельности финансовых и налоговых органов, прочие расходы.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ органы государственного управления разрабатывают смету расходов соответствующего уровня бюджета, в которой отражаются объем, целевое направление поквартальное распределение выделяемых из бюджета средств. Бюджетная смета органов государственной власти включает по текущим расходам следующие целевые статьи расходов:

1. Оплата труда государственных служащих.

2. Начисления на заработную плату.

3. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов, где отражаются расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, канцелярских и хозяйственных принадлежностей, инвентаря и обмундирования, продуктов питания.

4. Командировки и служебные разъезды.

5. Оплата транспортных услуг.

6. Оплата услуг связи.

7. Оплата коммунальных услуг.

8. Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы.

По капитальным расходам основной целевой статьей расходов являются капитальные вложения в основные фонды.

Существенное место в расходах на содержание аппарата управления занимают государственные должности и государственные оклады. В соответствии с Законом «Об основах государственной службы РФ» государственные должности подразделяются на категории «А», «Б», «В». К категории «А» относятся государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководители органов власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи. Государственные должности категорий «Б» и «В» подразделяются на 5 групп.

Оплата труда федеральных государственных служащих состоит из денежного содержания, включающего должностной оклад, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премии по результатам работы. При этом ежемесячные надбавки к должностному окладу дифференцируются в разрезе квалификационных разрядов. Ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы также подразделяются по группам (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие группы) государственных должностей.

Финансирование Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов. Объем бюджетного финансирования указывается отдельными строками в федеральном бюджете.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое бюджетная организация?

2. Какие признаки присущи бюджетным организациям?

3. Каковы главные особенности финансов бюджетных учреждений?

4. Перечислите принципы организации финансов бюджетных учреждений?

5. Каким образом строятся финансовые отношения бюджетных учреждений с Федеральным Казначейством и кредитно-банковскими организациями?

6. Какие финансовые органы осуществляют контроль за финансами бюджетных учреждений?

7. За счет каких источников образуются финансовые ресурсы бюджетных учреждений?

8. Как образуются финансовые ресурсы бюджетных организаций?

9. Каким образом осуществляется планирование расходов в бюджетных организациях?

10. Как осуществляется финансирование образовательных учреждений?

11. Как осуществляется финансирование научных организаций?

12. В чем заключаются особенности финансов бюджетных учреждений в сфере культуры?

13. Как образуются и используются финансы учреждений здравоохранения?

14. Каким образом происходит финансирование фондов обязательного медицинского страхования?

15. Что собой представляет добровольное медицинское страхование?

16. Как осуществляется финансирование органов государственной власти РФ?

Органы государственной власти РФ и источники их финансирования

1. В чем заключается экономическое содержание финансовых ресурсов бюджетных организаций?

2. Каков состав финансовых ресурсов бюджетных организаций?

3. Каковы принципы организации бюджетного финансирова­ния?

4. В чем заключаются особенности предоставления бюджетных средств бюджетных организаций?

5. Каковы этапы санкционирования бюджетных расходов?

6. В чем заключаются особенности финансирования медицин­ских организаций из территориальных фондов обязательного ме­дицинского страхования?

7. Каков состав собственных средств бюджетных организаций?

ФИНАНСЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Органы государственной власти РФ и источники их финансирования

Деятельность государства носит целенаправленный характер. Реализация государственных функций осуществляется государ­ственными и негосударственными органами, образующими в со­вокупности государственный механизм. Последний олицетворя­ет государство в целом, выступая его реальным материальным воплощением. Следовательно, без государственного механизма не может быть государства. Понятие «государственный механизм» в отечественной юридической науке зачастую отождествляют с ка­тегорией «аппарат государства». С этой точкой зрения нельзя со­гласиться, ибо механизм государства включает наряду с государ­ственным аппаратом государственные предприятия и учреждения, политические партии, негосударственные органы правосудия. Таким образом, понятие государственного аппарата является бо­лее узким, состоящим из специально создаваемых для управлен­ческой деятельности государственных органов. Однако им не под силу решение комплекса проблемных вопросов, стоящих перед современным государством, что предопределяет создание различ­ных элементов государственного механизма.

Под государственным аппаратом понимают совокупность ор­ганов и должностных лиц, посредством которых реализуются уп­равленческие функции государства. Формирование государствен­ного аппарата происходит путем создания органов государствен­ной власти (государственных органов), деятельность которых непосредственно обеспечивает реализацию функций государства.

Государственный орган — относительно самостоятельное зве­но государственного аппарата. Оно создается государством с це­лью осуществления определенного вида государственной деятель­ности.

Государственная власть в России в соответствии со ст. 10 Кон­ституции РФ состоит из законодательной, исполнительной и су­дебной. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, другими законода­тельными актами.

Впервые юридическое закрепление принцип разделения влас­тей получил в Конституции США в 1787 г. В ней устанавливалась система органов государства с разделением властных полномочий (президент, конгресс, суды). Каждая ветвь власти самостоятель­но осуществляла деятельность в пределах предоставленной ком­петенции. Так, конгресс занимался законодательной деятельнос­тью, президент — исполнительной, а суды — в сфере правосудия.

Законодательная власть в РФ возглавляется двухпалатным Фе­деральным Собранием, представленным Государственной Думой, разрабатывающей и принимающей законы, и Советом Федерации, одобряющим их. Исполнительную власть на всей территории Рос­сийской Федерации в соответствии с Конституцией РФ осуществ­ляет Президент РФ и Правительство РФ. Структура Правитель­ства РФ представлена Председателем, его заместителями, феде­ральными министрами, Аппаратом Правительства, возглавляемым Руководителем Аппарата в ранге заместителя Председателя Пра­вительства или федерального министра.

Исполнительная власть субъектов РФ устанавливается субъек­тами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституци­онного строя РФ и общими принципами организации представи­тельных и исполнительных органов государственной власти, оп­ределенными ст. 77 Конституции РФ.

Судебная власть в Российской Федерации установлена Консти­туцией РФ и федеральными конституционными законами. Судеб­ная власть в РФ — самостоятельная и независимая ветвь публичной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Основной функцией судебной власти является правоохранительная функция, а главным способом ее реализации — правосудие. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданско­го, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ — система судов, построенная в соответ­ствии с их компетенцией, задачами и целями, определенными законодателем. Судебную систему составляют действующие в РФ федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. В ст. 4 Федерального закона «О судебной системе РФ» к федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды рес­публик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, рай­онные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Читать еще:  Основной целью государственного финансового контроля является

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, феде­ральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъек­тов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Суды субъектов Российской Федерации со­стоят из: конституционных (уставных) судов субъектов Россий­ской Федерации, мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систе­му с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору РФ. Назначение Генерального прокурора РФ и освобождение его от должности осуществляет Совет Феде­рации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокуро­ром РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры субъек­тов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Россий­ской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности. На Прокуратуру РФ возложен высший надзор за точным и единооб­разным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, организациями, должностными лицами и гражданами. Финанси­рование единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры возложено на федеральный бюджет РФ.

В ст. 84 БК РФ записано, что исключительно из федерального бюджета РФ финансируются расходы на обеспечение деятельно­сти Президента, законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.

Первым разделом функциональной классификации расходов федерального бюджета являются расходы на государственное и местное самоуправление, а вторым и пятым, соответственно, финансирование судебной власти, правоохранительной деятель­ности и обеспечения безопасности государства. В последнем раз­деле выделено финансирование органов прокуратуры.

В целом практика бюджетного финансирования государствен­ных органов власти проводится по смете расходов, составляемой на основе экономической классификации расходов бюджетов РФ. В ней содержатся предметно-целевые статьи и виды расходов. В связи с этим рассмотрим планирование расходов на содержа­ние органов государственного управления.

Планирование расходов на содержание органов государственного управления

Наличие специфической управленческой деятельности государ­ства обусловило появление в федеральном бюджете расходов на управление. Данные расходы выступают материально-финансовой базой деятельности государственных органов, осуществляющих руководство экономикой.

В соответствии с БК РФ органы государственного управления, как и любое бюджетное учреждение, разрабатывают смету расхо­дов соответствующего уровня бюджета. В ней отражается объем, целевое направление и поквартальное распределение выделяемых из бюджета средств. При этом на каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений, финансируемых из бюджета, включают оди­наковое количество предметно-целевых статей. По собственным доходам бюджетных организаций составляется другая смета.

Эффективная деятельность аппарата государственного управ­ления определяется уровнем общего образования, профессиональ­ной подготовкой кадров, применением электронно-вычислитель­ной техники, включая и правовое регулирование административ­но-управленческих расходов.

Расходы на содержание всех органов государственного управ­ления РФ лимитируются государством. Президент РФ и Прави­тельство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе РФ, в других регионах, в системе местного самоуправления лимити­рование расходов на управление регламентировано соответству­ющим законодательством.

Первым разделом функциональной классификации расходов федерального бюджета являются расходы на государственное уп­равление, в составе которых приводятся статьи, связанные с со­держанием главы государства, федеральных органов законодатель­ной власти, Правительства РФ, деятельности финансовых и на­логовых органов, прочие расходы. Проанализируем размеры этих расходов в федеральном бюджете РФ за 2000–2003 гг. (табл. 6.1).

Дата добавления: 2014-12-19 ; просмотров: 46 | Нарушение авторских прав

Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией субъекта РФ.

Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1.Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ;

в) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

2.Законом субъекта РФ:

а) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

к) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта РФ и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта РФ;

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ;

3. Постановлением законодательного органа государственной власти субъекта РФ:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, оформляется согласие на их назначение на должность;

в) назначаются выборы в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта РФ;

г) назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие;

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

Органы исполнительной власти субъектов РФ: правовой статус, структура, функции

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией субъекта РФ

В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов;

Читать еще:  Основные принципы финансовой деятельности государства

3)центральные и отраслевые органы исполнительной власти

4) территориальные органы федеральных министерств и ведомств

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

— по вертикали — одноименному федеральному министерству

-по горизонтали — высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции РФ следует выделить два вида органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Органы, входящие в единую систему органов исполнительной власти вместе с федеральными органами исполнительной власти по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения России и ее субъектов;

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам «исключительного» ведения субъектов

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

— по вертикали — одноименному федеральному министерству

-по горизонтали — высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.

Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.

В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства:

1. правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти

2. правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации.

В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства. Заместители председателя правительства и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих отраслевых министерств, госкомитетов, департаментов или территориальных органов исполнительной власти (в некоторых областях и городах федерального значения). Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа государственной власти.

Основные функции современной исполнительной власти:

1.исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2.«правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3.социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4.функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5.регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование;

6.нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов; 7.право-охранительная, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы – это финансовые отношения, которые возникают в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их расходования на удовлетворение социальных нужд общества, обеспечение бесперебойной работы экономики, финансирование национальной обороны и других расходов государства и муниципальных образований.

Особое назначение в финансовой системе уделяется государственным и муниципальным финансам, данный факт обусловлен их своеобразными функциями – снабжать органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимой для бесперебойной работы. С помощью этих финансов органы местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, влияют на многие отрасли экономики и разглаживание отличий в социальных уровнях отдельных территорий.

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов.

Факторы влияющие на организацию государственных и муниципальных финансов

  • Форма государственного устройства. К примеру, для унитарных форм, характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов по сравнению с федеративным государством.
  • Особенности административно-территориального устройства государства, которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.
  • Особый статус отдельных территориальных образований. Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испания и др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.

Принципы равноправия субъектов, которые закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации, не предусматривает различий в объёме полномочий, возлагаемых на органы власти республик, краёв, автономных округов, городов федерального назначения. В свою очередь, для муниципальных образований законодательство предусмотрело возможность установления особого режима функционирования.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения многих задач и функций. При помощи средств бюджетов обеспечиваются многие процессы: социальные, экономические, развитие научно-технического прогресса и др. Образование внебюджетных фондов связано, прежде всего, с появлением потребности у государственной власти и местного самоуправления в значительных объёмах. При помощи внебюджетных фондов обеспечивается финансирование таких мероприятий за счёт предназначенных средств, которые используются по целевому назначению.

Финансовые ресурсы, образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов – это доходы, накопления, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, предназначенных для решения вопросов, отнесённых к их компетенции.

Государственные и муниципальные доходы

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в бюджеты разных уровней на основание действующего законодательства.

При этом данные средства, которые начисляются в бюджеты соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов в виде денежных средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Муниципальные доходы – это денежные средства, зачисленные в бюджеты муниципальных образований, в соответствие с решениями органов местного самоуправления и законодательством государственной власти.

Мобилизация доходов в бюджеты разных уровней осуществляется за счёт налоговых поступлений, неналоговых и безвозмездных перечислений. Наибольшая доля поступлений приходится на налоговые начисления.

Финансирования расходной части бюджетов, осуществляются за счёт поступлений из источников, предназначенных для балансировки дефицита бюджета. Финансирование дефицита бюджета происходит из привлечённых средств, в форме займа, при помощи размещения государственных ценных бумаг и полученных кредитов. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуется за счёт поступлений текущего финансового года.

Эти накопления проявляются в остатках средств на счетах бюджетов на начало года. ВВП является источником формирования государственных финансовых ресурсов, также такими источниками являются поступления от внешнеэкономической деятельности и части национального богатство, к примеру, доходы от продажи земли, нематериальных активов и др.

Использование финансовых ресурсов проявляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые государством из бюджетов определённых уровней на финансовое обеспечение, наложенных функций и задач.

Муниципальные расходы – это те же денежные средства, направляемые из бюджетов соответствующих уровней на решение проблем местного назначения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector